ЗАДАНИЯ С МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
© Жуйкова Т.П.*
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
В статье рассматривается одна из важных проблем, математической подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Дана характеристика математических заданий на освоение счета, формы, величины, пространства и времени.
Ключевые слова: нарушение речи, математическая терминология, математические понятия, активизация словарного запаса.
Известно, что в математике при описании свойств предметов и их отношений требуются точные слова - термины. Используемые на занятиях по математике обороты отличаются строго заданным порядком сочетаний слов. Доказано, что для успешного усвоения счетных операций необходимо овладеть определенным лингвистическим уровнем. Чтобы воспринимать определения, ребенок должен овладеть необходимым запасом слов, понять их значение, точно определить характер логико-грамматических связей между словами и предложениями. Сформированное^ лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важной и при решении арифметических задач. Анализируя текст задачи, ребенок должен установить зависимости между данными задачи, выделить их логические связи.
Установлено, что нарушения развития речи значительно осложняют обучение математике. Т.В. Ахутина [1], Л.Б. Баряева [2], А. Гермаковская [3], Р.И. Лалаева [4], А.Р. Лурия, С.Ю. Кондратьева [5], О.Б. Обухова[6], Л.С. Цветкова и др. отмечают влияние нарушений речевого развития на процесс понимания и решения арифметических задач.
Проанализировав источники (Л.Б. Баряевой, С.Ю. Кондратьевой, А.В. Ка-линченко [7], А.В. Белошистой [8], С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной [9] и др.) мы осуществили подбор заданий с математической терминологией.
Задание № 1 «Фигуры».
Автор: Т.А. Алтухова.
Цель: расширение словаря и уточнение названий геометрических форм.
* Доцент кафедры Дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
Коррекционная педагогика
59
Инструкция: Назови геометрические фигуры, которые нарисовал художник. Рассмотри внимательно игрушки. На какую фигуру похожа каждая игрушка? Раскрась игрушку и фигуру, на которую она похожа, одним цветом.
Задание № 2 « Предлоги».
Автор: Т.А. Алтухова.
Цель: развитие пространственных представлений, активизация словарного запаса.
Инструкция: Подбери нужные предлоги.
Рис. 3
60
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Задание № 3 «Математическое сито».
Авторы: Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева.
Цель: Развивать умения сравнивать математические задания, классифицировать математические термины, выделять существенные характеристики математических понятий, лежащие в основе определений, умение свободно пользоваться знаниями и умениями в новых учебных ситуациях.
Инструкция: логопед кладет перед ребенком карточку 1 и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови эти цифры. Выбери и запиши те, которые: относятся к первому десятку; ко второму десятку; больше 10, но меньше 20. Карточка: с числами 3, 13, 4, 14, 6, 16, 8, 18». Далее педагог предлагает ребенку карточку 2 и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови эти цифры. Выбери и запиши числа по порядку.
Задание № 4 «Рожицы».
Автор: А.В. Белошистая.
Цель: формирование навыка визуального анализа, счета предметов. Инструкция: «Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается? Сколько всего фигурок?»
Задание № 5 «Треугольник».
Автор: А.В. Белошистая.
Цель: развивать навык выделения фигуры из композиции, навык счета, активизация названий геометрических фигур.
Инструкция: «На этом рисунке спрятано несколько треугольников, найди, посчитай и покажи их».
Материал: карточки с числами: 1) 1, 2, 6, 8, 12, 18, 20.
2) 3, 13, 4, 14, 6, 16, 8, 18.
1 23415
Рис. 4
Рис. 5
Коррекционная педагогика
61
Задание № 6 « Овощи».
Автор: Н.А. Егорова.
Цель: расширение и уточнение словаря признаков предметов, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Инструкция: Соедини линией каждый овощ и ту геометрическую фигуру, на которую он похож. Назови каждый овощ ласково.
Рис. 6
Задание № 7 «Посуда».
Автор: А.В. Калинченко.
Цель: расширение, активизация словарного запаса и уточнение предметного словаря.
Инструкция: Назови посуду, которая «спряталась» на рисунке.
Задание № 8 «Часы».
Автор: А.В. Калинченко.
Цель: развитие временных представлений, мелкой моторики. Инструкция: Рассмотри картинку и запиши в рамочках, какое время показывают часы. Дорисуй стрелки так, что бы часы показывали время, указанное в рамочках.
62
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Рис. 8
Рис. 9
Задание № 9 « Цифры».
Автор: С.Ю. Кондратьева.
Цель: развитие навыков счета, активизация словарного запаса. Инструкция: Соедини цифры с их названиями.
Рис. 10
Коррекционная педагогика
63
Задание № 10 «Зверушки».
Автор: Н.Л. Кутявцева.
Цель: развитие навыков счета, мелкой моторики, активизация словарного запаса.
Инструкция: раскрась рисунки, следуя указаниям.
Мы предполагаем, что данные задания с математической терминологией будут эффективны для активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и могут быть использованы в работе такими специалистами, как: логопедами, педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений.
Список литература:
1. Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. - М., 2008.
2. Баряева Л.В., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. - СПб.: КАРО, 2007.
3. Гермаковская А. Нарушения в овладении математикой (дискальку-лии). Диагностика, профилактика и коррекция. - М., 2006.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб., 2006.
5. Кондратьева С.Ю. Логопедическая работа по профилактике дискаль-кулии у дошкольников. - М., 2006.
6. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 2005.
7. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи: метод. пособие. - М., 2005.
64
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
8. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание. - 2003.
9. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. - М.: ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
УЧАСТИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
© Поселенов А.В.*
Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья,
г. Волжский
В статье представлен опыт работы автора статьи по организации участия учеников в процессе оценки их знаний, умений и навыков на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Ключевые слова трудовое обучение, оценочный калькулятор, самостоятельная работа, коррекционное образование, развитие речи.
Урок труда в коррекционной школе VIII вида обязательно включает в себя этап практической работы учащихся, в ходе которой они выполняют задания по обработке материала ручными инструментами. В силу ряда объективных причин, практическая работа даётся ученикам нелегко, тяжёлые психофизиологические дефекты детей, усугубляющиеся с каждым новым поколением воспитанников, не позволяют изготавливать на уроках объекты труда высокого уровня сложности, лишь немногие учащиеся способны производить работы на высоком уровне качества.
Для успешности и результативности образовательного процесса очень важно, чтобы в обучении были задействованы все основные сенсорные системы человека - визуальная, слуховая и кинестетическая. Поэтому педагогам приходится искать способы активизации внимания и памяти учеников, находить пути преодоления психических и физических дефектов, придумывать новые приёмы работы с инструментами.
В вышеописанном контексте организация самостоятельной работы на уроках трудового обучения - один из важнейших этапов урока труда, качественная организация которого позволяет существенно повысить эффективность урока. Результативность самостоятельной работы детей зависит от очень многих факторов - подбора объектов труда, темпа урока, методов ор-
Учитель.