Научная статья на тему 'Современные подходы к определению понятия «Математическое развитие детей дошкольного возраста»'

Современные подходы к определению понятия «Математическое развитие детей дошкольного возраста» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7743
1121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОДХОДЫ / MATHEMATICAL DEVELOPMENT / MATHEMATICAL REPRESENTATIONS / PRESCHOOL CHILDREN / APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турова Ирина Валерьевна

В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «математическое развитие детей дошкольного возраста». Автором обосновываются и предлагаются уточнения этого понятия в аспекте введения дополнительных параметрических характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO DEFINING THE CONCEPT OF «MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN»

The paper considers the main approaches to defining the concept of «mathematical development of preschool children». The author substantiates and offers the detailing of the concept in terms of the introduction of additional parametric characteristics.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению понятия «Математическое развитие детей дошкольного возраста»»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

MODERN APPROACHES TO DEFINING

THE CONCEPT OF «MATHEMATICAL DEVELOPMENT

OF PRESCHOOL CHILDREN»

И.В. Турова I.V. Turova

Математическое развитие, математические представления, дети дошкольного возраста, подходы. В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «математическое развитие детей дошкольного возраста». Автором обосновываются и предлагаются уточнения этого понятия в аспекте введения дополнительных параметрических характеристик.

Mathematical development, mathematical representations, preschool children, approaches. The paper considers the main approaches to defining the concept of «mathematical development of preschool children». The author substantiates and offers the detailing of the concept in terms of the introduction of additional parametric characteristics.

Актуальность изучения проблем математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средством интеллектуального развития ребенка, его логического мышления, познавательных и творческих способностей, расширяет возможности его успешной адаптации к ускоряющимся процессам информатизации общества, поэтому математическому развитию отводится особая роль.

Несмотря на то что проблема математического развития детей дошкольного возраста в последние десятилетия активно изучалась в российской педагогике, до сих пор не сложилось целостное, системное понимание математического развития детей дошкольного возраста.

Понятие «математическое развитие детей дошкольного возраста» является сложным, комплексным и многоаспектным. Рассмотрим его психологический и методический аспекты.

Данное понятие иерархически следует из понятия «развитие». Это философская катего-

рия, выражающая процесс движения, изменения целостных систем. К основным характе-рис-тикам развития относят возникновение качественно нового объекта или его состояния, направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность или цикличность формы, развертывание во времени [Петрова, 2013, с. 27].

Также развитие характеризуется как изменение, представляющее собой переход качества от простого к сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно таким процессам, как регресс и деградация. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым [Дмитренко, 2014, с. 226].

В психологии развитие рассматривается как качественный переход от простого к сложному,

от низшего к высшему, в процессе которого происходит формирование психологических новообразований. При этом, по Л.С. Выготскому, становление высших психических функций идет по линии развития произвольности и осознанности [Выготский, 2005, с. 213].

Именно эти особенности характеризуются развитием высших психических функций под влиянием специально организованного обучения, при этом у ребенка формируются умения самостоятельно учиться. Если вначале ребенок учится неосознанно и непроизвольно, то в ходе специально организованной учебной деятельности он приходит к осознанию и произвольности процесса учения, учится владеть и управлять этим процессом. Наличие такого умения является важнейшим признаком сформированности учебной деятельности. Таким образом, в процессе математического развития ребенка должно происходить движение его психического развития в сторону произвольности, осознанности и управляемости. Однако понятие «математическое развитие» имеет специфические характеристики, чем и отличается от общепсихологического понятия развития психики ребенка.

В педагогической литературе по проблеме математического развития детей дошкольного возраста чаще всего можно встретить такое определение: «математическое развитие детей дошкольного возраста - это процесс качественного изменения в познавательной деятельности личности, который происходит в результате формирования элементарных математических представлений и понятий» [Формирование..., 2009, с. 24].

В свою очередь, Е.И. Щербакова в определении понятия добавляет такие характеристики, как «изменение в формах познавательной активности ребенка» в результате формирования «логических операций» [Щербакова, 2000, с. 22].

Э.Р. Минибаева в исследовании, так же как и Е.И. Щербакова, говорит про качественные изменения в формах познавательной активности ребенка и рассматривает, в результате чего эти изменения происходят, а именно: в результате формирования математических представлений

и понятий (количество, число, множество, подмножество, величина, мера, форма предмета); ознакомления с математическими зависимостями и отношениями (между множествами, свойствами геометрических фигур, величиной, мерой и результатом измерения); овладения математическими действиями (счет, измерения, вычисления, наложение, приложение, сравнение) [Минибаева, 2004, с. 39].

Л.В. Воронина, раскрывая понятие «математическое развитие детей дошкольного возраста», вводит такую характеристику, как «качественные изменения в познавательной деятельности личности», происходящие в результате «формирования математических представлений (о количестве, числе, счете, вычислениях, алгоритме, о величине, форме, пространстве), развития математических видов деятельности (счетной, вычислительной, измерительной) и логических приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, сериация, классификация и др.)» [Воронина, 2011, с. 34].

В.В. Абашина в исследовании рассматривает данное понятие в контексте процесса качественных изменений в интеллектуальной сфере личности, которые происходят в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий [Абашина, 1998, с. 31].

Н.В. Микляева под математическим развитием понимает последовательные, прогрессирующие существенные изменения в интеллектуальной сфере личности ребенка, ведущие к математическому познанию действительности, и формирование математического стиля мышления. При этом цель методической системы развития математических представлений рассматривается как интеллектуальное развитие личности ребенка в процессе обучения элементам математики, а обучение становится условием развития и управляемым процессом, связанным с активным формированием познавательной деятельности и логических операций [Микляева Н.В., Микляева Ю.В., 2014, с. 18].

Некоторые авторы связывают математическое развитие с формированием и развитием определенного стиля мышления ребенка-

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

дошкольника. Так, например, А.В. Белошистая под математическим развитием детей дошкольного возраста понимает целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных (базовых) свойств и качеств математического стиля мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности. По мнению автора, благодаря этому возможно реальное осуществление непрерывности математического образования, его преемственности и повышения качества математической подготовки ребенка дошкольного возраста [Белошистая, 2003, с. 56].

Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что на сегодняшний день существуют различные подходы к определению понятия «математическое развитие». Среди них также:

1. Понятие «математическое развитие» ребенка отождествляют с понятием «математическое образование». Математическое развитие детей рассматривается как следствие обучения математическим знаниям. Если бы дынный подход был верен, то достаточно было бы отобрать круг математических знаний, которые мы хотим сообщить ребенку, подобрать соответствующие методы обучения, чтобы сделать этот процесс реально продуктивным, т.е. получить в результате высокое математическое развитие у всех детей. Связь между содержанием обучения и процессом математического развития ребенка, несомненно, существует, но ее нельзя считать достаточным условием для обеспечения математического развития ребенка (А.М. Леушина, Л.С. Метлина, Л.В. Воронина и др.).

2. Понятие «математическое развитие» ребенка отождествляют с понятием «развитие математических способностей». Однако не всякое обучение математике стимулирует развитие математических способностей и способности в значительной степени обусловлены задатками человека, его внутренним индивидуально-психологическим потенциалом (Т.Б. Чеботарев-ская, Е.А. Носова, А.В. Белошистая и др.).

3. Понятие «математическое развитие» ребенка отождествляют с понятием «умственное развитие», которое во многом сводится к формированию логических приемов умственных действий и обучению ребенка оперировать формально-логическими структурами (З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, В.А. Козлова и др.).

4. Понятие «математическое развитие» ребенка отождествляют с понятием «развитие познавательных психических процессов».

Рассматривая познавательное развитие детей как необходимый элемент математического развития, следует более точно установить взаимосвязь познавательного процесса с наиболее характерными качествами математического мышления, чтобы реализовать целенаправленный процесс математического развития ребенка с получением планируемых результатов (А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, В.В. Абашина, Э.Р. Мини-баева, Н.В. Микляева и др.).

На основе проведенного анализа проблем развития и основных подходов к трактовке понятия математического развития детей дошкольного возраста последнее мы понимаем как качественные изменения в познавательных психических процессах, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и понятий. В состав этих понятий входят: количество, число, множество, подмножество, величина, мера, форма предмета, алгоритм, пространство и время, развитие математических видов деятельности (счетной, вычислительной, измерительной с помощью измерения, вычисления, наложения, приложения, сравнения) и логических приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, сериа-ция, классификация и др.), а также ознакомление с математическими зависимостями и отношениями (между множествами, свойствами геометрических фигур, величиной, мерой и результатом измерения), ведущими к математическому познанию действительности и формированию математического стиля мышления.

Рассмотренные методологические подходы к пониманию математического развития детей дошкольного возраста позволили уточнить

и выделить основные характеристики понятия. Следует отметить, что качество математического развития детей зависит от качества профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования к осуществлению этой деятельности. Выявленную специфику рассматриваемого понятия целесообразно использовать при проектировании образовательных программ подготовки педагога-психолога дошкольного образования в вузе.

Библиографический список

1. Абашина В.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 1998. 184 с.

2. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: дис. ... д-ра пед. наук. М: 2003. 405 с.

3. Воронина Л.В. Математическое образование в период дошкольного детства: методология проектирования: дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2011. 437 с. 34 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, Эксмо, 2005. 1136 с.

5. Дмитренко Н.О. Принципы развивающего обучения на уроках ИЗО в начальной школе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4. С. 225-230.

6. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теории и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. М.: Академия, 2014. 352 с. 18 с.

7. Минибаева Э.Р. Профессиональная подготовка студентов факультета дошкольной педагогики к математическому развитию детей: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2004. 245 с.

8. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз. федер. ун-т. Казань, 2013. 203 с.

9. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 2009. 303 с. 24 с.

10. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М: Академия, 2000. 272 с.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о й

2S

ш Е-

S

о

Рч

W

13

о §

к

%

о W :г s

b U

<с п

W

с

S

Д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

U

W М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.