Научная статья на тему 'Формирование «Мягких» компетенций в процессе непрерывного образования'

Формирование «Мягких» компетенций в процессе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЯГКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / CONTINUING EDUCATION / SOFT COMPETENCES / COMPETENCE MODEL / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суртаева Надежда Николаевна, Суртаева Ольга Николаевна

В статье говорится об изменениях непрерывного образования, связанных с изменениями целевых установок образования, ориентированием на компетентностную модель обучения, развитие «мягких» компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суртаева Надежда Николаевна, Суртаева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF "SOFT" COMPETENCIES IN THE PROCESS OF CONTINUING EDUCATION

The article refers to the changes in continuing education connected with changes in the aims of education, orientation to the competence model of education, development of "soft" competencies.

Текст научной работы на тему «Формирование «Мягких» компетенций в процессе непрерывного образования»

Н. Н. Суртаева, О.Н. Суртаева

(Санкт-Петербург)

ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ» КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF «SOFT» COMPETENCIES IN THE PROCESS OF

CONTINUING EDUCATION

В статье говорится об изменениях непрерывного образования, связанных с изменениями целевых установок образования, ориентированием на компетентностную модель обучения, развитие «мягких» компетенций.

Ключевые слова: непрерывное образование, мягкие компетенции, компетентностная модель, человеческий капитал.

The article refers to the changes in continuing education connected with changes in the aims of education, orientation to the competence model of education, development of «soft» competencies. Key words: continuing education, soft competences, competence model, human capital.

На современном этапе в рамках множества дискуссионных площадок по вопросам образования обсуждаются вопросы, связанные с компетенциями, трансформацией профессионального образования, профессиональными стандартами, подготовкой молодого поколения для будущего. Практически уже никто не отрицает, что образование - это ключевой фактор устойчивого развития экономики XXI века любой страны. Образование, рассматривают как мощный инструмент создания человеческого капитала, влияющий на построение единого образовательного пространства. А. Кондаков приводит следующие данные: «Массовое овладение компетенциями XXI века обеспечивает до 0.5 - 0.65% роста ВВП в год. Сфор-мированность компетенций более значима для экономического роста, чем традиционные индикаторы - продолжительность обучения, охват образованием и прочее. Сфор-мированность компетенций - требование не уникальное, а всеобщее» [1]. Отсюда понятен интерес к новым формам, новому пониманию организации, миссии непрерывного образования. В Докладе международной ко-

миссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» в качестве ключевых качеств выпускников школ XXI века обозначают: критическое мышление и способность решения сложных комплексных задач, в т.ч. в ситуациях неопределенности; личностные качества и ценности; инновационность и креативность ; коммуникацию и сотрудничество; лидерство и ответственность; мотивацию к труду[2].

Выход на компетенции XXI веке и будет влиять на формирование человеческого капитала, который представляется как со-вокупност знаний, навыков, компетенций, социального и креативного потенциала личности, на это и должно быть направлено непрерывное образование.

Термин «непрерывное образование» понимается по-разному, используются разные подходы к его трактованию. Первый подход - традиционный, непрерывное образование рассматривают как профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимостью компенсации знаний, умений и компетенций, недополученных в ходе обучения, как своеобразный

ответ на технологические изменения, прогресс, поставившие труд человека в состояние функциональной безграмотности. В данном случае речь идет о компенсаторном, дополнительном образовании. Второй подход рассматривает явление непрерывного образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т.п.). Третий подход акцентирует идеи пожизненного образования через личностные потребности к познанию. Стремление личности к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится саморазвитие человека, его биологических, социальных и духовных потенций, его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества, человеческого капитала. Третий подход акцентирует внимание на деятельностном аспекте, при котором непрерывное образование рассматривается как новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человеческого капитала, человека, формирование у него прогностических качеств, опирающихся на социальную и культурно-историческую среду, развитие новых «мягких компетенций» и совершенствование устаревающих компетенций в связи с трансформацией профессий^].

На современном этапе человеческий капитал определяет место государства в мире, уменьшение его роли может поставить под угрозу безопасность страны. Это благо длительного пользования, но с ограниченным сроком службы, оно может устаревать, изнашиваться, требует расходов на поддержание, ремонт и содержание[1]. Его ценность может расти и падать. Чтобы этот процесс происходил позитивно, необходимо преобразование непрерывного образования. Развитие непрерывного образования, создание конкурентоспособной системы образования на современном этапе возможно при участии эффективного частного,

частно-государственного, государственного партнерства с крупными бизнес-структурами, влияющими на единое образовательное пространство. Глобализирующийся мир, глобализирующаяся экономика требуют глобализирующегося образовательного пространства. Преобразование системы образования предполагает построение эффективной и преемственной системы непрерывного образования как инструмента роста производительности труда, реализацию системного подхода к консолидации усилий участников образовательных отношений (государства, семьи, общества), эффективное расходование как инвестиций частных компаний, так и бюджетных средств, а также необходимость непрерывного совершенствования компетенций самих работников системы непрерывного образования, в дальнейшем влияющих на повышение эффективности бизнеса. Само непрерывное образование призвано мотивировать сотрудников на профессиональный рост посредством развития компетенций, освоения новых компетенций, что одновременно должно происходить с ростом предприятия, а развитие компетенций позволяет закреплять кадры, сокращать расходы на поиск и адаптацию новых сотрудников.

Вопросы формирования компетенций и соответственно этого преобразования систем образования рассматриваются на современном этапе практически во всех странах, поэтому в этом ключе можно говорить, что данный аспект может играть роль объединяющей тенденции построения единого образовательного пространства. От того. как будет решаться вопрос формирования компетенций, как это будет связано с модернизирующимся производством, будет зависеть и уровень экономического развития стран, в том числе и глобальное экономическое пространство, связанное непосредственно с развитием человеческого капитала . Американский физик японского происхождения Митио Каку, рассуждая о современном образовании, отмечает, что действующая система образования готовит специалистов прошлого. «Мы учим их для того, чтобы они шли на работу, которой уже не существует, обеспечиваем теми

интеллектуальными инструментами, которые давно неэффективны. Поэтому в мире такой высокий процент безработных» [3]. Смогут ли люди быстро перестроиться на самообразование, онлайн-обучение? В этом ключе ученый придает большое значение электронному обучению, отмечая, что университетские онлайн-курсы уже существуют, это действительно блестящая идея, хотя процент бросивших учёбу на таких программах пока очень высок, что связано с тем, что люди еще не перестроились, не научились работать без наставника по принципу «только ты и монитор компьютера». В связи с отсутствием высокой мотивации и не достаточной разработанностью дидактического аппарата онлайн-система только в начале зарождения. Развивается онлайн-система и совершенствуется быстро, в том числе и в контексте непрерывного образования и за ними будущее. Митио Каку считает, что в будущем университеты сохранятся, но это будут преимущественно виртуальные вузы, обучение в которых основано на облачной системе, а тех, кто посещает лекции в традиционных учебных заведениях, будут считать неудачниками, о них будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование» [3]. С.С. Неустроев и А.В. Симонов справедливо отмечают, что «электронное обучение (е-1еагп^)» выступает в настоящее время одним из мощных катализаторов инновационного развития образовательной сферы. При этом замечено, что электронное обучение, являясь по своей сути инструментом дистанционных форм организации учебного процесса, во все большей мере вовлекает в себя весь спектр современных сетевых информационно-технологических решений, которые насытили мировой Интернет различными социальными сервисами коммуникации, информационного онлайн обмена и взаимодействия, формирования и поддержки сетевых профессиональных сообществ » [4.- С.-9]. Поэтому на электронное обучение делается такой огромный акцент в плане обеспечения согласованного непрерывного профессионального образования как педагогических, так непедагогических кадров для обеспечения всех сфер жизнедеятель-

ности человека. Становление и развитие инновационной или «умной» экономики и общества, основанного на знаниях, невозможно без опережающего инновационного развития системы образования. Инновационные преобразования практически всех составляющих образовательной системы, включая непрерывное образование, выступают сегодня основой ее модернизации.

Непрерывное образование - это непрекращающийся процесс, в который вовлечен человек с ранних лет и до глубокой старости, требующий гибкости ума, стремления к пополнению и расширению знаний как профессиональных, так и социокультурных, желания постоянно развиваться как полноценная и многогранная личность. Таким образом, постепенно формируется человеческий капитал, значимый для развития экономики страны, общества единого образовательного пространства.

Инновационная направленность в сфере непрерывного профессионального образования и подготовки в современных условиях развития общества, культуры определяется следующими обстоятельствами:

- необходимостью социально-экономических преобразований, которые обуславливают и необходимость обновления системы образования, содержания и технологий организации образовательного процесса, перехода на электронное обучение, разработки новых моделей управления. Инновационная направленность выступает средством реализации и обновления образовательной политики, ведет к увеличению доли электронного образования, в том числе в системе непрерывного профессионального роста;

- непрерывного изменения содержания и объема образовательных программ, введением новых направлений профессиональной подготовки, новых предметов, требующих постоянного поиска новых форм и технологий обучения, активизируя процесс перехода на электронное обучение. В этом случае усиливается значимость профессии педагога, обостряется необходимость постоянного повышения его мастерства и квалификации, освоения новых компетенций, становится все более востребованной ком-

петентностная модель обучения специалистов;

- изменения условий применения технических и методических средств (нами апробированы различные формы непрерывного образования преподавателей - морфологическая матрица, педагогическая решетка, педагогические хабы, которые применяются с помощью различных методов - шедоуниг, secondment, mentoring, аудио-, видео-курсы и др.). На сегодняшний день значительно возросла степень свободы педагогов в выборе технологий, методического и дидактического материала, организации образовательного пространства, отсюда важно и разнообразие средств и методов обучения самих педагогов. Инновационная деятельность в образовании приобретает все более значимый характер, поэтому важными оказываются анализ и оценка новых технических средств в образовании, а также создание необходимых условий для их дальнейшего успешного применения в контексте развития непрерывного образования в условиях электронного обучения.

Инновационные процессы в непрерывном образовании направлены на связь изолированных друг от друга областей: использование новейших разработок в сфере образования как теоретического, так и практического свойства для их взаимодополнения и взаимообогащения, на благотворное воздействие на образовательный процесс как в частностях, так и в целом, меняя несколько миссию непрерывного образования, добавляя социальный и культурологический акценты в плане развития человеческого капитала.

Исследованиях обеспечения согласованного непрерывного образования в профессиональной среде показывают, что на современном этапе идет попытка включения различных образовательных систем в образовательные организации как в России, так и за рубежом, что определяет вариативность организации педагогического процесса [ 5 ].

М.В. Кларин [ 6 ] проблемы непрерывного образования делит на две области. Одна из них связана с построением системы не-

прерывного образования как части социальной практики (социально-образовательный аспект непрерывного образования, затрагивающий вопросы личностного развития); другая определяется самим процессом освоения человеком нового жизненного опыта, социального, профессионального опыта (психолого-педагогический аспект непрерывного образования), в том числе опыта жизнеустройства в условиях постоянных изменений.

В современной социально-образовательной практике важное значение для непрерывного профессионального образования имеет преемственность звеньев образовательной системы, а также разветвленность каналов неформального образования за пределами базового образования.

Обновления различных составляющих профессионального образования происходят настолько часто, что в реальной жизни бывает очень трудно обеспечивать согласованное непрерывное образование в профессиональной среде, но оно является необходимым. Электронное обучение может помочь более качественной организации этого образования по освоению, развитию новых компетенций специалиста. Здесь имеют место изменение управленческих установок и содержательной составляющей профессионального образования, информационно-технического обеспечения, и подготовки профессорско-преподавательского состава для реализации профессионального образования, учебно-методического обеспечения. В этом случае сетевое взаимодействие, различные его модели как составные электронного обучения в построении профессионального образования в условиях инновационных преобразований могут сыграть чуть ли не лидирующую роль в обеспечении согласованного непрерывного образования в профессиональной среде при формировании «мягких компетенций».

Литература

1. Кондаков A. Образование - время перемен.- М.: ООО «Институт мобильных образовательных сисгем^/myshared.ru slide/1011630. Материалы презентации

2. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» ifap.ru>library/book201.pdf. Материалы презентации

3. Каку Митио, Учёба уже не будет базироваться на запоминании http://www.vospitaj.com/blog/mitio-kaku-uchjoba-uzhe-ne-budet-bazirovatsya-na-zapominanii/. Материалы презентации

4. Неустроев С.С., Симонов А.В., Инновационные направления развития электронного обучения // Человек и образование.-№3.- 2015.- С.- 9-15.

5. Суртаева Н.Н., Суртаева О.Н., Распределенные модели сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования для обеспечения согласованного непрерывного образования педагогических и управленческих кадров // Человек и образова-ние.-2016.- №1.-С.- 99-104.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения. -М.: Луч, 2016.- 630 с.

7. Лукша П. Новые социальные тенденции, влияющие на современное образование (Международный проект по выявлению направлений развития передовых образовательных систем мира) Global education futures Павел Лукша директор global education futures. Материалы презентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.