УДК 372.578
Skomorohova T.S. THE FORMATION OF MUSICAL CULTURE OF YOUNG PUPILS IN CONDITIONS OF SUPPLEMENTARY EDUCATION. This article discusses one of the actual problems of modern society - the necessity of formation of musical culture of young pupils during the process of their education in conditions of supplementary education.
Key words: music, supplementary education, musical culture, young pupils.
Т.С. Скоморохова, доц. каф. народных инструментов и оркестрового дирижирования АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - необходимость формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе их обучения в условиях дополнительного образования.
Ключевые слова: музыка, дополнительное образование, музыкальная культура, младшие школьники.
Важнейшей стратегическом задачей современного российского общества является воспитание разносторонней личности на основе взаимодействия социального и индивидуального опыта человека. Под специально организованным процессом освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта учащихся в современной науке все чаще понимается процесс образования в широком смысле. И значительное место в этом процессе занимает дополнительное образование, являющееся составной частью общего образования и направленное «на сохранение и качественное совершенствование уникальности каждого ребенка, на удовлетворение постоянно возникающих потребностей личности в динамично развивающемся мире» [1, с. 12]. Условия жизни требуют расширения образовательного пространства за счет новых форм и методов организации образовательной деятельности, используя возможности объединения всех элементов системы образования, включая дополнительное образование. В Федеральном Законе «О дополнительном образовании» (16 июля 2001 г.) говорится, что дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства [2].
Составным компонентом дополнительного образования являются музыкальные школы и школы искусств. Эти учреждения стали одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Не случайно обучение музыке является одним из приоритетных направлений дополнительного образования детей, поскольку музыка, способствуя максимальному личностному развитию человека, содержит значительный потенциал в преодолении существующих острых противоречий в духовной жизни страны.
Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях деятельности учреждений дополнительного образования достаточно сложный процесс: идет резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как важного фактора формирования и развития личности, и т.д. Важнейшей задачей является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и развития каждого ребенка, поскольку младший школьный возраст наиболее ответственный, основной этап развития человека, именно в этом возрасте закладывается фундамент личностного развития ребенка.
Музыка, как никакое другое искусство занимает особое место благодаря непосредственному комплексному воздействию на человека. Она дает ни с чем несравнимые возможности для развития духовной сферы человека, особенно в детстве, являющимся наиболее восприимчивым периодом для развития творческого потенциала личности. Это связано с тем, что наряду с эмоциями музыка несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов, развивает фантазию, эмоциональность, то есть творчески влияет на становление духовного мира. Сопереживание в сфере музыкального искусства расширяет жизненный опыт, ориентирует ребенка на высокие нравственные, духовные ценности, формирует его индивидуальность.
Потребность человека в общении с музыкой явление не случайное. Это образ жизни, основы которого закладываются в раннем детстве, как и многие другие качества личности (элементарная гигиена, физическая форма, правила хорошего тона, поведение в обществе). В конечном счете, судьба общества зависит от того, какой культурный опыт унаследован в детстве, какие аспекты культуры становятся приоритетными. Именно поэтому встает вопрос о важности формирования музыкальной культуры детей, о ее значении для развития общих психических свойствах (мышления, воображения, внимания, память, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, нравственно-эстетических потребностей, то есть для формирования всесторонне развитой личности. Музыкальная культура делает возможным наиболее полное раскрытие всех внутренних психологических качеств учащегося (мышление, воображение, память, воля). Происходит развитие эмоционально-чувственной сферы психики ребенка (тонкости, чуткости, умения через музыку познавать глубину душевных переживаний в себе и других людях).
Перспективность направления исследований в сфере формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста особо актуально, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным в формировании музыкального вкуса и ее культуры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Процесс формирования музыкальной культуры младших школьников не прост, поскольку, в современных условиях, идет воздействие на детей средств массовой коммуникации. Благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов).
Современная музыка и другие, сугубо развлекательные направления, мало способствующие формированию высоких музыкальных вкусов и выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, тотально заполонили ТВ, радио и другие СМИ. Они пользуются у детей широкой популярностью и в значительной степени затрудняют путь слушателя к познанию истинно прекрасного, лишая возможности отличать подлинные культурные ценности от суррогата. Не поддаться этому воздействию, избежать навязывания чужих вкусов и взглядов, уметь найти способы самовыражения, самореализации может только творчески мыслящий человек.
Дать общее музыкальное образование, сформировать эстетические вкусы, обучить игре на музыкальных инструментах, помочь учащимся выявить меру своего таланта - эти задачи по-прежнему определяют направления работы учреждений дополнительного образования. Наконец, от эффективности музыкального воспитания детей данной возрастной группы в значительной степени зависит успех музыкального воспитания подростков и молодежи. В конечном счете, судьба общества зависит от того, какой культурный опыт унаследован в детстве, какие аспекты становятся приоритетными.
В современной отечественной науке сформировано множество подходов к определению «музыкальная культура». Теоретический анализ литературы показывает, что понятие «музыкальная культура» рассматривается с различных позиций, ракурсов и аспектов. Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы отечественных психологов - Л.С. Выготского, Л.Н. Леонтьева, Е.В. Назайкинского, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающие деятельностный аспект музыкальной культуры.
Социологический аспект данного понятия был подчёркнут музыковедами: РИ. Грубером, В.С. Цукерманом, А.Н. Сохором. Так, Р.И. Грубер проводит четкое разделение понятий «музыка» и «музыкальная культура». Он отмечал, что музыкальная культура шире понятия музыки, ибо в неё входят «...многообразные проявления как самой музыки в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом - вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной практики» [3].
Попытка раскрыть понятие «музыкальная культура» делается В.С. Цукерманом: «Она, на наш взгляд, есть часть художественной культуры данного общества в определённый конкретно-исторический момент его развития и представляет собой совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей» [4, с. 208]. Функционирование музыкальной культуры, по мнению автора, определяется взаимодействием ряда факторов: характером и уровнем деятельности профессиональных музыкантов; состоянием музыкального образования и воспитания населения, включающих систему профессиональной подготовки музыкантов и систему музыкального просвещения широких масс населения; наличием соответствующей материальной базы (концертные и театральные помещения, средства репродуцирования музыки, полиграфические и торговые учреждения); частотой общения с музыкой различных групп слушателей, степенью зрелости их музыкальных вкусов.
Наиболее полная характеристика музыкальной культуры была дана выдающимся музыковедом А.Н. Сохором. Он представляет музыкальную культуру в виде «системы, объединяющей: музыкальные ценности (произведения и их исполнительские трактовки), все виды деятельности по их созданию, хранению, воспроизведению, преобразованию, распространению и усвоению, всех субъектов указанных видов деятельности, все специальные институты и учреждения (вместе с необходимыми материальными средствами), обеспечивающие эту деятельность» [5, с. 207]. Кроме того, в целостной структуре музыкальной культуры, кроме основных «блоков», рассматриваются до-
Библиографический список
полнительные, такие как музыкальная критика, музыкальная наука (музыковедение), руководство музыкальной культурой.
Одним из фундаментальных исследований понятий «музыкальная культура» и «музыкальная культура личности» разработано в работе РА. Тельчаровой. Ее труд явился результатом разработки философско-эстетических основ теории музыкальной культуры. Специфически философское понимание состоит в том, что музыкальная культура не выглядит особым объектом исследования, а устремлена к человеческому смыслу и содержанию музыкального мира, к познанию его человеческих характеристик, то есть определенных культурных ценностей, имеющих для человека культурный смысл.
При формировании музыкальной культуры следует учитывать факторы, способствующие оптимальному развитию школьников младшего возраста, использовать в образовательном процессе новые педагогические технологии. На наш взгляд весьма перспективным и одним из важнейших положений является развивающее обучение, сочетание форм и методов обучения в зависимости от дидактических проблем, условий; организации и содержания образовательного процесса с использованием интенсивных методик, с учетом возрастных и личностных особенностей детей.
Особая роль в этом процессе принадлежит преподавателю, который должен быть интересен не только сам по себе, своим коллегам, но, прежде всего, детям. Без переориентации педагогической технологии на интенсивное развитие ребенка, на формирование его музыкальной культуры - усилия большинства педагогов остаются не востребованными. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей учащегося, разнообразие методов воздействия на него - все это должно определять стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса [6].
Таким образом, ведущими признаками, определяющими качество музыкальной культуры младших школьников, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений в музыке. Формирование музыкальной культуры младших школьников в образовательном процессе учреждений дополнительного образования должно стать целенаправленной деятельностью музыкального образования. Решение данной проблемы, характеризуется ярко выраженной актуальностью, так как определение наиболее оптимальных условий и эффективных путей их решения важно для прогрессивного развития всей системы музыкального образования.
1. Парамонов, И.Ф. Развитие художественной культуры младших школьников в условиях воскресной школы: дис. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2008.
2. Федеральный Закон «О дополнительном образовании», 16 июля 2001 г. [Э/р]. - Р/д: http:// www.edu.ru
3. Грубер, РИ. История музыкальной культуры. - М.; Л., 1941. - Т. 1. - Ч. 1.
4. Цукерман, В.С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. - М., 1972.
5. Сохор, А.Н. Музыка - культура - музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки. - Л., 1980.
6. Айкина, Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования: международный журнал. - 2011. - № 5(30).
Bibliography
1. Paramonov, I.F. Razvitie khudozhestvennoyj kuljturih mladshikh shkoljnikov v usloviyakh voskresnoyj shkolih: dis. ... kand. ped. nauk. -Ekaterinburg, 2008.
2. Federaljnihyj Zakon «O dopolniteljnom obrazovanii», 16 iyulya 2001 g. [Eh/r]. - R/d: http:// www.edu.ru
3. Gruber, R.I. Istoriya muzihkaljnoyj kuljturih. - M.; L., 1941. - T. 1. - Ch. 1.
4. Cukerman, V.S. Muzihka i slushatelj. Opiht sociologicheskogo issledovaniya. - M., 1972.
5. Sokhor, A.N. Muzihka - kuljtura - muzihkaljnaya kuljtura // Voprosih sociologii i ehstetiki muzihki. - L., 1980.
6. Ayjkina, L.P. Suthnostj i specifika tvorcheskikh sposobnosteyj mladshikh shkoljnikov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya: mezhdunarodnihyj zhurnal. - 2011. - № 5(30).
Статья поступила в редакцию 25.03.13
УДК: 37.026
Pomelova M.S. CONSTRUCTION INDIVIDUAL-FOCUSED TRAINING BY MEANS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES. Interactive tutorials are divided: interactive educational set (program aspect) and interactive equipment (technological aspect). Introduction of interactive technologies has two main directions. Inclusion of new technologies as a supportive application in a context of traditional methods of system of training, for an intensification of educational process and a training individualization. Active use of interactive tutorials, as the main component of educational process that conducts to change of the content of training, revision of methods and forms of the organization of educational process, conducts to creation of the complete courses based on use of interactive tutorials in separate subject matters that finally increases quality and learning efficiency as a whole.
Key words: individual-focused training, interactive technologies, interactive equipment.