Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ТРОМБОНИСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ТРОМБОНИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ЭСТЕТИКА / КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКА / ПОТЕНЦИАЛ / ФОРМИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулевич Татьяна Михайловна, Мемей Валентин Иванович

В статье рассматриваются научно-практические подходы к совершенствованию музыкально-эстетической культуры студента-тромбониста. Показано, что включение студентов в систему взаимодействия с преподавателем приводит к актуализации личностных ресурсов и определяет вектор формирования музыкально-эстетической культуры. Особое внимание обращается на важность приобщения молодежи к сокровищнице искусства. Воспитание музыкального вкуса, способности к эстетической оценке музыкальных произведений предполагает создание современной практической и теоретической платформы обучения музыке. Сегодня все более отчетливо осознается важность музыкального искусства. Его богатый арсенал духовных ценностей способствует музыкально-эстетическому развитию личности. А интегрированное вхождение студента - тромбониста в контекст эмоциональной памяти, рефлексии как личностного качества обеспечит деятельностный подход. Авторами отмечено, что педагог-наставник несет большую ответственность за выработку у обучающихся ценных установок и основ эстетического мировосприятия. В работе проведен подробный анализ процесса формирования музыкально-эстетической культуры. Данная деятельность представлена как сотрудничество преподавателя и студента-тромбониста. Основной акцент сделан на организации учебно-творческой деятельности. Показано, что учет индивидуальности обучающихся оказывает положительное воздействие на процесс развития их эстетического вкуса. Такая направленность в обучении обеспечит достижение главной цели - сформированность эстетической культуры личности. Необходимо отметить, что музыкально-эстетический вкус, музыкально-эстетическая деятельность, музыкально-эстетическое сознание - это важные компоненты творческого развития личности. Только целенаправленное формирование позиции студента - тромбониста как творца своей деятельности обеспечит переход к развитию качественно нового уровня духовности студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MUSICAL AND AESTHETIC CULTURE STUDENT - TROMBONIST

The article discusses scientific and practical approaches to improving the musical and aesthetic culture of a trombonist student. It is shown that the inclusion of students in the system of interaction with the teacher leads to the actualization of personal resources and determines the vector of formation of musical and aesthetic culture. Special attention is paid to the importance of introducing young people to the treasury of art. The education of musical taste, the ability to aesthetic appreciation of musical works involves the creation of a modern practical and theoretical platform for music education. Today, the importance of musical art is becoming more and more clearly realized. His rich arsenal of spiritual values contributes to the musical and aesthetic development of personality. And the integrated entry of the student - trombonist into the context of emotional memory, reflection as a personal quality will provide an activity approach. The authors noted that the teacher-mentor bears great responsibility for developing valuable attitudes and foundations of aesthetic worldview among students. The paper provides a detailed analysis of the process of formation of musical and aesthetic culture. This activity is presented as a collaboration between a teacher and a student trombonist. The main emphasis is placed on the organization of educational and creative activities. It is shown that taking into account the individuality of students has a positive impact on the process of developing their aesthetic taste. This orientation in training will ensure the achievement of the main goal - the formation of the aesthetic culture of the individual. It should be noted that musical and aesthetic taste, musical and aesthetic activity, musical and aesthetic consciousness are important components of a person's creative development. Only the purposeful formation of the position of the student - trombonist as the creator of his activity will ensure the transition to the development of a qualitatively new level of spirituality of students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ТРОМБОНИСТА»

стратегии научно-методического роста, самоуправлению данным процессом, самоанализу и корректировке профессионального развития. При этом важно найти способы интеграции науки, передового педагогического опыта и инновационных технологий в управлении научно-методическим ростом научно-педагогических работников университетского холдинга.

Литература:

1. Иванова, О.А. Профессиональное развитие педагогов в условиях образовательной организации / О.А. Иванова, Н.В. Антонов // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2019. - № 1. - С. 51-56.

2. Козлов, В.Е. Модель научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов по подготовке кадров / В.Е. Козлов, Е.Ю. Левина, С.В. Хусаинова, Л.А. Шибанкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2019. - № 2 (102). - С. 107-114.

3. Программа фундаментальных и научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (20212030 годы) [Электронный ресурс]https://minobmauki.gov.ru/documents/?SECTЮN_ID=&arrFilter7_fí%5BNAME%5D=5.%09

4. Санникова, Н.Г. Научно-методическая работа как предмет педагогического мониторинга / Н.Г. Санникова, Е.А. Шакуто // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2012. -С. 115-120.

5. Сверчкова, К.А. SWOT-анализ, PEST-анализ: возможности и ограничения использования в практике современных компаний / К.А. Сверчкова, Л.В. Рожкова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2017. - № 4 (20). -С. 55-59.

6. TQM как система для повышения качества процессов / А.С. Селиверстов, В.В. Постнов, Д.Ю. Уткин [и др.]. -Текст: непосредственный // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. - С. 42-44

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Гулевич Татьяна Михайловна

Московский государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); преподаватель высшей квалификационной категории, заслуженный деятель искусств ПМР Мемей Валентин Иванович

Приднестровский государственный институт искусств имени А.Г. Рубинштейна (г. Тирасполь)

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ТРОМБОНИСТА

Аннотация. В статье рассматриваются научно-практические подходы к совершенствованию музыкально-эстетической культуры студента-тромбониста. Показано, что включение студентов в систему взаимодействия с преподавателем приводит к актуализации личностных ресурсов и определяет вектор формирования музыкально-эстетической культуры. Особое внимание обращается на важность приобщения молодежи к сокровищнице искусства. Воспитание музыкального вкуса, способности к эстетической оценке музыкальных произведений предполагает создание современной практической и теоретической платформы обучения музыке. Сегодня все более отчетливо осознается важность музыкального искусства. Его богатый арсенал духовных ценностей способствует музыкально-эстетическому развитию личности. А интегрированное вхождение студента - тромбониста в контекст эмоциональной памяти, рефлексии как личностного качества обеспечит деятельностный подход. Авторами отмечено, что педагог-наставник несет большую ответственность за выработку у обучающихся ценных установок и основ эстетического мировосприятия. В работе проведен подробный анализ процесса формирования музыкально-эстетической культуры. Данная деятельность представлена как сотрудничество преподавателя и студента-тромбониста. Основной акцент сделан на организации учебно-творческой деятельности. Показано, что учет индивидуальности обучающихся оказывает положительное воздействие на процесс развития их эстетического вкуса. Такая направленность в обучении обеспечит достижение главной цели - сформированность эстетической культуры личности. Необходимо отметить, что музыкально-эстетический вкус, музыкально-эстетическая деятельность, музыкально-эстетическое сознание - это важные компоненты творческого развития личности. Только целенаправленное формирование позиции студента - тромбониста как творца своей деятельности обеспечит переход к развитию качественно нового уровня духовности студенчества.

Ключевые слова: искусство, эстетика, культура, творчество, музыка, потенциал, формирование, мотивация, эмоциональная драматургия.

Annotation. The article discusses scientific and practical approaches to improving the musical and aesthetic culture of a trombonist student. It is shown that the inclusion of students in the system of interaction with the teacher leads to the actualization of personal resources and determines the vector of formation of musical and aesthetic culture. Special attention is paid to the importance of introducing young people to the treasury of art. The education of musical taste, the ability to aesthetic appreciation of musical works involves the creation of a modern practical and theoretical platform for music education. Today, the importance of musical art is becoming more and more clearly realized. His rich arsenal of spiritual values contributes to the musical and aesthetic development of personality. And the integrated entry of the student - trombonist into the context of emotional memory, reflection as a personal quality will provide an activity approach. The authors noted that the teacher-mentor bears great responsibility for developing valuable attitudes and foundations of aesthetic worldview among students. The paper provides a detailed analysis of the process of formation of musical and aesthetic culture. This activity is presented as a collaboration between a teacher and a student trombonist. The main emphasis is placed on the organization of educational and creative activities. It is shown that taking into account the individuality of students has a positive impact on the process of developing their aesthetic taste. This orientation in training will ensure the achievement of the main goal - the formation of the aesthetic culture of the individual. It should be noted that musical and aesthetic taste, musical and aesthetic activity, musical and aesthetic consciousness are important components of a person's creative development. Only the purposeful formation of the position of the student - trombonist as the creator of his activity will ensure the transition to the development of a qualitatively new level of spirituality of students.

Key words: art, aesthetics, culture, creativity, music, potential, formation, motivation, emotional dramaturgy.

Введение. В современных социокультурных условиях особое значение приобретает деятельность, способствующая целенаправленному формированию отношения личности к миру искусства.

Положительный импульс, направленный на изменение ценностных ориентаций у обучающихся в музыкальных вузах, во многом усиливает воспитательное влияние на развитие музыкально-эстетической культуры.

Являясь составной частью духовного мира каждой личности, музыка обогащает нас через чувственное понимание явлений окружающей действительности, способствует гармонизации эстетического сознания [3].

Эстетический вкус, как динамическое свойство студента-тромбониста, как неотъемлемый компонент общей эстетической культуры, предполагает сформированность эмоционально-чувственных умений, восприятий и навыков, нацеленных на сознательную творческую деятельность.

Принимая данную позицию, мы считаем, что эффективным средством развития эстетического вкуса в процессе учебно-творческой деятельности студентов является ассоциативный ряд и чем эффективнее он будет интегрирован в контекст обучения, тем богаче станет их музыкально-эстетическая культура.

Практическая активизация эстетического сознания студента-тромбониста проявляется в его личностной активности и в осознании необходимости собственного музыкального саморазвития. А процессу вхождения личности в чувственное понимание явлений окружающей среды, гармонизации эстетического сознания способствует музыка.

На огромный потенциал, заложенный в музыке, указывал А.Б. Алиев, отмечая, что она влияет на отношение к миру, на все сознание, и нет другого искусства, которое бы так властно вторгалось в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе [1, С. 76].

Несомненно, музыка несет высокую содержательную нагрузку и оперирует двумя взаимосвязанными процессами -процессом познания и процессом развития.

Выступая как агент социализации, музыка в то же время, интенсивно влияет на креативность, развивая при этом активную субъектную позицию студента-тромбониста.

Следовательно, творческая активность студента-тромбониста во многом зависит от его стремления усвоить сложные и эстетически ценные музыкально-художественные произведения.

Насыщая образовательное пространство образами деятелей науки, культуры и искусства, применяя принцип личностной эстетической значимости и активности, педагог, через диалогичность общения, обеспечивает позитивные изменения уровня сформированности музыкально-эстетической культуры студента-тромбониста.

Так как в студенческом возрасте доминирующей мотивацией является стремление выразить собственную индивидуальность, очень важно не упустить данное обстоятельство, способствующее реализации музыкально-эстетических возможностей обучающихся тромбонистов. А в качестве опорного компонента усиления взаимодействия в эстетической триаде студент-произведение-преподаватель выступает учет сензитивности данного возрастного периода.

Также хотим отметить, что недооценка преподавателями воспитательного пространства образовательного учреждения, как важнейшей составляющей социокультурной среды, неизменно приводит к однобокости в развитии творческой личности.

Изложение основного материала статьи. В свете концепций отечественных ученых С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, Ю.А. Борева, Н.И. Кияшенко, М.С. Кагана, А.В. Репринцева проблема формирования музыкально - эстетической культуры личности средствами искусства видится сегодня более продуктивной.

Музыка и музыкальная культура неизменно нацелены на формирование качеств личности, которые наиболее востребованы обществом и составляют суть социального заказа образованию. В связи с этим процесс учебно-творческой деятельности приобретает принципиально новые исходные параметры.

Отдельный акцент мы бы хотели поставить не только на теоретических, но и практических задачах музыкально-эстетического воспитания студента-тромбониста.

В этом отношении приоритетными целями выступают формирование мотивации к активной творческой музыкальной деятельности, развитие способностей эстетической оценки музыкальных произведений.

В системе целостного исполнительского сознания музыкально-эстетическое воспитание молодого человека представляет собой сложное взаимодействие аксиологической, созидательной, коммуникативной сторон творческого процесса.

Обозначенные ключевые идеи и цели направлены на вариативность организации совместной деятельности педагога и студента-тромбониста, на актуализацию принципов личностно-ориентированного подхода к формированию музыкально-эстетической культуры обучающегося.

Ценностный аспект данного метода выражается в умелом создании педагогом своеобразной психологической настройки студента-тромбониста к восприятию музыкального произведения, познания его художественного смысла.

Склонность к рефлексии, к детальной корректировке умений и способностей понимать, чувствовать, переживать и критически оценивать музыкальное произведение, глубоко оттеняют способы овладения действительностью студентом в сфере его духовной деятельности.

В контексте практической ценности формирования эмоционально-чувственного и эстетического сознания можно обозначить метод эмоциональной драматургии, предложенный Д.Б. Кабалевским, Л.М. Предтеченской и Э.Б. Абдулиным.

Согласно музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского методологической основой данного метода выступают осознанные размышления о музыке.

Музыкально-педагогическая фантазия преподавателя, его профессиональная компетентность, создание ситуации успеха, психологический комфорт студента-тромбониста допускают вариативность названного метода.

А умелое создание преподавателем атмосферы творческой заинтересованности, в которой процесс обучения будет эмоционально увлекательным, является надежной предпосылкой создания особой психологической настройки студента-тромбониста на восприятие произведения.

Таким образом, мы можем подчеркнуть, что весьма значима роль метода эмоциональной драматургии, как целостного художественно-педагогического процесса, в котором эмоции выступают и содержанием, и формой, и методом проникновения личностью в свой чувственный мир.

А в свете концепций периодических изданий по педагогике искусства эмоциональную драматургию необходимо рассматривать как своеобразное ядро методологической культуры студента-тромбониста, как единство познания музыкального искусства.

Фундаментальные работы П.К. Анохина, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина ориентируют нас на богатство эмоций, помогают раскрыть их процессуальность с позиций методологии обучения.

Формирование музыкально-эстетической культуры студента-тромбониста также можно рассмотреть сквозь призму метода размышления о музыке.

Дмитрий Борисович Кабалевский, сформулировав идею «творческого конфликта», раскрывал важность кратких собеседований преподавателя со студентом, в которых обязательно наличие трех неразрывно связанных моментов: четко сформулированная педагогом задача, постепенное, совместно со студентом, решение данной задачи и вывод, сделанный самим студентом [7].

Найденные и проанализированные нами примеры позволяют констатировать, что сегодня все сильнее утверждается роль музыкального искусства в духовно-нравственном развитии личности студентов.

Но признавая важность этой роли, на наш взгляд, важно обозначить одну из фундаментальных проблем музыкальной педагогики: проблема развития у студента-тромбониста стремления самостоятельно формировать собственную музыкально-эстетическую культуру.

Если педагог не сможет определить латентные движущие силы самопознания и самовоспитания, он не достигнет продуктивности дидактического процесса, сколько бы времени и сил не отдавал взаимодействию со студентом.

Очевидно, логично указать на необходимость создания ситуации глубокого погружения в собственные устойчивые познавательные мотивы, которая гарантированно выведет обучающегося на умения осуществлять самоанализ, оценивать альтернативы, делать выводы и принимать решения. Другое проблемное поле, на котором мы бы хотели заострить внимание, это центрация педагога на различных аспектах Я-концепции студента-тромбониста.

Учет педагогом-наставником когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов Я-концепции обучающегося повысит психологическую информированность преподавателя, позволит выбрать оптимальную стратегию взаимодействия со студентом.

Для адекватного выстраивания содержания и логики поиска оптимального пути формирования музыкально-эстетической культуры студента-тромбониста в процессе учебно-творческой деятельности стержневым пунктом должен стать учет зон его ближайшего и актуального развития.

Применительно к исследуемой проблеме важно подчеркнуть, что Л.С. Выготский настоятельно отмечал обязательное наличие у преподавателя умений балансировать между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития обучающегося.

Чередуя простые задачи с более сложными задачами, которые требуют от студента разработки стратегий получения новых знаний, педагог-наставник формирует музыкально-эстетическую культуру, тем самым повышая интерес к выбранной профессии, самореализацию, совершенствование деятельности и ответственность за ее результаты.

Современные тенденции реализации идей Льва Семеновича Выготского в культурное эстетическое пространство конкретизируют мысль, что зоны ближайшего и актуального развития позволяют совершенствоваться личности в любом возрасте.

В контексте нашего исследования заслуживает внимания позиция Кравцовой Е. Е. об общей «зоне дальнего развития» [12].

Данный подход видится сегодня достаточно продуктивным, поскольку предоставляет нам возможность лучше понять индивидуальные изменения, происходящие в зоне ближайшего развития студента на протяжении всего периода обучения.

Таким образом, в каком бы аспекте мы ни анализировали пути формирования музыкально-эстетической культуры студента-тромбониста в процессе учебно-творческой деятельности, логично предположить, что обучающийся становится более компетентным благодаря социальному взаимодействию в диаде студент - преподаватель или студент - композитор.

Для адекватного выстраивания содержания и логики процесса движения к прекрасному и совершенному музыкальному вкусу наставнику важно учитывать мысли, поступки и деятельность студента. Оказывая определенное влияние на совершенствование предпочтений, педагог изменяет диспозицию личности своего подопечного в контексте эстетического звучания.

Методические приемы содействуют освоению музыкального материала, предполагают изменение ценностных мотиваций и самосознания обучающегося, обеспечивают становление его профессионально важных качеств.

Следовательно, развитие умений самостоятельно решать практические задачи формирования музыкально-эстетической культуры студенту обеспечивает субъективный опыт, формирующийся благодаря диалогическому характеру обучения.

Выводы. От уровня сформированности культуры у каждого из нас зависит культурный уровень всего общества. Поэтому проблема формирования эстетической культуры всегда будет актуальной.

Приобщение личности к духовным ценностям, в том числе и к музыкальной культуре предполагает формирование ее широкого кругозора. Данный постулат имеет особую значимость для студентов, обучающихся в высших музыкальных учреждениях.

В силу особой значимости обозначенной проблемы необходимо целенаправленное вовлечение студента-тромбониста в музыкально-творческую деятельность с опорой на его способности воспринимать красоту музыки, ее проникновенность.

Реализуя принцип систематичности и последовательности, преподаватель, моделируя разные ситуации, способствует смысловой рефлексии музыки.

Несомненно, и то, что применяя новые информационные технологии, вводя в процесс обучения игре на духовом инструменте творческие задачи, новые методики развития музыкальной памяти и формируя индивидуальный исполнительский стиль, педагог-наставник обогащает потенциал музыкально-эстетической культуры студента-тромбониста.

Создание необходимой теоретико-практической базы для формирования у обучающегося эмоциональной восприимчивости обуславливает поиск новых подходов к созданию субъект-субъектных отношений, непосредственно влияющих на его социально-эстетическое воспитание.

Литература:

1. Алиев, Ю.Б. Музыка среди нас (Не бесспорные рассуждения родителя - педагога) / Ю.Б. Алиев // Проблемы современного образования. - 2010. - № 4. - С. 74-84.

2. Анисимов, В.П. Музыкальность: профессия или характер? // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика XXI века: проблемы и перспективы художественного образования». - Тверь: изд-во ТвГУ, 2007. - Ч. 1. - С. 26-34.

3. Арштейн, Л.И. К вопросу о формировании музыкально-эстетической культуры студентов в воспитательном пространстве вуза // Научные ведомости: Серия гуманитарные науки. - 2010. - №12 (83). - Выпуск 6. - С. 127-131

4. Байбикова, Г.В. Основы музыкально-педагогического общения: учебно-методическое пособие / Г.В. Байбикова. - 3-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2018. - 132 с.

5. Зарецкий, В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский... // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 3. - С. 96-104.

6. Здорова, С В. Проблема музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Здорова Светлана Викторовна. - Москва, 2009. - 250 с.

7. Кабалевский, Д.Б. Главная задача / Д.Б. Кабалевский // Учитель музыки. - 2012. - №1 (16). - С. 4-12

8. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Сост. В.И. Викторов. - Москва: Просвещение, 1981. - 192 с.

9. Камалова, И.Ф. Развитие нравственных ценностных ориентаций студентов вуза средствами музыкального искусства: диссертация ...канд. пед. наук: 13.00. 01 / Камалова Ильмира Фуатовна. - Казань, 2009. - 248 с.

10. Князькина, К.А. Формирование эстетической культуры обучающихся средствами музыки / К.А. Князькина, А.О. Лучинина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 32-34.

11. Королева, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб. - метод. пособие / Т.П. Королева. - Минск: БГПУ, 2010. - 216 с.

12. Кравцова, Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал. - 2012. -№ 1 (7). - С. 61-66

13. Сайфуллина, М.В. Музыкально-эстетическое воспитание как социокультурный процесс: диссертация ... канд. культур. наук: 24.00.01 / Сайфуллина Марина Витальевна. - Томск, 2002. - 182 с.

Педагогика

УДК 378.124: 159.923.3

доктор педагогических наук, профессор Дзундза Алла Ивановна

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет» (г. Донецк); аспирант Грибова Елена Георгиевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Луганской Народной Республики «Луганский государственный университет имени Владимира Даля» (г. Луганск)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье анализируются научные подходы к проблеме формирования готовности к профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы. На основе проведенного анализа научно-педагогической литературы уточняются определения следующих понятий: «самореализация» и «профессиональная самореализация». Приводится авторское определение феномена готовности к профессиональной самореализации будущих преподавателей высшей школы. Выявлены условия успешного формирования готовности к профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы. Обосновано, что наибольшей профессиональной и личностной успешности добивается человек, способный к полноценной самореализации в деятельности, которая значима для него и важна для общества. Сделан вывод о том, что для прогрессивного развития социума особенно важно, чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения граждан осуществлялось преподавателями, успешно самореализующимися в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовность к профессиональной самореализации будущих преподавателей высшей школы, самореализация, профессиональная самореализация, преподаватель высшей школы, педагогическая деятельность.

An^tatton. The article analyzes scientific approaches to the problem of formation of readiness for professional self-realization of future high school teachers. Based on the analysis of scientific and pedagogical literature, the definitions of the following concepts are specified: "self-realization" and "professional self-realization". The author's definition of the phenomenon of readiness for professional self-realization of future teachers of higher education is given. The conditions for the successful formation of readiness for professional self-realization among future teachers of higher education are revealed. It is substantiated that the greatest professional and personal success is achieved by a person who is capable of full-fledged self-realization in activities that are significant for him and important for society. It is concluded that for the progressive development of society, it is especially important that the education and upbringing of the younger generation of citizens is carried out by teachers who successfully self-actualize in their professional activities.

Key words: readiness for professional self-realization of a future high schoolteacher, self-realization, professional self-realization, high school teacher, pedagogical activity.

Введение. Приоритетной сферой социально-экономического, культурного и духовного развития государства является система образования, в которой ключевая роль принадлежит педагогу. Эффективность профессиональной самореализации преподавателя напрямую зависит от его компетентности и профессионализма, опыта педагогической деятельности, жизненной позиции, педагогического мастерства и творчества. Благодаря деятельности преподавателей высшей школы реализуется государственная политика, направленная на укрепление интеллектуального, творческого и духовного потенциала будущих специалистов, развитие современной науки, техники и технологий сохранения и приумножения культурного наследия общества. В связи с этим особое значение приобретает проблема профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы как одного из важнейших условий их личностного и профессионального развития [5, С. 125].

В свою очередь, эффективная профессиональная самореализация преподавателя высшей школы обеспечивается взаимосвязанной совокупностью объективных (социальных) условий и субъективных (индивидуально-личностных) факторов. За последние десятилетия социально-экономические, содержательные, динамические, векторные характеристики жизнедеятельности современного общества существенно изменились. В связи с этим актуализировалась проблема выявления характера влияния новых внешних условий на потребности, интересы, стремления, установки личности, связанные с ее готовностью и способностью к успешной профессиональной самореализации.

Цель статьи - проанализировать научные подходы к изучению проблемы формирования готовности к профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы.

Изложение основного материала статьи. Отдельные аспекты проблемы формирования готовности к профессиональной самореализации разрабатываются в ряде научно-педагогических исследований. Так, теория самореализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в западной психологии и описывается в работах таких исследователей, как А. Адлер [1], А. Маслоу [20], Г. Олпорт [25], К. Роджерс [26], Э. Фромм [30], К. Юнг [32] исследуют феномен самореализации как явление, предопределенное естественным стремлением человека быть самоактуализирующейся личностью. Ряд ученых отрицают такую предопределенность Е.А. Коломиец [13], Л.В Овчаренко [24]. И.Б. Дерманова [7], Т.В. Луговская [17] считают самореализацию формой, в которой осуществляется самовыражение и самоактуализация человека. Самореализацию как механизм развития личности рассматривали Т.А. Бурова [2], Е.Е. Вахромов [3], Г.М. Зараковский [2]. Вопросам профессионально-личностного становления и развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.