Научная статья на тему 'Формирование муниципальных стратегий управления организациями, находящимися в кризисном положении'

Формирование муниципальных стратегий управления организациями, находящимися в кризисном положении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / КРИЗИС / НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ / MUNICIPAL STRATEGIES / CRISIS / INSOLVENCY / LIFE CYCLE OF ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гущина Нина Юрьевна

Cформированы муниципальные стратегии управления организациями, находящимися в кризисном положении, в рамках которых муниципалитет выступает в качестве кредитора по денежным обязательствам и в качестве собственника имущества унитарного предприятия. Разработаны матрицы оценки целесообразности инициирования процедуры банкротства и введения реорганизационной процедуры банкротства. Изложены результаты апробации предложенной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMING OF MUNICIPAL'S STRATEGIES TO MANAGE THE CRISIS ORGANIZATIONS

The article considers managerial strategies for a municipality that is a creditor of private organizations and a property owner of municipal organizations in crisis. The author offers matrixes to evaluate the expediency of bankruptcy and reorganization's procedures. The article contains the results the author's methods approbation.

Текст научной работы на тему «Формирование муниципальных стратегий управления организациями, находящимися в кризисном положении»

Разработка программы связана с построением комплекса программных целей и выявлением их взаимосвязей. Достаточно отработанным методом является построение дерева целей. В качестве его основы фиксируется общая цель программы, которая разделяется на подчиненные ей частные цели. Комплекс целей программы может быть реализован посредством различных вариантов программных мероприятий. Альтернативные варианты программы отличаются выделенными подпрограммами и элементами.

Система управления программой представляет собой совокупность органов, наделенных определенными полномочиями, которые осуществляют руководство программой и ее выполнение. Основная проблема в организации системы управления

программой заключается в обеспечении четкого распределения функций по принятию решений, а также ответственности между органами и руководителями, реализующими программу.

Механизм государственного регулирования экономики включает различные средства воздействия на экономическое развитие, которые имеют особенности и целесообразные границы применения. К числу финансовых регуляторов относятся ставка процента, бюджетные заимствования, объем денежной массы в обращении, валютный курс и т.п.

Примечание

’ Институциональные преобразования и демография организаций в Иркутской области: стат. бюл. Иркутск, 2007. С. 49.

Н.Ю. ГУЩИНА

аспирант Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск e-mail: nina_g2002@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В КРИЗИСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

УДК 336.14:353(47) ББК 65.291.931

Сформированы муниципальные стратегии управления организациями, находящимися в кризисном положении, в рамках которых муниципалитет выступает в качестве кредитора по денежным обязательствам и в качестве собственника имущества унитарного предприятия. Разработаны матрицы оценки целесообразности инициирования процедуры банкротства и введения реорганизационной процедуры банкротства. Изложены результаты апробации предложенной методики.

Ключевые слова: муниципальные стратегии, кризис, неплатежеспособность, жизненный цикл организации.

В течение последних лет учеными широко обсуждаются проблемы подъема экономики Российской Федерации после продолжительного финансового и производственного кризиса, среди которых одно из важнейших мест занимает восстановление платежеспособности отечественных организаций. Современный подход экономистов к пониманию платежеспособности организаций позволил рассматривать муниципальное управление неплатежеспособными организациями как возможность реализации экономического потенциала.

Несмотря на 15-летний опыт применения механизма банкротства к неплатежеспособным организациям, вопрос о целесообразности использования соответствующих процедур банкротства недостаточно исследован как в научном, так и в практическом аспекте. Особенно остро эта проблема стоит перед органами местного самоуправления, основной задачей которых является формирование бюджета.

В нормативно-правовых актах до сих пор не определены показатели эффективности «муниципального» участия в управлении

© Н.Ю. Гущина, 2008

неплатежеспособными организациями. Отсутствуют четкие экономические критерии, позволяющие однозначно определить наиболее эффективную муниципальную стратегию управления организациями, находящимися в кризисном положении. Сам процесс выбора стратегий управления оказывается вне зоны внимания органов местного самоуправления, хотя очевидно, что компетентный выбор стратегии управления каждой конкретной неплатежеспособной организацией тесно связан с тем результатом, которой приносит управление ею. Недостаточная проработанность нормативно-правовой базы в сфере несостоятельности приводит к тому, что решения органов местного самоуправления о применении и реализации процедур банкротства организаций-должников принимаются вопреки экономическим мотивам, что усугубляет положение самого должника, кредиторов, работников, а также приводит к снижению доходов бюджетов различных уровней. Последствия неверных решений могут нанести ущерб не только экономике муниципального образования, но и экономике региона и Российской Федерации в целом.

В экономической науке доказано, что деятельность любой организации подчиняется определенным жизненным циклам, включающим в себя такие стадии, как зарождение, рост, зрелость, спад и крах. Исследование проблемы возникновения кризиса позволило автору сделать вывод о возможности наступления кризисной ситуации на каждом этапе жизненного цикла организации. Последствиями кризиса являются убыточность, рост кредиторской задолженности. Чрезмерное накопление кредиторской задолженности ведет к невозможности своевременного расчета по обязательствам, что характеризуется таким состоянием, как неплатежеспособность. Следующая стадия развития кризисной ситуации — несостоятельность, которая, по сути, представляет собой правовое состояние хозяйствующего субъекта, находящегося в процедуре банкротства, установленное в судебном порядке в силу действующего законодательства. Завершающая стадия кризиса — банкротство. Организация признается банкротом на основании решения арбитражного суда при открытии процедуры конкурсного производства, в

рамках которой в соответствии с федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» проводятся мероприятия по ликвидации должника.

Для распознавания признаков неплатежеспособности и ее прогнозирования используются методы финансового анализа. Однако, несмотря на их многообразие, отсутствуют какие-либо методики, позволяющие органам местного самоуправления принимать более взвешенные стратегические решения в отношении организаций, находящихся в кризисном положении.

Мы пришли к выводу, что с целью исключения произвольного выбора муниципальных стратегий управления формирование муниципальной стратегии управления организацией, находящейся в кризисном положении, должно зависеть от стадии жизненного цикла данной организации и от степени отклонения ее финансовых показателей от среднеотраслевых, поскольку:

- определение положения организации на кривой жизненного цикла дает возможность сделать вывод о внутреннем состоянии организации и ее способности восстановить платежеспособность;

- определение степени отклонения финансовых показателей организации от среднеотраслевых позволяет сделать вывод о финансовом состоянии анализируемой организации по сравнению с аналогичными в отрасли. Следует отметить, что при благоприятном финансовом положении организаций отрасли возможно формирование более «жесткой» стратегии управления, в противном случае приоритет отдается стратегии сохранения кризисного предприятия с целью восстановления его платежеспособности.

В любом случае, в кризисном состоянии организация-должник не может одномоментно удовлетворить требования всех кредиторов. Следовательно, она ставит своих кредиторов, в том числе муниципалитет, перед выбором стратегии.

Первая стратегия: предоставить предпри-ятию-должнику определенный контролируемый кредиторами в рамках процедур банкротства период на преодоление внутреннего финансового кризиса. При этом оговаривается срок погашения кредиторской задолженности, необходимость отстранения органов

Известия ИГЭА. 2008. № 4 (60)

управления должника, а также мера надзора кредиторов за данной организацией.

Вторая стратегия: выставить требования о ликвидации организации и продаже ее имущества с целью удовлетворения требований кредиторов (полного или частичного).

С учетом того что органы местного самоуправления объективно заинтересованы в платежеспособности организаций, расположенных на территории данного муниципального образования, автором были предложены стратегии управления организациями в зависимости от стадии развития кризисной ситуации, а именно в отношении неплатежеспособных, несостоятельных и банкротов, а также в зависимости от роли органа местного самоуправления, выступающего в качестве кредитора или в качестве собственника имущества муниципального унитарного предприятия (рис.).

В целях формирования указанных муниципальных стратегий автором предложены матрица оценки целесообразности инициирования процедуры банкротства в отно-

шении неплатежеспособных организаций и матрица оценки целесообразности введения реорганизационной процедуры банкротства в отношении несостоятельных организаций (табл. 1 и 2). Условно отнести организацию к конкретному квадранту можно, применяя статистические сведения и анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Таблица 1 Матрица оценки целесообразности инициирования процедуры банкротства в отношении неплатежеспособной организации

Стадия жизненного цикла Соответствие финансовых показателей среднеотраслевым

выше соответствует ниже

Зарождение - - +

Рост - - -

Зрелость - - -

Спад - - +

Крах X + +

(-) — инициирование процедуры банкротства нецелесообразно

(+) — инициирование процедуры банкротства целесообразно

деятельности в данном статусе (перевод в разряд несостоятельных) Инициирование процедуры банкротства

Сохранение в данном статусе Введение реорганизационной процедуры банкротства

Прекращение деятельности в данном статусе(перевод в разряд банкротов) Введение ликвидационной процедуры банкротства

Сохранение в данном статусе Сохранение в качестве МУП, приватизация

Прекращение деятельности в данном статусе Инициирование процедуры банкротства, добровольная ликвидация

Муниципальные стратегии управления кризисными организациями

Известия ИГЭА 2008. № 4 (60)

Таблица 2

Матрица оценки целесообразности введения реорганизационной процедуры банкротства в отношении несостоятельной организации*

* В случае введения реорганизационной процедуры необходимым условием является наличие обоснованного плана восстановления платежеспособности.

(-) — введение реорганизационной процедуры банкротства нецелесообразно

(+) — введение реорганизационной процедуры банкротства целесообразно

Предлагаемая методика была использована автором для повышения эффективности управления организациями, находящимися в кризисном положении, которые расположены в муниципальном образовании г. Иркутска. Для апробации методики были отобраны следующие организации:

- пять неплатежеспособных организаций, имеющих задолженность перед бюджетом г. Иркутска по денежным обязательствам.

В отношении четырех неплатежеспособных организаций предложена стратегия прекращения деятельности в данном статусе путем перевода их в разряд несостоятельных;

- четыре несостоятельные организации, имеющие задолженность перед бюджетом г. Иркутска по денежным обязательствам. В отношении всех четырех организаций выбрана стратегия прекращения деятельности в данном статусе путем перевода их в разряд банкротов;

- пять муниципальных унитарных предприятий, собственником имущества которых является муниципальное образование г. Иркутска. В отношении двух неплатежеспособных организаций предложена стратегия прекращения деятельности в данном статусе путем перевода их в разряд несостоятельных, в отношении трех — стратегия сохранения их статуса.

Совокупный бюджетный эффект от апробации администрацией г. Иркутска предложенной методики составил 2 882 тыс. р.

Успешная апробация методики позволила автору сделать вывод о возможности ее применения на практике администрацией г. Иркутска, что позволит специалистам принимать более взвешенные управленческие решения в отношении организаций, находящихся в кризисном положении.

Стадия жизненного цикла Соответствие финансовых показателей среднеотраслевым

выше соответствует ниже

Зарождение - - -

Рост + + +

Зрелость + + +

Спад + + -

Крах X + -

УДК 330.322 П.В. МИТРОФАНОВ

ББК 65.261.1 аспирант Московского государственного института

электронной техники (Института экономики, управления и права)

e-mail: mitpv@mail.ru

СТРУКТУРА КАПИТАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ НА СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КОМПАНИИ

Определена важность оптимальной структуры капитала при реализации инвестиционной стратегии компании на стадиях жизненного цикла. Рассмотрены ключевые показатели деятельности компании, оказывающие влияние на сбалансированное соотношение заемных и собственных средств. Сформированы предложения по увеличению стоимости бизнеса, принятию эффективных решений в инвестиционной политике.

Ключевые слова: структура капитала, инвестиционная стратегия, привлечение капитала, управление предприятием, стадии жизненного цикла.

Развитие компании по кривой жизненного неэффективная стратегия развития предпри-цикла подчас сопровождается кризисными ятия, непродуманные шаги в инвестиционной ситуациями. Причинами этого могут быть и финансовой политике, снижение качества

© П.В. Митрофанов, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.