Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У ШКОЛЬНИКОВ 12—14 ЛЕТ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У ШКОЛЬНИКОВ 12—14 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В.Н. Сергета, В.Я. Перейма, Н.В. Голка, В.А. Кондратюк, М.И. Дунская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У ШКОЛЬНИКОВ 12—14 ЛЕТ»

Общее число воспроизведенных букв при В I составило 431,0±31,0, число правильных ответов— 420,0±31,9, число ошибок—13,4+2,7; при В II—соответственно 493,0±33,0, 477,0+28,8 и 16,5±4,5. При сравнительном анализе данных при В II и В III выявлена разница в показателях работоспособности со снижением их при ^В III. Общее число воспроизведенных букв при В II составило 493,0±33,0, при В III — 325,0+ ±33,0; число правильных ответов — 477,0+28,8 и 306,0+32,0 соответственно. Разница статистически достоверна.

Таким образом, данные об изменении ЛП ЗМР и показателей работоспособности хорошо согласуются с результатами сравнения электрофизиологических данных и свидетельствуют о преимуществах В II, когда высота стола на 6 см меньше рекомендуемой, а уровень линии взора соответствует центру экрана.

Проведенные хрономегражные исследования и опрос учащихся позволили установить преимущество кресла с подлокотниками и поддержива-^ телями для запястий вместо обычного учениче-^ ского стула. Так, при использовании этих элементов частота смены поз в течение последних 5 мин работы снизилась с 9,0+0,3 до 2,0, а двигательное беспокойство — с 47 до 10 %. Все учащиеся отмечали удобство работы с подлокотниками и поддерживателями.

Таким образом, полученные результаты позволили разработать основные гигиенические требования к организации рабочего места школьников за компьютером: высота стола, на котором располагается клавиатура дисплея, должна быть на б см меньше высоты обычных ученических столов для каждой ростовой группы (при условии, что высота среднего ряда клавиш превышает 5 см); дисплей компьютера следует устанавливать так, чтобы уровень линии взора учащегося соответствовал центру экрана; рекомендуется вместо обычного ученического стула использовать кресло с подлокотниками; высота кресла должна соответствовать росту учащихся (Мето-

дические указания «Об использовании школьной мебели», 1985 г.).

Указанные гигиенические требования должны быть положены в основу конструирования мебели для кабинетов информатики и электронно-вычислительной техники. Главным принципом при этом следует считать индивидуальный подбор мебели по приведенным выше параметрам.

Для оборудования указанных кабинетов можно рекомендовать следующие варианты организации рабочего места школьника: обычный ученический стол, регулируемый по высоте дисплей (либо регулируемая подставка для дисплея), плоская (1,0—1,5 см) клавиатура, регулируемое кресло); регулируемый по высоте стол с двумя рабочими поверхностями для клавиатуры и дисплея, регулируемое кресло; обычные ученические стол и стул, соответствующие каждой ростовой группе, с учетом требований, разработанных в данном исследовании.

Разработку перспективных образцов мебели следует вести в направлении создания регулируемой мебели. При этом необходимо предъявлять высокие требования к надежности конструкции и возможности ее регулировки самими учащимися.

Литература

]. Персон Р. С. Электромнография в исследованиях человека,—М.. 1969.

2. Романов Г. М„ Туркина Н. В., Колпащиков JI. С. Человек и дисплей. — Л., 1986.

3. Эргономика: Проблемы приспособления условии труда к человеку / Пер. с польск. — М., 1971.

4. Psychische Beanspruchungen beim Text und Patenverarbeitungstätigkeit an Bildschirmgeräten. — Berlin, 1982.

Поступила 26.09.88

Summary. Experimental studies aimed at hygienic substantiation of requirements for optimal organization of a workplace for schoolchildren using computers have been carried out. Hygienic requirements for basic parameters and design of a desk and a chair intended for those working with computers are presented. Practical recommendations on the equipment of computer rooms in secondary schools are given.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1930 УДК 37.047-053.5

В. Н. Сергета, В. Я. Псрейма, Н. В. Голка, В. А. Кондратюк, М. И. Думская, Я• И. Волянская

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У ШКОЛЬНИКОВ 12—14 ЛЕТ

Тернопольский медицинский институт

Решение проблемы правильного выбора про- сти, проходя через ее основные структурные об-

фессии учащимися средних школ теснейшим об- разования: направленность, характер, эмоции,

^ разом связано с формированием соответствующих способности, психические процессы. Поэтому од-

"Ч мотивов. Последние как психологические факто- ним из важных компонентов профориентацион-

ры человеческой деятельности и поведения в це- ной работы является формирование мотивацион-

лом занимают ведущее весто в структуре лично- ной направленности школьника. В настоящее

время профессиональная ориентация пока еще в значительной мере связана с простым ознакомлением учащихся с необходимыми для общества профессиями и воспитанием интереса к ним.

Отношение к будущей профессии формируется у человека еще до того, как он вступает в общение с представителями данной профессии. Оно вырабатывается в процессе освоения информации, которую школьник получает от своего социального окружения: родителей, школы, друзей, передач телевидения, кинофильмов, литературы и т. д. Фактически он еще до выбора профессии может оказаться в какой-то мере ориентированным на тот или иной жизненный путь.

В настоящее время процесс формирования мотивов учебной и трудовой деятельности, особенно сроки становления мотивационной сферы учащихся, еще недостаточно изучены.

Нами проведено в динамике изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся 5—7-х классов. В исследованиях использована методика Е. А. Климова, по которой все многообразие профессий сведено в 5 систем: человек— природа, человек — техника, человек — человек, человек — знакомая система и человек — художественный образ. Ответы на вопросы дифференциально-диагностического опросника Е. А. Климова не требуют глубоких знаний по специальным предметам, и поэтому он вполне приемлем для выявления мотивационной сферы школьников 5—7-х классов.

Перед опросом учащихся мы изучали мероприятия по профессиональной ориентации, проводимые в школах. В 5-х классах они в основном сводились к беседам по теме «Трудовые подвиги твоих родителей», встречам с передовыми рабочими разных профессий, оформлению альбома «Путешествие по профессиям», проведению сбора отряда под девизом «Это строит наш народ». Учащиеся 5-х классов участвовали в экскурсиях на промышленные предприятия, беседах, для них организовывались просмотры кинофильмов, например «Ученикам об электроэнергии», тематические пионерские сборы «Профессии наших шефов».

С учениками 7-х классов проводились специальные занятия на базе межшкольного учебно-производственного комбината, где их знакомили с особенностями той или иной рабочей профессии, которой можно овладеть в комбинате.

Групповым анкетированием было охвачено 318 учащихся 5-х классов, 266—6-х и 201—7-х.

Учитывая, что состояние здоровья является важнейшим фактором в решении любых вопросов гигиены детей и подростков, для участия в исследовании мы привлекали детей, относящихся к I— II группам здоровья в соответствии с классификацией, разработанной НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР.

Всех учащихся по выявленной мотивации мы

разделили на 3 группы: 1-я — с положительной мотивацией к той или иной системе, 2-я — с нейтральной мотивацией, 3-я — с отрицательной мотивацией ко всем системам. 2-ю группу для более глубокой характеристики подразделили на 2 подгруппы: 2а — с нейтральной мотивацией, но с тенденцией к положительной; 26 — с нейтральной мотивацией, но с тенденцией к отрицатель^ ной.

Состояние мотивационной направленности оценивали отдельно у мальчиков и девочек, обучающихся в 5—7-х классах.

Анализ полученных результатов показал следующее. Большинство ответов на вопросы дифференциально-диагностического опросника Е. А. Климова свидетельствуют об отсутствии какой-либо целенаправленной мотивации у мальчиков всех трех возрастных групп. Так, у пятиклассников положительная мотивация выявлена в 22% случаев, нейтральная — в 20%, отрицательная— в 22,3%. У шести- и семиклассников эти результаты соответственно составили 22,8, 20,5, 21,7 и 21, 20,8, 23%. Количество ответов с тенденцией к положительной или отрицательной -мотивации у всех опрошенных также было приблизительно одинаковым. При посистемном анализе ответов установлено, что характеристика мотивационной направленности мальчиков 5— 7-х классов к профессиям систем человек — природа и человек — знакомая система была аналогична описанной выше общей мотивационной характеристике, остальные системы имели некоторые особенности. Так, у мальчиков четко выражена положительная мотивация (41,1 — 42,7%) или тенденция к ней (23,9—26,1 %) в отношении технических профессий. К профессиям системы человек — художественный образ обнаружено противоположное мотивационное отношение: лишь 4,3—8,2 % ответов содержали поло^ жительную мотивацию и 7,2—14,7%—тендеп'г цию к ней. Отрицательная мотивационная направленность отмечена в 32,8—39,2 % случаев. Для мальчиков всех трех классов свойственно наличие нейтральной мотивации к профессиям системы человек — человек. Это объясняется, вероятно тем, что профессии указанной системы (педагоги, врачи, работники сферы обслуживания и т. д.) в представлении мальчиков 12—14 лет являются непрестижными в эмоциональном плане, а социальные, познавательные, материальные мотивы в этом зозрасте имеют низкий уровень, как и мотивы, связанные с содержанием труда.

При анализе ответов девочек по опроснику Е. А. Климова получены несколько иные результаты (см. таблицу). Мотивация девочек всех трех возрастных групп имеет выраженную целенаправленность, правда, в равной мере как положительную, так и отрицательную (соответствен«^ но 23,1—25,6 и 22,7—26,5 %). Нейтральную мо~ тивационную установку показали 17,8—18.3% ответов. Намного разнообразнее результаты, по-

Характеристика мотивационной направленности учащихся 5—7-х классов общеобразовательных школ (девочки)

Мотивационная система Класс Всего ответов В то.\ числе по системам

человек — природа человек — техника человек —человек человек — знаковая система человек — художественны)! образ

абс. | % абс % абс. | % абс. | % абс. | % абс. %

Положительная мотивация 5-й 164 24,7 75 45,7 0 0 23 14,0 8 4,9 58 35,4

6-й 141 33,1 52 36,9 2 21,4 24 17,0 ! 1 г,8 52 36,9

7-й 151 25,6 37 24,5 1 0,7 29 19,2 15 9,9 69 45,7

С тенденцией к положитель- 5-й 109 16,4 24 22,0 2 1,8 34 31,2 15 13,8 34 31,2

ной 6-й 115 ¡8,9 30 26,1 2 1,7 35 30,4 19 16,5 29 25,2

7-й 97 16,5 27 27,8 2 2,1 36 37,! 13 13,4 19 19,6

Нейтральная мотивация 5-й 118 17,8 23 19,5 И 9,3 32 27, 1 25 21,2 27 22,9

6-й 109 17,9 12 11,0 12 11,0 31 28,4 21 19,3 33 30,3

7-й 108 18,3 21 19,4 12 11,1 30 27,8 27 25,0 18 16,7

С тенденцией к отрицательной 5-й 107 16,1 5 4,6 28 26,2 29 27,1 37 34,6 8 7,5

6-й 106 17,4 14 13,2 26 24,5 22 20,8 36 34,0 8 7,5

7-й 77 13,1 13 16,9 17 22,0 13 16,9 25 32,5 9 11,7

Отрицательная мотивгция 5-й 165 25,0 5 3,0 92 55,8 15 9,1 48 29,1 5 3,0

6-й 138 22,7 13 9,4 77 55,8 6 4,3 34 24,6 8 5,9

7-й 156 26,5 19 12,2 85 54,5 9 5,8 40 25,6 3 1,9

лученные и при посистемном анализе мотивационной направленности девочек. Большинство ответов свидетельствует о выраженной положительной мотивационной направленности девочек. Большинство ответов свидетельствует о выраженной положительной мотивации к профессиям систем человек — природа и человек — художественный образ. Отмечено, что с возрастом моти-вационная направленность девочек имеет тенденцию к изменению. Так, положительная моти-вационная направленность на профессии системы человек — природа снижается (5-й класс — 45,7 % ответов, 7-й — 24,5 %). а на профессии системы человек — художественный образ повышается (соответственно 35,4 и 45,7 %) • У девочек 5—7-х классов к профессиям системы человек — техника преобладающей (54,5—55,8 %) является отрицательная мотивация, которая стабильно сохраняется на протяжении всех лет наблюдения. Второе ранговое место по количеству ответов, свидетельствующих об отрицательной мотивационной направленности или о наличии тенденции к таковой, занимают профессии системы человек— знаковая система. Как мальчики, так и девочки наблюдаемых возрастных групп имеют явно нейтральную мотивацию к профессиям системы человек — человек, хотя и с некоторой тен-

денцией к положительной мотивации, особенно у семиклассниц (5-й класс — 31,2%, 7-й — 37,1 % ответов).

Таким образом, анализ ответов учащихся показывает, что у девочек 12—14 лет мотивацион-ная сфера более развита, чем у мальчикоз того же возраста. Объясняется это тем, что степень биологической зрелости девочек в этом возрасте заметно выше, что стимулирует и более раннее развитие психоэмоциональной сферы, под влиянием которой формируются мотивы поведения.

В целом результаты изучения мотивационной направленности показали, что у семиклассников по сравнению с пятиклассниками выраженных сдвигов в формировании мотивационной сферы не наблюдается, четко сформированного типа мотивации у них еше нет. Познавательный опыт и конкретные знания у школьников еще недостаточны, чтобы отдать мотивированное предпочтение тому или иному виду профессиональной деятельности. Знания о профессиях в этом возрасте ограничиваются сферой внешних, легко доступных, случайных наблюдений, признаков и не затрагивают основных компонентов профессионального труда, его социально-экономической и психологической характеристики.

Поступила 11.07.88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.