Научная статья на тему 'Формирование мотивации к успешности у специалистов по связям с общественностью в процессе обучения в вузе'

Формирование мотивации к успешности у специалистов по связям с общественностью в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS / ИНТЕРЕС / ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КАРЬЕРА / CAREER / УСПЕХ / SUCCESS / УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ / SUCCESSFUL / ЭГАГОГИКА / ADUCATION / INSTRUCTION / INTERST / PERSONEL AME / SELF DETERMINATION / AGAGOGIGA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Садовская Валентина Степановна

В статье рассматриваются вопросы активизации обучения через усиление мотивации, интереса, педагогических технологий с целью сформирования успешной личности, способной добиться карьерного роста и полной самореализации. Автор обосновывает необходимость новой дисциплины эгагогики (самовоспитание).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues of active learning and education through stimulating students' motivation and interest. It uses pedagogical techniques aimed at developing a successfull individual capable of achieving carrier growth and full self-realization. The author brings forward the arguments in support of the introduction of a new discipline Egogogica.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации к успешности у специалистов по связям с общественностью в процессе обучения в вузе»

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

^НОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К УСПЕШНОСТИ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В. С. Садовская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются вопросы активизации обучения через усиление мотивации, интереса, педагогических технологий с целью сформирования успешной личности, способной добиться карьерного роста и полной самореализации. Автор обосновывает необходимость новой дисциплины — эгагогики (самовоспитание).

Ключевые слова: образование, обучение, мотивация, педагогика, интерес, личная цель, самореализация, карьера, успех, успешная личность, эгагогика.

The article considers the issues of active learning and education through stimulating students' motivation and interest. It uses pedagogical techniques aimed at developing a successfull individual capable of achieving carrier growth and full self-realization. The author brings forward the arguments in support of the introduction of a new discipline — Egogogica.

Key words: Aducation, instruction, motivation, pedagogics, interst, personel ame, self — determination, career, success, successful, agagogiga.

Идея этой статьи возникла давно. Многолетняя педагогическая работа в вузе показала, что никого ничему нельзя научить, если обучаемый этого не хочет. Более того, прежде чем приступать к обучению, надо убедить, а лучше всего увлечь обучаемого предметом обучения. В педагогике этот процесс называется мотивацией. Чем сильнее мотив к обучению, тем успешней проходит этот процесс. В педагогике это аксиома, не требующая доказательств. Вопрос лишь в том, как это сделать, как, какими способами этого добиться? В первую очередь возникает вопрос о педагоге. Иногда личность обладает таким обаянием, что человек очаровывается, попадает под это влияние и, как загипнотизированный, слушает и внимает своему учителю. Но проходит время, впечатления притупляются, увлечение ослабевает, эффективность процесса обучения сни-

жается. Интерес держится до тех пор, пока есть в обучении элемент новизны. Одна из ранних работ автора статьи была посвящена именно этой проблеме (см., например: 3). Идея состояла в том, чтобы на каждом занятии вводить новый педагогический способ или прием и таким образом поддерживать интерес к предмету обучения. Это хорошо, но недостаточно, поскольку внимание само по себе, как психологическая единица, очень неустойчиво. Более того, невозможно завладеть обучаемым на длительное время. Человек переключается с одного объекта на другой, и только одержимость любимым занятием способна удержать внимание человека длительное время. Мотивация тогда работает, когда она строится или базируется на перспективной жизненной цели и в человеке открывается безграничный потенциал. Тогда он демонстрирует небывалую рабо-

196 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 196-200

тоспособность, о которой и не подозревал. Это происходит потому, что его природный дар, способности совпадают с его устремлениями к самореализации. В данном случае мы говорим о призвании человека. К сожалению, часто судьбой молодого человека манипулируют родители, реже учителя, а иногда друзья или окружение. Когда я училась, в моде были романтические профессии океанолога, геолога, престижно было учиться в медицинском или торговом институте, в этих институтах и были самые высокие конкурсы. Сейчас время экономистов и юристов. И толпы молодых людей ринулись за освоением этих специальностей. У кого-то действительно экономический или юридический склад ума, но большинство ... увы, поступает на эти специальности, следуя моде или рекомендациям родителей.

Первое условие успешного продвижения по социальной лестнице — заниматься любимым делом. Делом, к которому есть способности и задатки.

Второе условие — иметь цель. Это должна быть перспективная цель, состоящая в самореализации в той области деятельности, к которой человек чувствует призвание.

Третье условие — умные и талантливые педагоги, одержимые своей профессией, а не отбывающие трудовую повинность, жалующиеся, что им мало платят.

Когда эти условия обеспечены, есть шанс сделать карьеру. Под карьерой мы понимаем не простое продвижение с более низкой служебной позиции на более высокую, а принципиальную смену среды, в которой человек рожден и вырос.

В последние годы тема карьеры приобрела широкую популярность в среде молодых специалистов. Вызвано это, прежде всего, реформированием основных сфер российского общества и становлением рыночной экономики. Это привело к изменению отношения ко многим процессам и явлениям, до сих пор остававшимся вне поля зрения специалистов, в силу их негативного восприятия или низкого уровня актуальности темы. В советский период активное стремление к

^ Образование в сфере культуры

карьерному росту считалось отклонением от общепринятых норм, выражением эгоизма, порождением буржуазного общества, капитализма. Само слово «карьерист» звучало как обвинение в низменных побуждениях. Все, что отождествлялось с карьеризмом, рассматривалось как чуждое советскому человеку и характеризовалось чуть ли не девиантным поведением личности.

Новые экономические условия развития России создали конкуренцию не только на рынке товаров и услуг, но и на рынке вакансий. Современный специалист поставлен в условия, когда необходимо уметь позиционировать себя, другими словами, осуществлять самопрезентацию. К сожалению, поколение наших родителей и прародителей сформировалось в других ценностных ориентациях, когда главенствовали психологические установки: «скромность украшает человека»; «не говори о себе без нужды, пусть другие о тебе скажут» и т.д.

Проблема состоит в том, что объективные и субъективные условия экономического развития России предполагают и новую модель специалиста, ориентированную на успешную профессиональную деятельность, в то время как большинство нынешнего поколения продолжает оставаться носителями ценностных ориентаций своих родителей.

В этих условиях возрастает роль учебного заведения, которое в определенной степени может это противоречие решить.

Следует отметить, что большинство авторов под карьерой понимают активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. Карьера как процесс трактуется видом движения человека в пространстве организационных позиций, предполагающего последовательную смену функций статуса, социально-экономического положения. Другими словами, карьера — это процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами, признанными в обществе или организации. Таковыми являются:

• должностные ступени, уровни иерархии;

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь ^

• ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания людей;

• статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации (выслуга лет, уникальные рациональные предложения, судьбоносные для организации), его положение в коллективе;

• ступени власти как степени влиятельности в организации (участие в принятии важных решений, близость к руководству);

• уровни материального вознаграждения, дохода (уровень заработной платы и разнообразие социальных льгот).

При этом следует подчеркнуть, что перечисленные блага могут быть рассмотрены как через призму субъективности человека, так и с точки зрения его среды (организации профессиональной сферы, общества); оценены как чисто субъективно в форме самоощущений, самооценки достижений, так и подкреплены признанием их в среде в виде повышения в должности, уровня оплаты и т.д. Например, человек может ощущать изменения своих навыков, знаний, но окружающие воспримут, «увидят» его профессиональный рост только после того, как ему повысят квалификационный разряд.

Таким образом, карьера — это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, власти, авторитета, статуса в среде. Она может быть выражена в продвижении личности по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, в вознаграждении, повышении престижа. С другой стороны, карьера — это динамическое явление, то есть постоянно изменяющийся и развивающийся процесс.

Карьера может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле понятие «карьера» определяется как «общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой)». Карьера — это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся (1).

В узком смысле карьеру связывают с тру-

довой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Под карьерой здесь понимают целенаправленный должностной и профессиональный рост, «поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника». Все это имеет отношение к организационному аспекту карьеры.

Личностный аспект предполагает рассмотрение данного явления с позиции человека как личности, раскрывает особенности видения карьеры ее деятелем. С этим связаны выражение индивидом субъективной оценки (самооценки) характера протекания своего карьерного процесса, промежуточных результатов развития карьеры, рождающиеся по этому поводу личные ощущения. В данном ракурсе карьера понимается как

«субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом», это «индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека» (цит. по: http:// www.znanie.info).

Наконец, можно выделить социальный аспект, представления о карьере с точки зрения общества. Во-первых, это выработанные в процессе развития общества карьерные маршруты, «проторенные» пути достижения определенных высот (успехов) в той или иной сфере профессиональной деятельности, в той или иной области общественной жизни. Во-вторых, это устоявшиеся представления о характере движения по этим путям: быстрота, стремительность, траектория карьеры, степень ее взлетности, используемые методы. Эти выработанные общие схемы движения к успеху, а также особенности их реализации в жизни влияют на оценку обществом частных карьер индивидов, выступая своего рода эталонами для сравнения (см. подробнее: 4).

Итак, определение понятия «карьера» сводится к продвижению человека по слу-

жебной лестнице. Это означает, что человек активно продвигается выше и выше от одной служебной позиции к другой. Однако у каждого человека своя стартовая черта. Например: мама — врач, дочь тоже окончила медицинский институт и теперь работает с мамой в одной клинике в кабинете напротив. Сделала дочь карьеру или нет? Прежде чем ответит на этот вопрос, надо упомянуть еще об одном понятии — «родительский ресурс». Он включает в себя материальные и духовные условия жизни. Под материальными понимаются жилищные условия, уровень финансового обеспечения. В данном примере использован родительский ресурс. Ничего плохого в этом нет. Родители, выражаясь современным экономическим языком, «инвестируют» в детей, с тем чтобы они добились успеха в жизни. Однако сделана ли здесь карьера?

Приведем пример на двух «Димах» — Дима Маликов и Дима Билан. Вот Дима Маликов выступает в программе «Шесть песен на бис». В перерывах между песнями рассказывает о том, что он всего добился сам, много учился, сочинял музыку и т.д. Но вот на сцену в качестве гостя вышла Лариса Долина и развеяла иллюзии о «самостоятельности» продвижения в шоу-бизнесе Димы. Она сказала одну фразу: «меня пригласил на эту программу Юра Маликов, я ему отказать не могла». К слову: Юрий Маликов — создатель и руководитель ансамбля «Самоцветы», в конце прошлого века очень популярного на всей территории Советского Союза. И он же — папа нашего героя. Нисколько не преуменьшая усилия самого Димы Маликова, подчеркнем, что Дима в своем продвижении обязан, прежде всего, родителям.

Теперь о Диме Билане. Кто знает о его родителях? Мы не сомневаемся в том, что о нем «болели» его родители. Мы знаем, что Диме Билану в его продвижении помогало много людей. Морально и материально. Но успеха Билан добился исключительно благодаря личным качествам и творческому потенциалу. О Диме Билане мы можем сказать, что

^ Образование в сфере культуры

он сделал карьеру. Он принципиально поменял среду, в которой родился и вырос. В то время как Дима Маликов принципиально среду не менял. Он сохранил позиции своих родителей, оправдал их надежды, но карьеру не сделал.

Весь опыт успешных людей показывает, что это личности — активные, хорошо знающие, чего они хотят, чего желают добиться в этой жизни. Человечество накопило огромный опыт саморазвития и самосовершенствования личности. Этот опыт описан в литературе, но систематически он в учебных заведениях не изучается. Исключение составляют отдельные семинары, тренинги, обучение в которых стоит огромных денег, и не каждый молодой человек может себе это позволить. Но интерес к этим проблемам огромен, как огромно в каждом человеке стремление стать успешным в жизни. При этом оговоримся, что только сам человек может, как небезызвестный Мюнхгаузен, вытащить себя за волосы из болота. Научить человека быть успешным невозможно, а вот научиться этому можно. В данном случае педагог выступает как экскурсовод, или (недавно запущенный термин) как «навигатор», который показывает, куда, в каком направлении следует двигаться.

Но основой должно быть желание человека изучить тот или иной предмет. Повторимся. Желание, интерес, внимание и другие составляющие психологической установки как появились, так и исчезнут, если не будет у личности программы самореализации или стратегии саморазвития, продвижения вперед. Отсюда и возникло направление, которое мы условно назвали «эгагоги-ка» (см. подробнее: 2). Этимология данного слова состоит из двух слов «эго», что означает «я» и «гогика», то есть «ведение». Вместе получается: «ведение себя». Это послужило основой новой дисциплины. Идея состоит в том, чтобы каждый человек делал себя сам. Конечно, важны условия, в которых человек находится, но мы знаем бесчисленное количество примеров, когда люди меняют среду обитания, выходят на новый уровень обще-

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь

ния и таким образом создают более комфортную среду для своего развития.

Из каких частей состоит эта дисциплина? В первой части авторы курса пытаются показать объективные условия необходимости или закономерности процесса саморазвития личности. Этот процесс не является чем-то надуманным. Данное стремление было свойственно людям во все времена существования человечества. Именно поэтому одна цивилизация сменяла другую.

Во второй части (мы называем ее методи-

ческой) излагается методика и раскрываются этапы саморазвития.

Третья часть — практическая, в которой показаны упражнения и приемы саморазвития. Каждый человек может создать свою систему саморазвития, которая будет максимально отвечать его внутренним способностям и задаткам. В этом и состоит задача авторов нового обучающего направления. Педагоги здесь работают как экскурсоводы, пытаясь показать дороги, по которым следует идти, чтобы стать успешным и счастливым!

Примечания

1. Поляков, В. А. Технология карьеры. Практическое руководство / В. А. Поляков. — Москва: Наука, 1989.

2. Садовская, В. С. От педагогики — к эгагогике: фьючерная логика развития / В. С. Садовская, В. А. Ремизов // Вестник МГУКИ. — 2007. — № 3. — С. 235—237.

3. Садовская, В. С. Роль народных университетов в формировании социально активной личности : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / В. С. Садовская. — Москва, 1976.

4. Трошина, К. Карьера и мотивация / К. Трошина // Управление персоналом. — 1998. — № 12.

ОНЦЕПЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Е. В. Швачко, М. Е. Дуранов

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Раскрывается методологический смысл и функции концепции исследования социокультурных проблем образования и развития личности.

Ключевые слова: концепция, методология, концепт, константа, гипотеза, личность, социокультура, принципы, образование, развитие, подход, функции.

Methodological meaning and function of the concept of social and cultural studies the problems of education and personal development.

Key words: concept, methodology, concept, constant hypothesis, personality, social culture, principles, education, development, approach, functions.

200 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 200-206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.