Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ У ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ У ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
477
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЦА / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / МОТИВАЦИЯ К ТРУДУ / ГОТОВНОСТЬ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / LABOR ACTIVITY / PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT / EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM / MOTIVATION FOR WORK / READINESS FOR WORK / PENALINSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пиюкова Светлана Станиславовна

Статья посвящена рассмотрению структуры трудовой мотивации осужденных, а также теоретическому обоснованию психологических средств формирования мотивации к труду у лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Обосновывается актуальность деятельности сотрудников пенитенциарной системы по вовлечению лиц, отбывающих наказания в исправительных колониях, в трудовую деятельность, в том числе по формированию у них мотивации к труду. Рассматриваются факторы, негативно влияющие на процесс формирования мотивации осужденных к трудовой деятельности. Раскрывается специфика трудовой деятельности в исправительных учреждениях, заключающаяся в вынужденном характере труда, содержащего элементы принуждения. Характеризуются особенности принуждения как специфического комплекса стимулов к труду и его формы (прямое и косвенное). Раскрывается сущность вынужденной мотивации, формирующейся в процессе принуждения к труду и особенности вынужденного типа отношения к труду. Анализируется структура мотивации осужденных к труду как системы, включающей в себя две составляющие - внутреннюю и внешнюю. При этом внешняя мотивация может быть представлена в виде сочетания внешних положительных и внешних отрицательных стимулов. Обосновывается соотношение структурных компонентов мотивации, наиболее эффективно способствующее привлечению осужденных к трудовой деятельности. Раскрывается значение психологического сопровождения трудовой деятельности как одного из действенных инструментов формирования мотивации к труду у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, рассматриваются его особенности и основные смысловые блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PRISONERS’ MOTIVATION TO WORK IN PENAL INSTITUTIONS: PSYCHOLOGICAL ASPECT

The article is devoted to the consideration of structure of prisoners’ labor motivation, as well as the theoretical substantiation of the psychological means of formation of motivation to work of persons serving sentences in penal institutions. The urgency of the activities of the employees of the penitentiary system to involve persons serving sentences in correctional colonies in labor activities, including the formation of their motivation to work, is substantiated. The factors that negatively influence the process of formation of the motivation of convicts to work are considered. The specificity of labor activity in penal institutions is revealed, which consists in the forced nature of labor, containing elements of compulsion. The features of coercion are characterized as a specific complex of incentives to work and its forms (direct and indirect). The essence of forced motivation, which is formed in the process of compulsion to work, and the peculiarities of the forced type of attitude to work are revealed. The structure of the motivation of convicts to work is analyzed as a system that includes two components - internal and external. In this case, external motivation can be represented as a combination of external positive and external negative stimuli. The ratio of the structural components of motivation is substantiated, which most effectively contributes to the attraction of convicts to work. The article reveals the importance of psychological support of labor activity as one of the effective tools for the formation of motivation to work in persons serving sentences in places of imprisonment, considers its features and basic semantic blocks.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ У ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

DOI 10.37523/SUI.2020.40.4.016 УДК 159.9

Пиюкова Светлана Станиславовна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24 в, e-mail: piyukova@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ У ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению структуры трудовой мотивации осужденных, а также теоретическому обоснованию психологических средств формирования мотивации к труду у лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Обосновывается актуальность деятельности сотрудников пенитенциарной системы по вовлечению лиц, отбывающих наказания в исправительных колониях, в трудовую деятельность, в том числе по формированию у них мотивации к труду.

Рассматриваются факторы, негативно влияющие на процесс формирования мотивации осужденных к трудовой деятельности. Раскрывается специфика трудовой деятельности в исправительных учреждениях, заключающаяся в вынужденном характере труда, содержащего элементы принуждения.

Характеризуются особенности принуждения как специфического комплекса стимулов к труду и его формы (прямое и косвенное). Раскрывается сущность вынужденной мотивации, формирующейся в процессе принуждения к труду и особенности вынужденного типа отношения к труду.

Анализируется структура мотивации осужденных к труду как системы, включающей в себя две составляющие - внутреннюю и внешнюю. При этом внешняя мотивация может быть представлена в виде сочетания внешних положительных и внешних отрицательных стимулов. Обосновывается соотношение структурных компонентов мотивации, наиболее эффективно способствующее привлечению осужденных к трудовой деятельности.

Раскрывается значение психологического сопровождения трудовой деятельности как одного из действенных инструментов формирования мотивации к труду у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, рассматриваются его особенности и основные смысловые блоки.

Ключевые слова: трудовая деятельность; лица, осужденные к лишению свободы; сотрудники уголовно-исполнительной системы; мотивация к труду; готовность к трудовой деятельности; исправительные учреждения.

FORMATION OF PRISONERS' MOTIVATION TO WORK IN PENAL INSTITUTIONS:

PSYCHOLOGICAL ASPECT

Summary. The article is devoted to the consideration of structure ofprisoners ' labor motivation, as well as the theoretical substantiation of the psychological means offormation of motivation to work ofpersons serving sentences in penal institutions.

The urgency of the activities of the employees of the penitentiary system to involve persons serving sentences in correctional colonies in labor activities; including the formation of their motivation to work, is substantiated.

The factors that negatively influence the process offormation of the motivation of convicts to work are considered. The specificity of labor activity in penal institutions is revealed, which consists in the forced nature of labor, containing elements of compulsion.

The features of coercion are characterized as a specific complex of incentives to work and its forms (direct and indirect). The essence offorced motivation, which is formed in the process of compulsion to work, and the peculiarities of the forced type of attitude to work are revealed.

The structure of the motivation of convicts to work is analyzed as a system that includes two components -internal and external. In this case, external motivation can be represented as a combination of external positive and external negative stimuli. The ratio of the structural components of motivation is substantiated, which most effectively contributes to the attraction of convicts to work.

Svetlana S. Piyukova

Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

Head of the Department of penitentiary psychology and pedagogy,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: piyukova@gmail.com

© 2020 Пиюкова С. С.

The article reveals the importance ofpsychological support of labor activity as one of the effective tools for the formation of motivation to work in persons serving sentences in places of imprisonment, considers its features and basic semantic blocks.

Keywords: labor activity, persons sentenced to imprisonment, employees of the penal system, motivation for work, readiness for work, penalinstitutions.

Отечественное законодательство в сфере уголовно-исполнительного права рассматривает общественно полезный труд в качестве одного из основных средств исправления лиц, осужденных к лишению свободы. В первую очередь, это связано с тем, что привлечение к труду положительно влияет на процесс ресоциализации осужденных и способствует профилактике проблем в постпенитенциарной адаптации лиц, освободившихся из исправительных учреждений [1,2].

Кроме того, максимальное привлечение осужденных к труду позволяет увеличить эффективность трудовой адаптации, в том числе приобретения ими полезных навыков и востребованных профессий; приводит к усилению заинтересованности в результатах труда; способствует росту заработной платы, что, в свою очередь, дает возможность в большей степени погашать исковые требования, возмещать расходы, связанные с содержанием, приобретать дополнительно продукты питания и другие предметы первой необходимости, оказывать помощь семьям.

С психологической точки зрения, привлечение осужденного к трудовой деятельности положительно влияет на развитие его личностных качеств, так как формирует у него уверенность, ответственность, повышает самооценку, развивает коммуникативные навыки, а также выполняет сублимирующую функцию по нейтрализации негативного эмоционального фона (напряжения, подавленности) или перевода в более продуктивное эмоциональное состояние (удовлетворение от процесса и результатов труда) [3].

Функцию привлечения осужденных к труду реализуют центры трудовой адаптации исправительных учреждений. Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, трудятся в производственных мастерских исправительных колоний, а также на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы. Кроме того, осужденные могут привлекаться к работе в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений или за их периметром, если обеспечивается требуемая изоляция и охрана, а также осуществлять хозяйственное обслуживание учреждений, исполняющих наказания [4].

К сожалению, несмотря на сложившуюся в исправительных учреждениях систему привлечения осужденных к трудовой деятельности, включающую в себя комплекс информационных, профориентационных, обучающих и иных мероприятий, часть осужденных, в силу различных обстоятельств, уклоняется от работы. Подобные действия отрицательно влияют на дисциплинарную практику исправительных учреждений и способствуют дальнейшей маргинализации личности осужденного.

Таким образом, организация эффективной работы по привлечению спецконтингента к трудовой деятельности, предполагает не только создание необходимого количества рабочих мест, учитывающих разнообразие интересов и предпочтений осужденных, их тендерные и возрастные особенности, но и совершенствование деятельности сотрудников пенитенциарной системы по вовлечению лиц, отбывающих наказания в исправительных колониях, в трудовую деятельность, в том числе по формированию у них мотивации к труду.

Целью настоящего исследования является выявление структуры трудовой мотивации осужденных, а также теоретическое обоснование психологических средств формирования мотивации к труду у лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Для того чтобы ответить на вопрос, каким образом должна быть организована работа по формированию мотивации осужденных к трудовой деятельности, рассмотрим факторы, негативно влияющие на этот процесс.

Во-первых, это сокращение количества рабочих мест на предприятиях исправительных учреждений, причиной которого послужило наличие различного рода экономических и финансовых проблем в производственной сфере уголовно-исполнительной системы в последние годы. К примеру, в монографии Б. В. Александрова приводятся данные о снижении почти в два раза количества осужденных, обеспеченных рабочими местами с 1986 г. (96,9 %) по 2015 г. (45 %) [3].

Во-вторых, исследователи констатируют у осужденных отсутствие или снижение потребности в трудовой деятельности. Как правило, это объясняется тем, что они не испытывают психологического удовлетворения от процесса работы, ее результатов или вознаграждения [5].

В-третьих, на момент прибытия в исправительное учреждение, часть осужденных характеризуется отсутствием психологической готовности к трудовой деятельности.

С одной стороны, данная ситуация порождается тем, что осужденные неверно воспринимают положение ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которому «каждый осужденный обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения...», усматривая в общественно полезном труде только принудительно-карательную составляющую. Указанная категория осужденных отрицательно относится к деятельности администрации исправительного учреждения по привлечению спецконтингента к трудовой деятельности, испытывает отвращение к работе, демонстрирует нежелание приобретать профессиональные знания и трудовые навыки. В некоторых случаях подобное отношение к труду приводит к имитации общественно полезной деятельности, под прикрытием которой отрицательно характеризующиеся осужденные, движимые корыстными мотивами, пытаются достичь противоправных целей [2].

С другой стороны, в настоящее время существенную часть спецконтингента составляют молодые осужденные, не получившие профессионального образования (или даже среднего общего образования) и не имевшие опыта трудовой деятельности, у которых психологическая готовность к труду не сформирована по объективным причинам. Так, согласно имеющимся данным, количество несовершеннолетних осужденных, недобросовестно относящихся к труду, среди лиц, не имеющих среднего образования, составляет около 9,5 % [3].

Как правило, осужденные указанной категории не проявляют интереса к работе, не осознают потребность трудиться и не задумываются о самореализации в профессиональной деятельности. Подобная позиция субъекта противоречит социальным нормам и ценностям, делает его уязвимым в системе общественных отношений, приводит к совершению противоправных действий. Поэтому проведение работы по вовлечению этой категории осужденных в трудовую деятельность способствует приобщению указанной категории граждан к социальным нормам и ценностям, что является залогом их успешной социальной адаптации после освобождения.

В-четвертых, осужденные большей частью ориентированы на прагматическую составляющую трудовой деятельности, в ущерб остальным ее функциям (созидательной, развивающей, ре-социализирующей и др.). Так, привлечение к общественно полезному труду в исправительных учреждениях воспринимается спецконтингентом как возможность ходатайствовать об условно-досрочном освобождения от отбывания наказания, получить поощрение (в том числе материальное вознаграждение, в виде получения денежных средств на лицевой счет с целью последующего приобретения продуктов питания, сигарет), выйти на производственный объект для решения личных вопросов (в том числе противозаконных). Такой подход существенно обедняет эмоциональную составляющую трудовой деятельности и в долгосрочной перспективе также не способствует формированию устойчивой мотивации к труду.

Итак, общественно полезный труд является одной из основных детерминант процесса ре-социализации осужденных в местах лишения свободы, поэтому формирование у осужденных мотивации к трудовой деятельности является залогом успешного включения в систему социальных отношений после освобождения. В то же время, анализируя процесс формирования мотивации к труду у спецконтингента, необходимо учитывать специфику трудовой деятельности в исправительных учреждениях, которая, как и процесс отбывания наказания в целом, носит вынужденный характер и включает в себя элементы принуждения.

По мнению А. С. Панкратова, целью труда по принуждению является потребление продуктов труда, в то время как при трудовой деятельности по потребности, напротив, потребление осуществляется субъектом для того, чтобы заниматься производительной деятельностью [6]. Если у субъекта не сформирована потребность трудиться, актуализируются различные социальные механизмы принуждения к труду.

В этой связи современные исследователи рассматривают принуждение как особый вид стимулирования труда, при котором возникает так называемая «вынужденная» мотивация к трудовой деятельности. Исследователи также указывают, что в широком смысле любой труд за вознаграждение может быть отнесен к труду по принуждению. В этом случае эффективным социальным механизмом, стимулирующим трудовую деятельность, являются рыночные отношения [7, 8].

Принуждение как специфический комплекс стимулов к труду, как правило, характеризуется следующими проявлениями:

применение преимущественно отрицательных стимулов (страх, санкции, угрозы причинения вреда или ухудшения положения субъекта);

отсутствие произвольности в выборе субъектом вариантов поведения в сфере труда;

воздействие на уровне базовых потребностей субъекта (еда, сон, безопасность, здоровье), от степени удовлетворения которых зависит качество его жизни.

По мнению Т. Г. Озерниковой, следует различать прямую и косвенную формы принуждения к трудовой деятельности, отличающиеся по уровню удовлетворенности субъектом работой, а также по эффективности получения результатов, качеству и производительности труда [9].

В условиях прямого принуждения, когда человека буквально заставляют работать, используя жесткие санкции, у субъекта постепенно угасают потребности более высокого порядка (социальные, духовные, эстетические). Выполняя работу помимо своей воли и желания, не видя в ней возможности для самореализации и творчества, человек утрачивает внутреннюю мотивацию к труду, являющуюся движущей силой его внутриличностного развития, что негативным образом отражается на процессе ресоциализации. Таким образом, заставить осужденного работать недостаточно для достижения цели его исправления, важно сформировать у человека осознанное стремление трудиться.

В отличие от прямого принуждения, осуществляемого в государственно-правовых формах, со всеми сопутствующими ему издержками в виде крайне низкой эффективности труда и отсутствия у субъекта удовлетворенности его результатами, привлечение к труду осужденных носит более мягкий характер косвенного принуждения, с наличием элементов свободы выбора и реализации определенных гражданских прав.

Косвенное принуждение осужденных к труду реализуется в нескольких видах, основными из которых являются экономическое, административное и социально-нормативное [9].

Не вызывает сомнения, что в исправительных учреждениях отсутствует возможность полностью исключить из практики труд по принуждению и влияние сопутствующей ему отрицательной мотивации. В то же время проведение воспитательной и психологической работы, направленной на формирование у осужденных внутренней мотивации к труду и ценностного отношения к трудовой деятельности, будет способствовать компенсации негативного влияния условий социальной изоляции и позволит повысить эффективность процесса ресоциализации.

Рассмотрим природу и особенности мотивации к труду у осужденных в исправительных учреждениях.

Вынужденную мотивацию, формирующуюся в процессе принуждения к труду, можно охарактеризовать как внутренний импульс к трудовой деятельности, возникающий в ответ на комплекс отрицательных внешних стимулов на фоне ограничения свободы выбора и направленный в большинстве случаев на реализацию базовых потребностей человека.

Как указывает К. Р. Варелджян, для подобного типа отношения к труду характерны следующие основные черты:

- недостаточность удовлетворения базовых потребностей субъекта (в первую очередь в пище, одежде, сне, безопасности);

- превалирование выживания на фоне низкого уровня развития иных интересов, ассоциированных с трудовой деятельностью;

- отступление от стратегических жизненных целей в угоду актуализировавшихся тактических задач по обеспечению условий для выживания;

- ограниченность структуры мотивов труда;

- наличие у субъектов неудовлетворенности трудовой деятельностью (общей или отдельными элементами) [5].

Для понимания специфики формирования мотивации осужденных к труду представляется полезным рассмотрение концепции мотивации трудовой деятельности, предложенной К. Замфи-ром. По его мнению, мотивация к труду включает в себя две составляющие: внутреннюю и внешнюю, при этом последняя может быть представлена в виде сочетания внешней положительной и внешней отрицательной мотивации [10].

Внутренняя мотивация является продуктом сознания человека, обусловленным содержанием деятельности. Примером подобной мотивации у лиц, осужденных к лишению свободы, может быть получение удовлетворения от качественно выполненной работы на благо общества,

реализации своего интеллектуального и творческого потенциала, открытия в себе новых талантов и возможностей, преодоления трудностей в освоении профессиональных навыков и достижения высоких профессиональных результатов.

Внешняя мотивация представляет собой комплекс положительных и отрицательных стимулов, обусловленных обстоятельствами, не связанными с содержанием непосредственной трудовой деятельности.

Так, примером внешней положительной мотивации к труду для осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии, может служить перспектива условно-досрочного освобождения, объявление благодарности и другие виды поощрений, установленные действующим законодательством .

Внешняя отрицательная мотивация включает в себя различные виды взысканий, предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом (к примеру, выговор, водворение в штрафной изолятор и др.), а также иные меры воспитательного воздействия.

Парадокс заключается в том, что при многократном использовании внешних стимулов наблюдается значительное снижение их побудительного потенциала. Кроме того, исследователи отмечают негативную роль внешней отрицательной мотивации в формировании у человека состояния выученной беспомощности, подавленности, утраты чувства свободы и контроля, а также развития таких качеств личности, как неуверенность, конформизм, безответственность и пассивность. Очевидно, что субъект, обладающий подобным набором личностных характеристик, будет испытывать трудности в социальной адаптации после освобождения, что в конечном итоге может привести к повторному совершению преступления и возвращению в исправительное учреждение.

В то же время внутренняя мотивация характеризуется большей устойчивостью и выступает источником развития личности вне зависимости от присутствия внешних стимулов. При определенном уровне вовлеченности субъекта в деятельность его внутренняя мотивация приобретает положительную эмоциональную окраску, человек испытывает интерес к труду, радость от процесса созидательной деятельности, что способствует более успешному овладению профессиональными знаниями и умениями, увеличению позитивной активности, уверенности в своих силах.

В реальности все рассмотренные выше составляющие мотивации к труду сосуществуют и воздействуют на субъекта одновременно, поэтому целесообразно рассмотреть их наиболее оптимальное соотношение для развития личности осужденного.

Предполагаем, что наиболее эффективно способствовать привлечению осужденного к трудовой деятельности будет такая структура мотивации к труду, в которой главная роль принадлежит внутренним мотивам субъекта при одновременном применении комплекса внешних положительных стимулов и ограниченном использовании системы внешней отрицательной мотивации. И, напротив, привлечение осужденных к труду будет наименее эффективно в ситуации избытка внешних отрицательных стимулов в ущерб использования системы внешней положительной мотивации, которая, в свою очередь, превосходит внутреннюю мотивацию субъекта.

В практической деятельности исправительных учреждений у осужденных в большинстве случаев наблюдается вынужденный характер трудовой мотивации, при которой мотивирующее значение имеют стимулы, внешние по отношению к содержанию трудовой деятельности. Подобная структура мотивации, безусловно, может служить основой для привлечения осужденных к труду, но является крайне неустойчивой в долгосрочной перспективе.

Во-первых, для того чтобы внешние стимулы продолжали оказывать свое побудительное действие нужно периодически «повышать градус» воздействия - увеличивать поощрение или усиливать наказание, что невозможно осуществлять бесконечно в условиях действующего законодательства.

Во-вторых, нет никакой гарантии, что в ситуации отсутствия или недостаточного характера внешней мотивации, к примеру, после освобождения из исправительного учреждения, осужденный не вернется к совершению противоправных действий.

В-третьих, даже если у осужденного сформировано представление об инструментальной ценности труда для выживания и достижения некоторого уровня стабильности на определенный период, оно вполне может сочетаться с идеей о том, что достижение глобального успеха и благосостояния в жизни возможно только незаконными способами. Не связывая жизненные перспективы с уровнем своей квалификации, качеством и количеством проделанной работы, профессиональным опытом, они склоняются к совершению преступлений как к более быстрому и эффективному способу достижения состояния комфорта и благополучия.

Очевидно, что в настоящее время вряд ли возможно в корне изменить существующее положение дел, тем более, что оно соответствует тенденциям характерным для современного российского общества в целом. Однако необходимо решать задачи по качественному изменению отношения осужденных к труду, проводить работу по смещению «центра тяжести» в направлении внутренних мотивов трудовой деятельности, так как только через осознание самостоятельной ценности труда осужденный может прийти к отказу от совершения противоправных действий в долгосрочной перспективе.

Одним из действенных инструментов формирования мотивации к труду у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, является психологическое сопровождение трудовой деятельности [3, 4, 5]. Его цель заключается в способствовании качественному изменению отношения осужденных к труду путем создания условий для осознания спецконтингентом ценности созидательного труда и новых жизненных перспектив, открывающихся в процессе освоения профессиональных умений и навыков, формирования готовности к общественно полезному труду [5].

При разработке модели психологического сопровождения трудовой деятельности осужденных необходимо принимать во внимание ряд обстоятельств.

Во-первых, специфику труда в исправительных учреждениях, и, прежде всего, то, что он носит вынужденный характер и включает в себя элементы принуждения.

Во-вторых, реальное соотношение внутренней мотивации, внешних положительных и внешних отрицательных стимулов, побуждающих осужденного работать.

В-третьих, необходимость развития личности осужденного в направлении формирования ценностного отношения к труду и психологической готовности к осуществлению общественно полезной деятельности.

Учитывая существующие подходы к организации психологического сопровождения спецконтингента и анализируя опыт реализации психологических программ, направленных на формирование трудовой мотивации осужденных, целесообразно рассматривать модель психологического сопровождения трудовой деятельности осужденных в виде следующих взаимосвязанных смысловых блоков:

1) осознание осужденными потребностей, которые могут быть удовлетворены в процессе

труда;

2) постановка целей (построение взаимосвязи между потребностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют);

3) определение ведущих мотивов трудовой деятельности у осужденных;

4) формирование интереса к трудовой деятельности в зависимости от характера мотивации осужденного;

5) убеждение осужденного в важности и необходимости трудовой деятельности для достижения жизненных целей;

6) формирование стремления (желания, мечты, намерения) работать;

7) формирование психологической готовности (установки) к трудовой деятельности;

8) эмоционально-чувственная оценка работником результатов деятельности (удовлетворенность трудом и факторы, на нее влияющие).

Таким образом, формирование мотивации к труду у осужденных исправительных учреждений является сложным процессом, цель которого заключается в достижении устойчивых позитивных изменений личности через вовлечение в общественно полезный труд.

Важную роль в этой работе призвано сыграть психологической сопровождение осужденных, в ходе которого создаются условия для формирования у них ценностного отношения к трудовой деятельности и психологическая готовность к общественно полезному труду.

Библиографический список

1. Пиюкова С. С. Педагогическая профилактика проблем в постпенитенциарной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 4 (30) / 2018. С. 106-110.

2. Организация воспитательной работы с осужденными / Т. В. Кириллова, М. И. Кузнецов, С. А. Лузгин и др. Вологда: ВИТО ФСИН России, 2018. 235 с.

3. Александров Б. В. Психодинамика отношения осужденных к труду как фактор их ресо-циализации. Рязань: Академия ФСИН России, 2017. 132 с.

4. Галич Т. В. Психологические аспекты формирования мотивации осужденных к труду: психокоррекционная программа / Т. В. Галич, Ю. А. Соколова, Е. С. Ткаченко. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2018. 75 с.

5. Варелджян К. Р. Основные компоненты психологической модели сопровождения трудовой деятельности осужденных женщин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. №4. С. 170-174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Панкратов А. С. Трудовой потенциал: социально-экономические аспекты управления процессом его воспроизводства // Вестник Московского университета. Серия. 18. Социология и политология. 1999.№ 3. С. 72-86.

7. Эйдельман Я. Л. Методологические проблемы изучения трудовой мотивации // Вопросы экономики. 1991. № 1. С. 78-82.

8. Радаев В. В. Экономическая социология. М.: Аспект Пресс, 1998. 386 с.

9. Озерникова Т. Г. Исследование трудовой мотивации с позиций системного подхода // Известия БГУ. 2002. № 4. С. 70-77.

10. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. М.: Политиздат, 1983. 144 с.

References

1. Piyukova S. S. Pedagogicheskaya profilaktika problem v postpenitentsiarnoy adaptatsii lits, osuzhdennykh k lisheniyu svobody [Pedagogical prevention of problems in post-penitentiary adaptation of persons sentenced to imprisonment]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituía: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: scientific and practical journal], 2018, no. 4(30), pp. 106-110 [in Russian],

2. Organizatsiya vospitatel'noy raboty s osuzhdennymi [Organization of educational work with convicts]. Vologda, 2018, 235 p. [in Russian],

3. Aleksandrov В. V. Psikhodinamika otnosheniya osuzhdennykh k trudu kak faktor ikh resotsi-alizatsii [Psychodynamics of the attitude of convicts to labor as a factor of their resocialization]. Ryazan, 2017, 132 p. [in Russian],

4. Psikhologicheskiye aspekty formirovaniya motivatsii osuzhdennykh k trudu: psikho-korrektsionnaya programma [Psychological aspects of the formation of motivation of convicts to work: psychocorrectional program], Vladimir, 2018, 75 p. [in Russian],

5. Vareldzhyan K. R. Osnovnyye komponenty psikhologicheskoy modeli soprovozhdeniya tru-dovoy deyatel'nosti osuzhdennykh zhenshchin [The main components of the psychological model of support for the labor activity of convicted women]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics], 2009, no. 4, pp. 170-174 [in Russian],

6. Pankratov A. S. Trudovoy potentsial: sotsial'no-ekonomicheskiye aspekty upravleniya protsessom yego vosproizvodstva [Labor potential: socio-economic aspects of managing the process of its reproduction], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya. 18. Sotsiologiya i politologiya [Bulletin of Moscow University. Series. 18. Sociology and Political Science], 1999, no. 3,pp. 72-86 [in Russian],

7. Eydel'man Ya. L. Metodologicheskiye problemy izucheniya trudovoy motivatsii [Methodological problems of studying labor motivation], Voprosy ekonomiki [Problems of Economics], 1991, no. 1, pp. 78-82 [in Russian],

8. Radayev V. V. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic sociology]. Moscow, 1998, 386 p. [in Russian].

9. Ozernikova T. G. Issledovaniye trudovoy motivatsii s pozitsiy sistemnogo podkhoda [Study of labor motivation from the standpoint of a systematic approach], Izvestiya BGU [Bulletin ofBGU], 2002, no. 4, pp. 70-77 [in Russian],

10. Zamfir K. Udovletvorennost' trudom. Mneniye sotsiologa [Job satisfaction. Sociologist's opinion], Moscow, 1983, 144 p. [in Russian],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.