Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активность / активизация / учебно-познавательная деятельность / мотивация / игры / конкурсы. / activity / activation / educational and cognitive activity / motivation / games / contests

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гизатулина Ольга Ивановна

В статье дан анализ и проводится попытка решения одной из задач эффективного обучения, поднимается вопрос о познавательной активности студентов при изучении русского языка. В работе рассматривается одна из важных проблем, существующих в методике преподавания русского языка как родного и русского языка как иностранного – проблема формирования мотивации к изучению русского языка студентами вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гизатулина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the author attempts to solve one of the tasks of effective teaching, raising the question of students' cognitive activity when learning the Russian language. Russian as a native language and Russian as a foreign language is considered one of the important problems existing in the methodology of teaching Russian as a native language and Russian as a foreign language – the problem of formation of motivation to study Russian by university students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ»

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ

Гизатулина Ольга Ивановна

Старший преподаватель Гулистанского государственного университета

stefa77777@gmail.com

В статье дан анализ и проводится попытка решения одной из задач эффективного обучения, поднимается вопрос о познавательной активности студентов при изучении русского языка. В работе рассматривается одна из важных проблем, существующих в методике преподавания русского языка как родного и русского языка как иностранного - проблема формирования мотивации к изучению русского языка студентами вузов.

Ключевые слова: активность, активизация, учебно-познавательная деятельность, мотивация, игры, конкурсы.

In the article, the author attempts to solve one of the tasks of effective teaching, raising the question of students' cognitive activity when learning the Russian language. Russian as a native language and Russian as a foreign language is considered one of the important problems existing in the methodology of teaching Russian as a native language and Russian as a foreign language - the problem of formation of motivation to study Russian by university students.

Keywords: activity, activation, educational and cognitive activity, motivation, games, contests.

ВВЕДЕНИЕ

Познавательная активность характеризует отношение студентов к процессу обучения. Познавательная активность - это стремление мыслить самостоятельно, обнаружить свой подход к решению поставленной задачи (проблемы), готовность самостоятельно получить знания и сформировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность обучающихся может пропадать, если отсутствуют необходимые для её реализации условия [1, С.

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

31].

April, 2022

Познавательная активность помогает раскрыть и увеличить степень вовлеченности, концентрированности и сосредоточенности студента на предмете его деятельности. Познавательная активность неразрывно связана с самостоятельностью в мыслительной и практической деятельности [6, С. 379].

В своей работе мы будем рассматривать игры и конкурсы по русскому языку как фактор мотивации в обучении.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Несмотря на то, что проблема мотивации в зарубежной и отечественной педагогике и психологии описывалась такими известными учебными как Выготский Л.С., А.С. Макаренко, Матюхина М.В.,М.Н. Скаткин, Якобсон П.М. и др., проблема мотивации студентов к изучению русского языка является недостаточно изученной.

Теоретико-методологической базой исследования стали научный работы, посвященные проблеме формирования мотивации (Л. С. Выготский, В. А. Сухомлинский и др.) у человека, а также работы ученых, занимавшихся разработкой личностной теории в образовании (Давыдов В. В., Л.С. Выготский, Г. М. Анохина, Б. Г. Ананьев и др.) и изучением игр как феномена (П. П. Блонский, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, А. А. Бодалев, Д. Бруннер, Л.С. Выготский, В. П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Дж. Шелл, Б. Брэтвейт, Р. Костер, Э. Р. Бартл, Д. Перри, Д. Норман, Д. Фримен, Д. Парлетт, Р. Бум, Д. МакГонигал, Т. Фуллертон, С. Свинк, К. Сален, Э. Адамс и др.).

Проведенные исследования и существующая литература позволяют всесторонне и объективно подойти к проблеме исследования. Но новые условия, в которые поставлено образование требуют проведения специальных исследований в области формирования познавательной мотивации студентов вузов к изучению русского языка.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Попытки установить точное время возникновения игр многократно предпринимались учеными-антропологами, но пока точное время происхождения такого занятия человека как «игра» неизвестно. [2, С.10-19]

Феномен игры является объектом изучения до сих пор. Психологические аспекты игры описываются в трудах П. П. Блонского, А. Г. Асмолова, Л.И. Божович, А. А. Бодалева, Д. Бруннера, М. С. Кагана, В. Вундта, К Гросса, К. Бюллера, Ш. Бюллера, Л.С.

April, 2022

517

Выготского, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева и других российских и зарубежных ученых. О разработке игры и свойствах игр пишут такие зарубежные исследователи как Дж. Шелл, Б. Брэтвейт, Р. Костер, Э. Р. Бартл, Д. Перри, Д. Норман, Д. Фримен, Д. Парлетт, Р. Бум, Д. МакГонигал, Т. Фуллертон, С. Свинк, К. Сален, Э. Адамс и др. Опираясь на этимологию слова, можно предположить, что игра как способ проведения досуга сформировалась еще в глубокой древности (если попробовать проследить историю возникновения слова , то в «Этимологическом словаре» Макса Фасмера можно заметить отсылки к старославянским и праславянским словам). В «Толковом словаре русского языка» Д. Н. Ушакова игра определяется как действие с различными оттенками значений в зависимости от контекста. Если обратиться к энциклопедии по культурологии, то можно определить игру как действие, цель которого заключается не в результате, а в самом процессе. В «Толковом словаре» С. И. Ожегова игра - занятие для развлечения и отдыха или моделирование определенной ситуации, связанной с какой-либо профессией (деловая игра) [ 5 ].

Для эффективного обучения русскому языку студентов необходимо, чтобы сами обучающиеся были заинтересованы в получении знаний, что затруднительно при недостаточно высокой мотивации студентов. Одним из средств повышения мотивации к обучению является использование игровых технологий, эта технология позволяет использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы занятий в сочетании с классической репродуктивной системой обучения с целью формирования общих и профессиональных компетенций студентов. При использовании игровых методов обучения студент может быть не только объектом, но и субъектом учебной деятельности и активно участвовать в процессе обучения как в аудиторной и самостоятельных работах [4, С.141-144].

Игровые технологии в образовании были объектом изучения многих известных российских педагогов. Изучением игры как способа педагогического воздействия занимались Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, В. В Давыдов, А Н. Леонтьев, Л. В. Занков и др. Об изучении игры как культурологического феномена сложившегося общества и философском осмыслении игровой деятельности говорили Жан Поль Сатр, Карл Ясперс, Зигмунд Фрейд, Виктор Франкл и другие зарубежные ученые и философы. Нельзя не упомянуть о трудах М. Бахтина и Л. Лотмана, в которых

April, 2022

518

говорится об игровой деятельности как об основе культуры.

Конкурсы по русскому языку являются одним из важных видов внеаудиторной работы. Они могут быть как одноэтапными, так и многоэтапными, или многоступенчатыми. Их целью является повышение интереса студентов к изучению русского языка. Для этого необходимо тематику и этапы конкурса максимально приблизить к специфике будущей специальности студентов. Для студентов это является демонстрацией своих знаний по русскому языку, речевых навыков и умений, а также находчивости, уровня мышления, кругозора и т.д. Конкурсам обычно предшествует большая подготовка в студенческих группах. Студенты создают команды, как правило, межгрупповые или межкурсовые.

Одноэтапные конкурсы- проводятся по сценарию, разработанному заранее, охватывающему, по возможности, различные аспекты практического владения русским языком. Этапам конкурса можно условно дать соответствующие названия. Предлагаем примерный план сценария проведения конкурса по русскому языку:

1. «Занимательная грамматика»

На этом этапе соревнующиеся команды угадывают фразеологические выражения, изображённые на рисунках, подготовленных друг для друга. Этот вид работы предполагает демонстрацию знаний по лексикологии, что представляет интерес для всех, кто изучает тот или иной язык. Таким же успехом пользуются задания по синтаксису или пунктуации.

2. «Монолог».

Суть подобных заданий заключается в том, что участники должны составить монологи на темы, заданные по специальности, изучаемой ими. Также представляет интерес общие для всех темы, по которым определяется кругозор участников.

3. «Стили речи».

На этом этапе демонстрируют навыки использований стилей литературного языка и языковых средств, создающих их особенности. Их можно предложить: взять интервью на русском языке у одного из участников или зрителей конкурса; провести репортаж с места, где проходит какое-либо мероприятие или событие и т.д.

4. «Лирическое отступление».

Данный вид работы даёт возможность студентам продемонстрировать свои литературные знания. Это, в

April, 2022

519

основном, выразительное чтение наизусть стихотворений или отрывков из прозаических, драматических произведений русских авторов.

5. «Переводчик».

На данном этапе студентам предлагается продублировать на русский язык или же выбранные из известных узбекских фильмов. Перевод может быть синхронным, а также юмористическим, что в основном предполагает предварительную подготовку.

Необходимо отметить, что для полноценной демонстрации этих умений и навыков должны быть задействованы современные средства технического обеспечения.

Количество желающих участвовать в таких мероприятиях постоянно увеличивается. Может лишь меняться содержание сценариев по проведению конкурсов.

Многоэтапный конкурс представляет не меньший интерес. Как показывает практика, они охватывают большее количество участников и может быть исследовательским проектом. На первом этапе студентам предлагается написать свободное сочинение на заданную тему (к примеру, сочинение о своей будущей специальности). На втором этапе необходимо написать научную или публицистическую статью, или заметку в газету. На заключительном этапе можно провести конкурс на выразительное чтение стихотворений известных русских поэтов или отрывков из прозаических произведений (монологов) в командном исполнении это может быть сцена из известных произведений русских драматургов или продуманная и разыгранная самими студентами сцена на заданную тему.

В воспитании чувства патриотизма большую роль играет литературное краеведение. Оно является эффективным средством формирования любви и преданности к родным местам. Также оно связано с исследовательской проектной работой студентов [3, С.137]. Такая творческая работа расширяет рамки программного материала, её можно тоже использовать как заключительный этап конкурса.

Сбор литературного материала может быть проведён в различных планах:

- историко-хронологическом;

- проблемно-тематическом;

- изучение какого-либо рода или жанра;

- монографическом и др.

April, 2022

При отборе материала учитывается значимость, место в литературном воздействии его на общественную, культурную жизнь края.

Литературный материал складывается как художественные тексты, деловая переписка, картины, рисунки, подлинные фотографии, звукозапись, исторические документы и т.д. эти материалы могут быть использованы как для наблюдения за языковыми фактами, так и для топонимического обогащения мировоззрения и словарного запаса учащихся. Нужно оговориться, что на занятиях кружка «Словесник» в Гулистанском государственном университете подробно изучаются темы о топонимии и ономастике на примере родного края. Поэтому на местном материале могут быть написаны корреспонденции, заметки, интервью, очерки, статьи, проектные работы, доклады. Возможно издания рукописных или печатных литературных сборников и журналов силами студентов и преподавателей, выпуск стенгазет. В данной работе студенты используют информационные технологии и сервисы Google.

На основе изученного материала готовится презентации, сочинение, монологи-описания, монологи- повествования, готовятся альбомы по примерному плану:

1.Художественное отражение родного края в произведениях писателей.

2.Люди родного края, прототипы.

3.Природа родного края.

4.Пребывание писателей на нашей земле (очерк).

5.Связь литературы и фольклора родного края.

6.Рассказ о литературных местах края.

7.Отражение топонимики и ономастики родного края в произведениях.

8.Местный колорит.

9.История одного или группы литературных экспонатов местного краеведческого музея.

Конечно важную роль играют самостоятельный поиск материала, которые формируют познавательный интерес, самостоятельное мышление, и исследовательские способности, и позыв к поискам в этой увлекательной области знаний.

Например, интересом для исследования жизни и творчества могут быть писатели и публицисты Сырдарьинской области: Хамракулов Ризо, Тургун Жамолов, Ойниса Артикбаева, Бахор

April, 2022

Холбекова, Химоят Назарова, Геннадий Честных, Николай Капитонов, Зиновий Рыбак, Халима Худайбердыева и др.

Много прозаических и поэтических трудов ими написаны о труде голодностепцев, освоивших целинные земли с 50-60 годов ХХ столетия. Их трудом превращена наша область в цветущий край. Писатели и поэты разной национальности в своём творчестве отразили своеобразие быта, культурные традиции, историю нашего края.

Изучение материала о топонимике и ономастике нашей области, изменение в названии представлены таким образом:

Аччиц лудуц-многослойная солёная земля выдавала лишь горько-солёную воду;

Мирзачуль-больная земля, не могла обеспечить запросы человека;

Гулистан-степь обогатилась хлопковыми полями, виноградниками, садами. Благодаря сети оросительных каналов. Ныне область носит название «Сырдарьинской», которая названа в честь старинной реки Востока- в начале Яусарт, затем - Сайхун и Сырдарья. Река образуется от слияния вод Нарына и Карадарья и имеет 3019 км, завершая свой путь в областях Аральского моря.

Таким образом, план работы над исследованием был построен следующим образом:

1) проведение констатирующего эксперимента (проведение занятий по русскому языку без применения игровых технологий);

2) проведение формирующего эксперимента (проведение занятий по русскому языку с применением игр и конкурсов);

3) проведение контрольного эксперимента;

4) систематизация и анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента (выявление влияния игр и конкурсов на формирование учебной мотивации к изучению русского языка у студентов).

В рамках проведения эксперимента удалось установить, что применение игровых технологий и конкурсов на занятиях русского языка способствует повышению мотивации студентов к изучению предмета. При проведении констатирующего эксперимента среднее количество правильных ответов составило - 15.6 (62,4%), средний балл по группе - 3,81 (по пятибалльной системе) (76,2%), причем два студента выполнили работу на оценку «2» (неудовлетворительно), а один обучающийся на оценку «3» (удовлетворительно).

Применение педагогических игр на занятиях

April, 2022

показало положительную динамику в освоении обучающимися русского языка: среднее количество правильных ответов составило 19,8 (79,2%), т.е. в процентном соотношении качество успеваемости повысилось на 16,8%. Средний балл по пятибалльной системе составил - 4,42 (88,4%), т.е. увеличился на 12,2%. Также стоит отметить, что с самостоятельной работой справились все обучающиеся.

Таким образом, студенты с интересом проводят исследования о нравах и обычаях, характерах многонационального народа нашей области. Изучение краеведческого материала способствует интернациональному воспитанию учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика показывает, что использование педагогических игр на занятиях по русскому языку повышает познавательную активность и мотивацию к изучению предмета, что способствует формированию соответствующих общих и профессиональных компетенций.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе: педагогические игры помогают развитию творческих способностей обучающихся, формируют познавательных интересы студентов.

Конкурсы по русскому языку способствуют интересу к изучению языка, к чтению русской литературы, что имеет важное значение для их дальнейшего профессионального роста, расширению кругозора, духовно-нравственного воспитания.

REFERENCES

1. Аханов Б. Ф. Проблема активности личности в обучении и использование активных методов обучения в преподавании / Б. Ф. Аханов, Г. Б. Кунжигитова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — № 12. - С. 31-

2. Грошева Е. П. Преодоление причин недостаточной познавательной активности студентов / Е. П. Грошева, Г. Б. Кунжигитова // Огарёв-Online. -2016. - № 10 (75). - С. 10-19.

3. Гизатулина О.И. «Развитие самостоятельной деятельности студентов при помощи проектной технологии», Журнал «Актуальные

научные исследования в современном мире», 2021, № 4-7

37.

April, 2022

(72), С. 137-146, Учредители: Общественная организация «Институт социальной трансформации». ISSN: 2524-0986

4. Коробий Е. Б. Активизации учебно-познавательной деятельности студентов как педагогическая проблема / Е. Б. Коробий // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3. - С. 141-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ожегов И.С. Словарь русского языка: 70000 слов / И.С. Ожегов // под ред. Н.Ю. Шведовой. - 23-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1990. - 917 с.

6. Студеникин С. И. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на групповых занятиях / С. И. Студеникин, А. И. Рублев, Л. А. Лядова // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 2-3 (11). - С. 54-59.

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.