Научная статья на тему 'Формирование мотивации изучения испанского языка у студентов нелингвистических специальностей'

Формирование мотивации изучения испанского языка у студентов нелингвистических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / виды мотивации / снижение мотивации / формирование мотивации / статус языка / роль преподавателя / motivation / types of motivation / diminishment of motivation / building up motivation / the status of the language / the role of the tutor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. К. Гурьева

Предметом рассмотрения данной статьи является мотивация как система, имеющая свои специфические особенности. В период обучения в вузе большое значение приобретает формирование профессиональной внутренней мотивации, которая влияет на мотивацию изучения предметов, поэтому особое внимание уделяется причинам снижения мотивации изучения иностранного языка, в данном случае испанского, у студентов неязыковых специальностей. Анализируются стратегии создания педагогических условий, оказывающих положительное воздействие на мотивацию изучения этой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. К. Гурьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING UP MOTIVATION OF NON-LINGUISTICS STUDENTS IN LEARNING THE SPANISH LANGUAGE

The article deals with motivation as a system possessing its own features in the learning process. In tuition, building up profession-centric inner motivation is considered to be of great importance, for it affects students’ motivation in taking up relevant subjects. Thus, special emphasis is laid on the factors leading to its diminishment in non-linguistics students learning a foreign language, namely Spanish. Strategies of forming up the pedagogical framework promoting a positive effect on motivation of foreign language learning are subject to analysis.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации изучения испанского языка у студентов нелингвистических специальностей»

УДК 372.881.134.2 Л. К. Гурьева

доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области экономики ИПЭУ МГЛУ; e-mail: cargon-dar@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Предметом рассмотрения данной статьи является мотивация как система, имеющая свои специфические особенности. В период обучения в вузе большое значение приобретает формирование профессиональной внутренней мотивации, которая влияет на мотивацию изучения предметов, поэтому особое внимание уделяется причинам снижения мотивации изучения иностранного языка, в данном случае испанского, у студентов неязыковых специальностей. Анализируются стратегии создания педагогических условий, оказывающих положительное воздействие на мотивацию изучения этой дисциплины.

Ключевые слова: мотивация; виды мотивации; снижение мотивации; формирование мотивации; статус языка; роль преподавателя.

Guryeva L. K.

Assistant Professor at the Department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Economics, ILEIM, MSLU; e-mail: cargon-dar@yandex.ru

BUILDING UP MOTIVATION OF NON-LINGUISTICS STUDENTS IN LEARNING THE SPANISH LANGUAGE

The article deals with motivation as a system possessing its own features in the learning process. In tuition, building up profession-centric inner motivation is considered to be of great importance, for it affects students' motivation in taking up relevant subjects. Thus, special emphasis is laid on the factors leading to its diminishment in non-linguistics students learning a foreign language, namely Spanish. Strategies of forming up the pedagogical framework promoting a positive effect on motivation of foreign language learning are subject to analysis.

Key words: motivation; types of motivation; diminishment of motivation; building up motivation; the status of the language; the role of the tutor.

В XXI в. международное взаимодействие в экономике, политике, культуре и образовании делает иностранные языки все более востребованными в практической деятельности человека. Одним

из мотивов изучения любого языка в вузе является сам язык (спрос на данный язык в сфере бизнеса, возможность в будущем использовать его в профессиональной деятельности и т. п.).

В этом смысле испанский язык представляется весьма перспективным. В результате политических событий начала второго десятилетия XXI в. происходят качественные изменения характера международных связей России. Наше государство, поддерживая налаженные и развивающиеся в течение десятилетий связи с Испанией, в том числе в сфере образования, все больше внимания уделяет контактам со странами Латинской Америки. Развиваются отношения с Бразилией, которая, наряду с Россией, Индией, Китаем и ЮАР, входит в состав международного альянса БРИКС.

На повестке дня этого блока стоит и принятие в его состав Аргентины. В Бразилии, государственным языком которой является португальский, испанский язык имеет статус второго языка среди дипломированных специалистов, которые с легкостью общаются на нем. В Аргентине, как и в других странах Латинской Америки, испанский - основной язык государства и населения.

Таким образом, сложившаяся политическая ситуация повышает значение испанского языка в наше время и тем самым мотивирует интерес учащихся к данному предмету.

Безусловно, для студентов одним из важнейших мотивов изучения испанского языка является его высокий статус в современном мире. Как известно, испанский язык является самым распространенным в мире после китайского по числу носителей языка и третьим в мире по числу говорящих на нем (после китайского и английского).

Согласно последним исследованиям, к началу XXI в. число людей, говорящих на испанском языке, достигло 495 млн чел. (включая тех, для кого он является вторым разговорным языком).

Испанский язык является официальным не только для самой Испании, но и для 18 стран Латинской Америки, а также для африканского государства Экваториальная Гвинея.

Испанский язык распространен в США, где на нем говорят 25 млн человек, причем в некоторых штатах он принят в качестве официального языка.

При всех своих неоспоримых достоинствах, испанский язык в период обучения требует, как и любой другой иностранный язык,

довольно значительных усилий со стороны студентов, что в некоторых случаях является причиной снижения мотивации учащихся. Собственно, само понятие мотивации являлось и является предметом пристального внимания отечественных и зарубежных исследований.

Так, с точки зрения немецкого исследователя Х. Хеккаузена [4], мотивация складывается из разнообразных процессов, которые осуществляют функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта.

В своей книге «Мотивация и деятельность» Х. Хеккаузен отмечает, что деятельность человека мотивирована, т. е. направлена на достижение цели. Но эту цель не следует смешивать с мотивацией. От мотивации зависит выбор между возможными действиями. От нее зависит и то, как и в каком порядке будут использованы различные способности. Мотивация придает учебной деятельности личностный смысл [4].

Мотивация состоит из побуждений, ценностных ориентаций, мотивов, целей, потребностей и т. д. Знание этих побуждений дает возможность преподавателю оказывать влияние на отдельные составляющие мотивации.

Исследователи мотивации выделяют два вида мотивации изучения иностранного языка - внешнюю и внутреннюю.

Внешней мотивацией считается та, которая не связана с непосредственной деятельностью. В обучении ее составляют мотивы получения оценки и одобрения, т. е. ученик старается ради получения отметок и поощрения. Это способствует самоутверждению личности учащегося, его спокойствию, позволяет избегать неприятных ситуаций в отношениях с родными и близкими или с преподавателями, повышает его статус в общении с товарищами.

Основным стимулом в обучении является внутренняя мотивация, которая побуждает и мотивирует деятельность.

Внутренняя мотивация проявляется в стремлении к новизне. В случае со студентами нелингвистических специальностей новым является содержание знакомой им уже по предыдущему обучению темы в области экономики, которая изложена на иностранном языке, в данном случае на испанском. Предлагаемые преподавателем статьи или материалы, которые студенты находят по просьбе преподавателя, содержат новую дополнительную информацию по

профессиональной тематике. Это является еще одним стимулом к изучению иностранного языка. Чем больше накапливается знаний в процессе обучения языку, тем качественнее конечный продукт усилий студента - понимание иностранного текста. Чувство удовлетворения, являющееся следствием успешного выполнения задания, становится мощным побудительным фактором внутренней мотивации.

Основная задача преподавателя - помочь учащемуся осознать его успехи в освоении языка. Творческие задания (сочинения на заданную тему, участие в ролевой игре на базе ситуаций из области экономики и бизнеса и т. д.) дают учащемуся возможность создать что-то новое, используя и совершенствуя свои знания.

В работах исследователей выделяется учебная мотивация как частный вид мотивации. Учебная мотивация (по Б. Вернеру [5]) содержит следующие компоненты:

- гражданский (обучение как подготовка к будущему);

- подготовительный (приобретение знаний и навыков);

- социальной идентификации с преподавателем (соответствует требованиям преподавателя и высоких достижений учащегося);

- социальной идентификации с родителями (соответствует ожиданиям родителей в области учебы и поведения);

- переживания (связан с привлекательностью учебного материала и его разнообразием);

- материальный (обучение как предпосылка материального обеспечения в будущем);

- значения (приобретение и поддержание высокого социального статуса среди своих сверстников).

Особо следует выделить познавательный компонент - один из основных стимулов в обучении. Здесь представляется важной роль преподавателя в развитии познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации. Познавательный интерес в сочетании с профессиональной мотивацией - залог успешного обучения. В работах исследователей мотивация рассматривается как сложная система, имеющая особенности на различных этапах жизнедеятельности.

Говоря об учебной мотивации, необходимо представлять себе причины снижения мотивации учащихся. Обычно выделяют две

группы причин, т. е. причины, зависящие от преподавателя, и причины, связанные со студентами [2].

Причины, зависящие от преподавателя:

- просчеты в отборе учебного материала, что может вызвать перегрузку или недогрузку учащихся;

- низкий уровень владения современными методиками преподавания;

- неудовлетворительный уровень взаимоотношений с учениками, что может быть связано с личностью преподавателя;

- неумение преподавателя заинтересовать учащихся своим предметом.

Причины, зависящие от студентов:

- низкий уровень знаний, ограниченный кругозор;

- отсутствие навыков самостоятельного обучения;

- пассивное отношение к жизни (в том числе к обучению);

- неумение строить отношения в коллективе [2].

Таким образом, задачей преподавателя является выявление и исправление сниженной мотивации у тех учащихся, у которых наблюдается это явление, а также создание условий для формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.

В исследованиях А. И. Гебос [1] можно найти перечисление условий для формирования положительной мотивации. Условия следующие:

- осознание целей обучения;

- понимание теоретической и практической значимости получаемых знаний;

- эмоциональная форма изложения;

- профессиональная направленность учебной деятельности;

- выбор заданий, создающий проблемные ситуации;

- наличие положительного психологического климата на занятиях.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать выводы: для формирования внутренней мотивации студенту необходимо осознавать практическую значимость полученных знаний для будущей профессиональной деятельности.

Этому могут способствовать разумно подобранные преподавателем тексты и статьи, ролевые игры, диалоги по заданным ситуациям, творческие задания и исследовательская работа.

Преподаватель должен ориентироваться в специальности, которую изучает студент, быть коммуникабельным, представлять себе цели, которые ставят перед собой учащиеся, стараться сделать занятия эмоционально наполненными.

На формирование внешней мотивации влияют следующие факторы:

- осознание студентами успеха в освоении материала или причин неудач;

- коммуникативная направленность;

- познавательность занятия.

Мобильность и интернационализация предполагают регулярные поездки с учебной целью наиболее успешных студентов, что служит важным стимулом к учению и улучшает навыки владения языком. Возможность провести семестр в стране изучаемого языка является одним из значимых факторов формирования положительной мотивации. При этом задача преподавателя, учитывая реальную возможность временного обучения, а в некоторых случаях и продолжительного пребывания студентов в высших учебных заведениях в стране изучаемого языка, обеспечить студентов необходимой информацией лингвострановедческого характера и подобрать материалы, содержащие сведения о событиях, которыми живет Испания и испаноязычные страны.

Например, работа над статьей из испанской прессы, посвященной сепаратистским настроениям в Каталонии, может служить основой как для повторения и закрепления пройденных грамматических тем, так и для выполнения учебных заданий по поиску материала, дающего ответ на следующие вопросы:

Каков экономический потенциал области Каталония?

Какова роль Каталонии в экономике Испании?

Какую политику проводит испанское правительство в вопросах развития автономных областей Испании?

Какие языки имеют статус официальных в Каталонии и какова политика испанского правительства в отношении основного языка государства и языков, имеющих статус официальных в отдельных областях страны?

Какие события в России нашли живой отклик в Каталонии (присоединение Крыма)?

В чем их суть и отличие от сложившейся ситуации в Испании? и т. п.

Желательно, чтобы студенты подготовили дома краткое сообщение по этим вопросам (распределив их заранее), а часть следующего урока следует посвятить обсуждению подготовленных сообщений.

Таким образом, статья по злободневным вопросам может служить источником для повторения уже пройденного материала, для приобретения новых знаний страноведческого характера, для совершенствования умения анализировать информацию, а также для развития навыков перевода.

Подводя итоги, следует отметить, что большое количество работ, посвященных вопросу мотивации, с учетом психологии и методики преподавания, дает основу для дальнейшего развития вопросов формирования положительной мотивации изучения иностранных языков у студентов нелингвистических специальностей. Положительная мотивация является мощным стимулом для успешного развития языковых компетенций и получения необходимых современному человеку знаний в области этикета, культуры, техники диалогичного и группового общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гебос А. И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов СССР. - 1977. - Ч. 1. -С. 55-87.

2. Зайцева С. Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://na-journal.ru/2-2013-gumanitarnye-nauki/283-formirovanie-motivacii-izuchenija-inostrannogo-jazyka-u-studentov-nejazykovyh-specialnostej

3. Хамедова Г. Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2012_2/48.pdf.

4. Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. - СПб. : Питер; М. : Смысл, 2003. - 860 с.

5. Werner B. A theory of motivation for some classroom experiences // Journal of Educational Psychology. - 1999. - 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.