Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Гульназ Айратовна

В статье актуализируется проблема мотивации студентов к получению профессии в туризме и работе в индустрии гостеприимства на фоне повышения спроса на путешествия внутри Российской Федерации. Выдвигается и проверяется гипотеза о повышении мотивации будущих специалистов по туризму к работе по специальности через вовлечение их в совместные проекты туристской отрасли и путем выполнения реальных заказов туристского бизнеса. Описывается опыт успешной проектной деятельности студентов ЧОУВО МИДИС над выполнением проектов в области создания туристских продуктов и маркетинга дестинаций. По результатам опроса студентов после реализации проекта было выявлено повышение интереса к выбранной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING UP THE MOTIVATION OF FUTURE TOURISM SPECIALISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY THROUGH PROJECT WORK

The article actualizes the problem of motivating students to get a profession in tourism and work in the hospitality industry against the background of increasing demand for tourism within the Russian Federation. The hypothesis of increasing the motivation of future tourism specialists to work in their specialty through their involvement in joint projects of the tourism industry and by fulfilling real orders of the tourism business is put forward and tested. The article describes the experience of successful project activity of students of International Institute of Design and Service on the implementation of projects in the field of creating tourist products and marketing destinations. According to the results of a survey of students after the implementation of the project, an increase in interest in the chosen profession was revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ»

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-3-110-118

УДК 378 ББК 74.480.26

Г.А. Корчагина

(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

В статье актуализируется проблема мотивации студентов к получению профессии в туризме и работе в индустрии гостеприимства на фоне повышения спроса на путешествия внутри Российской Федерации. Выдвигается и проверяется гипотеза о повышении мотивации будущих специалистов по туризму к работе по специальности через вовлечение их в совместные проекты туристской отрасли и путем выполнения реальных заказов туристского бизнеса. Описывается опыт успешной проектной деятельности студентов ЧОУВО МИДИС над выполнением проектов в области создания туристских продуктов и маркетинга дестинаций. По результатам опроса студентов после реализации проекта было выявлено повышение интереса к выбранной профессии.

Ключевые слова: подготовка специалистов по туризму, проектная деятельность, мотивация к профессиональной деятельности в области туризма.

го т

О

G.A. Korchagina

(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)

BUILDING UP THE MOTIVATION OF FUTURE TOURISM SPECIALISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY THROUGH PROJECT WORK

The article actualizes the problem of motivating students to get a profession in tourism and work in the hospitality industry against the background of increasing demand for tourism within the Russian Federation. The hypothesis of increasing the motivation of future tourism specialists to work in their specialty through their involvement in joint projects of the tourism industry and by fulfilling real orders of the tourism business is put forward and tested. The article describes the experience of successful project activity of students of International Institute of Design and Service on the implementation ofprojects in the field of creating tourist products and marketing destinations. According to the results of a survey of students after the implementation of the project, an increase in interest in the chosen profession was revealed.

Keywords: training of specialists in tourism, project activities, motivation for professional activity in the field of tourism.

Ряд глобальных политических и эпидемиологических, а вслед за ними и экономических проблем оказали существенное влияние на перераспределение туристских потоков по всему миру. Для Российской Федерации это отразилось в увеличении туристского потока внутри страны на 25% по длительным, и особенно по коротким маршрутам - турам выходного дня [5]. Между тем, индустрия гостеприимства России столкнулась с нескольким проблемами: устаревание туристской инфраструктуры, несоответствие цены и качества предоставляемых туристских услуг и острая нехватка кадров. Согласно результатам исследования HeadHunter, в этой профобласти на одну вакансию приходится всего два соискателя. Так, на 43,4 тыс. (228%) выросло количество вакансий в сфере туризма и ресторанного бизнеса в апреле 2021 года к апрелю 2020 года, на 69,1 тыс. (192%) в сфере административного персонала, на 11,2 тыс. (189%) в сфере фитнеса, на 83,6 тыс. (181%) увеличилось количество вакансий для студентов и тех, кто начинает карьеру [3].

Нехватка квалифицированных кадров с высоким уровнем подготовки регулярно отмечается на конференциях, научных встречах специалистами туриндустрии. Туристское сообщество зачастую указывает на недостаточный уровень знаний и готовности работать по профессии выпускников туристских вузов. Руководство Федерального агентства по туризму отмечает «отсутствие качественного профильного образования и нежелание тех, кто уже работает в туристической сфере, учиться чему-то новому» [2]. Министр науки и высшего образования В.Н. Фальков считает, что вопросами подготовки кадров для сферы туризма необходимо заниматься «более качественно и масштабно» ввиду того, что в стране фиксируется рост спроса на внутренний туризм и ряд регионов уже не справляются с потоками туристов [1].

Между тем, в России ежегодно выпускается более 10 тысяч человек в области

сервиса и туризма [4, с. 61]. В таком случае возникает вопрос намерений современной молодежи получать профессию в сфере сервиса и туризма, работать по специальности, а также их мотивации к труду в целом.

Все перечисленные утверждения подчеркивают необходимость более подробного изучения вопросов подготовки кадров для туризма и их мотивации к работе в ней. Вопросы профессиональной мотивации студентов туристских вузов в разные годы изучались такими учеными, как М.В. Воробьева, А.П. Мирзоян, В.Ю. Питюков, П.А. Рябов и др. Исследования в области профессионального туристского образования проводили М.Б. Биржаков, И.В. Зорин, Е.Н. Ильина, И.Б. Попов и др.

Следует остановиться на позиции П.А. Рябова, который в структуре профессиональной мотивации студентов туристского вуза выделяет два больших блока мотивов: профессионально значимые мотивы и личностно значимые мотивы. Первая группа основывается на желании расти и профессионально развиваться, строить успешную карьеру в туристском бизнесе и полученными знаниями обеспечить себе высокий доход, а вторая группа связана с личностным желанием когнитивного развития путем усвоения фундаментальных знаний в выбранной сфере, осознанием важности в получении высшего образования и труда на благо общества, а также в самореализации. В результате ученый предлагает модель формирования мотивации к работе в туризме в 3 этапа: профориентации в школе, формирования профессиональных компетенций в вузе, затем их закрепление на практике на турпредприятии [6, с. 123].

Согласившись с мнением П.А. Рябова, отметим, что формированию указанных выше мотивов также может способствовать совместная подготовка специалистов по туризму, которая строится путем вовлечения студентов в решение реальных профессиональных задач туристского предприятия уже в процессе обучения.

о ю

I !

<u о

с

S о

CG

5 "

го ст

s ^

^ ü.

<u о

5 Ei

^ X

ю 5

s н

s к

IX ф

ГО Ч

* 1

1 I

<u го

s х

х о

го s

m о

0 о а. <u

1 &

2 о

ü. ü.

О 1=

© *

Челябинская область, обладающая колоссальными туристско-рекреаци-онными ресурсами, также испытывает проблемы с персоналом и его мотивацией, которые усугубились пандемией, вызванной COVID-19. В феврале текущего года на базе ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» был организован круглый стол на тему «Проблемы и перспективы подготовки кадров в сфере туризма Челябинской области». На мероприятии присутствовало около 50 человек, заинтересованных в качестве подготовки работников туриндустрии региона, среди которых представители Челябинской ассоциации туристских организаций, органы управления туризмом региона и руководители учебных заведений области. Присутствующие отметили всевозрастающие кадровые проблемы, усугубляющиеся год от года в силу различных факторов. Были манифестированы следующие негативные тенденции, касающиеся работников туристской сферы в Челябинской области:

1) наличие «теневых», зачастую профессионально не подготовленных экскурсоводов, инструкторов, проводников и сопровождающих, деятельность которых сложно контролировать и пресекать;

2) преимущественно почтенный возраст аттестованных экскурсоводов, работающих по г. Челябинск и области;

3) отсутствие аттестованных инструкторов-проводников на активных туристских маршрутах;

4) недостаточно высокий уровень подготовки выпускников высших и средних учебных заведений;

5) отсутствие региональных мер поддержки молодых специалистов туристской сферы.

При этом профессиональное турист-я ское сообщество отмечает недостаточ-| ный уровень профессиональной подготовленности выпускников и студентов ^ учебных заведений высшего и среднего уровня, что проявляется в невысоком

уровне грамотности речи, слабых навыках презентации турпродукта и турпо-тенциала региона, отсутствии базовых знаний об истории, культуре, географии области. Кроме того, представители туристских организаций сталкиваются со сложностями, связанными с особенностями поколения молодых людей, только начинающих трудовую деятельность, а именно с ценностными установками и отношением к работе. Названные работодателями проблемы следующие: сложность мотивации молодых сотрудников, несогласие с изначально невысоким уровнем оплаты труда, невысокий уровень культуры и дисциплины, сложность концентрации на определенном виде деятельности, размытая грань между реальной и виртуальной жизнью, сложности личного общения. Между тем, выделяют более высокую мобильность поколения цифровизированность, достаточно высокую скорость обучения, толерантность, заинтересованность экологично-стью, рациональностью и полезностью.

Согласно опросу, проведенному среди туристских предприятий Челябинской области, 47% владельцев турбизнеса считает, что студенты не замотивирова-ны в прохождении практики, половина студентов не знает, что нужно делать, 45% считают, что студенты не обладают практическими навыками и не понимают, в какую профессию пришли. Также 14% отметили отсутствие мотивации работать в местном регионе. В целом, никто из прошедших опрос предприятий не отказался принимать на практику молодых людей, более того, 21% хотели бы работать с одними и теми же студентами на протяжении всего периода обучения.

Учебные заведения Челябинской области, в свою очередь, отмечают ряд проблем в подготовке кадров для туризма, среди них:

1) наличие ФГОС ВО и СПО, жестко регламентирующих процесс подготовки, не дающих возможность быстро вносить изменения в учебные планы и самостоятельно

строить учебный процесс;

2) низкий входной уровень знаний абитуриентов, не позволяющий гарантировать высокий уровень подготовки выпускников;

3) слабая мотивация студентов к получению профессии в туризме в связи с постоянными негативными ситуациями в стране и в мире, отрицательно сказывающимися на этой сфере, а также в связи с поступлением в учебное заведение по остаточному принципу (подошли экзамены и баллы ЕГЭ);

4) слабая заинтересованность процессом подготовки специалистов по туризму существующим туристским бизнесом и региональными органами управления;

5) отсутствие региональных мер поддержки талантливых студентов и выпускников.

Таким образом, учебные заведения, в свою очередь, озвучивают просьбу к туристским предприятиям активнее участвовать в образовательном процессе с целью его постоянной актуализации, реализации программ стажировок и практик студентов на базе туристских предприятий, в том числе с применением системы наставничества, а также вовлечение студентов в мероприятия профессиональной туристской отрасли (ворк-шопы, семинары, выставки и т.д.). Участие студентов в профдеятельности в процессе обучения в образовательном учреждении может привести к следующим положительным результатам:

1) студенты могут получать реальные кейсы, например, в рамках проектной деятельности, осознают свою потребность и значимость в туризме региона, сформируют необходимые профессиональные качества, приобретут релевантные знания, научатся работать в команде и т.д.;

2) руководители учебных программ актуализируют рабочие учебные программы в связи с требовани-

ями работодателей, могут пройти повышение квалификации на туристских предприятиях, с целью обучения студентов в соответствии с запросами отрасли;

3) туристские предприятия уже на этапе обучения могут принять участие в подготовке студентов, повлиять на формирование определенных профессиональных и личностных качеств, выявить талантливых и перспективных студентов с целью приглашения их на стажировки, практики, и, возможно, в штат своих сотрудников;

4) регион получит качественных, молодых, амбициозных, мотивированных к успешному труду профессионалов туристской сферы.

Следовательно, согласно гипотезе образовательных учреждений, занятых подготовкой кадров для туризма, от вовлечения студентов в профессиональную деятельность уже на этапе обучения выиграют не только студенты, но и вся отрасль региона. Безусловно, нельзя говорить о достижении абсолютных значений в результате реализации оговоренных мероприятий, однако добиться повышения качества подготовки туристских кадров реально.

Таким образом, мы сталкиваемся с противоречиями: с одной страны, страна и регион испытывает острую потребность в туристских кадрах, с другой стороны, в Челябинской области существуют учебные заведения (4 вуза и 10 организаций среднего профессионального образования), занимающиеся подготовкой специалистов и бакалавров туризма, выпускается около 200 выпускников, однако нехватка кадров сохраняется. Следовательно, большую роль в формировании кадрового потенциала туризма играет мотивация студентов к работе в данной сфере.

В апреле 2021 г. Челябинская ассоциация туристских организаций области инициировала опрос среди студентов вузов и колледжей с целью определения

о ю

^ а.

I !

ф о

С

^

о ш

5 "

го ст

* &

^ а.

ф О

¡3 £

£ ?

^ -л

ю Ев

^ н

^ к

:! ф

го ч:

* 1

^^ I

Ф го

^ I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 о го ^ ш о

0 о а. ф

1

2 О а а

О 1=

© *

уровня заинтересованности будущей профессией. Среди 465 студентов, прошедших опрос, 15% ответили, что не останутся в сфере туризма и гостеприимства вообще, а практику в туриндустрии не хотят проходить 17% опрошенных. При этом реально работать по полученной специальности планирует лишь треть студентов. Среди тех, кто не собирается работать в туризме 9% отметили плохое качество подготовки в учебном заведении основной причиной нежелания оставаться в отрасли. При этом 73% студентов вузов ответили, что предметы повторяются или не нужны вовсе (в колледжах это около 27%), и 64% будущих бакалавра считают, что не хватает практических занятий, в том числе выездных (будущие специалисты - 36%).

Учитывая рост внутреннего туризма в регионе и стране, проблема нехватки квалифицированных, аттестованных работников туротрасли, способных работать на брендовых маршрутах Челябинской области, усугубляется, а значит гипотеза о необходимости более тесных контактов учебных заведений и туро-трасли требует подтверждения.

С целью проверки озвученной ранее учебными организациями гипотезы, один из туроператоров области выступил с инициативой по совместной работе над проектами с будущими специалистами по туризму. В частности, студентам колледжа МИДиС туркомпанией было предложено два проекта: «Маркетинг де-стинаций» и «Создание экскурсионных маршрутов по Челябинской области».

Отметим, что опыт организации проектной деятельности в ЧОУВО МИДиС достаточно широко представлен нашими коллегами (М.В. Василиженко [2], Н.А. Попова [8; 9], Т.А. Максимова [4], М.В. Усынин, Д.В. Козленков и др. [5; 12]).

В рамках первого проекта студен-го там предстояло выявить наиболее по-| пулярные, выдающиеся и привлекатель-g. ные природные достопримечательности ^ области, найти аналогичные в стране и в мире, сравнить их по основным ха-

рактеристикам и подчеркнуть уникальность и предпочтительность посещения объектов Челябинской области. Также проект предполагал исследовательскую часть, которая заключалась в проведении опросов с целью определения наибольшей привлекательности конкретных объектов с учетом маркетингового посыла. Подзадачами являлись краткая маркетинговая «упаковка» объектов, копирайтинг (составление рекламных заголовков, слоганов, текстов продвижения объектов), а также визуальная часть (фото, дизайн). То есть составление готовых маркетинговых материалов для продвижения конкретных маршрутов, содержащих выделенные объекты или региона в целом среди туристов за пределами Челябинской области.

Второй проект предполагал создание экскурсионных автобусных маршрутов по Челябинской области для массового туриста из других регионов. Необходимо было выбрать объекты, проложить маршруты по карте, рассчитать временные, транспортные расходы, определиться с местами организации питания и ночевок, рассмотреть варианты организации экскурсий и досуга, зачем рассчитать стоимость всего тура, с учетом прибыли туроператора, на 44 туриста. Продолжительность туров, заявленная заказчиком, составляла 3-5 дней, туристов предполагалось привезти из Свердловской области. При этом маршруты должны быть конкурентоспособны с аналогичными предложениями из других регионов Урала (из Башкирии, Пермского края, Свердловской области и др.). Подзадачами проекта являлось составление тура с максимальной пропускной способностью, то есть для больших туристских групп, с возможностью выбора уровня средств размещения, исходя из предпочтений и финансовых возможностей туриста. При удовлетворительной конкурентоспособности предполагалась «маркетинговая упаковка»: привлекательное описание маршрута, визуальное оформление для презентации и продви-

жения маршрута. Ожидаемый результат проекта - готовые актуальные маршруты для коммерческой апробации.

В качестве основной мотивации заказчик проектов предложил студентам оплатить апробацию разработанных экскурсий и предоставить возможность работы на разработанных маршрутах в дальнейшем в качестве сотрудника компании-туроператора.

В эксперименте участвовали две учебные группы студентов 2-го курса ЧОУВО МИДиС специальности «Туризм», которые в рамках дисциплины «Проектный практикум» работали над различными проектами. Заказчик проектов предоставил выбор того или иного проекта, и студенты одной группы (далее «группа 1») выбрали работу над продвижением дестинаций региона - наиболее значимых природных туристских объектов, а студенты второй группы (далее «группа 2») приняли решение разрабатывать экскурсионные туры. На выполнение проекта отводился один учебный семестр, около 3-х месяцев. В ходе работы над проектом каждой учебной группе предстояло выделить следующие роли: руководитель группы, модератор, ответственные по отделам или объектам. Отметим требование максимально самостоятельной работы студентов, без существенного вмешательства преподавателя, которому отводилась роль организатора процесса и связи с заказчиком. Еженедельно студенты отчитывались о проделанной работе заказчику проекта, используя при этом возможности он-лайн-видеосвязи, мессенджеры, а также форматы очных встреч. Помимо этого, студенты предоставляли своеобразный отчет о своей деятельности учебному заведению, еженедельно проводя коллективную рефлексию своих действий и записывая, что получилось осуществить по задачам, что не получилось, почему не получилось и как в дальнейшем поступить, чтобы получилось.

Следует отметить, что работа студентами проводилась достаточно актив-

но, учащиеся были полностью вовлечены и погружены в процесс работы над проектом. При этом, каждая учебная группа вновь разделилась на подгруппы со схожими функциями. Изначально в обеих группах был проведен «мозговой штурм», в рамках которого студенты предлагали туристские дестинации и объекты для посещения или продвижения. После отбора наиболее значимых, на их взгляд, туристских мест региона, студенты разделились на микрогруппы, исходя из выбранных ими объектов. Так, в первой группе появилась подгруппа, изучающая мавзолей Кесене или башню Тамерлана; подгруппа, изучающая реку Ай и ее аналоги в мире; далее НП «Зюраткуль» с хребтом и фонтаном, урочище «Пороги», Сугомакскую пещеру, заповедник «Аркаим», НП «Таганай» и др. В ходе работе над проектом студенты подбирали наиболее соответствующие по характеристикам туристские объекты мира, делали их сравнение, выявляли конкурентоспособные черты и привлекательность достопримечательностей Челябинской области, затем создавали и распространяли опрос среди потенциальных посетителей региона. Результаты опроса тщательно анализировались заказчиком. В целом, выяснили, что респонденты хотят посещать туристские объекты области, однако ответы разнятся в зависимости от построения вопроса об одном и том же объекте. По большому счету это и было ключевой задачей опроса: выявить способность заинтересовать туристов объектами всего лишь их правильной презентацией и текстовым обращением.

Во второй группе также произошло разделение на микрогруппы, с чуть большей численностью студентов, чем в первой. Всего сформировалось 3 подгруппы, составившие 3 тура. Первый тур предполагал посещение городов Миасс, Златоуст, Челябинск, Уфа, Магнитогорск, Троицк, Южноуральск, Ильменский заповедник, озеро Тургояк с островом Веры, национальные парки

о ю

^ а.

I !

ф о а

с

^

о ш

5 "

го ст

* &

^ а

ф о

¡3 £

£ ?

^ -л

ю Ев

^ н

^ к

^ ф

го ч:

* 1

i I

ф го

^ I

1 о го ^ ш о

0 о а ф

1

2 О а а

О 1=

© *

«Таганай» и «Зюраткуль», Челябинский государственный историко-культурный заповедник «Аркаим» и другие объекты. Всего тур был рассчитан на 11 дней, стоимость его составила 36 262 рубля с человека, что дешевле аналогичных предложений туроператоров г. Екатеринбург. Второй тур, рассчитанный на 3 дня, предполагал посещение преимущественно природных достопримечательностей области: Карагайский карьер, г. Карандаш, национальные парки «Зюраткуль» и «Таганай», озеро Тургояк и остров Веры, Сикияз-Тамакский пещерный комплекс и др. Стоимость тура составила 7352 рубля. Третья подгруппа разработала тур с посещением севера Челябинской области, природных объектов вблизи городов Кыштым, Касли, Верхний Уфалей, продолжительностью 4 дня. Все туры составлялись в соответствии с требованиями и под контролем заказчика, далее были представлены комиссии на итоговой защите проектов. Следует отметить высокий уровень разработанных маршрутов, тщательно проведенную калькуляцию, учет всех подзадач заказчика. Разработанные маршруты были переданы в проектный отдел туроператора для последующих проверок и коммерческой апробации.

После защиты проектов была проанализирована еженедельная и итоговая рефлексия студентов, которым была предложена анкета со следующими вопросами: что самое запоминающееся было при выполнении проекта; какие качества Вы приобрели, выполняя проект; что при работе над проектом показалось Вам самыми сложным, трудным; как вы считаете что получилось; как вы считаете что не получилось; какие причины того что не получилось; что нужно сделать чтобы все получилось при работе над следующим проектом. Студенты я честно ответили на вопросы итоговой | рефлексии, и следует заметить, что подавляющее большинство студентов посчи-^ тали наиболее ценным реальную работу по заказу туроператора. Также отмети-

ли следующие положительные моменты: командную работу, приобретение профессиональных знаний в привязке к конкретному заказу, поиск информации и изучение объектов (исследовательская и аналитическая работа), а также преодоление барьеров контакта с профессиональной туристской средой (общение с заказчиком, органами управления туристской индустрией региона и другими туристским организациями).

В результате часть студентов были привлечены на прохождение практики в другие проекты туроператора и ЧАТО и большее (по сравнению с началом учебного года) число студентов изъявило желание работать в туризме. То есть наиболее ценным в данном эксперименте являлась не столько проектная работа над конкретным заказом, сколько повышение мотивации студентов к получению профессии в туризме и работе по специальности после получения диплома.

Таким образом, мотивации студентов способствует совместная проектная работа над реальным продуктом с возможностью получения дополнительных знаний и навыков по профессии, участие в волонтерских, в том числе экологических акциях, вовлечение в совместные образовательные проекты, участие в отраслевых выставочных мероприятиях, помощь в организации семинаров и work-shop. Все перечисленные мероприятия являются частью учебного процесса в ЧОУВО МИДИС. В дальнейшем совместные проекты турбизнеса и студентов МИДИС запланированы к продолжению.

Библиографический список:

1. Бухарова О., Никитина И. Валерий Фальков: В России растет дефицит кадров для сферы туризма [Электронный ресурс] // Российская газета. - 24.06.2021. - Режим доступа: https://rg. ru/2021/06/24/val erij -fal kov-v-rossii-rastet-deficit-kadrov-dlia-sfery-turizma.html.

2. Василиженко М.В. Формирование soft skills у студентов при обучении

иностранному языку посредством внедрения технологии проектной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2020. - Т. 12. - № 1(47). - С. 137-148.

3. Калиновская Е. Нехватка квалифицированных сотрудников в туризме: отсутствие качественного образования и нежелание учиться [Электронный ресурс] // Туристический портал. -Режим доступа: https://www.tourprom. ru/news/32469.

4. Максимова Т.А. К проблеме реализации метода проектов в процессе преподавания иностранных языков / Т. А. Максимова // Современная высшая школа: инновационный аспект. -

2020. - Т. 12. - № 1(47). - С. 129-136.

5. Маркетинговая деятельность студентов вуза в условиях организации в образовательном процессе прак-тико-ориентированных проектных недель / М.В. Усынин, Д.В. Козлен-ков, Н.А. Попова [и др.]. - Челябинск: Частное образовательное учреждение высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса», 2021. - 101 с.

6. Наибольший дефицит кадров в апреле отмечен в сфере туризма и гостеприимства [Электронный ресурс] // ФГУП ИТАР-ТАСС. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/11370923.

7. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саути-на и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ,

2021. - 132 с.

9.

8. Попова НА. Образовательный интенсив как новый формат реализации проектного обучения II Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 1(47). С. 149-156.

Попова НА. Технология проектного обучения в вузе как формат практической подготовки в процессе взаимодействия с работодателями II Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. -№ 4(50). С. 85-91.

10. Романова В. В России спрос на внутренний туризм вырос за год на 25% [Электронный ресурс] II AHO «Тв-Новости». - Режим доступа: https:ll ru.rt.comlioui.

11. Рябов ПА. Практическое обучение как активный компонент формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза II Вестник ЮУрГГПУ - 2014. - №9-2. С. 121-129.

12. Ovsyanitskaya L.Yu. Information Security Training Technology Based on The Updating of Personal Experience Using Modern Formats of Communication Between Teacher and Students II Proceedings of the 35th International Business Information Management Association Conference (IBIMA). 1-2 April. - Seville, Spain: 2020. - P. 6467-6475.

Поступила 27.09.2021

Об авторе:

Корчагина Гульназ Айратовна, доцент кафедры сервиса и туризма, ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, korchagina.g.a@midis.ru

Для цитирования: Корчагина Г.А. Формирование мотивации будущих специалистов по туризму к профессиональной деятельности посредством проектной работы // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. -№ 3. С. 110-118. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-3-110-118

о ю

I !

^ fe

<u о а с

S о

CG

5 "

го ст

s ^

J ü.

<U о

g Ei

£ ¡s

^ X

Sí I

s I—

s к

IT <u

го ч

É 1

1 I

<u го

s X

X о

го s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m о

0 о а <и

1

2 о а а

О 1=

© *

References:

1. Bukharova O., Nikitina I., Falkov V. Lack of personnel for tourism sphere is growing in Russia [Electronic resource] // Rosiiskaia gazeta - 24.06.2021. - Available at: https:// rg.ru/2021/06/24/valerij-falkov-v-rossii-rastet-deficit-kadrov-dlia-sfery-turizma.html. [in Russian]

2. Vasilizhenko M.V. Students soft skills formation via project activities technologies in learning foreign languages // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2020. -Vol. 12. No. 1. P. 137-148. [in Russian]

3. Kalinovskaya M.V. Lack of qualified staff in tourism: deficiency of quality education and reluctance to study [Electronic resource] // Turisticheskii portal. - Available at: https://www. tourprom.ru/news/32469. [in Russian]

4. Maksimova T.A. On the problem of project method implementation in teaching foreign languages // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. -No. 1. P. 129-136. [in Russian]

5. Usynin M.V., Kozlenkov D.V., Popova N.B. et al. Marketing activities of higher school students within practice focused project weeks organized in the educational process. -Chelyabinsk, International Institute of Design and Service, 2021. - 101 p. [in Russian]

6. Maximum deficit of personnel i s marked in touri sm and hospitality spheres in April. [Electronic resource] // FGUP ITAR-TASS. - Available at: https://tass.ru/ekonomika/11370923. [in Russian]

7. Gokhberg L.M., Ozerova O.K., Sautina E.V. et al.Education in figures: short statistics 2021. - M.: National School of Economics, 2021. - 132 p. [in Russian]

8. Popova N.A. Educational intensive as a new format of project learning // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 1. P. 149-156. [in Russian]

9. Popova N.A. Project Learning Technology at Higher School as a Practical Training Format // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 4. P. 85-91. [in Russian]

10. Romanova V.V. Demand for domestic tourism in Russia increased by 25% within a year. [Electronic resource] // ANO Tv-NOVOSTI. - Available at: https://ru.rt.com/ioui. [in Russian]

11. Ryabov P.A. Practical training as an active element of forming professional motivation of students at a toutism higher school // Vestnik YuUrGGPY. - 2014. - №9-2. P. 121-129. [in Russian]

12. Ovsyanitskaya L.Yu. Information Security Training Technology Based on The Updating of Personal Experience Using Modern Formats of Communication Between Teacher and Students. Proceedings of the 35th International Business Information Management Association Conference (IBIMA). 1-2 April. - Seville, Spain: 2020. - P. 6467-6475.

About the author:

Korchagina Gulnaz Airatovna, Associate Professor of the Department of Service

and Tourism, International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia,

Candidate of Pedagogy, korchagina.g.a@midis.ru

For citation: Korchagina G.A. Building up the motivation of future tourism specialists for professional activity through project work // Contemporary Higher Education: « Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 3. P. 110-118. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-I 3-110-118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.