Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТАМОЖЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТАМОЖЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / информационные технологии / цифровой образовательный ресурс / высшее образование / моральные компетенции / правовые компетенции / distance learning / information technology / digital educational resource / higher education / moral competencies / legal competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марданова Гульфия Ринатовна, Хайруллина Резеда Газинуровна, Шакирова Индира Абдулхаковна

Проблема совершенствования законодательства, акцентирование особого внимания к формированию морально-правовых компетенций в условиях строительства правового государства имеют особую значимость. Переход экономики к рыночным отношениям, социально-политический кризис в стране и многообразие общественных мнений составляют актуальность данного исследования. Учебная деятельность вузов должна быть направлена в русло формирования морально-правовых компетенций студентов. Это делается с целью правового воспитания подрастающего поколения в лице обучающихся-студентов. В работе также рассматриваются современные методы и возможности проведения учебных занятий с использованием дистанционных форм обучения. В современный период развития общества происходят существенные изменения в системе образования. Эти изменения предполагают необходимость применения одного из эффективных способов использования возможностей для повышения качества образования, предоставляемых дистанционными формами обучения. Методика обучения и преподавания в современный период времени проходит сложный путь развития и трансформации. Это объясняется интересом к теме цифровой компетенции и социальной интеграции у обучающихся. В связи с этим необходимы совершенствование и внедрение в практику формирования морально-правовых компетенций студентов в контексте дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марданова Гульфия Ринатовна, Хайруллина Резеда Газинуровна, Шакирова Индира Абдулхаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of improving legislation, emphasizing special attention to the formation of moral and legal competencies in the conditions of building a rule of law state are of particular importance. The transition of the economy to market relations, the socio-political crisis in the country and the diversity of public opinions make up the relevance of this study. The educational activities of universities should be directed towards the formation of moral and legal competencies of students. This is done for the purpose of legal education of the younger generation in the person of students. The paper also discusses modern methods and possibilities of conducting training sessions using distance learning. In the modern period of society's development, significant changes are taking place in the education system. These changes suggest the need to use one of the effective ways to use the opportunities to improve the quality of education provided by distance learning. The methodology of teaching and learning in the modern period of time goes through a difficult path of development and transformation. This is due to the interest in the topic of digital competence and social integration among students. In this regard, it is necessary to improve and put into practice the formation of moral and legal competencies of students in the context of distance learning.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТАМОЖЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 371.3

старший преподаватель Марданова Гульфия Ринатовна

Набережночелнинский филиал учреждения высшего образования

Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань);

кандидат юридических наук Хайруллина Резеда Газинуровна

Набережночелнинский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет (г. Казань); кандидат юридических наук, доцент Шакирова Индира Абдулхаковна

Набережночелнинский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет (г. Казань)

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТАМОЖЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Проблема совершенствования законодательства, акцентирование особого внимания к формированию морально-правовых компетенций в условиях строительства правового государства имеют особую значимость. Переход экономики к рыночным отношениям, социально-политический кризис в стране и многообразие общественных мнений составляют актуальность данного исследования. Учебная деятельность вузов должна быть направлена в русло формирования морально-правовых компетенций студентов. Это делается с целью правового воспитания подрастающего поколения в лице обучающихся-студентов. В работе также рассматриваются современные методы и возможности проведения учебных занятий с использованием дистанционных форм обучения. В современный период развития общества происходят существенные изменения в системе образования. Эти изменения предполагают необходимость применения одного из эффективных способов использования возможностей для повышения качества образования, предоставляемых дистанционными формами обучения. Методика обучения и преподавания в современный период времени проходит сложный путь развития и трансформации. Это объясняется интересом к теме цифровой компетенции и социальной интеграции у обучающихся. В связи с этим необходимы совершенствование и внедрение в практику формирования морально-правовых компетенций студентов в контексте дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение; информационные технологии; цифровой образовательный ресурс; высшее образование; моральные компетенции; правовые компетенции.

Annotation. The problem of improving legislation, emphasizing special attention to the formation of moral and legal competencies in the conditions of building a rule of law state are of particular importance. The transition of the economy to market relations, the socio-political crisis in the country and the diversity of public opinions make up the relevance of this study. The educational activities of universities should be directed towards the formation of moral and legal competencies of students. This is done for the purpose of legal education of the younger generation in the person of students. The paper also discusses modern methods and possibilities of conducting training sessions using distance learning. In the modern period of society's development, significant changes are taking place in the education system. These changes suggest the need to use one of the effective ways to use the opportunities to improve the quality of education provided by distance learning. The methodology of teaching and learning in the modern period of time goes through a difficult path of development and transformation. This is due to the interest in the topic of digital competence and social integration among students. In this regard, it is necessary to improve and put into practice the formation of moral and legal competencies of students in the context of distance learning.

Key words: distance learning; information technology; digital educational resource; higher education; moral competencies; legal competencies.

Введение. Специфика профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов требует формирования высокого уровня подготовки морально-правового характера. Подготовка будущих таможенников основана на формировании профессиональных навыков, становления гражданской позиции по отношению к внешним условиям, принятия оптимальных решений при осуществлении профессиональных функций. Определение нравственной позиции, формирование правосознания, опыта деятельности являются важнейшими задачами профессиональной подготовки будущих таможенников. В связи с чем, необходимо говорить о применении компетентностного подхода в качестве методологической основы обучения студентов в контексте формирования их морально-правовых компетенций [2].

В современном мире образование в дистанционном формате становится ведущей сферой социальной политики, обеспечивающей благоприятные условия для профессионального развития специалиста, процесса формирования и удовлетворения познавательных потребностей, духовных потребностей личности [3]. Формат дистанционного обучения позволяет без ограничений удовлетворять образовательные потребности студента независимо от его географического и временного местонахождения. Для достижения целей цифровизации образования используются современные технологии передачи данных через Интернет, а также путем представления электронных копий учебных планов.

Интенсивное развитие Интернета, повышение доступности персональных устройств (персональных компьютеров, ноутбуков, смартфонов) поставили перед научным сообществом ряд вопросов, успешное решение которых усилит эффекты образования на уровне профессиональной подготовки и повышения квалификации [6]. Это обстоятельство порождает дискуссию о необходимости формирования компетентности будущих специалистов таможенного дела в контексте дистанционного обучения, принимать правильные решения морального и правового характера в ситуациях профессиональной деятельности [5].

Принимая во внимание теоретическую, научную и практическую значимость исследования, отметим, что проблема формирования морально- правовых компетенций будущих сотрудников таможенных органов изучена недостаточно. Необходимо дополнительно изучить формирование вышеперечисленных компетенций и оценить эффективность их освоения будущими таможенниками в контексте дистанционного обучения в вузе.

Изложение основного материала статьи. Электронное обучение в удаленном формате с последующим подключением к платформе дистанционного образования КФУ позволило привлечь студентов специальности 38.05.02 «Таможенное дело» работать в профессиональных сообществах, участвовать в научных конференциях, семинарах, вебинарах. Нравственные и правовые знания наиболее эффективно усваивались студентами с использованием интерактивных методов обучения (ситуационные задачи, деловые игры), профессионально ориентированные программные средства (цифровые образовательные ресурсы по дисциплинам специализации).

Кроме того, студентам были предложены учебные курсы «Основы таможенного дела», «Административно-правовые основы деятельности таможенных органов», «Теория государственного управления», «Основы квалификации и

расследования преступлений в сфере таможенного дела», которые позволили им повысить свои профессиональные навыки в работе с таможенными документами. Эти курсы, разработанные преподавателями, были размещены на специально созданной образовательной платформе дистанционного образования КФУ и реализованы в онлайн-формате. Программа каждого курса доступна, находится в открытом доступе. Используемые в качестве внеклассного средства обучения курсы стали необходимым дополнением к базовым занятиям по развитию у учащихся навыков при выполнении домашних заданий, самостоятельной работе.

Каждый курс состоит из лекционного материала по каждой теме, заданий для самостоятельной работы студентов, презентаций по каждой теме, глоссария по основным терминам курса. В конце каждого занятия студентам предлагаются практические задания по теме занятия (ситуационная задача, тест). Каждый студент имеет возможность просмотреть учебное занятие и одновременно повторить действия преподавателя, предлагающего учебный материал по поиску юридического документа, составлении процессуальных документов.

Результатом прохождения учебных курсов является овладение слушателями навыками оформления документации, ориентирования исключительно в действующем законодательстве в сфере внешнеэкономической деятельности. В то же время, каждое учебное занятие (лекция или практический урок) разрабатывается с учетом формирования правосознания и профессиональной морали (этики).

Интерактивные возможности образовательной платформы дистанционного образования КФУ позволяют получить обратную связь, обеспечивают педагогическую поддержку для получения новых знаний. Подключение к платформе позволяет преподавателю видеть время присутствия студента на платформе, этапы и уровни освоения им учебных программ, трудности, возникающие при прохождении контрольных точек. Данная методика позволяет систематически контролировать знания студентов, корректировать содержание учебных занятий, оказывать своевременную педагогическую помощь, развивать навыки будущих специалистов таможенного дела. Студенты также имеют возможность скорректировать индивидуальную образовательную траекторию, получить дополнительные знания по специальности, попрактиковаться в общепрофессиональных навыках, приобрести и усовершенствовать опыт партнерства, сотрудничества.

Комплексный анализ эффективности овладения студентами морально-правовыми компетенциями позволяет учесть совокупность факторов информационно-образовательной среды вуза и особенностей прохождения службы в таможенных органах. Учет этих факторов обеспечивает не только оценку эффективности обучения в дистанционном формате, но и предотвращение рисков различного рода: неправомерных действий, служебных и личных конфликтов [4].

При исследовании формирования морально-правовых компетенций у будущих специалистов таможни в контексте дистанционного обучения возникла законная необходимость оценить эффективность приобретения этих компетенций, принимая на их основе соответствующие управленческие решения.

Правовой критерий характеризуется следующими показателями: управление исключительно нормами права при осуществлении профессиональной деятельности в таможне; наличие структурированных моральных и юридических знаний; способность отбирать, анализировать и использовать соответствующую правовую и нормативно-правовую информацию в профессиональной деятельности; количество освоенных дополнительных компетенций.

Моральный критерий характеризуется совокупностью моральных и правовых знаний; готовностью принимать на себя ответственность при выполнении профессиональных обязанностей; самопознанием своих моральных и правовых поступков.

Таким образом, электронное обучение в дистанционном формате с последующим подключением к платформе дистанционного образования КФУ, использование интерактивных методов обучения: ситуационных заданий, деловых игр, профессионально ориентированных программных средств позволяет привлечь студентов специальности 38.05.02 «Таможенное дело» к работе в профессиональных сообществах, к участию в научных конференциях, семинарах, вебинарах. Всё это способствует повышению уровня правосознания и профессиональной морали (этики поведения), морально-правовых компетенций, развитию навыков самооценки возможных действий, влияющих на поведение в сложных ситуациях в профессиональной деятельности. Обеспечение индивидуализации обучения с использованием Интернет-ресурсов, максимально возможной интерактивности позволяет реализовать следующие принципы непрерывного образования: новые базовые знания и навыки для каждого, инновационные методы преподавания и обучения [1].

Выводы. Изучение специфики профессиональной деятельности в сфере таможенного дела, особенностей формата дистанционного обучения в университете позволяет разработать морально-правовые критерии, количественные и качественные показатели для оценки сформированности вышеуказанных компетенций у будущих специалистов таможенного дела. Изучение дисциплин по специальности с использованием дистанционных форматов обучения говорит об эффективности развития морально-правовых компетенций в процессе освоения не только дисциплин «Основы таможенного дела», «Административно-правовые основы деятельности таможенных органов», «Теория государственного управления», «Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела», но и других.

Алгоритм оценки знаний студентов имеет теоретическую ценность в области оценки критериев качества и позволяет с высокой степенью точности определить готовность будущего сотрудника таможенных органов к выполнению своих обязанностей. Результаты, представленные в исследовании, позволяют сделать вывод об эффективности овладения морально-правовыми компетенциями будущих специалистов таможенного дела в контексте формата дистанционного обучения на основе простейших моделей. Исследование показало, что использование платформы дистанционного образования КФУ позволяет не только «погрузить» студента в образовательный процесс, но и в будущем может способствовать реализации программ повышения квалификации для действующих сотрудников таможенных органов.

В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что приобретение морально-правовой компетентности студентами - будущими специалистами таможенного дела может быть эффективным в контексте дистанционного обучения. Пути решения проблемы формирования морально-правовых компетенций у будущих специалистов таможенного дела видятся в использовании интерактивных форм обучения, более широком использовании возможностей образовательной платформы дистанционного образования КФУ в онлайн обучении преподавателей по разработке информационно- коммуникационных технологий взаимодействия со студентами в дистанционном формате.

Литература:

1. Ахмадуллина, И. А. Использование цифровых технологий при преподавании юридических дисциплин / И.А. Ахмадуллина, Г.Р. Марданова, Р.Г. Хайруллина // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 79,- Ч. 3. - С. 22-24

2. Валиев, Г.Х. Прокурорский надзор за соблюдением права на образование как социального права человека / Г.Х. Валиев, В.И. Кузменько, Р.Г. Хайруллина // Перспективы науки. - 2022. - № 5(152). - С. 159-160

3. Валиев, Г.Х. Особенности деятельности прокуратуры по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации / Г.Х. Валиев, Р.Г. Хайруллина // Наука Красноярья. - 2021. - Том. 10. - № 2-3. - С. 7-12

4. Валиев, Г.Х. Особенности использования информационных технологий при преподавании правовых дисциплин

студентам непрофильных направлений / Г.Х. Валиев, Р.Г. Хайруллина // Russian Journal of Education and Psychology. - 2021. -Том 21.-№1-2.-C. 66-71

5. Сабирова, Э.Р. Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов Российской Федерации / Э.Р. Сабирова, Л.Ф. Зиннурова, И.А. Шакирова, О.Ю.Недорезова // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. -2020. - № 3 (86). - С. 58-63

6. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 27Э-ФЗ [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.

Педагогика

УДК 1174

доктор философских наук, кандидат исторических наук Мартиросян Карей Минасович

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Анна Вячеславовна Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); магистрант 2 курса Радионова Елизавета Петровна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ ПРИ УСЛОВИЯХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования лидерских качеств молодёжи на современном этапе развития общества. Изучены особенности распространения и потребления культурных ценностей молодёжью. Проанализирован процесс формирования лидерских качеств современного молодого человека в сфере культуры и искусства. Углубленно рассмотрено использование цифровых технологий в процессе самоидентификации и самореализации личности молодёжи. Изучено использование и применение цифровых технологий как фактора стимулирующего заинтересованность в личном само проявлении. Описаны особенности организации деятельности современной молодёжи. Исследованы процессы социализации неокрепшей личности подростка и молодого человека. Описаны основные отличительные черты современной молодёжи. Проанализированы отличительные качества и специфические особенности в потреблении культурных ценностей современной молодёжью. На основании всех изученных материалов выявлены факторы, которые являются наиболее стимулирующими в процессе личностного самоопределения молодых людей.

Ключевые слова: цифровые технологии, лидерские качества, молодёжь, лидер, использование цифровых технологий.

Annotation. The article examines the process of formation of leadership qualities of youth at the present stage of development of society. The features of the distribution and consumption of cultural values by young people have been studied. The process of formation of leadership qualities of a modern young man in the field of culture and art is analyzed. The use of digital technologies in the process of self-identification and self-realization of the personality of young people is examined in depth. The use and application of digital technologies as a factor stimulating interest in personal self-expression has been studied. The features of organizing the activities of modern youth are described. The processes of socialization of the fragile personality of a teenager and young man have been studied. The main distinctive features of modern youth are described. The distinctive qualities and specific features in the consumption of cultural values by modern youth are analyzed. Based on all the materials studied, the factors that are the most stimulating in the process of personal self-determination of young people have been identified.

Key words: digital technologies, leadership qualities, youth, leader, use of digital technologies.

Введение. Современное общество требует от молодого поколения лидерских качеств, которые помогут им не только выделиться среди остальных, но и достичь успеха. Важно, чтобы молодые люди развивались не только в техническом и профессиональном плане, но и в области лидерства. Формирование лидерских качеств у современной молодежи является актуальной и важной задачей, которая требует специального внимания.

Лидерство является способностью управлять и вести других людей к достижению общих целей. Лидер - это не просто человек, занимающий высокий пост или имеющий власть, но человек, который вдохновляет и мотивирует окружающих.

Формирование лидерских качеств молодежи является важной задачей не только для сферы образования, но и для сферы культуры и искусства. Поскольку в молодежи скрыт огромный потенциал для создания и развития новых идей, проектов и инициатив, она может быть наиболее продуктивной.

Изложение основного материала статьи. Одним из первостепенных шагов в формировании лидерских качеств является развитие самой личности молодого человека. Необходимо помочь молодежи определить сильные стороны своей личности и мотивации, понять свои ценности, построить планы на будущее и научиться принимать решения.

Также очень важно обучать молодежь коммуникационным навыкам. Человек, умеющий общаться и вести переговоры, может добиться большего успеха в профессиональной и личной жизни. Обучение навыкам публичных выступлений и ораторскому мастерству также будет полезным. Важным этапом является развитие социальной ответственности и эмоционального интеллекта у молодежи. Необходимо научить молодежь слушать и понимать других людей, развивать свою эмпатию и учиться строить положительные отношения с окружающими. Наконец, важно обучать молодых людей стратегическому мышлению и управлению временем. Только тогда они смогут полноценно использовать свой потенциал и стать лидерами, способными эффективно решать проблемы и достигать поставленных целей.

Непременно, лидерство позволяет сформировать в молодых людях очень важные социальные качества и развить социальные навыки. Эти навыки можно разделить на следующие:

Развитие коммуникационных навыков. Молодежи необходимо научить эффективно общаться и слушать других. Это поможет им установить хорошие отношения с окружающими и быть услышанными обществом.

Знание себя. Лидер должен знать свои сильные и слабые стороны, чтобы использовать их на благо команды. Молодежи необходимо разработать навыки самоанализа и саморефлексии.

Развитие навыков принятия решений. Лидер должен быть способен принимать взвешенные и обдуманные решения в сложных ситуациях. Молодым людям необходимо научиться анализировать информацию, оценивать возможные последствия и смело принимать решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.