УДК 338.23
Ахматдинова Р.Р.
студент ФГБОУВО «Башкирский государственный университет» научный руководитель: Байкова Э.Р., к.э.н. доцент кафедры «Общая экономическая теория»
БашГУ
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ УСПЕШНОГО МАЛОГО БИЗНЕСА В
ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ
Аннотация: статья посвящена вопросу успешности малого бизнеса в инновационной среде. Автор разобрал этапы формирования бизнес-моделей, составил алгоритм для успешной модели и выявил четыре типа малого инновационного бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, инновационное предпринимательство, инновационная среда, бизнес-модель
Akhmatdinova R.R.
student
Bashkir state University of Economics Supervisor: Baikova E.R. associate professor «General Economic Theory» Bashkir state University of Economics
FORMATION OF SUCCESFUL SMALL BUSINESS MODEL IN AN
INNOVATIVE ENVIRONMENT
Annotation: the article is devoted to the issue of small business success in an innovative environment. The author analyzed the stages of forming business models, compiled an algorithm for a successful model, and identified four types of small innovative businesses.
Keywords: small business, innovative entrepreneurship, innovative environment, business model
Для малого бизнеса характерны такие черты, как мобильность, приспосабливаемость к изменениям, быстрое принятие решений и перестройка. При этом малый бизнес рискован, а инновационное его направление делает рискованность вдвойне сильнее. Но, несмотря на это, российская экономика, находящаяся на этапе модернизации, требует возрастания роли малого инновационного предпринимательства.
Поэтому вопрос формирования успешной модели малого бизнеса с инновационной направленностью актуален для современной российской экономики.
Под инновационной моделью малого бизнеса предполагают «способ соединения факторов бизнеса (капитал, труд, материальные ресурсы) в цепочку создания стоимости нового продукта и компании как таковой» [2, с. 521].
Для того, чтобы сформировать успешную модель малого бизнеса с инновационной направленностью, необходимо условно модель разделить на четыре части.
Первая часть, которую необходимо проработать, посвящена вопросам, которые определяют ее организационно -технический уровень и систему управления бизнесом.
Во второй части необходимо интегрировать индикаторы инновационной составляющей. Так как при формировании бизнес-модели необходимо обратить внимание на то, что не все предпринимательские инициативы являются инновациями.
Поэтому в третьей части формирования бизнес-модели необходимо раскрыть бизнес как ядро организации, определить его эффективность, связать с оценкой рынка, на котором бизнес-модель будет работать.
Далее, в четвертой части, необходимо рассмотреть реализацию стратегии управления жизненным циклом компании. Например, вопросы касаемые оценки перспектив выхода на новые рынки, поиска новых потребителей, необходимости усовершенствования существующей и разработки новой продукции.
Все эти четыре части формирования успешной инновационной бизнес-модели можно представить в виде методики (рисунок 1).
/ I
Стратегические ресурсы:
Сферы
деятельности;
Стратегические
активы;
Связь с наукой; Уникальные особенности компании; Связь
потребителями.
Инновационная составляющая:
Интеллектуальная собственность; - Человеческий капитал;
Организация
бизнеса;
Ключевые компетенции;
Инновационность
бизнес-процессов
Перспективы и риски развития:
Перспективные сегменты рынка;
Прогноз развития
конкурентной среды;
Угрозы развитию.
с
Рисунок 1 - Алгоритм разработки бизнес-модели малых инновационных компаний [1, с. 95]
Таким образом, исходя из данного алгоритма, можно выделить четыре типа бизнес-моделей:
- компании, производящие продукты / технологии для традиционных отраслей промышленности — реализация модели специализированного поставщика;
- компании, производящие продукты / технологии для наукоемких отраслей (отраслей hi-tech) — реализация модели высокотехнологичного поставщика;
- компании, предлагающие готовые продукты для широкого рынка (рынка В2С и / или В2В) — реализация модели точечного продукта;
- оболочечные, виртуальные компании — реализация модели компании-интегратора.
Использованные источники:
1. Гнездова Ю. В. Мировые тенденции развития цифровых технологий // Экономический журнал. - 2018. - №2. - С. 95-102.
2. Новосельцева Г.Б., Рассказова Н.В. Перспективы малого бизнеса в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 1. - С. 521-532.