Научная статья на тему 'Формирование модели системы мультипликативного управления рынком доступного жилья Московской области'

Формирование модели системы мультипликативного управления рынком доступного жилья Московской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МУЛЬТИПЛИКАТОР / АКСЕЛЕРАТОР / РЫНОК ДОСТУПНОГО ЖИЛЬЯ / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / HOME CONSTRUCTION ACTIVITY / ECONOMIC MODEL / MULTIPLIER / ACCELERATOR / THE MARKET FOR ACCESSIBLE DWELLING / MOSCOW REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова Ю. В., Горшков Н. Г.

В статье изложены новые подходы к формированию экономической модели системы мультипликативного управления рынком доступного жилья применительно к условиям Московской области. Рассмотрена система факторов, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций, и динамика доходов от функционирования рынка доступного жилья названного региона в различных вариантах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MODEL OF THE SYSTEM OF MULTIPLICATIVE CONTROL OF THE MARKET FOR THE ACCESSIBLE DWELLING OF MOSCOW REGION

In the article are presented new approaches to the formation of the economic model of the system of multiplicative control of the market for accessible dwelling in connection with to the conditions of Moscow region. The system of the factors, which limit the production activity of construction organizations, and income behavior from the functioning of the market for the accessible dwelling of the named region in the diverse variants, is examined.

Текст научной работы на тему «Формирование модели системы мультипликативного управления рынком доступного жилья Московской области»

Третий вариант рекомендуется применять для того случая, когда корректировка цены производится с применением коэффициентов в формуле расчета суммы корректировки.

Составитель Контракта, принимая во внимание специфику объекта строительства, может принять за основу любой подходящий, по его мнению, вариант или изложить свой вариант корректировки цен.

Предлагаемый нами алгоритм адаптации типовых условий контрактов ФИДИК к законодательству страны и специфике строительного проекта представлен на рис. 1.

Для адаптации типовых условий контрактов ФИДИК к местному законодательству и специфике объекта следует рассмотреть каждую статью Части I. Если рассматриваемая статья не противоречит императивным нормам и отвечает требованиям и интересам заказчика, то текст статьи остается в неизменном виде, а во второй части (Условия для особого применения) данная статья не упоминается.

Подрядчик должен знать, что, если во второй части условий контракта, какая-либо статья не упомянута, то действует текст статьи, изложенный в первой части Общие условия контракта.

Следует отметить, что в типовых контрактах ФИДИК существует ряд положений, не в полной мере соответствующих ГК РФ. В этих случаях следует руководствоваться рекомендациями, приведенными выше, и включить во вторую часть условий контракта положение о том, что соответствующие пункты первой части контракта не применимы, либо предложить во второй части другую формулировку соответствующих положений первой части.

Резюме

В международной и зарубежной практике строительства ши-

роко используются типовые формы строительных контрактов, которые покрывают весь спектр контрактных отношений в строительстве.

Типовые строительные контракты составлены так, что:

• в них представлены положения, которые подходят для большинства строительных проектов и могут применяться без изменений или с минимальными изменениями;

• для учета особенностей конкретного проекта и местного законодательства существует механизм внесения изменений в содержание типового контракта (в контрактах ФИДИК это раздел «Условия для особого применения»);

• заказчик может выбрать типовой контракт, максимально подходящий к его проекту из линейки типовых контрактов;

• каждый типовой контракт содержит большой набор типовых форм гарантий, договора подряда и приложения к оферте, других форм для использования и заполнения сторонами, что значительно облегчает подготовку контракта заказчиком и подготовку оферты подрядчиком;

• наличие большого количества диспозитивных норм в Гражданском кодексе Российской Федерации позволяет широко использовать международные типовые строительные контракты для международных и национальных инвестиционно-строительных проектов, осуществляющихся в России;

• любое использование международных типовых контрактов в России требует предварительного анализа положений контактов и, при необходимости, их адаптации к требованиям российского законодательства; для внесения изменений в содержание контракта следует использовать заложенные в каждом контракте механизмы его адаптации.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ДОСТУПНОГО ЖИЛЬЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ларионова Ю.В., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление народным хозяйством» НАЧОУ ВПО «Современная

гуманитарная академия»,

Горшков Н.Г., аспирант кафедры «Экономика и управление народным хозяйством» НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная

академия»

В статье изложены новые подходы к формированию экономической модели системы мультипликативного управления рынком доступного жилья применительно к условиям Московской области. Рассмотрена система факторов, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций, и динамика доходов от функционирования рынка доступного жилья названного региона в различных вариантах.

Ключевые слова: жилищное строительство, экономическая модель, мультипликатор, акселератор, рынок доступного жилья, Московская область.

FORMATION OF THE MODEL OF THE SYSTEM OF MULTIPLICATIVE CONTROL OF THE MARKET FOR THE ACCESSIBLE DWELLING OF MOSCOW REGION

Larionova Y., Doctor of Economics, the Professor, Economy and management of the national economy chair, Modern Humanitarian

Academy,

Gorshkov N., the post-graduate student, Economy and management of the national economy chair, Modern Humanitarian Academy

In the article are presented new approaches to the formation of the economic model of the system of multiplicative control of the market for accessible dwelling in connection with to the conditions of Moscow region. The system of the factors, which limit the production activity of construction organizations, and income behavior from the functioning of the market for the accessible dwelling of the named region in the diverse variants, is examined.

Keywords: Home construction activity, economic model, multiplier, accelerator, the market for accessible dwelling, Moscow region.

В соответствии с теорией Дж.М. Кейнса [1], мультипликатор потребительское благо, можно утверждать, что жилищные инвес-инвестиций - это отношение приращения дохода к приращению тиции представляют собой расходы на улучшение и приобретение

инвестиций. При этом рост инвестиций вызывает вовлечение в про- жилья для проживания в нем, а также жилья, приобретаемого для

изводство дополнительных рабочих, т.е. увеличивает занятость, а с последующей сдачи в аренду.

ней - доход и потребление. Подчеркнем, что первоначальное уве- Результаты наших исследований свидетельствуют о неполной

личение занятости, вызванное новыми инвестициями, приводит к загруженности предприятий жилищно-строительного комплекса

дополнительному росту занятости и дохода в связи с необходимос- (ЖСК) Московской области, а также о наличии весьма значитель-

тью удовлетворения спроса дополнительных рабочих. ных резервных мощностей. Таким образом, при дальнейшем росте

Это позволяет, с нашей точки зрения, теорию мультипликатора спроса на жилье возникает возможность увеличения объемов ра-

использовать применительно к рынку доступного жилья (РДЖ). бот в результате использования резервных мощностей при парал-

Поскольку «жилье» трактуется с одной стороны как товар, облада- лельных финансовых вложениях1.

ющий стоимостью и потребительной стоимостью, а с другой - как При этом будет увеличиваться доход от функционирования

ЖСК как подсистемы РДЖ и его эффективность (экономическая эффективность, выраженная в наращивании мощи комплекса; социальная, заключающаяся в создании дополнительных рабочих мест, увеличении заработной платы работников, предоставлении возможности для улучшения жилищных условий, снижении социальной напряженности в обществе; бюджетная, состоящая в увеличении налоговых поступлений в бюджеты различных уровней).

В таком случае ЖСК как подсистема РДЖ сможет стать локомотивом региональной экономики, направив избыточные инвестиции в развитие смежных отраслей и увеличив, таким образом, величину валового регионального продукта (ВРП). Структура самого ВРП состоит из расходов на производство товаров и услуг в разных отраслях (строительство, промышленность, сельское хозяйство, ЖКХ, транспорт и связь, торговля и проч.)2.

Применительно к формируемой нами модели мультипликативного управления РДЖ, будем учитывать расходы на производство товаров и услуг в ЖСК как подсистеме РДЖ. Математически доход от функционирования ЖСК как подсистемы РДЖ в структуре ВРП выразим следующим образом:

У, = С, + /““, (1)

где у, - региональный доход от функционирования ЖСК как подсистемы РДЖ в структуре ВРП;

С, - объем потребления жилищных услуг домашних хозяйств в текущем периоде;

1ин - индуцированные инвестиции.

Объем потребления жилищных услуг домашними хозяйствами в текущем периоде С, можно определить из следующей зависимости:

С, = С„,,+ СЛ1 , (2)

где С, - объем потребления жилищных услуг домашними хозяйствами в текущем периоде;

С - автономное потребление жилищных услуг;

С - предельная склонность к потреблению;

У, 1 - располагаемый доход за предшествующий период време-

Предельная склонность к потреблению показывает, как очередное увеличение продукции будет разделено между потреблением и инвестициями, и представляет собой следующее отношение:

C =

изменение в потреблении изменение в доходе

(3)

вокупного спроса (ВРП) не в текущем, а в предшествующем периоде. При данном уровне приростной капиталоемкости для увеличения производства с у, 2 до у необходимы индуцированные инвестиции в размере, определяемом по форм. 4:

В зависимости от уровня сбалансированности ЖСК как подсистемы РДЖ и при взаимодействии мультипликатора и акселератора, динамика доходов от его деятельности в структуре ВРП может быть представлена в различных вариантах3.

1иН = X (У,_2 - У,2>, (4)

где 1ин - объем индуцированных инвестиций;

х - уровень приростной капиталоемкости (акселератор);

У, 2, У, 1 - объемы производства в предшествующих периодах (в стоимостном выражении).

При формировании модели системы мультипликативного управления РДЖ Московской области необходимо учитывать доходы трудоспособного населения исследуемого региона. Их следует рассчитывать посредством перемножения численности трудоспособного населения области на среднемесячные доходы на душу населения.

Автономные расходы населения на жилье в процентном соотношении - это уровень расходов населения на содержание жилища, т. е. оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Мы считаем, что при проведении расчетов в величину автономных расходов населения на жилье не следует включать инвестиционную составляющую, а именно расходы граждан на улучшении жилищных ус-ловий,4 поскольку мы считаем, что при уровне доходов в 2000022000 руб. на душу населения, невозможно покрыть расходы на покупку жилья, составляющие не менее 30 % от совокупного дохода в месяц.

Автономные расходы населения на жилье необходимо рассчитывать как произведение автономных расходов населения на жилье в процентном соотношении и доходов трудоспособного населения Московской области.

1

При этом подчеркнем, что величина «изменение в потреблении» будет меньше величины «изменение в доходе», поскольку в силу основного психологического закона Дж. М. Кейнса с ростом реального дохода общество не увеличивает своего потребления на всю абсолютную сумму прироста, и, следовательно, будет сберегаться более значительная абсолютная сумма [1].

О вливании индуцированных инвестиций можно говорить лишь после того, как будет зафиксировано устойчивое приращение совокупного спроса. Поэтому, принимая решение об объеме индуцированных инвестиций, следует ориентироваться на приращение со-

Мультипликатор следует рассчитывать по формуле 1___с

на основе полученных значений предельной склонности к потреблению.

Объем потребления жилищных услуг домашними хозяйствами в текущем периоде (С,) рассчитывается по представленной выше форм. 2. При этом значения акселератора х могут быть получены на основании анализа реальных инвестиций, направленных в жилищное строительство в Московской области в 2003-2010 гг. Значение реальных инвестиций в текущем году может быть получено на основании прогнозных оценок, предполагающих темп роста инвестиций не менее 10 % от уровня предшествующего расчетному года.

Цепной темп роста инвестиций следует рассчитывать посредством деления уровня инвестиций отчетного периода на уровень предшествующего периода. Индексы-дефляторы следует брать с официального сайта Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru. Величины акселератора могут быть получены как произведения цепного темпа роста инвестиций в ЖСК как подсис-

1 При имеющихся резервных мощностях предприятий рост автономного спроса многократно увеличивает уровень валового регионального продукта под воздействием мультипликатора. Когда же величина эффективного спроса превысит мощности, возможно осуществление индуцированных инвестиций, объем которых определяется величиной акселератора. Индуцированные инвестиции, становясь составляющей совокупного спроса, вызывают новый мультипликационный эффект, который в очередной раз увеличивает эффективный спрос и побуждает к новым индуцированным инвестициям.

2 С одной стороны, показатель ВРП можно представить как стоимость конечной продукции, произведенной внутри конкретного региона за определенный период времени. С другой, - принимая во внимание, что «доход = ценность продукции = потребление + инвестиции» (в соответствии с теорией Дж. М. Кейнса [1]), указанный показатель можно представить следующим образом: «расходы на ВРП = Потребление + Инвестиции». Подчеркнем, что расходы на ВРП и доходы, полученные в результате производства ВРП, равны между собой.

3 1)устойчивое монотонное движение (когда в результате нарушения равновесия в результате изменения автономного спроса значения регионального дохода от функционирования ЖСК как подсистемы РДЖ в структуре ВРП монотонно стремятся приблизиться к новому равновесному уровню);

2) устойчивое колебательное изменение (региональный доход достигает нового равновесного уровня, пройдя через затухающие колебания;

3) неустойчивое колебательное движение (динамика регионального дохода приобретет характер взрывных колебаний - зона нестабильного состояния);

4) неустойчивое монотонное изменение (после нарушения равновесия, региональный доход монотонно устремляется в бесконечность - зона нестабильного состояния).

4 Приобретение жилья на первичном или вторичном рынках жилья Московской области собственными силами, при помощи ипотечных схем, участия в долевом строительстве, жилищных кредитных потребительских кооперациях.

Неплатежеспосо бность заказ чік ов

Высокий уровень налогов

Недостаток: :аказов на работы Высокая стоимость материалов, конструкций, изделий

Конкуренція со стороны друїих строительных фирм Высокий процент коммерческого кредита Нехваткам изношенность ма ш ин и механ изм о в Недостаток квалифицированны* рабочих Погодные условия

■ III квартал 2010 г.

□ IV квартал 2009 г.

10 20 30 40 50

Рис. І. Система факторов, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций

тему РДЖ Московской области и индекса-дефлятора. Следующим этапом рассчитывается объем индуцированных инвестиций (1,инд).

Таким образом (в соответствии с представленным выше алгоритмом) определяются все необходимые составляющие для расчета регионального дохода от функционирования ЖСК как подсистемы РДЖ в структуре ВРП.

В результате анализа доходов трудоспособного населения Московской области, а также доли их расходов на жилье можно выявить потенциальные объемы регионального дохода от функционирования ЖСК как подсистемы РДЖ в структуре ВРП в 2003-2010 гг. при условии осуществления в указанный комплекс индуцированных инвестиций5.

Вместе с тем, принимаемые государством меры являются на данный момент недостаточными. Процесс перехода страны к рыночной экономике совпал с началом формирования трудностей функционирования строительной отрасли, которые в настоящее время составляют целый комплекс взаимосвязанных проблем. В частности, деятельность строительных предприятий независимо от форм собственности ограничивается системой факторов (рис. 1), в той или иной степени снижающих потенциальные возможности строительных предприятий [146].

Анализ представленного выше графика позволяет проследить рост налогового бремени, отраслевой конкуренции и недостатка рабочих необходимой квалификации за период IV кварт. 2009 г. -III кварт. 2010 г. Указанные факторы, оказывающие отрицательное влияние на эффективность строительства, относятся к внутриотраслевым. Наблюдается прирост числа предприятий причем, только, частной собственности (повышение налогового бремени мы

связываем с неспособностью управленцев грамотно распределять налоговую нагрузку и эффективно управлять собственными основными фондами. Повышение конкуренции связано с низкой конкурентоспособностью существующих предприятий и низкими барьерами входа в данную отрасль). По данным Федеральной службы государственной статистики, прирост частных строительных предприятий за период 2000-2008 гг. составил 34986 единиц, что составляет 27% от уровня 2000 г. Этот факт свидетельствует о сложности прямого воздействия государства на деятельность предприятий [2]. В полной мере это относится и строительным предприятиям Московской области.

Результаты проводимых нами исследований позволяют сделать вывод о том, что при существующем уровне среднемесячных доходов и условиях ипотечного кредитования в Московской области, гражданам самостоятельно без помощи государства невозможно решить жилищную проблему. По нашему мнению, в целях развития системы управления РДЖ, необходимо: повысить уровень среднемесячных доходов населения минимум в 2 раза к 2016 г. от уровня 2010 г.; снизить процентную ставку по ипотечному кредиту до 3-4 %; уменьшить величину первоначального взноса за приобретаемое жилье до 10 % от его общей стоимости жилья.

Литература:

1. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег [Текст] / Дж. М. Кейнс. Пер с англ. - М.: Прогресс, 1978. - 494 с.

2. http://www.gks.ru. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс].

5 При этом авторы акцентируют внимание на том, что при достаточно низком уровне среднемесячных доходов населения Московской области, невозможно сберегать значительную долю средств, направляемых непосредственно на улучшение жилищных условий. Указанных средств едва хватает на оплату ЖКУ в полном объеме, необходимых для поддержания своего жилища в надлежащем состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.