Научная статья на тему 'Формирование модели инновационно-промышленной политики России'

Формирование модели инновационно-промышленной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмаев С. В.

Государственная политика развития промышленности может быть эффективной только при условии, если она совпадает с идеологией и мотивами деятельности самих хозяйствующих субъектов. Очевидно, что формирование промышленной политики невозможно без установления взаимосвязей между субъектами и требует создания или изменения институтов, определяющих права экономических агентов и формирующих стимулы их экономически активного поведения. Одной из форм объединений, позволяющих согласовать противоречивые интересы хозяйствующих субъектов, являются промышленные кластеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование модели инновационно-промышленной политики России»

tu

дарты на все технологические процессы, стандарты контроля, стандарты подготовки кадров и другие внутрисетевые стандарты. Тем более, невозможно пока говорить о раскрученности торговых марок, их пока знают только специалисты отрасли, и лишь в малой степени - потребители гостиничных услуг.

Посторенние собственных франчайзинговых систем позволит российским гостиничным компаниям, выбирающим оптимальную стратегию развития, решить сразу несколько актуальных проблем, связанных с:

- привлечением финансового капитала;

- поиском партеров;

- конкуренцией со стороны региональных отелей;

- увеличением стоимости бизнеса;

- получением дополнительного дохода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедев И.В. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность. СПб.: Вектор, 2006. л

2. Лесник А.Л. Франчайзинг в индустрии гостеприимства. М.: АС Плюс, 2003. ц

3. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. М.: Соваминко, 1995. ®

4. Мюррей Я. Франчайзинг. СПб.: Питер, 2004.

5. Стажкова М.М. Договор франчайзинга: правовые основы, учёт и налоги. М.: Налог Инфо, ? 2007. Z

6. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса / Под ред. Д.Н. Землякова, Ш М.О. Макашева. М.: Юнити-Дана, 2003. |

Ь

N

- □

БАДМАЕВ С.В. Ш

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ^

ПОЛИТИКИ РОССИИ £

ф

I—

- s

о

Государственная политика развития промышленности может быть эффективной только ф

при условии, если она совпадает с идеологиеи и мотивами деятельности самих хозяйствую- ^

щих субъектов. Очевидно, что формирование промышленной политики невозможно без ус- ^

тановления взаимосвязей между субъектами и требует создания или изменения институтов, о

определяющих права экономических агентов и формирующих стимулы их экономически ак- х тивного поведения. Одной из форм объединений, позволяющих согласовать противоречивые

интересы хозяйствующих субъектов, являются промышленные кластеры. &

Преимущества кластеров заключаются в следующем [1, с. 27]: <

- концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффек- о тивной специализации производства; 2

- кластерный подход позволяет вести диалог между представителями предприниматель- ^ ского сектора и государства, стимулирует создание новых форм объединения знаний; о

- будучи общепринятым в наиболее развитых промышленных странах, способствует до- о стижению большего взаимопонимания с лидерами мирового бизнеса. ^

В экономической литературе имеется значительное количество определений кластера, ^ являющегося основой кластерной теории экономического развития. Так, М. Портер понимает

под кластером группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (постав- о

m

щики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и дополняющих друг друга [1, с. 27].

Т.В. Цихан выделяет три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту его функционирования. Это: о

I

- регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных сек- о торов, обычно привязанные к тем или иным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.); 0)

- вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса (например, цепочка «поставщик - производитель - сбытовик - клиент»);

- отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер») [1, с. 28].

Выделить следующие сущностные признаки кластера:

- наличие лидирующих фирм, способных иметь существенную долю на внутреннем и внешнем рынке, дополненных специализированными обслуживающими организациями;

- концентрация участников кластера на ограниченной территории, представляющей уникальные преимущества;

- взаимодействие участников кластера между собой с целью выпуска продукции, конку-Ш рентоспособной на внутреннем и внешнем рынках;

¡5 - наличие конкуренции между участниками кластера;

[□ - ускоренное распространение новшеств за счет развитой сети передачи информации.

Таким образом, кластерный подход - это основа конструктивного диалога между предста-^ вителями предпринимательского сектора и органами власти по проблемам развития науки И и производства, привлечения инвестиций, обеспечения необходимых мер по их решению. ^ Ключевым фактором успеха при разработке и реализации стратегий развития кластеров яв-2 ляются: 1) формирование социально-ответственной позиции лидеров бизнеса; 2) развитие партнерских отношений среди различных предпринимательских групп, а основным инструментом их реализации - рамочные соглашения. д В каждой стране, имеющей конкурентоспособные кластеры, при их формировании и □ развитии учитывались специфические социально-экономические, географические, поли-^ тические особенности территорий. В этой связи при оценке возможности использования "V" кластерного подхода в регионах России необходимо выделить позитивные и негативные о факторы для его внедрения. Позитивными факторами для развития кластеров в России £ являются:

0 - наличие большого опыта в формировании и развитии территориально-производствен-ф ных комплексов и различных форм кооперации;

1 - высокий уровень интеллектуального потенциала;

о - развитость технологической инфраструктуры и технологическая культура и др.;

0 Факторами, сдерживающими развитие кластеров, предстают:

1

ш

со

О

- слабые связи между научно-исследовательскими институтами и бизнесом;

- несоответствие образовательных программ образовательных учреждений потребностям кластеров;

^ - низкое качество бизнес-климата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций; о - недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки, власти о и др.

9 Таким образом, формирование промышленного кластера позволит восстановить нару-т шенные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами, а также послужит основой разра-£ ботки эффективной модели инновационно-промышленной политики. £ В интересах развития инновационной экономики государство должно выработать и реали-^ зовать соответствующую стратегию, которая была бы направлена на содействие структурным £ преобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевой зависимости. Одним $ из способов обеспечения эффективного взаимодействия субъектов промышленной политики является также создание национальной инновационной системы. Первичными элементами нацио-о нальной инновационной системы служат предприятия, научно-исследовательские организации, | высшие учебные заведения, отдельные ученые и изобретатели. Двигателем системы являются предприятия (при условии, что они имеют достаточно мощные стимулы к выживанию в конку-§ рентной борьбе). Для эффективной деятельности предприятий, стремящихся к развитию произ-(Т) водства за счет инноваций, необходимо создание адекватных рамочных условий: информаци-

онной системы, защита интеллектуальной собственности, обеспечение доступа к финансовым ресурсам и др.

Прежде чем представить модель инновационно-промышленной политики, обозначим ключевые интересы хозяйствующих субъектов (См.рис.1).

Анализируя предложенную схему, можно отметить, что в производстве конкурентоспособной продукции и развитии наукоемких отраслей заинтересованы и государство, и предпринимательский сектор, и научно-исследовательские организации. Финансово-кредитным учреждениям в этой системе взаимодействия необходима поддержка со стороны государства в форме предоставления гарантий, защиты вложенных средств, минимизации рисков в процессе инновационно-инвестиционной деятельности.

Общую схему мероприятий по формированию инновационно-промышленной политики можно обозначить следующим образом:

- необходимо заметное усиление роли государства не только как организатора и координатора, но и как источника финансирования НИОКР; Ш

- создание делового климата, при котором сможет благоприятно развиваться научная и ¡5 инновационная активность отечественных производителей; щ

- поощрение развития и коммерциализации итогов научно-исследовательской и инновационной деятельности; ^

- содействие интеграции науки, образования, производства и рынка; И

- совершенствование контрактной системы финансирования науки;

- формирование полноценной макроэкономической инфраструктуры для деятельности всех субъектов;

- активная поддержка экспорта наукоемкой продукции отечественных производителей;

- координация инновационного развития регионов; д

- создание системы определения научно-технических приоритетов страны; □

- организация комплексов (холдингов, корпораций, консорциумов, бизнес-групп), ох- ^ ватывающих всю цепочку выпуска продукта: от научной разработки, проектирования через производство к сбыту, сервисному обслуживанию и утилизации; о

- переход к новому уровню сотрудничества между государством и бизнесом, в том числе £ в виде заключения «отраслевых соглашений»; о

Ш

- совершенствование институциональной среды. ф На основе всего вышеизложенного можно представить модель взаимодействия субъектов хозяйствования в процессе формирования и реализации инновационно-промышленной о политики (См.рис.2). Модель - «сумма, или «система», наших понятий и связей, которые мы о устанавливаем между ними» [3, с. 737]. Кроме того, под моделью также понимается абстрак- ^ тный образ, отражающий основные черты описываемого явления [2, с. 171]. ^ Итак, несмотря на разнообразие целей, задач и интересов предпринимательского, фи- ^ нансового сектора, научной сферы, а также уполномоченных им органов власти, они, явля- ^ ясь участниками воспроизводственного процесса, связаны общенациональными интересами. о Этот факт является фундаментальной основой поиска баланса интересов и приемлемых мер о для каждого участника экономических отношений, в том числе относительно развития про- 9 мышленного комплекса.

Таким образом, представленная модель иллюстрирует взаимодействие государства, предпринимательского и финансового секторов, научной сферы в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов и формирования инновационно-промышлен- ^ ной политики. Очевидно, что ведущая роль в механизме согласования интересов субъектов £ промышленной политики (в процессах координации, концентрации, кооперирования, клас- $ теризации, интеграции экономических агентов) принадлежит государству. Без четкого определения научно-технических приоритетов, выделения ключевых объектов, обеспечения о правовой среды, создания равных условий для всех субъектов, без финансовой поддержки со | стороны государства сложно рассчитывать на эффективное взаимодействие хозяйственных ^ агентов. §

О

ш

и

I-

(О X

Ч

□I

г ю

о ь

N □

□ Ш

о 1—

ф

1— ^

о а ф

т ^

X

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

О х х Ф т 1— О

а

о £

о о

о о

V

о

т

О

I—

О

о сг

о ф

о ф

О х

О

V

СО

Государство:

уплата предприятиями налогов; развитие конкурентоспособных отраслей.

Предп риниматель ск I ш сектор -получение прибыли; - минимизация рисков; создание коIгкуреIгтоспособной продукции; - увеличение доли на рынке. Финансовый сектор: - получение прибыли на вложенные средства;

Научная сфера:

- достойная оплата труда; заказы государства и предприятий на изобретения и инновации

Общие

формирование стабильной экономической среды;

Рис. 1. Интересы субъектов хозяйствования в области реализации инновационно-промышленной политики.

Ключевые условия:

- ограниченные ресурсы (инвестиционные);

- высокий научно-технический потенциал;

- изношенное оборудование;

- наличие богатой природно-ресурсной базы;

- усиление внимания государства к промышленному сектору и к инновационной деятельности.

Результаты:

- выход на международные рынки (закрепление положения) с конкурентоспособной продукцией;

- увеличение доли России на мировом рынке в производстве наукоемкой продукции;

- целесообразное использование ресурсов (природных, финансовых, кадровых);

- снижение экспорта сырья и импорта оборудования.

Рисунок 2. Модель инновационно-промышленной политики.

1 - правовая поддержка хозяйствующих субъектов, производство конкурентоспособной про-

дукции, защита ноу-хау, интеллектуальной собственности;

2 - минимизация рисков, предоставление гарантий, финансирование наукоемких отраслей;

3 - охрана интеллектуальной собственности, финансовая поддержка, заказы;

4 - финансовая поддержка, разделение рисков, партнерство;

5 - внедрение научных разработок в производство, востребованность кадрового потенциала,

изобретений, заказы со стороны предпринимательского сектора;

6 - финансирование научных исследований, участие в прибыли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Печатный В.В., Гаймалова С.М. Теоретические и прикладные аспекты формирования промышленных кластеров в регионах России // Промышленная политика в РФ. 2006. № 11.

2. Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. Некипелов. Ред. кол.: А.С. Автономов, О.П. Богомолов, С.П. Глинкина и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

3. Шумпетер Й. История экономического анализа / Под ред. В.С. Автономова. В 3-х т. Т. 2. qj

СПб.: Экономическая школа, 2001. .о

ь ü (О

J *

БАЙБАТЫРОВ Х.М., БЖЕДУГОВА И.Х. Z

КОНТРОЛЛИНГ КАК СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИ- Ш

ЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ^

Основной причиной появления понятия контроллинга называют усложнение процессов N

производства товаров и услуг в условиях динамично развивающейся внешней среды. Соот- §

ветственно, это повлекло за собой усложнение управления и необходимость улучшения ис- Ш

пользуемых методов и управленческих инструментов. <0

Согласно современному подходу контроллинг может интерпретироваться как информационно-аналитическое обеспечение, ориентированного на результат, управления предприятием. £ Задачи контроллинга, таким образом, состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления s необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений а и необходимые действия.

Следует отметить, что функция контроллинга не подменяет ни одну из существующих функций управления, контроллинг выполняет функции интегрирования и координирования

управляющих процессов на предприятии, ориентируя их на достижение поставленных це- ±

лей. <g

Если под концепцией понимать четко очерченное принципиальное представление о рас- о

сматриваемом предмете, то концепцию контроллинга можно определить как совокупность о

целей, задач, инструментов, субъектов и организационных структур. >

Цели контроллинга являются производными от целей предприятия. Высшая цель пред- о

приятия состоит в сохранении и успешном дальнейшем развитии. Для реализации этой цели о

предприятие производит товары и услуги, желая оптимизировать финансовый результат с °

учетом поставленных социальных целей. Контроллинг содействует достижению главной g

стоимостной цели предприятия - оптимизации финансового результата. В качестве такой о

цели могут выступать максимизация прибыли и/или ценности капитала при гарантирован- cl

ной ликвидности. s

Ценность капитала представляет собой сумму всех дисконтированных превышений пос- ^

туплений денежных средств над выплатами, которые образуются в результате хозяйственной $ деятельности предприятия. В традиционном учете отсутствует аналог данному показателю,

так как трудно рассчитать процент дисконтирования, представляющий собой начисленные о

на весь необходимый для предприятия капитал (собственный и заемный) минимальные про- |

центы за расчетный период. 2

Тем не менее, показатель ценности капитала представляется многим экономистам важ- ^

ф

I

>

о

нейшей целевой величиной, характеризирующей перспективы предприятия при стратеги-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.