tu
дарты на все технологические процессы, стандарты контроля, стандарты подготовки кадров и другие внутрисетевые стандарты. Тем более, невозможно пока говорить о раскрученности торговых марок, их пока знают только специалисты отрасли, и лишь в малой степени - потребители гостиничных услуг.
Посторенние собственных франчайзинговых систем позволит российским гостиничным компаниям, выбирающим оптимальную стратегию развития, решить сразу несколько актуальных проблем, связанных с:
- привлечением финансового капитала;
- поиском партеров;
- конкуренцией со стороны региональных отелей;
- увеличением стоимости бизнеса;
- получением дополнительного дохода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лебедев И.В. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность. СПб.: Вектор, 2006. л
2. Лесник А.Л. Франчайзинг в индустрии гостеприимства. М.: АС Плюс, 2003. ц
3. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. М.: Соваминко, 1995. ®
4. Мюррей Я. Франчайзинг. СПб.: Питер, 2004.
5. Стажкова М.М. Договор франчайзинга: правовые основы, учёт и налоги. М.: Налог Инфо, ? 2007. Z
6. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса / Под ред. Д.Н. Землякова, Ш М.О. Макашева. М.: Юнити-Дана, 2003. |
Ь
N
- □
□
БАДМАЕВ С.В. Ш
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ^
ПОЛИТИКИ РОССИИ £
ф
I—
- s
о
Государственная политика развития промышленности может быть эффективной только ф
при условии, если она совпадает с идеологиеи и мотивами деятельности самих хозяйствую- ^
щих субъектов. Очевидно, что формирование промышленной политики невозможно без ус- ^
тановления взаимосвязей между субъектами и требует создания или изменения институтов, о
определяющих права экономических агентов и формирующих стимулы их экономически ак- х тивного поведения. Одной из форм объединений, позволяющих согласовать противоречивые
интересы хозяйствующих субъектов, являются промышленные кластеры. &
Преимущества кластеров заключаются в следующем [1, с. 27]: <
- концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффек- о тивной специализации производства; 2
- кластерный подход позволяет вести диалог между представителями предприниматель- ^ ского сектора и государства, стимулирует создание новых форм объединения знаний; о
- будучи общепринятым в наиболее развитых промышленных странах, способствует до- о стижению большего взаимопонимания с лидерами мирового бизнеса. ^
В экономической литературе имеется значительное количество определений кластера, ^ являющегося основой кластерной теории экономического развития. Так, М. Портер понимает
под кластером группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (постав- о
m
щики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и дополняющих друг друга [1, с. 27].
Т.В. Цихан выделяет три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту его функционирования. Это: о
I
- регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных сек- о торов, обычно привязанные к тем или иным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.); 0)
- вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса (например, цепочка «поставщик - производитель - сбытовик - клиент»);
- отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер») [1, с. 28].
Выделить следующие сущностные признаки кластера:
- наличие лидирующих фирм, способных иметь существенную долю на внутреннем и внешнем рынке, дополненных специализированными обслуживающими организациями;
- концентрация участников кластера на ограниченной территории, представляющей уникальные преимущества;
- взаимодействие участников кластера между собой с целью выпуска продукции, конку-Ш рентоспособной на внутреннем и внешнем рынках;
¡5 - наличие конкуренции между участниками кластера;
[□ - ускоренное распространение новшеств за счет развитой сети передачи информации.
Таким образом, кластерный подход - это основа конструктивного диалога между предста-^ вителями предпринимательского сектора и органами власти по проблемам развития науки И и производства, привлечения инвестиций, обеспечения необходимых мер по их решению. ^ Ключевым фактором успеха при разработке и реализации стратегий развития кластеров яв-2 ляются: 1) формирование социально-ответственной позиции лидеров бизнеса; 2) развитие партнерских отношений среди различных предпринимательских групп, а основным инструментом их реализации - рамочные соглашения. д В каждой стране, имеющей конкурентоспособные кластеры, при их формировании и □ развитии учитывались специфические социально-экономические, географические, поли-^ тические особенности территорий. В этой связи при оценке возможности использования "V" кластерного подхода в регионах России необходимо выделить позитивные и негативные о факторы для его внедрения. Позитивными факторами для развития кластеров в России £ являются:
0 - наличие большого опыта в формировании и развитии территориально-производствен-ф ных комплексов и различных форм кооперации;
1 - высокий уровень интеллектуального потенциала;
о - развитость технологической инфраструктуры и технологическая культура и др.;
0 Факторами, сдерживающими развитие кластеров, предстают:
1
ш
со
О
- слабые связи между научно-исследовательскими институтами и бизнесом;
- несоответствие образовательных программ образовательных учреждений потребностям кластеров;
^ - низкое качество бизнес-климата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций; о - недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки, власти о и др.
9 Таким образом, формирование промышленного кластера позволит восстановить нару-т шенные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами, а также послужит основой разра-£ ботки эффективной модели инновационно-промышленной политики. £ В интересах развития инновационной экономики государство должно выработать и реали-^ зовать соответствующую стратегию, которая была бы направлена на содействие структурным £ преобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевой зависимости. Одним $ из способов обеспечения эффективного взаимодействия субъектов промышленной политики является также создание национальной инновационной системы. Первичными элементами нацио-о нальной инновационной системы служат предприятия, научно-исследовательские организации, | высшие учебные заведения, отдельные ученые и изобретатели. Двигателем системы являются предприятия (при условии, что они имеют достаточно мощные стимулы к выживанию в конку-§ рентной борьбе). Для эффективной деятельности предприятий, стремящихся к развитию произ-(Т) водства за счет инноваций, необходимо создание адекватных рамочных условий: информаци-
онной системы, защита интеллектуальной собственности, обеспечение доступа к финансовым ресурсам и др.
Прежде чем представить модель инновационно-промышленной политики, обозначим ключевые интересы хозяйствующих субъектов (См.рис.1).
Анализируя предложенную схему, можно отметить, что в производстве конкурентоспособной продукции и развитии наукоемких отраслей заинтересованы и государство, и предпринимательский сектор, и научно-исследовательские организации. Финансово-кредитным учреждениям в этой системе взаимодействия необходима поддержка со стороны государства в форме предоставления гарантий, защиты вложенных средств, минимизации рисков в процессе инновационно-инвестиционной деятельности.
Общую схему мероприятий по формированию инновационно-промышленной политики можно обозначить следующим образом:
- необходимо заметное усиление роли государства не только как организатора и координатора, но и как источника финансирования НИОКР; Ш
- создание делового климата, при котором сможет благоприятно развиваться научная и ¡5 инновационная активность отечественных производителей; щ
- поощрение развития и коммерциализации итогов научно-исследовательской и инновационной деятельности; ^
- содействие интеграции науки, образования, производства и рынка; И
- совершенствование контрактной системы финансирования науки;
- формирование полноценной макроэкономической инфраструктуры для деятельности всех субъектов;
- активная поддержка экспорта наукоемкой продукции отечественных производителей;
- координация инновационного развития регионов; д
- создание системы определения научно-технических приоритетов страны; □
- организация комплексов (холдингов, корпораций, консорциумов, бизнес-групп), ох- ^ ватывающих всю цепочку выпуска продукта: от научной разработки, проектирования через производство к сбыту, сервисному обслуживанию и утилизации; о
- переход к новому уровню сотрудничества между государством и бизнесом, в том числе £ в виде заключения «отраслевых соглашений»; о
Ш
- совершенствование институциональной среды. ф На основе всего вышеизложенного можно представить модель взаимодействия субъектов хозяйствования в процессе формирования и реализации инновационно-промышленной о политики (См.рис.2). Модель - «сумма, или «система», наших понятий и связей, которые мы о устанавливаем между ними» [3, с. 737]. Кроме того, под моделью также понимается абстрак- ^ тный образ, отражающий основные черты описываемого явления [2, с. 171]. ^ Итак, несмотря на разнообразие целей, задач и интересов предпринимательского, фи- ^ нансового сектора, научной сферы, а также уполномоченных им органов власти, они, явля- ^ ясь участниками воспроизводственного процесса, связаны общенациональными интересами. о Этот факт является фундаментальной основой поиска баланса интересов и приемлемых мер о для каждого участника экономических отношений, в том числе относительно развития про- 9 мышленного комплекса.
Таким образом, представленная модель иллюстрирует взаимодействие государства, предпринимательского и финансового секторов, научной сферы в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов и формирования инновационно-промышлен- ^ ной политики. Очевидно, что ведущая роль в механизме согласования интересов субъектов £ промышленной политики (в процессах координации, концентрации, кооперирования, клас- $ теризации, интеграции экономических агентов) принадлежит государству. Без четкого определения научно-технических приоритетов, выделения ключевых объектов, обеспечения о правовой среды, создания равных условий для всех субъектов, без финансовой поддержки со | стороны государства сложно рассчитывать на эффективное взаимодействие хозяйственных ^ агентов. §
О
ш
и
I-
□
(О X
Ч
□I
г ю
о ь
N □
□ Ш
о 1—
ф
1— ^
о а ф
т ^
X
>
О
О х х Ф т 1— О
а
о £
о о
о о
V
о
т
О
I—
О
о сг
о ф
о ф
:г
О х
О
V
СО
Государство:
уплата предприятиями налогов; развитие конкурентоспособных отраслей.
Предп риниматель ск I ш сектор -получение прибыли; - минимизация рисков; создание коIгкуреIгтоспособной продукции; - увеличение доли на рынке. Финансовый сектор: - получение прибыли на вложенные средства;
Научная сфера:
- достойная оплата труда; заказы государства и предприятий на изобретения и инновации
Общие
формирование стабильной экономической среды;
Рис. 1. Интересы субъектов хозяйствования в области реализации инновационно-промышленной политики.
Ключевые условия:
- ограниченные ресурсы (инвестиционные);
- высокий научно-технический потенциал;
- изношенное оборудование;
- наличие богатой природно-ресурсной базы;
- усиление внимания государства к промышленному сектору и к инновационной деятельности.
Результаты:
- выход на международные рынки (закрепление положения) с конкурентоспособной продукцией;
- увеличение доли России на мировом рынке в производстве наукоемкой продукции;
- целесообразное использование ресурсов (природных, финансовых, кадровых);
- снижение экспорта сырья и импорта оборудования.
Рисунок 2. Модель инновационно-промышленной политики.
1 - правовая поддержка хозяйствующих субъектов, производство конкурентоспособной про-
дукции, защита ноу-хау, интеллектуальной собственности;
2 - минимизация рисков, предоставление гарантий, финансирование наукоемких отраслей;
3 - охрана интеллектуальной собственности, финансовая поддержка, заказы;
4 - финансовая поддержка, разделение рисков, партнерство;
5 - внедрение научных разработок в производство, востребованность кадрового потенциала,
изобретений, заказы со стороны предпринимательского сектора;
6 - финансирование научных исследований, участие в прибыли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Печатный В.В., Гаймалова С.М. Теоретические и прикладные аспекты формирования промышленных кластеров в регионах России // Промышленная политика в РФ. 2006. № 11.
2. Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. Некипелов. Ред. кол.: А.С. Автономов, О.П. Богомолов, С.П. Глинкина и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
3. Шумпетер Й. История экономического анализа / Под ред. В.С. Автономова. В 3-х т. Т. 2. qj
СПб.: Экономическая школа, 2001. .о
ь ü (О
J *
БАЙБАТЫРОВ Х.М., БЖЕДУГОВА И.Х. Z
КОНТРОЛЛИНГ КАК СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИ- Ш
ЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ^
_ь
Основной причиной появления понятия контроллинга называют усложнение процессов N
производства товаров и услуг в условиях динамично развивающейся внешней среды. Соот- §
ветственно, это повлекло за собой усложнение управления и необходимость улучшения ис- Ш
пользуемых методов и управленческих инструментов. <0
Согласно современному подходу контроллинг может интерпретироваться как информационно-аналитическое обеспечение, ориентированного на результат, управления предприятием. £ Задачи контроллинга, таким образом, состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления s необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений а и необходимые действия.
Следует отметить, что функция контроллинга не подменяет ни одну из существующих функций управления, контроллинг выполняет функции интегрирования и координирования
управляющих процессов на предприятии, ориентируя их на достижение поставленных це- ±
лей. <g
Если под концепцией понимать четко очерченное принципиальное представление о рас- о
сматриваемом предмете, то концепцию контроллинга можно определить как совокупность о
целей, задач, инструментов, субъектов и организационных структур. >
Цели контроллинга являются производными от целей предприятия. Высшая цель пред- о
приятия состоит в сохранении и успешном дальнейшем развитии. Для реализации этой цели о
предприятие производит товары и услуги, желая оптимизировать финансовый результат с °
учетом поставленных социальных целей. Контроллинг содействует достижению главной g
стоимостной цели предприятия - оптимизации финансового результата. В качестве такой о
цели могут выступать максимизация прибыли и/или ценности капитала при гарантирован- cl
ной ликвидности. s
Ценность капитала представляет собой сумму всех дисконтированных превышений пос- ^
туплений денежных средств над выплатами, которые образуются в результате хозяйственной $ деятельности предприятия. В традиционном учете отсутствует аналог данному показателю,
так как трудно рассчитать процент дисконтирования, представляющий собой начисленные о
на весь необходимый для предприятия капитал (собственный и заемный) минимальные про- |
центы за расчетный период. 2
Тем не менее, показатель ценности капитала представляется многим экономистам важ- ^
ф
I
>
о
нейшей целевой величиной, характеризирующей перспективы предприятия при стратеги-