кластеризация как инновационная форма диверсификации хозяйственных систем и фактор повышения конкурентоспособности ЭКОНОМИКИ ТАТАРСТАНА
В.И. Вагизова,
доцент кафедры банковского дела Академии управления «ТИСБИ» (г Казань),
кандидат экономических наук
В статье раскрываются особенности диверсифицированных кластеров как системной формы организации инновационной деятельности хозяйствующих агентов. Обосновывается роль инновационных кластеров как наиболее эффективной формы и системного фактора роста конкурентоспособности региона, его новой экономической политики.
Ключевые слова: региональная экономика, кластеры, инновационные кластеры, инновационная деятельность, инновационная диверсификация, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, системные факторы, кластерные инициативы, кластерная политика.
Конкурентоспособность региональной экономики зависит, в первую очередь, от двух групп факторов: количества и качества имеющихся у нее ресурсов, а также эффективности деятельности бизнеса, власти и социума, распоряжающихся этими ресурсами. Россия обладает крупными по количеству национальными ресурсами. Однако на международных рейтингах конкурентоспособности Россия занимает позицию аутсайдера. По оценке всемирного экономического форума по рейтингу конкурентоспособности Россия в 2008 г. занимала 70-е место среди 102 стран, находясь среди развивающихся стран, а по инвестиционному климату — 90-е место в мире. В рейтинге конкурентоспособности, составленном Всемирным экономическом форумом в 2008 г. Россия занимала 75 место из 117, причем за последние годы ее позиция ухудшилась. Наша страна проигрывает таким странам, как: Китай (49 место), Индия (50 место), Польша (51 место), Бразилия (65 место), Турция (66 место), и др. странам с экономикой переходного периода.
Эти позиции обусловлены неэффективным использованием потенциала, неудовлетворительными факторами инновационной деятельности и конкурентоспособности регионов РФ. Россия занимает низкие места не только по инновационной активности, конкурентоспособности и качеству жизни, но и по эффективности использования ресурсов (в 2-3 раза более низкой, чем в развитых странах), инвестиционному климату, обновлению основного капитала (ежегодно он стареет примерно на 2,5%), по воспроизводству населения (смертность превышает рождаемость) и так далее.
В рейтинге Всемирного банка, составленном по результатам исследования 155 стран, Россия находится на 79 месте. Несмотря на улучшения в макроэкономической сфере и начало ряда инновационных и структурных реформ, слабость институтов государства и банковского сектора, коррупция, неэффективность защиты прав собственности определяют низкую итоговую позиции России в рейтингах. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что перед Россией и ее регионами возникает необходимость повышения конкурентоспособности экономики.
На примере кластерных образований можно раскрыть практическую технологию инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов реального и финансового секторов, а также изучить механизмы финансово-кредитного обеспечения этого взаимодействия. Кластер — это группы, «сгустки» конкурентоспособных хозяйствующих субъектов реального и финансового секторов региональной экономики в рамках отдельных отраслей или локальных образований, которые занимают лидирующие позиции на рынке.
В контексте настоящего исследования мы определяем кластеры как традиционно-инновационные, конкурентоспособные объединения хозяйствующих субъектов реального и финансового секторов экономики в рамках отдельных отраслей, локальных, сферных образований, которые стремятся занять, сохранить и развивать лидирующие позиции на рынке с целью максимизации коммуникативно-синергетической эффективности.
Кластерная форма организации инновационного взаимодействия реального и финансового секторов экономики является симбиозом нескольких политик: промышленной, инновационной и технологической, денежно-кредитной, политики регионального развития и т.д. Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров, сочетания кооперации и конкуренции. Кластер — это, прежде всего, инновационная форма самоорганизации общества для выживания в условиях жесткой международной конкуренции. Национальные границы в условиях глобализации экономики не всегда работают в качестве экономических регуляторов, поэтому требуются новые формы организации бизнеса и его взаимодействия с органами власти и общества. Влияние кластеров на экономическую политику региона представлено на рис. 1.
Рис. 1.Влияние кластерных образований на экономическую политику региона
Необходимость изучения кластерных форм инновационно- рынка капиталов, который обусловил проявление региональных го взаимодействия хозяйствующих субъектов обосновывается пустот для полноценного финансирования и кредитования. Во-следующими причинами. Во-первых, дисфункциональностью вторых, наличием инновационных и инвестиционных «ловушек»,
которые преследуют хозяйствующие субъекты при реализации проектов. В-третьих, неравномерностью распределения экономического потенциала, а также ассиметричностью распределения и использования ресурсов. В-четвертых, неэффективностью инструментов регулирования рынка капиталов.
Рассматривая формы инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов в кластерных образованиях, можно выделить следующие:
1. Затратно-распределительное, позволяющее обеспечить оптимальное использование производственного и финансового потенциала всех участников кластера.
2. Кредитно-кооперационное, позволяющее использовать механизмы взаимного кредитования участников кластера, а также взаимные гарантии и поручительства в случае устойчивых долговременных кооперационных связей. В состав кластера входят представители реального и финансового секторов экономики.
3. Налоговое — в кластерах возможно использование легитимных методов косвенного регулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов.
4. Инновационное — использование механизмов технологического трансфера для участников кластера (в том числе с использованием элементов франчайзинга), а также научно-техническая кооперация в процессе НИР и ОКР.
5. Информационное — возможность использовать преимущества известного брэнда всеми участниками процесса кооперации. Коммуникационный механизм предполагает формирование общего информационного пространства для обеспечения эффективных коммуникаций.
Схема форм инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов в кластерных образованиях представлена на рис. 2.
Инновационное Инновационное Инновационное
взаимодеиствие в рамках взаимодеиствие в взаимодеиствие в
научно-технического рамках рамках финансово-
обеспечения информационного кредитного
обеспечения обеспечения кластера
Хозяйствующие субъекты (ХС)-собственники ресурсо! (производственных, финансовых, интеллектуальных.): Ожидаемый эффект - ХС 1
ХС 2
компенсация затрат на приобретение
или создание
ресурсов ХС 3
л
О
Л
§
н
о
о
ч
о
а
Е
її Оі 8 и да н н о
О й
« ч & « о й § § $ & т ^
хс 1
ХС 2
ХС 3
Хозяйствующие субъекты (ХС)-пользователи.
Ожидаемые эффекты -снижение издержек на приобретение ресурсов
Рис.2. Структура инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов в кластерных
образованиях
Изучая кластерные образования, нами выявлено, что в них возникает такое понятие как «кластерный капитал». Он представляет собой объединенные экономические отношения хозяйствующих субъектов по поводу получения добавленной стоимости, взаимодействие которых обусловлено долговременным соединением промышленного, финансово-кредитного, человеческого, коммуникативного капиталов. Нами выделяются четыре формы кластерного капитала: структурный капитал — это нефинансовые активы участников, сети; когнитивный капитал — общие ценности, коды, язык, взаимодействие; взаимосвязывающий капитал — финансовые активы, доверие, нормы, обязательства, идентификация и контроль; инновационный капитал — генерация результатов инновационного взаимодействия и развитие валового регионального продукта территории, где он создан.
Актуальным направлением современной науки и практики является изучение сущности и роли диверсифицированных кластерных объединений. Нами выделяются определенные мотивы создания диверсифицированных кластерных объединений: диверсификация традиционно-инновационных партнерских связей бизнеса, власти и общества; эффективное применение высоких технологий, технологий широкого применения; повышение инновационно-инвестиционной активности регионов; поддержание экспорта; возможность использования диверсифицированных источников финансово-кредитного обеспечения развития кластера; подготовка специалистов.
Диверсификация региональных экономических систем решает вопросы выравнивания отраслевой и локальной рентабельности региона, устранения диспропорций общественного воспроизводства, достижения необходимой трансформации и динамической устойчивости (рис.3).
Выравнивание отраслевой и локальной рентабельности
* / ЗакономерносА
Устранение / ти диверсификации Трансформация и
диспропорции ц | региональных | ^ динамическая устойчивость
общественного у экономических 1
воспроизводства \ систем иих / \ взаимосвязь/
Традиционно-инновационная цикличность
Рис.3 Закономерности диверсификации региональных хозяйственных систем и их взаимосвязь
Наличие диверсифицированных кластеров позволяет региональной экономике поддерживать свое преимущество перед другими регионами, более склонными к обновлению и инновациям. Диверсифицированные кластеры являются мотивом крупных капиталовложений и пристального внимания власти и социума, т.е. кластер становится чем-то большим, чем простая сумма отдельных его частей бизнеса. В процессе развития диверсифицированного кластера экономические
ресурсы начинают притекать к нему из изолированных отраслей, которые не могут использовать их так продуктивно, как это возможно при диверсифицированных партнерских связях. Кластерная диверсификация традиционно-инновационного воспроизводства хозяйственных систем реального и финансового секторов регулируется рядом экономических законов, представленных на рис.4
Р
ы
н
о
ч
н
А
Я
С
Р
Е
Д
А
Рис. 4. Взаимодействие диверсификации и экономических законов функционирования региональной
экономической системы
При этом кластерная форма организации инновационной деятельности приводит к созданию особой формы инновации — «совокупного диверсифицированного инновационного продукта». Такая инновация является продуктом деятельности хозяйствующих субъектов реального и финансового секторов экономики, что позволяет ускорить их распространение по сети взаимосвязей в общем региональном экономическом пространстве. Кроме того, разнообразие различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинацию факторов достижения конкурентных преимуществ и становится предпосылкой любой инновации. Объединение в диверсифицированный кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных технологических изобретений, а определенную систему распространения новых знаний и технологий. При этом важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций — в конкурентные преимущества является формирование сети устойчивых партнерских связей между всеми участниками диверсифицированного кластера.
Преимуществом диверсифицированного кластера также является эффект охвата, возникающий при существовании фактора производства, который может быть использован одновременно для производства нескольких видов продукции. Этот фактор характеризуется многофункциональной природой. При группировке фирм в диверсифицированные кластеры эффект охвата значительно усиливается, так как возникает возможность использовать многофункциональный фактор на различных предприятиях при минимизации трансакционных издержек, связанных с его передачей.
Инновационная структура диверсифицированного кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств за счет повышения эффекта производственной структуры, что позволяет участникам кластера ста-
бильно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного времени.
В контексте нашего исследования рассмотрим механизм финансово-кредитного обеспечения (ФКО) кластерных образований в регионе (рис. 5), на основании которого разработаны кластерные формы инновационного взаимодействия реального и финансового секторов экономики Республики Татарстан. Данный механизм позволит расширить предложение на рынок капиталов для инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов и стимулировать инвестиционный спрос в регионе (базовые экономические трансформации), расширить сферу эффективного рефинансирования, обеспечить защиту прав инвесторов и др.
В представленной модели ядро инновационного кластера образуют хозя йствующие субъекты сразу двух отраслей: реального и финансового. Вокруг каждого из хозяйствующих субъектов формируется группа в виде инновационной инфраструктуры, поддерживающая различные стадии инновационного и производственного процессов. Взаимодействие здесь в основном обеспечивается через процессы кооперации. Наряду с конкурентными отношениями между отдельными поставщиками, производителями схожие и взаимосвязанные производственные технологии приводят к интеграции различных элементов кластера в области финансово-кредитного обеспечения, научных исследований, подготовки специалистов. Образуется также группа консалтинговых и инжиниринговых фирм, обслуживающих предприятия и фирмы кластера. Значительную помощь в повышении эффективности функционирования кластера может сыграть отраслевой (в данном случае межотраслевой) технопарк, выступающий, с одной стороны, в качестве интеграционного механизма инновационных процессов в кластере, а с другой, представляющий собой широкопрофильную форму инфраструктуры инновационного развития.
Региональные кластеры Региональные кластеры
Региональные кластеры Региональные кластеры
Портфель Региональная
инновационно- * инвестиционная
инвестиционных управляющая
проектов компания
Доходы инновационно-инвестиционные от реализации инвестиционных кластерных проектов
Государственный орган власти в регионе
Инновационно-инвестиционная программа в
Институты
Региональный инвестиционный фонд
Источники инвестирования кластерных проектов
- собственные источники финансирования хозяйствующих субъектов;
- региональные облигационные займы;.^______
- инвестиционные кредиты региональных банков;
- корпоративные эмиссии;
- государственные инвестиции (кредиты банка развития, Инвестиционного фонда);
- комбинированные инструменты финансирования;
- зарубежные источники
л
Инвесторы
Отбор, оценка эффективности и распределение ресурсов по проектным кластерам
Капитализация
Рис. 5. Механизм ФКО кластерных образований в регионе
Такое постоянное взаимодействие субъектов инновационного кластера приводит к созданию единого информационного поля в пределах данного кластера, что способствует быстрому распространению знаний и квалификаций, а также значительно снижает трансакционные издержки между субъектами кластера, оптимизирует систему генерации инструментов финансовокредитного обеспечения.
В кластере присутствует два основных потока инноваций и инвестиций: прямой и обратный. Прямой возникает в результате учета роста требований потребителей к качеству продукции, появления новых потребностей в экономике, тенденций мирового технологического развития и развития механизмов финансовокредитного обеспечения кластера. Это приводит к «всплеску» инноваций на перерабатывающих предприятиях второго передела. При этом автоматически возрастают требования к качеству поставляемого сырья, в результате чего волна инноваций «захлестывает» перерабатывающие предприятия первого передела и предприятия добывающей отрасли. Обратный поток инноваций и инвестиций соответственно происходит в противоположном направлении. Он может быть «спровоцирован», в первую очередь, появлением новых технологий в добывающих отраслях, а также привлечением современных форм инвестиций. А новые виды, качество поставляемого сырья и финансово-кредитного обеспечения позволят производителям перейти к новым видам продукции и технологий.
Развитию кластера во многом будет способствовать поддержка со стороны органов регионального управления как прямыми, так и косвенными методами, придающая кластеру так называемый импульс развития. В частности, это может происходить не только через прямое финансирование развития структуры кластера, но и через разработку соответствующих комплексных программ развития и продвижения кластера, введение поощрительных мер для привлечения различных инвесторов, повышение мотивации хозяйствующих субъектов к совместной деятельности в определенных направлениях и т.д. Основные источники инвестирования кластерных проектов отражены на рисунке 5.
Особенностью финансово-кредитного обеспечения инновационных кластерных образований является необходимость соблюдения их жесткой взаимосвязи и взаимозависимости с фазами инновационного цикла.
Отбор, оценку эффективности и распределение ресурсов по проектным кластерам предлагается проводить региональ-
ным инвестиционным фондом. В целях активизации развития кластеров в полной мере должен быть использован потенциал, связанный с финансированием развития инфраструктуры, осуществляемой из бюджетных источников, а также льготным налоговым режимом и обеспечиваемым привлечением «якорных» резидентов — крупных компаний, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках, выступающих в качестве ядра развивающихся кластеров.
Развитию кластеров служит создание инфраструктуры — промышленных парков, технопарков, инженерной и транспортной инфраструктуры и т. д.
Указанные особенности функционирования инновационного кластера призваны способствовать повышению эффективности и фасилитации (ускорению, снижению затрат) протекания в нем инновационных процессов, оказывающих в итоге позитивное воздействие на все поддерживающие отрасли и сферы экономики региона. Представленная модель инновационного кластера имеет выраженный межотраслевой характер. Применительно к Республике Татарстан в большей степени она характерна для предприятий нефтехимической отрасли (с добывающей промышленностью) и пищевой промышленности (с сельским хозяйством). В целом в условиях республики ключевые промышленно-инновационные кластеры могут наиболее успешно функционировать на базе предприятий нефтехимической промышленности, предприятий машиностроения, переработки, сельского хозяйства.
Подводя итог изучению роли кластеризации как инновационной формы развития теории взаимодействия реального и финансового секторов региональной экономической системы можно обозначить содержание инновационной политики региона:
1. Приоритетность инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов реального и финансового секторов экономики. Провозглашение инновационных приоритетов развития на всех уровнях функционирования региона, интеграция их с другими программами развития.
2. Политическая и экономическая стабильность. Повышение политической и экономической стабильности в регионе, являющихся определяющими в имидже региона, его инвестиционной привлекательности, уровне регионального риска.
3. Переход на новые технологические уклады. Ориентация промышленного развития на технологии пятого и шестого технологических укладов с одновременным снижением сырьевой
доминанты, многоукладности экономики, а также технологическим обновлением промышленного производства.
4. Инновационная институализация. Формирование благоприятной институциональной инновационной среды через создание системы формальных и неформальных инновационных институтов.
5. Поддержка науки. Формирование системы поддержки (прежде всего, финансирования) НИОКР и научных организаций.
6. Инновационная кластеризация экономики региона. Разработка программ развития инновационных кластеров в регионе.
7. Инноватизация культуры. Формирование инновационной культуры в регионе на всех его уровнях.
8. Инфраструктурная плотность. Построение «плотной» инновационной инфраструктуры, реализующей на практике все возможные и эффективные ее формы.
9. Развитие малого бизнеса. Развитие малого и среднего инновационного и промышленного предпринимательства.
10. Развитие венчурного сектора. Развитие венчурного финансирования и предпринимательства.
11. Развитие всех форм сотрудничества. Обеспечение сотрудничества между частными компаниями и научными организациями, властью, бизнесом и обществом т.д.
12. Информатизация региона. Развитие информационной среды: информационных баз, коммуникационных каналов и средств связи в регионе.
13. Инноватизация образования. Поддержка и модернизация системы образования, восстановление и обновление его материально-технической базы.
14. Интеграция науки и образования. Интеграция организаций образовательного и научного профилей с целью повышения уровня подготовки специалистов.
15. Применение эффективных форм финансово-кредитного обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов реального и финансового секторов региональной экономической системы.
Рассмотренные принципы призваны обеспечить повышение эффективности принимаемых решений при разработке инновационной политики региона. Они должны получить свое содержательное наполнение в процессе достижения согласования целей, результатов, используемых средств и баланса приоритетов между всеми основными заинтересованными сторонами и проведения необходимых специальных исследований особенностей кластеризации и инновационных процессов в регионе.
Литература
1. О производстве валового внутреннего продукта (ВВП) во втором полугодии 2008 года / Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/lssWWW.exe/Stg/d040/79.htm
2. Слука Н. Глобальные города // Эксперт. — 2008. — № 15. — С.68-74.
3. Портер М. Конкуренция.- М: Изд. дом «Вильямс», 2002.
4. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестник КРСУ. — 2002. — № 3.
5. Егорова Н.Е. Маренный М.А. Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса // Финансовый менеджмент. — 2002. — №2.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТРАдицИОННОинновационных кластеров в экономике РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Н.И. Закиров,
аспирант Академии управления «ТИСБИ» (г. Казань), ведущий специалист Государственной некоммерческой организации«Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан»
В статье рассматриваются формы и способы обеспечения развития инновационной деятельности Республики Татарстан. Раскрывается роль и взаимодействие государства, бизнеса и науки в традиционно-инновационном развитии экономики региона. Обосновывается эффективность применения кластерного подхода для развития инновационной сферы и инновационной инфраструктуры, выявляются тенденции их дальнейшего развития в современных условиях.
Ключевые слова: традиционно-инновационное развитие, инновационная деятельность, инновационный потенциал, особая экономическая зона, нефтегазохимический кластер, машиностроительный кластер, энергетический кластер, 1Т-кластер, инновационная инфраструктура, государственная инновационная политика.
Идея устойчивого традиционно-инновационного развития содержится в стратегиях большинства российских регионов. Однако факторы, способствующие их реализации, складываются лишь в отдельных субъектах федерации. Наиболее адекватным стратегическим выбором для большинства регионов является либо стратегия капитализации, либо стратегия формирования конкурентоспособных региональных кластеров.
Правительство республики использует стратегию традиционно-инновационного развития экономики региона с формированием новой структуры экономики территорий в соответствии с реальными потребностями производства и развитием предпринимательства, здоровой конкуренции и сбалансированного регионального рынка.
Развитию инновационной сферы способствует высокий инновационный потенциал предприятий Республики Татарстан, финансовая поддержка их со стороны государства, а также формирование четкой законодательной базы, регулирующей и стимулирующей инновационную деятельность. Активные научные разработки, доказывающие, что государственные инвестиции в инновационное развитие — это лишь частное решение проблем роста экономики за счет инноваций. Необходима активная инновационная деятельность предприятий, для чего должны быть сформулированы и задействованы экономические мотивы инновационного развития хозяйствующих субъектов [1, 2].
Создание конкурентной среды в сфере инноваций — наиболее подходящая платформа инновационного процесса. Толь-