Научная статья на тему 'Формирование многопрофильных промышленных организаций'

Формирование многопрофильных промышленных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / СТАБИЛИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА / ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование многопрофильных промышленных организаций»

13. Кобулов Б.А., Медведева Т.Ю., Хомутинникова Т.В., Филатов В.В. Управление инновационным развитием предприятий АПК в условиях рыночной нестабильности // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011. - С. 300-315.

14. Медведева Т.Ю., Хомутинникова Т.В., Филатов В.В. Управление технологическими инновациями в АПК на основе создания и развития информационно-консультационных систем // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011. - С. 496-503.

15. Медведева Т.Ю., Хомутинникова Т.В., Филатов В.В. Риск-менеджмент инновационных процессов в АПК в кризисных условиях // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011. - С. 486-495.

16. Инновационный менеджмент : учеб. пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО / Филатов В.В., Кобулов Б.А., Колосова Г.М., Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Деева В.А., Денисова Н.А., Кобулова А.Б., Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцева И.В., Сафронов Б.И. -Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011. - 479 с.

17. Менеджмент: учеб. пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО / Филатов В.В., Аветисян М.В., Гайдаренко Л.В., Деева В.А., Князев В.В., Кобулов Б.А., Кобиашвили Н.А., Мухина Т.Н., Паластина И.П., Рудненко О.Е., Хомутинникова Т.В. - М.: Юриспруденция, 2008.

18. Управление качеством : учеб. пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО / Филатов В.В., Хомутинникова Т.В, Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Долгова В.Н., Медведева Т.Ю., Паластина И.П. - М.: Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2009.

19. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО / Филатов В.В., Долгова В.Н., Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Медведева Т.Ю., Паластина И.П., Положенцева И.В., Женжебир В.Н. - М.: Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2010.

А.С. Бугримова О.В. Юткина

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Ключевые слова: многопрофильные предприятия, научные предпосылки, стабилизация, факторы развития, культура производства, износ основных средств.

Производственно-экономические преобразования, осуществляемые в современных условиях, как показывают исследования, характеризуются определенным несоответствием, существующим между условиями функционирования предприятий и инновационным уровнем развития. Исходя из этого предположения, создание многопрофильных предприятий по

© Бугримова А. С., Юткина О.В., 2013

производству новой продукции в силу своей значимости и специфики многоотраслевой структуры имеет решающее значение для стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Расширенные взаимосвязи предприятий и организаций различных видов производства создают условия, способствующие повышению инновационного уровня и развитию новых промышленных комплексов [10].

Изучение показывает, что, например, АПК как значительно разветвленная структура экономики страны состоит из предприятий четырех сфер экономики: сельскохозяйственные предприятия, осуществляющие производство сырья, используемого для выработки продуктов питания для населения; промышленные предприятия пищевой промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье в разнообразные продукты, вырабатывающие продукцию из природных источников (минеральная вода, соль), а также пищевые добавки или функциональные ингредиенты; промышленные предприятия, осуществляющие производство машин, оборудования, средств управления для всех сфер экономики АПК [6]. Опыт развитых стран, где успешно решена продовольственная проблема, убедительно свидетельствует о том, что одним из главных условий динамичного и эффективного развития является обеспечение пропорциональности и сбалансированности всех его составляющих, развитие новых видов производств пищевой промышленности [5]. Предприятия и организации пищевой промышленности призваны обеспечивать устойчивое снабжение населения многими видами продовольствия. Основные задачи этих отраслей: обеспечение всех групп населения продуктами питания; организация производства принципиально новых видов продуктов; повышение качества и конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынках; сглаживание имеющейся региональной дифференциации в потреблении некоторых видов продовольствия; развитие производств по выпуску новых видов продукции, способствующих повышению степени удовлетворения потребности населения в них и др.

В развитых странах основная часть стоимости конечного продукта создается во второй и третьей сферах, где, как правило, обеспечиваются глубокая комплексная безотходная переработка сельскохозяйственного сырья, его хранение, производство, фасовка, упаковка и реализация готовой продукции. В США за счет переработки, производства, фасовки и упаковки продукции создается от 50 до 90 % розничной стоимости пищевых продуктов. В этой стране в стоимостном выражении объем реализуемой продукции, выработанной промышленностью, в четыре раза больше, чем передается сельскохозяйственной продукции в переработку [4].

Современная социально ориентированная экономика вызывает необходимость повышения эффективности комплексной переработки сырья, увеличения производства высококачественных продуктов питания расширенного ассортимента, соответствующего мировым требованиям с заданным составом и потребительскими свойствами, создания новых научно обоснованных рецептур пищевых продуктов с регулируемым составом необходимых веществ для питания различных групп населения с учетом возрастных и профессиональных особенностей. Поэтому возникает потребность в широком использовании пищевых добавок различного происхождения, нетрадиционных ингредиентов для создания новых пищевых продуктов, которые придают новые качества традиционным продуктам, улучшают потребительские их качества, стабилизируют структуру продукта по витаминно-белковому составу [2]. Важнейшими факторами развития отечественной индустрии производства высококачествен-

ной разнообразной продукции являются: разработка инновационных технологий и оборудования, концентрация финансовых ресурсов для обеспечения выпуска качественной продукции, соответствующей уровню мировых стандартов, выравнивания экономических условий для деятельности различных предприятий, повышения покупательной способности населения [8].

В настоящее время отечественная пищевая и перерабатывающая промышленность характеризуется сравнительно низким инновационно-техническим уровнем. Износ основных фондов достигает 70 %, а уровень их обновления не превышает 2-3 % в год. Экономический уровень развития страны начиная с 1992 года снижался, и тогда проявилась тенденция продовольственной зависимости ее от зарубежных товаропроизводителей. Затраты на разработку и внедрение инновационных технологий несопоставимы с потерями, которые имеются из-за ухудшения качества отечественных продуктов питания. В этих условиях, как считает В.Д. Андрианов, особенно актуально создание новой и совершенствование существующей пищевой техники, технологии, технологических линий и установок, оборудования и аппаратов [1]. Разработка и внедрение инновационных технологий обеспечат снижение себестоимости готовой продукции, повысят ее качество и конкурентоспособность на мировом рынке, позволят более рационально и комплексно использовать сельскохозяйственное сырье, получать экологически чистые продукты питания, снижать негативные воздействия на окружающую среду.

Отечественные продукты питания должны быть высококонкурентоспособными по отношению к импортным, безвредными для организма человека, отвечать нормам по качеству и экономическим параметрам, обеспечивать максимальную экономию сырья и ресурсов, что позволяет поддерживать перспективность отечественной пищевой индустрии [11]. Без повышения технической, технологической, организационной и управленческой культуры производства невозможно создать конкурентоспособную продукцию, отвечающую новым принципам производства продуктов питания XXI в. массового, лечебно-профилактического, детского и функционального диетического назначения. Использование современных ресурсосберегающих технологий, базирующихся на многопараметрическом инструментальном мониторинге показателей качества пищевого сырья и готовой продукции, невозможно без усовершенствования и обновления материально-технической базы пищевого предприятия, новейших средств связи и компьютеризации [2].

В настоящее время актуальной проблемой является идентификация фальсифицированных продуктов. Это требует создания принципиально новых современных методов оценки безопасности пищевых продуктов, способных количественно определить реальный риск для здоровья человека. Актуальной становится проблема биологической безопасности, связанная с употреблением в пищу продуктов, произведенных из генетически модифицированных растений [3].

Уровень жизни населения страны во многом зависит от состояния и темпов развития пищевой промышленности, так как потребительский рынок на 70 % формируется за счет продовольствия. Предприятия пищевой промышленности призваны обеспечивать население России разнообразным ассортиментом качественных продуктов питания, соответствующих мировому уровню. При этом пищевые продукты должны быть конкурентоспособными как на

внутреннем, так и внешнем рынках. В соответствии с концепцией государственной политики в области здорового питания населения должна быть решена проблема обновления технологий по производству качественно новых безопасных пищевых продуктов, потребление которых будет способствовать сохранению и укреплению здоровья различных групп населения, профилактике заболеваний, связанных с неправильным питанием взрослых и детей. Однако это возможно только при наличии современной пищевой индустрии [8].

В настоящее время выработка готовой продукции осуществляется почти на 55 тыс. предприятий. Как показывает анализ, более 50 % трудоемких операций выполняется на предприятиях вручную, менее 8 % оборудования работает в режиме автоматических линий. Во многом вследствие низкого научно-технического уровня отечественных производств производительность труда на них в 2-3 раза ниже, чем на аналогичных предприятиях развитых стран. Из 1 т сырья в России на 20-30 % вырабатывается меньше пищевой продукции, чем в развитых странах. Из-за несвоевременной переработки теряется от 15 до 30 % получаемого сельским хозяйством сырья. Поэтому потребность страны в белковых видах продовольствия почти на 40 % удовлетворяется за счет его закупок за рубежом [4].

Финансовый кризис в стране, отсутствие финансовых средств, проявление экономических рисков недостаток оборотных средств и инвестиций, резкий скачок цен на оборудование, энергоресурсы и транспорт, недостаток сырья, низкая платежеспособность населения и другие причины привели к ухудшению качества отечественных пищевых продуктов [7]. Развитие материального базиса производства, обеспечивающее повышение роста производительных сил, благосостояние населения и увеличение его покупательной способности, неизменно приводит к диверсификации деятельности предприятий. Следствием этого, как правило, является появление новых видов производств, новых видов товаров и расширение ассортимента продукции. Такая тенденция обусловлена ростом материального благосостояния, являющегося основой неограниченных, все возрастающих потребностей населения. Чем выше качество и уровень жизни населения, тем больше разнообразной продукции оно потребляет.

В то же время глобальная экономика, характеризуемая растущими потребностями потребителей, вызывает необходимость расширенного воспроизводства отдельных предприятий, приносящих дополнительную прибыль для их развития, способствует созданию новых аналогичных предприятий различных масштабов деятельности. Последовательное наращивание производственного потенциала является основой развития производительных сил, главного фактора общественного разделения труда, формирования отраслей и видов промышленности. Отрасль промышленности, по мнению Т.Ф. Рябовой, это объективно обособившаяся часть промышленности. В условиях общественной собственности отрасли соответствует определенный комплекс задач отраслевого управления [9; 11]. Сходное определение понятия отрасли предлагают А.Д. Канчавели и другие, когда пишут, что отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий, характеризующихся следующими признаками: однородностью перерабатываемого сырья и материалов, единством экономического назначения продукта, общностью технической базы и технологических процессов, общностью профессионального состава кадров [12].

При анализе признаков понятия «отрасль» заслуживает внимания позиция А.А. Томпсона и А.Дж. Стрикленда, которые используют термин «отрасль», для того чтобы обозначить группу фирм, продукция которых имеет близкие качества, когда конкуренция осуществляется за одних и тех же покупателей [13]. Этот особый признак, как показывают результаты исследования, имеет практическую направленность в современных условиях и также должен быть учтен при обосновании понятия «отрасль». Наряду с этим имеются и другие трактовки понятия «отрасль», которые в основном не расходятся в определении с приведенными признаками. Однако автору представляется целесообразным в данном исследовании предложить не только собственную дефиницию понятия «отрасль», но и сделать отличительные выводы на основе анализа количественных ее показателей применительно к пищевой промышленности.

В исследовании доказано, что для определения сущности понятия «отрасль» необходимо учитывать обстоятельство образования к настоящему времени в России следующих подсистем экономики: предприятия различных видов, корпорации, отрасли, подотрасли промышленности, комплексы, подкомплексы и другие, объединяющие сочетание нескольких отраслей. Каждая из составляющих экономику отраслей отличается собственными масштабами, особенностями функционирования, режимами работы и другими параметрами. Исходя из сделанных обобщений, можно полагать, что под отраслью промышленности может пониматься объективно обособившаяся часть предприятий, специализирующихся на выпуске однородной продукции, изготавливаемой из одного или нескольких видов сырья, близких по химико-физическим свойствам, которая пользуется массовым спросом потребителей и занимает определенную нишу и сегмент в рыночной среде. Отрасль промышленности может создаваться на основе нескольких подотраслей, объединенных общностью сырьевых ресурсов, единством и особенностями технологических процессов по обработке сырья и выработке готовой продукции, однородностью продукции и ее химико-технологическими показателями, функциональным назначением продукции, необходимой для удовлетворения потребности определенной группы населения. Именно на этих предпосылках возникли такие отрасли, как плодоводство, виноделие, пчеловодство, рыболовство и др.

Это дает основание сделать вывод о дальнейшей целесообразности расширения состава предприятий подотраслей пищевой промышленности. Однако, как показывает изучение, показатели объемов производства в сборнике Росстата приводятся не по всем видам подотраслей промышленности. Так, данные о производстве пищевых добавок, диетических и других продуктов в сборниках Росстата приводятся весьма неполно. Изучение показало, что изменение состава отраслей промышленности, объединение их видов не позволяет аналитикам и ученым произвести анализ и определять степень обеспеченности населения страны и отдельных ее регионов конкретными видами продукции.

Таким образом, предпосылками создания предприятий новых отраслей и подотраслей промышленности являются следующие.

1. Расширение потребительских возможностей и требований к ассортименту и качеству продуктов, обусловленных качеством и уровнем жизни различных слоев населения.

2. Повышение социально-экономического уровня жизни населения, ориентированного на масштаб спроса развитых стран мира.

3. Одинаковый вид сырья и специфических компонентов, используемых для производства аналогичной по основным параметрам и показателям видам продукции, пользующейся спросом населения.

4. Однотипность продукции, выработанной из одинакового сырья, являющейся конечным товаром для потребителя или предназначенной для последующей переработки в новый товар для продвижения в рыночную сферу.

5. Высокая степень потребности в обеспечении традиционных и специфических интересов населения или отраслей промышленности в данной продукции.

6. Однотипность оборудования и значительная схожесть организации и ведения технологических процессов по выпуску готовой продукции.

7. Однородность потребительского или функционального назначения.

8. Наличие множества предприятий, производящих одну и ту же потребительную стоимость в виде готовой продукции и конкурирующих между собой за нишу и сегмент рынка.

9. Единство качественных показателей производимой продукции, предусмотренных стандартами. Совокупность некоторых научных предпосылок формирования новых видов предприятий, отраслей и подотраслей промышленности, приведена в нижеследующей таблице.

Наряду с этими основными признаками могут быть и другие, которые позволяют считать отдельные виды производств или предприятий, выпускающих самостоятельный товар, независимо от масштабов их деятельности и вида организационно-правовой формы, подотраслями и учитывать их отдельно в официальных региональных и федеральной статистической отчетности.

Исходя из этого можно утверждать, что на образование отдельных подотраслей имеет право следующая совокупность предприятий и производств: спиртовая, винодельческая, ликеро-водочная, маргариновая, маслоделательная животного происхождения, маслоделатель-ная растительного происхождения, крахмало-паточная, пивоваренная, безалкогольная, пищевых добавок, пищеконцентратная, консервная животного происхождения, консервная растительного происхождения, фруктово-замораживающая, переработка грибов, переработка ягод, плодоводство, пчеловодство, садоводство и др. Для этого необходимо разработать и утвердить соответствующую номенклатуру всей продукции, выпускаемой в стране как из отечественного, так и импортного сырья. Узаконенная таким образом номенклатура продукции должна постоянно учитываться районными, местными, территориальными, региональными, окружными статистическими управлениями и Госкомстатом Российской Федерации. Внедрение этого положения в практику позволит осуществлять дифференцированный четкий учет всех видов продукции по федеральным округам, территориям и России в целом.

Таблица

Основные предпосылки формирования новых предприятий, отраслей и подотраслей промышленности

№ п/п Признаки создания предприятия, отрасли, подотрасли Функциональные предпосылки

1 Один или несколько видов аналогичного сырья для переработки Из одного вида сырья может вырабатываться один или несколько видов продукции (например, в животноводческой отрасли)

№ п/п Признаки создания предприятия, отрасли, подотрасли Функциональные предпосылки

2 Однотипность вырабатываемой продукции Выработка одной или нескольких видов продукции из однотипного сырья, которые потребляются либо населением, либо предприятиями других отраслей (например, мукомольная, сахарная) отрасль промышленности

3 Удовлетворение разносторонних потребностей населения или других отраслей промышленности Наличие однородности потребительского и функционального назначения продукции. Продукция данной отрасли по своей специфике может удовлетворять особую потребность населения или других отраслей промышленности (например, крахмальная, пивоваренная), так как для нее имеется специфическая ниша и сегмент в рыночном пространстве

4 Однотипность оборудования и технологического процесса на всех предприятиях данной отрасли или подотрасли Отрасль или подотрасль промышленности для выпуска продукции использует одинаковое оборудование и технологический процесс

5 Наличие аналогичных составляющих совокупности предприятий, представляющих отрасль или подотрасль Отрасль или подотрасль должны быть представлены определенной совокупностью предприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения или других отраслей промышленности в продукции, конкурирующих между собой

6 Однородность качественных показателей продукции отрасли или подотрасли Продукция данной отрасли или подотрасли характеризуется одинаковыми показателями качества (например, уровень сахаристости, масличности, выход полезного продукта)

Таким образом, на основе выполненного исследования можно сделать вывод, что развитие рыночной экономики в России вызывает бурный рост новых видов подотраслей пищевой промышленности, основанных на увеличении потребительной стоимости, расширении спроса населения на продукцию новых видов, усиление конкурентной борьбы как внутри страны, так и между отечественными и международными товаропроизводителями. Такое преобразование производственно-экономической деятельности предприятий и комплекса в целом будет способствовать появлению новых видов подотраслей промышленности с целью раздельного учета всех видов выпускаемой продукции, создавать условия для выпуска продукции высокого качества, обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке, значительному росту валового национального продукта, повышать качество и уровень жизни населения.

Библиографический список

1. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике / В.Д. Андриянов. - М.: Владос, 2008.

2. Гусев В.В. Диверсификация деятельности предприятий // Сб. науч. трудов «Методологические и практические аспекты развития и управления в отраслях АПК». - М.: МГУПП, 2008.

3. Гусев В.В. Реструктуризация организаций: монография / В.В. Гусев, Х.Р. Гаджиева. - Калуга: «ЭЙДОС», 2010.

4. Гусев В.В., Чижик А.С. Основные научно-технические направления экономического роста производства // Сб. науч. трудов «Актуальные проблемы развития пищевой промышленности и стандартизации пищевых продуктов» / VIII Международная научно-практическая конференция. - Вып. № 7. - М.: МГТА, 2002.

5. Минаева Е.В. Методология управления экономикой аграрной сферы в развитых странах мира и России / Е.В. Минаева. - М.: Пищепромиздат, 2010.

6. Минаева Е.В. Систематизация методов экономических механизмов и инструментариев регулирования ценообразования в АПК России : монография / Е.В. Минаева. - М.: Пищепромиздат, 2010.

7. Минаева Е.В. Теоретические основы управления финансовыми и экономическими рисками : монография / Е.В. Минаева, Н.В. Рябова. - М.: МГУТУ, 2010.

8. Минаева Е.В. Глобальные направления экономического роста производства мукомольных предприятий: монография / Е.В. Минаева, Н.В. Рябова. - М.: АгроНИИТЭИПП, 2001.

9. Глобальная экономика. Энциклопедия / Рябова Т.Ф. [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2011.

10. Рябова Т.Ф., Чижик А.С. Инновационное развитие обрабатывающих предприятий России / Под ред. Т.Ф. Рябовой и А.С. Чижика. - М.: Издательско-торговая корпорация, 2012.

11. Рябова Т.Ф., Павлюкова А.В. Стратегии формировании конкурентоспособного управления экономикой предприятий : статья ВАК. - Ж.: Современная конкуренция, 2011.

12. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: Логи-стико-ориентированное проектирование бизнеса / А.Д. Канчавели, А.А. Колобов, И.Н. Омельченко и др. / Под ред. А. А. Колобова, И.Н. Омельченко. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 600 с.

13. Томпсон А. А., Стрикленд. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии; пер. с англ. / Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

А.К. Волостных

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ

ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Ключевые слова: информационная среда, опрос, факторы, влияющие на покупателей туров, предпочтения туристов, бронирование через Интернет, поисковые системы, современные тенденции туристского рынка.

Информационная среда - это совокупность информационных условий существования субъекта (это наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры). Информационная среда туристского предприятия представляет условия для развития турбизнеса, однако степень ее благоприятствования определяется уже внутренними характеристиками турфирмы (информационный потенциал, характеризуемый во многом серьезностью подхода к работе с информацией и управлению данным процессом).

© Волостных А.К., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.