Научная статья на тему 'Управление качеством бизнес-процессов в условиях глобализации'

Управление качеством бизнес-процессов в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1273
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябова Таисия Фоминична, Филатов Владимир Владимирович, Проскурина Зинаида Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством бизнес-процессов в условиях глобализации»

зи с этим интересы собственников предприятий, компаний и других объектов экономики и остального персонала не совпадают, так как результаты деятельности не могут удовлетворить потребности основной части работников.

Таким образом, в современных условиях необходимо в первую очередь укреплять уровень федерализма, чтобы правительство страны имело реальную возможность влиять и вовремя устранять недостатки в части распределения национального достояния путем регулирования и реформирования налогового законодательства, повышения уровня жизни населения.

Библиографический список

1. Гусев В.В. Новая парадигма устойчивого развития России / В.В. Гусев. - М.: Пищепромиздат, 2005.

2. Гусев В.В. Реструктуризация организаций / В.В. Гусев, Х.Р. Гаджиева. - Калуга: Эйдос, 2010.

3. Минаева Е.В. Корпоративная бизнес-стратегия развития компаний. (Теория и практика управления развитием социально-экономических систем) / Е.В. Минаева. - М.: Изд. ГУМФ, 2012. - С. 170-177.

4. Минаева Е.В. Методология диверсификации товарной политики организации / Е.В. Минаева. -Ростов н/Дону: ЮРИФ РАНХиГС, 2012. - С. 193-200.

5. Минаева Е.В. Проблемы управления ресурсосбережением в организациях: монография / Е.В. Минаева, Х.Б. Проскурина. - М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2013.

6. Рябова Т.Ф. Сущность экономического роста в условиях несовершенной конкуренции. В сб. научн. статей «Теория и практика управления развитием социально-экономической системы» Т.Ф. Рябова. - Вып. 2, ч. 2. - М.: ГУМФ.

7. Рябова Т.Ф. Инновационное развитие обрабатывающих предприятий России: монография / Т.Ф. Рябова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012.

8. Рябова Т.Ф. Научно-методические положения по определению эффективности адаптирования стратегического планирования к особенностям рыночной экономики. Современный рынок товаров и проблемы здорового питания / Т.Ф. Рябова. - Пермь: МГУТУ, 2012. - С. 156-160.

Т.Ф. Рябова В. В. Филатов З.Б. Проскурина

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: глобализация, систематизация, информация, управление качеством, эффективность, бизнес-процесс.

Практика управления производственной деятельностью насчитывает уже тысячи лет, теория управления - несколько столетий, механизм и процессы управления выявлены, классифицированы и проанализированы со всех сторон, а подавляющее большинство методов и средств управления стали рутинными, хрестоматийными. Однако прошлая и настоящая действительность показывает бесчисленные примеры того, как при наличии самых передовых технологий, необходимых финансовых и материальных ресурсов, располагая великолепным персоналом, промышленные компании оказывались на грани банкротства из-за отсутствия

© Рябова Т.Ф., Филатов В.В., Проскурина З.Б., 2013

158

эффективной стратегии управления маркетингом. Много примеров и противоположных, когда эффективное управление обеспечивало выдающийся успех предприятия при ограниченных ресурсах. В этих условиях качество продукции в общем случае во многом зависит от уровня требований к конкурентоспособности и качеству, установленных нормативно-технологической документацией, способности успешной реализации бизнес-процессов на предприятиях, качества ресурсов, закупаемых для производства продукции, механизмов и методов управления производством, трудом и организационными решениями.

К бизнес-процессам относятся: основные процессы, включающие в свой состав организацию, производство, реализацию, логистику, планирование, разработка, закупки, сервисное обслуживание, маркетинг; обслуживающие процессы (топливно-энергетическое снабжение, связь, ремонт, монтаж и наладка оборудования, транспорт, работа с персоналом, информационное обслуживание, документирование и т.д.); процессы контроля конкурентоспособности и качества процессов производства, выпускаемых товаров, процессов выполнения трудовых функций и обязанностей персоналом. Исходя из этого можно заключить, что экономическая природа управления качеством товаров состоит в скоординированном управлении совокупностью отдельных условий, от которых зависит обеспечение надлежащих параметров: требований к уровню качества бизнес-процессов, персонала, ресурсов, финансов и управления. При управлении качеством бизнес-процессов необходимо более целенаправленное соблюдение современных управленческих и организационных принципов.

1. Целеполагание. Главной целью управления качеством в соответствии с данным принципом должно стать максимальное удовлетворение известных или предполагаемых запросов потребителей при обязательном выполнении законодательных и иных нормативных требований. Это также является одним из основополагающих принципов стандартов ИСО серии 9000 - фокус на потребителя. Исходя из этого, установление определяющих целей необходимо применительно ко всем условиям качества, причем так, чтобы их можно было просчитать, а достижения отслеживать. Цели следует уточнять и детализировать по уровням - для предприятия в целом и для его подразделений.

2. Планирование. Следует осуществлять планирование мероприятий для достижения выбранных целей по качеству с раздельным или общим охватом условий его обеспечения. Целесообразно разрабатывать планы как краткосрочные (для подразделений и для отдельных должностных лиц), так и долгосрочные (для предприятия в целом); предусматривать в них выделение необходимых ресурсов и финансов, устанавливать сроки реализации и ответственность лиц или подразделений за их выполнение.

3. Организация. Процесс совершенствования управления для обеспечения требуемого уровня качества должно организовывать высшее руководство организации на основе постоянного анализа ситуации с качеством и возглавлять его. Руководители устанавливают единство цели и управления организацией. Лидерство руководителя должно создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой персонал может полностью включиться в достижение целей организации.

При управлением качеством высшему руководству должно обеспечивать контроль за соблюдением должностных обязательств по созданию, внедрению и постоянному корректированию системы управления качеством продукции на основе учета требований потребите-

лей, доведения до менеджеров основных показателей качества и организации контроля выпускаемой продукции; разработки стратегии повышения конкурентоспособности продукции; разработки мероприятий по повышению качества; проведения анализа, мониторинга и выявления тенденций роста качества товаров; обеспечения качественными сырьевыми и материально-техническими ресурсами [1; 7]. Эта система должна объединять и взаимоувязывать всю управленческую деятельность по обеспечению качества. Важной частью системы должны стать внутренние проверки ее функционирования, которые призваны стать источником информации для непрерывного улучшения как товара и процессов, так и самой системы.

4. Контроль, анализ и улучшение. Наряду с этим необходимо организовать постоянную работу по улучшению качества товара, процессов, персонала, ресурсов, управления на основе изыскания резервов такого улучшения, в том числе через устранение причин несоответствий требованиям к качеству. Информация по результатам контроля должна систематизироваться для выявления масштабов и характера имеющихся на предприятии несоответствий, отклонений от заданных требований, анализа причин их возникновения для принятия оптимальных управленческих решений [5].

5. Учет и документирование. Кроме того, следует наладить учет, регистрацию и хранение документированных данных о качестве как товара на всех стадиях его жизненного цикла, так и процессов, ресурсов, персонала, финансов. Прежде всего, эти фактические данные должны использоваться для принятия управленческих решений. От рассмотренных выше условий зависит не только качество, но и достижения целей и результатов производственной деятельности - объема выпуска товаров, соблюдение сроков реализации, издержек, цены и прибыли от продажи товаров ассортиментного ряда, уровня инновационности производства. Поэтому в состав менеджмента предприятия должны включаться функции управления конкурентоспособностью и качеством продукции, затратами на производство по ее видам, маркетингом и реструктуризацией деятельности.

Основой для принятия оптимальных организационных и управленческих решений при выборе научных подходов к качеству является информация о потенциальных потребителях предлагаемой продукции, видах, показателях качества, стоимости, сроках поставки, степени удовлетворенности потребителя качеством аналогичной продукции, присутствующей на рынке. В современных условиях конкуренции появляется острая необходимость мониторингового изучения потребительского спроса и степени удовлетворенности потребителей качеством продаваемых товаров, расширения сегментов и горизонтов рынка. Информация о спросе и удовлетворенности потребителей является основой для выбора целей в отношении требований к качеству. Таких целей может быть несколько. Если спрос на предлагаемый товар устойчив, то организации выгодно поддерживать достигнутый уровень качества, который предполагает соблюдение состава ингредиентов и значений его показателей.

Для проведения анализа и мониторинга можно воспользоваться приведенной ниже таблицей, в которой применительно к управлению качеством указаны типовые стадии, производственные и обслуживающие процессы, используемые практически на любом предприятии в том или ином объеме. Для конкретного предприятия необходимо только определить процессы изготовления, специфические для данной продукции, а также исключить те процессы, которые не используются. Последовательность процессов не определяет их фактиче-

скую хронологическую последовательность. Контракты на поставку могут быть заключены до начала работ по проекту, закупки оборудования могут начаться до появления технической документации, изготовление или производство работ обычно начинают, когда полностью еще не отработана техническая документация, технологическое дооснащение продолжается и на стадии изготовления и т.д.

Следует обратить внимание на управление процессами контроля, поскольку их результатом является информация об отклонениях от заданных требований, причинах их возникновения, выбор и оценка эффективности корректирующих и предупреждающих действий, обоснование целей, планирования и организации для улучшения деятельности по обеспечению качества, выбор и оценки оптимальных управленческих решений по развитию производственной деятельности, обновлению оборудования и внедрению новых безопасных ресурсосберегающих технологий. Последние 50-60 лет все более настойчиво и безусловно правильно рекомендуется (а во многих случаях предписывается) использование статистических методов сбора, обработки и оценки информации по результатам контроля качества как товара, так и процессов. Однако почти не обращается внимание на качество этой информации, качество зерна, которое засыпается в математическую мельницу статистики. При этом можно получить серьезнейшую ошибку, несмотря на выверенную и формально правильную математическую методу, если физика результатов измерений или испытаний будет искажена. Отсюда так важна роль метрологии и ее методов обеспечения точности, воспроизводимости и сопоставимости результатов.

Таблица

Функции управления бизнес-процессами на предприятии

№ п/п Бизнес-процессы Составляющие бизнес-процессов

1 Маркетинг перед началом выпуска товара Определение и анализ требований потребителей Изучение конкурентов Разработка требований к качеству продукции, включая научно-технический уровень производства Разработка тендерной документации для конкурсов и подрядных торгов

2 Разработка новой продукции и подготовка ее к выпуску Планирование разработки НИОКР Установление требований к качеству и технологии изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг Разработка проектной документации (компьютерные программы, чертежи, рецептуры, ТУ и т.п.) Разработка технологической документации (карт, регламентов, инструкций и т.п.) Получение разрешительной документации Экспериментальная отработка (испытания)

№ п/п Бизнес-процессы Составляющие бизнес-процессов

3 Подготовка производственных и офисных помещений (покупка и аренда земельных участков, строительство, ремонт, содержание производственных и офисных помещений) Определение потребностей и составление планов, заявок и т.п. Составление смет на строительство, ремонт, содержание производственных и офисных помещений Оценка подрядчиков Заключение договоров Строительство, ремонт, содержание производственных и офисных помещений

4 Найм, обучение и аттестация персонала Определение потребности в персонале и составление планов, заявок и т.п. Найм и увольнение персонала Планирование и организация обучения персонала Аттестация персонала

5 Подготовка и выполнение мероприятий по охране окружающей среды Определение источников опасности для окружающей среды Разработка плана мероприятий Контроль соблюдения мероприятий по охране окружающей среды Расследование и предупреждение аварийных случаев, наносящих ущерб окружающей среде

6 Изготовление новой продукции Производственные операции Операционный контроль качества Приемо-сдаточный контроль Периодические испытания Идентификация, изоляция, исправление, утилизация дефектной продукции Расследование и предупреждение причин появления несоответствующей продукции Складирование готовой продукции и хранение до поставки

7 Реализация продукции - Заключение контрактов на поставку Отгрузка и доставка заказчику Гарантийное и послепродажное обслуживание Расследование и предупреждение причин снижения качества при использовании

8 Сбытовой маркетинг, анализ и оценка удовлетворенности потребителей - Продвижение продукции на рынок (добровольная сертификация, участие в выставках, конкурсах, ярмарках, реклама) Сбор, регистрация и анализ информации об удовлетворенности потребителей качеством продукции и деятельностью организации

№ п/п Бизнес-процессы Составляющие бизнес-процессов

9 Процессы системы управления качеством - Разработка и актуализация политики в области качества - Разработка программ (планов) по качеству - Внутренние проверки - Измерения, регистрация и оценки показателей результативности системы качества - Анализ руководством эффективности деятельности - Управление документацией

Жизненно важной характеристикой процесса служит время цикла, считающееся ключевым фактором в конкурентной борьбе в условиях глобализации экономики [10; 11]. Те организации, которые в состоянии запускать новую продукцию на рынок быстрее своих конкурентов, часто способны обеспечить и поддерживать свое лидерство в конкуренции. Замеры времени цикла могут стать самым выявляющим сигналом для характеристик процесса. Время цикла включает затраченное время на выполнение не только работы по созданию добавленной ценности, но и дополнительной работы для клиента и компании.

Анализ процессов - это упорядоченное изучение с помощью количественных инструментов и методов, предпринимаемое с целью оценить характеристики процессов, выявить любую неадекватность и вызывающие ее причины, определить возможность улучшения и принятие необходимых решений по корректирующим действиям. Цель анализа состоит в установлении причин неадекватных характеристик процесса, таких как дефекты, узкие места, переделки, избыточность, неизвестные требования и т.д.

Для обеспечения эффективного управления бизнес-процессами, прежде всего, необходимо тщательное распределение полномочий и ответственности работников, основанное на информации, полученной при идентификации и анализе условий выполнения процессов [12]. В последние годы термин «бизнес-процесс» используется довольно часто в связи с тем, что реальная работа делается посредством горизонтальных процессов, независимо от того, как структурирована организация. В то же время компании все больше фокусируются на своих клиентов, а ориентированная на потребителя культура проще реализуется организациями, центрированными вокруг процессов. Чтобы инициировать в организации систематическое управление бизнес-процессами, нужно сделать два основополагающих шага: установить ключевые бизнес-процессы и определить их. Далее усилия концентрируются на измерении эффективности и результативности бизнес-процессов. Когда процессы замерены, их необходимо проанализировать и если надо, изменить и улучшить.

Под эффективностью управления бизнес-процессами понимается степень запланированных работ и достижения запланированных результатов, под результативностью понимается отношение достигнутых результатов к использованным ресурсам [2; 6]. Существует несколько критичных для успешного управления бизнес-процессами работ: определение, сбор и использование достоверных измерений. Такие достоверные измерения создают базу, позволяющую определить, насколько эффективно и насколько экономично удовлетворены потребности внутренних и внешних клиентов. Замеры процессов показывают, правильно ли

учтены требования клиента и удовлетворены ли их ожидания и потребности в продукции. Эти измерения показывают потребности предприятия, предоставляя информацию по контролю расходов и конкурентной составляющей добавленной ценности, которая предлагается клиентам. Три основные категории замеров позволяют определить характеристики бизнес-процессов: эффективность, результативность и время цикла. Процесс можно считать результативным, если он достигает минимально возможного уровня потребления ресурсов и соответствует потребностям как клиента, так и бизнеса [8].

Это позволяет не только исключить дублирование и безнадзорность в управлении, но и создает основу для контроля выполнения персоналом своих функций, для оценки его профессиональных качеств, исполнительности и добросовестности. В последние годы в связи с быстрым усложнением технологии производства резко возросло значение квалификации и навыков, обучаемости и добросовестности персонала. Приходит понимание, что главный капитал предприятия - его работники. Поэтому на первый план выходит максимальное использование потенциала персонала на основе его заинтересованности в успешной работе предприятия. Для этого применяются различные, давно наработанные методы материального, социального и морального поощрения в сочетании с тщательным установлением требований к персоналу, непрерывным обучением и объективной, «мягкой» аттестацией. Настойчиво и правильно подчеркивается важность командной работы, воспитание чувства коллективизма, здорового соревнования, раскрытия творческой инициативы работников [13-16].

В управлении ресурсами главное - создание условий для получения и использования ресурсов, которые обеспечивали бы выпуск товара с заданными требованиями к качеству. Отсюда следует пять основных управленческих задач [5; 8].

1. Установление на основе требований к качеству выпускаемого товара в проектной документации, заявочных документах и, главное, в контрактах на закупку взаимоувязанных требований к качеству ресурсов.

2. Установление в контрактах на закупку процедур контроля получаемых ресурсов, обеспечивающих их требуемое качество, а также операций обращения с ресурсами ненадлежащего качества (возврат и т.д.) и принципов возмещения ущерба за поставку некачественных ресурсов.

3. Выбор и мониторинг поставщиков с точки зрения их возможности обеспечить поставку ресурсов заданного качества, вплоть до организации конкурсных торгов и тендеров. Поиск взаимовыгодных отношений с поставщиками, которые усиливают способность предприятия и его поставщиков создавать товары надлежащего качества.

4. Организация технологий закупки, приема, внешней и внутренней транспортировки, складирования и хранения сырья, материалов и комплектующих для изготовления товара, которые обеспечивали бы сохранность их качества.

5. Организация эффективной системы поддержания в работоспособном состоянии технологического оборудования, средств измерений, помещений, т.е. всей производственной инфраструктуры как совокупности процессов, которыми необходимо управлять как любой другой системой.

Применительно к обеспечению бизнес-процессов качество управления финансами должно рассматривать с позиций сокращения затрат. Для сбора, учета и анализа информации

о затратах, связанных с обеспечением качества, необходимо классифицировать их виды и выбрать их измеряемые характеристики: снижение уровня брака в процессе производства, минимизация отказов при использовании продукции потребителем. Поэтому к затратам на качество относят [4; 7]: затраты на мероприятия и процессы, направленные на предотвращение несоответствий; затраты на проведение контроля качества во всех его видах; затраты, связанные с финансовыми потерями от несоответствий, как при выпуске, так и при продаже; затраты на создание качества, на достижение требуемого качества проектом.

Поскольку трудно назвать процессы, от которых в той или иной степени не зависит качество товара, то все затраты, связанные с созданием и их выполнением являются затратами на качество. Особенно важны затраты на разработку товара, маркетинг, проектирование и экспериментальную отработку, сбор информации о запросах и удовлетворенности потребителей, на технологическое оборудование. Затраты на разработку новых продуктов, испытания и доводку надо тщательно учитывать и анализировать, но не экономить на них. Ибо они намного ниже тех затрат, которые связаны с неэффективной, чреватой отказами от продукции заказчиками и авариями эксплуатацией. При проектировании полезно использовать методы квалиметрии и функционально-стоимостного анализа.

Результаты анализа затрат на качество являются базой для поиска новых технологических и организационных решений, прежде всего для предотвращения несоответствий и улучшения контроля. Это тем более важно, так как затраты от появления несоответствий на стадии использования во много раз больше затрат на их устранение при производстве и, тем более, на предотвращение их появления. Результаты анализа затрат на качество являются также базой для планирования себестоимости продукции и принятия решений об инвестициях в производство. Новое качество - это новые продукты и новый дизайн, которые требуют значительных финансовых вложений в проектирование или их изготовление на фоне уже существующих затрат на качество.

Решение о наиболее выгодном вложении средств для повышения качества есть основополагающее решение в управлении качеством, и соответственно главный принцип управления качеством - принцип максимальной эффективности инвестиций в качество. Это лишний раз подтверждает необходимость крайне тщательных и взвешенных оценок при принятии решений, касающихся способов повышения качества и области вложения инвестиций, с серьезным анализом возможных вариантов, всесторонним изучением рынка как российского, так и зарубежного.

Всеобъемлющее управление качеством требует управления процессами, а не только конечными результатами. Это является основой улучшения качества продукции и производительности труда. Каждый сотрудник организации обслуживает какой-либо процесс и вносит свой вклад в него, и каждый процесс должен иметь работников, ответственных за эффективность этого процесса. Исторически в концепции модели затрат на качество предполагалось, что конкретные поддающиеся идентификации затраты в какой-то степени связаны с качеством конечного результата. В противоположность этому в рамках культуры управления вся хозяйственная деятельность связана с процессами, и, следовательно, модель затрат должна отражать скорее полные затраты в каждом процессе, чем произвольно определенные затраты на качество.

Единственное разделение, которое в конце концов является обоснованным, - это разделение между затратами на обеспечение соответствия требованиям и затратами, вызванными несоответствием. Бизнес-процесс может рассматриваться на любом уровне в организации, может быть отдельным этапом работы или полным циклом ведения предпринимательства. В любом случае в процессе используются материалы и ресурсы, а ответственный за процесс нуждается в средстве, позволяющем контролировать затраты, связанные с этим процессом, и принимать меры к их минимизации [1; 9].

Каждый отдельный элемент затрат требует также отнесения его к затратам на соответствие направлению. Затраты на функционирование процесса в соответствии с заданными требованиями считаются самым эффективным способом. Это означает, что функционирование процесса в рамках специфицированных процедур не может быть достигнуто при более низких затратах. Это минимальные затраты на обеспечение функционирования процесса. Затраты, связанные с неэффективностью специфицированного процесса, вызывают избыточные затраты людей, материалов и оборудования, они возникают вследствие неудовлетворительного обеспечения, допущенных ошибок, забракованных выходных потоков и разных других видов потерь.

Модель затрат может быть создана для любого процесса в организации. Она может использоваться для идентификации и мониторинга затрат на процесс в отношении отдельных аспектов организации, таких, как система выписки счетов, система распределения нарядов на работы или система комплектования кадров. Модель можно использовать для мониторинга полных затрат подразделения. Тщательная разработка модели затрат является первостепенной задачей ответственного работника процесса. Будучи разработанной, модель используется для регулярной отчетности о ее характеристиках. Чтобы этого достичь, модель должна оставаться стабильной, что позволит проводить сравнение с предыдущими периодами и наблюдать за тенденциями в затратах. Выбор регистрируемых параметров в ключевых работах имеет наиважнейшее значение. Модель должна анализироваться в самом начале ее использования, чтобы убедиться в ее эффективности и регулярно впоследствии, чтобы гарантировать, что она продолжает оставаться эффективной [5; 9].

Организация должна принять единый формат для отчета о затратах. Отчет должен включать исчерпывающий перечень элементов затрат на соответствие и затрат несоответствия, а также содержать: идентификацию всех видов ресурсов управляющих воздействий; сведения об использовании действительных или синтетических ресурсов; методики расчета каждого элемента затрат; источники данных о затратах. Источником данных могут быть как действительные заказы, так и синтетические, и эта информация должна фиксироваться. Действительные затраты: затраты, которые финансовая служба организации требует отдельно выделять, идентифицировать и регистрировать. Синтетические затраты: затраты, которые отдельно не регистрируются как действительные затраты, а выводятся из имеющихся в распоряжении соответствующих данных на четко установленной основе.

В последние годы термин «бизнес-процесс» используется довольно часто в связи с тем, что реальная работа делается посредством горизонтальных процессов независимо от того, как структурирована организация. В то же время компании все больше фокусируются на своих клиентов, а ориентированная на потребителя культура проще реализуется организа-

циями, центрированными вокруг процессов. Чтобы инициировать в организации систематическое управление бизнес-процессами, нужно сделать два основополагающих шага: установить ключевые бизнес-процессы и определить их. Далее усилия концентрируются на измерении эффективности и результативности бизнес-процессов. Когда процессы замерены, их необходимо проанализировать и, если надо, изменить и улучшить.

Под эффективностью управления бизнес-процессами понимается степень запланированных работ и достижения запланированных результатов, под результативностью понимается отношение достигнутых результатов к использованным ресурсам [3; 6]. Существует несколько критичных для успешного управления бизнес-процессами работ: определение, сбор и использование достоверных измерений. Такие достоверные измерения создают базу, позволяющую определить, насколько эффективно и насколько экономично удовлетворены потребности внутренних и внешних клиентов. Замеры процессов показывают, правильно ли учтены требования клиента и удовлетворены ли их ожидания и потребности в продукции. Эти измерения показывают потребности предприятия, предоставляя информацию по контролю расходов и конкурентной составляющей добавленной ценности, которая предлагается клиентам. Три основные категории замеров позволяют определить характеристики бизнес-процессов: эффективность, результативность и время цикла. Процесс можно считать результативным, если он достигает минимально возможного уровня потребления ресурсов и соответствует потребностям как клиента, так и бизнеса [8].

Программа работ по улучшению качества должна быть спланирована на основе информации, имеющейся в отчете о выбранных приоритетах. Ответственный менеджер за процесс должен анализировать повторяющиеся циклы с помощью бригад и отдельных работников и контролировать происходящие в результате изменения затрат. На основе рассмотрения затрат на создание системы управления качеством бизнес-процессов и затрат на его организацию необходимо принять решение о приоритетности направлений развития или преобразования.

Библиографический список

1. Гусев В.В. Система государственного регулирования агропромышленного комплекса России / В.В. Гусев, А.С. Чижик. - М.: Издательский комплекс МГУТУ, 2006.

2. Глобальная экономика. Энциклопедия / Минаева Е.В. [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2012.

3. Минаева Е.В. Теория реструктуризацией в условиях инновационного экономического роста // Экономические науки, 2011. - № 9.

4. Минаева Е.В. Проблемы управления ресурсосбережением в организациях: монография / Е.В. Минаева, З.Б. Проскурина. - М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2013.

5. Портер М. Конкуренция / М. Портер. - С.Пб.: М.: Киев: Издательский дом «Вильямс», 2001.

6. Рябова Т.Ф. Инновационное развитие обрабатывающих предприятий России: монография / Т.Ф. Рябова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012.

7. Рябова Т.Ф. Стратегические направления повышения продовольственной безопасности России: монография / Т.Ф. Рябова, А.Н. Сидоров. - М.: Пищепромиздат, 2006.

8. Рябова Т.Ф. Сущность экономического роста в условиях несовершенной конкуренции. Теория и практика управления развитием социально-экономической системы. - М.: ГУМФ. - Выпуск 2. - Ч. 2.

9. Kaplan R., Norton D. "The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment", Harvard Business School Press, 2001.

10. Филатов В.В. Новая парадигма пространственной организации инновационной экономики РФ в условиях нарастающей глобализации и современной информационной среды: Мат-лы II Международной научно-практической конференции «Евразийское пространство: приоритеты социально-экономического развития». - М.: ЕОИ, 2012. - С. 623-632.

11. Филатов В.В. Актуальные вопросы управления инновационной деятельностью предпринимательских ассоциаций и стратегических альянсов в условиях нарастающей глобализации // Качество. Инновации. Образование № 5. - 2012. - С. 32-41.

12. Филатов В.В., Дорофеев А.Ю., Женжебир В.Н., Паластина И.П., Тарасов А.А Анализ проблем, возникающих при формализации бизнес-процессов и автоматизации менеджмента организации. Современные гуманитарные исследования. - № 3(34). - М.: Спутник+, 2010. - С. 33-35.

13. Филатов В.В., Кобулов Б.А., Колосова Г.М., Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Деева В.А., Денисова Н.А., Кобулова А.Б., Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцева И.В., Сафронов Б.И. Инновационный менеджмент: учеб. пособие с тестовыми заданиями с грифом УМО. -Издательство: ЦНТБ пищевой промышленности, 2011 г. - 479 с.

14. Филатов В.В., Аветисян М.В., Гайдаренко Л.В., Деева В.А., Князев В.В., Кобулов Б.А., Кобиашвили Н.А., Мухина Т.Н., Паластина И.П., Рудненко О.Е., Хомутинникова Т.В. Менеджмент: учеб. пособие с тестовыми заданиями с грифом УМО. - Москва, Юриспруденция, 2008.

15. Филатов В.В., Хомутинникова Т.В, Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Долгова В.Н., Медведева Т.Ю., Паластина И.П. Управление качеством: учеб. пособие с тестовыми заданиями с грифом УМО. - Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2009.

16. Филатов В.В., Долгова В.Н., Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Медведева Т.Ю., Паластина И.П., Положенцева И.В., Женжебир В.Н. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие с тестовыми заданиями с грифом УМО. Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2010.

Т.Н. Сауренко

СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЕЕ ЦЕЛЕЙ

Ключевые слова: таможенная политика, цель, методика, формализация, экономическое развитие, экономическая безопасность.

Особенность таможенной политики таможенного союза как предмета исследований заключается в отсутствии в настоящее время ее единого определения. Проанализировав существующие определения понятия «таможенная политика», сформулируем достаточно цельное и конструктивное определение. Под таможенной политикой Таможенного союза в широком смысле будем понимать процесс формирования и обеспечения реализации системы согласованных стратегических подходов к созданию, развитию и функционированию Таможенного союза. В узком же смысле будем выделять раздел политики, связанный с формированием и обеспечением реализации системы согласованных стратегических подходов и таможенных мер регулирования перемещения товаров через общую таможенную границу государств -членов союза, то есть часть политики, отражающую управление функционированием таможенного союза.

© Сауренко Т.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.