УДК 159
Крылов Максим Владимирович
адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России Krylov-maxim! @mail.ru Krylov Maxim Vladimirovich graduated in a military academy of chair of pedagogics of the St. Petersburg militaryof institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia Krylov-maximl @mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКЕ
FORMATION OF INTERSUBJECT CONCEPTS AT TRAINING TO PEDAGOGICS
IN HIGH SCHOOL
Аннотация. В статье раскрываются взаимосвязи обучения педагогике с другими учебными предметами через связи между понятиями, которые являются базовым элементом содержания разных наук. Одним из приемов систематизации понятийно-категориального аппарата в освоении предмета педагогика является формирование межпредметных понятий. Обосновывается, что обучение педагогике должно осуществляться с учетом взаимосвязи разных учебных предметов. Уточнено понятие и этапы формирования межпредметных и подчиненных понятий в предметной области «Педагогика».
Ключевые слова: межпредметные понятия, взаимосвязь, интеграция, предметная область, процесс обучения.
Annotation. In article interrelations of training to pedagogics with other subject matters through communications between concepts which is a base element of the maintenance of different sciences reveal. One of ordering receptions conceptually-kategorialnogo the device in development of a subject the pedagogics is formation of intersubject concepts. It is proved that training to pedagogics should be carried out taking into account interrelation of different subject matters in military high school. The concept and stages of formation of the intersubject and subordinated concepts of subject domain "Pedagogics" is specified.
Keywords: intersubject concepts, interrelation, integration, subject domain, training process.
Взаимосвязь педагогики с другими научными областями - одна из самых сложных и в тоже время актуальных сегодня тем. Несмотря на то, что педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не может существовать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, тесно связана с науками, изучающими человека.
В настоящее время происходят изменения и в сфере образования, актуальной становится задача формирования у обучаемого целостного представления об окружающем мире. В связи с этим меняются требования к современному человеку, который должен быть мобильным, обладать знаниями в смежных областях. Создание целостной системы знаний может быть обеспечено обучением на интегративной основе. Интегративный содержательный аспект реализуется через выделение понятий, полученных в рамках изучения одного предмета при решении задач других. Это достигается установлением связи между понятиями - базовыми элементами содержания изучаемого материала. Для того, чтобы выделить взаимосвязь понятий между предметной областью «педагогика», необходимо обозначать ее не только на занятии по данной учебной дисциплине, но и «прикладывать» знания из других научных областей (психология, философия, социология и др.).
Взаимосвязи обучения педагогике с другими учебными предметами осуществляются через понятия, например принцип, функция, технология, процесс и т.д. Данные термины находятся на стыке нескольких предметных областей и могут по праву считаться межпредметными, так как являются связующими понятиями при изучении разных наук. Процесс обучения - сложный, диалектический развивающийся процесс. Движущими силами его являются противоречия. К неисчерпаемому противоречию, как вечному двигателю познавательной активности обучающегося, в процессе обучения относятся противоречия между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения (как преподавателем, так и самим обучающимся в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков. Процесс обучения не только противоречивый, но и закономерный. Как известно, закономерность - объективная устойчивая причинно-следственная связь между явлениями или процессами. К закономерностям учебного процесса можно отнести его двусторонность. [1, с.239].
«Взаимосвязь как педагогическая закономерность предполагает, что изучение научных учебных предметов, двух и более, должно осуществляться в единстве -взаимонаправленно и во взаимодействии» [2, с.300].
Под влиянием этой закономерности качественно меняются почти все компоненты образовательного процесса, которые способны определить эффективность подготовки обучаемого.
Рассмотрим данную взаимосвязь педагогики с общественными науками. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.
Из общественных наук педагогика тесно связанна с философией. Философское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования. В данных науках философии и педагогики имеются ряд общих вопросов и проблем, в том числе:
- проблемы цели воспитания;
- проблемы формирования мировоззрения;
- взаимосвязь коллектива и личности;
- гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания и ученического познания как одной из форм познания человеком окружающей его действительности. Взаимосвязь двух наук прослеживается не только на методологическом уровне, но и на понятийном.
Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, какими являются логика, этика и эстетика. Данные науки помогают в решении педагогических задач и развитии правильного мышления обучающегося, привития ему нравственного и эстетического восприятия научного мировоззрения. Также логика обосновывает отношения между понятиями с помощью «кругов Эйлера», где каждый круг обозначает объем понятия. Кругом изображается и единичное понятие (см. схему № 1).
Наблюдается связь педагогики и социологии, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положения в обществе, воспитания личности в социальных институтах. В науке социология появилась новая наука «педагогическая социология», которая образовалась на стыке педагогики и социологии и осуществляет исследования о процессах изменения в социальных структурах общества, деятельности по занятости людей и их воспитания, которые решают совместно учебные учреждения и общественность.
Схема №1.
Сравнение понятий
ГпВмастимыа
Равнозначные (тождествен ные)
Перекрещивающие
Подчиняющиеся и подчиненные
Несовмест имые
соподчине нные
Противопс ложные
Противоре чащие
Важное значение в педагогике имеет связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека. Пользуясь данными психологии, педагогика учитывает возрастные особенности обучающихся, формулирует конечные цели обучения в виде характеристик тех качеств, которые должны быть достигнуты в результате обучения: самостоятельность мышления, владения учебными умениями и навыками, креативность и т.д. У этой науки педагогика заимствует знания о процессах усвоения, запоминания, умственного развития.
Ученый Данилов М.А считал, что «факты, понятия и законы науки не усваиваются обучающими сразу во всем объеме и всей глубине. Усвоение происходит постепенно от простых явлений к сложным, от явлений к сущности, от сущности менее глубокой к сущности более глубокой» [3, с. 158]. Законы и закономерности, изложенные в педагогике, могут находить подтверждение в форме фактов и событий в других учебных предметах. Например, философии, социологии, психологии и других учебных предметов. В обучении предметов находят свое проявление общие законы диалектики и специфические законы обучения. К общим законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания отрицания.
В процессе обучения обучающиеся осваивают научную информацию, адаптированную с учетом их особенностей восприятия, представленную в виде понятийно-категориального аппарата и т. п. Но любую информацию человек переводит на свой язык, «при усвоении материала обучающийся «пропускает» его
через свой опыт и превращает в индивидуальные знания» [4, с. 8]. Считается, что главное в содержании обучения - это социальный заказ, который нужно переводить на язык педагогики. Этот процесс начинается с общего теоретического представления материала и восприятия, после чего происходит его переосмысление и запоминание.
Таким образом, взаимосвязь обучения необходимо выстраивать с учетом особенностей психологического восприятия человеком учебного материала, при этом закреплять его в изучаемых предметах, которые пользуются понятиями, близкими по содержанию и значению. Все это осуществляется во взаимодействие «преподаватель-обучаемый» и направлено на достижения цели обучения.
Единый учебный процесс имеет свою логику: обучаемые непременно должны пройти два уровня усвоения знаний и умений - осознанное восприятие, запоминание и применение [5, с. 388].
Для эффективного применения взаимосвязи педагогики в обучении с другими предметными областями необходимо определить, что понимается под формированием межпредметного понятия в сознании человека. Почему их необходимо учитывать в педагогике, и какие этапы преподаватель должен соблюсти для получения положительного результата в учебном процессе обучения.
В обучении педагогике рассматривают такие характеристики понятия, как объем и содержание. Объем - множество объектов, выделяемых и обобщаемых в понятии. Фактически объем понятия представляет собой множество значений этого понятия. Содержания понятия - совокупность свойств объектов, существенных для данного термина. Фактически отражает смысл этого понятия.
Связующим понятием в предметной области является межпредметность содержания учебного материала, которая в этом смысле является основой интеграции, как транспредметных, так внутрипредметных знаний, что позволяет избежать однообразности и представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
В логике такие понятия называют соподчиненными. То есть понятия, например «система воспитания», «система обучения» являются не межпредметными, как это может показаться на первый взгляд.
Совокупность общих свойств соподчиненных понятий представляет с логической точки зрения понятия (в данном случае понятие «система»), и его целесообразно назвать межпредметным. А понятия «система воспитания», «система обучения» являются подчиненными межпредметному понятию «система» и соподчиненными между собой.
Объемы этих понятий различные, исключают друг друга. Но содержания этих понятий пересекаются, то есть у них можно выделить общие свойства:
• задано множество объектов;
• объекты находятся в отношениях и связях друг с другом, имеют общее;
• образуют определенную целостность, т. е. «в некотором существенном аспекте «сила или «ценность» связей элементов внутри системы выше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды» [6, с 280].
Таким образом, общий смысл соподчиненных понятий образует основное содержание межпредметного понятия, а все значения этих понятий образуют объем этого понятия.
В настоящее время обучение педагогике обучаемых происходит с использованием разных методик и технологий. Одна из таких методик - это формирование межпредметных понятий. В обучении педагогике процесс формирования межпредметных понятий исследован недостаточно подробно, но он исследован хорошо в других предметных областях, например в математике. Для достижения межпредметных результатов в процессе обучения педагогике необходимо к этапам формирования межпредметных и подчиненных им понятий предъявить ряд требований: Они должны:
• реализовать интеграцию научного понятия и житейского представления об этом понятии;
• реализовать интеграцию понятий, подчиненных межпредметному;
• учитывать этапы формирования понятия в сознании человека.
Для реализации формирования межпредметных понятий в обучении педагогике обучаемых организуемый процесс необходимо разделить на 2 этапа:
Первый этап выполняется преподавателем до проведения учебного занятия;
Второй этап проводятся непосредственно на учебном занятии.
Первый этап:
I. Выявление понятий, которых можно отнести к межпредметным. Установление между понятиями связей, осуществляемое в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, анализа и синтеза и сравнения.
II. Представление понятий на уровне восприятия (житейского представления). Межпредметные понятия не являются целью изучения педагогике и большинства других учебных предметов. Целью изучения будет являться выявление понятия, подчиненного межпредметному и соподчиненного между собой.
III. Выявление свойств, характерных для педагогического понятия, подчиненного межпредметному.
При выделении общих свойств, существенных для соподчиненных понятий, могут быть выявлены и понятия для каждой предметной области, которые будут относиться только к этому понятию, т. е. характерные для педагогического понятия.
Второй этап.
I. Проявление содержательной части субъектного опыта курсанта.
Не слишком много понятий, которые совершенно не знакомы курсанту в педагогике. Это значит, что за этим термином у курсанта закреплен определенный субъектный опыт, который может не совпадать со смыслом и значением понятия. Поэтому проявление субъектного опыта курсанта является необходимым этапом формирования понятия.
II. Формирование обобщенного представления о понятии. После формирования содержательной составляющей субъектного опыта курсанта можно переходить к предпонятию, дополнив объем понятия образами.
III. Выражение характерных особенностей понятия данной предметной области, связи его с другими предметами. Введение определение предметного понятия.
Введение предметных понятий целесообразно начинать с рассмотрения объема понятия, это способствует развитию образному стилю мышления у обучаемых, что позволит лучше осваивать учебный материал.
Таким образом, рассмотрев взаимосвязь обучения педагогики с другими предметными областями, нам удалось выявить существенные свойства и признаки понятий, имеющих тождественное значение. Данные понятия объединяют науки на интегративном уровне содержания учебного материала и называются межпредметными понятиями. Для формирования межпредметных понятий преподавателем в учебном процессе по предметной области «педагогика», были разработаны требования и этапы, предъявляемые к обучению.
Литература
1. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. -Москва: Проспект, 2010. - 432 с.
2. Безрукова В. С. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. -Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. С. 300.
3. Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М., Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1966. С. 158.
4. Якиманская И. С. Разработки технологии личностно ориентированного обучения. // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 3.
5. Джуринский Л. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 388.
6. Батоврин В. К. Толковый словарь по системной и программной инженерии. М.: ДМК Пресс. 2012. С. 280.
Literature
1 . Pedagogics: textbook / L.P. Krivshenko [etc.]; under the editorship of L.P. Krivshenko. - Moscow: Prospectus, 2010. - 432 pages.
2 . Bezrukova V. S. Projective pedagogics. Manual for engineering teacher training colleges and industrial and pedagogical technical schools. - Yekaterinburg: Business Book publishing house, 1996. Page 300.
3 . Danilov M. A. Training process at the Soviet school. M, State educational and pedagogical publishing house of the Ministry of Public Education of RSFSR, 1966. Page 158.
4 . Yakimanskaya I. S. Development of technology of personally focused training. // Psychology questions. 1989 . No. 6. Page 3.
5 . Dzhurinsky L. N. Istoriya of pedagogics: Studies. grant for the student. teacher training Universities. M.: Гуманит. prod. VLADOS center, 1999. Page 388.
6. Batovrin V. K. The explanatory dictionary on system and program engineering. M.: DMK Press. 2012 . Page 280.