Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / образование / межкультурная коммуникация / иностранный язык / педагогика / students / education / cross-cultural communication / foreign language / pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.О. Косачева

В статье раскрывается проблема разработки формирования межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза. Исследуются основные научные подходы к сущности иноязычной компетенции, рассматриваются наиболее эффективные формы и методы развития межкультурной иноязычной компетенции обучающихся. Исследуется дидактический потенциал современных инновационных технологий в плане развития межкультурной иноязычной компетенции студентов языкового вуза. Описываются основные особенности применения современных инновационных технологий дистанционного обучения в процессе формирования межкультурной иноязычной компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.О. Косачева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The article reveals a problem of developing intercultural foreign language competence among students of a non-language university. The article examines the main scientific approaches to the essence of foreign language competence, considers the most effective forms and methods of development of intercultural foreign language competence of students. The didactic potential of modern innovative technologies in terms of development of intercultural foreign language competence of students is studied. The article describes the main features of the application of modern innovative distance learning technologies in the process of the formation of intercultural foreign language competence of the students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

цию в яркой зрительной форме как документальных фактов, так и исторических событий, органически вводя художественный материал в ткань сценария, используя средства выразительности разножанровых номеров в единый замысел.

Таким образом, нами выявлены особенности профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в ходе их профессиональной подготовки в образовательном процессе вуза, включая периоды учебных и производственных практик студентов, с точки зрения оптимального достижения максимальной эффективности исследуемого процесса.

Первая особенность состояла в определении ключевой роли сценарной культуры как результата профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов в вузе на ступени бакалавриата: в ходе организации обучения общепрофессиональным и специальным дисциплинам и учета индивидуальных особенностей студентов, межличностного взаимодействия студентов с признанными мастерами, имеющими большой практический опыт режиссерской и педагогической работы.

Вторая особенность заключалась в рассмотрении культурологического и целостного подходов как наиболее целесообразных в качестве методологических ориентиров в данном исследовании. Сценарная культура как результат профессионально-личностного становления, целостное профессионально-личностное качество студентов раскрываются через индивидуальные, личностные особенности будущих режиссеров-педагогов и их профессионализм в режиссер-ско-постановочной и педагогической (воспитательной) деятельности), которые

могут использовать преподаватели педагогических вузов и вузов искусств и культуры в процессе профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов.

Третья особенность характеризуется разработкой и обоснованием средств профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов различной степени сложности (этюдно-фрагментарного; учебного сценария театрализованного представления; авторского сценария массового праздника), реализованных на учебных занятиях в вузе, в ходе учебных и производственных практик.

Представленный материал будет полезен не только в смысле эффективного средства для профессионально-личностного становления будущих режиссеров-педагогов. Внедрение в образовательную практику рассмотренных подходов и средств будет способствовать оптимизации процесса режиссерского образования в вузе в целом.

Данная работа, с нашей точки зрения, перспективна для дальнейшего исследования:

- профессионально-личностного становления студентов в контексте межпредметных связей и формирования универсальных учебных действий обучающихся;

- теоретической переподготовки преподавателей общепрофессиональных дисциплин и дисциплин по профилю подготовки к профессионально-личностному становлению будущих режиссеров-педагогов.

Библиографический список

1. Алексеева Е.Н., Лапшин В.А., Сорокопуд Ю.В. Современные подходы к формированию личности будущих молодых специалистов в условиях высшего и среднего профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 217-219.

2. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. Сценарная технология. Краснодар. 2021.

3. Столярчук Л.И. Профессиональная подготовка вожатых к созданию воспитывающей среды. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020; № 1 (144): 16-22.

4. Театрализованные представления и праздники в контексте современных тенденций развития культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников ХГИК. Хабаровск. 2021.

References

1. Alekseeva E.N., Lapshin V.A., Sorokopud Yu.V. Sovremennye podhody k formirovaniyu lichnosti buduschih molodyh specialistov v usloviyah vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 217-219.

2. Markov O.I. Scenarnaya kultura rezhisserov teatralizovannyh predstavlenijiprazdnikov. Scenarnaya tehnologiya. Krasnodar. 2021.

3. Stolyarchuk L.I. Professional'naya podgotovka vozhatyh k sozdaniyu vospityvayuschej sredy. Izvestiya Volgogradskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2020; № 1 (144): 16-22.

4. Teatralizovannye predstavleniya i prazdniki v kontekste sovremennyh tendencij razvitiya kul'tury: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 45-letiyu kafedry rezhissury teatralizovannyh predstavlenij i prazdnikov HGIK. Habarovsk. 2021.

Статья поступила в редакцию 24.03.23

УДК 378.147

Kosacheva V.O., teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: VOKosacheva@fa.ru

FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES. The article reveals a problem of developing intercultural foreign language competence among students of a non-language university. The article examines the main scientific approaches to the essence of foreign language competence, considers the most effective forms and methods of development of intercultural foreign language competence of students. The didactic potential of modern innovative technologies in terms of development of intercultural foreign language competence of students is studied. The article describes the main features of the application of modern innovative distance learning technologies in the process of the formation of intercultural foreign language competence of the students.

Key words: students, education, cross-cultural communication, foreign language, pedagogy

В.О. Косачееа, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Москва, Е-mail: VOKosacheva@fa.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

В статье раскрывается проблема разработки формирования межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза. Исследуются основные научные подходы к сущности иноязычной компетенции, рассматриваются наиболее эффективные формы и методы развития межкультурной иноязычной компетенции обучающихся. Исследуется дидактический потенциал современных инновационных технологий в плане развития межкультурной иноязычной компетенции студентов языкового вуза. Описываются основные особенности применения современных инновационных технологий дистанционного обучения в процессе формирования межкультурной иноязычной компетенции обучающихся.

Ключевые слова: студенты, образование, межкультурная коммуникация, иностранный язык, педагогика

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие современного общества подразумевает наличие у человека развитой межкультурной иноязычной компетенции. В связи с этим в неязыковом вузе необходимо уделять внимание формированию межкультурной иноязычной компетенции у обучающихся как в классной, так и в домашней работе обучающихся. Важную роль в этом процессе играет знание языковой картины мира, характерной для носителей изучаемого языка. В связи с этим внедрение инно-

вационных технологий в учебный процесс в неязыковом вузе при изучении иностранного языка становятся как никогда актуальным. Их применение способствует формированию межкультурной иноязычной компетенции студентов.

Цель исследования: обосновать эффективность использования современных инновационных технологий в процессе формирования межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза.

Поставленные задачи:

1. Определить компоненты межкультурной иноязычной компетенции.

2. Исследовать основные методы формирования межкультурной иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза.

3. Определить наиболее эффективные технологии формирования межкультурной иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза.

4. Исследовать возможности применения современной онлайн-коммуни-кации в процессе формирования межкультурной иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза.

Научная новизна исследовательской работы заключается в выявлении дидактического потенциала современных информационных технологий в процессе формирования межкультурной иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться для оптимизации процесса межкультурной иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза.

Перспектива дальнейших исследований связана с необходимостью разработки специализированных программ и приложений, способствующих формированию межкультурной иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза.

Методика формирования межкультурной компетенции у студентов - важный и актуальный вопрос, в разные исторические периоды его изучением занимались различные методисты и педагоги. В частности, среди них Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.И. Гез. Важную роль занимают исследования, в которых проблема формирования межкультурной иноязычной компетенции исследуется в контексте изучения языковой картины мира, в частности, с данного ракурса межкультурную иноязычную коммуникацию рассматривают такие исследователи, как Ю.Д. Апресян и Д. Хэнкс.

Основой исследования является компетентностный подход к курсу иностранного языка. Если образовательный процесс строится на компетентностном подходе, в этом случае изучение иностранного языка основано на том, чтобы обучающиеся достигали конкретных практических целей и учились самостоятельно действовать в тех или иных коммуникативных ситуациях. Компетентностный подход предполагает, что необходимо формировать у обучающихся определенные личностные качества, которые и называются компетенциями.

Теоретическая основа исследования - законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие образовательный процесс в вузе, а также теоретические работы в области педагоги, психологии и методики, направленные на исследование приемов и методов развития иноязычной межкультурной коммуникации у студентов. В частности, это работы таких исследователей, как В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин.

Научная новизна заключается в том, что в данной статье рассказывается о том, каким образом можно использовать современные инновационные технологии, включая технологии дистанционного обучения, для формирования у студентов межкультурной иноязычной компетенции.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что предложенные в работе методические рекомендации могут быть использованы в актуальной практике преподавания иностранного языка в неязыковом вузе с целью формирования межкультурной иноязычной компетенции обучающихся.

Изучение иностранного языка в вузе - комплексный процесс, во время обучения ставится несколько целей, но приоритетной целью является формирование языковой компетенции обучающихся. Изучение иностранного языка в вузе основано на компетентностном подходе.

В ходе изучения иностранного языка в неязыковом вузе необходимо, прежде всего, формировать у студентов коммуникативные навыки для того, чтобы они могли пользоваться изучаемы языком в ходе своей речевой, языковой и социально-культурной деятельности.

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся происходит в ходе разговора, письма и чтения, а также аудирования на иностранном языке. При этом параллельно с коммуникативной компетенцией необходимо формировать у обучающихся межкультурную иноязычную компетенцию. Необходимо, чтобы у студентов были системные знания об изучаемом языке, для этого педагог должен расширять лингвокультурологический кругозор обучающихся, способствовать развитию речевой культуры.

Если студент владеет межкультурной иноязычной компетенцией, у него на высоком уровне сформированы следующие способности:

- создание условий, которые нужны для того, чтобы свободно общаться на иностранном языке;

- четкая формулировка мыслей;

- развитие когнитивного потенциала;

- развитие собственной языковой личности в процессе коммуникации с носителями иностранного языка.

У разных исследователей разные подходы к определению межкультурной иноязычной компетенции. Тем не менее все ученые считают, что данное понятие непосредственно связано с другим понятием - межкультурная коммуникация. Благодаря развитым навыкам межкультурной иноязычной компетенции люди могут осуществлять успешную коммуникацию с представителями других культур. Человек, владеющий межкультурной иноязычной коммуникацией на высоком уровне, может активно участвовать в другой лингвокультуре, а не только в

собственной. Межкультурная иноязычная компетенция включает в себя знание реалий другой культуры, способность правильно понимать и интерпретировать данные реалии, а также способность участвовать в важных культурных процессах, которые носят поликультурный характер.

Один из наиболее широко известных подходов к исследованию иноязычной межкультурной компетенции - это научный подход А. Кнапп-Поттхоффа. Как полагает исследователь, в состав межкультурной иноязычной компетенции входит ряд обязательных компонентов. Это в первую очередь аффективный компонент, а также такие компоненты, как когнитивный и стратегический. Если у человека развит аффективный компонент, значит, у него на высоком уровне развиваются эмпатия и толерантность. Что касается когнитивного компонента, его развитие предполагает наличие у индивида знаний как о чужой культуре, так и о собственной. Стратегический же компонент в первую очередь связан с вербальными, учебными и исследовательскими стратегиями [3].

Человек, владеющий навыками межкультурной иноязычной коммуникации, не только обладает набором определенных теоретических знаний, но и может применять эти знания на практике, когда он взаимодействует с представителями других культур. Кроме этого, такой индивид обладает развитым критическим мышлением, он может посмотреть на собственную и чужую культуры с критической точки зрения. Еще одна характеристика человека с развитой межкультурной иноязычной коммуникацией - толерантность и способность принимать все другие культуры в соответствии с их характерными особенностями.

Когда педагог развивает иноязычную межкультурную компетенцию у студентов неязыкового вуза, он должен строить обучение на диалоге со студентами, это может быть непосредственный диалог педагога и группы студентов, диалог студентов, работающих в парах, диалог, который носит виртуальный характер (общение по Интернету), рефлексивный диалог или внутренняя речь.

В процессе овладения межкультурной иноязычной компетенцией у студентов развивается культура общения. Высокий уровень коммуникативной культуры характеризуется тем, что студент может грамотно общаться с представителями своей и чужой культуры, он может вести себя в обществе в соответствии с правилами коммуникации, умеет быстро адаптироваться к изменениям коммуникативной ситуации, обладает мобильностью, гибкостью, адаптивностью мышления. Такой человек принимает особенности других культур, обладает толерантностью, может расположить собеседника к себе, учитывая отличительные особенности его культуры. Все данные качества представляются особенно важными в том случае, если речь идет о построении межкультурного диалога, диалога двух или нескольких разных культур.

Для того чтобы межкультурная коммуникация была максимально полноценной, от студента требуется владение иноязычной межкультурной компетенцией на высоком уровне. Для этого обучающийся должен знать все нюансы культуры изучаемого языка и понимать все стилистические тонкости используемых в изучаемом языке выражений и фраз. В процессе общения с представителями других культур студент должен доносить свои мысли и чувства до представителей другой культуры с использованием нужных лексических и грамматических конструкций.

Для того чтобы формировать навыки иноязычной межкультурной коммуникации у студентов неязыкового вуза, необходимо сочетать инновационные и традиционные технологии обучения, так как использование исключительно традиционных технологий вряд ли даст желаемый результат. Когда иностранный язык изучается в неязыковом вузе, педагог должен уделять особое внимание традициям и ценностям культуры изучаемого языка. Культура включает в себя не только язык, но и совокупность духовных и материальных ценностей, культура -это, прежде всего, цивилизация, имеющая свои идеи и свое искусство [3].

Для успешного общения с представителями других культур человек должен представлять себе языковую картину мира другого человека, иначе успешной межкультурной коммуникации не будет. В связи с этим формирование международной иноязычной компетенции представляется особенно важным. Необходимо, чтобы у коммуникантов была совокупность общих фоновых знаний, формирующих языковую картину мира.

В процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе необходимо развивать у студентов неязыкового вуза лингвострановедческую компетенцию, они должны знать фразеологизмы и идиомы, безэквивалентную лексику изучаемого языка, уметь грамотно пользоваться иноязычной лексикой в разных коммуникативных ситуациях.

Важную роль играет и социолингвистический аспект, то есть студент должен грамотно соотносить лингвистическую форму и метод ее языкового выражения в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации. Общекультурный аспект подразумевает следование нормам речевого этикета, а тематический аспект связан с восприятием межкультурной информации.

Учет всех данных аспектов представляется очень важным в процессе формирования у обучающихся иноязычной межкультурной компетенции. Этот вопрос особенно актуален для студентов неязыкового вуза, поскольку в нем не уделяется достаточного внимания формированию у обучающихся знаний о культуре изучаемого языка, развитию лингвострановедческих знаний. Для этого следует использовать инновационные образовательные технологии.

Для того чтобы развивать у студентов межкультурную иноязычную компетенцию при изучении язык языковом вузе, необходимо обучать студентов тем

способностям и социальным навыкам, которые помогут им успешно понимать представителей иных культур. Если трактовать межкультурную иноязычную компетенцию в общем виде, то это способность человека стабильно общаться с представителями разных культур в процессе межкультурной коммуникации с проявлением достаточной культурной чуткости [2].

Можно выделить несколько этапов в системе межкультурного воспитания и образования в неязыковом вузе. В первую очередь студент должен в целом осознать культурную специфику поведения человека. Также студент должен осмыслить систему организации общения в своей родной культуре. И, наконец, обучающийся должен понять, какую именно роль играют культурные факторы в процессе межкультурного общения.

Благодаря межкультурному подходу к изучению иностранного языка в неязыковом вузе развивается языковая личность обучающихся, формируются способности к ведению межкультурного диалога, навыки понимания другой культуры; студенты учатся понимать, чем другие культуры похожи на родную им культуру, а чем отличаются от нее.

Следует отметить, что процесс формирования межкультурной иноязычной компетенции в значительной степени отличается от процесса формирования других компетенций студентов неязыкового вуза. Прежде всего, это отличие заключается в то, что формирование межкультурной иноязычной компетенции основано на том, что обучающийся учится анализировать и интерпретировать различные культурные контакты.

Межкультурная иноязычная компетенция предполагает владение определенным опытом межкультурного общения, а также умение обучающихся осуществлять коммуникацию с представителями своей родной культуры и с представителями других культур. Для того чтобы студент овладел в совершенстве лингвокультурологической компетенцией, у него должны быть развиты такие особенности личности, как эмпатия, толерантность и открытость, а мышление обучающегося должно быть гибким.

Чтобы развивать межкультурную иноязычную компетенцию у студентов неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка, рекомендуется использовать инновационные технологии обучения. Существуют различные технологии формирования межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза. Все они могут с успехом использоваться в образовательном процессе. Одной из наиболее распространенных является технология развития критического мышления. Она направлена на то, чтобы развивать у обучающихся умение самостоятельно работать с полученной во время занятий информацией, анализировать и осмысливать эту информацию, а также применять ее в процессе решения разнообразных учебных задач и выполнения разнообразных учебных действий.

Развитие критического мышления у обучающихся происходит в три этапа. На первом этапе основной задачей педагога является формирование у обучающихся заинтересованности в теме занятия. На втором этапе обучающиеся осмысливают новый материал. На третьем этапе происходит рефлексия.

Интерактивные технологии формирования межкультурной иноязычной компетенции основаны на тесном взаимодействии студента и педагога. Интерактивное обучение по своему характеру является диалоговым, и взаимодействие «педагог - обучающийся» осуществляется именно в ходе диалога. Выбранные педагогом стратегии интерактивного обучения зависят от того, какой характер носит взаимодействие учителя и ученика [4].

Игровые технологии также играют большую роль в формировании межкультурной иноязычной компетенции, так как игра имеет важное образовательное значение и является одним из наиболее эффективных методов обучения. Игра основана на механизме подражания и может использоваться для моделирования реальных ситуаций, возникающих в учебной деятельности, при этом жизни и здоровью играющих не наносится реального ущерба.

Технология проектного обучения также активно используется в процессе формирования межкультурной иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза. Проектная технология обучения направлена на то, чтобы создать проект, а проектом называется определенный документально зафиксированный замысел, который отражает изучение конкретной проблемы, видение данной проблемы студентом. Любой проект направлен на то, чтобы создать новую материальную или духовную ценность. В данном случае, в контексте формирования межкультурной иноязычной компетенции, проектом может быть любое практически ориентированное исследование менталитета, культуры, фразеологического фонда, языковой картины мира жителей страны изучаемого языка.

При формировании межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза важную роль играют творческие технологии. Это педагогические и образовательные технологии, которые направлены на то, чтобы раскрыть и повысить творческий потенциал обучающихся, максимально полно реализовать природные способности студентов в процессе выполнения продуктивных упражнений, направленных на создание чего-либо нового - продукта творчества.

Творческие технологии ценны тем, что они помогают развивать у обучающихся критическое и творческое мышление, способствуют развитию аналитических способностей и креативности, учат детей самостоятельно придумывать и воплощать в жизнь творческие идеи. Благодаря творческим методам работы студенты могут проявить свой творческий потенциал и повысить интерес к куль-

туре изучаемого языка. Педагог, в свою очередь, может усовершенствовать свое мастерство и разработать новые методики обучения в соответствии с динамично изменяющимися потребностями современного общества.

Для того чтобы студенты неязыкового вуза могли развивать навыки межкультурной иноязычной компетенции в современных условиях, представляется оправданным и целесообразным использование различных нейротехнологий, включая нейролингвистическое программирование. Нейролингвистическим программированием называется комплекс технологий, которые можно использовать в контексте основного метода для успешного формирования межкультурной иноязычной компетенции у обучающихся [2].

При формировании межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза используются нейротехнологии, которые направлены на то, чтобы активировать те или иные зоны мозга, а также установить определенные связи. После этого происходит фиксация достигнутых результатов, для этого используется специальная программа. Для того чтобы эта программа стала доступной, нужно активировать механизм, который отвечает за восприятие субъектом информации извне. Или же необходимо активировать внутренний механизм, который отвечает за формирование учебной мотивации.

При помощи нейролингвистического программирования практически любой обучающийся может повысить свой уровень межкультурной иноязычной коммуникации, а также повысить свою личную и профессиональную эффективность. В настоящее время высокий уровень сформированности межкультурной иноязычной компетенции становится нормой для любого образованного человека.

Современные неязыковые вузы активно использует инновационные технологии обучения, способствующие эффективному формированию у обучающихся базовых и продвинутых межкультурных иноязычных компетенций. Прежде всего, к инновационным технологиям формирования межкультурной иноязычной компетенции в настоящий момент следует отнести цифровые технологии, возникшие и получившие свое развитие в процессе цифровизации общества.

Онлайн-обучение осуществляется в режиме реального времени через Интернет Дистанционное обучение представляет собой образовательный процесс, основанный на интерактивном взаимодействии педагога и обучающегося, а также на взаимодействии обучающегося с интерактивным источником информации. При этом для дистанционного обучения иностранному языку в полной мере характерно наличие всех компонентов образовательного процесса, и реализация этих компонентов происходит в процессе применения существующего технологического и информационного потенциала.

В настоящий момент реализация образовательных программ по иностранному языку, в которых используется электронное обучение и дистанционные технологии образования, регулируется некоторыми документами и нормативно-правовыми актам и неязыковых вузов. Дистанционное образование помогает приобрести базовые языковые компетенции, лингвокультурологические компетенции, практиковать язык в формате онлайн-общения.

Интенсивное формирование межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза в формате онлайн на сегодняшний день включает не только знакомые всем вебинары и конференции в Zoom. Рассмотрим самые эффективные и перспективные технологии, используемые в процессе формирования межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов.

1. Обучающие игры

При помощи современных виртуальных средств можно легко использовать обучающие игры в образовательном процессе, при этом это могут быть игры, рассчитанные как на индивидуальную работу, так и на большое количество пользователей. При этом обучающиеся в процессе игры не только развлекаются, но и приобретают важные языковые компетенции [4].

2. Диалоговый тренажер

Диалоговый тренажер является важным помощником при формировании межкультурной иноязычной компетенции и одной из ее составляющих - лексической компетенции. В процессе работы с текстовыми кейсами можно приобрести навыки общения, развить диалогическую и монологическую речь, сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию, необходимую для общения с носителями языка.

3. Скрайбинг

Скрайбинг заключается в том, что человек, усваивая текстовую информацию, подкрепляет ее собственноручно созданными визуальными образами. У большинства людей мозг гораздо лучше запоминает увиденное, нежели услышанное. Репрезентация информации в графической и динамической форме воспринимается и запоминается намного лучше. Усваивая большие объемы теории, обучающиеся сразу же могут использовать эти знания в процессе реальной коммуникации.

4. Чат-бот

Чат-ботом называется специальная программа, которая используется в социальных сетях и мессенджерах, она задает вопросы и дает ответы на вопросы пользователя, ищет информацию, принимает заказы пользователя и выполняет автоматически несложные задачи. Для современных чат-ботов, обладающих искусственным интеллектом, характерна эффективная имитация живой коммуникации. Данная образовательная технология хороша тем, что способствует реализации индивидуального подхода и делает процесс обучения максимально интересным.

5. Виртуальная реальность

Технология виртуальной реальности - это технология, на которой основано большинство компьютерных игр. Однако в настоящий момент эту технологию уже активно применяют в образовании, у обучающихся очень быстро формируются образовательные навыки и умения, при этом технология создания виртуальной реальности повышает вовлеченность обучающегося в образовательный процесс.

6. Электронные курсы

Что касается онлайн-курсов, то в них могут одновременно объединяться сразу несколько методик, а также несколько знакомых обучающимся типов и форматов контента, например, видеоконтент, тексты, подкасты, вебинары, ученые чаты, практические упражнения. Организуя тренинги, педагоги могут быстро и эффективно проверять знания обучающихся.

Для того чтобы инновационные методы формирования межкультурной компетенции у студентов были эффективными, следует рационально использовать их и учитывать ряд ограничений. В частности, следует понимать, что дистанционное обучение не может полностью заменить очное обучение. Кроме этого, недостаточная обеспеченность вуза техническими и материальными ресурсами может значительно понизить эффективность применения современных информационных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационные технологии формирования межкультурной коммуникации у студентов основаны на доступности и открытости обучения и подразумевают активную вовлеченность всех обучающихся в образовательный процесс, вне зави-

Библиографический список

симости от того, какое у них состояние здоровья, где они находятся географически. Использование дистанционных технологий развития навыков межкультурной коммуникации является особенно важным для тех студентов неязыковых вузов, которые не обладают достаточной мобильностью.

Таким образом, проведенное исследование позволило прийти нам к следующим выводам. Формирование межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза представляется важной и актуальной задачей, так как в современном обществе от человека требуется высокий уровень гибкости, мобильности и адаптивности. Для формирования межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза необходимо использовать и традиционные, и инновационные технологии, причем это касается последних. Наиболее эффективными и перспективными представляются методы онлайн-обучения с использованием соответствующих обучающих программ и приложений. Цель данного исследования была достигнута, поскольку были решены следующие задачи:

1. Выявлены компоненты межкультурной иноязычной компетенции.

2. Исследованы основные методы формирования межкультурной иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза.

3. Определены наиболее эффективные технологии формирования межкультурной иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза.

4. Исследованы возможности применения современной онлайн-коммуни-кации в процессе формирования межкультурной иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза.

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Москва: Издательство АРКТИ, 2003: 49-127.

2. Есенина Н.Е. Основные направления развития информатизации иноязычной подготовки. Ученые записки: электронный журнал Курского государственного университета. 2014; № 2 (30): 166-170.

3. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий. Иностранные языки в школе. 2011; № 9: 4.

4. Захарова И.Г Информационные технологии в образовании: учебное пособие. Москва, Готика, 2003. References

1. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Izdatel'stvo ARKTI, 2003: 49-127.

2. Esenina N.E. Osnovnye napravleniya razvitiya informatizacii inoyazychnoj podgotovki. Uchenye zapiski: 'elektonnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; № 2 (30): 166-170.

3. Evstigneev M.N. Kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij. Inostrannyeyazyki v shkole. 2011; № 9: 4.

4. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva, Gotika, 2003.

Статья поступила в редакцию 27.03.23

УДК 378

Plieva A.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: plieva.asya@yandex.ru

Ahmadova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: Akhmadova-64@mail.ru

Kuchmezov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: 89286910015@mail.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS. The article studies concepts of "communicative competence" and "professional communicative competence", considers the process of formation of professional communicative competence of students in the study of a foreign language. It is concluded that communicative competence is the most complex formation of a person, which allows effective interaction. In the course of work on the development of communicative competence at the level of SVE, a foreign language teacher is guided by the professionally oriented orientation of the student's education, since it is necessary to develop the student's personality, which will allow him to acquire professional and develop general competencies. The use of information and communication technologies in foreign language classes is relevant when teaching professional computer communication, since teaching a language that is not native to students is possible when creating an artificial environment, the conditions of which should be as close as possible to real situations of speech communication. Key words: communicative competence, professional communicative competence, foreign language, student, vocational education

А.О. Плиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: plieva.asya@yandex.ru З.М. Ахмадоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: Akhmadova-64@mail.ru Р.А. Кучмезое, канд. пед. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, E-mail: 89286910015@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье изучены понятия «коммуникативная компетенция» и «профессиональная коммуникативная компетенция», рассмотрен процесс формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов при изучении иностранного языка. Сделан вывод о том, что коммуникативная компетенция -сложнейшее образование личности, позволяющая эффективно взаимодействовать. В ходе работы над развитием коммуникативной компетенции на уровне СПО преподаватель иностранного языка руководствуется профессионально ориентированной направленностью обучения студента, поскольку необходимо развивать личность студента, что позволит ему приобрести профессиональные и развить общее компетенции. Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях иностранного языка актуально при обучении профессиональной компьютерной коммуникации, т. к. обучение языку, не являющемуся для учащихся родным, возможно при создании искусственной среды, условия которой должны быть максимально приближены к реальным ситуациям речевого общения.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, профессиональная коммуникативная компетенция, иностранный язык, студент, профессиональное образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.