Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЗОНЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ АПК'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЗОНЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АГРАРНЫЙ РЫНОК / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / COMPETITIVENESS / EFFICIENCY / INTERSTATE INTEGRATION / AGRARIAN MARKET / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силаева Л.П.

Одним из основных принципов функционирования Евразийского экономического союза является достижение общего синергетического эффекта, позволяющего одновременно обеспечить уровень динамичного развития его аграрной сферы экономики и каждой страны Союза путем эффективного использования совокупного аграрного потенциала. Это послужит основой для плодотворного взаимовыгодного и всестороннего сотрудничества в аграрной сфере экономики, как в рамках Союза, так и за его пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN INTERSTATE SPECIALIZED ZONE FOR THE PRODUCTION OF AGRICULTURAL PRODUCTS

Оnе of the basic principles of the functioning of the Eurasian Economic Union is to achieve a common synergistic effect, which allows simultaneously to ensure the level of dynamic development of his agrarian sphere of economy and each country of the Union through the effective use of aggregate of agricultural potential. This will serve as a basis for fruitful mutually beneficial and comprehensive cooperation in the agrarian sphere of the economy, both within the Union and beyond.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЗОНЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ АПК»

DOI: 10.33049/11.052718.2

Applied Economic Researches, SA LLC, 2018

FORMATION OF AN INTERSTATE SPECIALIZED ZONE FOR THE PRODUCTION OF AGRICULTURAL PRODUCTS

Silaeva L.P.

Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, doctor of Economic Sciences, Doctor of Economic Sciences,

Professor, Moscow, Russia

Abstract: one of the basic principles of the functioning of the Eurasian Economic Union is to achieve a common synergistic effect, which allows simultaneously to ensure the level of dynamic development of his agrarian sphere of economy and each country of the Union through the effective use of aggregate of agricultural potential. This will serve as a basis for fruitful mutually beneficial and comprehensive cooperation in the agrarian sphere of the economy, both within the Union and beyond.

Keywords: competitiveness, efficiency, interstate integration, agrarian market, innovative development.

УДК 631

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2018

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЗОНЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ АПК

Силаева Л.П.

ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», д.э.н., профессор, _Хорошевское шоссе 35/2, Москва_

Аннотация: одним из основных принципов функционирования Евразийского экономического союза является достижение общего синергетического эффекта, позволяющего одновременно обеспечить уровень динамичного развития его аграрной сферы экономики и каждой страны Союза путем эффективного использования совокупного аграрного потенциала. Это послужит основой для плодотворного взаимовыгодного и всестороннего сотрудничества в аграрной сфере экономики, как в рамках Союза, так и за его пределами.

Ключевые слова: конкурентоспособность, эффективность, межгосударственная интеграция, аграрный рынок, инновационное развитие.

Государства-члены ЕАЭС, благодаря исторической, культурной и географической близости, уровню социально-

экономического развития имеют множественные экономические и хозяйственные связи для развития интеграционного сотрудничества в аграрной сфере экономики, что является вполне закономерным процессом развития международного разделения труда и мирохозяйственных связей. Ключевым условием развития аграрной сферы экономики государств-членов ЕАЭС является создание эффективной хозяйственной системы и адекватной институциональной среды, базирую-

щихся на совокупности конкурентоспособных отечественных аграрных предприятий и их объединений. Именно конкурентоспособность и эффективность их функционирования, причем не только в рамках национальных и союзных границ, но и за их пределами, а также степень участия каждого государства-члена ЕАЭС в создании благоприятной предпринимательской среды будут в перспективе определять позиции Союза в аграрной сфере экономики на мировом аграрном рынке и прежде всего на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

За прошедшие годы странами Союза -- стигнуты определенные успехи в развитии V гжтосударственной интеграции и коопера-_нн в аграрной сфере экономики, обеспечении населения отечественным продовольствием. К ним, например, можно отнести уст-

- мнение многих барьеров во взаимной тор-

зле продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, упрощение та-ч еженного регулирования, разработку и применение общих технических регламентов

. большинству видов сельскохозяйствен-

- и продукции, сырья и продовольствия и комплекса мер по антимонопольному регулированию общего аграрного рынка, форми--ование эффективной и оперативной системы информационно-аналитического сопровождения. принятие совместных соглашений по унификации регулирования производства

обращения семян сельскохозяйственных культур, разведения и продажи племенных /кивотных и др. Кроме того, созданы отдельные предпосылки для развития и углубления интеграционных процессов в аграрной сфере 'кономики, к которым следует отнести:

частично сформировавшуюся наднациональную нормативную правовую базу и постоянно проводимую работу по ее дальнейшему совершенствованию в плане формирования общего аграрного рынка, согласованной экспортной политики государств-чпенов ЕАЭС в отношении развития экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, обеспечения коллективной продовольственной безопасности;

реализацию среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития аграрной сферы экономики стран Союза, направленных на обеспечение устойчивого роста и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также разработку перспективных направлений и механизмов развития согласованной агропромышленной политики государств-членов ЕАЭС, в том числе в области проведения ускоренного импортозамещения в аграрной сфере экономики;

положительную динамику развития аграрной сферы экономики в каждом из государств-членов и в целом Союза, увеличение объемов взаимной торговли прежде все-

го продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, наращивание их экспорта в третьи страны, особенно российского и казахстанского зерна, снижение совокупного импорта, развитие межгосударственной интеграции и кооперации.

Интеграционные процессы в аграрной сфере экономики на экономическом пространстве Союза направлены на выполнение соответствующих положений Договора о ЕАЭС и Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов в ключевых отраслях и секторах агропромышленного комплекса. Создание и функционирование Евразийского экономического союза расширило возможности для дополнительных макроэкономических условий их устойчивого развития за счет:

формирования необходимой нормативной правовой системы мер, включая, например, Концепцию согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов ЕАЭС, а также распоряжение «О методологии расчета сводных прогнозных балансов спроса и предложения государств-членов ЕАЭС по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковолокну и шерсти», позволяющие применять гармонизированные механизмы регулирования и мониторинга развития АПК и сельских территорий на межгосударственном уровне;

совершенствования системы мер государственной поддержки с соблюдением принципов, предусмотренных приложением № 29 «Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства» Договора о Евразийском экономическом союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (раздел XXV «Агропромышленный комплекс»);

обеспечения относительно равного доступа отечественным товаропроизводителям на общий аграрный рынок, достижения справедливой конкуренции между его хозяйствующими субъектами, унифицирования требований, связанных с обращением продукции АПК, защиты экономических интересов товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

расширения границ Евразийского экономического союза, а следовательно, и использования дополнительных возможностей для реализации его экспортного потенциала в первую очередь по поставкам продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Вместе с тем существует объективная целесообразность более глубокой межгосударственной интеграции и кооперации стран Союза в аграрной сфере экономики в целях оптимизации использования их совокупных ресурсов и научно-технического потенциала ЛПК, обеспечения устойчивости функционирования агропродовольственного рынка и рынка средств производства, повышения уровня участия в международном разделении труда в агропромышленном производстве. Поэтому в Договоре о ЕАЭС реализация задач согласованной агропромышленной политики предполагает использование механизмов межгосударственного взаимодействия по семи основным направлениям: прогнозирование в агропромышленном комплексе; государственная поддержка сельского хозяйства; регулирование общего аграрного рынка; единые требования в сфере производства и обращения продукции: развитие экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; научное и инновационное развитие агропромышленного комплекса; интегрированное информационное обеспечение агропромышленного комплекса.

Однако в процессе расширения и углубления интеграционных связей между государствами-членами ЕАЭС в аграрной сфере экономики предстоит преодолеть следующие внутренние и внешние трудности, которые в противном случае будут тормозить ее развитие на национальном и наднациональном уровнях и тем самым сдерживать решение проблемы коллективной продовольственной безопасности:

высокую затратность процесса формирования интеграционных отношений в аграрной сфере экономики особенно в начальный период становления Союза, но который способен сравнительно быстро окупиться, когда он относительно стабилен на протяжении длительного периода и не подвергается каким-либо краткосрочным конъюнктурным и особенно форс-мажорным изменениям.

Так. антисанкционная политика России противоречит коммерческим интересам других стран Союза и не всегда поддерживается ими. вследствие чего она является определенной преградой для углубления интеграционного сотрудничества в аграрной сфере экономики. По сути, до последнего времени в каждом из государств-членов ЕАЭС реализуется преимущественно собственный организационно-экономический механизм функционирования аграрного рынка, во многом отличный от других. Пока во многом разобщенные национальные инструменты государственного регулирования союзного рынка оказывают неоднозначное влияние на динамику агропромышленного производства, ценообразования и привлечения инвестиций, а следовательно, на условия конкуренции на общем аграрном рынке и могут вступать в противоречие с инструментами и экономическими интересами хозяйствующих субъектов каждого из государств-членов ЕАЭС;

несовершенство действующей модели интеграционных отношений в аграрной сфере экономики, поскольку принятая в рамках Союза аграрная политика предусматривает согласованную (скоординированную), но не единую аграрную политику, что вызывает необходимость делегирования значительной части национальных полномочий на наднациональный уровень. В условиях отсутствия четкой иерархии национальных и особенно наднациональных органов управления АПК при отсутствии у последних необходимых финансовых ресурсов и несовершенства союзного законодательства дают возможность осуществлять лишь координацию и согласование по отдельным направлениям, а не проводить единую аграрную политику. Действующая договорно-правовая база не всегда позволяет в полной мере реализовать потенциал достигнутого формата межгосударственной интеграции и кооперации в вопросах развития аграрной сферы экономики и особенно ее базовой отрасли - сельского хозяйства. регулирования общего аграрного рынка и его отдельных сегментов. Снижает уровень эффективности наднационального регулирования и существующая ограниченность полномочий Евразийской экономической комиссии, вследствие чего часто приходится переносить процесс принятия многих совме-

-тных решении на уровень глав государств-членов ЕАЭС;

сохраняющиеся противоречия нацио-нальных интересов государств-членов ЕАЭС на союзном аграрном рынке. Они во многом бусловлены национальными особенностями развития аграрной сферы экономики и в пер-зую очередь сельского хозяйства, а также наличием недостатков в наднациональном законодательстве, усиливаемые тем обстоятельством, что ЕАЭС является Союзом пяти неравновеликих стран с существенными различиями прежде всего в масштабах аграрного потенциала и производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст-зия. Это создает определенный потребительский характер экономических отношений государств-членов ЕАЭС с системным интегратором Союза - Россией, которые рассматривают ее в первую очередь в качестве емкого рынка сбыта своей продукции АПК. Следствием несовпадения национальных интересов являются еще сохраняющиеся ограничения во взаимной торговле прежде всего продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, которые часто используются не в качестве защитной меры, а преимущественно как административный фактор (ресурс) в конкурентной борьбе;

неблагоприятную мировую конъюнктуру агропродовольственного рынка с ее колебаниями цен, изменениями спроса на продукцию агропромышленного комплекса и кредитными ограничениями, а также сохраняющуюся внутреннюю финансово-экономическую нестабильность в каждой из пяти стран Союза;

нерешенность многих внутренних, особенно системных, проблем развития аграрной сферы экономики каждого из государств-членов ЕАЭС, а также отсутствие реальных крупных положительных подвижек в формировании развитого общего аграрного рынка, четкой организационно-

экономической модели его функционирования, наличия ряда других внутренних и внешних причин, часто вносящих элементы недоверия, разобщенности, несогласованности и непредсказуемости принимаемых в одностороннем порядке решений отдельными странами Союза. Обостряют сложившуюся ситуацию неустойчивость курса националь-

ных валют, несовершенство сложившейся системы экономических взаиморасчетов между государствами-членами ЕАЭС при отсутствии эффективных совместных согласованных защитных организационно-экономических мер, особенно в торговле продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем с третьими странами в условиях сохраняющегося высокого уровня зависимости союзного рынка от импорта отдельных их видов;

хронические недостатки в информационном, научном и кадровом обеспечении АПК и его отдельных подотраслей и отраслей, характере и масштабах рыночных преобразований в аграрной сфере экономике, ее институциональной структуре, частично усиливаемые ускоренным прохождением отдельных ступеней интеграции, темпам которого не всегда соответствует скорость создания соответствующей нормативной правовой базы и других институтов развития отдельных стран Союза;

неразвитость инфраструктуры, особенно ее транспортно-логистической сети, производственно-сбытовых и товаропроводящих цепочек, создающая проблемы с реализацией произведенной продукции АПК как на внутреннем рынке ЕАЭС, так и на рынке третьих стран. Именно степень развития транспорта и логистики является одним из ключевых факторов, определяющих темпы происходящих интеграционных процессов в аграрной сфере экономики стран Союза, поскольку инфраструктурное обеспечение может придать мощный импульс ее дальнейшему развитию на экономическом пространстве ЕАЭС.

К основным проблемам, оказывающим существенное негативное влияние на межгосударственную интеграцию и кооперацию в аграрной сфере экономики и особенно на взаимную торговлю продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем государств-членов ЕАЭС, относятся: значительное несоответствие уровня самообеспеченности внутренних агропродо-вольственных рынков государств-участников по отдельным видам продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, критериям и пороговым значениям националь-

ной продовольственной безопасности стран Союза;

несбалансированность взаимной торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем между государст-вами-членами ЕАЭС, что является потенциальной угрозой для возникновения возможного дефицита отдельных их видов на национальных агропродовольственных рынках почти каждой из пяти стран Союза;

высокий уровень зависимости внутреннего агропродовольственного рынка го-

сударств-членов ЕАЭС от импорта отдельных видов продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, усиливаемой значительными импортными поставками материально-технических ресурсов;

недостаточный уровень экономической доступности основных видов продовольствия, особенно животного происхождения, для отдельных категорий населения вследствие относительно низких темпов роста его реальных денежных доходов.

Литература:

[1] Алтухов А.И. Территориально-отраслевое разделение труда в агропромышленном производстве - основа межгосударственной интеграции в аграрной сфере экономики Евразийского экономического союза / А.И. Алтухов // Агропродовольственная политика России. -2017.-№ 10.-С. 2-3.

[2] Методическое обеспечение проведения научных исследований экономических проблем развития АПК России: монография / А.И. Алтухов, А.Н. Семин, Г.В. Беспахотный и др. - М.: Фонд «Кадровый резерв», 2016. - 544 с.

[3] Методология рационального размещения и углубления специализации агропромышленного производства: монография / А.И. Алтухов, Л.П. Силаева, Л.Б. Винничек и др. - Душанбе: Ирфон, 2016.-152 с.

[4] Совершенствование межрегионального обмена в системе территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве Евразийского экономического союза: монография. - Москва-Костанай: Изд-во ТОО «Костанайский печатный двор», 2017. - 296 с.

[5] Интеграцию в аграрной сфере Евразийского экономического союза необходимо начинать с совершенствования территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве: монография // Проблемы и перспективы развития агропромышленного производства / под общ. ред. Л.Б. Винничек, А.А. Галиулина. - Пенза: РИО ПГСХА, 2017. -236 с.

[6] Основные направления регионального размещения и специализации агропромышленного производства в России: монография / А.И. Алтухов, Л.П. Силаева, А.И. Трубилин, В.И. Гайдук и др. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, Краснодар: КубГАУ, 2014. - 183 с.

References:

11] Altukhov A.I. THE TERRITORIAL AND SECTORAL DIVISION OF LABOR IN AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION IS THE BASIS OF INTERSTATE INTEGRATION IN THE AGRARIAN SPHERE OF THE ECONOMY OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION / A.I. Altukhov // RUSSIA'S AGROFOOD POLICY. - 2017. -№ 10. - P. 2-3.

[2J METHODICAL PROVISION FOR CONDUCTING SCIENTIFIC RESEARCH ON THE ECONOMIC PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA: MONOGRAPH / A.I. Altukhov, A.N. Semin, G.V. Besaphotny etc. -MOSCOW: THE STAFF RESERVE FUND, 2016. - 544 p.

[3] METHODOLOGY OF RATIONAL PLACEMENT AND DEEPENING OF THE SPECIALIZATION OF AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION: MONOGRAPH / A.I. Altukhov, L.P. Silaeva. L.B. Vinnichek et al. - DUSHANBE: IRFON. 2016.-152 p.

[4J IMPROVING INTERREGIONAL EXCHANGE IN THE SYSTEM OF TERRITORIAL AND SECTORAL DIVISION OF LABOR IN THE AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION: MONOGRAPH. - MOSCOW-KOSTANAY: PUBLISHING HOUSE OF KOSTANAY PRINTING HOUSE LLP. 2017. - 296 p.

5] THE INTEGRATION IN THE AGRARIAN SPHERE OF THE EURASIAN ECONOMIC NION MUST BEGIN WITH THE IMPROVEMENT OF THE TERRITORIAL AND SECTORAL DIVISION OF LABOR IN THE AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION: MONOGRAPH Problems and Prospects for the Development of the Agro-Industrial Production / under total, ed. L.B. Vinnichek, A.A. Galiulina. - PENZA: RIO PGSA. 2017. - 236 p.

[6] THE MAIN DIRECTIONS OF REGIONAL PLACEMENT AND SPECIALIZATION OF AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION IN RUSSIA: MONOGRAPH / A.I. Altukhov. L.P. Silaeva.

A.I. Trubilin. V.I. Gaiduk and others - M .: GNU VNIIESH. KRASNODAR: KUBGAU, 2014. - 183 _

D01:10.33049/l 1.052718.3

Applied Economic Researches, SA LLC, 2018

DEVELOPMENT OF REGIONAL SPECIALIZATION OF AGRICULTURAL

PRODUCTION

Pyatinsky A.S.

Federal Research Center far Agrarian Economies and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research _Institute of Agricultural Economics, Candidate of Economic Sciences. Moscow. Russia_

Abstract: for Russia, which traditionally occupies the first place in the worldthe size of the .erritory and is distinguished by a great variety of natural, economic, social and other conditions for conducting agro-industrial production, the regional aspect has always been, there is and will be of jreat national economic importance, since it is directly related to the solution of one of the most acute contemporary national problems - the reliable provision of the population with economically affordable and high-quality domestic foodstuffs.

Keywords: specialization, efficiency, concentration, competitive advantages, government support, natural conditions._

УДК 631

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2018

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Пятинский A.C.

ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», кандидат _экономических наук, главный научный сотрудник. Хорошевское шоссе 35/2. Москва_

Аннотация: для России, традиционно занимающей по размеру территории первое место в мире и отличающейся большим многообразием природных, экономических, социальных и других условий для ведения агропромышленного производства, региональный аспект всегда был, есть и будет иметь важное народнохозяйственное значение, поскольку с ним непосредственно связано решение одной из самых острых современных национальных проблем - надежное обеспечение населения экономически доступным и качественным отечественным продовольствием.

Ключевые слова: специализация, эффективность, концентрация, конкурентные пре-имущества, государственная поддержка, природные условия._

Региональная специализация сельскохозяйственного производства как бы стала естественным следствием его интенсификации. Концентрация капитала и усилий фер-

меров на производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции в зонах, наиболее благоприятных по биоклиматическим и организационно-хозяйственным ус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.