Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОДПРОЦЕСС / ПРОБЛЕМЫ / ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / ПРЕДЛОЖЕНИЯ / МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Б.Н.

Процесс управления инновациями организации ориентирован на модернизацию и реформирование основных атрибутов управленческой и операционной деятельности и оснащение их современными методологическими инструментами. Для практического использования любого подпроцесса управления разрабатываются технологии решения функциональных задач управления. Для их успешного внедрения и функционирования применяются комплекс методологических инструментов, в т.ч. методов принятия управленческих решений, для введения предложений по решению проблем и развитию подпроцесса управления организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF METHODOLOGICAL TOOLS FOR THE INNOVATION MANAGEMENT PROCESS OF ORGANIZATIONS

The innovation management process of the organization is focused on the modernization and reform of the main attributes of management and operational activities and equipping them with modern methodological tools. For the practical use of any management subprocess, technologies for solving functional management tasks are being developed. For their successful implementation and functioning, a set of methodological tools, including methods of making managerial decisions, are used to introduce proposals for solving problems and developing the organization's management sub-process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ ОРГАНИЗАЦИЙ»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-6-1-85-93

Аннотация. Процесс управления инновациями организации ориентирован на модернизацию и реформирование основных атрибутов управленческой и операционной деятельности и оснащение их современными методологическими инструментами. Для практического использования любого подпроцесса управления разрабатываются технологии решения функциональных задач управления. Для их успешного внедрения и функционирования применяются комплекс методологических инструментов, в т.ч. методов принятия управленческих решений, для введения предложений по решению проблем и развитию подпроцесса управления организации.

Ключевые слова: организация, управление, подпроцесс, проблемы, внедрение инноваций, предложения, методы принятия решений.

Инновация определяется как конечный результат научно-технической или исследовательской деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [12].

Инновация проявляется новшеством в виде продуктов или услуге, в технологиях их реализации, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не обязательно базируются на изобретениях, открытиях или радикальных изменениях [1, 2].

Инновационные проекты являются методологическими инструментами с наиболее высоким риском для инвестиций. Самыми привлекательными для инвестиций являются проекты, направленные на продвижение готовых инновационных продуктов. Проекты, связанные с продвижением новых технологий, отличаются повышенным риском, так как для них сложнее выполнить маркетинговые концепции. Инновационная деятельность является од-

ной из основных направлений внимания современных продвинутых организаций [7].

Необходимость исследования и реформирования подпроцесса управления внедрением инноваций в организацию заключается в актуальности данного подпроцесса, поскольку его можно встретить в любой коммерческой организации, производящей либо товары, либо услуги.

Внедрение инноваций - один из важнейших этапов жизненного цикла инновационного процесса, на котором осуществляется выпуск пробной партии товара, маркетинговое исследование и продвижение товара на рынке.

К основным атрибутам подпроцесса организации относятся: вход, преобразование входа в вывод, выход, ресурсы (материальные, информационные, методические, трудовые, технические, правовые), периодичность, критерии качества и эффективности. Содержание основных параметров нормативного состояния атрибутов подпроцесса управления внедрением инноваций организации представлено в таблице 1.

Таблица 1. Основные атрибуты деятельности нормативного подпроцесса управления внедрением инноваций организацию_

Наименование атрибута Определение

Вход Потребность в своевременном внедрении инноваций в организации и улучшении продуктивности работы организации, а также повышении эффективности действующий системы управления

Основные этапы преобразований входа в выход Исследование состава и содержания инновационного проекта, определение состава участников внедрения инноваций, поиск направлений введения инновационных продуктов, поиск рационального технологического оснащения инновационного продукта на стадии внедрения, модернизация и совершенствование инновационного процесса по мере необходимости, разработка программы внедрения инноваций и подготовка ресурсов, разработка и применение новых организационно-технологических систем и операций.

Выход Удовлетворенность эффективностью инновации на основе сопоставления стоимости проекта, его рентабельности и сроков окупаемости вложений. Достижение результатов по удовлетворению покупательской способность потребителей, повысить качество предоставляемых услуг

Материальные ресурсы Технологическое оборудование, канцелярские принадлежности, финансовые ресурсы

Информационные ресурсы Документация, накопленная за прошлые годы, данные инновационного спроса на продукты и услуги, программное обеспечение, база данных по этапам инновационной деятельности

Методические ресурсы Методические рекомендации по инновационному процессу, список технологий управления инновационной деятельностью, договоры, должностные инструкции специалистов и управленцев по инновациями

Трудовые ресурсы Квалифицированные специалисты по инновациям и продажам, маркетологи, эксперты, аналитики, консультанты

Технические ресурсы Компьютер, программное обеспечение, телефон, средства связи, видеоаппаратура

Правовые ресурсы Законодательные и нормативные акты, закон потребителя образовательных услуг, ГК РФ, ТК РФ, регламенты, протоколы, положения и инструкции по инновационной деятельности

Периодичность выполнения Периоды экономического цикла, по мере необходимости

Критерии качества Эргономичность (выполнение гигиенических, антропологических, физиологических, психологических требований), эстетичность, ресурсоемкость рабочего процесса, соответствие инновации своему основному назначению

Критерии эффективности Срок окупаемости, затраты, выручки, прибыль, ассортимент, полнота расчета рисков инновации

Рассмотрим характеристику атрибутов деятельности объекта исследования -ОАО «Виктор» - крупнейшего дистрибьютора продуктов питания и производитель корпоративных подарков ПФО. В настоящее время ОАО «Виктор» сотрудничает с национальными и местными торговыми

сетями (гипер- и супермаркеты, сетевыми магазинами самообслуживания, дискаун-терами, магазинами традиционного типа и павильонами). Содержание основных атрибутов деятельности ОАО «Виктор» приводятся в таблице 1.

Таблица 1. Содержание атрибутов деятельности ОАО «Виктор»

Наименование Характеристика

Продукт / услуга Дистрибуция продуктов питания, производство корпоративных подарков

Цель Достижение дохода, прибыли, рентабельности

Миссия. Доставка товаров на основе опыта в розничных и оптовых продажах с удобством и выгодой для партнеров и потребителей

Вход (назначение) Потребность в приобретении продуктов питания и подарков

Основные преобразования входа в выход Исследование рынка подарков, изучение подарков, которые предлагают конкуренты, их цену, проведение анализа содержания подарков, их актуальности, а также товаров пользующихся спросом у покупателей, изучение упаковки подарка, дизайна игрушек, ценовой политика, выбор способа продвижения товаров к потребителю

Выход» (результаты) Удовлетворение от приобретения товаров, в т.ч. подарка, его полезности или эстетического наслаждения им

Функциональная задача управления (ФЗУ) представляет собой набор процедур, изменяющий входной информации в выходную информацию. Целью ФЗУ является выполнение одной из функций управления в рамках заданного подпроцесса. «К функциям управления относятся такие функции как нормирование (Н), прогнозирование (Пр), планирование (Пл), органи-

зация (О), учет (У), контроль (Кн), анализ (А), регулирование (Р), координация (Кр)» [8]. Для выделения всех ФЗУ и связей между ними основополагающей процедурой является построение матрицы «Подпроцесс - Функции управления» (табл. 2) с тем, чтобы были сформулированы все возможные ФЗУ.

Таблица 2. Матрица «Подпроцесс - Функции управления»

Наименование подпроцесса Функции управления

H Пр Пл О У Кн А Р Кр

Управление внедрением инноваций + + + + + - + + +

Примечание. Знаком «+» отмечаются все ФЗУ. Для определения их существования проводятся дополнительные исследования

На основе выделенных ФЗУ построена модель управления внедрением инноваций на основе системного графа по работе [6] (рис. 1).

Рис. 1. Модель подпроцесса «Управление внедрением инноваций»

ss

К основным ФЗУ подпроцесса управления внедрением инноваций относятся задачи, реализующие функции планирования, организации и учета.

Планирование внедрения инноваций -деятельность по определению операционных возможностей продвижения инноваций для получения опытного образца или акта внедрения на основе баланса производственных и финансовых возможностей организации.

Если эти балансы позволяют решить проблему внедрения инновационного решения (проекта), то организация решает данную задачу собственными силами и ресурсами. Если собственных сил и ресурсов недостаточно, то идет поиск путей её решения на основе инвестиционных решений (кредиты, займы и т.д.).

Планирование внедрения инноваций представляет собой постановку определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий в исследуемой организации и ее внешней среде. При этом фиксируются пути и средства развития деятельности в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принятые управленческие решения.

Мерилом современного экономического развития часто выступает изменение технологического способа её выполнения. Согласно концепциям инновационного развития каждое новое поколение инноваций в технике и технологии расширяет сферу своего влияния того или иного товара в социальной и экономической среде [3].

Планирование внедрения инноваций -это деятельность, направленная на выбор и обоснование методологических и технологических инструментов и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения.

Организация внедрения инноваций - это деятельность по упорядочению и разра-

ботке технологических решений, обоснование ценообразования нового продукта, формирование коммерческой выгоде товара в рыночной среде [9].

Организация внедрения инноваций включает в себя формирование совокупности операций, выполняющих продвижение продукта к потребителю.

Учет внедрения инноваций - это деятельность по фиксации состояния и параметров инновационного процесса, сбора и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, связанных с инновационной деятельностью и отражении этих сведений в документах и базах данных [5].

В экономике информация становится одним из важных факторов деятельности, одновременно, выполняя функции ресурса, товара и среды организации, а инновации играют роль источника будущих конкурентных преимуществ и соответственно становятся объектами бухгалтерского и управленческого, учета.

«В качестве объекта управленческого учета можно выделить, помимо собственно инноваций (достигнутых результатов), еще и саму инновационную деятельность, т.е. все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие операции, которые фактически или по замыслу ведут к реализации инноваций» [4]. Некоторые из видов деятельности являются инновационными по смыслу, тогда как другие поддерживают и продвигают инновации.

Важную роль в понимании состава и содержания управления является техноло-гизация процессной деятельности в социальной и экономической среде.

Технология решения ФЗУ «Регулирование внедрения инноваций» на уровне процедур для наглядности представляется в виде определенной формы (табл. 3).

Таблица 3. Технология решения ФЗУ «Регулирование внедрения инноваций»

Входные документы Процедуры решения Выходные документы

Документ отклонений от норм деятельности Подготовка организации к изменениям 1.Исследование причин отклонений от заданного протекания деятельности внедрения инноваций 2. Оценка источников возникновения отклонений от нормативов 3. Разработка основного содержания и требуемого уровня изменений в рамках подпроцесса 4. Составление предварительного пошагового плана регулирования внедрения инноваций 5. Проведение анализа движущих и сдерживающих сил предстоящих изменений 6. Разработка инструментов продвижения изменений 7. Определение необходимых ресурсов (кадровых, временных, финансовых, материальных и других) для реализации изменений в рамках подпроцесса 8. Определение необходимости привлечения дополнительных ресурсов, включая внешних консультантов 7. Подготовка служб и процессов организации к внедрению инноваций 9. Установка Снятие психологического напряжения в организации 9. Выбор оптимальных методов обучения и информирования сотрудников 10. Контроль прогресса подготовки к внедрению Утвержденный план регулирования внедрением инноваций

Исследование технологии решения нескольких ФЗУ одного подпроцесса позволяет построить модель документооборота, которая показывает взаимодействие документов между собой посредствам информационных связей.

Рассмотрим методологическое обеспечение технологий решения ФЗУ подпроцесса управления внедрением инноваций ОАО «Виктор».

В рамках любого подпроцесса управления существуют механизмы эффективного продвижения и стимулирования инновационных процессов на микроуровне в целях обеспечения усиления и развития конкурентных позиций организации, регионов и стран посредством создания, коммерциализации и освоения инноваций в различных сферах экономики.

До сих пор в публикациях российских специалистов, касающихся инновационной деятельности, наращивание объема инвестиций рассматривается как основное условие модернизации, технического перевооружения и экономического развития вообще [11].

Анализ процедур технологий решения ФЗУ подпроцесса управления внедрением инноваций позволил выбрать некоторые процедуры, которых требуют привлечения

разных методологических инструментов такие как: методы выполнения процедур (МВП), методы принятия управленческих решений МПУР и элементов (атрибутов) менеджмента (ЭМ) [6].

Основные процедуры технологий решения ФЗУ подпроцесса внедрения инноваций на основе методологических инструментов ориентированы на:

- повышение подготовленности персонала к инновационному процессу важно как при внедрении инноваций, так и в текущем режиме их продвижения;

- оценку промежуточных результата проводится несколько раз;

- формирование унифицированной системы показателей эффективности;

- регистрацию всех возможных последствий внедрения инновации;

информирование внешней среды (рынок, СМИ, потребители) о внедрении инновации;

- преодоление сложностей при реализации, в т.ч. сопротивление изменениям со стороны сотрудников.

Для использования на практике была выбрана совокупность МВП для технологий решения ФЗУ процесса управления внедрением инноваций, фрагмент каталога которых представлен в таблице 4.

Таблица 4. Каталог МВП для технологий решения ФЗУ процесса управления внедрением инноваций (фрагмент)__

Наименование МВП Назначение Ожидаемые результаты

Анализ срока окупаемости вложений Промежуток времени, по прошествии, которого сумма вложенных средств сравняется с суммой полученных доходов Время, которое потребуется для возврата вложенных финансовых средств

Оценка прироста объёма продаж Результат работы организации, который состоит из полученной выручки за определенный период времени продажи товаров Выявление уровня безубыточности процесса внедрения инноваций

Проведение оценки рен-габельность Один из основных экономических показателей, который способен показать прибыльность организации от деятельности Выявление насколько хорошо окупаются вложенные в проект средства

Внедрение материального стимулирования новаторов Комплекс различного рода материальных благ, получаемых или присваиваемых персоналом за новаторские идеи Повышение эффективности работы сотрудника. Увеличение его ценности для организации

Анализ ускорения оборачиваемости капитала Интенсивность использования собственного капитала организации для получения выручки, т.е. отношение выручки к средневзвешенной стоимости капитала Увеличение скорости обращения капитала, повышение деловой активности организации

Для использования на практике были шения ФЗУ процесса управления внедре-также выбраны МПУР для выполнения нием инноваций, фрагмент каталога кото-эффективности процедур технологи! ре- рых представлен в таблице 5.

Таблица 5. Каталог МПУР для технологий решения ФЗУ процесса управления внедре-

нием инноваций (( рагмент)

Наименование МПУР Назначение Ожидаемые результаты

Экспертный метод Проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения Снижение риска принятия ошибочного решения

Метод Дельфи Определение индивидуального мнения эксперта для участия в коллективной оценке чего-либо, регулируемой обратной связью, групповым ответом. Анонимность достигается специальными опросниками Получение коллективного мнения, обладающего достаточной степени достоверности и надежности результата

Диагностика Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Применяется при ограниченных ресурсах Установление диагноза ненормального состояния исследуемого процесса или его части

Статистический метод Приемы, посредством которых можно с заданной точностью и достоверностью судить о состоянии явлений, которые исследуются Выработка оптимальных решений на основе изученной фактической информации

Мозговая атака Создание обстановки, максимально благоприятной для генерирования идей. Запрещение отвергать или критиковать идею, какой бы фантастичной она ни была. Все идеи записываются, затем анализируются и обсуждается Совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений

Для использования на практике были выбраны ЭМ для выполнения процедур технологий решения ФЗУ процесса управ-

ления внедрением инноваций, фрагмент каталога которых представлен в таблице 6.

Таблица 6. Каталог ЭМ для технологий решения ФЗУ процесса управления внедрением инноваций (фрагмент)__

Наименование ЭМ Назначение Ожидаемые результаты

Совещание Возможность руководства донесения основных целей и задач до всех подразделений, получение обратной связи и на основании полученных данных, Корректировка плана действий Инструмент управления деятельностью и поведения людей, которые постоянно нуждаются в оценке эффективности и анализе достигнутых результатов

Законная власть Оказание определяющих воздействий на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства Для поддержания целостности и относительной стабильности общества

Переговоры Диалог с одним или несколькими оппонентами с целью достижения соглашения по различным вопросам, в решении которых существуют противоречия Формирование выгоды одной из сторон либо всех сторон, участвующим в переговорах

Мотивация Система внутренних и внешних побуждений, заставляющих человека поступать определенным образом Определение устремлений личности на основе ее психофизиологических свойств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальная ответственность Формирование ответственности, которую испытывает человек перед обществом Взаимовыгодные отношения человека и общества

Фрагмент состава методологических внедрением инноваций, представлен в инструментов, участвующих в технологи- таблице 7. ях решении ФЗУ процесса управления

Таблица 7. Состав инструментов для технологий решения ФЗУ процесса управления внедрением инноваций (фрагмент)_

Наименование

Наименование ФЗУ МВП МПУР ЭМ

Нормирование внедрения инноваций Материальное стимулирования новаторов Экспертный метод Совещание

Планирование внедрения инноваций Оценка срока окупаемости вложений - Законная власть

Организация внедрения инноваций - Экспертный метод Мотивация

Учет внедрения инноваций Оценка рентабельности операций Статистический метод -

Контроль внедрения инноваций - Диагностика Законная власть

Анализ внедрения инноваций Материальное стимулирования новаторов Статистический метод -

Регулирование внедрения инноваций - Диагностика -

Координация внедрения инноваций и инновационной политики - - Переговоры

Прогнозирование внедрения инноваций Оценка прироста объёма продаж Мозговая атака Экспертный метод Социальная ответственность

Технологии управления относятся к одной из значимых разделов науки управления и являются источником знаний и практик сотрудников. Содержание технологий решения ФЗУ в рамках подпроцесса определяется внедрением эффективных инструментов методологического обеспечения, которые направлены на достижение определенного результата.

Краткие итоги проделанной работы. Процесс организации представляет собой цикличный набор действий необходимый для развития конкретной области деятельности организации.

Были рассмотрены основные атрибуты выбранной организации и были исследованы ФЗУ ОАО «Виктор». Были рассмотрены основные атрибуты и проведен анализ их характеристик для подпроцесса

управления внедрением инноваций ОАО ного подпроцесса ОАО «Виктор». Техно-«Виктор». Технологии управления реали- логии решений ФЗУ подпроцесса управ-зуют замысел набором процедур и ин- ления внедрением инноваций были осна-струментов, которые применяются со- щены таким инструментами, как методы трудниками в процессной деятельности выполнения процедур, методы принятия организации. управленческих решений и элементы ме-

Был проведен анализ методологическо- неджмента, которые направленны на до-го обеспечения технологий ФЗУ выбран- стижение результата на практике.

Библиографический список

1. Адизес И.К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2014. 368 с.

2. Барютин Л.С., Валдайцев С.В., Васильев А.В. и др. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. М.: Экономика, 2004. 520 с.

3. Герасимов Б.Н. Методология управления: основания, предпосылки, содержание // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. №12. С. 18-23.

4. Герасимов Б.Н. Реформирование атрибутов процессного управления экономических систем типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2021. №3. С. 104-115.

5. Герасимов Б.Н. Инструменты решения управленческих задач в экономических системах типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2021. №4. С. 8296.

6. Герасимов Б.Н. Реформирование процесса управления инновациями организации // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. С. 46-65.

7. Герасимов К.Б. Формирование структуры процессов в системе управления организациями: дис. ... докт. экон. наук. СПб.: СПбГЭУ, 2019. 315 с.

8. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 132 с.

9. Кирова Ю.З. Основные формы инновационного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №12. С. 185-187.

10. Мануйленко В.В., Мищенко А.А. Содержание инновационной деятельности в российской и международной теории и практике инноваций // Финансовый бизнес. 2013. №1 (162). С. 15-22.

11. Мудрова С.В. Инновации в управленческой деятельности // Вестник МГУП. 2012. № 11. С. 54-57.

12. Организация как рыночный субъект хозяйствования: понятие, цели, функции и процесс создания. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// cyberpedia.su/14x6f20.html

FORMATION OF METHODOLOGICAL TOOLS FOR THE INNOVATION MANAGEMENT PROCESS OF ORGANIZATIONS

B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara University of Public Administration «International Market Institute» (Russia, Samara)

Abstract. The innovation management process of the organization is focused on the modernization and reform of the main attributes of management and operational activities and equipping them with modern methodological tools. For the practical use of any management subprocess, technologies for solving functional management tasks are being developed. For their successful implementation and functioning, a set of methodological tools, including methods of making managerial decisions, are used to introduce proposals for solving problems and developing the organization's management sub-process.

Keywords: organization, management, subprocess, problems, innovation, proposals, decision-making methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.