Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ИЗРАИЛЯ С УЧЕТОМ ИХ КОГНИТИВНЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ИЗРАИЛЯ С УЧЕТОМ ИХ КОГНИТИВНЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ И ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соо Л., Медведева Е.Н., Изотов Е.А.

Цель исследования - конкретизировать подходы к формированию методических компетенций учителя физической культуры в педагогическом колледже Израиля с учетом когнитивных и двигательных особенностей студентов. Методика и организация исследования. Для достижения цели применялся комплекс методов исследования, позволяющий получить всестороннюю и объективную информацию по изучаемой проблеме: анализ специальной литературы и программных документов, опрос, психолого-педагогическое тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент. Все полученные данные были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью программы «STATGRAPHICS plus». В обосновании содержания методической подготовки будущих учителей физической культуры приняли участие 132 студентки педагогического академического колледжа Гиват Вашингтон (Израиль). Результаты исследования и выводы. На основе проведенных исследований у студенток 1-го курса педагогического колледжа было выявлено наличие нетипичных когнитивных особенностей в восприятии и переработке получаемой учебной информации, низкий уровень довузовской двигательной и теоретической подготовленности, трудности в организации самоподготовки, что указывало на необходимость пересмотра подходов к их профессиональной подготовке. Совершенствование процесса формирования методических компетенций у будущих учителей физической культуры предполагало коррекцию учебной программы на основе когнитивного подхода и персонализации обучения, комплексного применения педагогических технологий и сопряженного развития способностей, возможности решения функциональных задач спортивного педагога на самых ранних этапах профессиональной подготовки с одновременным устранением пробелов в двигательной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соо Л., Медведева Е.Н., Изотов Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING METHODOLOGICAL COMPETENCES IN FEMALE STUDENTS OF ISRAELI TEACHER TRAINING COLLEGE BASED ON THEIR COGNITIVE AND MOTOR CHARACTERISTICS

Objective of the study was to specify approaches to the formation of the methodological competence in a physical education teacher at the Israeli teacher training college based on the students' cognitive and motor characteristics. Methods and structure of the study. A complex of research methods was used to obtain comprehensive and objective information on the problem under consideration: analysis of specialized literature and program documents, interviews, psychological and pedagogical tests, expert evaluation, and educational experiment. The mathematical-statistical data processing was made using the STATGRAPHICS Plus software. Subject to the study were 132 female students of Givat Washington Academic College of Education (Israel). Results and conclusions. The study found that the first-year female students of the teacher training college were characterized by atypical cognitive features in the perception and processing of the learning material, low levels of pre-university motor activity and theoretical training, difficulties in self-training, which indicated the need to review the approaches to their vocational training. The improvement of the process of formation of methodological competence in future physical education teachers involved the correction of the academic program through a cognitive approach and individualization of the learning process, combined application of pedagogical technologies and associated development of students’ abilities, the possibility to solve functional tasks of a sports teacher at the earliest stages of vocational training, while bridging the gaps in the motor activity

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ИЗРАИЛЯ С УЧЕТОМ ИХ КОГНИТИВНЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ИЗРАИЛЯ С УЧЕТОМ ИХ КОГНИТИВНЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 04.02.2021 г.

Информация для связи с автором: elena.vlgafk@rambler.ru

Л. Соо1

Доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медведева2 Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Изотов3

1 Педагогический академический колледж Гиват Вашингтон, Израиль

2 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

3 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

BUILDING METHODOLOGICAL COMPETENCES IN FEMALE STUDENTS OF ISRAELI TEACHER TRAINING COLLEGE BASED ON THEIR COGNITIVE AND MOTOR CHARACTERISTICS

L. Soo1

Dr. Hab., Professor E.N. Medvedeva2 PhD, Associate Professor E.A. Izotov3

1 Givat Washington College of Education, Israel

2 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

3 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Аннотация

Цель исследования - конкретизировать подходы к формированию методических компетенций учителя физической культуры в педагогическом колледже Израиля с учетом когнитивных и двигательных особенностей студентов.

Методика и организация исследования. Для достижения цели применялся комплекс методов исследования, позволяющий получить всестороннюю и объективную информацию по изучаемой проблеме: анализ специальной литературы и программных документов, опрос, психолого-педагогическое тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент. Все полученные данные были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью программы «STATGRAPHICS plus». В обосновании содержания методической подготовки будущих учителей физической культуры приняли участие 132 студентки педагогического академического колледжа Гиват Вашингтон (Израиль).

Результаты исследования и выводы. На основе проведенных исследований у студенток 1-го курса педагогического колледжа было выявлено наличие нетипичных когнитивных особенностей в восприятии и переработке получаемой учебной информации, низкий уровень довузовской двигательной и теоретической подготовленности, трудности в организации самоподготовки, что указывало на необходимость пересмотра подходов к их профессиональной подготовке. Совершенствование процесса формирования методических компетенций у будущих учителей физической культуры предполагало коррекцию учебной программы на основе когнитивного подхода и персонализации обучения, комплексного применения педагогических технологий и сопряженного развития способностей, возможности решения функциональных задач спортивного педагога на самых ранних этапах профессиональной подготовки с одновременным устранением пробелов в двигательной подготовленности.

Ключивые слова: профессионально-педагогическая подготовка, легкая атлетика, двигательная подготовленность, когнитивный и персонализированный подход, методические компетенции.

Abstract

Objective of the study was to specify approaches to the formation of the methodological competence in a physical education teacher at the Israeli teacher training college based on the students' cognitive and motor characteristics. Methods and structure of the study. A complex of research methods was used to obtain comprehensive and objective information on the problem under consideration: analysis of specialized literature and program documents, interviews, psychological and pedagogical tests, expert evaluation, and educational experiment. The mathematical-statistical data processing was made using the STATGRAPHICS Plus software. Subject to the study were 132 female students of Givat Washington Academic College of Education (Israel). Results and conclusions. The study found that the first-year female students of the teacher training college were characterized by atypical cognitive features in the perception and processing of the learning material, low levels of pre-university motor activity and theoretical training, difficulties in self-training, which indicated the need to review the approaches to their vocational training. The improvement of the process of formation of methodological competence in future physical education teachers involved the correction of the academic program through a cognitive approach and individualization of the learning process, combined application of pedagogical technologies and associated development of students' abilities, the possibility to solve functional tasks of a sports teacher at the earliest stages of vocational training, while bridging the gaps in the motor activity

Keywords: professional teacher training, track and field athletics, motor fitness, cognitive and personality-centered approach, methodological competence.

Введение. В соответствии с действующим законодательством и нормативными документами [2] израильтянам предоставляются равные возможности для получения высшего профессионального образования, независимо от их когнитивных особенностей, если это не является психическим заболеванием. В связи с этим проектируемые образовательные программы для высших учебных заведений Израиля должны создавать организационные и методические условия, обеспечивающие качественное формирование профессиональных компетенций для данного контингента [3].

В академическом педагогическом колледже Гиват Вашингтон 23 % обучающихся имеют нетипичные когнитивные особенности в восприятии и переработке получаемой учебной информации, а среди студентов кафедры физической культуры их на 25 % больше. Несмотря на это, в течение двух семестров студентам необходимо освоить программу по профилю обучения (104 часа), предполагающую формирование методических компетенций по 13 различным видам легкой атлетики, и уже во втором семестре им предстоит пройти педагогическую практику в школе. В связи с этим особенно актуальным является поиск путей оптимизации профессиональной подготовки, позволяющих в ограниченные сроки, независимо от начального уровня двигательной подготовленности и когнитивных способностей, обеспечить достаточный уровень компетентности студенток.

Цель исследования - конкретизировать подходы к формированию методических компетенций учителя физической культуры в педагогическом колледже Израиля с учетом когнитивных и двигательных особенностей студентов.

Методика и организация исследования. Для достижения цели применялся комплекс научных методов научного исследования, позволяющий получить всестороннюю и объективную информацию по изучаемой проблеме: анализ специальной литературы и программных документов, педагогические наблюдения, опрос, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент. Все полученные данные были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью программы «STATGRAPHICS plus».

В обосновании содержания методической подготовки будущих учителей физической культуры приняли участие 132 студентки педагогического академического колледжа Гиват Вашингтон (Израиль). На 1-м этапе исследования были проанализированы специальная литература, методические материалы по изучаемой проблеме и программные документы, регламентирующие процесс профессиональной подготовки в педагогических колледжах Израиля. На 2-м этапе были выявлены особенности обучающихся в педагогическом колледже и процесса подготовки спортивных педагогов. С марта 2019 г по февраль 2020 г (3-й этап) осуществлялась разработка и апробация программы формирования

Примерное содержание процесса формирования методических компетенций у студентов кафедры физической культуры

№ п/п Этап освоения методических компетенций

Ознакомление Освоение Контроль

1 Наглядные инструкции по организации работы в малых группах (4-5 чел) Листы тест-опросов с перечнем верных и ошибочных характеристик техники легкоатлетических упражнений Видеозапись собственной демонстрации техники легкоатлетического упражнения с анализом ошибок и их причин

2 Видеодемонстрации моделей техники легкоатлетических упражнений на электронной платформе дистанционного обучения Листы тест-опросов с перечнем верных и ошибочных двигательных заданий для устранения технических ошибок Видеозапись комплекса двигательных заданий для устранения собственных технических ошибок и его защита

3 Терминологическое и графическое описание техники упражнения легкой атлетики или его фрагментов, размещенное на электронной платформе дистанционного обучения Листы тест-опросов с перечнем верных и ошибочных двигательных заданий для развития конкретных физических качеств легкоатлетов Видеозапись комплекса упражнений для развития специальных физических качеств, необходимых для достижения результативности в легкоатлетическом упражнении

4 Таблицы с информацией о технике легкоатлетических упражнений, физических качествах, правилах соревнований и т.д., размещенные на электронной платформе дистанционного обучения Планы дискуссий, семинаров по проблемам обучения технике упражнений в видах легкой атлетики Опрос по теме «обучение технике легкоатлетических упражнений»

5 Демонстрация в режиме онлайн легкоатлетических упражнений или его фрагментов с объяснением техники выполнения Планы дискуссий, семинаров по проблемам развития физических способностей спортсменов в видах легкой атлетики Опрос по теме «развитие физических качеств и способностей спортсменов в видах легкой атлетики»

6 Презентации комплексов общеподготовительных, специально-подготовительных и подводящих упражнений в режиме онлайн Листы тест-опросов с перечнем верных и ошибочных методических приемов для решения частных задач обучения Видеозапись демонстрации методических приемов для решения частной задачи обучения упражнению с анализом качества их применения.

7 Презентации методик обучения легкоатлетическим упражнениям в режиме онлайн Перечень проблемных заданий по проектированию содержания урока легкой атлетики: общей и специальной разминки, обучения, физической подготовки. Анализ видеозаписей процесса обучения, развития физических качеств и способностей с заполнением протокола педагогического наблюдения

8 Презентации комплексов специальной физической подготовки легкоатлетов в режиме онлайн Реализация разработанных планов-конспектов в малых группах с видеозаписью педагогического процесса. Каждый член группы поочередно проводит фрагмент урока с учетом общей структуры и логики решения дидактических задач. Оценка и обсуждение всей группой процесса обучения, развития физических качеств и способностей с аргументацией (на основе демонстрации видеозаписи) сбавок за допущенные ошибки.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Индивидуальная работа предполагает инструктаж, объяснение, корректировку и контроль со стороны преподавателя на протяжении всего этапа освоения учебной программы.

82

http://www.teoriya.ru

№4^ 2021 Апрель | April

методических компетенций у будущих учителей физической культуры (п=127 чел.; 24,9±4,2 года). На основе данных математико-статистической обработки и обобщения результатов исследования были сделаны выводы об эффективности применения экспериментальной программы и сформулированы заключения.

Результаты исследований и их обсуждение. На этапе предварительного мониторинга уровня двигательной и теоретической подготовленности студенток 1-го курса было установлено, что большинство из них не имели опыта тренировочной и соревновательной деятельности в лёгкой атлетике (80,31 %), уровень двигательной подготовленности 48,50 % первокурсников соответствовал низкому, а теоретической - критическому (40,6 %). В конце второго семестра большинство студентов (63 %) были неспособны осуществлять даже репродуктивную практическую деятельность на основе воспроизводства (копирования) дидактических подходов, применяемых в практике легкой атлетики. При этом в процессе профессиональной подготовки большинство студенток кафедры физической культуры из всех форм организации обучения предпочитали сочетание приемов демонстрации (визуализации) с объяснением - 97,8 %, а 90,8 % студентов отметили, что наиболее результативным является применение только демонстрации нового учебного материала. Освоение через конспектирование и самостоятельное изучение теоретического материала имели значимо более низкие рейтинги (50,3 % и 43,5 % соответственно).

Результаты, полученные с помощью теста Хоней-Мам-форда (LSQ) [6], указывали, что большинство (89,6 %) студенток предпочитали «рефлексирующий» стиль обучения.

Одним из возможных путей решения данной проблемы является персонализация обучения. При этом учет когнитивных особенностей обучающихся может служить фактором повышения ее продуктивности [5]. В связи с этим программа методической подготовки будущих учителей физической культуры, применяемая в колледже, была скорректирована с учетом когнитивного подхода и персонализации обучения. Отличительной особенностью являлось то, что в процессе комплексного применения педагогических технологий с акцентом на визуализацию, сопряженного обучения и развития способностей будущему преподавателю физической культуры предоставлялась возможность решения профессиональных задач на самых ранних этапах подготовки с одновременным устранением пробелов в двигательной подготовленности. Программа предполагала: моделирование условий профессиональной деятельности и ее реализацию в «малых группах»; сквозной мониторинг профессионально-педагогической мотивации и осознания значимости процесса профессионального становления; применение современных телеметрических средств информации и оценки качества формируемых умений и навыков; внедрение методических приемов, стимулирующих исследовательскую и творческую деятельность, профессиональное самосовершенствование студентов; повышение личной ответственности за результаты совместной коллективной деятельности (см. таблицу).

Процесс формирования дидактических компетенций у студентов был дополнен видеодемонстрацией, видеоанализом,

Динамика методической компетентности испытуемых в процессе педагогического эксперимента (п=12), %

видеоконтролем техники легкоатлетических упражнений, видеопроектированием содержания процесса по их освоению и т. д. Основанием выбора послужили не только данные анализа когнитивных особенностей студенток, но и результаты исследований, посвященных «зеркальным» нейронам [4], и данные о наличии срытого обучения у наблюдающих в состоянии покоя [1].

Статистический анализ данных экспертной оценки дидактических компетенций позволил выявить достоверно значимые изменения у испытуемых экспериментальной группы (см. рисунок).

В процессе применения экспериментальной программы подготовки у испытуемых, имеющих нетипичные когнитивные особенности усвоения учебного материала, повысился темп освоения и уровень знаний о технике легкоатлетических упражнений, методике обучения им, способах оценки эффективности техники и применяемых упражнений для ее формирования.

Выводы. На основе обобщения результатов выполненного исследования можно заключить, что для студентов, не имеющих опыта спортивной деятельности, с низкой физической подготовленностью и нетипичными когнитивными особенностями переработки информации должны быть созданы специальные условия для освоения учебной программы и формирования методических компетенций на основе персонализации профессиональной подготовки.

Литература

1. Аглиоти С. Предвосхищение действия и моторный резонанс у элитных баскетболистов / С. Аглиоти, П. Цезари, М. Римляни и др. // Природа Нейробиологии. - 2008. - № 9 (11). - С. 11091116.

2. Бэн Мошэ Э. Люди с ограниченными возможностями в Израиле / Э. Бэн Мошэ, Л. Рупин, И. Хабэр. - Представительство по равным правам для людей с ограниченными возможностями Министерства Юстиции Израиля. - Иерусалим, 2009. - 78 с.

3. Дангор Н. Предоставление возможности обучения в высших учебных заведениях людям с ограниченными возможностями / Н. Дангор. - Представительство по равным правам для людей с ограниченными возможностями Министерства юстиции Израиля. - Иерусалим, 2013. - 18 с.

4. Риццолатти Г. Система зеркальных нейронов / Г. Риццолатти, Л. Крейгеро // Ежегодный обзор неврологии. - 2004. - № 1 (27).

- С. 196-192.

5. Сорокоумова С.Н. Когнитивные стили и персонализация обучения студентов-психологов / С.Н. Сорокоумова, С.П. Елшанский, Е.Б. Пучкова и др. // Вестник Мининского университета. - 2020.

- Т. 8. - № 1.

6. Тест Хони и Мамфорда. Определение стиля обучения. URL: https://hr-portal.ru/tool/testhoni-i-mamforda-opredelenie-stilya-obucheniya (дата обращения: 04.06.2019).

References

1. Aglioti S., Caesari P., Romliani M. et al. Predvoshishchenie deystviya i motorny rezonans u elitnykh basketbolistov [Anticipation of action and motor resonance in elite basketball players]. Priroda Neyrobiologii. 2008. No. 9 (11). pp. 1109-1116.

2. Ben Moshe E., Rupin L., Khaber I. Lyudi s ogranichennymi vozmozhnostyami v Izraile [People with disabilities in Israel]. Representation Office for Equal Rights for Persons with Disabilities of the Ministry of Justice of Israel. Jerusalem, 2009. 78 p.

3. Dangor N. Predostavlenie vozmozhnosti obucheniya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh lyudyam sogranichennymi vozmozhnostyami [Providing learning opportunities in higher educational institutions for people with disabilities]. Representation Office for Equal Rights for Persons with Disabilities of the Ministry of Justice of Israel. Jerusalem, 2013. 18 p.

4. Rizzolatti G., Craigero L. Sistema zerkalnykh neyronov [Mirror neuron system]. Ezhegodny obzor nevrologii. 2004. No. 1 (27). pp. 196-192.

5. Sorokoumova S.N., Elshanskiy S.P., Puchkova E.B. et al. Kognitivnye stili i personalizatsiya obucheniya studentov-psikhologov [Cognitive Styles and Personalization of Learning in Psychology Students]. Vestnik Mininskogo universiteta. 2020. V. 8. No. 1.

6. Test Honi i Mamforda. Opredelenie stilya obucheniya [Honey and Mumford test. Defining learning style]. Available at: https://hr-portal. ru/tool/testhoni-i-mamforda-opredelenie-stilya-obucheniya (date of access: 04.06.2019).

в начале

в конце

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.