Научная статья на тему 'Формирование метакомпетентности будущего специалиста в контексте когнитивно-ценностного подхода'

Формирование метакомпетентности будущего специалиста в контексте когнитивно-ценностного подхода Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метакомпетентность / межкультурная коммуникация / когнитивно-ценностный подход / нравственные нормы / metacompetence / intercultural communication / cognitive-value approach / moral norms

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Степанова Галина Николаевна

В статье рассматривается сущность метакомпетентности специалиста, работающего в различных поликультурных средах. Представлены составляющие «образа профессионала», включающие личностные черты, нравственные принципы и ценностные идеалы. Особое внимание уделено реализации когнитивно-ценностного подхода к трудовой деятельности. Показано, что в новейших теориях мотивации преобладает когнитивный подход, в рамках которого особое значение придается роли интеллекта в формировании у человека представлений о мире и поведении в социуме. Важным компонентом мировоззрения личности, выражающим отношение личности к общечеловеческим ценностям, названы духовно-нравственные и морально-этические нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Степанова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of metacompetability of the future specialist in the context of the cognitive value approach

The article discusses the essence of metacompetability of a specialist working in various multicultural environments. The components of the «professional image» are presented, including personal traits, moral principles and value ideals. Particular attention is paid to the implementation of a cognitive value approach to work. . It is shown that in the latest theories of motivation, a cognitive approach prevails, in which special importance is attached to the role of intelligence in the formation of a person’s ideas about the world and behavior in society. An important component of the worldview of the individual, expressing the attitude of the individual to universal values, is called spiritual, moral and moral and ethical norms.

Текст научной работы на тему «Формирование метакомпетентности будущего специалиста в контексте когнитивно-ценностного подхода»

© Степанова Галина Николаевна

доктор экономических наук, профессор, профессор департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: stepanovagn@mail.ru

Формирование метакомпетентности будущего специалиста в контексте когнитивно-ценностного подхода

В статье рассматривается сущность метакомпетентности специалиста, работающего в различных поликультурных средах. Представлены составляющие «образа профессионала», включающие личностные черты, нравственные принципы и ценностные идеалы. Особое внимание уделено реализации когнитивно-ценностного подхода к трудовой деятельности. Показано, что в новейших теориях мотивации преобладает когнитивный подход, в рамках которого особое значение придается роли интеллекта в формировании у человека представлений о мире и поведении в социуме. Важным компонентом мировоззрения личности, выражающим отношение личности к общечеловеческим ценностям, названы духовно-нравственные и морально-этические нормы.

Ключевые слова: метакомпетентность, межкультурная коммуникация, когнитивно-ценностный подход, нравственные нормы.

Для цитирования: Степанова Г.Н. Формирование метакомпетентности будущего специалиста в контексте когнитивно-ценностного подход // Вопросы медиабизнеса. 2023. Т. 2. № 3. С. 29-35. DOI: 10.24412/3034-1930-2023-0200

Galina N. Stepanova

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Department of Mass Communications and Media Business, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: stepanovagn@mail.ru

Formation of metacompetability of the future specialist in the context of the cognitive value approach

The article discusses the essence of metacompetability of a specialist working in various multicultural environments. The components of the «professional image» are presented, including personal traits, moral principles and value ideals. Particular attention is paid to the implementation of a cognitive value approach to work. . It is shown that in the latest theories of motivation, a cognitive approach prevails, in which special importance is attached to the role of intelligence in the formation of a person's ideas about the world and behavior in society. An important component of the worldview of the individual, expressing the attitude of the individual to universal values, is called spiritual, moral and moral and ethical norms.

Keywords: metacompetence, intercultural communication, cognitive-value approach, moral norms. JEL Classification: J21, J24

For citation: Stepanova G.N. Formation of metacompetability of the future specialist in the context of the cognitive value approach. Issues of Media Business, 2023, vol. 2, no. 3, pp. 29-35. DOI: 10.24412/3034-1930-2023-0200

В условиях развития цифрового общества важнейшим качеством личности становится ме-

такомпетентность, под которой понимается «интеллектуальное развитие личности, что

обеспечит его самосовершенствование, профессиональную самореализацию и органичное встраивание в планетарное информационное пространство». Эта категория включает «совокупность личностных характеристик, ... и культурно-нравственных ценностей, позволяющих осуществлять ... межкультурную коммуникацию на медиатизированном уровне» [Степанова, Ма-стерова, Карчава, 2012. С. 6].

Метакомпетентность складывается из совокупности личностных черт, нравственных принципов и ценностных идеалов. В ходе трудовой деятельности необходимо учитывать эмоциональные и духовные ресурсы организации.

Трудовой процесс является социально-культурным фоном, который складывается из норм, принципов и традиций. Ценностное восприятие трудовой деятельности определяет поведение сотрудников. «К ценностям русского народа относятся такие понятия, как «соборность», «общность», в которых проявляются такие благородные черты, как взаимодействие, взаимопомощь» [Косьмин, Косьмина, 2006. С. 78].

В современных условиях актуализируется проблема самореализации личности, в связи с чем встаёт вопрос об использовании интеллектуального потенциала человека.

Качества работника рассматриваются как «совокупность гносеологического (познавательного), созидательного (творческого), аксиологического (ценностно-ориентационного), коммуникативного и эстетического капитала. Личностный потенциал не есть сумма указанных пяти горизонтов, а есть сверхсуммативное единство, синергия которых (горизонтов) и обусловливает высокий эмерджентный эффект личности» [Косьмин, Косьмина, 2006. С. 79].

Возможности работника должны быть реализованы в материальной, духовной, политической, научной, культурной деятельности. В новейших психологических концепциях мотивации, объясняющих поведение человека, преобладает когнитивный подход, в рамках которого особое значение придается осознанию роли знания в жизни человека. Когнитивные теории мотивации акцентируют ведущую роль интеллекта в формировании у человека представлений о мире и влияют на его поведение в социуме.

Подход к мотивации труда, выходящий за трактовку экономического содержания мотива-ционных моделей, получил название — «когнитивно-ценностный» [Каз, 2003, 2005].

Когнтивный компонент специалиста обеспечивается наличием знаний, умений и навыков. Мотивационное ядро личности включает совокупность мотивов, составляющих внутренние детерминанты обучающего и трудового поведения человека.

Можно выделить предпосылки формирования метакомпетентности:

• личностные: сформированность познавательных мотивов, внутренней позиции, моральных норм;

• познавательные: умение решать проблемы творческого и поискового характера;

• регулятивные: целеполагание (способность ставить цели, искать средства для ее осуществления, добиваться результатов);

• коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, строить взаимодействие и сотрудничество в коллективе.

Личностные результаты специалиста, сформированные в рамках метакомпетентности, включают следующие составляющие:

российская гражданская идентичность; гуманистические ценности;

целостный, социально-ориентированный взгляд на мир; уважительное отношение к истории и культуре народа; самостоятельность и ответственность за принятые решения; правила сотрудничества; мотивация к работе на результат; эстетические чувства. Необходимо учитывать такие личностные факторы, как: самоответственность; самоорганизованность; самоконтроль; самооценка; толерантность; коммуникативность;

• способность к сотрудничеству;

• основные ценностные ориентации личности;

• индивидуальные свойства, определяющие поведение личности;

• настроение, создающее фон трудовой деятельности;

• цели, которые ставит перед собой человек;

• трудоспособность и трудолюбие личности.

К факторам становления личности относятся:

• природная среда, определяющая особенности культуры и сферы труда, этнотехнологии, оказывает влияние на характер, способности и траекторию развития личности;

• социальная среда, включающая социально-экономические условия, систему образования и воспитания, формируют у человека определенные качества, отвечающие запросам общества;

• собственно активность личности, предполагающая надситуативную и надролевую позицию человека.

Социальное поведение определяется культурными условиями, социальным окружением, компетентностью, а также характером сотрудничества с партнерами. В ходе обучения у специалиста должны быть сформированы метакомпетенции, включающие следующие составляющие:

• предметные (профессиональные): система научных знаний, навыки получения, применения и преобразования нового знания;

• метапредметные: коммуникативные и познавательные (обработка информации, выполнение логических операций, разработка алгоритмов решения, использование зна-ко-символических средств);

• личностные: самоопределение (внутренняя позиция, самодентификация, самоуважение, самооценка); смыслообразование (познание, мотивация); морально-этическая ориентация (соблюдение моральных норм, оценка поступков, решение этических проблем).

В современных условиях развития инновационной, интеллектуальной экономики специалисту должны быть присущи: лидерские свойства, коммуникативные качества, когнитивные способности. В своей деятельности специалист «должен опираться на опыт, накопленный отечественным управлением и спецификой российского лидерства, и обладать технологией и умениями, позволяющими:

• разработать стратегию развития;

• мобилизовать ресурсы» [Степанова, Авраменко, Бирюков, Григорян, Плигузов, 2012. С. 110], определить системообразующий фактор, обеспечивающий конкурентоспособность;

• сформулировать коллективную ключевую идею, обеспечивающую формирование вну-тригруппового единства и командообразования, соответствующего менталитету.

Усложняются требования к лидерству как ведущей управленческой технологии, обеспечивающей решение поставленных задач.

Сегодня лидерские компетенции должны включать в себя:

• стратегическое мышление;

• способность к трансформации компании, изменению миссии, бизнес-модели, операционной деятельности;

• разработку масштабных ценностных предложений;

• создание культуры, ориентированной на будущее, включающей инновации, обучение и развитие.

Особое значение имеет распределенное лидерство, т.е. передача лидерства каждому члену команды в зависимости от характера задачи, в решении которой он может проявить высокую компетентность. «С развитием социальных и деловых сетей, ростом инновационности задач... в центре внимания оказывается не индивидуальное управленческое воздействие руководителя на группу, а процесс создания «коллективной индивидуальности» или «индивидуальной коллективности» [Степанова, Мастерова, Карчава, 2012. С. 116].

Каждый работник рассматривается как источник лидерского потенциала, способный выполнять масштабные задачи в будущем.

Сфера профессиональной деятельности специалиста имеет нормативы этического поведения, которые ориентированы на то, чтобы помогать профессионалу выбирать адекватные цели,

средства и способы работы. Это определяет качество предоставляемых услуг, способствует повышению адекватности восприятия результатов работы.

Система ценностных ориентаций связана с формированием понятийного мышления, накоплением морального опыта, расширением общения, столкновением с различными формами поведения, взглядами и идеалами. Центром профессионального самоопределения в университете является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, а также формирование потребности в профессиональной компетентности.

Важным этапом профессионального развития является соотнесение своего образа и образа профессионала, которое способствует адекватному восприятию себя в профессии. Вопрос о профессиональном самосознании находится в неразрывной связи с проблемой самоопределения личности. Освоение этических принципов профессиональной деятельности должно быть согласовано с построением структуры деятельности конкретного специалиста.

В «Образе профессионала» отражаются общие стереотипы трудовой деятельности, профессиональные качества, социальные характеристики и статусные позиции. В соответствии с теорией Э. Берна, у индивида существует внутренний образ своего Я, жизненного пути, личностных качеств, присущих представителю определенной профессии [Берн, 2022].

Руководитель должен определить, на какой стадии S-образной кривой обучения находится сотрудник — начинает трудовую карьеру на стартовой площадке, занимает «золотую середину» профессионализма или находится на стадии овладения мастерством, которая требует смены вида деятельности и дальнейшего развития. Далее необходимо разработать «индивидуальный план развития, при реализации которого человек улучшит свои личные навыки и сможет принести больше пользы коллективу». Задача менеджмента — «сплести воедино нити S-образных кривых всех членов команды, чтобы создать единое гармоничное полотно» из дополняющих друг друга сотрудников, готовых к «новым свершениям» [Джонсон, 2022. С. 70].

Ценностно-смысловое наполнение метакомпетентности личности предполагает рассмотрение категории нравственности.

Ценностно-нравственные и морально-этические нормы — важный компонент мировоззрения личности, выражающий предпочтения и стремления личности по отношению к общечеловеческим ценностям. Ценностные ориентации трактуются как социальные ценности, которые вкладываются в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, регулирующим ее мотивацию и поведение. Важнейшим требованием нравственности является честность, которая включает: правдивость, принципиальность, убежденность в правоте своего дела, искренность в отношении мотивов своего поведения.

«Нравственность — это совокупность норм, представлений, предписаний о добре и зле, должном и недолжном, свободе и ответственности, долге, совести, вине, о чести и достоинстве человека» [Нравственность для XXI века, 2008. С. 5]. «Нравственность — одна из важнейших сфер человеческого бытия и общественных отношений, . они переплетаются с традициями, обычаями, правом, религией, художественной культурой, внутренней и внешней политикой, а главное — отношениями между людьми, между малыми и большими группами» [Нравственность для XXI века, 2008. С. 7].

Хранителем нравственных ценностей является народ, в понятие которого русский ученый В.О. Ключевский вкладывал не только этническое, но и этическое содержание, когда «к связям этнографическим присоединялась нравственная, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совместной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов» [Ключевский, 1987. С. 47].

Народ формирует национальное самосознание, определяющее моральное состояние общества и обеспечивающее становление человека как члена общества. Оно основано на памяти поколений, знании традиций, культуры, эмоционально-ценностном восприятии прошлого.

Обращение человека к культурным ценностям является ключевым фактором, определяющим его принадлежность к этической общности. При этом, психология народа проявляется в его отношении к «созданным» духовным ценностям [Шпет, 2007].

Г. Шпет ввел понятие «коллективных переживаний», которые сводятся не только к эмоциям или когнициям, но в большей степени к ментальности, под которой понимаются социальные представления и миропонимание, присущие общности людей [Шпет, 2007].

Историк и философ Л.П. Карсавин также рассматривал становление человечества как единого всечеловеческого субъекта. Под душевным и социально-психологическим развитием личности он понимал полное взаимопроникновение, сопереживание, «вчувствование» [Карсавин, 1929].

Г. Лебон в книге «Психология масс» отмечал: «Приобретение прочно сложенной коллективной души представляет для народа апогей его величия. Восходящая дорога, которая ведет их [народы — С.Г.Н.] на высокую ступень цивилизации, всегда очень длинна; покатость же, ведущая их к падению, чаще всего бывает очень короткой» [Лебон, 2000. С. 141].

Диалог культур возможен тогда, когда живущие на одной земле народы знают законы добрососедства и соблюдают их в повседневной жизни.

Социальная солидарность народов строится на основе следующих принципов, отраженных в произведениях культуры и искусства:

признание культурных смыслов наций и народностей, проявляющихся в менталитете, ценностях, поведенческих установках, социальных явлениях и процессах; наличие смыслового поля, в котором присутствуют национальные, этнические, религиозные и культурные различия;

проявление культурного кода — представлений об окружающей действительности, пространстве и времени, культуре и искусстве;

учет принципа равноценности культур, строящегося на знании исторического развития. Приобщение к культуре этноса-нации и знакомство с этнокультурой других народов является проявлением поликультурной образованности и воспитанности; всесторонняя поддержка и развитие этнонациональной культуры на основе ценностей общечеловеческой культуры;

способность видеть в носителе другой культуры самоценной личности.

Формирование личности происходит в конкретной среде, отражающей развитие культуры, искусства, литературы, архитектуры. Сохранение культурного наследия это не только обязанностью каждого, что отражено в Конституции Российской Федерации, но и содержанием нравственных ценностей нации. Процесс становления человека как члена общества идет через изучение памятниковв истории и культуры.

Многолетний опыт взаимовлияния культур диктует необходимость формирования межкультурного диалога, основанного на общих принципах. В основу многих языков — не только славянских, но и татарского, башкирского, марийского, удмуртского, чувашского, якутского, южноалтайского, осетинского, кабардинского, чеченского, киргизского, казахского, таджикского и других — легла кириллица, созданная Кириллом и Мефодием.

Единение народов СССР обусловлено характером советского человека, сформированного в ходе исторического развития.

Нашей национальной традиции соответствует человек, живущий духовными ценностями — «очарованный странник» [Лесков, 2019]. Это «особый тип личности с постматериалистической структурой потребностей, взыскующий. правды, справедливости и смысла жизни, .отстаивает ценностное отношение к миру» [Василенко, 2000. С. 154-160].

Как отмечает С. Хоружий, «такой образ человека, хотя и сформировавшийся в основных чертах полтора тысячелетия тому назад, по сей день остается скорее уж впереди нас, нежели позади. Он остается, таким образом, не только нераскрытым, но также еще и неустаревшим, непревзойденным — и потому не утрачивает способности оказаться нужным и ценным для современной мысли, современных духовных поисков, всей духовной ситуации наших дней» [Хоружий, 1994. С. 278].

Способность русского народа к высшим формам опыта, искание абсолютного добра отмечал выдающийся русский философ Н.О. Лосский. «Религиозность, тесно связанная с исканием абсолютного добра, побуждает задумываться над вопросом о смысле жизни». «К числу особенно ценных свойств русского народа принадлежит чуткое восприятие чужих душевных состояний» [Лосский, 1957. С. 26].

«Чертами советского человека является ощущение своей принадлежности к великому, сильному и доброму народу; ощущение своей включенности в движение по магистральному пути мировой цивилизации; ощущение подвластности могущественному, никогда не ошибающемуся государству; ощущение своей безопасности среди равных друг другу людей, живущих общей жизнью и всегда готовых придти на помощь; ощущение превосходства над порочным и не признающим очевидных истин миром» [Кочетков, 2002. С. 380].

Глобализация значительно расширила возможности межнационального общения, т. е. «различных политических, экономических, социальных и других контактов и взаимоотношений между этносами и культурами» [Садохин, Грушевицкая, 2003. С. 244]. К сожалению, одновременно с расширением информационной бапзы общения, возникли новые формы неравенства и конфликтов как в социально-экономической, так и в социокультурной сфере. Наблюдается по- 33

литизация этичности, усиление национализма, эскалация межэтнических и межрегиональных конфликтов.

В условиях, когда многие государства имеют мозаичный национальный состав, а идеология мультикультурализма, как, например, в Европе, оказалась несостоятельной, важнейшей задачей цивилизационного масштаба является выработка механизмов регулирования межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Особое значение приобретает роль государственных объединений и общественно-политических организаций.

Ключевое воздействие на жизнь общества, социально-психологический и нравственный облик человека сегодня оказывают средства массовой информации, под которыми понимается «совокупность множества каналов распространения информации, направленных к самой широкой общественности, социальным группам и государствам с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в современном мире и в конкретных странах» [Василенко, 2000. С. 144].

Сегодня, в условиях развития информационных технологий, возникновения интернет-среды, СМИ вещают в границах межрегионального пространства, производят «метаинформацию», превращая все локальные события в глобальные и наоборот.

СМИ формируют духовные и нравственные установки современного общества. В полиэтническом обществе СМИ обладают большим мобилизационным потенциалом, «влияют на консолидацию этнической группы, психологическое единение ее членов» [Социология, 2003. С. 1275], обеспечивают «коллективную идентичность вне зависимости от существующих отличий» [Социология, 2003. С. 7].

В современных условиях СМИ должны обеспечивать гармонизацию межнациональных отношений, способствовать распространению гуманизма и толерантности, противодействовать экстремизму, этнонационализму и ксенофобии.

В сложном техногенном мире, где происходит лавинообразный рост информации и бесчисленные коммуникационные атаки, специалист должен сохранить интеллектуально-эмоциональное и духовно-нравственное содержание. Образование позволяет осуществить переход от сетевого тоталитаризма, «информационных войн», «культурного колониализма» к обществу знаний, интеллектуальному, духовному развитию личности.

Необходимость обучения обусловлена тем, что «развитие — естественный процесс, который заложен в человеке самой природой» [Джонсон, 2022. С. 70].

Обучение должен опираться на традиции советского образования, считавшимся одним из лучших в мире. С этой целью необходимо ввести ценностно-нравственные идеалы в текущие и стратегические образовательные и воспитательные процессы. Образование должно быть направлено на развитие человека, его самосовершенствование, профессиональную самореализацию, органичное встраивание в планетарное информационное пространство на принципах гуманности.

Необходимо использовать современные технологии проблемного обучения, проектной деятельности [Zhukova, Zhukov, Tsabolova, Markova, Stepanova, 2021], игровых технологий, развития «четырех К» — креативности, критического мышления, кооперации, коммуникации, а также персонифицировать их с учетом когнитивных способностей обучающихся.

Необходимо разработать рекомендации по развитию у будущих специалистов критического мышления, включающего логико-аналитическую и ценностно-эмоциональную составляющие, позволяющие проявлять когнитивную гибкость, адаптироваться к новым сложным условиям, принимать адекватные решения и управлять своим поведением.

Образовательные техники должны иметь персонифицированный, личностно-ориентиро-ванный характер, что имеет следующие преимущества, т.к. позволяет:

• увеличить интенсивность и эффективность развития креативных качеств, обеспечить творческую результативности обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повысить образовательную продуктивность;

• выстроить личностную систему знаний, в которой можно отслеживать образовательные приращения специалиста.

Литература

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2022. 576 с. Василенко И.А. Политическая глобалистика. М.: Логос, 2000. 360 с.

Джонсон У. Скачок через обучение: как развить лучшие качества сотрудников // Harvard Business Review Россия. 2022. Март. С. 69-76.

Issues of Media Business 2023, vol. 2, no. 3

Каз М. Мотивация труда: трансформация структуры теоретико-методологического знания и когнитивно-ценностный подход // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 82-95.

Каз М.С. Динамика экономического знания и мотивация труда: когнитивно-ценностный подход. Томск, 2003. 351 с.

Карсавин Л.П. О личности. Каунас: Печатано в тип «Menas», 1929. 224 с.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. Ч. 1. М.: Мысль, 1987. 430 с.

Косьмин А.Д., Косьмина Е.А. О когнитивно-ценностном подходе к процессу трудовой деятельности // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2006. № 4. С. 75-80

Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М.: ООО «ПЕР СЭ», 2002. 416 с.

Лебон Г. Психология масс. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. 320 с.

Лесков Н. Очарованный странник. М.: Азбука, 2019. 352 с.

Лосский Н.О. Характер русского народа В 2-х кн. Книга 1. М.: Посев, 1957. 64 с.

Нравственность для XXI века. М.: Аспект Пресс, 2008. 288 с.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с. Социология: энциклопедия. Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 с.

Степанова Г.Н., Авраменко Г.М., Бирюков В.А., Григорян Н.А., Плигузов А.А. Кросс-медийная конвергентная стратегия развития медиаиндустрии в условиях информационно-сетевой экономики XXI века. М.: МГУП имени Ивана Федорова. 2012. 205 с.

Степанова Г.Н., Мастерова Е.Ю., Карчава И.Т. Построение интеллектуальной организации в экономике знаний. М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2012. 152 с.

Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. 286 с.

Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М.: Директ-медиа, 2007. 214 с.

Zhukova M.A., Zhukov V.A., Tsabolova O.K., Markova T.S., Stepanova G.N. Educational Reforms in the Context of Contemporary Civilizational Changes // Propositos y Representaciones. 2021. Vol. 9. SPE (3). P. e1190.

References

Bern E. Games that people play. People who play games. Moscow: Eksmo, 2022, 576 p. (In Russian)

Johnson W. Leap through training: how to develop the best qualities of employees. Harvard Business Review Russia, 2022, March, pp. 69-76. (In Russian)

Karsavin L.P. About personality. Kaunas: Published in "Menas" type, 1929, 224 p. (In Russian)

Kaz M. Labor motivation: transformation of the structure of theoretical and methodological knowledge and cognitive-value approach. Voprosy ekonomiki, 2005, no. 5, pp. 82-95. (In Russian)

Kaz M.S. Dynamics of economic knowledge and labor motivation: cognitive-value approach. Tomsk, 2003, 351 p. (In Russian)

Khoruzhy S.S. After the break. Paths of Russian philosophy. St. Petersburg: Aletheya, 1994, 286 p. (In Russian)

Klyuchevsky V.O. Russian history course. Moscow: Mysl, 1987, vol. 1, part 1, 430 p. (In Russian)

Kochetkov V.V. Psychology of intercultural differences. Moscow: LLC "PER SE", 2002, 416 p. (In Russian)

Kosmin A.D., Kosmina E.A. On the cognitive-value approach to the process of labor activity. HERALD OF OMSK UNIVERSITY. Series «ECONOMICS», 2006, no. 4, pp. 75-80. (In Russian)

Lebon G. Psychology of the masses. Minsk: Harvest, Moscow: AST, 2000, 320 p. (In Russian)

Leskov N. The Enchanted Wanderer. Moscow: Azbuka, 2019, 352 p. (In Russian)

Lossky N.O. The character of the Russian people. In 2 books. Book 1. Moscow: Posev, 1957, 64 p. (In Russian) Morality for the 21st century. Moscow: Aspect Press, 2008, 288 p. (In Russian)

Sadokhin A.P., Grushevitskaya T.G. Ethnology. Moscow: Publishing center "Academy", 2003, 320 p. (In Russian) Shpet G.G. Introduction to ethnic psychology. Moscow: Direct-Media, 2007, 214 p. (In Russian) Sociology: encyclopedia. Minsk: Book House, 2003, 1312 p. (In Russian)

Stepanova G.N., Avramenko G.M., Biryukov V.A., Grigoryan N.A., Pliguzov A.A. Cross-media convergent strategy for the development of the media industry in the conditions of the information and network economy of the 21st century. Moscow: Moscow State University named after Ivan Fedorov, 2012, 205 p. (In Russian)

Stepanova G.N., Masterova E.Yu., Karchava I.T. Building an intellectual organization in the knowledge economy. Moscow: MGUP named after Ivan Fedorov, 2012, 152 p. (In Russian)

Vasilenko I.A. Political global studies. Moscow: Logos, 2000, 360 p. (In Russian)

Zhukova M.A., Zhukov V.A., Tsabolova O.K., Markova T.S., Stepanova G.N. Educational Reforms in the Context of Contemporary Civilizational Changes. Propositos y Representaciones, 2021, vol. 9, SPE (3), pp. e1190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.