Научная статья на тему 'Формирование когнитивного капитала современного специалиста в условиях развития цифровой среды'

Формирование когнитивного капитала современного специалиста в условиях развития цифровой среды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивный капитал / знание / смыслы / духовно-нравственные ценности / эмоциональный интеллект / когнитивные искажения / медиабизнес / cognitive capital / knowledge / meanings / spiritual and moral values / emotional intelligence / cognitive distortions / media business

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Степанова Галина Николаевна

В статье рассматривается категория «когнитивный капитал», его сущность и содержание. Описаны характерные особенности внешней среды, отличающейся неопределенностью и нестабильностью. Раскрыты причины появления когнитивного подхода к формированию профессионализма современного специалиста. Показана многолинейная контекстуальность мира, влияющая на изменение природы когнитивного капитала. Утверждается, что сегодня под когнитивным капиталом понимается не только управление знаниями, но и управление смыслами. Конструктивные изменения, происходящие в мире, требуют развития личностных характеристик студента, основанных на духовно-нравственных ценностях. Выявлены составляющие когнитивного капитала, включающие не только когнитивную компетентность, но и эмоциональный интеллект. Отдельное внимание уделено критическому мышлению, направленному на преодоление когнитивных искажений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Степанова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Cognitive Capital of a Modern Specialist in the Context of the Development of the Digital Environment

The article examines the category of “cognitive capital,” its essence and content. Characteristic features of the environment characterized by uncertainty and instability are described. Disclosed are the reasons for the emergence of a cognitive approach to the formation of professionalism of a modern specialist. The multi-linear contextuality of the world is shown, influencing the change in the nature of cognitive capital. It is argued that today cognitive capital means not only knowledge management, but also meaning management. Constructive changes taking place in the world require the development of student’s personal characteristics based on spiritual and moral values. Identified components of cognitive capital, including not only cognitive competence, but also emotional intelligence. Special attention is paid to critical thinking aimed at overcoming cognitive distortions.

Текст научной работы на тему «Формирование когнитивного капитала современного специалиста в условиях развития цифровой среды»

Степанова Галина Николаевна

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: stepanovagn@mail.ru

Формирование когнитивного капитала современного специалиста в условиях развития цифровой среды

В статье рассматривается категория «когнитивный капитал», его сущность и содержание. Описаны характерные особенности внешней среды, отличающейся неопределенностью и нестабильностью. Раскрыты причины появления когнитивного подхода к формированию профессионализма современного специалиста. Показана многолинейная контекстуальность мира, влияющая на изменение природы когнитивного капитала. Утверждается, что сегодня под когнитивным капиталом понимается не только управление знаниями, но и управление смыслами. Конструктивные изменения, происходящие в мире, требуют развития личностных характеристик студента, основанных на духовно-нравственных ценностях. Выявлены составляющие когнитивного капитала, включающие не только когнитивную компетентность, но и эмоциональный интеллект. Отдельное внимание уделено критическому мышлению, направленному на преодоление когнитивных искажений.

Ключевые слова: когнитивный капитал, знание, смыслы, духовно-нравственные ценности, эмоциональный интеллект, когнитивные искажения, медиабизнес.

Для цитирования: Степанова Г.Н. Формирование когнитивного капитала современного специалиста в условиях развития цифровой среды // Вопросы медиабизнеса. 2024. Т. 3. № 1. С. 54-62. DOI: 10.24412/3034-1930-2024-0070

| Galina N. Stepanova

! Doctor of Economics, Professor,

i Professor of the Chair of Mass Communications and Media Business, i Financial University under the Government of the Russian Federation

| Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 | E-mail: stepanovagn@mail.ru

Formation of Cognitive Capital of a Modern Specialist in the Context of the Development of the Digital Environment

The article examines the category of "cognitive capital," its essence and content. Characteristic features of the environment characterized by uncertainty and instability are described. Disclosed are the reasons for the emergence of a cognitive approach to the formation of professionalism of a modern specialist. The multi-linear contextuality of the world is shown, influencing the change in the nature of cognitive capital. It is argued that today cognitive capital means not only knowledge management, but also meaning management. Constructive changes taking place in the world require the development of student's personal characteristics based on spiritual and moral values. Identified components of cognitive capital, including not only cognitive competence, but also emotional intelligence. Special attention is paid to critical thinking aimed at overcoming cognitive distortions.

Keywords: cognitive capital, knowledge, meanings, spiritual and moral values, emotional intelligence, cognitive distortions, media business.

JEL Classification: M12, M15

For citation: Stepanova G.N. Formation of Cognitive Capital of a Modern Specialist in the Context of the Development of the Digital Environment. Issues of Media Business, 2024, vol. 3, no. 1, pp. 54-62. DOI: 10.24412/3034-1930-2024-0070

В условиях развития цифровой экономики и формирования поколения Z, отличающегося новыми формами получения образования, перед высшей школой стоят ответственные задачи

формирования профессионала высокого уровня, обладающего не только совокупностью навыков и умений производства продукта, но и метакомпетенциями.

Под метакомпетентностью понимается «интеллектуальное развитие личности», обеспечивающего «самосовершенствование, профессиональную самореализацию и органичное встраивание в планетарное информационное пространство» [Степанова, Авраменко, Бирюков, Григорян, Плигузов, 2012. С. 6].

В новейших психологических концепциях мотивации, объясняющих поведение человека, преобладает когнитивный подход [Каз, 2003, 2005], в рамках которого особое значение придается осознанию роли знания в жизни человека.

Когнитивные теории основаны на ведущей роли «интеллекта в формировании у человека представлений о мире и влияют на его поведение в социуме». Знание сегодня превращается в ведущий фактор развития общества, всех его видов деятельности.

Это ставит задачу формирования когнитивного капитала современного специалиста.

Рассмотрим причины появления категории «когнитивный капитал».

Признаком современного информационного общества является когнитивность, определяющая ведущую роль знания, проникающего во все сферы жизнедеятельности общества и обеспечивающего его развитие в научном, техническом и социальном планах.

Теоретическим обоснованием когнитарного поворота в науке является появление в начале ХХ века философских направлений — феноменологии, герменевтики, антропологии, — которые заявили, что рациональная конструкция понимания окружающего мира неадекватна многогранности современного мира.

Внешняя среда отличается мультипарадигмальностью и мультирациональностью, не поддается линейным схемам и алгоритмам, характерным для стандартизированной экономики ХХ в.

Инвайроментальность и турбулентность стали признаками современной действительности. В неравновесных условиях происходят бифуркационные процессы, создающие точки разветвления и флуктуации. Системы становятся диссипативными, характеризуются рассеянием возмущений, неустойчивостью и случайностью возможных изменений [Горлов, Кондрашова, Корнилов, Степанова, Чвякин, 2013. С. 58-67].

Стратегическая и синергетическая направленность ставят задачи адекватного реагирования на вызовы внешней среды [Князева, Курдюмов, 2005].

Рациональное познание мира, однозначность прагматичной конструкции общественных процессов, их строго логической трактовки, не учитывают многообразия человеческого мышления, уникальности личностных, индивидуальных форм его проявления. Истина, порождаемая мыслью, становится многозначной и не подчиняется трансцендентальным характеристикам. Это стало приводить к «деконструктивистским процессам» и «противостоянию человека и мира» [Реут, 2001].

Если в предыдущие века человек занимал метапозицию по отношению к окружающей среде, то сегодня он «присутствует» [Теслинов, 2009] в ней, включен в текущую действительность, является ее частью, играет ключевую роль в обществе и сообществе.

Постоянное изменение объема и характера информационного знания, которое с высокой скоростью обрушивается на современного человека, требует формирования когнитивного капитала личности.

Особенностью современного периода интеллектуальной экономики является то, что знание сегодня отождествляется не только с получением информации, но и с его осознанием, осмыслением и применением, то есть отождествляется с мыслью.

Это знание-мысль порождает новые образы, ведущие к научным открытиям, технологическим инновациям, гуманитарным достижениям.

«Мысль... приобрела возможность... голографического видения бытия: ушла его статуар-ность, логическая выверенность, место познания единой истины заступили эмпатийное понимание, переживание и чувствование многозначности его смысловых значений» [Фещенко, 2017. С. 12-13]. Такой подход к пониманию когнитивного капитала как категории понимания смыслов, требует «на равных с рациональным мышлением включить в него бессознательный, эмпатий-ный, чувственный уровни сознания» [Там же].

Универсальным средством, выполняющим роль накопителя смыслов и способов их трансформации, выступает культура, которую А.С. Кармин называет «миром смыслов». Культура и «предстает перед каждым отдельным человеком как мир ценностей и идеалов» [Кармин, Новикова, 2007. С. 20-22]. 55

Рассмотрим механизм формирования ценностей как ключевой составляющей когнитивного капитала.

Формирование ценностных ориентаций обеспечивает устойчивость ценностных основ общества и обеспечивает незыблемость ценностной основы народной жизни. В Конституции Российской Федерации провозглашено, что многонациональный народ манифестирует ценностные основы как фундамент конституционного строя, как нравственный базис российской государственности.

Основополагающие ценности составляют культурную традицию и передаются следующим поколениям благодаря образованию.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 в 2007 г. вводит категориальное определение — «духовно-нравственное» для нормативно-правового тезауруса развития обучающихся. Ставится педагогическая цель обучения в вузе — формирование духовно-нравственной культуры, социально-культурных ценностей, мировоззрения студентов.

Профессионально-ценностные основы воспитательной среды в высшей школе определяют внутреннюю атмосферу, имидж и педагогическое кредо вуза.

Категория «духовность» в общественно-педагогическом дискурсе связана с развитием ценностно-смысловой сферы личности. Межкультурное взаимодействие и социальная солидарность на основе признания культурных смыслов и культурных кодов наций и народностей, ценностей общечеловеческой культуры, уважения носителей различных культур как самоценных личностей, соблюдение законов добрососедства.

Способность осваивать социально-культурные ценности и реализовывать их в своей жизнедеятельности проявляется через «образ профессионала» и «образ мира».

Важнейшим фактором профессиональной подготовки специалиста является его личностный мотивационно-ценностный компонент, который характеризуется высоким уровнем самореализации культурного, духовно-нравственного, социального, творческого потенциала, развитием и утверждением ценностно-смысловых ориентаций в своем становлении.

Знание «включается в процесс формирования новой... формы личностной идентичности» [Фещенко, 2017], адекватной современной действительности.

Сегодня личность не существует в изолированной культуре, человек одновременно присутствует во многих реальностях, что требует от него осуществления самостоятельного выбора в пространстве существующих в одно и то же время идеалов, форм, образов и смыслов. Именно когнитивный капитал позволяет увидеть многообразие явлений, уходящих и вновь зарождающихся, определить правильный вектор развития, приводящий к адекватному пониманию социокультурных тенденций и грамотному поведению в постоянно меняющейся вселенной.

Ценностный компонент личности включает составляющие:

• когнитивную — атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида;

• эмоциональную — интерпретацию смыслов в чувственной сфере;

• поведенческую — критическое осмысление нравственных норм и принятие их как собственных ценностей (через идентификацию, рефлексию, эмпатию).

Управление системой профессионально-ценностного воспитания специалиста это создание условий его аксиологического становления, что включает следующие направления:

• продуктивно-творческий уровень деятельности, усвоение ключевых компетенций по межкультурным, межотраслевым знаниям;

• интеграция ценностного содержания учебных предметов с целью нравственного самостановления и саморазвития личности;

• вариативность внеучебной познавательной деятельности, обеспечивающей самореализацию и самоутверждение личности;

• проведение мероприятий, повышающих общую культуру студента, выработку этических и моральных норм поведения, совершенствование нравственного сознания, формирование коммуникативной компетентности.

Важной составляющей когнитивного капитала специалиста является эмоциональный интеллект — способность распознавать свои и чужие эмоции и адекватно на них реагировать, воспринимать и правильно интерпретировать эмоции окружающих, их желания, намерения и мотивацию, а также умение управлять собственным эмоциональным состоянием и влиять на эмоции окружающих.

о£ Ме&а Вште88 2024, уо!. 3, по. 1

Если мы сможем научиться распознавать чужие эмоции, понимать их истоки, нам будет проще понять, каким образом эмоции повлияли на мнение и оценки нашего собеседника и почему привели к выводам, которые для нас видятся нелогичными.

В свою очередь, понимание силы и влияния тех или иных эмоций даст нам возможность примерно представить себе степень искажения исходной информации, когда человек не в состоянии передать ее «один к одному». Под влиянием эмоций люди начинают интерпретировать исходную информацию по-своему, даже не разделяя в речевой конструкции, где они излагают факты, а где свое отношение к ним.

В целом, роль эмоционального интеллекта в критическом мышлении сложно переоценить, поэтому стоит уделить особое внимание тому, как работать над его развитием. Тем более что его уже сейчас считают «навыком будущего».

Д. Гоулман выделяет пять основных составляющих эмоционального интеллекта:

• самосознание и умение распознавать свои эмоции;

• самоконтроль и способность держать под контролем свои эмоции;

• самомотивация и готовность осознанно воспринимать эмоции;

• эмпатия и понимание эмоций других людей;

• коммуникация и взаимодействие с окружающим миром [Гоулман, 2022].

Выделяют различные способы развития эмоционального интеллекта:

• самосознание;

• мотивацию к позитивным изменениям;

• самомотивацию — (мечты, желания, стремления, чувство долга и др.);

• признание эмоций других;

• наполнение эмоций ценностями.

К приемам, которые позволяют управлять эмоциями, относятся:

• умение отделить эмоции от сути событий;

• развитие лидерских качеств, воспитание чувства ответственности, работа над собственным имиджем;

• развитие эмпатии. Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциям собеседника, является одним из проявлений эмоционального интеллекта. Понимая, что ощущает собеседник, можно распознать истинные мотивы его высказываний и действий.

Эмоциональное состояние регулируется посредством определенных практик:

• осознанность — состояние, когда человек фокусируется на переживании текущего момента, не отвлекаясь на мысли о событиях прошлого или будущего;

• отвлечение — осознанный или бессознательный мыслительный акт, подразумевающий смену фокуса внимания.

В условиях высокого уровня сложности и изменчивости внешней среды важным вопросом является адекватная оценка действительности, позволяющая учитывать и анализировать факты, делать грамотные выводы и принимать адекватные решения.

Формирование критического мышления ставит задачу распознавания неадекватных коммуникационных программ, к которым относятся:

• неправильные мыслительные шаблоны, срабатывающие при столкновении человека с жизненными ситуациями;

• иллюзии, эффекты, искажение восприятия, мешающие адекватно оценить ситуацию;

• некачественные суждения, возникающие из-за внесения деформации в оценку происходящих событий.

Необходимо распознавать когнитивные искажения и ловушки мышления и противодействовать им.

Понятие «когнитивные искажения» было введено в 1972 г. психологами А. Тверски и Д. Канеманом, которые исследовали иррациональные поведенческие шаблоны и факторы, определяющие нерациональные решения.

Мышление человека устроено таким образом, что при столкновении с определенной информацией начинает защищать своего хозяина, что выражается в ошибках восприятия. Это нужно, чтобы человек мог избежать опасности, сохранить здоровье, действовать наиболее эффективным образом. Эта когнитивная особенность была заложена эволюционно.

Когнитивные искажения возникают на основе клише и шаблонов, внедренных в наше сознание. Люди склонны создавать собственную «субъективную реальность», зависимую от их вос-

приятия, и определяющую их мысли и поведение. Таким образом, когнитивные искажения могут приводить к неточности суждений, нелогичным интерпретациям и неадекватным поступкам.

Информация, особенно если она несет эмоциональный заряд, приводит к тому, что человек начинает отрицать логику и дает субьективную оценку. В одних случаях это может быть легким заблуждением, в других — имеет серьезные последствия.

Осведомленность о когнитивных искажениях имеет значение по следующим причинам:

• позволяет принимать взвешенные решения, положительно влияющие на взаимоотношения, психическое и физическое здоровье, финансовое благосостояние;

• человек может научиться пользоваться данными заблуждениями в спорах. Это используется в том случае, если необходимо убеждать человека, не желающего разговаривать на языке логики, критического мышления и здравого смысла;

• когнитивные искажения необходимы, чтобы человек мог эффективно функционировать в сложных условиях. Так, они способствуют более быстрому принятию решений и адаптации к рискованным и неопределенным обстоятельствам.

Данные ошибки мышления могут возникать по следующим причинам:

• излишний объем информации, относящейся к ситуации, которую сложно обработать в короткий период времени;

шаблоны мышления, существующие в обществе; особенности воспитания личности;

психологические качества, особенности характера человека; ошибочные суждения в оценке ситуации; рассмотрение нескольких проблем в одно и то же время и др. На сегодняшний день идентифицировано большое количество когнитивных искажений, затрагивающих различные сферы человеческой жизни. Рассмотрим наиболее распространенные.

Несмотря на силу воздействия эффекта привязки, противостоять ему достаточно легко. Для этого нужно собрать максимальное количество фактов об объекте (товаре, человеке, событии), доступных на этапе принятия решения, постараться их проанализировать, отметить все особенности и сделать объективные выводы.

Эффект привязки также называют эффектом якоря. Также выделяют эффект прайминга, который представляет собой механизм психики, позволяющий тратить меньше энергии за счет того, что последующие данные обрабатываются на основе поступивших ранее.

Систематическая ошибка выжившего это когнитивное искажение, при котором человек обладает информацией по одной группе объектов («выжившие»), и в расчет он принимает только ее.

В результате такой ошибки человек обращает внимание на какие-то общие свойства объектов первой группы, тогда, как то, что ему нужно, находится во второй группе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы не попасть в эту ловушку, каждый раз при анализе информации и принятии решений необходимо задавать следующие вопросы: всей ли информацией человек владеет; при каких условиях были собраны данные;

видит ли человек картину целиком или только ее небольшую часть; обращает ли человек внимание на неудачную статистику; какие данные человек может получить, чтобы увидеть полную картину. Ответы на эти вопросы помогут критически подойти к предоставленным данным, рассмотреть ситуацию со всех сторон и сделать вывод на основании подробного анализа.

Игнорирование статистики это когнитивное искажение, при котором человек, анализируя информацию и принимая решение, не берет во внимание наработанные статистические данные, а учитывает только частные случаи.

Чаще всего в эту ловушку попадают люди, действующие на эмоциях. В случае с игнорированием статистики, основной фактор, который заставляет попадать в ловушку, — это именно эмоции, мешающие мыслить и рассуждать здраво. Простым способом преодолеть данное искажение является способность остановиться и перестать позволять эмоциями и желаниям управлять собой. Имеет место и противоположное явление — случайные события. Понимание этого не дает человеку «законсервироваться» в статистике.

Когнитивное искажение «отклонение в сторону статуса кво» подразумевает стремление со людей к тому, чтобы все вокруг оставалось в стабильном состоянии. Часто это искажение происходит в повседневной деятельности, особенно, когда нужно представить непопулярное решение.

of Media Business 2024, уо!. 3, по. 1

В основе данного искажения лежит то обстоятельство, что большинство людей оценивают потери от изменения нынешнего положения гораздо выше, чем потенциальную выгоду, которую можно получить при изменившихся обстоятельствах.

Человек не любит перемен и склонен принимать решения, которые приведут к сохранению текущего положения дел. Для оправдания своего решения человек ищет подтверждение своим действиям.

Если развитие событий неподвластно человеку, но, тем не менее, это событие произошло, он долго не может адаптироваться и увидеть новые возможности. Это происходит из-за неприятия перемен, даже частичных, которые, на самом деле могут улучшить ситуацию.

Существуют способы преодоления отклонений в сторону «статуса кво» в сознании человека:

• спрашивать себя о необходимости оставаться в нынешней ситуации, если бы не было «статуса кво»;

• рассматривать «статус кво» не как единственно возможный вариант, а как одно из множества решений;

• вспоминать о целях и желаниях и анализировать, помогает ли «статус кво» в их достижению;

• не преувеличивать заранее ущерб от потери «статуса кво»;

• создать почву для размышления и критического рассмотрения своих предубеждений против чего-либо за счет ненавязчивого представления информации в разных вариациях.

Эффект потери это когнитивное искажение, при котором человек в большей степени руководствуется не стремлением что-то получить, а нежеланием что-то потерять. Данный эффект часто проявляется в учебе, в бизнесе и обычной повседневной жизни.

Знание этого искажения позволяет избежать манипуляции. Нужно чаще думать о завтрашнем дне, если бездействовать сегодня, и пробовать работать на опережение, чтобы избежать негативного развития событий.

Неприятие потери — прямая связь когнитивного искажения и финансовых потерь. Даже при выпуске убыточного продукта, фирме сложно отказаться от него, так как в бизнес была вложена определенная сумма денег.

Эффект иллюзии контроля это склонность людей полагать, что они могут управлять или оказывать влияние на события, которые они не контролируют.

«Ложный консенсус» это когнитивное искажение, предполагающее склонность проецировать свой способ мышления, поведения, восприятия на окружающих и считать, что они думают и воспринимают действительность точно так же, как и мы.

Люди могут ошибочно полагать, что окружающие согласны с их мнением потому, что придерживаются такого же взгляда. Как правило, таких людей невозможно убедить в чем-либо, что не совпадает с их взглядами, т. к. это вызывает у них разочарование и обиду.

Часто человек оценивает как более вероятный тот вариант, который быстрее пришел на ум. Включается защитный механизм, спасающий психику от негативных эмоций. Происходит переоценка собственных способностей, когда человек абсолютно уверен, что знает правильный ответ. Таким образом, все остальные должны думать аналогичным образом.

Эффект ложного консенсуса не должен противодействовать критической оценке ситуации. Для этого нужно не переоценивать свое мнение, а учитывать суждение другого человека и внимательно выслушивать ответ. Так можно получить верную оценку ситуации, на основании чего можно принять правильное решение.

Мышление подводит человека не только тогда, когда он нелогичен, а выводы ненаучны, но и в обычных бытовых ситуациях, когда человек думает «на автомате», поддается быстрым эмоциям и установкам.

Эффект Даннинга-Крюгера заключается в следующем: когда кто-то кажется нам привлекательным, мы склонны считать его более успешным, добрым, чутким, дружелюбным, чем непривлекательного.

Эвристика доступности основана на ярких воспоминаниях или запоминающихся фактах. Мы лучше запоминаем отклонения от нормы, чем каждодневные повседневные вещи.

Эффект подтверждения своей точки зрения строится на утверждении, что у каждого есть свое мнение: оно может быть основано на фактах или личном опыте. Но факты могут быть обманчивы, а личный опыт субъективным. Однако человек усиленно ищем подтверждения своей правоты. Это приводит к ошибкам в рассуждении и неверным выводам. 59

Эффект фрейминга основан на утверждении, что человек, когда излагает свои мысли, всегда что-то недоговаривает. Это верно для общения с другими людьми, а также для самостоятельного процесса мышления. Но очень часто проблема лингвистических средств состоит не только в недоговаривании, но и в однобоком мышлении.

Это происходит из-за использования «быстрого» мышления а также из-за того, что человек не видит весь диапазон интерпретации явления.

Гало-эффект (эффект ореола) как когнитивное искажение работает таким образом: если человек нам неприятен, то и действия его будут казаться ошибочными, а интеллект средним.

Исключить гало-эффект из жизни невозможно, но снизить его влияние возможно. Для этого нужно фокусироваться на объективных показателях личности (или продукта), чтобы не попасть под влияние ореола. Необходимо анализировать свои впечатления, раскладывать на составляющие.

Чтобы преодолеть эффект ореола, необходимо:

• оценивать свои позитивные и негативные эмоции, влияющие на восприятие человека или события;

• быть настроенным скептически относительно своего первого впечатления;

• использовать сравнения;

• спросить мнение оппонентов, о причинах события.

Эффект ошибки планирования это склонность недооценивать время, нужное для завершения задачи. Планируя день, человек распределяет время при условии, что все пройдет идеально. Однако это не так, так как жизнь вносит свои коррективы. Преодолеть данное искажение возможно при условии использования следующих мер:

• планируйте день и проводите нормирование;

• калибруйте время и добавляйте его к запланированному времени;

• спросите других людей о том, сколько времени займет деятельность, которой вы еще не занимались; попросите указать на возможные сложности;

• создайте две временные шкалы: ту, на которую рассчитываете вы, и ту, о которой говорят другие люди;

• осознайте, к какому классу принадлежит деятельность: творческая, рутинная или творчески-рутинная. Рутинное дело планировать легче всего, однако и к нему предъявляются свои требования, которые необходимо учитывать;

• учитывайте форс-мажорные обстоятельства.

Ошибка самооценки это склонность приписывать положительные результаты внутренним факторам, а отрицательные — внешним.

Ошибка самоуверенности это склонность переоценивать собственные качества и способности. Принятие управленческого решения при данном искажении требует осуществления действий:

• визуализировать успех: нужно представить себя в будущем, когда цель достигнута и ответить на вопросы:. Как себя чувствуете? Кто находится рядом? Каков конкретный результат работы?

• окружить себя людьми, подпитывающими нашу самоуверенность;

• браться за работу, выполнение которой требует предела ваших способностей.

Бороться с когнитивными искажениями возможно с помощью критического мышления,

с целью чего разрабатываются специальные установки и методы. Все зависит от того, насколько человек умеет себя мотивировать.

Чтобы избавиться от когнитивных искажений и ловушек мышления, нужно научиться мыслить критически.

Существует мнение, что для того чтобы избежать когнитивных искажений, достаточно быть осведомленными о них. Однако практика показывает, что этого недостаточно. Даже если мы знаем, что подвержены искажению, то все равно можно продолжать действовать и мыслить автоматически.

В целом, чтобы грамотно обращаться с когнитивными искажениями, необходимо ответить на три основных вопроса:

• как можно распознать когнитивное искажение;

• как можно исправить когнитивное искажение;

• как можно использовать эти знания, чтобы извлечь максимальную пользу.

60 Существуют более конкретные вопросы:

• что мы потеряем, если примем данное решение и что приобретем;

• кто или что влияет на наши убеждения;

• существует ли иная точка зрения и на чем она основана;

• существуют ли факты, подтверждающие нашу точку зрения и опровергающие; каких больше и какие из них важнее.

Для рационального обоснования используется метод убеждения — аргументация. Аргументация состоит из нескольких аспектов:

• логический аспект — последовательность и взаимная непротиворечивость аргументов;

• аналитический аспект — факт-чекинг;

• аксиологический аспект, предполагающий соответствие ценностям собеседника или целевой аудитории;

• этический аспект, подразумевающий нравственную приемлемость аргументов;

• риторический аспект, облачающий факты в эмоционально-речевую форму. Данные аспекты аргументации дополняют друг друга [Ивлев, 2009]. Аргументация имеет определенную структуру (ТАП-аргументация):

• тезис, который планируется обосновать (Т);

• собственно аргументация (А);

• подкрепление (П).

Для того, чтобы быть убедительной, аргументация должна подчиняться определенным правилам:

• простое и доходчивое изложение информации, чтобы не допустить искажения значения слов;

• использование положительных утверждений;

• наличие достоверных фактов со ссылками на источники; приведение наглядных примеров, подтверждающих правоту;

• представление фактов в удобных для восприятия темпе, тональности и громкости;

• отказ от изложения доводов, ассоциативных конструкций, не имеющих отношения к теме беседы и затрудняющих восприятие информации; ограничение употребления частицы «не», которая делает речь менее убедительной и мешают восприятию сути.

Таким образом, развитие когнитивного капитала современного специалиста предполагает работу по формированию личности, способной жить в коммуникативном «пространстве потоков социальности» [Фещенко, 2017], владеть мультипарадигмальной картиной видения мира и определять стратегию профессионального роста.

Литература

Горлов С.Ю., Кондрашова В.К., Корнилов И.К., Степанова Г.Н., Чвякин В.А. Методология научного познания: формирование концептуального мышления. М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2013. С. 58-67.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 544 с.

Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации. М.: Проспект, 2009. 288 с.

Каз М. Мотивация труда: трансформация структуры теоретико-методологического знания и когнитивно-ценностный подход // Вопросы экономики. 2005. № 12. С. 82-95.

Каз М.С. Динамика экономического знания и мотивация труда: когнитивно-ценностный подход. Томск, 2003. 351 с.

Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2007.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировоззрение. М.: Комкнига, 2005. 240 с.

Реут Д.В. Сладкое проклятие креативности // Международная конференция «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций» (CASC'2001). Т. 3. М.: Институт проблем управления РАН, 2001. С. 91-123.

Степанова Г.Н., Авраменко Г.М., Бирюков В.А., Григорян Н.А., Плигузов А.А. Кросс-медийная конвергентная стратегия развития медиаиндустрии в условиях информационно-сетевой экономики XXI века. М.: МГУП имени Ивана Федорова. 2012.

Теслинов А.Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. СПб.: Питер, 2009. 286 с. Фещенко В.В. Когнитивный менеджмент в управлении персоналом // Экономический вектор. 2017. № 3 (10). С. 11-15.

References

Feshchenko V.V. Cognitive management in personnel management. Economic vector, 2017, no. 3 (10), pp. 11-15. (In Russian)

Goleman D. Emotional intelligence. Why it may matter more than IQ. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2022, 544 p. (In Russian)

Gorlov S.Yu., Kondrashova V.K., Kornilov I.K., Stepanova G.N., Chvyakin V.A. Methodology of scientific knowledge: formation of conceptual thinking. Moscow: Moscow State University named after Ivan Fedorov, 2013, pp. 58-67. (In Russian)

Ivlev Yu.V. Theory and practice of argumentation. Moscow: Prospekt, 2009, 288 p. (In Russian)

Karmin A.S., Novikova E.S. Culturology. St. Petersburg: Peter, 2007. (In Russian)

Kaz M. Labor Motivation: Transformation of the Theoretical and Methodological Knowledge Structure and Cognitive and Value Approach. Voprosy Ekonomiki, 2005, no. 12, pp. 82-95. (In Russian)

Kaz M.S. Dynamics of economic knowledge and labor motivation: cognitive-value approach. Tomsk, 2003, 351 p. (In Russian)

Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Foundations of synergetics. Synergetic worldview. M.: Komkniga, 2005. 240 p. (In Russian)

Reut D.V. The sweet curse of creativity. International conference «Cognitive analysis and management of the development of situations» (CASC'2001). T. 3. Moscow: Institute of Control Problems of the Russian Academy of Sciences, 2001, pp. 91-123. (In Russian)

Stepanova G.N., Avramenko G.M., Biryukov V.A., Grigoryan N.A., Pliguzov A.A. Cross-media convergent strategy for the development of the media industry in the conditions of the information and network economy of the 21st century. Moscow: Moscow State University named after Ivan Fedorov, 2012. (In Russian)

Teslinov A.G. Conceptual thinking in solving complex and confusing problems. St. Petersburg: Peter, 2009, 286 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.