Научная статья на тему 'Связь между осознанием ценности времени и сформированностью мягких навыков у студентов инженерно-управленческих специальностей'

Связь между осознанием ценности времени и сформированностью мягких навыков у студентов инженерно-управленческих специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мягкие навыки / ценность времени / самоменеджмент / эмоциональный интеллект / социальный интеллект / социально-когнитивные предикторы / студенты инженерных специальностей / soft skills / value of time / self-management / emotional intellect / social intelligence / social-cognitive predictors / engineering students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Валентина Александровна, Диброва Марина Викторовна, Князев Евгений Борисович, Винокурова Светлана Анатольевна

Цель исследования определение взаимосвязей между осознанием ценности времени у студентов инженерно-управленческих специальностей и сформированностью у них мягких навыков. В статье рассмотрена значимость мягких навыков, в том числе самоменеджмента, осознания ценности времени, найдены корреляционные взаимосвязи между этим навыком (осознание ценности времени) и другими готовностью к коммуникации, критическим мышлением, эмоциональным интеллектом. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые определены социально-когнитивные предикторы ценности времени и выявлены корреляционные связи между данным параметром и рядом мягких навыков у студентов инженерных специальностей. В результате исследования заключается, что чем более у студента развито осознание ценности времени, тем выше его эмоциональный интеллект, а также более высокие показатели по шкалам «Сноровка, хватка и предприимчивость», «Вербальная компетентность» методики КОСКОМ В.Н. Куницыной, что повышает коммуникативно'-личностный потенциал человека. Кроме того, осознание ценности времени прямо положительно влияет на успеваемость студента. В свою очередь, развитое критическое мышление будет скорее приводить к снижению рассматриваемого показателя. К социально-когнитивным предикторам развития осознания ценности времени у студентов относятся следующие показатели: самомотивация, коммуникативно-личностный потенциал, а также академическая успеваемость (связь прямая), понимание ситуаций и эмоциональная стабильность (связь обратная).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Валентина Александровна, Диброва Марина Викторовна, Князев Евгений Борисович, Винокурова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Connection between awareness of the value of time and the development of soft skills among engineering and management students

The purpose of the study is to determine the relationship between the awareness of time values among engineering and management students and their soft skills development. The article examines the significance of soft skills, including self-management, awareness of time values. Correlational relationships between the last skill and others (readiness to communicate, critical thinking, emotional intelligence) are identified. The scientific novelty of the study lies in the identification of social-cognitive predictors of time values and finding correlations between this parameter and some soft skills of engineering students. As a result of the research, it is concluded that the more a student's awareness of the value of time is developed, the higher their emotional intelligence, as well as higher scores on the "Resourcefulness, Initiative, and Entrepreneurship" and "Verbal Competence" scales of the KOSKOM methodology by V.N. Kunitsyna, which enhances the communicative-personal potential of the individual. Additionally, the awareness of the value of time positively impacts the student's academic performance. In turn, developed critical thinking will more likely lead to a decrease in the considered parameter. The social-cognitive predictors of the development of awareness of the value of time in students include the following indicators: self-motivation, communicative-personal potential, as well as academic performance (direct relationship), understanding of situations, and emotional stability (inverse relationship).

Текст научной работы на тему «Связь между осознанием ценности времени и сформированностью мягких навыков у студентов инженерно-управленческих специальностей»

^rpomoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2024. Том 9. Выпуск 2 | 2024. Volume 9. Issue 2

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journaL.ru

RU

EN

Связь между осознанием ценности времени и сформированностью мягких навыков у студентов инженерно-управленческих специальностей

Соловьева В. А., Диброва М. В., Князев Е. Б., Винокурова С. А.

Аннотация. Цель исследования - определение взаимосвязей между осознанием ценности времени у студентов инженерно-управленческих специальностей и сформированностью у них мягких навыков. В статье рассмотрена значимость мягких навыков, в том числе самоменеджмента, осознания ценности времени, найдены корреляционные взаимосвязи между этим навыком (осознание ценности времени) и другими - готовностью к коммуникации, критическим мышлением, эмоциональным интеллектом. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые определены социально-когнитивные предикторы ценности времени и выявлены корреляционные связи между данным параметром и рядом мягких навыков у студентов инженерных специальностей. В результате исследования заключается, что чем более у студента развито осознание ценности времени, тем выше его эмоциональный интеллект, а также более высокие показатели по шкалам «Сноровка, хватка и предприимчивость», «Вербальная компетентность» методики КОСКОМ В. Н. Куницыной, что повышает коммуникативно--личностный потенциал человека. Кроме того, осознание ценности времени прямо положительно влияет на успеваемость студента. В свою очередь, развитое критическое мышление будет скорее приводить к снижению рассматриваемого показателя. К социально-когнитивным предикторам развития осознания ценности времени у студентов относятся следующие показатели: самомотивация, коммуникативно-личностный потенциал, а также академическая успеваемость (связь прямая), понимание ситуаций и эмоциональная стабильность (связь обратная).

Connection between awareness of the value of time

and the development of soft skills

among engineering and management students

Solovyova V. A., Dibrova M. V., Knyazev E. B., Vinokurova S. A.

Abstract. The purpose of the study is to determine the relationship between the awareness of time values among engineering and management students and their soft skills development. The article examines the significance of soft skills, including self-management, awareness of time values. Correlational relationships between the last skill and others (readiness to communicate, critical thinking, emotional intelligence) are identified. The scientific novelty of the study lies in the identification of social-cognitive predictors of time values and finding correlations between this parameter and some soft skills of engineering students. As a result of the research, it is concluded that the more a student's awareness of the value of time is developed, the higher their emotional intelligence, as well as higher scores on the "Resourcefulness, Initiative, and Entrepreneurship" and "Verbal Competence" scales of the KOSKOM methodology by V. N. Kunitsyna, which enhances the communicative-personal potential of the individual. Additionally, the awareness of the value of time positively impacts the student's academic performance. In turn, developed critical thinking will more likely lead to a decrease in the considered parameter. The social-cognitive predictors of the development of awareness of the value of time in students include the following indicators: self-motivation, communicative-personal potential, as well as academic performance (direct relationship), understanding of situations, and emotional stability (inverse relationship).

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что темпы развития общества, науки, техники неуклонно растут, время становится одним из наиболее значимых ресурсов, а умение его грамотно планировать

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20240017

© 2024 Авторы. © 2024 ООО Издательство «Грамота» (© 2024 The Authors. © 2024 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

и использовать - базовым навыком человека XXI века. Исследователи также констатируют важность развития у специалистов любого профиля ряда мягких навыков - универсальных компетенций, которые будут повышать ценность специалиста на рынке труда, в том числе эмоционального интеллекта, критического мышления, готовности к коммуникации (Нестик, 2015; Гоулман, 2021).

Однако в исследованиях современных ученых мало представлены результаты, отражающие существующие взаимосвязи между сформированностью подобных навыков у нынешних студентов. Эти данные могли бы стать источником для совершенствования образовательного процесса (Соловьева, Иноземцева, 2023).

Проблема исследования: определить, как взаимосвязано осознание ценности времени со сформирован-ностью мягких навыков у студентов инженерных специальностей.

Задачи исследования:

- дать характеристику понятию «мягкие навыки», сформировать представление о навыке самоменеджмента и осознании ценности времени как его составной части;

- на основе методик для оценки сформированности мягких навыков у студентов выявить и описать обнаруженные взаимосвязи между осознанием ценности времени у студентов инженерных специальностей и сформированностью у них мягких навыков;

- выделить социально-когнитивные предикторы развития осознания ценности времени у студентов инженерных специальностей.

Теоретическая база. В основу исследования развитости мягких навыков легли работы В. Н. Куницыной, Н. В. Казариновой, В. М. Погольши (2001), описывающих, какие шкалы определяют развитость социальных и коммуникативных навыков человека, Е. И. Ильина (2011), анализирующего эмоциональную сферу человека, Т. А. Нестика (2015), исследующего вопрос ценности времени. Также мы опирались на труды Д. Гоулмана (1995) об эмоциональном интеллекте и Л. Старки ^агкеу, 2004) о критическом мышлении и методах его оценки. В работе мы использовали принципы системности и целостности.

Для решения указанных задач в статье применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме мягких навыков в целом и навыка самоменеджмента в частности; метод тестирования для оценки развитости мягких навыков у студентов инженерных специальностей (более подробно выбранные для тестирования методики описаны в работе ниже); метод статистической обработки данных -для выявления корреляционных связей и предикторов для рассматриваемой характеристики «осознание ценности времени»; метод индукции - для формулирования выводов относительно выявленных закономерностей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что знание о взаимосвязи осознания ценности времени у обучающихся с критическим мышлением, успеваемостью, вербальной компетентностью, эмоциональным интеллектом позволяет поставить вопросы о том, как необходимо организовывать образовательный процесс для формирования мягких навыков у студентов инженерных и управленческих специальностей.

Обсуждение и результаты

Под мягкими навыками мы будем понимать комплекс надпрофессиональных навыков, определяющих готовность человека воспринимать изменяющиеся условия нашего 'ШСА-мира (нестабильного, неопределенного, сложного и неоднозначного) и приспосабливаться к ним (Скрынская, Шперх, 2022). Существуют различные классификации наиболее важных мягких навыков, мы предлагаем опираться на следующие 4 группы:

1) готовность к коммуникации - умение общаться с человеком, применяя для этого лучшие из существующих коммуникативных стратегий и тактик и позитивно воспринимая разность другого, способность презентовать результаты своей работы, готовность к решению конфликтных ситуаций;

2) критическое, системное, творческое мышление - способность решать рабочие, профессиональные задачи, используя для анализа несколько источников информации, выстраивать стратегию, готовность предлагать различные решения проблем, самостоятельно принимать решения;

3) навыки самоменеджмента - умение продуктивно использовать свое личное и профессиональное время, систематизировать и контролировать свои процессы;

4) готовность к управленческой деятельности - желание быть лидером, способность применять принципы менеджмента качества в работе коллектива (Соловьева, Винокурова, 2022).

Есть способности, например, такие как эмоциональный интеллект, которые могут быть отнесены сразу ко всем перечисленным группам.

В работе Л. Н. Степановой и Е. Ф. Зеера развитость мягких навыков у студентов связывается с благополучием в их профессиональной и личной жизни, повышает психологическую устойчивость и стабильность обучающегося, его способность противостоять негативным событиям, повышает спонтанность, свободу поведения человека. Авторами подчеркивается, что мягкие навыки являются не только основными предикторами профессионального развития личности, но и обеспечивают формирование активной, творческой позиции по отношению к собственной деятельности и жизни (Степанова, Зеер, 2019).

Отметим, что некоторые из перечисленных навыков являются универсальными компетенциями (УК), определенными в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования для направлений подготовки бакалавров. Например, выпускникам направления подготовки 27.03.02 Управление качеством необходимо обладать сформированной компетенцией «УК-3. Способен осуществлять социальное

взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 27.03.02 Управление качеством: приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 31 июля 2020 г. № 869 (с изменениями и дополнениями). https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/27), что относится к первой и четвертой выделенным группам мягких навыков.

Причина рассмотрения в нашей работе именно понятия «мягкие навыки», а не «универсальные компетенции» в том, что идея «мягких навыков» укладывается в общемировую парадигму, отражает тенденции, характерные для любой развитой страны, и содержит в себе гораздо более широкое раскрытие подобных навыков, нежели это представлено в нормативной документации нашей страны. Однако будем иметь в виду, что эти понятия тесно взаимосвязаны.

Что касается самоменеджмента, авторы многих научных работ отмечают этот навык как необходимый для управляющих специальностей (Бабчинська, Прокопчук, 2012; Голя, 2018; Синица, 2012), но он будет полезен каждому человеку. Количество учебных, рабочих задач, с которыми сталкивается личность, растет изо дня в день, и этот фактор без отсутствия должной структуризации, планирования и контроля процессов может приводить к изнурению, к повышению депрессивности у человека (Синица, 2012).

Самоменеджмент может определяться как управленческая функция по организации своей жизнедеятельности, которая позволит осмыслить и спроектировать собственные ориентации в выборе жизненного пути, в «якорях» карьеры каждого человека (Осипова, Шклярова, 2020; Князев, Сергеев, Долгова и др., 2022). Наличие данного навыка позволяет человеку быть более целеустремленным, энергичным, вовлеченным в свою работу, ставить и достигать значимые личные и профессиональные цели (Ghali, Miri, Hamzah, 2018).

У самоменеджмента выделяются следующие функции:

- самоанализ - анализ собственной деятельности с целью рефлексии, то есть психологического механизма саморазвития, активное личностное переосмысление текущих дел и задач (Эрнст, 2016), их соотнесение с жизненными приоритетами, оценка выбранных для их реализации средств и их эффективности;

- распределение ресурсов для выполнения поставленных задач;

- саморазвитие: проанализировав свои результаты в соответствии с планами, человек способен определить области своего дальнейшего самосовершенствования, что, согласно циклу PDCA (Plan - Do - Check - Act, или «планируй - делай - проверяй - действуй»), соответствует последнему этапу;

- психологическая гибкость;

- реализация целей (Викторова, 2022).

Всего существует шесть фаз, которые проходит человек при реализации навыка самоменеджмента, а именно:

1. Целеполагание - анализ и формирование человеком личных целей. Можно их формулировать в любой удобной форме, но наиболее оптимальной является постановка целей с заданными числовыми показателями, которые бы могли характеризовать степень их достижения, а также указание сроков их выполнения. От качества целеполагания, с точки зрения Д. А. Севостьянова и А. Р. Гайнановой (2019), зависит не только будущее самого человека, но и всего общества в целом, ведь целеполагание включает себя также ценности и мотивы личности.

2. Планирование - разработка планов собственной деятельности и их возможных альтернатив. В этой фазе учитывается риск-ориентированный подход, подробно описанный в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» (https://docs.cntd.ru/document/1200124394).

3. Принятие решений по конкретным делам. Само по себе принятие решений является стрессовым событием и требует вовлечения определенного числа ресурсов человека. Потому развитие у студента оптимальных стратегий совладания со стрессом определяет в будущем его благополучие, зрелость, устойчивость. Условиями способности принимать решение становятся ответственность и выбор (Распопова, 2021).

4. Организация и реализация - составление режима дня и организация процесса личной работы для достижения поставленных задач. Наличие второй и четвертой фаз в данном перечне определяет значимость развития у студентов способностей к тайм-менеджменту для формирования итогового навыка самоменеджмента.

5. Контроль - самоконтроль и контроль результатов. В случае необходимости цели, сформулированные в первой фазе, могут корректироваться и дополняться. В свою очередь, хорошая рефлексия студента может приводить к улучшению и всех прочих пунктов предложенного списка, в том числе процесса принятия решений (Старцева, Нургалиева, Лапшина, 2020).

6. Информация и коммуникация - общение и обмен информацией необходимы на всех этапах самоуправления (Marchenko, Veretyl'nik, Zhupanova, 2019).

Самоменеджмент может быть реализован в том случае, если человек будет активен, организован, а его деятельность эффективна, то есть получаемые результаты будут хорошо соотноситься с затраченными ресурсами, а именно временем. Для развития навыка самоменеджмента, соответственно, необходимо: уметь ставить цели, быть ответственным и пунктуальным, мотивированным, оптимизировать собственное рабочее время, осознавать его ценность, выполнять поставленные задачи с уменьшением затрачиваемых на них сроков выполнения (Бугославская, 2023), иметь навык самоконтроля, что уже можно отнести к эмоциональному интеллекту.

Самоменеджмент предполагает осознание ценности времени и умение распределять это время эффективно. Здесь мы отметим, что время является важной социокультурной и философской категорией и приобретает статус ценности (Мосесян, 2024). Это утверждение справедливо ввиду ускорения темпов нашей жизни, научно-технического прогресса, увеличения количества решаемых задач. Потому время необходимо осознавать как ограниченный, важный ресурс, который человек может использовать в своей жизни.

Существует множество разнообразных методик, с помощью которых возможно оценить степень сформированное™ мягких навыков у человека. При выборе наиболее подходящих для нашего исследования методик мы остановились на таких, которые можно было бы провести в дистанционном формате, максимально автоматизировав процесс сбора информации и исключив из процесса наблюдающего.

Оценка готовности к коммуникации у студентов проводилась по методике «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (КОСКОМ) автора В. Н. Куницыной (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001). Эмоциональный интеллект (ЭИ) оценивался с помощью теста Н. Холла (Ильин, 2011). Оценка критического мышления выполнялась через «Тест оценки критического мышления» Л. Старки в адаптации Е. Л. Луценко (Луценко, 2014). Навык планирования оценивался «Шкалой ценности времени как экономического ресурса» Ж. Узюнье (Нестик, 2015). Успеваемость определялась средними значениями зачетной книжки студентов.

Время проведения исследования - февраль-октябрь 2023 г. Тесты были размещены на платформе Google Формы. В исследовании участвовало 82 студента Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, обучающихся в Институте физики, из них 44 - женского пола, 38 - мужского. Средний возраст студентов - 20 лет. Обработка результатов производилась с помощью языка программирования R version 4.2.1 в рабочей среде RStudio 2022.07.1 Build 554. Использовались двухвесовой корреляционный анализ (бикор) и робастный множественный регрессионный анализ с применением бутстрапа.

Опишем результаты проведенного нами исследования, направленного на определение взаимосвязей между осознанием ценности времени у студентов инженерных специальностей и сформированностью у них мягких навыков. Согласно «Шкале ценности времени как экономического ресурса» Ж. Узюнье, высокий показатель продемонстрировали 20 студентов; средний - 35; низкий - 27. В целом подобное отношение ко времени у будущих инженеров может приводить к несоблюдению сроков выполнения учебных заданий на этапе обучения в университете, непроактивному поведению на рабочем месте в будущем. Потому предварительно констатируем, что требуется повышение осознанности у студентов касаемо особенностей планирования рабочих задач, самоменеджмента.

Далее приведем результаты двухвесового корреляционного анализа (бикор) ценности времени и сформи-рованности мягких навыков по методике КОСКОМ, тесту на ЭИ Н. Холла, а также тесту оценки критического мышления Л. Старки (Таблица 1). Обнаруженные корреляции на статистически значимом уровне выделены серым цветом в таблице.

Таблица 1. Результаты двухвесового корреляционного анализа (бикор) ценности времени

Статистики

r 95% CI p-value 1-ß

Общий ЭИ 0,244* 0,029 0,438 0,02711 0,605

Эмоциональная осведомленность 0,193 -0,025 0,394 0,08208 0,416

Управление своими эмоциями 0,293** 0,081 0,480 0,00751 0,770

Самомотивация 0,358*** 0,153 0,533 0,00096 0,917

Эмпатия -0,012 -0,228 0,206 0,91568 0,051

Распознавание эмоций других людей 0,124 -0,095 0,332 0,26543 0,201

Критическое мышление (Старки) -0,189 -0,390 0,029 0,08886 0,401

Понимание людей (ПЛ) 0,013 -0,204 0,229 0,90707 0,051

Понимание ситуаций (ПС) 0,126 -0,094 0,333 0,26109 0,203

Сноровка, хватка, предприимчивость (СН) 0,295** 0,084 0,481 0,00709 0,776

Моральные установки (МУ) -0,120 -0,329 0,099 0,28215 0,190

Мотивация достижения (МД) 0,084 -0,135 0,296 0,45243 0,117

Эмоциональная стабильность (ЭС) -0,038 -0,253 0,180 0,73331 0,063

Имидж, самопрезентация (ИМ) 0,158 -0,061 0,363 0,15645 0,296

Социал.-психолог. компетентность (СПК) 0,165 -0,054 0,369 0,13753 0,320

Вербальная компетентность (ВК) 0,230* 0,014 0,426 0,03768 0,553

Оперативная соц. компетентность (ОСК) 0,134 -0,085 0,341 0,22858 0,227

Эго-компетентность (ЭК) 0,139 -0,081 0,345 0,21335 0,239

Коммуникативная компетентность (КК) 0,089 -0,131 0,300 0,42911 0,124

Уверенность (УВ) 0,215 -0,002 0,413 0,05191 0,498

Стабильность человеческих отношений (ОТ) 0,145 -0,074 0,351 0,19411 0,256

Мотивация одобрения (МО) 0,029 -0,189 0,244 0,79650 0,057

Коммуник.-личностный потенциал (КЛП) 0,326** 0,117 0,507 0,00282 0,856

Успеваемость 0,189 -0,029 0,390 0,08873 0,402

Примечания: г - коэффициент корреляции, 95% С1 - 95-процентный доверительный интервал, р-уа1ие - уровень значимости, 1-р - статистическая мощность. *р < 0,05, **р < 0,01, ***р < 0,001.

Во-первых, осознание ценности времени связано с развитостью эмоционального интеллекта у студентов, а именно со станайнами (шкалами):

- «Управление своими эмоциями», корреляция слабая положительная, уровень значимости ниже 0,01;

- «Самомотивация», корреляция слабая положительная, уровень значимости ниже 0,01.

Логично, что человек, способный планировать свое время и соблюдать подобные планы, лучше управляет своими эмоциями, ведь достижение целей предполагает готовность «пожертвовать малым ради большего»,

не идти вслед за своими эмоциями, а принимать решения, исходя из рациональных убеждений, решений, принятых на уровне префронтальной коры. Также самомотивация, то есть внутренняя сила держаться установленного курса, у подобных студентов выше. Отметим, что корреляция между ценностью времени и эмоциональной осведомленностью у студентов - на уровне тенденций.

Интересен тот факт, что корреляция между ценностью времени и сформированностью критического мышления находится также на уровне тенденций - однако она отрицательная (хотя и очень слабая). То есть планирующие студенты меньше опираются на всесторонний анализ проблемы и, соответственно, их выводы и решения могут не до конца быть объективными. В этом мы видим закономерность, в условиях ограниченного времени мозг ищет пути упрощения для формирования суждений, что служит благодатной почвой для формирования множества когнитивных искажений (Вениг, Соловьева, Абрамович, 2022).

Что касается шкал КОСКОМ, были обнаружены следующие корреляции:

- шкала «Сноровка, хватка, предприимчивость» показала положительную слабую корреляцию с ценностью времени, из чего мы делаем вывод, что этот управленческий навык невозможен без понимания ценности времени; отметим, что к навыкам хорошего управленца, менеджера действительно относится умение ценить, не терять собственное время, так что эта корреляция лишь подтверждает давно существующий трюизм (Резник, Чемезов, 2019);

- шкала «Вербальная компетентность» показала положительную слабую корреляцию с ценностью времени, предполагаем, что это связано со сформированностью у студентов навыков взаимодействия, ведь построить адекватную коммуникацию легче, когда люди умеют приходить к соглашению и придерживаться условно принятых сроков и договоров;

- шкала «Коммуникативно-личностный потенциал» как итоговый показатель КОСКОМ также показала положительную слабую корреляцию с ценностью времени.

Что касается успеваемости, взаимосвязь с осознанием студентами ценности времени слабая положительная и на уровне тенденций. Это согласуется с результатами исследований, где говорится о том, что хорошие навыки самоменеджмента способствуют повышению академических результатов студента (Stan, 2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее приведем результаты робастного множественного регрессионного анализа с применением бутстрапа (Таблица 2, Рисунок 1). Согласно полученным данным, к социально-когнитивным предикторам развития осознания ценности времени мы можем отнести:

- самомотивацию, коммуникативно-личностный потенциал, а также академическую успеваемость (связь прямая);

- понимание ситуаций и эмоциональную стабильность (связь обратная).

Однако обнаруженные связи очень слабые. Наибольшее влияние будет оказывать именно академическая успеваемость, согласно полученным результатам, чем выше отметки студента, тем лучше он осознает ценность времени. Еще раз подчеркнем, что это согласуется с данными исследований наших зарубежных коллег (Stan, 2021).

Таблица 2. Результат робастного множественного регрессионного анализа с применением бутстрапа (социально-когнитивные предикторы ценности времени)

Переменные P (Boot) 95% CI SE t p-value VIF

low high

Intercept 3,519 (3,541) 2,664 (2,593) 4,374 (4,517) 0,43 8,20 4,59e-12 -

Самомотивация 0,046 (0,046) 0,010 (0,006) 0,083 (0,083) 0,02 2,54 0,01304 1,68

Понимание ситуаций (ПС) -0,059 (-0,060) -0,114 (-0,113) -0,004 (0,002) 0,03 -2,14 0,03563 1,29

Эмоциональная стабильность (ЭС) -0,053 (-0,056) -0,095 (-0,102) -0,010 (-0,006) 0,02 -2,48 0,01541 1,24

Коммуникативно-личностный потенциал (КЛП) 0,085 (0,087) 0,024 (0,014) 0,147 (0,153) 0,03 2,77 0,00696 1,31

Академическая успеваемость 0,179 (0,167) 0,009 (-0,019) 0,367 (0,401) 0,09 1,90 0,06147 1,05

M(5)&M(0): х2 = 30,68, df = 5, p-value: 1,084e-05; Robust RSE = 0,676; Adj.R2 = 0,253; DW = 1,86, p-value: 0,2476

Примечания: Intercept - предсказанное значение Y при нулевом значении всех независимых переменных, р (Boot) -бутстраппированные стандартизованные коэффициенты регрессии, отражающие изменение Y при изменении X на одну единицу измерения, 95% CI (Boot) - 95-процентный бутстраппированный доверительный интервал, low/high - нижняя и верхняя границы доверительного интервала, SE - стандартная ошибка, t - распределение Стьюдента, p-value - уровень значимости, VIF - коэффициент инфляции дисперсии, M(5)&M(0) - сравнение модели с предикторами и нулевой моделью, df - степени свободы, Robust RSE - стандартная ошибка остатков, Adj.R2 - скорректированный коэффициент детерминации, DW - коэффициент теста Дарбина-Уотсона.

Самомотивация -

Понимание ситуаций (ПС) -

Эмоциональная стабильность (ЭС)

Коммуник.-личностный потенциал (КЛП)

Академическая успеваемость

0 .05 ** -•Г

-о.о; -•- -о.о: ♦ 0.

г

04 *** ♦ 0.19 *

-0,5 0 0.5

Ста нд а рти зо в а иные коэффи ци е нты

Рисунок 1. Социально-когнитивные предикторы ценности времени

Заключение

В результате проделанной работы можем сделать следующие выводы:

1. Мягкие навыки - это надпрофессиональные навыки, определяющие успешность человека, потому следует их формировать у специалиста любого профиля. К основным мягким навыкам отнесем критическое мышление, эмоциональный интеллект, самоменеджмент и готовность к коммуникации.

2. Осознание ценности времени является частью навыка самоменеджмента. У студентов инженерно-управленческих специальностей данный навык положительно коррелирует с такими параметрами, как эмоциональный интеллект (и его подшкалами «Управление своими эмоциями», «Самомотивация»), готовность к коммуникации и коммуникативно-личностный потенциал (в частности, со шкалами «Сноровка, хватка, предприимчивость», «Вербальная компетентность»). Присутствуют связи на уровне тенденций с успеваемостью (положительная), критическим мышлением (отрицательная).

3. К предикторам развития осознания ценности времени у студентов инженерно-управленческих специальностей относятся следующие характеристики: самомотивация, понимание ситуаций, эмоциональная стабильность, коммуникативно-личностный потенциал, академическая успеваемость.

Можем сделать вывод, что осознание ценности времени у студентов зависит от наличия у них развитого эмоционального интеллекта (который, согласно Д. Гоулману, позволяет занимать более высокие должностные позиции), способности к сноровке, хватке, предприимчивости, вербальной компетентности (которые входят в коммуникативно--личностный потенциал личности). То есть этот мягкий навык будет скорее проявляться у человека, который сможет занимать руководящие должности в будущем, формируя план работы для себя и команды. В свою очередь, критическое мышление у подобных студентов ниже (обнаруженная связь -на уровне тенденций). И здесь возникает предположение, которое в дальнейшем следует либо подтвердить, либо опровергнуть - маловероятно, что у одного человека будут сформированы все существующие мягкие навыки, емкость человеческого сознания ограничена, при формировании одного будет вымещаться другое.

Приведем аналогию - при построении дома качеств (QFD, quality function deployment, или дом качеств, -это инструмент менеджмента, который позволяет структурировать характеристики продукта и выбрать наиболее важные из них для потребителя) управленец проводит корреляционный анализ для того, чтобы понять, какие характеристики качества в объекте взаимозависимые, а какие противоречат друг другу, являются разнонаправленными. Это позволяет создать номенклатуру свойств объекта без внутренних противоречий. Также и педагог при построении образовательного процесса должен понимать, что, развивая одни качества у студента, скорее всего, придется отказаться от формирования других. Конечно же, это положение должно учитываться при определении содержания образовательных и профессиональных стандартов. Иначе в информационном пространстве так и будут транслироваться эти недостижимые идеалы, что будет приводить человека к повышенной тревожности по поводу невозможности достижения установленных требований.

В качестве направления дальнейшей работы мы предлагаем увеличить объем выборки студентов и оценить

сформированность мягких навыков у них и существующие зависимости у обучающихся гуманитарного, технического, естественнонаучного профиля, чтобы понять: проявляются ли подобные закономерности только

для студентов инженерных специальностей или же являются общим правилом.

Источники | References

1. Бабчинська О. I., Прокопчук А. М. Роль самоменеджменту в управлшш i саморозвитку менеджера // Крымский экономический вестник. 2012. Т. 2. № 1 (01).

2. Бугославская А. В. Самоменеджмент как средство коррекции самоорганизации обучающихся вуза // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2023. № 11.

3. Вениг С. Б., Соловьева В. А., Абрамович В. Р. Формирование профессиональной образовательной системы с учетом когнитивных искажений в мышлении студента // Управление устойчивым развитием. 2022. № 2 (39).

4. Викторова М. М. Самоменеджмент как инструмент личностного роста // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 10 (74).

5. Голя Н. Г. Технологии самоменеджмента как важный фактор развития творческого потенциала руководителей учреждений профессионально-технического образования // Науковий огляд. 2018. № 9 (52).

6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021.

7. Ильин Е. И. Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ). Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2011.

8. Князев Е. Б., Сергеев А. С., Долгова Л. В., Игонин В. А. Якорь карьеры на предпринимательство у студентов медицинского вуза в зависимости от социально-демографических факторов // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: мат. IV междунар. науч.-практ. конференции. Саратов, 2022.

9. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.

10. Луценко Е. Л. Адаптация теста критического мышления Л. Старки // Вкник Харгавського нацюнального ушверситету iменi В. Н. Каразша. Серiя: Психолопя. 2014. № 1110.

11. Мосесян А. В. Жизнь и время как ценности: взгляд студента-социолога // Современная философия и социальные науки глазами молодых ученых: сб. статей и эссе. М., 2024.

12. Нестик Т. А. Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени: дисс. ... д. пси-хол. н. М., 2015.

13. Осипова О. П., Шклярова О. А. Ресурс самоменеджмента в повышении профессиональной жизнеспособности и развитии управленческой культуры педагогических работников // Проблемы современного образования. 2020. № 5.

14. Распопова А. С. Тенденции принятия решений как ресурс совладания со стрессом у студентов, занимающихся спортом // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов : теория и практика реализации. 2021. № 11.

15. Резник С. Д., Чемезов И. С. О понимании принципа «выкладываться полностью» в деятельности организованного менеджера // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2019. Т. 4. № 4.

16. Севостьянов Д. А., Гайнанова А. Р. Целеполагание современных студентов: инверсивный анализ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7.

17. Синица А. В. Организация рабочего времени как составляющая самоменеджмента руководителя // Вестник Сумского национального аграрного университета. 2012. № 3.

18. Скрынская О. А., Шперх А. А. Развитие мягких навыков в условиях VUCA-мира // Наука и школа. 2022. № 2.

19. Соловьева В. А., Винокурова С. А. Определение путей формирования мягких навыков у студентов инженерных специальностей в процессе преподавания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» // Всемирный день качества - 2022: мат. III междунар. конференции. Саратов, 2022.

20. Соловьева В. А., Иноземцева Н. П. Оценка уровня эмоционального интеллекта студентов-медиков для определения потребности в совершенствовании образовательного процесса // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 3.

21. Старцева В. А., Нургалиева К. Р., Лапшина Е. А. Роль обучения рефлексии студентов при принятии жизненно важных решений // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3.

22. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. № 21 (8). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

23. Эрнст Г. Г. Самоанализ урока на основе рефлексии: в помощь учителю // Народное образование. 2016. № 7-8 (1458).

24. Ghali B. A. A., Miri L., Hamzah K. D. Self-Management and Its Relation to Organizational Excellence // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7 (4).

25. Marchenko Yu., Veretyl'nik Yu., Zhupanova D. Innovative Technologies in the Process of Selfmanagement Implementation by Future Leader // Велес. 2019. № 3-1 (69).

26. Stan M. M. Self-management Skills and Student Achievement - A Pilot Study // ATEE 2020 - Winter Conference 2020. Teacher Education for Promoting Well Being in School. Suceava, 2021. Vol. 16. https://doi.org/10.18662/ lumproc/atee2020/34

27. Starkey L. Critical Thinking Skills Success in 20 Minutes a Day. N. Y., 2004.

Информация об авторах | Author information

RU

Соловьева Валентина Александровна1, к. пед. н. Диброва Марина Викторовна2 Князев Евгений Борисович3, к. психол. н. Винокурова Светлана Анатольевна4

1 Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского; Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского 2' 4 Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского 3 Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского

EN

Solovyova Valentina Aleksandrovna1, PhD Dibrova Marina Viktorovna2 Knyazev Evgenij Borisovich3, PhD Vinokurova Svetlana Anatolevna4

1 Saratov State University; Saratov State Medical University 2' 4 Saratov State University 3 Saratov State Medical University

1 v.a.solovyova@gmail.com, 2 dibrova.m.v@mail.ru, 3 eknyaze@gmail.com, 4 savinokurova.kmtqm@gmail.com

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.01.2024; опубликовано online (published online): 26.02.2024.

Ключевые слова (keywords): мягкие навыки; ценность времени; самоменеджмент; эмоциональный интеллект; социальный интеллект; социально-когнитивные предикторы; студенты инженерных специальностей; soft skills; value of time; self-management; emotional intellect; social intelligence; social-cognitive predictors; engineering students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.