В статье рассматриваются пути формирования межкулътурной толерантности молодежи в контексте образовательного процесса; описывается механизм формирования дидактической среды, обеспечивающей диалог культур; анализируются некоторые формы работы со студентами, дающие возможность обучающимся выработать необходимые в процессе межкультурного диалога навыки общения.
Пыж Владимир Владимирович,
д. полит. н., профессор, директор филиала Иванова Рената Вениаминовна,
к.п.н., доцент, заместитель директора по учебной работе и качеству обучения Карпович Ирина Евгеньевна,
к.ф.н., доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Исаева Анастасия Юрьевна,
к.фс.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета
в г. Чебоксары
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Как целенаправленная педагогическая работа способна выстроить положительную динамику формирования межкультурной толерантности и повысить уровень готовности студентов к общению в полиэтническом пространстве?
Ключевые слова: межкультурная толерантность, диалог культур, межкультурная компетенция, образовательное поликультурное пространство, проектирование образовательного процесса
В новых социально-экономических условиях, характерных для современной России, интенсивно идёт процесс расширения функций образования, корректировки его целей и содержания, форм и методов, отвечающих потребностям обучения и формирования личности. Неотъемлемым атрибутом образовательной среды становится межкультурное общение между народами и странами. Вместе с тем распад единого геополитического пространства, устранение идеологических догм, обозначили в стране проблему межнациональных отношений, породили тенденцию к национальной нетерпимости, разобщенности, интоле-рантности. Межкультурное взаимодействие сопровождается, подчас, разногласиями и недопониманием, в основе которых лежат культурные различия: особенности мышления, поведения, специфика межличностных коммуникаций, своеобразие правил и социальных норм, принятых в той или иной культуре. В сложившихся условиях поиск путей гармоничного разви-
тия различных этнических культур, неконфликтного сосуществования представителей этих культур, воспитания толерантности является для многонациональной России важнейшей государственной и социальнополитической задачей. В рамках нашего региона и нашего вуза актуальность проблемы формирования межкультурной толерантности молодежи обусловлена реальной ситуацией поликультурности (в Чувашии сегодня проживают представители различных народов), спецификой образовательной деятельности (выезд студентов на обязательные стажировки), а также тем, что в Поволжье мы являемся представителями Санкт-Петербурга - города, который стал единственным городом России, принятым в Европейскую Коалицию городов против расизма и в котором принята и успешно реализуется программа «Толерантность», ставящая цель гармонизации межэтнических и межкультур-ных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности.
Категория «толерантность» в современном понимании имеет широкий разброс трактовок и интерпретаций. «Толерантность - это невмешательство своим поведением и своими действиями, если они другим человеком не одобряются. Толерантность, таким образом, обладает двумя существенными характеристиками: неодобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям» (Н. Эшфорд). «Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» (М.С. Мацков-ский). «Толерантность и интолерантность - это особые отношения, которые формируются (как и всякое отношение) на основе оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом... следовательно здесь справедлива формула: связь ^ оценка ^ отношение ^ поведение (намерение)» (С.К. Бондырева). «Толерантность в качестве нового типа социальных отношений представляет проблему не только в сфере взаимодействия различных культур и цивилизаций, но и внутри последних, особенно находящихся, как Россия, в стадии трансформации, налагающейся к тому же на процессы «открытия» миру. Трансформация российского общества и интеграция его в мировое сообщество, принимающая. преимущественно деструктивные формы, предопределяет снижение согласия и терпимости в социуме. Нетрудно предположить, что уровень терпимости должен быть выше в обществе стабильном, гомогенном, компактном, интегрированном. В случае с Россией мы имеем противоположную ситуацию. В многочисленных исследованиях отмечается расколотость российской цивилизации, антиномичность национальной культуры, . что объективно не способствует укреплению начал толерантности в обществе» (В.В. Шалин).
Как видим, понятие “толерантность” трактуется широко, отсутствуют жестко отобранные его общепризнанные характеристики, оно не дифференцировано, научно не обосновано по уровням и формам проявления и по отношению ко многим близким по смысловой нагрузке терминам. Толерантность можно рассматривать как отношение, аттитюд, потребность, ценность, социальную норму, взгляд или убеждение. Вместе с тем, толерантность - это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность). Пусковой механизм появления и проявления толерантности - это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир). Межкуль-турная толерантность предполагает соотнесенность с межкультурной компетенцией. Межкультурная компетенция включает в себя такие способности, типы поведения и практической деятельности человека, которые позволяют ему эффективно и осмысленно взаимодействовать с другими индивидами, социокультурная среда которых отличается от его собственного происхождения и воспитания (для этого требуется и уважение к людям, и осознание существующих культурных различий, и особые умения и навыки, и толерантность).
На наш взгляд, одним из эффективных средств решения задачи модернизации полиэтнического пространства в мультикультурную целостность и воспитания межкультурной толерантности может являться система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе.
В идеале формирование толерантности должно начинаться с направленного самоисследования и критической саморефлексии еще с дошкольного периода. У ребенка необходимо воспитать готовность признавать отличия между людьми, что позже будет содействовать развитию способности к диалогу, межкультур-ному пониманию. В период обучения человеку необходимо дать модель уважения самоопределения других, что является достаточно сложной задачей. Важны также прямые межкультурные контакты в процессе обучения, а кроме того - интернационализация образования и диалоговый режим работы, который превращает традиционного «обучаемого» в «обучающегося» - человека, самого себя обучающего, т.е. рождается навык порождения в себе Я-КУЛЬТУРНОГО, происходит открытие личностной идентичности обучающегося, его самоактуализация. На данном этапе важную роль играет учебное заведение (школа, вуз), которое посещает обучающийся.
Вуз, как одна из систем образования, выступает транслятором аксиологических ориентаций в процессе социализации-инкультурации, является особым культурным пространством, вводящим человека в мир культуры через науку. Вуз является местом, где возможен сознательно организованный процесс воспитания межкультурной толерантности посредством формирования у обучающихся знаний, умений и навыков в области этнологии, лингвострановедения, межкультурной коммуникации, что в конечном итоге, может способствовать воспитанию гражданина, открытого для восприятия мира, способного к диалогу, в рамках которого «Другой» рассматривается не как «Чужой», а мыслится как возможность постижения нового, является потенциалом для самосовершенствования. Актуальность формирования межкультурной толерантности в рамках вуза обусловлена рядом причин. Во-первых тем, что факторы нестабильности современного общества (идеологический кризис, частичная утрата социальной идентичности, экономическая нестабильность, кризисное состояние таких социальных институтов, как образование, культура и др.) сегодня становятся доминирующими, влияя на становление социальнопсихологического облика молодежи. Во-вторых, тем, что молодежная среда потенциально склонна к экстремизму, интолерантности, националистским движениям и настроениям, широкую популярность в ней приобретают различные группировки, именно поэтому все чаще мы слышим о преступлениях, совершенных молодежью на национальной почве. Это серьезная проблема, решением которой необходимо заниматься целенаправленно и комплексно.
На наш взгляд, наиболее эффективный и устойчивый результат будут иметь не внешние запретительные и карающие меры, а изменения на уровне сознания. Содействовать изменениям может соответствую-
щая дидактическая среда, сформированная в образовательном пространстве и обеспечивающая диалог культур путем введения в контекст обучения форм и методов работы, способствующих осуществлению взаимосвязи языков и культур, дающих возможность обучающемуся вырабатывать необходимые в процессе кросскультурного диалога навыки общения. Такая среда может обусловить комплексный и поэтапный характер формирования межкультурной компетенции и межкультурной толерантности студентов. Образовательное же пространство вуза в силу его содержательной и функциональной специфики может стать значимым ценностно-ориентационным ресурсом, в том числе с точки зрения проецирования в реальную социокультурную среду идей толерантного сознания и поведения в полиэтническом сообществе.
В нашем вузе отмеченная выше дидактическая среда состоит из ряда компонентов: изучение основ межкультурной коммуникации в рамках специальных дисциплин (изучаемых студентами, обучающимися по специальности «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)»), встречи с иностранными гостями, возможность изучения нескольких иностранных языков, международные студенческие стажировки, ежегодная студенческая научная конференция по проблемам межкультурной коммуникации, система научно-исследовательских проектных заданий для студентов, деятельность студенческого научного общества «Центр исследования проблем межкультурной коммуникации», работа обучающихся в рамках коммуникативных площадок. Осознавая масштабность обозначенной нами проблемы, многообразие механизмов продуцирования и трансляции ценностей толерантного сознания, в данной статье акцент сделаем на рассмотрении лишь некоторых значимых компонентов механизма формирования толерантности в рамках образовательной среды.
Одним из важнейших компонентов мы считаем студенческую научную конференцию по проблемам межкультурной коммуникации. С целью формирования межкультурной толерантности и межкультурной компетенции студентов такие конференции в филиале СПбГИЭУ в г. Чебоксары проводятся ежегодно. В ходе организации конференций сложилась определенная схема работы по подготовке и проведению данного мероприятия. К участию в конференции мы привлекаем студентов, заинтересованных в научноисследовательской работе. Студентами под руководством преподавателей кафедры пишутся научнотворческие работы, на занятиях делаются доклады и сообщения по разрабатываемой тематике. Это предполагает не просто припоминание определенного объема информации и его репродукцию, а и осуществление эвристического поиска, построение собственных гипотез, использование межпредметных связей, формулирование собственных представлений. Иными словами, характер творческой активности определяется и уровнем теоретического освоения объекта исследования, и способностью к собственному, оригинальному видению и решению поставленных задач. Следует отметить, что все указанные работы представляют собой самостоятельные научные исследо-
вания актуальных проблем межкультурной коммуникации. Подчеркнем также, что для нас является аксиомой положение, согласно которому нет науки «студенческой» и науки «взрослой». Есть наука и нена-ука («паранаука») или «псевдоморфоза по науке», являющаяся средством социального приспособления и симуляции научной деятельности. Эту мысль мы пытаемся внушить и студентам - участникам нашей конференции.
Также с целью формирования межкультурной компетенции молодежи в вузе разработана и успешно применяется система научно-исследовательских проектных заданий для студентов. Она позволяет активизировать познавательную деятельность и интеллектуальную креативность обучающихся, научить их творчески мыслить, ставить и решать актуальные научные проблемы. Под проектным заданием мы понимаем вид самостоятельной научно - творческой работы студентов, выполняемой в рамках определенной темы, к которой они испытывают особый интерес. Основные этапы выполнения проектного задания: 1. Выбор темы исследования (основная задача данного этапа - выявление индивидуальных интересов и мотивации участия/неучастия студентов в исследовании). 2. Организация исследовательских рабочих групп (формирование групп строится на основе сочетания исследовательских пристрастий и интересов студентов и их заинтересованности в совместной работе; главным на данном этапе является формирование эффективной команды (3-4 человека), распределение ролей и окончательное уточнение темы проекта и методики работы над ней). 3. Проведение исследования (исследование может быть как теоретическим, так и практическим; теоретическое исследование предполагает изучение и анализ специальной литературы по выбранной теме, практическое исследование заключается: а) в сборе по определенной методике разнородных сведений о культуре из различных источников; б) в обработке полученных данных с применением определенных приемов и техник; в) в анализе результатов; источниками информации могут быть художественные и документальные фильмы, художественная, публицистическая и другая литература, информанты, артефакты и т.д.) 4. Оформление исследования в виде письменного отчета (теоретическое исследование представляет собой аналитический обзор: реферат и изложение целей и задач изучения теоретических источников, сопоставление точек зрения авторов, анализ представленной в работах аргументации и выводы о взглядах авторов на рассматриваемую проблему; для практического исследования письменный отчет включает в себя следующие разделы: цели и задачи исследования, критерии отбора исследовательских данных, описание процедуры сбора материала и методики его анализа, качественный и количественный анализ эмпирического материала, изложение полученных выводов и обобщений). 5. Публичная презентация результатов проведенного исследования (форма презентации может быть различной, например доклад, мультимедийная презентация, снятый авторами работы видеофильм, инсценировка, ролевая игра и др).
Проектное задание, которое дается на группу обучаемых, непосредственно связывает овладение определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания. Комплексный интегрированный характер проектной работы позволяет студенту выстраивать единую картину мира, собирая для этого заранее полученные знания и навыки и приобретая новые. При этом ориентация на создание проекта как личностно-образовательного продукта делает процесс овладения знанием личностно значимым, лич-ностно мотивированным. В целом работа над проектами позволяет активизировать познавательную деятельность и интеллектуальную креативность обучающихся, научить их творчески мыслить, ставить и решать актуальные научные проблемы. Возможные темы проектов: «Сущность и своеобразие учебновоспитательного процесса и роли учителя в различных культурах», «Национальная символика как проявление общенациональной идентичности», «Международная реклама как особая форма межкультур-ной коммуникации», «Разработка программы подготовки студентов к зарубежной стажировке», «Индекс межкультурной толерантности студентов филиала», «Этносоциальная ситуация в г. Чебоксары и формирование межкультурной толерантности молодежи».
Одной из продуктивных образовательных форм работы со студентами, способствующих формированию межкультурной толерантности и межкультурной компетенции, мы считаем работу в рамках специально организуемых коммуникативных площадок, которые сочетают в себе коммуникативный, культурологический и лингвистический компоненты содержания.
В рамках работы коммуникативных площадок конструируются ситуации, стимулирующие проявление коммуникативных паттернов, характерных для определенной лингвокультуры. Студент при этом находится в особом коммуникативном пространстве, требующем адекватного выбора материала и формы (вербально/ невербальной) его организации, имеет возможность реализации коммуникативного поведения. Мы считаем это важным, поскольку обучение межкультурному общению, иноязычной культуре обязательно должно иметь как одну из целей - обучение коммуникативному поведению, что входит сегодня составным компонентом в межкультурную коммуникативную компетенцию (Л.В. Цурикова, Л.И. Гришаева, И.А. Стернин).
Основы межкультурной коммуникации и толерантного отношения к другой культуре усваиваются при описываемой нами форме работы через коммуникативную деятельность, в процессе приобретения собственного поведенческого опыта методом «проб и ошибок». Коммуникативная площадка как образовательная форма направлена на формирование и последующее повышение коммуникативной адекватности поведения индивида в иноязычной лингвокультуре. Она дает возможность студентам выработать навыки межкультурной коммуникации через интерактивные задания и тренинговые упражнения, получить и закрепить теоретические знания о специфике межкультур-ной коммуникации, национальных культурах и моделях управления (межкультурные параметры, стереотипы поведения и восприятия, типы национальных и
корпоративных культур и т.д.); способствует формированию таких важных психологических свойств личности как открытость, гибкость, терпимость, готовность работать с представителями других культур; в целом -дает возможность приобретения навыков эффективных межкультурных коммуникаций (в том числе и знание иностранного языка).
Знания, полученные в ходе работы коммуникативной площадки, усвоены активно, соответственно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления). Кроме того, решение проблем, поставленных в ходе работы площадки, выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект), повышает интерес к специфике межкультур-ной коммуникации и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности в рамках поликультурной среды). Также данная форма работы дает возможность обучающимся усвоить главное: нет культур хороших или плохих. Иные культуры трудно изучать, иногда очень сложно понять, но если будущий специалист хочет добиться успеха в современном, все более глобализирующемся мире, он должен обладать межкультурной толерантностью и межкультурной компетенцией.
Важно, что описанные мероприятия охватывают учебную и внеучебную деятельность, носят целенаправленный характер, способствуют формированию позитивных установок для межкультурного диалога в полиэтническом регионе и глобализирующемся мире. Студентами осуществляется освоение проблематики, относящейся к компетенции теории межкультурной коммуникации, обучающимся предоставляется возможность позитивного сравнения различных культур, преодоления этноцентризма как важнейшего препятствия для эффективной работы в условиях кросскультурной среды, также идет формирование и совершенствование навыков и умений адекватного общения с представителями других культур, формирование толерантной, когнитивно и коммуникативно гибкой личности. Комплексный подход в формировании межкультурной толерантности и межкультурной компетенции молодежи позволяет предотвратить межнациональные конфликты в молодежной среде, способствует построению «здоровых» конструктивных межэтнических отношений.
Наш опыт показывает, что целенаправленная педагогическая работа способна выстроить положительную динамику формирования толерантного сознания, повысить уровень готовности студентов к общению в полиэтническом пространстве.
Литература
1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности / Г.Л.Бардиер // Автореферат дисс... доктора псих.наук. -Спб., 2007.
2. Гришаева Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений/Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Пищулин Н.П. Толерантное сознание этнических общностей / Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, И.А. Коробецкий. -М., 2004.