УДК 631.152:635
С.И. ОЛОНИНА
ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ОВОЩЕЙ
Ключевые слова: механизм, устойчивость, инфраструктура, рынок, овощи.
Рассмотрены основные исторические этапы формирования и развития инфраструктуры рынка овощей. Проведен комплексный анализ и разработан ряд мероприятий по совершенствованию функционирования рынка овощей и его инфраструктуры.
S.l. OLONINA
THE FORMING OF THE MECHANISM OF THE STEADY DEVELOPMENT OF VEGETABLE MARKET INFRASTRUCTURE
Key words: market, vegetables, efficiency, profitable, tendency, perspective, infrastructure.
The main historical stages of the forming and development of vegetable market infrastructure are considered. Complex analysis was conducted and some measures for vegetable market improvment and its infrastructure were developed.
Овощеводство представляет собой одну из самых сложных, капиталоемких и трудоемких отраслей сельского хозяйства.
Развитие рыночной экономики существенно расширило задачи товаропроизводителей, которые должны сами планировать свою производственную деятельность, совершенствовать структуру производства в соответствии с требованиями спроса и предложения, постоянно выявлять резервы повышения эффективности производства на всех стадиях технологического процесса, совершенствовать механизмы реализации продукции, организовывать ее продвижение до потребителей. Решающим условием этих мероприятий является формирование эффективно функционирующей рыночной инфраструктуры, действие которой направлено на обеспечение приоритета соответствующих потребностей в сочетании с региональными отраслевыми интересами на определенной территории.
Проблема формирования и развития рыночной инфраструктуры и ее основных элементов в сложившихся экономических условиях, повышения эффективности управления деятельностью предприятий находит свое выражение в поиске новых более совершенных моделей управления в предприятиях и организациях.
В связи с этим реализация комплексного подхода к проблеме формирования инфраструктуры рынка овощного подкомплекса позволяет в наиболее полной мере решить эту задачу.
В процессе продвижения овощной продукции от товаропроизводителя к потребителю реализация осуществляется либо посредством прямого акта купли-продажи у сельхозпроизводителя, либо косвенно через торгового посредника. Зачастую наблюдается многоступенчатое посредничество, при котором между производителем и потребителем продукции стоят несколько посредников. Отметим, что доминирующей и оптимальной формой продвижения свежей овощной продукции от производителя к потребителю должен стать одноуровневый канал распределения, так как со стороны производителя решаются вопросы, связанные с трансфертными издержками, а покупатель приобретает товар, соответственно, по более доступной цене.
До 1990 г. развитие рыночной инфраструктуры можно охарактеризовать как период развития материально-технической базы оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, заготовительной и торгово-закупочной деятельности.
С 1991 г. начинается период формирования и развития новых институтов рыночной инфраструктуры: товарных бирж, фондовых бирж, торговых домов, коммерческих банков, оптовых фирм, информационно-консультационных цен-
тров. Необходимо отметить, что создание новых оптовых фирм происходило на базе бывших государственных предприятий, но не за счет нового строительства инфраструктурных мощностей, а на основе перераспределения собственности. В конечном итоге оптовые базы стали сдавать в аренду складские помещения предприятиям различных сфер деятельности, что привело к перепрофилированию их основной деятельности.
Состояние и развитие инфраструктуры рынка в значительной мере определяют интенсивность и скорость рыночных процессов.
Инфраструктура товарного рынка овощей на современном этапе характеризуется существенным отставанием по уровню и качеству оказываемых тор-гово-посреднических и кредитно-финансовых услуг, что является одним из сдерживающих факторов перехода к развитым рыночным отношениям.
Кризис в экономике привел к обострению проблем развития производства в овощеводстве защищенного грунта. Для сельскохозяйственных предприятий, деятельностью которых является производство свежих овощей для населения г. Нижнего Новгорода, характерны недостаточное обновление и реконструкция основных фондов, высокие затраты на сырье и материалы. Современный уровень развития производства не позволяет удовлетворять потребности населения одновременно в высококачественных и дешевых свежих овощах во внесезонный период. Производимая скоропортящаяся продукция зачастую не выдерживает конкуренции с импортной продукцией по срокам хранения, а следовательно, времени реализации.
Для первоначального становления рыночных отношений характерно существенное отставание развития рыночной инфраструктуры от возрастающих потребностей в ее услугах на всех товарных рынках.
На данный момент изменился характер и назначение посреднических и сбытовых организаций. На первый план выступили оптово-розничные и частные предприятия, которые были организованы на арендованных площадях овощных баз.
Изучение инфраструктуры рынка предполагает рассмотрение динамики состояния торговой сети. Анализ данного вопроса показал, что на сегодняшний день характерны два параллельных процесса: сокращения числа специализированных торговых предприятий и торговых площадей. Данный факт связан прежде всего с концентрацией торговли овощами на рынках, торговых площадках, в специализированных отделах крупных торговых центров.
В состав предприятий инфраструктуры продовольственного рынка входят товарные биржи, ассоциации оптовой торговли и коммерческие фирмы по торговле продовольствием. Биржи играют важную роль в формировании рыночных цен на товарную продукцию, установлении деловых контактов и заключении сделок. В 1996 г. была создана и стала функционировать Нижегородская агропромышленная биржа.
Анализ работы Нижегородской агропромышленной биржи показал, что товарооборот сдерживается в силу того, что покупатели не могут обеспечить достаточное для заключения сделки финансирование. Отсутствие интеграции потребителя, биржи с какой-либо финансовой структурой (коммерческие банки, общества сельскохозяйственного кредита, общества взаимного кредита), способной предоставлять денежные кредиты, привело к прекращению функционирования биржи. Хозяйствующие субъекты не оценили участия финансовой (кредитной) системы в условиях высокого предпринимательского риска. В результате попытка создания агропромышленной биржи закончилась неудачей.
В мае 2000 г. крупные организации - ВАО «Нижегородская ярмарка», «Торгово-промышленная палата» Нижегородской области и Государственное предприятие «Регионконтракт» - подписали соглашение о создании и развитии
Нижегородской агропромышленной биржи. В современных условиях сотрудничество данных структур создало эффективные экономические отношения.
Особую роль в насыщении и восполнении товарного рынка свежими овощами во внесезонный период имеют зарубежные поставки. Одни импортеры действуют как оптовики, используя помещения овощных баз, другие поставляют импортированный товар прямо розничной торговле.
На территории г. Нижнего Новгорода функционируют крупные фирмы, деятельностью которых является реализация свежих импортных овощей. Закупки импортной продукции производятся морским и автодорожным путем из Марокко, Испании, Голландии, Турции.
В настоящее время на территории области действует 75 розничных рынков. К 2012 г. планируется открытие еще 16. В конце 2010 г. планируется открытие областного сельскохозяйственного рынка на 5 тыс. торговых мест. Товаропроизводителям для реализации своей продукции на розничных рынках предоставлено от 50 до 70% торговых мест.
На безвозмездной основе с конца 2008 г. в Нижнем Новгороде проведено 18 выездных ярмарок. В Нижегородской области в 2010 г. планируется провести 27 ярмарок региональных товаропроизводителей.
В последние годы стала развиваться информационная инфраструктура, включающая информационно-консультационные центры, средства массовой информации, печать, Интернет, оказывающие важную роль в предоставлении рекламных услуг и обеспечении экономического взаимодействия, способствующая реализации продукции и формировании нового спроса. Однако сегодня рынок информационных услуг развит недостаточно, широкая компьютерная информационная связь отсутствует.
По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы.
Возрождение современной отечественной информационно-консультацион-ной службы относится к началу 90-х годов прошлого столетия, когда были предприняты первые попытки реформирования агропромышленного комплекса.
Основной целью информационно-консультационной службы является повышение эффективности и устойчивости агропромышленного производства на основе освоения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации.
В мае 1994 г. была создана Нижегородская консультационная служба АПК [1]. Она ведет опытно-демонстрационную деятельность, изучает современные технологии, разрабатывает предложения по рационализации управления, решает вопросы по налогообложению и повышению квалификации кадров на селе, издает Нижегородский аграрный журнал НКС АПК. Необходимо отметить, что большинство хозяйств области имеют своих специалистов соответствующего профиля. В перспективе центру следует систематически ориентироваться на предоставление и распространение объективной и постоянно обновляемой информации по различным технологическим аспектам, включая инновационные подходы к организации и методам ведения хозяйства; оказании содействия
сельхозпроизводителям в применении экономически эффективных (низкозатратных, энергосберегающих, экологичных) технологий в растениеводстве, животноводстве, переработке сельскохозяйственной продукции, информировании о ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции, содействии в организации её эффективного сбыта, осуществлении интеграции и генерирования знаний и информации из международных и отечественных источников. Он должен вести организацию обмена опытом с передовыми хозяйствами, а также быть связующим звеном между производством и научными кадрами области.
На сегодняшний день в области действуют следующие консультационные центры: центральный офис в г. Нижний Новгород, Лукояновский СКЦ, Семеновский СКЦ, Сергачский СКЦ, Арзамасский ИКЦ, Кстовский ИКЦ, Б.-Бол-динский ИКЦ.
Нижегородская область в настоящее время располагает развитой сетью коммерческих банков. Однако необходимо отметить такой немаловажный факт, что хозяйствующие субъекты этой системы не играют существенной роли в образовании важнейших итоговых показателей экономического развития региона в области сельского хозяйства. Нижегородский финансовый рынок всегда был высококонкурентным - в городе представлены филиалы всех крупных финансовых институтов и нескольких иностранных банков.
Проанализировав механизм развития экономического потенциала рыночной инфраструктуры, т.е. систему материально-технических объектов, создающих условия функционирования рынка свежей овощной продукции, можно сделать вывод, что на сегодня он имеет низкий уровень развития. От уровня, структуры и качественных характеристик материально-технической базы рыночной инфраструктуры зависят объёмы покупок и затраты времени покупателей, рентабельность самих предприятий и эффективность всей отрасли овощеводства.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в целях оптимизации работы тепличных комбинатов, предприятий розничной и оптовой торговли необходимы:
1) совершенствование структуры производства свежих овощей в тепличных комбинатах во внесезонный период с целью удовлетворения населения в качественной и конкурентоспособной продукции;
2) налаживание прямых поставок продукции тепличными комбинатами минуя посредников с целью сокращения торговой наценки, которая имеет значительную долю в цене;
3) рационализация структуры объектов розничной и оптовой торговли.
Таким образом, отказ государственных органов управления от регулирования производственной и сбытовой деятельности предприятий, производящих свежую овощную продукцию, повлек за собой значительный спад производства продукции. Товародвижение продукции по стадиям производственного процесса приобрело неконтролируемый и стихийный характер. Функционирование рынка требует создания адекватной рыночной инфраструктуры с целью регулирования спроса и предложения, анализа текущей оптовой и розничной цены, прогнозирования рыночной деятельности, накопления и распространения необходимой информации, рекламы отечественную продукцию.
Литература
1. Сметов Б.В., Козлов В.В. Роль и место информационно-консультационной службы в системе АПК региона // АПК: экономика, управление. 1998. № 11. С. 22-26.
ОЛОНИНА СВЕТЛАНА ИГОРЕВНА - доцент кафедры экономики сельского хозяйства, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Нижний Новгород (Olonina-si@ mail.ru).
OLONINA SVETLANA IGOREVNA - assistant professor of economical sciences, Nizhni Novgorod State Agricultural Academy, Russia, Nizhni Novgorod.