Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОМПАНИИ СФЕРЫ УСЛУГ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОМПАНИИ СФЕРЫ УСЛУГ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СФЕРА УСЛУГ / КОМПАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьяков Олег Владимирович

В статье проводится анализ формирования механизма управления конкурентоспособностью компании сферы услуг в условиях цифровизации экономики. Определены особенности влияния циф-ровизации на конкурентоспособность предпринимательских структур и выявлены дополнительные факторы, которые необходимо учитывать при ее оценке. Предложен подход к формированию механизма управления конкурентоспособностью, заключающийся в выделении основных и вариативных элементов. Разработана модель механизма управления конкурентоспособностью компании сферы услуг, включающая комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности: общее управление компанией, управление снабжением, управление бизнес-процессами, управление маркетингом, управление персоналом, управление финансами. Подчеркивается особая роль конкурентоспособности как одного из важнейших факторов эффективного развития компании сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Третьяков Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MECHANISM FOR MANAGING THE COMPETITIVENESS OF SERVICE COMPANIES IN THE DIGITAL ECONOMY

The article analyzes the process of forming a mechanism for managing the competitiveness of service companies in the context of the digitalization of the economy. The features of the impact of digitalization on the competitiveness of business structures are determined and additional factors that must be taken into account when assessing it are identified. An approach to the formation of a competitiveness management mechanism is proposed, which consists in highlighting the main and variable elements. A model of the mechanism for managing the competitiveness of a service company has been developed, which includes a set of measures aimed at increasing competitiveness: general management of the company, supply management, business process management, marketing management, personnel management, financial management. The special role of competitiveness as one of the most important factors in the effective development of a service company is emphasized.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОМПАНИИ СФЕРЫ УСЛУГ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_1_17 УДК 338.46

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОМПАНИИ СФЕРЫ УСЛУГ

В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Третьяков Олег Владимирович,

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой инновационных технологий добычи нефти и газа, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия

В статье проводится анализ формирования механизма управления конкурентоспособностью компании сферы услуг в условиях цифровизации экономики. Определены особенности влияния циф-ровизации на конкурентоспособность предпринимательских структур и выявлены дополнительные факторы, которые необходимо учитывать при ее оценке. Предложен подход к формированию механизма управления конкурентоспособностью, заключающийся в выделении основных и вариативных элементов. Разработана модель механизма управления конкурентоспособностью компании сферы услуг, включающая комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности: общее управление компанией, управление снабжением, управление бизнес-процессами, управление маркетингом, управление персоналом, управление финансами. Подчеркивается особая роль конкурентоспособности как одного из важнейших факторов эффективного развития компании сферы услуг.

Ключевые слова: конкуренция; конкурентоспособность; факторы конкурентоспособности; сфера услуг; компания сферы услуг; механизм управления конкурентоспособностью; цифровая экономика.

UDC 338.46

FORMATION OF A MECHANISM FOR MANAGING THE COMPETITIVENESS OF SERVICE COMPANIES IN THE DIGITAL

ECONOMY

Tretyakov Oleg Vladimirovich,

PhD in Economics, Head of the Department of Innovative Oil and Gas Production Technologies, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia

The article analyzes the process of forming a mechanism for managing the competitiveness of service companies in the context of the digitalization of the economy. The features of the impact of digitalization on the competitiveness of business structures are determined and additional factors that must be taken into account when assessing it are identified. An approach to the formation of a competitiveness management mechanism is proposed, which consists in highlighting the main and variable elements. A model of the mechanism for managing the competitiveness of a service company has been developed, which includes a set of measures aimed at increasing competitiveness: general management of the company, supply management, business process management, marketing management, personnel management, financial management. The special role of competitiveness as one of the most important factors in the effective development of a service company is emphasized.

Keywords: competition; competitiveness; factors of competitiveness; services sector; service company; competitiveness management mechanism; digital economy.

Конкурентоспособность является важной характеристикой при оценке эффективности экономической деятельности любой компании. Конкуренция также является признаком, характеризующим степень развития рынка. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что, реализуя свои конкурентные преимущества, компании могут достигать высоких показателей прибыли, увеличивать объем продаж, тем самым захватывать все большие объемы рынка и занимать в нем лидирующие позиции. Развитие цифровых технологий оказывает воздействие на структуру экономических отношений и оказывает преобразующее воздействие на привычные методы производства, взаимодействия контрагентов, логистические процессы, финансовые операции, человеческие ресурсы, производительность труда, заставляя компании все больше опираться на искусственный интеллект. Влияние информационных технологий привело к тому, что меняется парадигма управления конкурентоспособностью. Возможность управления как реальной, так и потенциальной конкурентоспособностью основана на использовании современного управленческого инструментария, оказывающего равномерное, планомерное и пропорциональное воздействие на внутреннюю среду компании с целью достижения лучшего результата в сравнении с другими участниками рынка, имеющими равные возможности и производящими аналогичную продукцию. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность определяется как один из важнейших показателей, характеризующих экономическую устойчивость и перспективы развития компаний, в том числе осуществляющих деятельность в сфере услуг. Обеспечение конкурентоспособности предполагает наличие эффективного управления данным процессом через соответствующий механизм.

Целью данного исследования является разработка принципиальной схемы механизма управления конкурентоспособностью, которая может быть детализирована и актуализирована для каждой конкретной компании сферы услуг.

Теоретической и научно-методической основой исследования являются положения концепции цифровой и информационной экономики. В процессе исследова-

ния использованы следующие методы и подходы: конкретизации, систематизации, обобщения, анализа и синтеза, научного обоснования, методы сравнительного и ситуационного анализа, монографический и графический методы, системный и структурный подходы.

Различные аспекты теории конкуренции, методология оценки конкурентоспособности и управления стратегией и тактикой конкурентной борьбы нашли отражение в научных работах таких зарубежных специалистов, как И. Ансофф, Д. В. Кревенс, Ф. Кот-лер, Ж.-Ж. Ламбен, М. Х. Мескон, М. Портер, А. Дж. Стрикланд, А. А. Томпсон и др. Среди российских исследователей, занимающихся разработкой проблем, связанных с конкурентным поведением компаний в условиях рынка, следует выделить Г Л. Азоева, П Л. Багиева, Л. В. Баумгартена, И. У. Зулькар -наева, И. М. Лифица, А. Н. Петрова, Ю. Б. Рубина, И. А. Спиридонова, Р. А. Фатхутдинова,

A. П. Челенкова, А. Ю. Юданова и др. Вопросами, связанными с деятельностью и управлением конкурентоспособности компаний сферы услуг, занимались В. С. Боголюбов, С. А. Боголюбова, Н. В. Васильева, А. П. Ду-рович, М. А. Жукова, И. В. Зорин, Е. Н. Ильина, Г А. Карпова, В. А. Квартальнов, О. Н. Ко-стрюкова, Ю. В. Кузнецов, Н. К. Моисеева,

B. Б. Фраймович и др. Конкурентоспособность с учетом цифровизации в своих работах рассматривают В. В. Асаул, В. А. Кощеев, Ю. А. Цветков, А. В. Бабкин, В. А. Кунин, О. А. Тарутько и др.

Конкуренция является неотъемлемым компонентом рыночной экономики. Она побуждает предпринимателей в наиболее сжатые сроки внедрять все то новое, что появляется в результате научных исследований и достижений научно-технического прогресса. Благодаря конкуренции на рынке обеспечиваются: лучшее согласование планов производства продукции (услуг) производителей с потребностями потенциальных покупателей; наиболее эффективное расходование разного вида ресурсов, используемых при производстве готовой продукции (оказании услуг); распределение доходов (прибыли) между товаропроизводителями в соответствии с достигнутыми ими конечными экономическими и финансовыми результатами предприни-

мательской (коммерческой) деятельности [1].

Термин «конкуренция» происходит от латинского слова сопсиггеге - сталкиваться, и представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность эффективно функционировать на рынке. Для обычного человека термин конкуренция,

несомненно, выражает понятие о людях, энергично конкурирующих друг с другом, каждый из которых старается в своей деятельности опередить своих соперников. Для того чтобы определить экономическое содержание понятия «конкуренция», часто выделяются три подхода к его пониманию: поведенческий, структурный, функциональный (рис. 1).

Поведенческий Конкуренция отождествляется с

Основоположники: честным соперничеством между

У : —► А. Маршалл, Г. Мур, У. Джевонсом, —► продавцами за более выгодные

X ф К ^ П. Хайне, М. Портер условия продажи своих товаров

(В X ф а

Структурный Конкуренция определяется типом

с X Основоположники: рынка и тех условий, которые

о о ¡£ —► К.Р. Макконел, С.Л. Брю, М. Буйи, —► господствуют на нем

.а Ч О X ч К 1- Г. Менкью

к X Функциональный Рассмотрение экономической роли

о с с —► Основоположники: И. Шумпетер, —► конкуренции смещается в сторону изучения ее роли в экономическом

Ф Хаек развитии

Рисунок 1 - Общенаучные подходы к определению понятия «конкуренция» (авторская разработка)

Современная экономическая конкуренция - это не желание препятствовать другим на пути достижении цели, желаемых благ и результатов и никак не достижение их за счет других, а, наоборот, попытка применять соответственные навыки, умения лучшим образом, вследствие чего достигается наиболее высокий результат.

В современных экономических условиях ключевым понятием является конкурентоспособность. В Большом экономическом словаре конкурентоспособность представлена как свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. На основании оценки этого свойства выделяется высокая, средняя, низкая конкурентоспособность [2, с. 412].

Термин «конкурентоспособность» незаметно, но достаточно органично вошел в наш повседневный и тем более научный лексикон. Конкурентоспособность - многогранная экономическая категория, которая во множестве источников трактуется неоднозначно. Термин «конкурентоспособ-

ность» используется применительно и к создаваемой продукции, и к элементам экономических систем, то есть в настоящее время все большее количество исследователей уделяет внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных предприятий, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже нормативных актов. Таким образом, данный термин может рассматриваться на уровне товара, предприятия (товаропроизводителя), технологий, целой отрасли или региона, страны. В рамках этой традиции исследователями принято считать, что конкурентоспособный объект - это продукт, создаваемый в рамках бизнес-проекта и способный обеспечить прибыль на конкурентных рынках [3, с. 6-7]. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. Системно это может быть представлено в виде многоуровневой модели, представляющей собой «пирамиду конкурентоспособности» [4].

Цифровизация экономики формирует новые факторы конкурентоспособности

предпринимательских структур и обусловливает необходимость комплексного учета всех факторов конкурентоспособности при разработке и принятии управленческих решений. Поиск потенциальных резервов для наращивания конкурентных преимуществ и обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур определяет необходимость проведения аналитических процедур выделения и исследования ее факторов. Анализ этих факторов тесно сопряжен с разработкой конкурентоспособной стратегии, необходимой для развития новых и поддержания существующих преимуществ в условиях конкуренции.

Сравнение факторов, характеризующих конкурентоспособность предпринимательской структуры, с факторами и критериями конкурентов позволяет проводить оценку способности предпринимательской структуры успешно конкурировать на рынке. К интегральным факторам конкурентоспособности предпринимательских структур относятся операционная эффективность, стратегическое позиционирование и инновационный потенциал [5].

Операционная эффективность отражает получение предпринимательской структурой экономического эффекта от реализации товаров, осуществления работ или оказания услуг за счет наличия прибавочной стоимости. Под таким показателем, как стратегическое позиционирование, понимается уникальность категории «потребительская стоимость» и привлекательность положения предпринимательской структуры, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Именно стратегическим положением предпринимательской структуры обеспечивается реализация прибавочной стоимости продукта. В рамках динамического метода оценки конкурентоспособности в качестве индикатора стратегического позиционирования принято использовать долю рынка предпринимательской структуры [6].

В отличие от стратегического позиционирования предпринимательской структуры и ее операционной эффективности, показатели, характеризующие инновационный потенциал, позволяют учитывать и будущие конкурентные возможности хозяйствующего субъекта.

Операционная модель деятельности предпринимательских структур изменяется под воздействием цифровых технологий, появляются новые возможности на рынке и растет эффективность затрат. Предпринимательским структурам следует постоянно осуществлять мониторинг бизнес-моделей, основанных на цифровых технологиях, а также поиск инновационных решений и направлений развития. Пассивная позиция может привести к потере конкурентоспособности [7].

Цифровизация способна оказывать существенное влияние на отраслевые рынки и конкурентоспособность участников рынков. Все активнее применяются методы анализа больших объемов данных даже в традиционных отраслях для принятия эффективных управленческих решений и получения новых знаний. Предпринимательские структуры способны формировать дополнительное конкурентное преимущество за счет приобретения и использования тех или иных цифровых активов. В такой ситуации конкурентоспособность предпринимательских структур будет определяться и уровнем их цифрови-зации [8].

Система интегральных факторов конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях цифровизации представлена на рис. 2.

Конкурентоспособность компании сферы сервиса определяется ее потенциалом, который достаточен для удержания или расширения доли на рынке в условиях конкурентной борьбы. Таким образом, конкурентоспособность компании сферы сервиса представляет собой относительную характеристику, которая отражает степень отличия развития данной компании от конкурентов по степени удовлетворения потребностей людей, оказываемым сервисом, а также возможность, динамику приспособления компании к существующим условиям рыночной конкуренции.

Обеспечение конкурентоспособности компании сферы сервиса достигается с помощью соблюдения основополагающих принципов рыночной системы, а также разумного использования факторов, которые воздействуют на результативность его деятельности и конкурентоспособность производства и процесса оказания услуг.

г

Рентабельность продаж

Коэффициент оборачиваемости активов

Показатель важности инновационной деятельности для предпринимателя

Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью

Показатель доли продаж инновационных продуктов

Уровень развития капитала культуры

Уровень развития профессионального капитала

Уровень развития капитала здоровья

Интегральный показатель финансовой устойчивости предпринимательской структуры

Интегральный показатель изменчивости финансового состояния предпринимательской структуры

Интегральный показатель стабильности финансового состояния предпринимательской структуры

Рисунок 2 - Система интегральных факторов конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях цифровизации (авторская разработка)

Факторы конкурентоспособности компании сферы сервиса представляют собой процессы и явления хозяйственной деятельности компании, вызывающие изменение как абсолютной, так и относительной величины затрат на производство и, как следствие, изменение уровня его конкурентоспособности [9]. Также на деятельность компании сферы сервиса воздействуют факторы, которые возникают при замкнутом контакте экономического субъекта и управленческой задачи и факторы, возникающие при решении той

же задачи, но при открытом взаимодействии компании с внешней средой. Следовательно, совокупность факторов конкурентоспособности компании сферы сервиса можно разде -лить на внешние, которые в незначительной степени зависят от компании, и внутренние, которые полностью определяются руководством компании.

При классификации факторов конкурентоспособности компании выделяются следующие признаки и виды (табл. 1) [10, с. 247].

Таблица 1 - Классификация факторов конкурентоспособности компании сферы сервиса

Наименование Признаки Виды

Факторы конкурентоспо- По среде функционирования Внешние

собности Внутренние

По степени зависимости Независимые

Слабо зависимые

Взаимозависимые

По степени влияния на конкурентоспособ- Слабое

ность Сильное

Мультипликативное

По степени измеримости Неподдающееся измерению

Измеряемые экспертным путем

Измеряемые прямым счетом

По времени воздействия Долгосрочные

Среднесрочные

Краткосрочные

По уровню управленческих решений Стратегические

Тактические

Оперативные

По постоянству воздействия Постоянно действующие

Периодические

Непериодические

Спорадические

Представленные в табл. 1 факторы конкурентоспособности компании сферы сервиса оказывают положительное или отрицательное влияние. В первом случае они будут являться конкурентными преимуществами, во втором - конкурентными проблемами.

Рассматривая конкурентное преимущество компании следует отметить, что им является выигрышное состояние фактора влияния (учитывается максимально возможное значение фактора либо по сравнению с конкурентами), которое способствует повышению конкурентоспособности компании [11, с. 81].

Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (конкурентные проблемы) побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, то есть влиять на факторы с целью улучшения значений критериев [12, с. 29].

Обеспечение конкурентоспособности компании сферы сервиса достигается благодаря совокупности внешних и внутренних факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, а также критериев конкурентоспособности.

Современное толкование понятия конкурентоспособности как многофакторного процесса реализации конкурентных отношений предполагает важнейшее условие его осуществления - управление конкуренто-

способностью компании. Управление конкурентоспособностью компании рассматривается со следующих позиций: 1) как область знаний о принципах и методах управления конкурентными преимуществами и конкурентным потенциалом [13, с. 7]; 2) как особый вид деятельности, направленный на повышение конкурентоспособности [14, с. 104]; 3) как подсистема в системе общего управления [15]; 4) как совокупность мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности [16]; 5) как процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов [17].

Управление конкурентоспособностью как область знаний выделилось из теории управления и базируется на положениях общего менеджмента, в соответствии с которыми основными элементами управления являются цель, субъект и объект, методология и принципы, процесс и функции управления.

Как особый вид деятельности управление конкурентоспособностью рассматривается как целенаправленная деятельность по принятию управленческих решений, позволяющих противостоять воздействиям внешней среды компании и достижению стратегического лидерства. Управление конкурентоспособностью как подсистема в системе общего управления компанией осуществляется наряду с другими функциональными областя-

ми управления (производство, маркетинг, финансы, персонал и др.) на трех уровнях: стратегическом, тактическом и текущем (оперативном); как совокупность мероприятий -предполагает разработку комплекса мер, направленных на повышение конкурентоспособности на уровне отдельных подразделений, функциональных областей деятельности и компании в целом; как процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов, - обусловливает их последовательную реализацию.

Таким образом, управление конкуренто-Таблица 2 - Особенности компаний сферы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

их конкуренто

способностью компании представляет собой особый вид управленческой деятельности, интегрированный в общую систему управления и направленный на разработку и реализацию комплекса мероприятий по обеспечению и развитию конкурентоспособности компании.

Компании сферы услуг обладают рядом особенностей, влияющих на управление их конкурентоспособностью [18]. Данные особенности определяют выбор конкретных инструментов управления конкурентоспособностью компаний сферы услуг (табл. 2). слуг и основные инструменты управления

№ п/п Особенности компаний сферы услуг Основные инструменты управления конкурентоспособностью компаний сферы услуг

1 Территориальная ограниченность рынка сбыта большинства услуг Управление взаимоотношениями с потребителями Интернет-маркетинг

2 Неопределенность для исполнителя и субъективность требований, предъявляемых потребителем к оказываемой услуге Управление взаимоотношениями с потребителями Управление корпоративной культурой

3 Особая роль корпоративной культуры (социально-культурных ресурсов компании) при управлении конкурентоспособностью компаний сферы услуг Управление корпоративной культурой

4 Важность физического окружения услуг (инфраструктуры обслуживания) Управление материально-технической базой

5 Повышенная сложность обеспечения стабильного уровня качества услуг Управление качеством услуг Управление корпоративной культурой

6 Менее значимая роль ценовых методов ведения конкурентной борьбы на рынке услуг при обеспечении конкурентоспособности компании Управление взаимоотношениями с потребителями Управление корпоративной культурой Управление качеством услуг

7 Особая важность согласования объемов спроса и предложения услуг как условия эффективного использования ресурсов компании, что связано с не -способностью услуг к хранению и складированию Управление бизнес-процессами оказания услуг Управление корпоративной культурой Управление взаимоотношениями с потребителями

Среди инструментов управления конкурентоспособностью компании сферы услуг особое внимание следует уделять управлению корпоративной культурой, являющейся основой для обеспечения условий применения других инструментов управления конкурентоспособностью компании сферы услуг [19]. Это обусловлено тем, что определяющим в процессе взаимодействия исполнителя и потребителя услуги является человеческий фактор: знания, умения, навыки, внешний вид, умение общаться, образ действий, реакции и др. В связи с этим конкурентоспособность услуг можно обеспечить, используя корпоративную культуру в качестве одного из основных инструментов управленческих воздействий.

Центральным ядром в системе управления конкурентоспособностью выступает механизм, который призван не только обеспечивать текущую конкурентоспособность компании, но и определять траекторию ее

развития и прогрессивные изменения конкурентной рыночной позиции.

Исследования механизма управления позволяют определить его как совокупность управленческих инструментов (рычагов), взаимодействующих элементов (компонентов) структуры механизма управления, используемых для достижения целей управления [20; 21].

Под механизмом управления конкурентоспособностью следует понимать совокупность ресурсов, методов, средств, инструментов и рычагов влияния, которые применяются руководящими органами компании сферы услуг для достижения потенциально возможных финансово-экономических и социальных результатов развития для соперничества в условиях конкурентного рынка [22, с. 119].

Классификация элементов механизма управления конкурентоспособностью ком-

паний сферы услуг по признаку постоянства (обязательности) их присутствия в его структуре, позволяющая выделить основные (базовые) и вариативные (неосновные) элементы механизма представлена на рис. 3.

Механизм управления конкурентоспособно-

стью компаний сферы услуг должен выполнять две основные функции: функцию информационного обеспечения управления конкурентоспособностью компаний и функцию управленческого воздействия на объекты, определяющие конкурентоспособность компании.

Рисунок 3 - Классификация элементов механизма управления конкурентоспособностью компаний сферы услуг (авторская разработка)

Рисунок 4 - Связь оценки конкурентоспособности компаний сферы услуг и инструментов управления их конкурентоспособностью (авторская разработка)

Без оценки конкурентоспособности и инструментов управления как основных элементов механизм управления конкурентоспособностью компаний сферы услуг не может эффективно выполнять свои функции. Оценка конкурентоспособности компаний сферы услуг позволяет реализовать функцию информационной поддержки управления их конкурентоспособностью. Инструменты управления конкурентоспособностью компаний сферы услуг обеспечивают реализацию функции управленческого воздействия на уровень их конкурентоспособности. В таком случае под инструментами управления конкурентоспособностью компаний сферы услуг понимаются средства воздействия на уровень их конкурентоспособности. Инструменты управления конкурентоспособностью определяют активность механизма управления конкурентоспособностью компаний сфе-

ры услуг, так как именно они обеспечивают его функционирование. Вариативные элементы (конкретные инструменты управления конкурентоспособностью) связаны с реализацией текущих мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности компаний сферы услуг в краткосрочном периоде и зависят от ситуационных параметров среды компании.

Связь между оценкой конкурентоспособности компаний сферы услуг и инструментами управления их конкурентоспособностью показана на рис. 4.

Механизм управления конкурентоспособностью, являясь частным механизмом в составе комплексного механизма управления компанией, тесно связан с другими частными механизмами (подсистемами) компании: управлением производством, снабжением, сбытом, финансами и персоналом. Место

Рисунок 5 - Схема механизма управления конкурентоспособностью компании сферы услуг

(авторская разработка)

механизма управления конкурентоспособностью компании сферы услуг в системе общего управления компанией, его структура и взаимосвязи между элементами приведены на рис. 5.

Оценка конкурентоспособности компаний сферы услуг является отправной точкой в управлении их конкурентоспособностью, а достижение определенного уровня конкурентоспособности - основным результатом функционирования механизма управления конкурентоспособностью компании сферы услуг. В связи с этим оценка конкурентоспособности компании сферы услуг выполняет важную роль и занимает особое место в структуре механизма управления конкурентоспособностью.

Следует отметить, что для формирования

адекватного механизма управления конкурентоспособностью компании сферы услуг необходим индивидуальный подход при выборе используемых факторных показателей. Критериями оценки конкурентоспособности выступают качество услуг компании (оперативный уровень), доля рынка, занимаемая компанией на рынке (тактический уровень), и конкурентный потенциал компании сферы услуг (стратегический уровень). Основным принципом при оценке конкурентоспособности услуг является принцип учета требований потребителей, основным критерием конкурентоспособности услуг - качество услуг. Уро -вень конкурентоспособности компании сферы услуг оценивается на основе следующих критериев: качество услуг, занимаемая доля рынка и конкурентный потенциал (рис. 6).

Факторы конкурентоспособности компаний сферы услуг

Конкурентоспособные услуги

к

Качество услуг

Конкурентная среда

Доля рынка, занимаемая компанией

Ресурсный потенциал

——1

Конкурентный потенциал компании

Критерии оценки конкурентоспособности компаний сферы услуг

Рисунок 6 - Схема взаимосвязи факторов и критериев конкурентоспособности компаний сферы услуг

(авторская разработка)

Оценка конкурентоспособности компании сферы услуг позволяет получить следующие сведения для решения конкретных задач: определить положение компании на рынке; разработать совокупность мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности; выбрать партнеров для сотрудничества; осуществлять инвестирование [23, с. 44].

Таким образом, в условиях конкуренции управление конкурентоспособностью компании является необходимым условием ее эффективности. Управление конкурентоспособностью компании при этом пони-

мается как подсистема, интегрированная в систему общего управления компании; как особый вид управленческой деятельности, направленный на повышение конкурентоспособности компании посредством разработки и реализации комплекса мероприятий по обеспечению конкурентоспособности продукции (товаров, услуг), формированию конкурентных преимуществ компании и эффективному использованию ее конкурентного потенциала. Управление конкурентоспособностью компаниями сферы услуг должно реализовываться с помощью формирования механизма управления кон-

курентоспособностью и на основании си- менных принципов и методов, технических и стемного подхода, с использованием совре- программных средств.

Список литературы _

1. Царев В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). М. : Юнити-Дана, 2008. 799 с.

2. Большой экономический словарь: 25 000 терминов / под ред. А. Н. Азрилияна. М. : Институт новой экономики, 2004. 1376 с.

3. Комков Н. И., Лазарев А. В. Многоуровневая структура и подходы к оценке экономической категории «конкурентоспособность» // Проблемы прогнозирования. 2007. № 4. С. 3-20.

4. Моисеева И. В. Теоретические подходы изучения конкурентоспособности вуза // Системное управление. 2008. №1 (2). С. 18.

5. Кунин В. А., Тарутько О. А. Система показателей конкурентоспособности предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. 2018. № 1 (65). С. 65-68.

6. Воронов Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 5. С. 92-102.

7. Бабкин А. В., Чистякова О. В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 24. С. 4087-4102.

8. Бабкин А. В., Кунин В. А., Тарутько О. А. Влияние цифровизации экономики на конкурентоспособность предпринимательских структур // Экономика и управление. 2019. № 10 (168). С. 65-73.

9. Печеркина Е. В., Шестакова Е. В. Классификация факторов конкурентоустойчивости предприятия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 8. С. 89-95.

10. Дарбаева А. Е., Шестакова Е. В. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий сферы сервиса // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 47. С. 244-248.

11. Фатхутдинов Р. А. Ориентация на конкурентоспособность // Стандарты и качество. 2007. № 12. С. 79-83.

12. Ильина И. Е. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы обслуживания и оказания услуг как элемент инновационного развития // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 10. С. 27-34.

13. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика / под ред. Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. М. : Юрайт, 2015. 447 с.

14. Мансуров Р. Е. Современное состояние проблем управления конкурентоспособностью // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. 2009. № 6 (64). С. 102-107.

15. Литова Е. М., Хомякова А. А. Системный подход в управлении конкурентоспособностью организации // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2013. № 4 (18). С. 61-63.

16. Лысова Е. А. Разработка организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2014. № 2 (192). С. 88-97.

17. Фасхиев Х. А., Крахмалева А. В. Двухступенчатая модель управления конкурентоспособностью предприятия // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2015. Т. 19. № 1 (67). С. 278-294.

18. Бурменко Т. Д. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Ростов н/Д : Кнорус, 2010. 422 с.

19. Кондрашкина И. И. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности компании // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 2 (40). С. 61-65.

20. Романишин Л. Л. Механизм управления: смысловая сущность выражения, методология и практика его применения // Вопросы управления предприятием. 2011. № 1. С. 59-64.

21. Погонев С. В., Шендо М. В. Формирование и реализация механизма управления конкурентоспособностью предприятия // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2010. № 2. С. 81-88.

22. Дзина М. А. Теоретические основы формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия // Культура народов Причерноморья. 2006. № 95. С. 118-126.

23. Евменов А. Д., Булочников П. А. Управление качеством процессов функционирования организаций как резерв повышения конкурентоспособности // Петербургский экономический журнал. 2016. № 3. С. 40-49.

References -

1. Tsarev V.V. Assessment of competitiveness of enterprises (organizations). Moscow: Unity-Dana, 2008. 799 p.

2. Big Economic dictionary: 25,000 terms / edited by A.N. Azriliyan. Moscow: Institute of New Economics, 2004. 1376 p.

3. Komkov N.I., Lazarev A.V. Multilevel structure and approaches to the assessment of the economic category "competitiveness". Problems of forecasting. 2007. No. 4. pp. 3-20.

4. Moiseeva I.V. Theoretical approaches to studying the competitiveness of the university. System management. 2008. No. 1 (2). p. 18.

5. Kunin V.A., Tarutko O.A. System of indicators of competitiveness of entrepreneurial structures. Problems of modern economy. 2018. No. 1 (65). pp. 65-68.

6. Voronov D.S. A dynamic approach to assessing the competitiveness of enterprises. Marketing in Russia and abroad. 2014. No. 5. pp. 92-102.

7. Babkin A.V., Chistyakova O.V. Digital economy and its impact on the competitiveness of entrepreneurial structures. Russian Entrepreneurship. 2017. Vol. 18. No. 24. pp. 4087-4102.

8. Babkin A.V., Kunin V.A., Tarutko O.A. The impact of digitalization of the economy on the competitiveness of business structures. Economics and management. 2019. No. 10 (168). pp. 65-73.

9. Pecherkina E.V., Shestakova E.V. Classification of factors of competitiveness of the enterprise. Bulletin of Orenburg State University. 2005. No. 8. pp. 89-95.

10. Darbaeva A.E., Shestakova E.V. Theoretical aspects of competitiveness of service sector enterprises. Actual issues of economic sciences. 2015. No. 47. pp. 244-248.

11. Fatkhutdinov R.A. Focus on competitiveness. Standards and quality. 2007. No. 12. pp. 79-83.

12. Ilyina I.E. Management of competitiveness of enterprises in the service sector and provision of services as an element of innovative development. Economic analysis: theory and practice. 2012. No. 10. pp. 27-34.

13. Competitiveness management. Theory and practice / edited by E.A. Gorbashko, I.A. Maksimtsev. M.: Yurayt, 2015. 447 p.

14. Mansurov R.E. The current state of problems of competitiveness management. Scientific and Technical Bulletin of the St. Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics. 2009. No. 6 (64). pp. 102-107.

15. Litova E.M., Khomyakova A.A. System approach in managing the competitiveness of an organization. Izvestiya vyshev uchebnykh uchebnykh zavedeniy. Series: Economics, Finance and Production Management. 2013. No. 4 (18). pp. 61-63.

16. Lysova E.A. Development of an organizational and economic mechanism for managing the competitiveness of a service sector enterprise. Scientific and technical bulletin of SPbPU. Economic sciences. 2014. No. 2 (192). pp. 88-97.

17. Fashiev H.A., Krakhmaleva A.V. Two-stage model of enterprise competitiveness management. Bulletin of the Ufa State Aviation Technical University. 2015. Vol. 19. No. 1 (67). pp. 278-294.

18. Burmenko T.D. Service sector: economics, management, marketing. Rostov N./D.: Knorus, 2010. 422 p.

19. Kondrashkina I.I. Corporate culture as a factor of company competitiveness. Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2020. No. 2 (40). pp. 61-65.

20. Romanishin L.L. Control mechanism: semantic essence of the expression, methodology and practice of its application. Enterprise management issues. 2011. No. 1. pp. 59-64.

21. Pogonev S.V., Shendo M.V. Formation and implementation of the enterprise competitiveness management mechanism. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2010. No. 2. pp. 81-88.

22. Dzina M.A. Theoretical foundations of the formation of a mechanism for managing the competitiveness of an enterprise. Culture of the peoples of the Black Sea region. 2006. No. 95. pp. 118-126.

23. Evmenov A.D., Bulochnikov P.A. Quality management of the processes of functioning of organizations as a reserve for increasing competitiveness. St. Petersburg Economic Journal. 2016. No. 3. pp. 40-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.