Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терешина Н.П., Тонг Хонг Фи, Данг Куанг Бинь

В статье рассматриваются основные направления и способы совершенствования механизма формирования конкурентных преимуществ транспортных компаний при управлении конкурентоспособностью их бизнеса. Конкурентные преимущества выступают главными факторами повышения конкурентоспособности организации и обеспечения ее конкурентной позиции на насыщенном рынке транспортных и логистических услуг. В статье рассмотрены теоретические аспекты управления конкурентоспособностью транспортной компании. Проанализирована роль конкурентного позиционирования как метода формирования конкурентных преимуществ организаций. Определены основные пути повышения конкурентоспособности транспортной компании. Проведен анализ возможностей совершенствования методов формирования конкурентных преимуществ транспортных предприятий через механизмы интеллектуализации труда персонала, а также выработки конкурентной стратегии оптимизации затрат финансовых и трудовых ресурсов при повышении качества высокотехнологичных транспортных и логистических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терешина Н.П., Тонг Хонг Фи, Данг Куанг Бинь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING METHODS FOR FORMING COMPETITIVE ADVANTAGES OF TRANSPORT COMPANIES

The article discusses the main directions and ways to improve the mechanism for theformation of competitive advantages of transport companies in managing the competitiveness of their business. Competitive advantages are the main factors in increasing the competitiveness of the organization and ensuring its competitive position in the saturated market of transport and logistics services. The article deals with the theoretical aspects of managing the competitiveness of a transport company. The role of competitive positioning as a method offormation of competitive advantages of organizations is analyzed. The main ways of increasing the competitiveness of a transport company are determined. The analysis of the possibilities of improving the methods offorming the competitive advantages of transport enterprises through the mechanisms of intellectualization of the labor of personnel, as well as the development of a competitive strategy for optimizing the costs of financial and labor resources while improving the quality of high-tech transport and logistics services was carried out.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ»

УДК 656.072.6

DOI 10.52375/20728689_2022_1_109

совершенствование методов формирования конкурентных преимуществ транспортных компаний

терешина н.П., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»

тонг хонг Фи, аспирант кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» данг куанг Бинь, аспирант кафедры «Логистика», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

В статье рассматриваются основные направления и способы совершенствования механизма формирования конкурентных преимуществ транспортных компаний при управлении конкурентоспособностью их бизнеса. Конкурентные преимущества выступают главными факторами повышения конкурентоспособности организации и обеспечения ее конкурентной позиции на насыщенном рынке транспортных и логистических услуг. В статье рассмотрены теоретические аспекты управления конкурентоспособностью транспортной компании. Проанализирована роль конкурентного позиционирования как метода формирования конкурентных преимуществ организаций. Определены основные пути повышения конкурентоспособности транспортной компании. Проведен анализ возможностей совершенствования методов формирования конкурентных преимуществ транспортных предприятий через механизмы интеллектуализации труда персонала, а также выработки конкурентной стратегии оптимизации затрат финансовых и трудовых ресурсов при повышении качества высокотехнологичных транспортных и логистических услуг.

ключевые слова: транспортные и логистические услуги, конкуренция, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, управление, стратегия.

improving methods for forming competitive advantages of

transport companies

Tereshina N., Doctor of Economics, Professor of the Economics and Management in Transport chair, FSAEIHE «Russian University of Transport» Tong Hong phi, the-postgraduate student of the Economics and Management in Transport chair, FSaAEIHE «Russian University of Transport» Dang Quang binh, Ph.D., Logistics chair, State University of Management

The article discusses the main directions and ways to improve the mechanism for the formation of competitive advantages of transport companies in managing the competitiveness oftheir business. Competitive advantages are the main factors in increasing the competitiveness of the organization and ensuring its competitive position in the saturated market of transport and logistics services. The article deals with the theoretical aspects of managing the competitiveness of a transport company. The role of competitive positioning as a method of formation of competitive advantages of organizations is analyzed. The main ways of increasing the competitiveness of a transport company are determined. The analysis of the possibilities of improving the methods of forming the competitive advantages of transport enterprises through the mechanisms of intellectualization of the labor of personnel, as well as the development of a competitive strategy for optimizing the costs of financial and labor resources while improving the quality of high-tech transport and logistics services was carried out.

Key words: transport and logistics services, competition, competitive advantages, competitiveness, management, strategy.

Управление конкурентоспособностью транспортной компании -приоритетная задача системы управления транспортом и логистикой. В ее основе лежит необходимость формирования конкурентных преимуществ, которые позволяют обеспечивать устойчивое развитие и масштабирование бизнеса. Ключевым показателем конкурентоспособности транспортной компании выступает ее доля на рынке. Поэтому для достижения данной цели необходимо совершенствовать методы формирования конкурентных преимуществ [1].

Конкурентные преимущества выступают главными факторами достижения конкурентоспособности организации и обеспечения ее конкурентной позиции на насыщенном рынке транспортных и логистических услуг.

Процессы управления конкурентоспособностью продукции (услуг) и организации взаимосвязаны между собой как часть и целое. При этом алгоритмы формирования конкурентных преимуществ и минимизации рисков с целью повышения экономической устойчивости компаний и активизации «способности к развитию бизнеса в сравнении с рыночными конкурентами» [2] в настоящее время модернизируются в ходе цифровых трансформаций.

Понятие «конкурентное преимущество» трактуется как совокупность свойств и качеств продукции и организации, преобразованных в подсистему, обладающую эксклюзивной ценностью для потребителей, предопределяющую технико-технологическое, организационно-управленческое и как следствие - экономическое превосходство над конкурентами на основе эффективного развития бизнеса, привлечения и использования лучших ресурсов наилучшим образом. Особого внимания заслуживает применение бенчмаркинга [3] при исследовании предпочтений потребителей и приоритезации клиентоориентированного подхода к транспортному обслуживанию. в условиях изменения экономической конъюнктуры. Современные технологии коммуникаций с клиентами позволяют оперативно решать вопросы, возникающие у грузовладельцев и пассажиров,

информировать их о параметрах транспортного обслуживания, получать обратную связь в целях повышения качества предоставляемых услуг[3].

Конкурентное позиционирование и приобретение конкурентного статуса основаны не только на технико- технологической модернизации, но и на современной модели корпоративных коммуникаций.

По мнению Я.В. Дегтяревой и Д.В. Корчевского [4], «.. .конкурентное позиционирование предприятий акцентирует внимание потребителей на таких отличительных преимуществах как уникальное предложение и эмоциональное воздействие».

О.А. Чуйкова и О.А. Зайченко обосновывают, что конкурентное позиционирование транспортной компании позволяет [5] «.. .сформировать мнение потребителей о продукции и бренде организации, создать необходимые ассоциации», и, следовательно - эффективно применять коммуникационную стратегию для установления контакта и доверительных отношений с целевой аудиторией. Предложенная система мер направлена на повышение результативности рекламных кампаний - активизации продвижения продуктов, расширения рынков и оптимизации управления продажами. При конкурентном позиционировании транспортной компании необходимо проводить активную дифференциацию преимуществ по продуктам (услугам), технологиям, персоналу и имиджу [6]. При управлении конкурентным позиционированием компаний на рынке транспортных и логистических услуг важно избегать репутационных рисков, неоднозначного позиционирования, нечеткого представления потребителей о продуктах и услугах организации, о бренде и имидже организации.

Существенный вред деловой репутации может нанести так называемое «спекулятивное позиционирование», если формируются завышенные ожидания клиентов, не соответствующие реальности представления о бренде и имидже компании. Оценка потребителями

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2022 | 109

Рис.1. Этапы формирования стратегии конкурентного позиционирования компании

приводит в итоге к впечатлениям, что с объективной точки зрения компания не имеет реального конкурентного статуса. Современная стратегия конкурентного позиционирования транспортной компании должна ориентироваться на высокотехнологичные транспортно-логистические услуги, которые не были ранее предоставлены компаниями-конкурентами на рынке, но востребованы потребителями. Основные этапы формирования конкурентной стратегии приведены на рис. 1.

Помимо разработки стратегии конкурентного позиционирования транспортной компании, возможно использование следующих механизмов совершенствования методов создания конкурентных преимуществ, предложенных авторами с учётом рекомендаций [8,9]:

- исследование новых форм предоставления транспортных и логистических услуг;

- внедрение инноваций и цифровых технологий, автоматизация системы управления бизнес-процессами;

- повышение профессиональной квалификации сотрудников, освоение ими современных компетенций, обеспечивающих повышение качества предоставления транспортных и логистических услуг клиентам;

- совершенствование методов мотивации персонала путем привязки параметров оплаты труда сотрудников к сбалансированной системе показателей эффективности (КР1).

- поиск идеальной бизнес-модели на основе бенчмаркинга как инструмента формирования конкурентоспособной стратегии развития транспортной организации ;

- повышение операционной эффективности деятельности компании, оптимизация структуры капитала, обеспечение достаточного уровня финансовой автономии и экономической устойчивости.

Проблема управления конкурентоспособностью при сложившемся уровне производительности труда в транспортной отрасли российской экономики могут быть решены на основе мероприятий по внедрению интеллектуальных технологий в систему организации труда персонала. Для решения целевых задач цифровой трансформации управления системой организации труда персонала всё более важную роль приобретает инновационная активность, в результате которой формируются и применяются конкретные управленческие модели, последовательно выстраиваются интеллектуальные системы и цифровые технологические процессы.

Задачей транспортных компаний при активизации инновационных процессов становится оценка и мониторинг использования интеллектуальной собственности на основе следующих действий:

- разработка и внедрение инноваций и интеллектуальных технологий;

- стимулирование инновационной активности сотрудников организации;

- охрана прав на использование интеллектуальной собственности.

Применение цифровых технологий при интеллектуализации системы организации труда персонала транспортной компании позволяет обеспечить снижение расходов на проведение основных операций и процессов, совершенствование систем стратегического

Рис. 2. Затраты на логистику в общей структуре расходов субъектов малого, среднего и крупного бизнеса в

США, странах Еврозоны и России, % Источник - [10].

110 ТКАШРОКГ BUSINESS Ш RUSSIA | №1 2022 |

Рис. 3. Динамика объема грузовых перевозок в России, в млн тонн [13].

планирования и бюджетирования, управления человеческими ресурсами и трудовой деятельностью.

Такое направление развития как интеллектуализация системы организации труда персонала формирует современную информационно-аналитическую базу, благодаря которой менеджмент экономических субъектов транспортной отрасли получает возможность оперировать необходимыми инструментами предупреждения и минимизации возможных рисков.

Недостатком систем управления конкурентоспособностью транспортных компаний в экономике России является достаточно высокая себестоимость предоставляемых клиентам услуг. Подтверждением тому служат результаты сравнительного анализа доли логистических расходов субъектов российского рынка в сравнении с американскими и европейскими компаниями, приведённые на рис. 2:

Исходя из этого, необходимо совершенствовать методы формирования конкурентных преимуществ транспортных компаний через

выбор конкурентных стратегий, которые способствуют оптимизации финансовых и материальных расходов на оказание транспортно-логистических услуг.

Конкурентная стратегия рассматривается большинством исследователей как комплекс взаимосвязанных действий менеджмента , «.. .направленных на укрепление позиций компании через создание конкурентных преимуществ, выраженных либо в низкой цене, либо в уникальности продукта и получении максимального результата» [11,12].

Наиболее распространено использование следующих конкурентных стратегий:

1. Стратегия лидерства по издержкам (характеристика данной конкурентной стратегии Портера заключается в привлечении потребителей за счет более низкой цены товаров и услуг, себестоимость которых искусственно занижается).

Преимуществами конкурентной стратегии лидерства по издержкам, как правило, могут являться:

Рис. 4. Характеристика особенностей и критериев качества формирования конкурентных преимуществ

железнодорожного транспорта Китая Источник: разработано авторами с использованием [14]

ТГАШРОГТ Ш RUSSIA | №1 2022 | 111

- увеличение объема востребованных клиентами услуг, что позволяет сокращать удельные расходы (к примеру, удвоение масштабов транспортно-логистической деятельности позволяет снизить издержки в среднем на 20%);

- увеличение нормы прибыли;

- расширение возможностей реинвестирования прибыли в мероприятия по повышению качества предоставляемых услуг.

2. Сфокусированная стратегия на базе низких издержек (характеристика данной конкурентной стратегии Портера заключается в ориентации на более узкий сегмент потребителей и рынка, и при этом, сохранение низких издержек по сравнению с аналогичными конкурентами).

Преимуществами конкурентной сфокусированной стратегии на базе низких издержек могут быть:

- максимальное удовлетворение потребностей клиентов, желающих видеть предельно низкую цену на услуги.

Однако управление и совершенствование методов формирования конкурентных преимуществ транспортных компаний зависят от характеристики и особенностей рыночной конкуренции в отрасли, изменений экономической конъюнктуры рынков ресурсов и капитала, внешних и внутренних рисков. Из этого следует вывод, что в каждой стране формируются свой методический подход к экономической модели и инструментарию управления.

Например, в российской практике, значение роли транспортных компаний отражается в динамике объема грузовых перевозок в России (рис. 3).

С 2010 по 2019 гг. объем грузовых перевозок увеличился с 7750 млн тонн до 8426 млн тонн. Однако в 2020 году в период обострения новых рисков пандемии произошло резкое снижение до 7960 млн тонн. Несмотря на это, развитие транспортного комплекса сохраняет устойчивые тренды и перспективы своего развития, что обусловлено его значением при создании инфраструктурного базиса и обеспечивается комплексными мерами государственной поддержки социально-экономического роста регионов нашей страны.

Главным направлением формирования конкурентных преимуществ в транспортных компаниях России становится осуществление цифровой трансформации через внедрение организационно-управленческих и технико-технологических инноваций, информационных, инфокомму-никационных и иных цифровых платформенных решений.

Экономическое значение цифровизации для транспортных компаний обусловлена тем, что цифровые технологии, применяемые в рамках совершенствования методов формирования конкурентных преимуществ, увеличивают экономическую эффективность и результативность хозяйственной деятельности.

Анализируя специфику конкуренции на примере транспортного комплекса экономики Китая, можно выделить следующие характерные критерии, учитываемые при формировании системы конкурентных преимуществ участников транспортного рынка грузовых железнодорожных и автомобильных перевозок (рисунок 4).

Таким образом, особенностями управления развитием транспортного комплекса китайской экономики выступает высокая ставка компаний на цифровизацию, принципы концепции «экологического транспорта» и повышение безопасности предоставления транспортных услуг.

Анализируя развитие транспортного комплекса во Вьетнаме, стоит отметить, что конкуренция в границах транспортного рынка еще слабо развита, а основная роль в управлении принадлежит государству.

Основные направления развития транспортного комплекса Вьетнама - модернизация подвижного состава, реконструкция и новое строительство объектов железнодорожной инфраструктуры. Так, по данным официальной статистики [15] «... при реализации инвестиционной программы развития железнодорожного транспорта Вьетнама с 2010 по 2020 гг. объем финансирования составил 990 млрд. донг, в том числе 680 млрд. донг (70%) - государственные субсидии, а 310 млрд. донг (30%) - привлечено из внешних источников финансирования через механизмы банковского заимствования» .

Анализ процессов развития конкуренции между транспортными компаниями в странах Латинской Америки и Центральной Азии подтверждает наличие тенденции к увеличению объема грузовых перевозок. Качество пассажирских перевозок также постепенно возрастает на основе внедрения новых технологий и цифровизации.

Транспортный рынок Европы, включая страну-лидера Евросоюза Германию, представляет собой сложившуюся эффективную производственно-экономическую систему, где конкурентные

преимущества местных компаний формируются на основе следующих мер:

- цифровизация и автоматизация транспортно-логистической системы;

- увеличение объёмов инвестиций в обновление транспортного парка с целью создания экологически чистого транспорта;

- повышение роли связей с общественностью, коммуникационных процессов, которые увеличивают эффективность системы управления развитием бизнеса за счет удовлетворения интересов стейкхолдеров и клиентоориентированности.

Эффективность курса на интенсивное инновационное развитие и повышение конкурентоспособности транспортных компаний на основе цифровой трансформации позвонило модернизировать систему управления, где важными факторами стимулирования служили, по мнению ряда исследователей [8,16]:« Высокий уровень системы образования, традиции в наукоемких производствах, эффективное государственно-частное партнерство, инвестиции в цифровые технологии, обеспечение эффективной логистики».

Таким образом, основными направлениями и способами совершенствования механизма формирования конкурентных преимуществ транспортных компаний на основе зарубежного опыта и лучших отечественных традиций при модернизации системы управления конкурентоспособностью их бизнеса являются:

- современное конкурентное позиционирование;

- выбор конкурентной стратегии, которая направлена на оптимизацию расходов;

- интенсификация внедрения инноваций и цифровых технологий в рамках автоматизации системы управления бизнес-процессами;

- интеллектуализация труда при совершенствовании мотиваци-онной политики, путем привязки модели материального стимулирования и оплаты труда сотрудников к сбалансированной системе показателей эффективности бизнеса (КР1);

- проведение постоянного стратегического анализа ближайших конкурентов по рынку транспортных и логистических услуг, а также оптимизация структуры капитала с целью увеличения доли собственного капитала и источников развития.

При этом важнейшим условием формирования конкурентных преимуществ транспортных компаний в России и Вьетнаме является изучение и рациональное применение лучшего зарубежного опыта цифровой трансформации. Однако достижение значимых результатов требует серьезных усилий, работы по повышению компетенций персонала, эффективных финансовых вложений. При этом инвестиции в цифровую инфраструктуру целесообразны лишь при условии соответствия выбранной стратегии действий целям и принципам системного мышления и экосистемной трансформации.

Литература:

1. Конкурентоспособность железнодорожного транспорта: оценка имущественного и финансового потенциала: учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта / Н. П. Терешина, Л. В. Шкурина. - М.: УМК МПС России, 2002. -127 с.

2. Емадаков Р.Ю. Анализ факторов формирования конкурентоспособности предприятия / Р.Ю. Емадаков // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. -№ 1 (13).

3. Терешина, Н.В. Экономическое развитие транспортных организаций с применением бенчмаркинга / Н.В. Терешина, Е.А. Иванова, В.А. Шлеин // Национальная научно-практическая конференция «Тренды экономического развития транспортного комплекса России: форсайт, прогнозы и стратегии» - М.: РУТ (МИИТ), 2021.

- С. 334-339.

4. Дегтярева, Я.В. Конкурентное позиционирование как фактор обеспечения отличительных преимуществ предприятий /Я.В. Дегтярева, Д.В. Корчевский Д.В. // Современные тенденции развития туризма и индустрии гостеприимства, 2019. - С. 254-257 .

5. Чуйкова, О.А. Позиционирование на рынке как элемент конкурентной борьбы / О.А.Чуйкова, О.А. Заиченко // Экономика и маркетинг в XXI веке: проблемы, опыт, перспективы, 2020. - С. 414-418.

6. Терешина, Н.П. Конкурентоспособность интегрированных транспортно-логистических систем: монография / Н.П. Терешина, А.В. Резер// М.: ВИНИТИ РАН, 2015. -265 с.

7. Тлеубердинова, А.Т. Ключевые решения по рыночному позиционированию в условиях конкурентной борьбы / А.Т. Тлеубер-динова, А.О. Сагаткалиева // Инновационная экономика и общество.

- 2019. - № 3 (25). - С. 79-86.

112 ТГАШРОГТ BUSINESS Ш RUSSIA | №1 2022 |

8. Мельникова, Т.Ф. Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности / ТФ. Мельникова // Молодой ученый. - 2017. - № 15 (149). - С. 431-435.

9. Войнов, Д.А. Управление конкурентоспособностью предприятия /Д.А. Войнов, А.Г. Германович // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2019. - № 2.

10. Карамин, В.М. Проблемы транспортной логистики в России / В.М. Карамин. // Экономические науки. - 2016. - № 57-3.

11. Зулькарнаева, Д.Р. Актуальность разработки стратегии развития предприятия / Д.Р. Зулькарнаева // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 12-3. - С. 293-294.

12. Турарбек, А.Ж. Современные успешные конкурентные стратегии / А.Ж. Турарбек, А.А. Хохлов // Academy. - 2018. - № 6 (33).

13. Российский статистический ежегодник 2021. URL: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2021.pdf (дата обращения: 11.02.2022).

14. Опыт Китая в области устойчивого транспорта пятью словами. URL: http://russian.news.cn/2021-10/15/c_1310246803.htm (дата обращения: 11.02.2022).

15. Кожевников Р. А., Дедова И.Н., Резер А.В., Дау Хоанг Хынг Обоснование приоритетов развития транспортного комплекса Вьетнама // ТДР. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/obosnovanie-prioritetov-razvitiya-transportnogo-kompleksa-vietnama (дата обращения: 11.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Merenkov A.O. Industry 4.0: German Experience of Development of Digital Transport and Logistics. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia).2017;(4):17-21.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №I 2022 | II3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.