Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кощеев Вадим Аркадьевич, Цветков Юрий Александрович, Крянев Александр Валерьевич

В статье рассмотрены теоретические особенности инноваций, исследованы проблемы внедрения инноваций в строительной сфере, а также основные причины низкого уровня восприимчивости к инновациям в строительстве. Исследована роль государства в регулировании инновационной деятельности, представлены направления и методы государственного регулирования данной деятельности. Предложен механизм реализации государственного регулирования инновационной деятельности в строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITIES IN CONSTRUCTION

The article considers the theoretical features of innovation, examines the problems of innovation implementation in the construction sector, and considers the main reasons for the low level of susceptibility to innovation in construction. The role of the state in the regulation of innovation activity is investigated, the directions and methods of state regulation of this activity are presented. A mechanism for implementing state regulation of innovative activity in construction is proposed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Кощеев Вадим Аркадьевич

доктор экономических наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

E-mail:npmos@bk.ru

Цветков Юрий Александрович

аспирант,

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: yuriytsvetkow@yandex.ru

Крянев Александр Валерьевич

магистрант,

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: akryanev@list.ru

Аннотация: В статье рассмотрены теоретические особенности инноваций, исследованы проблемы внедрения инноваций в строительной сфере, а также основные причины низкого уровня восприимчивости к инновациям в строительстве. Исследована роль государства в регулировании инновационной деятельности, представлены направления и методы государственного регулирования данной деятельности. Предложен механизм реализации государственного регулирования инновационной деятельности в строительстве.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная активность, инновационное развитие строительства.

JEL: H11, H54, L74

FORMATION OF A MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITIES IN CONSTRUCTION

Koscheev Vadim Arkadeevich, Dr.Sci.,

Associate Professor, Professor of the Department of economics of construction and housing and communal services, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russia

Tsvetkov Yuriy Alexandrovich,

PhD student of the Department of economics of construction and housing and communal services, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russia

Rudnev Evgeny A., Kryanev Alexandr Valerievich,

undergraduate student of the Department of economics of construction and housing and communal services, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russia

Abstract: The article considers the theoretical features of innovation, examines the problems of innovation implementation in the construction sector, and considers the main reasons for the low level of susceptibility to innovation in construction. The role of the state in the regulation of innovation activity is investigated, the directions and methods of state regulation of this activity are presented. A mechanism for implementing state regulation of innovative activity in construction is proposed.

Keywords: innovations, innovative operatuon, innovative activity, innovative development of construction.

Теоретические особенности категории «инновация»

В эпоху глобализации, повсеместной цифровизации бизнес-процессов, роста численности населения планеты инновации играют особую роль в функционировании и развитии современной социально-экономической системы. Степень освоения и внедрения экономическими агентами в своей деятельности новейших достижений науки и техники всегда напрямую влияла на уровень их конкурентоспособности [1].

Инновации представляют собой доставку нового продукта на рынок или процесс внедрения новых идей, которые могут решить проблемы организации. Идеи, которые предназначены для организации, то есть снижение затрат, улучшение сетей организации, разработка новых систем считаются инновациями, а также генерированием, принятием и реализацией новых идей, процессов, продуктов или услуг [2].

Особое внимание развитию теории инноваций уделял Й. А. Шумпетер. Многие трактовки термина инновация основаны на его исследованиях. Й. Шумпетер отмечает, что «производить -значит комбинировать имеющиеся вещи и силы, а производить нечто иное или иначе - значит создавать иные комбинации из этих вещей и сил» [3].

Рассмотрим понятие инновационной деятельности. Инновационная деятельность трактуется, как труд (определенное занятие), направленный на создание инноваций, которой является составной частью инновационного процесса [4]. При этом инновационный процесс - это развитие инновационной деятельности, как последовательная смена ее состояний, т.е. циклическая последовательность этапов реализации продукта инновационной деятельности.

Инновационная деятельность также является результатом взаимодействия профессиональных и междисциплинарных знаний, поддерживаемых инновационной активностью кадров, трудовых ресурсов организации, отношением персонала к нововведениям. Инновационная активность так или иначе влияет на инновационную деятельность, является одной из ее составляющих и характеризует степень интенсивности осуществления мероприятий инновационного характера, способностью преобразовать имеющийся в организации потенциал. Интересным подходом к определению термина инновационная активность является трактовка В.В. Асаул, а именно: инновационная активность -стремление предприятия к реализации всех стадий комплексного инновационного цикла в одном или нескольких сегментах рынка [5].

Инновационная деятельность происходит за счет взаимодействия ряда научно-технических, организационно-управленческих мероприятий, а также всевозможных ресурсов: финансовых, трудовых, интеллектуальных. Развитие множества социально важных экономических явлений в обществе невозможно без активного и систематизированного решения возникающих проблем, которые носят стратегический характер для всех сфер экономической деятельности.

Особенности строительства и проблемы внедрения инноваций в строительную деятельность

Строительная деятельность во все времена была важнейшим элементом функционирования экономики:

- Около 7,5% [6] занятого населения России работает в строительстве

- Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2019 г. составил 9,132

трлн. рублей [6], что составляет около 8,3% ВВП

- Около 278 тыс. [6] строительных организаций различных форм собственности функционируют

в РФ

- Примерно 30 % всех перевозимых грузов предназначено для их непосредственного потребления в строительстве [7].

Очевидно, что строительство является сложным видом деятельности, отличающимся значительной степенью материалоемкости и трудоемкости, с большим числом связей между субъектами взаимодействия, что отличает ее от других видов деятельности, внедрение инновационных технологий в строительстве является проблематичным процессом [8]. Рассмотрим далее удельный вес внедренных инноваций в различных сферах деятельности.

Рисунок 1 - Удельный вес вновь внедренных инноваций в общем объеме отгруженных товаров,

выполненных работ, услуг [9]

Так исследователи Высшей школы экономики выявили, что данный показатель равняется 0,001% в строительстве (рисунок 1).

Каковы же причины низкого уровня воспринимаемости инноваций строительными организациями? В документе под названием «Стратегия инновационного развития строительной отрасли до 2030 года» выделены следующие причины, которые снижают уровень инновационной активности в строительстве [10]:

- низкий уровень укомплектованности квалифицированными кадрами;

- недостаточный уровень как отечественных, так и зарубежных инвестиций;

- недостаточная полнота и прозрачность информации о деятельности субъектов строительной сферы;

- слабый уровень соответствия нормативно-технической документации современным инновационным процессам в ряде случаев;

- зависимость от импорта инноваций;

- слаборазвитый механизм коммерциализации и трансфера инноваций;

- низкий уровень внедрения инновационных разработок в строительный процесс.

Невысокий уровень проявления интереса отечественных организаций объясняется

следующими факторами: значительная часть строительных организаций являются субъектами малого предпринимательства и не имеют средств для освоения инноваций; отсутствует система оценки эффективности применения инноваций при реализации строительных проектов; внедрение

инновация, особенно на ранних этапах несет за собой риски, что недопустимо в строительной сфере [10].

Таким образом, выше выделены вполне объективные причины низкого уровня инновационного развития, которые так или иначе связаны со спецификой строительной деятельности. При формировании направлений и мер государственного регулирования инновационной деятельности, несомненно, стоит обращать внимание на данные тезисы

Роль государства в регулировании инновационной деятельности

Необходимость государственного регулирования обусловлена потребностью в нивелировании недостатков рыночной системы, а также выполнением государства ряда задач перед обществом, таких как обеспечение безопасности страны, поддержка социально уязвимых категорий граждан, выполнение социальных обязательств перед обществом, распределение ресурсов, охрана природной среды и т.д.

Принимая во внимание инновационную деятельность, государственное регулирование данной сферы напрямую связано с реализацией инновационной политики страны, посредством применения ряда мер по планированию, управлению, корректировке и стимулированию инновационных процессов.

Журавлева И. В. в своем исследовании выделяет ряд направлений государственного регулирования инновационной деятельности таких, как разработка и реализация эффективной модели государственного стимулирования инновационной деятельности, развитие инновационной инфраструктуры, стимулирование спроса на инновационную продукцию и др. [11]:

Кудрявенкова О. Л. подчеркивает такие методы регулирования инновационной деятельности, как формирование институциональных и законодательных условий для внедрения инноваций, государственная поддержка и стимулирование инвесторов, правительственные программы стимулирования инновационной деятельности и др. [12].

Одним из основных направлений поддержки и стимулирования инновационной деятельности является ее финансирование. Как правило, инновационные проекты являются высоко стоимостными и требуют финансирования, в том числе со стороны государства.

Рисунок 2 - Затраты на технологические инновации [9]

На рисунке 2 представлена структура затрат на технологические инновации по источникам финансирования. В строительстве доля средств финансируемых на развитие технологических инноваций за счет средств федерального бюджета составляет 65,9%, остальные 34,1% приходятся на собственные средства организаций. Согласно данным, представленным на рисунке 3 интенсивность

затрат на технологические инновации в строительстве, составляет лишь 0,03%. Таким образом, строительство выделяется от других видов деятельности в вопросах финансового обеспечения инновационной деятельности, интенсивность затрат на инновации в строительстве крайне мала.

Проиетм

Рисунок 3 - Интенсивность затрат на технологические инновации [9]

Механизм регулирования инновационной деятельности в строительстве

Как показал анализ ситуации с инновационным развитием строительной деятельности в настоящем исследовании, данный вид деятельности не активно адаптируется к инновационной среде, внедрение инноваций в строительство ввиду ряда объективных причин затруднено. Строительство значительно отстает от тенденций инновационного развития по сравнению с другими сферами деятельности. Однако, важнейшей задачей стратегического планирования и макроэкономического прогнозирования является равномерное технологическое развитие всех видов экономической деятельности и их гармоничное взаимодействие между собой.

Регулирование инновационной деятельности в строительстве является актуальной задачей для экономики, требующей особенного подхода. Учитывая выявленные ранее в работе проблемы инновационного развития строительства, его особенностей, методов государственного регулирования сформируем механизм реализации государственного регулирования инновационной деятельности в строительстве (рисунок 4).

В основе данного механизма лежит необходимость достижения стратегических целей государства, которые в свою очередь, позволят государству более качественно обеспечивать выполнение своих функций перед обществом. Вторым шагом является выявление проблем и барьеров инновационного развития строительной сферы. После обнаружения и фиксирования барьеров необходимо сформировать конкретные меры по их устранению, в первую очередь это совершенствование нормативно-правового и нормативно-технического регулирования, обеспечение благоприятных условий для трансфера и коммерциализации инноваций и др. С учетом адаптации нормативных регуляторов представляется возможным выработка политики инновационного развития строительной сферы, основанной на выработке механизмов стимулирования и поддержки субъектов инновационной деятельности, формировании соответствующих бюджетов, разработке критериев оценки эффективности мероприятий по поддержке. Завершающим этапом является осуществление непосредственного финансирования инновационной деятельности в строительстве, при этом необходимо выработать механизм мониторинга, аудита, контроля и оценки эффективности расходуемых средств.

• тммни» мн («р^итгпупб н опи npa^i; irpvt^i imfpjuA модем* м ипнсяфмт^я РАМНТУИ строотеыьисА |ММ ЧИН— U<M«¿ WHIWl^HWWf« MOMUM*«?, IM.

_S

2 0»кмт "рйл«»н1 бцзщч >

uo6cn«KMti|)W4AkiuN i^euN <л (мим IIK^XVH* *wtM<«4 К1|£цгеж11г; отгугсгме надамц» ачкнаи эффсктиамопи игрслрапнА гшимп сии ^ffWAwx*% п;

ИИОНКЧ <• Н«Л0(Пв 4INOWA

I пс угтрдичи «1 ПрвАММ И JlfM^M

«wpikwkhm« fKAWi-fw-i whmü и if«—«ней обноа • nwxiNMiw; U«pMKIKM>W рмуйрронигм ри-rul (!^M«lW«li П|«АГ>ЦМ:

(¿МГИЧ» ÍIWD^MIIHHI VlfKMlD ,\TJ» |Ж11Е«(1РМИМ1М М4ММ*ПМЮ ГГ1НМЯМЙ

paxeigiu мгаямжи LiNWf.'ittuMav cv4»cmua шппзоя^ишкАдетmnxt^ форммуа|»м|> срвдпа на infj¡f»w> мсмн^оим пкюмпаа ■ прситишм;

о««еи«и мерм^ипи* г»> h^orftw Mwwnctfumw')

ptHirtH

■ гс сшейного р«|>лирзшмм I дагмм«встм ■ арм«плпм

«№«•№ (уСнчк» хюм! депмымспс

«дтид|и>, «цр^, юирв» исмию ипммимя мши игу

пр*1*п*«ам нгрсдреепиА-

Рисунок 4 - Механизм реализации государственного регулирования инновационной деятельности

в строительстве

Отметим, что строительная деятельность носит характер важнейшей составляющей национальной экономики. Дальнейшее инновационное развитие строительства требует особого подхода в виду традиционности и консервативности данной сферы. Интенсивное развитие строительной сферы, более качественное и своевременное возведение объектов как следствие отразится на качестве жизни населения страны

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асаул, В.В., Кощеев, В.А., Цветков, Ю.А. Оценка конкурентоспособности организаций в условиях цифровой экономики / В.В. Асаул, В.А. Кощеев, Ю.А. Цветков // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 1. С. 533-548.

2. Капорский, Е. С. Оценка состояния инновационного потенциала промышленного предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2020. - № 4 (102). - С. 81-86.

3. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер ; пер. с нем. В. С. Автономова. // - Москва: Эксмо, 2007 - 864 с.

4. Асаул, А. Н. Введение в инноватику: учебное пособие / А. Н. Асаул, В. В. Асаул, Н.А. Асаул, Р. А. Фалтинский. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2010. - 275 с.

5. Асаул, В.В. Самоорганизация и экономическая интеграция / В. В. Асаул, В.И. Кришталь // Монография - М.: Academia, 2004. - 186 с.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа https:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/# (дата обращения: 25.01.2021).

7. Барановская, Н. И., Казанский, Ю. Н., Клюев, А. Ф., Косолапов, Л. А., Любимов, И. Н.,

Панибратов, Ю. П. Экономика строительства. Часть I: Учебник для вузов / Барановская, Н. И., Казанский, Ю. Н., Клюев, А. Ф., Косолапов, Л. А., Любимов, И. Н., Панибратов, Ю. П. - М.: Изд-во АСВ. СПб.:СПбГАСУ 2003. 263 с.

8. Кощеев, В.А., Цветков, Ю.А Контрактная система как механизм цифровой трансформации строительных организаций / В.А. Кощеев, Ю.А. Цветков // Вестник гражданских инженеров. 2018. № 6 (71). С. 221-228.

9. Наука. Технологии. Инновации [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://www. hse.ru/primarydata/niio (дата обращения: 25.01.2021).

10. «Стратегия инновационного развития строительной отрасли до 2030 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа // Ц^:Режим доступа:http://nostroy.ru/news_files/2016/SIRSO.pdf (дата обращения: 25.01.2021).

11. Журавлева, И. В. Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности / И. В. Журавлева // Труды вольного экономического общества России. Т. 179. - М. -2013. С. 117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Кудрявенкова, О. Л. Роль государственного регулирования в инновационной деятельности предприятия / О. Л. Кудрявенкова, Н. М. Сурина // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. №5. - 2013. С. 199-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.