Научная статья на тему 'Инновационное развитие системы государственного строительного заказа в условиях модернизации строительной отрасли'

Инновационное развитие системы государственного строительного заказа в условиях модернизации строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ЭФФЕКТИВНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСЗАКАЗА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА / INVESTMENT AND CONSTRUCTION SECTOR / EFFICIENT AND INNOVATIVE SYSTEM OF STATE CONTROL OF GOVERNMENT ORDER / LIFE CYCLE OF STATE CONSTRUCTION ORDER OBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинчук Татьяна Олеговна

Приведены и проанализированы особенности государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Выявлены методологические положения эффективной и инновационной системы государственного регулирования. Актуализированы требования к государственному строительному заказу через влияние особенностей строительной продукции. Сформированы блоки стратегических и тактических действий по формированию мер государственного регулирования в строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF STATE CONSTRUCTION ORDER SYSTEM UNDER MODERNIZATION OF CONSTRUCTION INDUSTRY

The article presents and analyzes the features of the state regulation of investment and construction activity. The methodological provisions of the efficient innovative system of state regulation are revealed. The requirements for the state construction order are actualized through the effect of construction product features. The blocks of strategic and tactical actions for the elaboration of state regulation measures in construction are formed.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие системы государственного строительного заказа в условиях модернизации строительной отрасли»

При соблюдении графика поставки согласно плану коэффициент ритмичности составил 98,75% [(128+30)^160*100].

Исключая поставки, относящиеся к дням нарушения графика поставки (9 декабря), коэффициент ритмичности составил только 80% [(128/160/100)]. То есть, фактически только 80% бетона поступило в соответствии с установленными датами поставки в пределах, не превышающих предусмотренного планом задания. В абсолютном выражении это 128 тыс. м3, а 32 (160-128), или 20% от плана, поступило с нарушением графика и плана поставки.

Таким образом, выполнение плана поставки на 100% свидетельствует о том, что фактический объем поставки бетона в августе соответствует запланированному. Коэффициент ритмичности, составивший 98,75%, характеризует ритмичность поставки по объ-

ему поступления. Коэффициент ритмичности, равный 80%, является интегральным, так как отражает ритмичность снабжения строительства материалом по объему поступления и по времени, определяемым датами поставки.

Разработанная информационная схема позволяет моделировать процессы обеспечения организации и строительных объектов материальными ресурсами. В результате имеем цельное представление об основных проблемах, во-первых, препятствующих своевременному обеспечению строительных объектов материальными ресурсами, и, во-вторых, они ранжируются по степени важности. Такой подход даст возможность, оценивая располагаемые ресурсы, сосредоточиться на конкретных проблемах, выстроить последовательность преследуемых целей и выбрать адекватные механизмы регулирования.

Библиографический список

1. Российский статистический ежегодник 2012. М., Росстат, 2013. 781с.

2. Пешков В.В., Токарева К.А. Управление развитием недвижимости: инновационный подход // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2. С. 28-34.

3. Пешков В.В. Модернизация национальной экономики и развитие инвестиционно-строительной сферы // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2011.

№1. С.20-27.

4. Яськова Н.Ю. Эволюция процессов развития инвестиционно-строительной деятельности // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 1. С.44-55.

5. Матвеева М.В. К вопросу целевой фокусировки инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях развития национальной экономики // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. №1. С.46-55.

УДК 330:69

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

© Т.О. Пинчук1

Иркутский государственный технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приведены и проанализированы особенности государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Выявлены методологические положения эффективной и инновационной системы государственного регулирования. Актуализированы требования к государственному строительному заказу через влияние особенностей строительной продукции. Сформированы блоки стратегических и тактических действий по формированию мер государственного регулирования в строительстве.

Ил. 1. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: инвестиционно-строительная сфера; эффективная и инновационная система государственного регулирования госзаказа; жизненный цикл объектов государственного строительного заказа

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF STATE CONSTRUCTION ORDER SYSTEM UNDER MODERNIZATION OF CONSTRUCTION INDUSTRY T.O. Pinchuk

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article presents and analyzes the features of the state regulation of investment and construction activity. The methodological provisions of the efficient innovative system of state regulation are revealed. The requirements for the state construction order are actualized through the effect of construction product features. The blocks of strategic and tactical actions for the elaboration of state regulation measures in construction are formed.

1 figure. 6 sources.

Key words: investment and construction sector; efficient and innovative system of state control of government order; life cycle of state construction order objects.

1Пинчук Татьяна Олеговна, старший преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: 89641268110,

e-mail: pinchuk78@mail.ru

Pinchuk Tatyana, Senior Lecturer of the Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: 89641268110, e-mail: pinchuk78@mail.ru

Экономическая ситуация, особенно в инвестиционно-строительной сфере, вновь актуализировала научный поиск определения допустимых пределов и эффективности государственного регулирования. Анализ различных подходов к определению места мер государственного воздействия на инвестиционностроительные процессы позволил выявить методологические положения, которые необходимо учитывать при создании эффективной системы государственного регулирования^].

I. Необходимость применения мер, адекватных природе рыночных отношений, создает объективную основу преобразования форм и методов государственного воздействия в предпринимательский формат. Этот специфический вид предпринимательства, названный государственным заказом, обладает рядом свойств. Так, государство расширяет свое участие в процессах общественного производства с использованием рыночных принципов и методов. Это особенно ярко проявляется в условиях кризиса при размещении государственных заказов и оказании финансовой помощи отечественным производителям. Государство становится полноценным участником производственных процессов в условиях государственно-частного партнерства. Также от государства все чаще требуется экономически обоснованный и эффективный режим функционирования, ресурсная мобилизация в направлении обеспечения конкурентных преимуществ инициируемых проектов. Государственные меры последнего времени носят инвестиционный, стратегически направленный характер. Государственному предпринимательству, как механизму реализации государственных потребностей, присущи особенности, отражающие специфику этого рода потребностей, с одной стороны, отличающихся общественным характером, с другой - учитывающих отраслевую специфику[1].

II. Организация управленческого воздействия требует учета специфики объекта управления. Направляя деятельность субъектов хозяйствования в русло реализации общественных потребностей, механизм подготовки и реализации мер государственного регулирования определяет особенности методов их прогноза и включения в государственные программы развития, механизмы и организационные формы размещения, способы реализации и формы контроля государственных заказов. В основе учета отраслевой специфики государственного предпринимательства лежат специфические свойства производственных процессов и продукции как объекта инвестирования посредством государственного строительного заказа (ГСЗ) [3]. Они, безусловно, требуют системного исследования и учета в формировании теоретических основ государственного предпринимательства в выбранной в качестве объекта исследования сфере - строительстве.

III. Специфика мер государственного регулирования инвестиционно-строительной сферы заключается в их всеобщем характере, охватывающем макро-, ме-зо- и микроуровни, и долгосрочной ориентации, выстраивающей тактические меры в соответствии со стратегическими, увязывающими деятельность разнопрофильных участников инвестиционно-строительной

деятельности. Стратегическая направленность мер предопределяет их цели, задачи и функции, особенности которых и должны быть учтены при обосновании базовых принципов формирования конкретных параметров регулирующих государственных воздействий в строительстве. Использование таких принципов в качестве критериев применимости мер государственного регулирования позволит придать их действию обоснованный характер [1].

Рассматривая всю совокупность мер государственного регулирования в строительной сфере, выделим две основные группы:

1) меры, регулирующие инвестиционностроительную деятельность;

2) меры, обеспечивающие государственные потребности в строительной продукции.

Вторая группа мер и составляет суть государственного предпринимательства, объективной основой которого является строительная продукция, определяющая специфику удовлетворения государственных потребностей в строительной продукции. Удовлетворение государственных потребностей в строительной продукции в сложившейся практике осуществляется в рамках федеральной контрактной системы путем размещения государственного строительного заказа.

Реализация методологических положений, касающихся предпринимательского характера мер государственного регулирования с учетом отраслевой специфики, требует системного рассмотрения свойств строительной продукции как объективной основы, задающей параметры управляющего воздействия[4].

Как разновидность материальных активов строительную продукцию отличают: стационарность, относительная дефицитность, вечность земли, уникальность, капиталоемкость, длительность срока создания и службы, специфика оборота, особенности жизненного цикла, высокая динамика цен на землю, низкая эластичность предложения, раздельность юридических прав, потенциальная возможность обременений, своеобразие налогообложения, необходимость профессионального подхода к организации инвестиционного менеджмента, сравнительно низкая ликвидность, повышенный риск, востребованность гибких условий финансирования и др. Применительно к цели данного исследования рассмотрим указанные свойства строительной продукции в контексте уточнения целей государственного предпринимательства в строительстве.

Физические особенности строительной продукции обусловливают ряд характеристик недвижимости как особого товара. Среди них, в первую очередь, отметим специфику оборота (через оборот прав). Стационарность объектов строительства приводит к тому, что на рынке обращаются не сами объекты, а права на них, обуславливая высокий потенциал долевого участия и специфику инвестиционного менеджмента. Фиксация или переход прав на объекты государственного заказа должны учитываться в федеральной контрактной системе при подготовке и размещении государственного строительного заказа.

Также важно подчеркнуть особенности жизненного

цикла объектов государственного строительного заказа. Вследствие длительности создания и сроков службы жизненный цикл строительного объекта характеризуется соответственно гораздо большей продолжительностью по сравнению с другими товарами, а также неравномерностью, неравнозначностью и сложностью денежных потоков за период владения объектом [6]. Управление строительством, затем недвижимостью нацелено на создание совокупности улучшающихся свойств. Это свидетельствует о наличии потенциала ее восстановительного развития на новой качественной основе, который также необходимо прогнозировать уже на стадии подготовки и размещения государственного строительного заказа. Кроме того, следует учесть высокую капиталоемкость и специфику ликвидационного периода.

Касаясь потенциала роста стоимости земли при объективной тенденции снижения стоимости зданий и сооружений, отметим, что он обусловлен: фактической бесконечностью срока службы недвижимости; наличием в экономике инфляционных процессов, развивающихся в циклической динамике; ростом дефицитности земли вследствие увеличения численности населения; изменением в системе землепользования и др. С течением времени стоимость другого компонента недвижимости - зданий и сооружений - снижается вследствие материального износа и морального старения [2]. Проведенный анализ показал, что к снижению стоимости зданий и сооружений приводят не только износ, физический и моральный, но и устаревание по местоположению, как следствие, изменения самой внешней среды - влияния соседних объектов, изменения транспортного сообщения, экология и другие причины. Важность учета этой особенности в федеральной контрактной системе заключается в том, что с помощью мер государственного регулирования свойства строительной продукции могут корректироваться, а соответственно ее ценность расти, отражаясь на цене[5].

Из приведенных выше особенностей вытекают наиболее важные для подготовки и размещения государственного заказа характеристики строительной продукции организационно-правового и непосредственно инвестиционного плана.

Во-первых, раздельность (делимость) юридических прав на строительную продукцию. Каждый объект может включать различное сочетание юридических прав. Они могут быть разделены: по типу прав; по элементам объекта; по времени их осуществления. Указанная характеристика, с одной стороны, позволяет предусматривать возможность долевого участия инвесторов в реализации государственных заказов, с другой, - обуславливает специфические требования к инвестиционной стратегии.

Во-вторых, возможность обременений. Инвесторам необходимо также учитывать наличие обременений прав на строительную продукцию в виде залога, сервитута, ограничения прав пользования объектом, вытекающего из контракта, и т.п. Наиболее распространенная форма обременения в ситуации развитого земельного рынка - это сервитут, установленный в

отношении земельного участка. При условии имеющихся обременений со стороны государства при подготовке государственного заказа они могут быть сняты или преобразованы.

В-третьих, своеобразие условий налогообложения. Федеральные и муниципальные органы власти многих развитых стран обычно создают сложную систему регулирующих норм, влияющих на процесс инвестиций в строительство. Эти нормы носят мотивационный характер, открывая новые возможности и побуждая к действиям, а также накладывая определенные ограничения. Если, к примеру, в США и Западной Европе инвестиции в строительство часто имеют налоговые освобождения, то в России льготы по налогообложению существуют в основном для физических лиц, но, в то же время, могут предусматриваться в механизмах федеральной контрактной системы.

В-четвертых, необходимость инвестиционного менеджмента. Инвестиции в строительство, осуществляемые в соответствии с государственным заказом, требуют управленческих затрат, значительно больших, нежели, к примеру, вложения в финансовые активы. В особенности это касается инвестиций в строительные проекты, предполагающие множество взаимоотношений с субподрядчиками, поставщиками и др. Следствием множественности участников строительства стало возникновение специализированных управляющих компаний, осуществляющих системную интеграцию функций создания строительной продукции. Это предопределяет возможность конкурсного размещения государственного заказа по всему проекту строительства. Кроме того, определенные инвестиции носят долгосрочный и относительно стабильный характер, что объясняется постоянной необходимостью поддержания зданий и сооружений в нормальном функциональном состоянии, а также востребованностью улучшений за счет осуществления текущего и капитального ремонтов, что также должно учитываться в конкурсной документации.

В-пятых, низкая ликвидность. Практика показала, что инвестиции в строительство менее ликвидны, чем в ценные бумаги и другие традиционные финансовые активы. Относительно низкая ликвидность строительной продукции дополняется большим сроком, необходимым для экспозиции объекта на рынке, а также особым порядком купли-продажи и регистрации прав на строительные объекты. Следствием низкой ликвидности является повышенная степень риска и неопределенности. С одной стороны, это следствие множественности участников строительства и разнообразия видов деятельности, необходимых для ввода объекта в действие, с другой - результат низкой ликвидности готового строительного объекта, по объективным причинам гораздо более капиталоемкого. В связи с этим, прежде чем принять решение об инвестициях в недвижимость, необходимо провести экспертизу, как самого строительного объекта, так и окружающей его территории. Риск изменения внешней среды зачастую имеет принципиальное значение для оценки эффективности инвестиций в строительные проекты. Сте-

пень неопределенности усугубляется также длительностью сроков капиталовложений, а следовательно, изменением ее затратных и доходных характеристик. Неадекватность систем доступа к информации также затрудняет оценку объекта инвестирования. Открытая достоверная информация о сделках с недвижимостью в Российской Федерации, в отличие от сделок с биржевыми товарами, до настоящего времени практически отсутствует.

В-шестых, гибкость условий финансирования. Финансирование любых строительных проектов может осуществляться различными способами и отличаться по времени осуществления; методам расчета (графикам платежей и уровням процентов); характеру долевого участия; видам инвестиций и др. Для определения метода инвестирования, используемого в государственном строительном заказе, необходимо исследовать инвестиционные характеристики строительной продукции с целью обоснования условий проводимого конкурса и, в первую очередь, дать верную оценку экономических интересов участников, реализующих государственный строительный заказ.

Указанные особенности строительной продукции как разновидности материальных активов специфического товара, организационно-правовой формы и объекта инвестиций влияют не только на целевую состав-

ляющую федеральной контрактной системы и квалификационные требования к персоналу (государственным служащим), размещающему и контролирующему государственный строительный заказ, на нормативное и методическое сопровождение (включая технологии инвестиционного менеджмента), но и высокую капиталоемкость, длительность срока создания объектов строительства, на структуру государственного заказа (рисунок).

Третьей из рассмотренных выше методологических особенностей является необходимость исследования государственного строительного заказа в трех уровнях (макро-, мезо- и микро) и двух проекциях (стратегической и тактической).

В результате анализа содержательных характеристик деятельности по размещению государственного строительного заказа была выявлена целевая идентичность федеральной контрактной системы на различных уровнях управления инвестиционностроительной сферой. Целевая декомпозиция федеральной контрактной системы в стратегической и тактической проекциях позволили сформировать блок стратегических и тактических действий по формированию мер государственного регулирования в строительстве [4].

Необходи мость комплексного прогноза государственных потребностей в строительной продукции

Требования к государственному ст роит ельному заказу

Специальный инструментарий снижения рисков и др.

Особенности строительной продукции как объекта государственного строительного заказа

правовая форма

Влияние особенностей строительной продукции на специфику государственного строительного заказа как элемента федеральной контрактной системы

Стратегический блок включает:

1) оценку задач развития национальной экономики и регионов, решаемых с использованием строительной продукции;

2) определение состава и структуры градостроительных задач и задач по сохранению культурноисторического наследия;

3) прогнозирование и стратегическое планирование развития инвестиционно-строительной сферы;

4) выявление и активизацию возможностей эффективного использования ресурсного потенциала инвестиционно-строительной сферы;

5) обеспечение непрерывности инвестиционностроительной деятельности и загруженности производственных мощностей участников строительства;

6) рационализацию системы управления развитием строительства;

7) обеспечение последовательного внедрения инноваций в инвестиционно-строительную деятельность;

8) организацию эффективного взаимодействия между всеми участниками строительства и внешней средой;

9) повышение квалификации специалистов в области строительства.

Тактический блок федеральной контрактной системы в строительстве включает:

1) организацию и проведение подрядных торгов;

2) меры рационализации (оптимизации) бюджетных средств;

3) информационное обеспечение текущей строительной деятельности;

4) оказание помощи в установлении и корректировке партнерских связей между участниками строительства;

5) организацию мероприятий по продвижению государственного строительного заказа в социальную и инвестиционно-строительную среду;

6) поддержку строительных организаций за счет расширения их возможностей в получении конкретных заказов и др.

Указанные действия реализуются на всех уровнях управления вплоть до муниципальных образований. Для реализации цели и задач исследования, учитывая специфику строительной продукции как объекта государственного предпринимательства в стратегической и тактической проекциях, систематизируем принципы государственного предпринимательства по размещению и реализации государственного строительного заказа как методологической основы целевой фокусировки.

Являясь неотъемлемой частью и действенным инструментом управляющей системы, государственное предпринимательство, осуществляемое посредством строительного заказа, основывается на ряде общесистемных требований, таких как: законность, подконтрольность, конкурентоспособность, эффективность. Кратко охарактеризуем их сущность.

Законность деятельности представителей федеральной контрактной системы в строительстве определяется в первую очередь деятельностью государ-

ственных заказчиков. Все их действия должны быть определены законодательными и нормативными документами. Данный принцип подразумевает строгое соблюдение государственными заказчиками установленного порядка процедур проведения закупок, включая выборы методов закупки в зависимости от объема и характера приобретаемых товаров и услуг.

Подконтрольность процессов размещения государственного строительного заказа. Контроль предполагает не только ответственность заказчика (должностных лиц) за нарушения законодательства, но и за эффективность проведенной закупки.

Конкурентоспособность государственного заказа отражает факт его предпринимательской сущности и включенности в рыночные процессы государственного предпринимательства. Это означает обязательное наличие в нем потенциала предпочтительности выбора исполнителями на рынке работ и услуг.

Эффективность общепринято рассматривать как основной критерий результативности проведения закупок. Эффективность закупки определяется качеством подготовки конкурсной документации и может быть достигнута в условиях реализации принципа конкурентоспособности. С учетом специфики рынка государственных закупок конкуренция реализуется посредством проведения конкурсов (торгов), в которых может принять участие любой желающий. Целью конкурсного размещения является максимизация выгоды для покупателя, в качестве которого выступает госу-дарство[4].

Следуя необходимости эффективной реализации всей совокупности функций в федеральной контрактной системе, сформулируем требования, присущие специфике государственного заказа. К их числу отнесем: целевую стратегическую ориентацию; равенство претендентов на исполнение государственных заказов; ответственность как выполнение взаимных обязательств; централизацию государственных закупок; прозрачность, простоту и внятность процедур размещения; экономичность.

С точки зрения целевой стратегической ориентации государственный заказ в принципе должен содействовать обеспечению модернизации национальной экономики, т.е. соответствовать заданным направлениям социально-экономического развития страны. Для этого востребованы адекватные методы прогнозирования и стратегического планирования государственных потребностей, необходима объективная оценка результатов реализации потенциала развития инвестиционно-строительной сферы, обеспечение непрерывности инвестиционно-строительной деятельности, организация эффективного взаимодействия участников строительства и, что очень важно, соответствие методов продвижения государственных заказов условиям и характеру восприятия рыночной среды.

Следуя предпринимательской природе государственного строительного заказа, должно быть обеспечено равенство претендентов на основе полной и открытой конкуренции, позволяющей: выбрать оптимальную комбинацию исполнителей государственного строительного заказа, вскрыть имеющиеся производ-

ственно-экономические резервы, максимально эффективно реализовать государственные потребности, в том числе в строительной продукции.

Ответственность означает взаимное выполнение обязательств сторонами друг перед другом при осуществлении закупки, а также корректность и цивилизованность построения и реализации договорных отношений.

Понимая, что подавляющее большинство государственных запросов и особенно строительная продукция обслуживают все министерства, ведомства, уровни региональной административной системы, востребован высокий уровень централизации государственных закупок. Это позволит ликвидировать необоснованный разброс цен, унифицировать технологии государственных заказов, обеспечить эффективный контроль и др.

Успешная реализация приведенных выше принципов государственного строительного заказа невозможна без обеспечения информационной прозрачности, позволяющей, с одной стороны, обеспечить равноправие претендентов, с другой, - создать основу для профессионального и общественного контроля размещения и реализации государственных заказов, с

третьей, - сформировать общественное мнение об исполнителях (вплоть до занесения в «черные списки» и др.).

Экономичность означает, что затраты на организацию и проведение конкурсных торгов, при соблюдении необходимых норм и процедур, включая безусловное обеспечение гласности, равенства и ответственности, должны быть минимально возможными. При этом снижение затрат должно происходить за счет улучшения управления организацией и проведением торгов по размещению государственного заказа с целью удовлетворения потребностей в строительной продукции для государственных нужд.

Указанные требования носят общий для всех видов государственного заказа характер. Применительно к строительству они раскрываются в особенностях и принципиальных требованиях функциональной реализации государственного предпринимательства в строительстве.

Статья публикуется в рамках выполнения гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных МК-7049. 2013.6.

Библиографический список

1. Асаул А.Н., Кощеев В.А. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ). СПб.: АНО ИПЭВ, 2009.

2. Гладков А.А. На конкурсной основе всегда ли торги? // Сборник докладов по материалам III Всероссийской практической конференции-семинара «Государственные и муниципальные закупки - 2008». М.: Юриспруденция, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кощеев В.А. Проблемы формирования и реализации государственного строительного заказа. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008.

4. Пешков В.В. Методологические основы управления экономическим потенциалом развития инвестиционностроительной сферы: дис.... доктора экономических наук. Б.м., 2006.

5. Пешков В.В. Модернизация национальной экономики: развитие инвестиционно-строительной сферы // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Иркутск, 2011. №1. С. 20-27.

6. Тен С. Три основных приоритета развития дорожной отрасли // журнал «Дороги Приангарья». 2013. № 2(39).

УДК 620.3:005

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМАЛИЗОВАННОГО SWOT-АНАЛИЗА © В.Л. Рупосов1

Иркутский государственный технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены подходы к проведению экспертных процедур и методы их оценок. Проведен обзор основных экономико-математических моделей экспертного анализа. Обоснована методика проведения экспертного опроса и его оценка точности формализованного SWOT-анализа.

Ил. 3. Табл. 2. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: стратегический менеджмент; инновационный проект; Э'^ОТ-анализ; оценка точности.

SUBSTANTIATION OF EXPERT ASSESSMENT PROCEDURE FOR FORMALIZED SWOT-ANALYSIS V.L. Ruposov

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article considers the approaches to expert procedures and their assessment methods. It reviews the main economical and mathematical models of expert analysis. The substantiation is given to the procedure of expert survey and its evaluation accuracy of the formalized SWOT-analysis.

1 Рупосов Виталий Леонидович, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: (3952) 405901, 89025686276, e-mail: ruposov@istu.edu

Ruposov Vitaly, Candidate of Geological and Mineralogical sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: (3952) 405901, 89025686276, e-mail: ruposov@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.