Научная статья на тему 'Формирование механизма общественно-государственного партнерства в сфере противодействия наркотической зависимости в РФ на примере Санкт-Петербурга'

Формирование механизма общественно-государственного партнерства в сфере противодействия наркотической зависимости в РФ на примере Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / OPPOSITION OF DRUG ADDICTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова С. А.

Современная наркотическая ситуация в Санкт-Петербурге, как и в Российской Федерации, характеризуется расширением масштабов незаконного распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу для многих людей. Деятельность в сфере противодействия наркотической зависимости может эффективно выполнять, используя механизм общественногосударственного партнерства. Некоммерческий сектор обладает большим потенциалом при низких административных издержках быстро реагировать на нужды выздоравливающих от химической зависимости, а органы власти имеют возможность оказывать им различные виды поддержки. В статье рассмотрены основные черты этого механизма, его возможности и потенциал. Кроме того, проведен анализ эффективности деятельности антинаркотических некоммерческих организаций, получающих субсидии от исполнительных органов власти, а также даны рекомендации совершенствования взаимодействия исполнительных органов исполнительной власти и антинаркотических некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the mechanism of public-private partnership in opposition of drug addiction in Russian Federation by the example of Saint-Petersburg

The current narcotic situation in St. Petersburg, as in the Russian Federation, is characterized by an increasing tendency in the scale of the illegal spread of non-medical consumption of drugs and psychotropic substances. It can cause a great threat to many people. Activities in the field of countering drug dependence can be effectively implemented by using the mechanism of public-private partnership. The non-profit sector has great potential to respond quickly to the needs of people recovering from chemical dependence, and the authorities have the opportunity to provide them with various types of support with low administrative outgoings. The article considers the main features of this mechanism, its capabilities and potential. In addition, there was made an analysis of the effectiveness of the activities of anti-drug non-profit organizations receiving subsidies from executive authorities, as well as recommendations for improving the interaction of executive bodies and anti-drug non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма общественно-государственного партнерства в сфере противодействия наркотической зависимости в РФ на примере Санкт-Петербурга»

Формирование механизма общественно-государственного партнерства в сфере противодействия наркотической зависимости в РФ на примере Санкт-Петербурга

Forming the mechanism of public-private partnership in opposition of drug addiction in Russian

Federation by the example of Saint-Petersburg

Максимова С.А.

Студентка 3 курса магистратуры Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]

Maksimova S.A.

3d course magistrate The North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: [email protected]

Осипова Д.В.

Кх.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального управления» Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]

Osipova D. V.

PhD in Sociological sciences Associate Professor at the Department of Public Administration

The North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: [email protected]

Аннотация.

Современная наркотическая ситуация в Санкт-Петербурге, как и в Российской Федерации, характеризуется расширением масштабов незаконного распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу для многих людей. Деятельность в сфере противодействия наркотической зависимости может эффективно выполнять, используя механизм общественно-государственного партнерства. Некоммерческий сектор обладает большим потенциалом при низких административных издержках быстро реагировать на нужды выздоравливающих от химической зависимости, а органы власти имеют возможность оказывать им различные виды поддержки. В статье рассмотрены основные черты этого механизма, его возможности и потенциал. Кроме того, проведен анализ эффективности деятельности антинаркотических некоммерческих организаций, получающих субсидии от исполнительных органов власти, а также даны рекомендации совершенствования взаимодействия исполнительных органов исполнительной власти и антинаркотических некоммерческих организаций.

Annotation.

The current narcotic situation in St. Petersburg, as in the Russian Federation, is characterized by an increasing tendency in the scale of the illegal spread of non-medical consumption of drugs and psychotropic substances. It can cause a great threat to many people. Activities in the field of countering drug dependence can be effectively implemented by using

the mechanism of public-private partnership. The non-profit sector has great potential to respond quickly to the needs of people recovering from chemical dependence, and the authorities have the opportunity to provide them with various types of support with low administrative outgoings. The article considers the main features of this mechanism, its capabilities and potential. In addition, there was made an analysis of the effectiveness of the activities of anti-drug non-profit organizations receiving subsidies from executive authorities, as well as recommendations for improving the interaction of executive bodies and anti-drug non-profit organizations.

Ключевые слова: общественно-государственное партнерство; некоммерческие организации; противодействие наркотической зависимости.

Key words: public private partnership, non-profit organizations, opposition of drug addiction.

Общественно-государственное партнерство в современном российском обществе становится важным ресурсом для решения различных социальных проблем. Согласно Концепции социально-экономического развития России, до 2020 года, успешную модернизацию экономики и социальной сферы может обеспечить только равноправный диалог общественных структур, бизнеса и государства.

Определение общественно-государственного партнерства закреплено законодательно и трактуется как взаимодействие исполнительных органов государственной власти с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями обеспечивающее соблюдение прав, свобод и реализацию законных интересов граждан в процессе формирования и осуществления государственной политики.

На сегодняшний день органы власти все чаще стали осознавать возможность использования ресурсов общества и механизма общественно-государственного партнерства для выполнения традиционно государственных задач в различных сферах общественной жизни. Например, сегодня у некоммерческого сектора появляется возможность большего доступа к оказанию государственных социальных услуг, установленных в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Согласно «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», государственная антинаркотическая политика в контексте реабилитации больных наркоманией предполагает реализацию различными органами государственной власти и местного самоуправления стратегических приоритетов и мер, в числе которых важное место занимает профилактика.

Профилактика предполагает наличие социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения.

Профилактика наркомании и алкоголизма функционирует на трех уровнях, в зависимости от контингента воздействия. Первичная профилактика предполагает формирование комплекса превентивных мер, направленных на предотвращение первого употребления наркотика для лиц, не знакомых с его действием. Вторичная профилактика охватывает так называемую «группу риска», она ориентирована на лиц, уже начавших употребление наркотических средств. Главное здесь - создание устойчивой мотивации на изменение наркопотребителями своего поведения и на предотвращение формированию у него глубокой зависимости. Третичная профилактика направлена на поддержание дееспособности и социализации в обществе лиц, находящихся в ремиссии. Этот вид профилактики требует проведения глубокой индивидуальной работы с зависимыми с помощью различных реабилитационных программ и методик.

Используя различные механизмы, некоммерческие организации представляют наркологическую помощь, которая включает обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию.

Целесообразность общественно-государственного партнерства определяется особенностями деятельности некоммерческих организаций. В отличие от государственных организаций НКО меньше зависят от вертикальных ведомственных структур и имеют больше возможностей привлекать различные ресурсы. Кроме того,

организационная структура управления в НКО отличается меньшей бюрократичностью и обладает большим плюрализмом в принятии решений. В то же время НКО отличаются и от коммерческих структур, тем, что оказывают услуги по более низким ценам, экономия образуется за счёт мобилизации и принятия труда людей, осуществляющих благотворительную деятельность на безвозмездной основе.

Взаимодействие в рамках общественно-государственного партнерства осуществляется на основе Федерального Закона "О некоммерческих организациях". Среди механизмов существуют такие как создание консультативных и совещательных органов (наблюдательных, координационных и экспертных советов) при исполнительных органах государственной власти, в которых участвует и некоммерческий сектор. Более того, в рамках партнерства, представители некоммерческих организаций могут проводить общественную экспертизу законопроектов, ведомственных программ, а также оценивать качество услуг в области комплексной реабилитации, ресоциализации социальной адаптации потребителей наркотиков.

Однако самый основной блок поддержки, который государство предоставляет антинаркотическим социально ориентированным некоммерческим организациям, - финансовый. Для них в рамках общественно -государственного партнерства органами власти проводятся конкурсы на получение грантов и на признание лучших социальных проектов, реализующихся на условиях софинансирования. По результатам конкурсов органы власти также осуществляют и другие виды поддержки, среди которых можно выделить организационную и информационную.

Несмотря на наличие многих механизмов и довольно обширную нормативно-правовую базу, наблюдается недостаточная проработанность некоторых аспектов нормативно-правового регулирования. правовая регламентация проблем реабилитации наркологических больных, осуществляемой некоммерческими организациями. Раскрыть возможности взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций в сфере борьбы с наркотической зависимостью могут помочь изменения в оценке результативности НКО и критериях отбора общественно полезных программ.

В Постановлении Правительства Санкт-Петербурга «О Порядке предоставления в 2017 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям», отсутствуют качественные показатели оценки эффективности использования субсидии, такие как количество реабилитантов, остающихся трезвыми, то есть находящимися в ремиссии. В то время как процент стойкости ремиссии в течение трех лет является основным показателем эффективности деятельности организаций, предоставляющих реабилитационные услуги лицам, потребляющим наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях. При этом данный показатель приводится в Порядке осуществления мониторинга наркоситуации в Санкт-Петербурге.

Для проведения анализа результатов деятельности антинаркотических социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих субсидии от Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, в качестве критериев для сравнения и анализа были взяты: суммы субсидий, количество реабилитантов и процент стойкости ремиссии клиентов.

Таблица № 1. Результаты деятельности АН НКО в 2014 - 2016 годах.

Название организации Сумма субсидий (млн. руб) Количество реабилитантов Количество реабилитантов в ремиссии Процент стойкости ремиссии

2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016

Межрегиональн ый Фонд «Центр реабилитации "Дом надежды на Горе"» 4,5 4,0 3,7 107 111 211 21 22 42 20%

Благотворительн ый фонд содействия межцерковной христианской диаконии 1,13 2,0 3,9 47 55 155 37 44 124 80%

Санкт- Петербургский региональный общественный благотворительн ый фонд «Наследие» 0,86 0,8 0,7 25 40 39 12 20 19 50%

6000 4000 2000 0

4500

21

2014 год

1130

37.

"Дом надежды на Горе" Фонд содействия

межцерковной

800

12

Бл аготво р ительный фонд "Наследие"

диаконии

Размер субсидии, тыс. ■ Количество пациентов в ремиссии

График №1. Соотношение суммы субсидии и количества пациентов в ремиссии в 2014 году.

2015 год

4000 3000 2000 1000 0

4000

22

"Дом надежды на Горе"

2000

44

800

Фонд содействия Благотворительный фонд межцерковной диаконии

Размер субсидии, тыс

"Наследие" Количество пациентов в ремиссии

График № 2. Соотношение суммы субсидии и количества пациентов в ремиссии в 2015 году.

2016 год

4000

2000

3700 ¿1-71

£

3900 —71

42

700

124

1 1 9

"Дом надежды на Горе"

□ Размер субсидии, тыс.

Благотворительный фонд "Наследие"

Фонд содействия межцерковной диаконии

Количество пациентов в ремиссии

График № 3. Соотношение суммы субсидии и количества пациентов в ремиссии в 2016 году

В таблице № 1 и графиках №№ 1,2 и 3 можно видеть диспропорцию в эффективности деятельности организаций и объеме субсидии.

Например, в 2014 году Санкт-Петербургский региональный общественный благотворительный фонд «Наследие», получив субсидию в 5,5 раз меньше, чем Межрегиональный Фонд «Центр реабилитации "Дом надежды на Горе"», выпустил только в 2 раза меньше реабилитантов, оставшихся в ремиссии.

А в 2015 году Межрегиональный Фонд «Центр реабилитации "Дом надежды на Горе"» получил в субсидию в два раза больше, чем Благотворительный фонд содействия межцерковной христианской диаконии, но количество реабилитантов в ремиссии обратно пропорционально, их оказалось в два раза меньше.

В 2016 году Благотворительный фонд содействия межцерковной христианской диаконии выпустил 155 реабилитантов. По предварительным итогам, из расчета стойкости ремиссии в организации, трезвыми останутся 124 человека. Это в три раза больше, чем Межрегиональный Фонд «Центр реабилитации "Дом надежды на Горе"», при том, что в 2016 году обе НКО получили сравнительно равные суммы субсидий.

В результате анализа можно сделать несколько выводов:

- эффективность деятельности организаций не коррелирует с объемом субсидии;

- показатели результативности, берущие за основу объем предоставленных услуг, не могут объективно отразить уровень эффективности процесса реабилитации потребителей наркотических средств.

В сложившейся ситуации представляется целесообразным внедрить качественные показатели результативности использования субсидии, такие, например, как процент стойкости ремиссии в течение трех лет.

Помимо этого, к критериям отбора общественно полезных программ антинаркотических социально

0

ориентированных некоммерческих организаций, подавших заявление на участие в конкурсном отборе на право получения субсидии, в пункте «Наличие опыта в осуществлении мероприятий» можно рекомендовать добавить графу с указанием баллов «процент стойкости ремиссии клиентов в течение трех лет».

Эти меры могут способствовать увеличению эффективности функционирования общественно -государственного партнерства антинаркотических социально ориентированных некоммерческих организаций и органов исполнительной власти в реализации проектов и программ, связанных с комплексной реабилитацией, ресоциализацией и социальной адаптацией потребителей.

Список использованной литературы:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: утв. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р. // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_90601/?frame=1 (дата обращения: 02.10.2016).

2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12 февраля 2008 г. № 121 «О концепции взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями "Общественно-государственное партнерство" на 2008-2011 годы».

3. Комарова Г.С. Общественно-государственное партнерство - условие демократизации российского государства: на примере суда присяжных заседателей. - Режим доступа: http://www.center-bereg.ru/1482.html

4. Гукова И. Н. Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами власти в сфере государственной социальной политики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2009. №15 (70). URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/vzaimodeystvie-negosudarstvennyh-nekommercheskih-organizatsiy-s-organami-vlasti-v-sfere-gosudarstvennoy-sotsialnoy-politiki (дата обращения: 10.11.2017).

5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15 мая 2017 года N 366 «О Порядке предоставления в 2017 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях возмещения фактически понесенных затрат в связи с оказанием услуг при выполнении общественно полезных программ»

6. Приложение № 58 к Порядку осуществления мониторинга наркоситуации в Санкт-Петербурге, утвержденном Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 60-пг.

7. Большая медицинская энциклопедия, 2-е издание под редакцией А.Н. Бакулева. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/25245(дата обращения: 10.11.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.