Научная статья на тему 'Механизмы взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти: к постановке проблемы'

Механизмы взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1237
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
некоммерческие организации / механизмы взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти. / non-profit organizations / mechanisms of interaction between non-profit organizations and exec- utive bodies of state power.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баклага Е. Н.

Статья посвящена проблеме разработки механизмов взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти. Представлен анализ существующих теоретических подходов к анализу механизмов взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти; обозначены значимые в рамках разработки данной проблематики концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Баклага Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF INTERACTION OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS AND EXECUTIVE PUBLIC AUTHORITIES: ON THE PROBLEM STATEMENT

The article is devoted to the problem of developing mechanisms for interaction between non-profit organizations and executive bodies of state power. The analysis of the existing theoretical approaches to the analysis of mechanisms of interaction of non-profit organizations and executive bodies of state power is presented; identified significant in the development of this concept.

Текст научной работы на тему «Механизмы взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти: к постановке проблемы»

PUBLIC ADMINISTRATION

Баклага Е.Н.

Студентка 4 курса,

Факультет государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС, Санкт-Петербург, Российская Федерация DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10471 МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: К ПОСТАНОВКЕ

ПРОБЛЕМЫ

Baklaga E.N.

4th year student, Faculty of State and Municipal Administration, North-West Institute of Management - Branch of RANEPA, St. Petersburg, Russian Federation

MECHANISMS OF INTERACTION OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS AND EXECUTIVE PUBLIC AUTHORITIES: ON THE PROBLEM STATEMENT

Аннотация

Статья посвящена проблеме разработки механизмов взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти. Представлен анализ существующих теоретических подходов к анализу механизмов взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти; обозначены значимые в рамках разработки данной проблематики концепции.

Abstract

The article is devoted to the problem of developing mechanisms for interaction between non-profit organizations and executive bodies of state power. The analysis of the existing theoretical approaches to the analysis of mechanisms of interaction of non-profit organizations and executive bodies of state power is presented; identified significant in the development of this concept.

Ключевые слова: некоммерческие организации, механизмы взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти.

Keywords: non-profit organizations, mechanisms of interaction between non-profit organizations and executive bodies of state power.

В современных условиях некоммерческий сектор играет чрезвычайно важную роль в социально-экономической жизни, он позволяет органам государственного управления эффективнее справляться со множеством проблем, опираясь не только на государственные средства и бюджетные ресурсы, но и привлекая ресурсы общества.

Не смотря на то, что расходы на социальные цели занимают существенное место в статье расходов бюджета страны, уровень удовлетворенности населения состоянием социальной сферы остается по прежнему низким. Практика показывает, что без помощи органам власти стало сложнее удовлетворять потребности граждан в общественных благах.

Идея повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти посредством налаживания ее тесного взаимодействия с институтами гражданского общества не нова, она активно исследовалась еще в 80-х годах прошлого века в рамках концепции нового государственного менеджмента, концепции политических сетей и др. При этом взаимодействие государственных структур и некоммерческих организаций, как формы общественной самоорганизации граждан, согласно концепции межсекторного социального партнерства должно

быть конструктивным, полноценным и равноправным. И данное взаимодействие должно быть направлено на решение социальных, культурных, экономических и других важных проблем. При этом органы власти должны выступать в роли катализатора и координатора такого взаимодействия.

Действительно, в условиях построения социально-ориентированной рыночной экономики возрастает необходимость в объединение усилий органов власти и некоммерческих организаций.

Так как взаимодействие некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти является необходимым элементом современного управления, требуется подробный анализ механизмов взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти.

Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что общепринятое определение понятия «механизм взаимодействия» отсутствует, в результате происходит понятийная путаница.

В рамках данного исследования под понятием «механизм взаимодействия» мы будем понимать организационно упорядоченную совокупность средств, способов, методов и правил, с помощью

PUBLIC ADMШISTRATЮN / <<Ш1ШМУМ-ШУГМак>>#Щ19)),2(0]9

которых субъекты выстраивают и реализуют последовательный процесс воздействия друг на друга, направленный на эффективное достижение общих целей.

В свою очередь, под понятием «механизм взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти» представляется целесообразным понимать разработанную представителями органов государственной власти и некоммерческих организаций организационно упорядоченную совокупность средств, способов, методов и правил, с помощью которых они настраивают и реализуют последовательный процесс воздействия друг на друга с целью выстраивания взаимовыгодных партнерских отношений, при выполнении совместных работ, направленных не только на решение социально-экономических проблем общества, но и на достижение общественных благ при условии соблюдения норм действующего законодательства.

В настоящее время, при рассмотрении вопросов, связанных с функционированием механизмов взаимодействия НКО и исполнительных органов государственной власти, все чаще поднимается проблема совершенствования данных механизмов. Но, при этом, в научном дискурсе до сих пор остается открытым вопрос о самом перечне данных механизмов. В современных исследованиях существуют различные подходы к анализу механизмов взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти.

Так, например, Н.Л. Хананашвили в своей концепции выделил следующие группы инструментов, которые являются функциональной основой системы взаимодействия:

- экономико-правовые механизмы, которые состоят из грантов, социальных заказов, налоговых механизмов побуждения социально ответственного бизнеса к занятию благотворительной деятельностью, меценатством и к поддержке общественных инициатив;

- процедурные элементы, которые включают в себя программно-целевой подход, экспертная и оценочная деятельность, конкурсы, неналоговые побудительные механизмы для бизнеса и НКО, переговорные площадки, договоры о партнерстве и др. различные процедуры общественного участия;

- организационные формы, к которым относятся фонды местного сообщества, ярмарки социальных проектов, общественные, экспертные, консультационные советы, научно-исследовательские центры («фабрики мысли», центры публичной политики) и др. общественные, государственно-общественные и общественно-государственные струк-туры.[1, с. 8-14]

Анализ существующих в научной литературе подходов к изучению механизмов взаимодействия НКО и исполнительных органов государственной власти, свидетельствует, что наиболее распространен подход в рамках концепции межсекторного социального партнерства (МСП).

Согласно концепции МСП, многие исследователи выделяют следующие устойчиво работающие группы механизмов взаимодействия МСП:

- конкурсные (реализуются по заранее разработанной схеме проведения конкурса, в эту группу входят государственный и муниципальный социальный заказ, гранты субъектов РФ, конкурс социальных проектов и др.);

- социально-технологические (основываются на какой-то социальной инновационной технологии, в эту группу попадают хосписы, специальные модели социализации детей-инвалидов, новые подходы к реабилитации алкоголиков и наркоманов, концепции создания оздоровительных программ и т.д.);

- организационно-структурные (за счет совместного образования новой организационной структуры решаются социально значимые задачи, например, созданные в Москве Московский дом общественных объединений, центр «Социальное партнерство» и т.п.);

- процедурные или переговорные (определяют правила взаимодействия при решении определенных задач, могут быть в виде соглашений, координационных советов, круглых столов и т.д.);

- комплексные или комбинированные (состоят из элементов, как минимум, двух вышеперечисленных типов взаимодействия, например, фонды развития местного сообщества, которые объединяют черты конкурсных, социально-технологических и организационно-структурных меха-низмов).[2, с. 59-63]

В рамках концепции МСП некоторые авторы выделяют отдельные группы механизмов взаимодействия. Например, А.А. Ловкова предлагает следующие группы механизмов взаимодействия МСП: конкурсные, социально-технологические, организационно-структурные, процедурные, экспертные, коммуникационно-информационные, комплексные или комбинированные.

Так как конкурсные, социально-технологические, организационно-структурные, процедурные и комбинированные механизмы были рассмотрены выше, исследуем экспертные и коммуникационно -информационные механизмы взаимодействия МСП.

Экспертные механизмы представляют собой формы общественного контроля, которые являются неотъемлемой частью системы социального партнерства (например, мониторинг социально-экономического развития, экспертная оценка того или иного закона и т.д.).

Коммуникационно-информационные механизмы направлены на обеспечение наилучшего взаимопонимания между участниками взаимодействия, принятие для каждой ситуации решений, выбора, наиболее адекватного состоянию дел (в виде публичных дискуссий, заочного общения при помощи современных средств коммуникации или механизмы, обеспечивающие партнеров достоверной информацией друг о друге).[3, с. 128]

Представляется, что в рамках данного исследования подход А.А. Ловковой можно назвать более полным, т.к. данная классификация включает в себя еще 2 категории механизмов, такие как экспертные и коммуникационно -информационные.

Однако, стоит отметить, что в настоящее время существующие походы к исследованию механизмов взаимодействия НКО и исполнительных органов государственной власти полностью не отражают все стороны отношений, которые складываются при взаимодействии НКО и органов исполнительной власти.

В связи с тем, что в рамках концепции МСП взаимодействие НКО и органов исполнительной власти приобрело название общественно-государственное партнерство, представляется целесообразным исследовать механизмы общественно-государственного партнерства.

В результате проведенного анализа было выявлено, что механизмы общественно-государственного партнерства в научной литературе отсутствуют. Но многие исследователи, политики и гражданские активисты делают попытки определить наиболее эффективные механизмы общественно-государственного партнерства. Поэтому можно говорить, что на сегодняшний момент идет научный поиск таких механизмов.

Причина отсутствия в научной литературе механизмов взаимодействия некоммерческих организаций и органов исполнительной власти кроется в том, что институт НКО находится на стадии развития, и вместе с этим развивается система партнерских отношений между органами исполнительной власти и НКО.

Вместе с тем можно сказать, что в настоящее время теоретическая разработка механизмов взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти находится на начальном этапе, то есть идет процесс формирования данных механизмов. И на данный момент в силу сложности НКО, как института, специфики взаимодействия НКО и органов исполнительной власти

практически невозможно смоделировать общие для всей системы механизмы взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти.

Таким образом, результаты исследования позволяют диагностировать проблему отсутствия в теории механизмов взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти.

В рамках партнерских отношений взаимодействие некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти имеет большой потенциал для развития. Но для реализации имеющегося потенциала необходимо решить проблему отсутствия механизмов взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти.

Ведь формирование и развитие механизмов взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти в перспективе позволит поддерживать стабильность социальной системы, что в свою очередь, будет способствовать социальной справедливости, снижению социальной напряженности и уровня возникновения конфликтов, более эффективно и результативно проводить государственную политику, направленную на решение актуальных важных проблем, и принести максимально возможную пользу обществу.

Список литературы

1. Хананашвили, Н.Л. Авторская концепция системы взаимодействия органов власти Российской Федерации с негосударственными некоммерческими организациями // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006.

2. Якимец, В.Н. Межсекторное социальное партнерство: теория, механизмы, технологии, практика. Учебное пособие. ТАСИС. М.: 2004.

3. Ловкова, А.А. Взаимодействие органов местного самоуправления, общественных организаций и бизнеса как форма социального партнерства: дис. ... канд. соц. наук. — Саратов, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.