Научная статья на тему 'Формирование медиакультуры молодежи в условиях информатизации современного общества (на примере издательского проекта «Инфобокс» факультета журналистики Кубанского государственного университета)'

Формирование медиакультуры молодежи в условиях информатизации современного общества (на примере издательского проекта «Инфобокс» факультета журналистики Кубанского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
118
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАПРОДУКТ / МЕДИАКУЛЬТУРА / MEDIA EDUCATION / MEDIA EDUCATION TECHNOLOGY / MEDIA COMPETENCE / MEDIA PRODUCT / MEDIA CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова Марина Вадимовна

В данной статье обосновывается необходимость усиления внимания к проблеме медиаобразования и повышения уровня медиакомпетентности современной молодежной аудитории. Даются основные теоретические и практические рекомендации по развитию навыков и компетенций, применяемых сегодня в практической области медиа-бизнеса и способствующих формированию медиакультуры общества. На примере издательского проекта «Инфобокс» факультета журналистики Кубанского государственного университета продемонстрирована эффективность целостной системы медиаобразовательных технологий, применяемых сегодня в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE MEDIA CULTURE OF YOUNG PEOPLE IN MODERN SOCIETY INFORMATIZATION (ON THE EXAMPLE OF THE PUBLISHING PROJECT “INFOBOX” OF KUBAN STATE UNIVERSITY FACULTY OF JOURNALISM)

This article explains the need to pay more attention to the problem of media education and awareness of media competence of today's youth audience. There are provided basic theoretical and practical recommendations for the development of skills and competences used today in the practical field of the media business and conducive to formation of media culture of society. On the example of the publishing project «Infobox» of Kuban State University Faculty of Journalism it is shown the effectiveness of the integrated system of media education technologies used today in high school.

Текст научной работы на тему «Формирование медиакультуры молодежи в условиях информатизации современного общества (на примере издательского проекта «Инфобокс» факультета журналистики Кубанского государственного университета)»

www.sibac.info

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии ___________________________________№ 10 (53). 2015 г

4.2. ЖУРНАЛИСТИКА

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ИНФОБОКС» ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Захарова Марина Вадимовна

преподаватель кафедры издательского дела и медиатехнологий Кубанского государственного университета

РФ, г. Краснодар Е-mail: zoloto99@mail.ru

DEVELOPING THE MEDIA CULTURE OF YOUNG PEOPLE IN MODERN SOCIETY INFORMATIZATION (ON THE EXAMPLE OF THE PUBLISHING PROJECT “INFOBOX” OF KUBAN STATE UNIVERSITY FACULTY OF JOURNALISM)

Marina Zakharova

lecturer, Department of Publishing and Media Technology

Kuban State University, Russia, Krasnodar

АННОТАЦИЯ

В данной статье обосновывается необходимость усиления внимания к проблеме медиаобразования и повышения уровня медиакомпетентности современной молодежной аудитории. Даются основные теоретические и практические рекомендации по развитию навыков и компетенций, применяемых сегодня в практической области медиа-бизнеса и способствующих формированию медиакультуры общества. На примере издательского проекта «Инфобокс»

98

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 10 (53). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

факультета журналистики Кубанского государственного университета продемонстрирована эффективность целостной системы медиаобразовательных технологий, применяемых сегодня в высшей школе.

ABSTRACT

This article explains the need to pay more attention to the problem of media education and awareness of media competence of today's youth audience. There are provided basic theoretical and practical recommendations for the development of skills and competences used today in the practical field of the media business and conducive to formation of media culture of society. On the example of the publishing project «Infobox» of Kuban State University Faculty of Journalism it is shown the effectiveness of the integrated system of media education technologies used today in high school.

Ключевые слова: медиаобразование; медиаобразовательные

технологии; медиакомпетентность; медиапродукт; медиакультура.

Keywords: media education; media education technology; media competence; media product; media culture.

В современном медиапространстве в процессе коммуникации совершенно по-новому складываются отношения всех его участников. Изменяются традиционные роли и стратегии, смещаются направления развития. Как наиболее мобильная и подвижная именно молодежная аудитория особенно чутко реагирует на происходящее, она быстро меняет свои медиапредпочтения и конструирует свою медиареальность.

Далеко не все, что транслируется по каналам СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение, так как основное содержание масс-медиа — «продукт индустрии смыслов» — направленно на манипулирование сознанием потребителя с политическими, экономическими или другими целями. Общественные институты все громче высказываются по поводу необратимых последствий воздействия на психику и духовный мир подрастающего поколения современных потоков информации самого разного содержания. Именно в этой связи сегодня необходимо вырабатывать у аудитории независимость суждений по отношению к медиатекстам и другим медиапродуктам, способность иметь, формулировать и транслировать собственную точку зрения, в целом повышать уровень медиакомпетентности, формировать медиакультуру общества [1].

Во многом благодаря тенденции коммерциализации сегодня СМИ в значительной степени утратили воспитательную функцию,

99

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_________________________________________№10 (53), 2015г

сменив ее на функции развлечения и удовлетворения потребностей. Ситуация нуждается в изменении, и для получения положительного результата, целесообразно попытаться изменить отношения между аудиторией и СМИ. Одним из эффективных способов такого вмешательства сегодня является медиаобразование, от разработки, реализации и развития технологий которого во многом зависит будущее и СМИ, и молодежи.

Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи самостоятельному восприятию продуктов медийного производства, сегодня как никогда актуально. Это умение поставить СМИ на службу людям, извлекать из них наиболее ценное, а также активно и осознанно участвовать в процессе создания и распространения медиапродуктов. С помощью медиаобразования молодежь сможет критически оценивать работу журналистов, отличать мифы от реальности, понимать природу манипуляций, осмысливать и формулировать свои мироощущения [3].

Один из ведущих теоретиков современного медиаобразования, британский ученый и педагог Л. Мастерман обосновал семь причин актуальности медиаобразования в современном мире:

1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации.

2. Идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории.

3. Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.

4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.

5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.

6. Необходимость обучения школьников/студентов

с ориентацией на соответствие будущим требованиям.

7. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации [2].

К этим причинам сегодня можно добавить еще одну: «пожелтение» средств массовой информации и снижение общего уровня медийной продукции, которое, как ответную реакцию, вызывает к жизни потребность в образовательных технологиях в области масс-медиа.

Медиаобразование сегодня можно рассматривать как особую социальную функцию, которая может быть реализована только совместными усилиями социально ответственного бизнеса, власти,

100

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 10 (53). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

журналистского сообщества и гражданского общества в целом. Многие международные организации — ЮНЕСКО, Совет Европы — неоднократно ставили задачу просвещения и образования в сфере СМИ. По существу, речь идет о развитии у молодежи понимания деятельности СМИ как необходимого элемента общественной жизни. Журналистика и особенно вузы, готовящие специалистов для этой специфической отрасли медиа-бизнеса не могут не участвовать в этом процессе.

Если хотя бы один раз начинающий автор самостоятельно подготовит сюжет для программы новостей, либо напишет информационную заметку, он скорее освоит инструментарий журналистики, поймет уровень ее объективности, обнаружит возможности и технологии манипулирования общественным сознанием. В процессе создания информационного продукта молодой человек получает ответы на многие вопросы.

Студенты многих современных вузов, как технической, так и гуманитарной направленности, в рамках образовательного процесса осваивают современные информационные технологии, без которых сегодня невозможно плодотворно работать и жить в ногу со временем. Учащейся молодежи при подготовке к семинарам, зачетам и экзаменам приходится изучать огромное количество литературы, анализировать различные печатные и электронные источники, СМИ, содержащие актуальную информацию. Сегодня процесс выпуска новых учебных пособий ряда предметов по темпу значительно отстает от темпа развития современных информационных технологий.

Один из способов решения этой проблемы, наряду с основными медиаобразовательными задачами, лежит в основе нового проекта факультета журналистики Кубанского государственного университета — научно-популярного журнала «INFOBOX».

Этот издательский проект студентов факультета журналистики Кубанского государственного университета можно рассмотреть в качестве наглядного примера:

1. применения современных медиаобразовательных технологий в высшем учебном заведении;

2. разработки нового образовательного ресурса.

Журнал «INFOBOX» — это серия специализированных выпусков, в печатной и электронной форме содержащих систематизированные актуальные материалы, которые целесообразно применять в процессе изучения различных учебных дисциплин.

101

www.sibac.info

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии ___________________________________№ 10 (53). 2015 г

Рисунок 1. Обложки научно-популярного журнала “INFOBOX” № 1 и № 3

Два первых номера журнала содержат материалы, посвященные современным информационно-коммуникационным технологиям, которым в настоящее время уделяется большое внимание в программе высшего образования. Эти материалы являются академическими работами студентов второго курса направления «Издательское дело» факультета журналистики, которые подготовлены к семинарам и практическим занятиям дисциплины «Программные средства обработки информации». Процесс работы над данным проектом привлек также внимание студентов направления «Реклама и связи с общественностью». В процессе прохождения практического курса дисциплины «Цифровая допечатная подготовка издательской продукции» появились интересные работы студентов, связанные с кругом тем данного предмета, которые также планируется включить в очередной выпуск журнала.

Интересна разработка проекта специализированного выпуска № 3 журнала «INFOBOX-ЭКО», в основе концепции которого — в доступной популярной форме дать читателю актуальную информацию о современных тенденциях в мировом эко-движении и выработать у молодежи активную жизненную позицию, направленную на сохранение безопасной окружающей среды.

102

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 10 (53). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

Издание подготовлено группой студентов 1 курса направления «Издательское дело» к конкурсу студенческих экологических проектов и содержит материалы о различных коллекциях, показах, выставках, идеями которых являются забота об экологии и охрана окружающей среды. Этот выпуск нашего издательского проекта знакомит читателей с такими направлениями в искусстве как «эко-арт», «эко-стиль», «эко-мода», о которых так нечасто говорят в современных средствах массовой информации.

Центральным материалом специализированного выпуска журнала «INFOBOX-ЭКО» является обзор Краевого экологического конкурса «Эко-стиль», проходившего 5 февраля 2015 года в зале Краснодарского Эколого-биологического Центра, где юные дизайнеры со всей Кубани представляли свое видение решения проблемы переработки и использования отходов человеческой жизнедеятельности. Краснодарский Эколого-биологический Центр разместил материал, подготовленный студентами факультета журналистики КубГУ к данному проекту, на страницах своей электронной газеты «Зеленая планета».

Журнал “INFOBOX” № 4 посвящен искусству иллюстрации детской книги. Работа над этим выпуском проходила во втором семестре 2014—2015 учебного года в рамках предмета «Разработка и выпуск печатного издания» со студентами 3-го курса направления «Издательское дело». Состоит он из подборки статей о лучших русских иллюстраторах, здесь можно найти краткую биографию иллюстратора, информацию о его самых значимых работах и достижениях, а также коллаж из лучших иллюстраций.

Книгу невозможно представить без иллюстраций, тем более детскую, и во все времена искусству создания книжной иллюстрации уделялось большое внимание, и это вполне объяснимо, ведь читателю гораздо проще воспринимать текст, поддержанный зрительными образами, помогающими сделать описание более наглядным. Иногда иллюстрация может сказать не меньше, а то и больше, чем текст, особенно если она написана настоящим мастером. Именно таким мастерам живописи, мастерам детской иллюстрации посвящен этот выпуск журнала.

103

www.sibac.info

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии ___________________________________№ 10 (53). 2015 г

Рисунок 2. Обложки научно-популярного журнала “INFOBOX” № 4 и № 5

Содержание выпуска выстроено в хронологическом порядке, начинается с обзора творчества знаменитых основоположников русского стиля в книжной иллюстрации Б.В. Зворыкина и И.Я. Билибина. Вошли в выпуск статьи о творчестве В.М. Конашевича, В.Г. Сутеева, Л.В. Владимирского, Б.А. Диодорова, С.А. Алимова, Г.К. Спирина — художниках самого высокого уровня, обладающих потрясающей способностью оживлять слова. Интересна подборка статей о воплощении замысла автора литературного произведения российскими художниками наших дней, такими как Юлия Гукова, Денис Гордеев, Антон Ломаев, Дмитрий Непомнящий и Ольга Попугаева. Поиск интересных примеров работ художников-иллюстраторов, обработку текстовых и графических материалов студенты вели самостоятельно.

В мае 2015 года в рамках предметов «Разработка концепции издания» и «Редакционно-издательский практикум» студентами 4 курса направления «Издательское дело» факультета журналистики подготовлен выпуск журнала “INFOBOX” № 5, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Для нового поколения Великая Отечественная война — далекая история, но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну

104

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 10 (53). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

не должны позволить им забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства. Именно эта мысль легла в основу концепции выпуска № 5 студенческого издательского проекта “INFOBOX”. В этот выпуск вошли материалы об истории нашего края, о деятельности журналистов и издателей в тяжелые военные годы, он также содержит обзор мемориальных комплексов Краснодара, посвященных героическому подвигу наших земляков.

В процессе подготовки раздела «Хроника событий на Кубани в годы Великой отечественной войны» студенты провели большую работу по поиску, изучению и обработке исторических материалов сайта Управления по делам архивов Краснодарского края. С использованием архивных материалов редакционно-издательского комплекса «Советская Кубань» подготовлена статья «Редакционноиздательская деятельность на Кубани в годы Великой Отечественной войны», вошедшая в этот выпуск. Обзор мемориальных комплексов Краснодара «Поклонимся великим тем годам» задумывался как путеводитель по памятным местам Краснодара, в этот раздел вошли авторские статьи, написанные студентами специально для этого выпуска, некоторые из них опубликованы в других СМИ.

Процесс разработки концепции и подготовка различных выпусков научно-популярного журнал «INFOBOX» дает возможность студентам факультета журналистики Кубанского Университета проявить свои знания и творческие способности в области подбора и анализа, обработки и редактирования текстовой информации и иллюстративных материалов. На практике они применяют и совершенствуют свои способности в области верстки и дизайна, знакомятся со всеми этапами допечатной подготовки изданий.

У будущих специалистов направлений «Журналистика», «Издательское дело», «Реклама и связи с общественностью» в рамках образовательных программ факультета журналистики Кубанского государственного университета есть возможность изучить такие перспективные дисциплины как «Разработка и выпуск печатного издания», «Программные средства обработки информации», «Цифровая допечатная подготовка изданий», «Современные информационные технологии», «Электронные средства информации», «Веб-дизайн», «Редакционно-издательский практикум». Все эти и ряд других дисциплин, включаемых сегодня в перечень образовательных программ многих вузов, позволяют не только развивать навыки и компетенции, применяемые сегодня в практической области медиабизнеса, но и демонстрируют эффективность целостной системы медиаобразовательных технологий, применяемых сегодня в высшей

105

www.sibac.info

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии ___________________________________№ 10 (53). 2015 г

школе, и способствуют формированию медиакультуры современной молодежной аудитории.

Список литература:

1. Жилавская И.В Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. — 322 с

2. Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. — 1993. — № 5.

3. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. —Ростов-н/Д.: Изд-во ЦВВР, 2001. — 708 с.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.