Научная статья на тему 'Формирование маркетинговой информационной системы для нужд коммерческой утилизации отходов на основе синтетических полимеров'

Формирование маркетинговой информационной системы для нужд коммерческой утилизации отходов на основе синтетических полимеров Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Ставская Э. А.

Обоснована возможность формирования в настоящий период ком мерчески привлекательного национального рынка утилизации отходов пластиковой тары. Разработаны и предложены для практического применения сценарии финансового обеспечения процесса сбора и утилизации тары и упаковки в муниципальных образованиях с информационной поддержкой процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование маркетинговой информационной системы для нужд коммерческой утилизации отходов на основе синтетических полимеров»

8. Морган P.M., Хант Ш.Д. Теория приверженности и доверия в маркетинге взаимоотношений // Российский журнал менеджмента. - 2004. -Т. 2. - № 2.

9. Полонский С.Ю., Юлдашева О.У Организационное моделирование цепочки по созданию ценности для потребителя: Препринт. - СПб.: Изд-во Инфо-да, 2005.

10. Третьяк O.A., Румянцева М.Н. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена // Российский журнал менеджмента. - 2003. - Т. 1, № 2. - С. 25-50.

11. Haigh David & Knowles Jonathan. Brend Value Impact on business profit // MarketingNPV - 5 April 2004.

ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ НУЖД КОММЕРЧЕСКОЙ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ НА ОСНОВЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПОЛИМЕРОВ

© Ставская Э.А.*

Академия маркетинга и социально-информационных технологий, г. Новороссийск

Обоснована возможность формирования в настоящий период ком -мерчески привлекательного национального рынка утилизации отходов пластиковой тары. Разработаны и предложены для практического применения сценарии финансового обеспечения процесса сбора и утилизации тары и упаковки в муниципальных образованиях с информационной поддержкой процесса.

Бурное развитие промышленного производства во второй половине XX в. ив начале XXI в. характеризуется ускоренным проградиентным развитием экономики, сопровождающимся ростом уровня жизни, увеличением ее продолжительности, а также ростом населения планеты, постоянно подхлестывающим частую смену предметов обихода, передвижения, посуды, одежды, обуви. Это приводит к применению маркетинговых технологий, основанных на стимулировании спроса через упаковку и к формированию значительного числа разнообразных отходов, возникающих из новых материалов, удобных для разового потребления. Такими материалами являются полимеры. Эти материалы благодаря своим замечательным свойствам стали необходимым и привычным атрибутом буквально всех сфер жизни человека.

* Заведующий кафедрой Управления и финансов.

Однако, являясь продуктами нефтепереработки, выполнив свои функции, они достаточно сложно уничтожаются под действием естественных факторов окружающей среды, заканчивая свой жизненный цикл в виде промышленных и бытовых отходов, наносящих непредсказуемые экологические последствия.

К полимерной упаковке относятся: полистирольная, полиэтиленовая, полипропиленовая, поливинилхлоридная, пластиковая, пластмассовая, упаковка из пленки, блистер-упаковка. В мире, и в России, в частности, спрос на пленочную упаковку растет значительно быстрее, чем на Западе. Широкое применение пластика в производстве упаковки объясняется его качествами:

- дешевизной сырья;

- легкостью;

- малой энергоемкостью производства (по сравнению с производством стекла, металла, бумаги).

В последние годы в России применение этих видов упаковок постоянно растет. Это относится к упаковке в пластиковые стаканчики и разные коробочки пастообразных продуктов питания, посуда, пластиковым бутылкам и банкам. Пластиковые бутылки для жидких молочных продуктов появились у нас в стране не так давно. Первой компанией, которая стала работать на отечественном рынке с такой упаковкой для кефира, стала «Бапоп». Данная упаковка дешевле, чем композитный картон, легче его почти в два раза. По данным различных прогнозов, потребление полимерной упаковки, в частности пластиковой и пластмассовой, будет расти в среднем на 4 % в год. Общее количество предприятий, выпускающих полимерную упаковку в стране, составляет 174 (на Юге России - 12), из которых 51 выпускает несколько видов полимерной упаковки, в том числе мешки из полимера, полиэтилена, блистер-упаковку и пакеты из пластика.

Жизненный цикл потребительской упаковки определяется выбором технологических методов ее устранения, которые можно разделить на два класса: уничтожение и утилизация (рис. 1).

Рис. 1. Технологические методы управления полимерными отходами

Сжигание ТБО на полигонах (согласно задачам данного исследования - композитной и пластиковой тары) представляет собой сложный и экологически не безопасный процесс. Для так называемых установок массового сжигания (производительностью от 100 до 3000 тонн в сутки) капитальные затраты в США колеблются от 80 до 100 тыс. долларов на единицу мощности (тонна сжигаемых отходов в день) [1].

Кроме того, в эту цену не включается цена устройств подготовки отходов. Эксплуатационные расходы составляют около 20 долларов за тонну ТБО. В последнее десятилетие развитые страны отходят от метода полного сжигания отходов, так как он основан на строительстве мусоросжигательных заводов (МСЗ), снижение экономической эффективности которых связано с меняющейся структурой ТБО, ведущих к недозагрузке производственных мощностей и высоким затратам на их содержание и реконструкцию. Повышение санитарных норм Директивой 94/62/ЕС в начале 90-х годов прошлого века на выбросы мусоросжигательных заводов привели к массовому их закрытию в Европе, а так же к законодательному запрету на строительство в США и Канаде. Сейчас сжигается лишь та часть отходов, которая не подлежит вторичной переработке - рециклингу.

Одной из приоритетных технологий XXI века является уничтожение отходов путем их компостирования - контролируемого процесса саморазложения под воздействием воды, почвы, ультрафиолетовых излучений и других факторов окружающей среды. Однако эколого-экономические ограничения их применения связаны с неопределенностью последствий воздействия деструктивных элементов разложения на состав почвы, а также высокая энергоемкость, поскольку биополимеры являются материалами разового использования. Новейшие исследования в этой области ведутся в направлении совершенствования процессов безопасной деструкции биоупаковки.

Физические методы утилизации полимерных и композитных отходов -грануляция и агломерация - широко применяются в промышленном производстве и являются составной частью технологического процесса различных производств. Химический рециклинг, основанный на применении различных методов деполимеризации (гидролиз, термический и каталитический крекинг), является одним из перспективных направлений в области создания композиционных соединений с уникальными свойствами, но он пока не достиг промышленных масштабов из-за высоких затрат на оборудование и химикаты.

Что касается бытовых отходов, то сложность их вторичной переработки сопряжена не только с высокими затратами процесса отделения от других отходов, но и с затратами на сбор, агрегирование и транспортировку до мест утилизации.

По экспертным и расчетным данным, основанных на результатах полевых и кабинетных маркетинговых исследований, объемы отходов пластиковой и композитной тары в потребительской сфере в г. Ростове-на-Дону составляют:

- отходы композитной тары составляют 215009,0 кг;

- отходы пластиковой тары составляют 511432,2 кг.

Соответственно, на одного потребителя приходится в год использованной им тароупаковки:

- композитной - 7,8 кг;

- пластиковой - 18,6 кг [2].

Далее, при проведении необходимой экстраполяции в течение года в Российской Федерации не используется, либо используется на «отопление атмосферы» с одновременным загрязнением окружающей среды вредными отходами сгорания пластиков (диоксины и др.) 1 млн. 131 тыс. т композитной тароупаковки и 2 млн. 697 тыс. т пластиковой. В случае захоронения данных количеств отходов тароупаковки на полигонах эти количества, требующие определенных затрат на процедуры захоронения, по данным США составляют от 50 до 200 долл. за тонну. То есть чистые убытки для бюджета всех уровней составят от 191 млн. 400 тыс. долл. Следует учитывать, что в этих подсчетах рассматривались объемы образования отходов тароупаковки образующихся в бытовом секторе, не затрагивая промышленную сферу, объемы отходов тароупаковки которой больше в 4 раза (объемы бытовых отходов составляют 20 % от величины промышленных).

Таким образом, потенциальный рынок переработки ТБО составляет порядка 200 млн. долл. в год. Тем не менее, в настоящее время в Российской Федерации вопрос уничтожения отходов решается двумя затратными вариантами:

- сжигание;

- захоронение на полигонах.

В связи с этим основной задачей маркетинга утилизации бытовых полимерных отходов является формирование экономически обоснованных минимальных по весу и объему стандартных партий таких отходов, достаточных для эксплуатации стандартной минимальной единицы тепловой станции в течение ее технологического цикла.

Внедрение маркетинговых технологий в процесс агрегирования отходов тароупаковочного комплекса является локальной, но чрезвычайно важной задачей, так как на этом этапе требуется внедрение те только внутрифирменного маркетинга в организациях, занимающихся вопросами агрегирования использованной пластиковой тары, но и элементов социального маркетинга для создания своеобразного «гуд-вилла» - такого отношения к отходам тароупаковки, как к ценному сырью, при правильном использовании положительно влияющем на процессы жизнеобеспечения всех граждан данного муниципального или регионального образования и улучшения экологического состояние территории проживания.

Первый из них должен обеспечить благожелательное отношение, как минимум, к сбору отходов пластиковой и композитной тары большинства жителей данного муниципального образования и, как максимум, активное

их участие в процессах сбора и первичного агрегирования этих же отходов. Основным тезисом формирования этой части «гуд-вилла» является внедрение в массовое сознание положения о том, что указанные отходы тароупаковки являются энергетически ценным сырьем.

Второй информационно-воздействующий блок программы социального маркетинга также направлен на формирование в массовом сознании необходимости сбора и агрегирования в определенных местах отходов таро-упаковочного комплекса. Таким образом, речь идет о необходимости формирования маркетинговой информационной системы или информационной системы маркетинга (МИС). Классически система маркетинговой информации - это постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий. [3]

В связи с необходимостью обеспечения соблюдения полного цикла терминальной утилизации таких видов ТБО, как пластик и композит, и соответствующего сопровождения деятельности персонала в местах сбора, приемки, агрегирования, перевозки, измельчения и конечной утилизации указанных отходов необходимо формирование гибкой адаптивной системы мониторинга при наличии обратной связи со всеми элементами системы.

Список литературы:

1. Попов А.Н.Применение отечественных технологий для переработки отходов // ТБО. - 2006. - № 7.

2. Бондаренко В.А. Маркетинговый сценарий коммерческого использования отходов тароупаковочного комплекса в России // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2.

3. Федько В.П., Федько Н.Г., Шапор O.A. Основы маркетинга. - Рос-тов-н/Д, 2001. - С. 109.

РОЛЬ СПИЧРАЙТЕРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПЕРСОНЫ

© Тарханова Л.А.*

Новороссийский политехнический институт (филиал) Кубанского

государственного технологического университета, г. Новороссийск

В работе рассмотрены основные направления деятельности спичрайтера при формировании вербального персонального имиджа. Представ-

* Заведующий кафедрой Связей с общественностью, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.