А. А. Рыболовлева
ФОРМИРОВАНИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ НАУЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
Ключевые слова: Инновационный бизнес, инвестиции, прибыть, внутренние источники финансирования, инфраструктура
услуг.
На сегодняшний день общепринято считать, что стабильное экономическое развитие страны может быть осуществлено лишь на инновационной основе. Только в этом случае Россия сможет реализовать свои шансы на реализацию программ ресурсосбережения, эффективности производства и выпуска конкурентоспособной продукции. Рассмотрен закон, позволяющий государственным вузам и НИИ учреждать малые инновационные предприятия, а также создавать необходимые предпосылки для формирования - инновационного бизнеса, без которого построение национальной инновационной системы невозможно.
The main words: innovation business, investments, income, inside resources of finance,, infrastructure service.
Today it is generally accepted that the stable economic growth of the country can only be achieved through innovation.
Only in this case Russia will be able to realize their chances for high-quality growth, resource saving, efficiency of production, manufacture of competitive products. Researching new law, which gave for state universities and NII made small innovation firms and made base for forming innovation business.
Особое значение для развития инновационного предпринимательства в России имело законодательное определение инновационной деятельности, которое впервые было дано в письме Министерства финансов РСФСР от 14 мая 1991 г. №16/136В.
Как понятие «интеллектуальная собственность» существует с 1967 г. в соответствии с решением Стокгольмской конференции. Именно тогда была создана Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, WIPO). Цель создания ВОИС - придание интеллектуальной собственности экстерриториального, наднационального характера путем признания единых норм в области интеллектуальной собственности, соглашения с ними основных норм национального законодательства.
Интеллектуальная собственность - совокупность авторских и других прав на результаты инновационной, творческой деятельности, охраняемые законодательными актами государства. Интеллектуальный капитал, как объект собственности, обладает рядом преимуществ перед физическими средствами производства: он не подвержен физическому отчуждению, после продажи или передачи информации другим людям или организациям сами знания сохраняются у непосредственных собственников [1].
В нашей стране мало создается образцов новой техники с использованием лицензий патентов и других средств, правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, замедляется рост инновационно - активных предприятий. В России накоплено интеллектуальной собственности на 400 млрд руб., и наукой занимается 12% ученых всего мира. Однако плодотворной инновационной деятельностью занимается лишь 15% предприятий.
Доходы России от экспорта наукоемкой продукции составляют всего 1 млрд долл., в то время как доходы США, которые контролируют 43% наукоемкой продукции, превышают 800 млрд долл. Если в России не будут созданы условия для создания и реализации объектов интеллектуальной собственности, то рано или
поздно они окажутся там, где их использование действительно поощряется государством.
Значение интеллектуальной собственности в управлении инновационным процессом носит определяющий для его итогов характер. Интеллектуальная собственность может быть рассмотрена и как результат инновационной деятельности, и как предпосылка ее дальнейшего продолжения. Конкретная роль интеллектуальной собственности зависит от содержания работ на определенной стадии инновационного процесса, а, следовательно, она тесно связана со структурой инновационного процесса и характеристиками его этапов. Практически каждый этап инновационного процесса может быть закончен получением своего, конкретного вида интеллектуальной собственности, который, в дальнейшем, на следующих стадиях и этапах, дополняется и преобразуется. Причем, чем ближе этап инновационного процесса находится к потребителю инновационного продукта, тем более определенный и утилитарный характер носит вид интеллектуальной собственности.
Так, если первый этап подготовительной стадии инновационного процесса «Проведение фундаментальных и поисковых научных исследований» желательно закончить научным открытием (хотя это - программа-максимум), то завершающие этапы стадии коммерциализации нововведения предполагают регистрацию товарных марок, брэндинг инновационного продукта и оформление лицензионных договоров на объекты интеллектуальной собственности, имеющие отношение к конечному продукту
Правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности содействует эффективности процесса управления инновационными процессами. Сущность законодательства в области патентного и авторского права позволяет инновационным предприятиям обеспечить конкурентные преимущества, улучшить инновационный климат, создать условия для широкого использования ин-
новаций, получить соответствующую прибыль от реализации инновационных продуктов.
Правовое обеспечение регулирует имущественные, а также связанные сними неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности. Основными нормативными документами, которые регулируют права предприятий в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации, служат: Патентный закон РФ, Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ «Об авторских правах и смежных правах, Закон РФ «Об охране топологии интегральных микросхем», Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, а также Гражданский кодекс РФ и нормы международных договоров в области охраны интеллектуальной собственности.
Несмотря на огромное количество нормативных актов по правовому обеспечению, практика отражает множество неурегулированных вопросов. В России отсутствует Закон об инновационной деятельности. Не определены четко понятия «инновация», «инновационная деятельность». Но при этом принят ряд законов, устанавливающих правовой режим объектов интеллектуальной собственности, имеется много подзаконных актов в той или иной мере затрагивающих регулирование инновационной деятельности. Все это приводит к множеству толкований и противоречий в правовом поле при решении вопросов поддержки и развития субъектов инновационной деятельности.[2]
2 августа 2009 г.Был принят Федеральный закон Российской Федерации N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" который имеет огромное значение не только для государственных учреждений образования и науки, но и для российской экономики в целом.[3]
Данный закон, позволяет государственным вузам и НИИ учреждать малые инновационные предприятия, внося в качестве вклада в их уставной капитал результаты научно-технической деятельности, правообладателями которых они являются, снимает множественные законодательные преграды, которые долгое время затрудняли коммерциализацию инновационных разработок, созданных в вузах и НИИ, и внедрение их в реальный сектор экономики.
Важна и социальная значимость принятого закона, благодаря которому в России при вузах и НИИ должны появиться сотни малых инновационных предприятий, в которых начнут работать тысячи выпускников этого года, причем по полученной в вузе специальности.
Ранее коммерциализация инновационных разработок вузов и НИИ была затруднена. Главная проблема это несовершенство российского законодательства, регламентирующего инновационную деятельность. Можно говорить и о непростом менталитете научного сообщества, о недоверии инвесторов к инновационным технологическим проектам, о неразвитости
венчурного бизнеса в России, об отсутствии квалифицированных специалистов: юристов и менеджеров, работающих в сфере интеллектуальной собственности.
Ранее государственные вузы и НИИ не могли являться учредителями инновационных компаний, более того коммерциализация объектов интеллектуальной собственности была крайне затруднена из-за непроработанного механизма заключения лицензионных договоров и получения государственными учреждениями вознаграждения по ним. Все это сильно тормозило инновационную деятельность вузов и НИИ, не позволяло молодым ученым заниматься внедрением научнотехнических разработок в реальный сектор экономики.
В большинстве европейских стран, не говоря уже про США, законодательные преграды, не позволяющие вузам и научным учреждениям быть полноправными субъектами инновационной деятельности, давно сняты. Например, в Германии инновационные компании при технологических университетах зарабатывают до 15 миллионов евро в год. С этих доходов уплачиваются налоги в бюджет страны, получают прибыль инвесторы и вузы, при которых такие компании создаются, легко решается вопрос трудоустройства выпускников и нахождение мест прохождения практики студентами вузов. С
принятием данного закона коммерциализация интеллектуальной собственности, принадлежащей государственным вузам и НИИ, станет проще. Государственные вузы и НИИ получили теперь право при учреждении инновационных предприятий внести в их уставной капитал права на использование объектов интеллектуальной собственности, включающих программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).
Объекты интеллектуальной собственности могут вноситься в уставной капитал инновационных предприятий путем заключения с ними лицензионного договора или договора о передаче прав на использование ноу-хау. Необходимо отметить, что исключительные права на данные объекты интеллектуальной собственности обязательно должны принадлежать вузам и НИИ..
Расхищения интеллектуальной собственности быть не должно. Во-первых, при учреждении малых инновационных предприятий, вуз или НИИ обязан направить уведомление о решении стать учредителем в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Во-вторых, созданные малые инновационные предприятия не имеют права передавать интеллектуальную собственность, полученную от вузов и НИИ, третьим лицам, то есть они не вправе заключать лицензи-
онные договоры или договоры о передаче прав на использование ноу-хау, предметом которых будет являться передача прав на интеллектуальную собственность, принадлежащую вузам и НИИ. В-третьих, вузы и НИИ вправе распоряжаться своими долями или акциями инновационных предприятий только с предварительного согласия своего собственника.
Данные ограничения создают довольно эффективный механизм контроля правомерности использования государственной интеллектуальной собственности. Конечно, возлагается дополнительная ответственность на сами вузы и НИИ, учредившие инновационные предприятия. В учреждениях образования и науки должны быть разработаны прозрачные правовые механизмы создания и контроля деятельности учрежденных малых инновационных предприятий. Создание инновационной компании, занимающейся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, довольно сложный процесс. Первоначально в вузе или НИИ необходимо оценить, насколько актуален на рынке инновационный проект, ради которого планируется создание малого предприятия. Затем существенное время может потребоваться на поиск стратегического партнера-инвестора, который сделает финансовые вложения в данное предприятие, например, став его учредителем. Даже если эти два этапа пройдут сравнительно быстро, с момента создания предприятия до момента получения первой прибыли могут пройти месяцы.
Отдельно остановимся на роли инвесторов в развитии малого инновационного предпринимательства. Несмотря на необходимость перевода российской экономики на инновационные рельсы, до сих пор отечественные предприниматели крайне мало внимания уделяли инновационному бизнесу. Большие деньги по-прежнему инвестируются в сырьевые месторождения. Без помощи бизнес - сообщества эффективное функционирование малых инновационных предприятий невозможно. Необходимо, чтобы бизнес, наконец, пришел в инновационную сферу.
После принятия №217-ФЗ при ВУЗах и НИИ было создано более 900 инновационных предприятий. Правда ведущие ВУЗы и НИИ страны не особо стремятся к созданию таких предприятий. При 29 национальных исследовательских университетах создано лишь только 26 малых инновационных предприятий. Ведущие позиции по созданию малых инновационных предприятий удерживают Центральный и Сибирский федеральные округа. На их долю приходится более половины инновационных предприятий. Почти все малые инновационные предприятия создаются при ВУЗах (98%), а на долю НИИ приходится только 2% таких предприятий. Большинство малых инновационных предприятий являются ООО и имеют уставной капитал
около 300 тысяч рублей. Общая же капитализация инновационных компаний при вузах в Минобрнауки России оценивается в 10-12 млн долларов. Деятельность большинства предприятий направлена на: создание, обработку, защиту и хранение программного обеспечения и информации; медицину; нанотехнологии; энергоэффективные и энергосберегающие технологии.
Малым инновационным предприятиям могут помочь вузы и НИИ, которым нужно дать возможность на льготных условиях предоставлять таким предприятиям в аренду свои площади и технику. Теперь университету разрешено учреждать малые инновационные предприятия для коммерциализации технологий, над которыми ученые совместно с аспирантами и студентами так долго работали в своих лабораториях. В то же время все должны понимать, что эта привилегия влечет соответствующие обязанности и ответственность. Во-первых, к сожалению, не все разработки найдут свое место на рынке, во-вторых, бизнес - это риск, и далеко не все созданные инновационные предприятия выживут в условиях жесточайшей рыночной конкуренции.
Данный закон, позволяет государственным учреждениям образования и науки, учреждать малые инновационные предприятия, а также создавать необходимые предпосылки для формирования - инновационного бизнеса, без которого построение национальной инновационной системы невозможно.
Литература
1. Водолажская, Е. Л. Инвестиции фирмы в профессиональные кадры / Е. Л. Водолажская, В. В. Авилова // Вестник Казанского государственного технологического университета. - 2009. - №2. - С. 11 - 17.
2. . Анискин, Ю. П. Организация и управление малым бизнесом: Учебное пособие / Ю. П. Анискин. - М. : Финансы и статистика, 2009. - 255 с.
3. Коноплев С.П Инновационный менеджмент: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010-128с.
4. Курамшина, К. С. Совершенствование методов оценки экономической эффективности инновационных проектов сферы образования / К. С. Курамшина, С. Ш. Останина // Вестник Казанского государственного технологического университета. - 2012. - Т. 15. -№14 - С. 262 -264.
5. Останина С.Ш., Основные направления совершенствования управления коммерциализацией интеллектуальной собственности / Останина С.Ш. Рыболовлева А.А., Водолажская Е.Л., Авилова В.В. - Казань: Вестник КНИТУ №4, 2011.
© А. А. Рыболовлева - ст. препод. каф. экономики КНИТУ, [email protected].