Научная статья на тему 'Развитие инновационной среды университета'

Развитие инновационной среды университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ЭКОСИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННАЯ / СРЕДА / SYSTEM / ECOSYSTEM / INNOVATIVE COMPLEX / THE INNOVATIVE / WEDNESDAY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курамшина К. С.

В статье анализируется понятийный аппарат, используемый е научной литературе и практической деятельности, и предлагаются варианты для определения инновационных образований учреждений высшей школы в виде инновационных среды, системы, экосистемы и хаба (инновационного комплекса).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курамшина К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the conceptual device used е to scientific literature and practical activities is analyzed, and options for definition of innovative formations of establishments of the higher school in the form of innovative environments, systems, an ecosystem and a hub (an innovative complex) are offered.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной среды университета»

К. С. Курамшина

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

Ключевые слова: инновационная: среда, система, экосистема, инновационный комплекс.

В статье анализируется понятийный аппарат, используемый е научной литературе и практической деятельности, и предлагаются варианты для определения инновационных образований учреждений высшей школы в виде инновационных среды, системы, экосистемы и хаба (инновационного комплекса).

Keywords: the innovative: Wednesday, system, ecosystem, innovative complex.

In article the conceptual device used е to scientific literature and practical activities is analyzed, and options for definition of innovative formations of establishments of the higher school in the form of innovative environments, systems, an ecosystem and a hub (an innovative complex) are offered.

Определение понятий инновационных среды, системы, экосистемы и хаба предлагается осуществить с использованием понятия «система» и сформулированных в Федеральном законе от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научнотехнической политике» понятий «коммерциализация научных и научно-технических результатов», «инновация», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура» и «инновационная деятельность».

Термин «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из отдельных частей. Существует достаточно большое количество определений понятия «система». В частности, согласно определению, данному В. Н. Сагатовским,[1] «система -это множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала». Любая система предполагает наличие «элементов» и «отношений» между ними, а также «выделение» из общей среды и функционирование в соответствии с собственными целями и задачами, в том числе, допускающее нанесение ущерба сторонним, не входящим в систему, элементам. Под элементами в данном определении понимаются и объекты, и субъекты системы.

Согласно письму Правительства РФ, «инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы» [2].

К сожалению, в России отсутствуют нормативные документы на федеральном уровне, дающие определения элементов инновационной деятельности «объекта» и «субъекта».

В настоящей публикации под «субъектами инновационной системы» понимаются организационные структуры (юридические лица и подразделения) и физические лица, вовлеченные в развитие инновационной деятельности (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленной на реализацию инновационных проектов, а также создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Субъектами инновационной системы могут выступать как структуры и лица, непосредственно участвующие в реализации инновационных проектов и совершенствовании инновационной инфраструктуры, так и структуры и лица, оказывающие поддержку и определенные виды сервисов.

К субъектам, непосредственно участвующим в реализации инновационных проектов, следует относить: научно-исследовательские институты, лаборатории и центры, малые инновационные предприятия.

Совокупность субъектов, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материальнотехнических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг принято относить к «инновационной инфраструктуре». К субъектам инновационной инфраструктуры относятся: центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, инновационнотехнологические центры, технопарки, центры подготовки кадров для инновационной деятельности.

Под «объектами инновационной системы» понимаются все виды новшеств, которые в результате коммерциализации могут быть воплощены в введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [3].

Объектами инновационной деятельности могут быть, следующие элементы системы:

1) наукоемкие бизнес-идеи;

2) научно-исследовательские, опытноконструкторские и инновационно-

предпринимательские проекты, финансируемые за счет бюджетных средств, хозяйственных договоров или собственных средств (например - фонда целевого капитала);

3) РИД - результаты законченных научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и разработок;

4) объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.);

5) средства индивидуализации лиц и товаров (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров);

6) прототипы и образцы товаров и услуг в виде технологий, технических устройств.

Наряду с «объектами» и «субъектами», неотъемлемой частью любой системы являются «условия и факторы» их существования и взаимодействия, что в определении В. Н. Сагатовского описано термином «отношения». В случае инновационной системы, условия и факторы зависят от конкретной рассматриваемой конфигурации. Очевидно, что условия и факторы национальной инновационной системы будут отличаться от региональной или корпоративной (отдельной организации). Вместе с тем, можно отметить области, которые относятся к общим условиям и факторам, в частности:

1) «идеологическая» поддержка руководства и

его ориентация на развитие инновационно-

предпринимательских видов деятельности;

2) нормативная база, регулирующая отношениях субъектов как между собой, так и с объектами;

3) высокий образовательный и предпринимательский уровень общества или коллектива;

4) образовательные программы, тренинги, стажировки по широкому спектру вопросов развития инноваций;

5) предпринимательская культура и положительный имидж «инноватора» в обществе, коллективе;

6) развитость сервисной поддержки.

Следовательно, понятие системы можно упрощенно свести к совокупности трех компонентов объектов, субъектов и условий, факторов. Компоненты, относящиеся к различным инновационным образованиям, и их комбинации дают возможность однозначно определить понятия университетских инновационных среды, системы, экосистемы и хаба.

Под «инновационной средой университета» понимается совокупность субъектов - сторонних и собственных организационных структур («институты», компании, организации, подразделения и т. д.) и условий, факторов, обеспечивающих университету возможность разработки и реализации инновационных проектов, а также создание и обеспечение деятельности ее инновационной инфраструктуры.[4]

По аналогии с понятием «среда предприятия», инновационная среда университета подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя инновационная среда университета -совокупность условий и факторов (экономических, общественных, природных и иных) и субъектов [5], включая также муниципальные, региональные, национальные, зарубежные и международные институциональные структуры, прямо или косвенно влияющих на разработку и реализацию инновационных проектов университета, создание и обеспечение деятельности его инновационной инфраструктуры [6].

Внешняя инновационная среда университета, в свою очередь, подразделяется на макро- и микросреды. Под внешней макросредой понимается среда опосредованного влияния на инновационную дея-

тельность университета, в частности, природная, демографическая, научно-техническая, экономическая, экологическая, политическая и международная среда.

Под внешней микросредой понимается среда прямого влияния на инновационную деятельность университета, которую создают внешние хозяйствующие и институциональные, в частности, потребители инновационной продукции (товаров и услуг) университета, предприятия заказчики научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР), предприятия лицензиаты, закупающие у вузов право на трансфер вузовских технологий, поставщики материально-технических ресурсов, финансовокредитные учреждения, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, страховые компании и др. В случае прямого воздействия, среда непосредственно влияет на масштабы, виды, темпы и эффективность ведения инновационной деятельности университетом.

Внутренняя инновационная среда университета совокупность субъектов, подразделений университета, внутривузовских условий и факторов, обеспечивающих разработку и реализацию инновационных проектов университета, создание и обеспечение деятельности его инновационной инфраструктуры. Поясним данное определение, дав примеры субъектов, условий и факторов, которые могут быть задействованы в обеспечение инновационной деятельности вуза:

1) субъекты - сотрудники, обучающиеся и структурные подразделения, включая:

- научно-исследовательские подразделения, нацеленные на получение РИД;

- образовательные подразделения, разрабатывающие новые учебные и методические материалы;

- субъекты инновационной инфраструктуры и т. д.

2) условия:

- поддержка руководства университетом, в первую очередь ректора;

- разработанная нормативная база, обеспечивающая право и стимулирование научнопедагогических работников (НПР) и обучающихся по развитию инновационных видов деятельности;

- активная и эффективная образовательная, научная и предпринимательская деятельность университета;

- благоприятные социально-культурные условия, в первую очередь условия труда для НПР и обучения студентов, аспирантов и слушателей;

3) факторы:

- цели и задачи;

- структура управления;

- механизмы организации НИОКР;

-способность НПР и обучающихся к ведению инновационной деятельности;

- качество РИД, имеющих коммерческий потенциал;

- наличие материально-технических и пространственных ресурсов для размещения субъектов инновационной деятельности;

- финансовая поддержка, в том числе в виде вознаграждения за успешное ведение инновационной деятельности;

- информационное обеспечение и поддержка

и т.д.

Под «инновационной экосистемой университета» понимается совокупность внутренней инновационной системы университета, внешних субъектов, условий и факторов, непосредственно участвующих или обеспечивающих гармоничную и эффективную организацию инновационной деятельности университета Понятие «инновационный хаб» довольно активно используется в зарубежной литературе для описания деятельности и производственной компании, [7] и университета, [8] и даже страны [9].

В случае производственной компании, инновационный хаб действует как фонд идей. Наполнение фонда осуществляется силами «коллекторов», которые собирают идеи, рождаемые в бизнес-подразделениях, и «охотников», которые собирают информацию извне компании. Далее, идеи поступают на рассмотрение «высшего менеджмента» для первичной оценки. В случае отрицательного решения о поддержке идеи, она возвращается в фонд с возможностью быть коммерциализованной в будущем, когда будут необходимые компетенции у команды или изменится бизнес-среда. В случае одобрения, идея изучается уже на предмет ее конкретной реализации и инициирования соответствующего проекта. Особенность данного типа хаба - реализация бизнес-проектов на собственной базе.

Вместе с тем, на рынке услуг активно действуют различного рода консалтинговые и сервисные компании, в том числе субъекты инновационной инфраструктуры, оказывающие комплекс услуг (информационные, финансовые и т. д.) по коммерциализации объектов инновационной деятельности, находящихся на разной стадии готовности.

Под категорией «инновационный хаб» понимается «инновационная система», которая в дополнение к развитию собственных инновационных проектов и

инновационной инфраструктуры, предоставляет сторонним организациям информационноконсалтинговые, научно-технологические, инфраструктурные и производственные сервисы по решению задач коммерциализации объектов инновационной деятельности.

Участие российских вузов в «системообразующих» программах развития высшей школы, в частности, создание федеральных и национальных исследовательских университетов, реализации проектов, финансируемых в рамках постановлений Правительства №№ 218, 219 и 220 (от 09.04.2010 г.) позволит получить дополнительные знания и опыт для дальнейшего совершенствования понятийного аппарата.

Литература

1. В. Н. Сагатовский. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973.

2. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. №254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

3. Останина С.Ш., Основные направления совершенствования управления коммерциализацией интеллектуальной собственности / Останина С.Ш. Рыболовлева А.А., Водолажская Е. Л., Авилова В.В. - Казань: Вестник КНИТУ №4, 2011.

4. Н. Р. Тойвонен, «К вопросу о понятийном аппарате формируемых университетских инновационных образований» // Инновации №10 (156), 2011

5. Vijay Sathe. Corporate entrepreneurship : top managers and new business creation. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

6. Т. А. Фролова. Экономика предприятия: конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2005.

7. R. heifer, Ch. M. Mcdermott, G. Colarelli. O'Connor, L. S. Peters, M.Price. Radical Innovation-How Mature Companies Can Outsmart Upstarts, Harvard Business School Press, Boston/ Massachusetts, 2000.

8. J. Youtie, Ph. Shapira. Building an innovation hub: A case study of the transformation of university roles in regional technological and economic development. Research Policy. Volume 37, Issue 8, September 2008.

E. Baark, Sh. Naubahar. From Trade Hub to Innovation Hub: The Role of Hong Kong's Innovation System in Linking China to Global Markets//Innovation: Management, Policy & Practice, V. 8, no. 1-2 (April 2006).

© К. С. Курамшина - соиск. каф. экономики и управления на предприятиях нищевой промышленности ИДПО КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.