Научная статья на тему 'Формирование локальных туристских кластеров в целях повышения конкурентных преимуществ дестинаций (на примере Курумканского района республики Бурятия)'

Формирование локальных туристских кластеров в целях повышения конкурентных преимуществ дестинаций (на примере Курумканского района республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
203
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / КЛАСТЕР / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Базарова Дарима Базаровна

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития туризма на современном этапе, в частности, анализируется соотношение таких понятий и дефиниций, как «туристская дестинация», «кластер», «туристско-рекреационный кластер», «инфраструктура туризма», определяется взаимосвязь и необходимость их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование локальных туристских кластеров в целях повышения конкурентных преимуществ дестинаций (на примере Курумканского района республики Бурятия)»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ДЕСТИНАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КУРУМКАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ) Базарова Д.Б.

Базарова Дарима Базаровна - магистрант, кафедра экономической теории, государственного и муниципального управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, г. Улан-Удэ

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы развития туризма на современном этапе, в частности, анализируется соотношение таких понятий и дефиниций, как «туристская дестинация», «кластер», «туристско-рекреационный кластер», «инфраструктура туризма», определяется взаимосвязь и необходимость их применения.

Ключевые слова: туристская дестинация, кластер, туристско-рекреационный кластер, инфраструктура туризма.

В последние годы формированию и развитию туризма как наиболее доходной составляющей экономики уделяется большое внимание. Республика Бурятия имеет огромный потенциал для развития туризма и рекреации. Сочетание уникального рекреационно-туристского потенциала с развитой туристской инфраструктурой делает территорию Республики Бурятия наиболее привлекательной не только для российских, но и зарубежных туристов. Созданы все условия для развития основных видов туризма и рекреации. Быстрыми темпами развивается деловой, паломнический, спортивных туризм, включая такие активные виды отдыха, как катание на равнинных и горных лыжах, водные сплавы, конный спорт, охота и рыбалка, экологический и круизный туризм, посещение заповедников.

В Республике Бурятия природно-заповедный фонд включает в себя 8 особо охраняемых природных территорий федерального значения, 77 - регионального и 4 рекреационные местности местного значения.

Республика Бурятия имеет большие возможности для развития сельского туризма: богатство этнокультур, разнообразие народных праздников, обычаев, ремесел, промыслов, а также своеобразие бурятской, семейской и эвенкийской кухни.

Бурятия обладает значительным потенциалом развития лечебно-оздоровительного туризма, на ее территории расположены источники минеральных вод различного химического состава и месторождения лечебных грязей, в ряде местностей отмечены климатические особенности, благоприятные для лечения и оздоровления.

Уникальный политико-культурный феномен толерантного проживания носителей различных культур и разных национальностей в Республике Бурятия позволяет говорить о культурно-познавательном туризме как об одном из наиболее перспективных направлений. Республика входит в ТОП-15 самых популярных российских регионов для этнотуризма. Бурятия была признана победителем в номинации «Лучший этнический отдых в России» по версии National Geographic.

В Республике Бурятия ежегодно проходит свыше 100 мероприятий районного и республиканского масштаба, имеющих уникальное содержание исторического, культурно-познавательного, спортивного характера, а также отражающих туристскую привлекательность Бурятии.

Республика Бурятия является многоконфессиональным регионом. В Бурятии функционируют 16 буддийских дацанов (храмов), 12 буддийских обществ, 17 православных храмов и приходов, 1 католический костел, 1 мусульманская мечеть, 7 древлеправославных общин, свыше 20 религиозных течений.

Сводный реестр детско-юношеских и молодежных туров Республики Бурятия включает в себя 58 туров, из них - 16 многодневных и 42 однодневных тура выходного дня.

Республика Бурятия имеет большой потенциал в развитии гастрономического туризма, так как обладает своей национальной кухней.

В Республике Бурятия имеются все необходимые условия для развития активных видов туризма. На территории республики расположены горные районы, перспективные для активных туристских путешествий различных категорий сложности. Бурятия является одним из перспективных мест для водных сплавов со всей России. Причем в республике есть реки как для спокойного сплава для начинающих, так и сложные горные реки, неприступные подчас и для профессионалов. Развивается такой вид активного зимнего туризма, как путешествия по байкальскому льду [5].

За последние несколько лет проложены десятки туристических маршрутов, составлены экскурсии, знакомящие с историей, архитектурой, культурой, искусством, народным художественным творчеством Бурятии.

Географическая территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов, - одна из дефиниций туристской дестинации, так Морозов М.А. [2] определяет дестинацию с точки зрения разных наук (психологических, экономических, антропогенных, географических и др.). Здесь на первый план выходит привлекательность, которая может быть разной для различных групп туристов. Для того чтобы место (территория) могло называться дестинацией, оно должно отвечать следующим основным требованиям:

1) наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов, причем, это должен быть именно тот набор услуг и обязательно такого качества, которые турист ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт;

2) наличие определенного набора достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать туристов (привлекательность - именно здесь находится конкуренция между дестинациями);

3) наличие информационных систем, которые являются необходимым инструментом деятельности дестинации на туристском рынке.

Н. Лейпер под термином «дестинация» понимал географическую территорию, имеющую определенные границы и обладающую определенными туристскими ресурсами. В настоящее время общественное мнение о данном понятии сформировано согласно справочным изданиям, не всегда отражающим действительность. Так, согласно туристскому словарю [1] «Дестинация - это любой город, область или страна, которые на рынке услуг могут представлять единое пространство».

Бурятия, безусловно, является туристской дестинацией. Рассматривая наиболее привлекательные и развивающиеся территории республики, с точки зрения туризма, можно выделить Курумканский район, который находится на севере Бурятии. Дестинация обладает большим количеством ресурсов для различных видов туризма. Курумканский район Республики Бурятия обладает высоким туристическим потенциалом, а также объективными предпосылками для его развития, особенно в части историко-культурного и этнотуризма. В районе имеются все условия для успешного развития внутреннего и въездного туризма: богатое историческое, архитектурное и культурное наследие, уникальные природные ресурсы, благоприятная экологическая составляющая.

Курумканский район относительно дестинации Республики Бурятия является поддестинацией; направления туризма, развиваемые на территории района, -туристские кластеры.

В немногочисленных отечественных исследованиях, несущих в основном прикладной характер, имеются различные трактовки понятия «туристский кластер».

28

Например, туристско-рекреационный кластер определяется как «сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, сферы размещения, поставщиков туристических услуг, транспортных компаний, инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом» [4].

Классическое определение понятия «кластер» (экономический) сформулировал М. Портер. Оно достаточно часто в настоящее время встречается в учебниках и научных исследованиях о конкурентоспособности отрасли, региона, страны. Портер определил его как «географическую концентрацию взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, сервисных компаний, фирм и близких отраслей и ассоциированных институтов (таких, как университеты, организации по стандартизации и торговые ассоциации), относящихся к определенной области» [3].

Главная цель формирования кластера, по нашему мнению, - повышение конкурентоспособности района и использование по максимуму потенциала (ресурсного, инфраструктурного, транспортного и т. д.) для привлечения туристов, создание условий для духовных и эмоциональных переживаний потребителя туристских услуг, повышение качества и уровня жизни в районе за счет получаемой прибыли.

Туристский кластер обеспечивает привлечение в дестинации значительных финансовых потоков. Это прямо связано с особым фундаментальным свойством туристского продукта, - он не может быть экспортирован. Подобно услуге, туристский продукт производится и потребляется одновременно и, значит, только в том месте (дестинации), где он производится. Из-за этого туризм называют «невидимым экспортом», поскольку не продукт следует к клиенту (так - с товарами), а турист направляется в ту или иную дестинацию, чтобы там непосредственно потреблять туристский продукт.

Благодаря этому производство и потребление туристского продукта совмещаются в пределах одной территории. Осуществляется это действие непосредственно в дестинации, что и создает сюда соответствующие финансовые потоки. Для территорий - это весьма желанные финансовые поступления. Ведь на них ориентируются инвесторы.

Помимо понятий «дестинация» и «кластер», которые, как мы убедились, взаимосвязаны, существуют другие элементы, характеризующие территорию с позиции туризма.

Так, весьма важным составным элементом как дестинации, так и любого кластера является туристская инфраструктура - совокупность (комплекс) взаимосвязанных структур и туристских ресурсов, направленных на создание общих условий для реализации туризма и обслуживающих (обеспечивающих) туристскую деятельность; можно сказать, что это элементы, которые создаются не только для туризма, но и для других сфер деятельности отраслей, в том числе дороги, электрокоммуникации, водоснабжение, банки, страховые компании и т.д.

Применительно к Курумканскому району, инфраструктура туризма требует значительных вложений. На территории района функционирует 6 баз отдыха, 3 гостиницы, придорожный сервис, кафе, визитно-информационный сервис и т.д. Количество резидентов кластера необходимо увеличивать. Одной из самых главных проблем района является отсутствие транспортной сети, кроме автомобильной. Сеть автомобильных дорог включает 246 км дорог. Эксплуатационное состояние сети автомобильных дорог неудовлетворительное, только 25% автомобильных дорог общего пользования (62 км.) имеют твердое покрытие [6].

Особенность инфраструктуры туризма в том, что она может существенно отличаться по составу для разных видов туризма и требования могут быть совершенно противоположными.

На региональном уровне, где наиболее ощутимы социально-экономические последствия туризма, создание туристских кластеров особенно важно. Туристские кластеры поддерживают дестинации, которые становятся неотъемлемой частью рыночной экономики, так как они образуются в соответствии с законами рынка. Государство вместе с другими заинтересованными силами может выступать одним из инициаторов процесса кластеризации территории и оказывать поддержку кластерам, но оно не играет решающей роли в их формировании и работе.

Список литературы

1. Глоссарий и толковый словарь терминов, применяемых в гостиничном менеджменте и туризме. М.: Академсервис, 2000. С. 42.

2. Морозов М.А., Коль О. Дестинация - важнейший элемент туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 1998. № 1. С. 9.

3. Портер М. Международная конкуренция. М., Международные отношения, 1993.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кластер/ (дата обращения: 19.03.2019).

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/приложение _проект стратегии труризма РБ на 03.12.2018/ (дата обращения: 08.02.2019).

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kurumkan.org/district/gid-po-rayony/infrastruktura-i-transport/ (дата обращения: 04.03.2019).

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЯХ

Сутягин А.С.

Сутягин Антон Сергеевич - бакалавр экономики, студент-магистрант, факультет менеджмента, управленческого консалтинга, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в условиях усиливающейся конкуренции в турбулентной экономической среде компаниям становится все труднее разрабатывать и внедрять эффективные системы управления рисками. Несмотря на многофакторность данного процесса, многие компании идут в ногу со временем и, благодаря имеющимся тенденциям к постоянному совершенствованию, применяют передовые подходы к нивелированию рисков. Один из таких подходов, применяемых при разработке конкурентных стратегических преимуществ, является применение системы FERMA. Ключевые слова: риск-менеджмент, стратегия, конкурентное преимущество, промышленные компании.

УДК 338.1

В настоящее время управление рисками является одной из первостепенных задач компании, так как решения, принимаемые при реализации стратегии могут нести в себе потенциальную опасность или, наоборот, возможность при осуществлении риск-сценариев.

Основные бизнес-риски, с которыми сталкиваются компании:

1. Разработка продукта/внедрение инноваций

2. Преобразование бизнес-модели для доступа к новыми источникам спроса

3. Ценовое/маржинальное давление, приводящее к ограничению издержек

4. Планирование управлением талантами

5. Риск мошенничества и коррупции на развивающихся рынках

В связи с тем, что современные компании находятся на рубеже цифровой революции, под давлением Индустрии 4.0, необходимо отдельно выделить ИТ-риски:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.