Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В КОНКУРСАХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В КОНКУРСАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ РАЗНЫХ СТРАН / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / LINGUISTIC AND CULTURAL COMPETENCE / ACTIVE INTERACTION / DIALOGICAL COMMUNICATION / LINGUISTIC AND CULTURAL MATERIAL / TRADITIONS AND CUSTOMS OF DIFFERENT COUNTRIES / RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Агафья Дмитриевна, Иванова Валентина Ивановна

Данная статья посвящена вопросу формирования лингвострановедческой компетенции студентов-бакалавров. В статье раскрыта значимость системы лингвострановедческих знаний, умений и мотивов для студентов и выстраивание деятельности на основе широкого спектра лингвострановедческого кругозора для полноценной коммуникации в межкультурном общении. Целенаправленная работа по творческой деятельности студентов-бакалавров при формировании лингвострановедческой компетенции в процессе участия в конкурсах, способствует развитию творческой личности, обладающего лингвострановедческим материалом и повышает мотивации к изучению иностранного языка. Это является одним из условий выполнения планируемых результатов освоения образовательной компетенции, как способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова Агафья Дмитриевна, Иванова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LINGUISTIC AND CULTURAL COMPETENCE OF BACHELORS IN THE PROCESS OF PARTICIPATION IN COMPETITIONS

The article is devoted to the formation of linguistic and cultural competence of undergraduate students. The article reveals the importance of the system of linguo-cultural knowledge, skills and motives for students and building activities based on a wide range of linguo-cultural horizons for full-fledged communication in intercultural communication. Purposeful work on the creative activity of undergraduate students in the formation of linguistic and cultural competence in the process of participating in competitions, contributes to the development of a creative person who has linguistic and cultural material and increases motivation to learn a foreign language. This is one of the conditions for the implementation of the planned results of the development of educational competence, as the ability to communicate orally and in writing in Russian and foreign languages to solve problems of interpersonal and intercultural interaction

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В КОНКУРСАХ»

Формирование лингвострановедческой компетенции бакалавров в процессе участия в конкурсах

Ефимова Агафья Дмитриевна,

доцент кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: efaga@mail.ru

Иванова Валентина Ивановна,

доцент кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: viva21@mail.ru

Данная статья посвящена вопросу формирования лингвострановедческой компетенции студентов-бакалавров. В статье раскрыта значимость системы лингвострановедческих знаний, умений и мотивов для студентов и выстраивание деятельности на основе широкого спектра лингвострановедческого кругозора для полноценной коммуникации в межкультурном общении. Целенаправленная работа по творческой деятельности студентов-бакалавров при формировании лингвострановедче-ской компетенции в процессе участия в конкурсах, способствует развитию творческой личности, обладающего лингвостра-новедческим материалом и повышает мотивации к изучению иностранного языка. Это является одним из условий выполнения планируемых результатов освоения образовательной компетенции, как способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

Ключевые слова: лингвострановедческая компетенция, активное взаимодействие, диалогическое общение, лингво-страноведческий материал, традиции и обычаи разных стран, научно-исследовательская деятельность студентов.

о с

U

сэ см о см см

Миссией современного образования является обучение студентов достижениям коммуникации, развитие интеллекта и духовности, обеспечивающих не только профессиональными знаниями, но и жизненным ориентирам и культурным ценностям. XXI век - век коммуникаций, определяющий деятельность преподавателя, ориентированный на общении и взаимодействии со студентами, коллегами. Правильное выстраивание коммуникаций определяет скачок в личностном, профессиональном развитии преподавателя и отражается на успешное освоение иностранного языка студентами-бакалаврами. У студентов - первокурсников низкая вероятность формирования познавательных мотивов по французскому языку, поиска знаний, не возникает внутренняя заинтересованность в образовании, как утверждает

A.И. Герцен «эмбриологией знаний". Высокий уровень развития составляющих профессиональной компетентности преподавателя вуза - это цель обучения, психологической поддержки и мотивации студентов-бакалавров по изучению иностранного языка в вузе, создавая атмосферу диалогического общения.

Современное образовательное пространство определяет качественное взаимодействие между преподавателем и студентом посредством диалога. Другая особенность современной коммуникации - это переход на диалоговое общение. Диалог, диалогические отношения являются основой гуманитарной образованности человека.

Формирование лингвострановедческой компетенции у студентов имеет следующие задачи:

- воспитание толерантного отношения национальным поведенческим стереотипам;

- понимание, уважение ценностных ориентаций;

- формирование мышления того или иного языкового сообщества.

Это система лингвострановедческих знаний, умений и мотивов, позволяет студентам выстраивать свою деятельность на основе широкого спектра лингвострановедческого кругозора. Данная компетенция рассматривается как процесс активного взаимодействия участников образовательного процесса, направленный на приобретение лингвострановедческих знаний и умений для осуществления межкультурной коммуникации.

Изучая связи языка и культуры, у истоков становления лингвострановедения как научного направления были ученые Е.М. Верещагин,

B.Г. Костомаров. В разработке теоретических основ лингвострановедения фундаментальный вклад внесли ученые Ж.Л. Витлин, Т.Н. Донец,

А.Д. Райхштейн. При рассмотрении лингвостра-новедческой компетенции можно выделить знания традиций, национальных обычаев, особенностей страны изучаемого языка, акцентируют внимание на способности осуществлять межкультурную коммуникацию. Фомина Т.Г. указывает на то, что «Лингвострановедение - как изучение культуры, истории, жизни страны в процессе изучения языка [1]». Одним из направлений в научно-исследовательской деятельности студенческой молодежи является воспитание высокообразованной, творческой личности. «В исследовательской деятельности студентов-бакалавров значимое место занимает профессиональное образование, обеспечивающее саморазвитие будущих специалистов, как взаимодействие преподавателя и студента в виде педагогического общения в диалоговом режиме [2]».

Участие студентов в научных семинарах, в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня определяет высокий уровень научного творчества в реализации политики университета в области качества по развитию интеллектуального потенциала сегодняшних студентов - будущих лидеров в политике, образовании, экономике, бизнесе, межкультурной коммуникации. Именно формирование лингвострановед-ческой компетенции студентов-бакалавров одна из мотиваций на самоизменение личностных качеств, определяющих его индивидуальность.

В диссертационном исследовании по формированию лингвострановедческой компетенции студентов в структуре лингвострановедческой компетенции Демьянова Ж.В. выделяет 3 компонента: познавательный, праксиологический и мо-тивационный. Ею указано, что познавательный компонент включает лингвострановедческие знания на лингвострановедческом материале, это насыщение упражнениями с новым лингвострано-ведческим материалом по историко-культурному фону языка, семантизация вербальных единиц с национально-культурной семантикой. «Праксиологический компонент представлен умениями в использовании лингвострановедческих знаний и умений в коммуникации.

Мотивационный компонент характеризует мотивы и интересы к изучению иностранного языка и иноязычной культуры, освоению лингвострано-ведческого материала [3]». Мотивационное направление работы способствует возможности практического применения приобретенных знаний. Мотивация учебных занятий обязывает особенную роль включения познавательных лингво-страноведческих загадок, викторин, театрализацией лингвострановедческих текстов. Для формирования интереса к лингвострановедческим материалам можно использовать упражнения, аудиокурсы по страноведению, викторины, задания на основе услышанного материала. Увлеченные, мотивированные студенты занимаются в научных факультативах по проблемам культурного наследия, изучению традиций и обычаев различ-

ных стран, постигая их культуру, искусство, взаимодействуя в поликультурном пространстве.

Использование народных сказок при инсценировке изученной сказки на французском языке, их инсценировка в сравнении с русскими и якутскими сказками способствует расширению горизонтов познания.

Сказка - это художественное проявление духовной культуры народа, создававшиеся на протяжении многих веков талантливыми представителями каждого народа. В сказках отражаются нравы, обычаи, интересы народа, желание быть трудолюбивыми, нравственными, добрыми и честными.

Народные сказки широко используются в обучении иностранному языку. Решение данной задачи можно проследить на примере занятия по теме: «Сказки в нашей жизни», «Французская сказка».

Студентам-бакалаврам предлагается работа над текстом сказки по нескольким направлениям: 1. использование сказки помогает легко усвоить лексику; 2. использование сказки в качестве дидактического материала; 3. сочинение студентами своих коротких сказок; 4. свободный перевод и инсценировка сказок.

Французские сказки как лингвострановедче-ский материал способствовали устойчивой мотивации студентов на расширение кругозора, на изучение культуры, истории, жизни изучаемой страны и рассматриваются нами как важное этнолингводи-дактическое средство формирования лингвостра-новедческой компетенции студентов-бакалавров.

На содержательно-логическом подходе нами используются рецептивные упражнения, определяющие прочтения текста, ее идеи и выделения главной мысли. Репродуктивные упражнения как восстановление логической последовательности предложений, ответы на вопросы и выражение собственного отношения к заданной теме указывают на системность восприятия материала студентами. На языковом уровне, включая рецептивные и репродуктивные упражнения, усложняются задания с выделением продуктивных упражнений, где студенты выполняют задания со сравнением французской сказки со сказками других стран. Именно на материале французских сказок отрабатывается речевой и коммуникативный уровень для углубленного понимания языка, его богатства. В современной системе профессионального образования подготовка бакалавров со знанием иностранного языка «предусматривает организацию практико-ориентированного обучения с целью формирования профессиональных, лингвостра-новедческих компетенций, определяющихся как способность применять в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, использовать обобщенные способы выполнения действий с целью достижения необходимого результата [4]».

В исследовательской деятельности студентов-бакалавров значимое место занимает «профессиональное образование, обеспечивающее саморазвитие будущих специалистов, как взаимодействие

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

преподавателя и студента в виде педагогического общения в диалоговом режиме [5]». Научно-исследовательская работа студентов-бакалавров, изучающих французский язык и занимающихся на факультативах является неоспоримым звеном в становлении и развитии лингвострановедческой компетентности.

Участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах различного уровня, во Всероссийских конкурсах определяет высокий уровень творчества студентов-бакалавров. Создание предпосылок для самореализации личностных творческих способностей студентов способствует реализации политики СВФУ в области качества по развитию интеллектуального потенциала сегодняшних студентов. Ведь компетентностное развитие профессионала, обладающего лингвострановедческими компетенциями, есть собственные усилия человека, определяющих его индивидуальность и траекторию в образовательном пространстве.

Комплексный творческий подход к организации работы студентов, изучающих иностранные языки, развивая широкий спектр кругозора, социальный опыт, повышает исследовательскую культуру и академическую мобильность с возможностью выезда для участия в конкурсах. Наши студенты принимали участие в IX Всероссийском фестивале театра и песни «Поющий Менестрель» в г. Москва (2014) организованной РОО «Преподаватели-практики французского языка» (РОО АПФЯ) при поддержке посольства Франции в России и удостоены премии «Золотой музыкальный ключ» за показ обряда национального праздника ь^ыах народа саха на французском языке.

В жизни народа саха больше значение имели не только семейные традиции и обряды, но и общенародные праздники и обряды. Главным из них является ы^ыах как праздник поклонения солнцу, который отмечается в день летнего солнцестояния. Церемония ы^ыаха проводится с учетом циклов, которые имеют свои предназначения. Каждый цикл ы^ыаха продуман с учетом исторического, философского, духовно-нравственного, социального аспектов, затрагивая пласты историко-духовного наследия народа саха.

Начало 1 цикла - «Ахтыл^ан TYhYЛГЭ» («Воспоминание»); 2 цикл «Сир-туом TYhYЛГэтэ» («Обрядовая часть ысыаха»); 3 цикл - «Алгыс TYhYЛ-гэтэ» («Песнопения алгыс»); 4 цикл - «Кер - нар TYhYЛГЭTЭ» («Игры»); 5 цикл - <^ылык TYhYЛГЭTЭ» («Угощение гостей»); 6 цикл - «^рэх TYhYЛГЭTЭ» («Соревнования»); 7 цикл «Ь^ыа^ы сабыы» («Церемония закрытия ысыаха»).

Именно семейные традиции способствуют упрочению связи поколений и это истоки мира каждой семьи, как утверждает А.С. Макаренко: «Мой мир был неизмеримо богаче и ярче. Здесь ° были действительные создатели человеческой " культуры» [6]. Сегодня ы^ыах - культовый празд-g ник, связующий нитью современного человека с предками и собирающий десятки тысяч гостей Ü из разных стран мира.

Ежегодно в рамках Недели иностранного языка и республиканских дней Франкофонии проводятся различные мероприятия и конкурсы: на инсценировку по произведениям французский писателей (Шарль Перро, Виктора Гюго, Антуан де Сент-Экзюпери); на приготовление блюд: французской кухни «Регионы Франции и франкоязычных стран»; приготовление блюд национальной северной кухни с презентацией на французском языке.

Конкурс докладов и презентаций на французском языке является самым творческим и познавательным процессом с применением интерактивных методов. В научных докладах, проектах студентами раскрываются сущность понятий традиций и обычаев своего народа, применяя познания в области лингвострановедческой компетенции. Установление связей поколений и познание ближнего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого. Этот показ обряда традиций и обычаев народа саха состоялся в Королевской школе Athenée Royal Jules Bara в Бельгии на французском языке.

Таким образом, формирование лингвострано-ведческой компетенции возможно только при систематической работе по развитию творческих способностей и творческого подхода к организации работы студентов. Такая система способствует воспитанию творческой личности, обладающего лингвострановедческими знаниями и навыками, умеющего поддерживать диалог по рассматриваемым вопросам.

Целенаправленная планомерная работы преподавателей по творческой, научно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров при формировании лингвострановед-ческой компетенции в процессе участия в конкурсах, способствует развитию творческой личности, обладающего лингвострановедческим материалом, мотивации студентов-бакалавров к решению актуальных задач современной науки, осознавая особое научное направление лингвострановед-ческой компетенции в развитии единого научно-образовательного пространства.

Литература

1. Фомина Т.Г. Язык и национальная культура. Лингвострановедение - УЧ.П. - Казань, 2011.

2. Данилов Д.А., Борисова З.Н. Модульно-компетентностная технология в исследовательском саморазвитии студентов: научно-методическое пособие/ Д.А. Данилов, З.Н. Борисова. - Якутск: Издательский дом СевероВосточного федерального университета. 2011. - 103 с. - С. 18.

3. Демьянова Ж.В. Формирование лингвострано-ведческой компетенции студентов неязыковых факультетов педагогического вуза /автореферат ... Челябинск-2010

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. Авторская вер-

сия. - М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -122 с.

5. Данилов Д.А., Борисова З.Н. Модульно-компетентностная технология в исследовательском саморазвитии студентов: научно-методическое пособие/ Д.А. Данилов, З.Н. Борисова. - Якутск: Издательский дом СевероВосточного федерального университета. 2011. - 103с. - С. 18.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.; Издательский Центр «Академия»,1999. - С. 18, 139-141.

7. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика./ А.С. Запесоцкий -М.; Наука, 3003. - 456с.

8. Куликова Л.Н. Проблема саморазвития личности. - 2-е изд. /Л.Н.Куликова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ-342с.

9. Якутские мифы. Саха ес номохторо. /Сост.Н.А. Алексеев. - Новосибирск: Наука, 2004.

10. Якутские сказки: Якутск, изд-во: Художественная литература, 1976. - 276 с.

FORMATION OF LINGUISTIC AND CULTURAL COMPETENCE OF BACHELORS IN THE PROCESS OF PARTICIPATION IN COMPETITIONS

Efimova A.D., Ivanova V.I.

North -Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

The article is devoted to the formation of linguistic and cultural competence of undergraduate students. The article reveals the importance of the system of linguo-cultural knowledge, skills and motives for students and building activities based on a wide range of linguo-cultural horizons for full-fledged communication in intercultural communication. Purposeful work on the creative activity of undergraduate students in the formation of linguistic and cultural competence in

the process of participating in competitions, contributes to the development of a creative person who has linguistic and cultural material and increases motivation to learn a foreign language. This is one of the conditions for the implementation of the planned results of the development of educational competence, as the ability to communicate orally and in writing in Russian and foreign languages to solve problems of interpersonal and intercultural interaction

Keywords: linguistic and cultural competence, active interaction, dialogical communication, linguistic and cultural material, traditions and customs of different countries, research activities of students.

References

1. Fomina T.G. Language and national culture. Linguostranie -UCH.P. - Kazan, 2011.

2. Danilov D.A., Borisova Z.N. Modular-competent technology in the research self-development of students: scientific and methodological manual/D.A. Danilov, Z.N. Borisov. - Yakutsk: Publishing House of North-Eastern Federal University. 2011. - 103 pages - Page 18.

3. Demyanova J.V. Formation of linguistic and national competence of students of non-linguistic faculties of pedagogical uni-versity/autorecherat... Chelyabinsk-2010

4. Winter I.A. Key competencies as an effective and targeted basis for a competent approach in education. Author's version. -M.: Research Center for Quality Problems of Specialist Training, 2004. - 122 p.

5. Danilov D.A., Borisova Z.N. Modular-competent technology in the research self-development of students: scientific and methodological manual/D. A. Danilov, Z.N. Borisov. - Yakutsk: Publishing House of North-Eastern Federal University. 2011. - 103 pages - Page 18.

6. Volkov G.N. Ethnopedagogika. - M.; Publishing Center «Academy», 1999. - S. 18, 139-141.

7. Zapesotsky A.S. Education: Philosophy, Cultural Studies, Poli-tics./A.S. Zapesotsky - M.; Science, 3003. - 456s.

8. Kulikova L.N. The problem of self-development of personality. -2nd ed./L.N. Kulikov. - Blagoveshchensk: Publishing House BSPU-342s.

9. Yakut myths. Sakha ec nomohtoro./Sot.NA. Alekseev. - Novosibirsk: Science, 2004.

10. Yakut tales: - Yakutsk, publishing house: Fiction, 1976. - 276 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.