Научная статья на тему 'Формирование лингвокоммуникативной компетенции сотрудника правоохранительных структур в рамках системы иноязычной подготовки'

Формирование лингвокоммуникативной компетенции сотрудника правоохранительных структур в рамках системы иноязычной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / LINGUO-COMMUNICATIVE COMPETENCE / EDUCATIONAL SYSTEM / FOREIGN LANGUAGES TRAINING SYSTEM / OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифанцев Илья Борисович

Статья посвящена анализу системы иноязычной подготовки в образовательных организациях правоохранительных структур с точки зрения формирования конкретных компетенций, необходимых будущему специалисту в процессе исполнения им служебных обязанностей, в частности, лингвокоммуникативной компетенции персонифицированного индикатора хода и результативности иноязычной подготовки, совокупности внутренних ресурсов, необходимых для построения контактов сотрудника с использованием иностранного языка в максимально широком спектре жизненных и служебных ситуаций. Кроме того, раскрывается необходимость изучения системы иноязычной подготовки, как неотъемлемой части системы образования, в целях дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Материалы, представленные в данной работе, предназначены для преподавателей иностранных языков, специалистов в сфере профессионального образования, организаторов учебного процесса, обучающихся образовательных организаций, интересующихся теоретическими и практическими вопросами обеспечения эффективности профессиональной подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лифанцев Илья Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Linguo-communicative Competence of Law-Enforcement Officers within the Framework of Foreign Languages Training System

The article is devoted to the analysis of the foreign languages training system at educational establishments of law-enforcement agencies with relation to concrete competences formation, which are necessary for future specialists’ official duties, and particularly linguo-communicative competence as personified indicator of the foreign languages training system process and effectiveness, the set of inner resources necessary for officer’s contact construction with the use of a foreign language in maximally wide spectrum of living and official situations. Moreover the necessity of foreign language training system study as an integral part of educational system is revealed in the article for future perfection of teaching and educational process. The materials, presented in the given paper, are intended for foreign language instructors, specialists in the sphere of professional education, organizers of the educational process and students of educational organizations, interested in theoretical and practical issues of ensuring efficiency of professional training of specialists .

Текст научной работы на тему «Формирование лингвокоммуникативной компетенции сотрудника правоохранительных структур в рамках системы иноязычной подготовки»

Педагогика

УДК 81

кандидат юридических наук, доцент, ведущий эксперт Лифанцев Илья Борисович

Гуманитарный институт Российского университета транспорта (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В РАМКАХ СИСТЕМЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Статья посвящена анализу системы иноязычной подготовки в образовательных организациях правоохранительных структур с точки зрения формирования конкретных компетенций, необходимых будущему специалисту в процессе исполнения им служебных обязанностей, в частности, лингвокоммуникативной компетенции - персонифицированного индикатора хода и результативности иноязычной подготовки, совокупности внутренних ресурсов, необходимых для построения контактов сотрудника с использованием иностранного языка в максимально широком спектре жизненных и служебных ситуаций. Кроме того, раскрывается необходимость изучения системы иноязычной подготовки, как неотъемлемой части системы образования, в целях дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Материалы, представленные в данной работе, предназначены для преподавателей иностранных языков, специалистов в сфере профессионального образования, организаторов учебного процесса, обучающихся образовательных организаций, интересующихся теоретическими и практическими вопросами обеспечения эффективности профессиональной подготовки специалистов.

Ключевые слова: лингвокоммуникативная компетенция, система образования, система иноязычной подготовки, оптимизация образовательного процесса.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the foreign languages training system at educational establishments of law-enforcement agencies with relation to concrete competences formation, which are necessary for future specialists' official duties, and particularly linguo-communicative competence as personified indicator of the foreign languages training system process and effectiveness, the set of inner resources necessary for officer's contact construction with the use of a foreign language in maximally wide spectrum of living and official situations. Moreover the necessity of foreign language training system study as an integral part of educational system is revealed in the article for future perfection of teaching and educational process. The materials, presented in the given paper, are intended for foreign language instructors, specialists in the sphere of professional education, organizers of the educational process and students of educational organizations, interested in theoretical and practical issues of ensuring efficiency of professional training of specialists.

Keywords: Linguo-communicative competence, educational system, foreign languages training system, optimization of educational process.

Введение. В трудах современных учёных прямо или косвенно была обоснована феноменология системы иноязычной подготовки (далее - СИП), доказана уникальность этого сложного и многоаспектного явления [3, 5].

Но конкретная сфера реализации СИП далеко не всегда ориентирована на концептуальные и доктринальные масштабы реализации, ведь требования профессиональной среды обычно персонифицированы и подразумевают достижения конкретных результатов каждого специалиста, выполняющего определённые задачи.

Руководствуясь указанными ориентирами, прежде всего, следует отметить, что современное состояние подготовки квалифицированных кадров в системе высшего образования правоохранительных структур объективно требует постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего качество подготовки будущих специалистов.

Сказанное выше очевидно, прежде всего, потому, что в теории и практике профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных структур за последние десятилетия выявлен и обоснован большой объём личностных качеств, наличие которых рассматривается обязательным условием реализации системы образования в ведомственных образовательных организациях. Да и, собственно, коммуникативный компонент в рассматриваемой совокупности справедливо считается органичным и значимым [8, 11].

Изложение основного материала статьи. В контексте понимания отмеченных реалий сотрудники правоохранительных структур выступают в качестве субъектов вербального и невербального общения, реализуя те или иные задачи в профессионально-ориентированном социальном пространстве, вольно или невольно становясь участниками реализуемой СИП.

Иначе говоря - лингвокоммуникативная компетенция сотрудника может и должна расцениваться в качестве индивидуального верификатора хода и результативности СИП. Это правильно потому, что своевременность и востребованность исследования СИП в подобном варианте анализа определяется явным дефицитом уровня лингвокоммуникативной компетентности специалистов правоохранительных структур.

Возникает большое количество ситуаций, когда оперативные работники, сотрудники боевых, следственных, аналитических и иных подразделений часто оказываются не в состоянии решать стоящие перед ними задачи из-за невозможности использования информации, полученной ими в иноязычной системе обмена сведениями.

Пренебрежение отмеченными обстоятельствами ведет к неустранимым пробелам в деятельности названных специалистов, значимо снижает эффективность таковой.

Причинами указанных пробелов являются очевидные недостатки в профессиональной подготовке, связанные с тем, что дидактические технологии обучения иностранным языкам, применяемые в образовательных организациях, базируются преимущественно на традиционных методиках его преподавания, сложившихся во времена отсутствия интерактивных средств коммуникации.

В фундаментальных научных исследованиях и в теоретических разработках прикладного характера не детализированы критерии, условия и факторы, обеспечивающие оптимизацию процесса формирования данного личностного свойства в системе профессиональной подготовки специалистов, что является теоретико-прикладным пробелом. Очевидная необходимость его устранения предполагает изменение ориентации всего процесса преподавания посредством коррекции дидактического вектора в сторону

формирования билингвального сознания. Именно такой ракурс изменений соответствует императивам СИП [2].

Системным элементом подобной модальности в реалиях СИП должна стать целенаправленная подготовка обучающихся, базирующаяся на достижении ими лингвокоммуникативной компетенции с предельно адресной ориентацией мышления на решение конкретных служебных задач [6, с. 117].

Отмеченное обстоятельство крайне значимо еще и потому, что в педагогике профессионального образования уже сложились существенные предпосылки для реализации тех изменений СИП, которые непосредственно связаны с появлением новых авторских моделей, механизмов, алгоритмов использования обучающего пространства образовательных организаций.

Решение перечисленных задач способно подтвердить предположение о том, что эффективность формирования лингвокоммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных структур может быть существенно повышена при условиях, когда этот процесс:

- ориентирован на дифференцированный подход профильной подготовки;

- базируется на обобщенных представлениях о профессиональной компетентности как интегральной педагогической совокупности СИП;

- строится на основе системно-деятельностного и профессиологического подходов к осуществляемой подготовке специалистов;

- реализуется посредством современных (интерактивных, личностно-развивающих) образовательных технологий, органично включенных в социокультурный контекст деятельности сотрудника правоохранительных структур.

Перечисленные характеристики справедливо рассматривать в качестве обязательных педагогических условий достижения результативности реализации СИП.

Но не стоит упускать из виду, что общая методология указанной реализации базируется на подходах к познанию педагогических и профессиологических реалий, на системных представлениях о целостности и уникальности личности как субъекте отношений, ее деятельностной и творческой сущности, многофакторном развитии, множественной природе сознания специалиста.

Для разработки практических рекомендаций по исследованию организационных и дидактических компонентов работы, проводимой в направлении оптимизации СИП, могут и должны быть использованы педагогические построения, схемы и конструкции, ориентированные на использование передовых технологий лингводидактики [4, с. 34].

Деятельность сотрудников правоохранительных структур является чрезвычайно сложной и многоаспектной, так как требует реализации эффективных решений в экстремальных условиях, часто связанных с риском для жизни, ограниченным временем на обработку необходимой информации при высокой степени ответственности за предпринимаемые действия.

Конечно же, самого серьезного внимания в указанной связи заслуживает сфера лингвокоммуникативной деятельности сотрудников, под которой в предельно общем плане понимается сложившаяся совокупность языковых знаний, умений и навыков и их реализации при решении повседневных и неординарных (в т.ч. и специальных) задач.

Все это требует от каждого человека, избравшего своей профессией службу в правоохранительных органах, высокого профессионализма и самоотдачи.

Именно поэтому разработка проблемы лингвокоммуникативной компетентности остается весьма актуальной и требует своего дальнейшего решения педагогическими средствами. При анализе значимых слагаемых реализации СИП на уровне формирования лингвокоммуникативной компетенции обучающихся образовательных организаций правоохранительных структур, в качестве базового, целесообразно использовать системно-деятельностный подход.

С учетом этого, в предельно общем виде под лингвокоммуникативной деятельностью сотрудника правоохранительных структур целесообразно понимать социальную практику, направленную на достижение общественно значимых целей, отражающих интересы общества, государства, ведомства, а также интересы самой личности в сфере прикладного языкознания.

Принципиальное согласие с такой точкой зрения позволяет утверждать, что логика формирования лингвокоммуникативной компетенции включает в себя три базисных направления: теоретическое, технологическое и методологическое.

Указанный подход основывается на единстве понимания мировоззренческих, философских, психологических, педагогических позиций при оценке хода и результатов подготовки специалиста.

Теоретический компонент процесса реализации СИП представляет собой различные характеристики лингвокоммуникативной компетенции, а также алгоритм ее формирования в сочетании с исследованием отечественного и зарубежного опыта реализации СИП.

Технологический компонент нацеливается на реализацию интерактивных образовательных алгоритмов формирования указанной компетентности наряду с исследованием уровней ее достижения.

Методологический компонент характеризует собой систему взглядов, оценок и суждений на способы достижения лингвокоммуникативной компетентности, на особенности ее формирования в условиях подготовки специалистов.

Понятие «формирование» может быть спроецировано на все названные компоненты и заявлено как явление, отражающее процесс реализации СИП в динамике развития лингвокоммуникативной компетенции [10, с. 65].

Именно в логике системы иноязычной подготовки процесс формирования искомой нами компетентности анализировали В.Л. Тёмкина, М.Ю. Фадеева [7, 8].

Выводы. Детальным порядком процесс формирования профессиональных качеств специалистов, использующих иностранные языки в своей служебной деятельности, исследован Н.А. Мыльцевой, О.Н. Сафроненко и др. [3, 5].

Взыскательно и всесторонне раскрыта специфика формирования и развития навыков коммуникативных взаимодействий диалогового назначения. Здесь интересны исследования С.В. Астафурова, В.П. Фурмановой и др. [1, 9].

Обращаясь к приведенным исследованиям, появляются основания утверждать, что специфика профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных структур состоит в том, что вся эта

деятельность носит коммуникативный характер и предполагает, помимо выполнения прочих обязанностей, владение, по крайней мере, одним иностранным языком.

По своей педагогической сути достижение оптимального уровня лингвокоммуникативной компетентности - это результат особых усилий организаторов педагогического процесса, преподавателей по созданию условий развития и саморазвития обучающихся. Выявление ведущих тенденций, принципов, психолого-педагогических и организационных условий этого процесса для понимания природы СИП представляется возможным посредством уяснения принципиальных характеристик рассматриваемых педагогических реалий, то есть - посредством обеспечения возможности реализации базовых императивов СИП:

- первенство в овладении ведущими характеристиками языка, его лингвоформами, смысловым рядом, лексикой, фонетикой, морфологией и др.;

- динамичность осуществляемой подготовки, постоянного, но при этом постепенного наращивания ее объема, сложности и интенсивности;

- индивидуальный и дифференцированный подход в осуществляемой подготовке;

- обязательное соответствие осуществляемой подготовки требованиям исполняемых сотрудникам функционалов;

- оптимальное достаточное информационное, материально-техническое, финансовое, техническое, кадровое обеспечение СИП.

Конечно, представленная совокупность императивов не исчерпывается только названными. В опоре на указанные принципиальные основания СИП, в дальнейшем реально определить достоинства и недостатки устоявшейся практики формирования лингвокоммуникативной компетенции у обучающихся образовательных организаций правоохранительных структур.

Литература:

1. Астафуров С. В. Развитие иноязычных коммуникативных умений переговорного процесса у студентов-нефилологов: на материале английского языка: дисс. ... канд. пед. наук / С.В. Астафуров. -Волгоград, 2007. - 221 с.

2. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) / Е.М. Верещагин. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 162 с.

3. Мыльцева Н. А. Система языкового образования в неязыковых специализированных вузах: на материале английского языка: дисс. ... докт. пед. наук / Мыльцева Н.А. - Москва, 2008. - 433 с.

4. Попова Н. В. Ключевые темы актуальной образовательной политики и практики / Н.В. Попова // Высшее образование в России. - 2017. - № 10. - С. 26-35.

5. Сафроненко О. Н. Система и качество языковой подготовки студентов в условиях многоуровневого образования в неязыковых вузах России: дисс. ... докт. пед. наук / О.Н. Сафроненко. - Ростов-на-Дону, 2006.

6. Сломчинский А. Г., Таушканова Е. А., Храмушина Ж. А. Предметно-языковое интегрированное обучение студентов технических специальностей: проблемы и инновационные решения / А.Г. Сломчинский, Е.А. Таушканова, Ж.А. Храмушина // Инновации в образовании. - 2018. - № 5. - С. 117-130.

7. Тёмкина В. Л. Формирование лингвокоммуникативной культуры студентов университета: дисс. ... докт. пед. наук / В.Л. Тёмкина. - Оренбург, 2004. - 358 с.

8. Фадеева М. Ю. Формирование лингвокоммуникативной компетентности студентов университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Фадеева М.Ю. - Оренбург, 2013. - 23 с.

9. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация в теории и практике преподавания иностранных языков в вузе: монография / В.П. Фурманова. - Саранск, 2009. - 163 с.

10. Цепилова А. В., Михалёва Л. В. Иноязычная профессионально-коммуникативная компетентность будущего инженера как результат интеграции его профессиональных компетенций и коммуникативных умений / А.В. Цепилова, Л.В. Михалёва // Вестник высшей школы. Alma mater. - 2016. - № 2. - С. 64-68.

11. Шашкин Н. Г. Формирование коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования: дисс. ... канд. пед. наук / Н.Г. Шашкин. - Чебоксары, 2005. - 150 с.

Педагогика

УДК 378.662.146

кандидат технических наук Логачева Алла Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Голованова Инна Игоревна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается эффективность применения кейсов в обучении магистрантов Казанского государственного энергетического университета при освоении технических дисциплин. Приведены данные, полученные при независимом тестировании по определённым уровням обученности студентов и на основе самооценки обучающихся до и после использования метода кейсов. Полученные результаты сравнивались с аналогичными показателями студентов, которые обучались с применением традиционных форм обучения. Исследование показало, что кейс-метод позволяет формировать профессиональные компетенции студентов, обеспечивая более высокий уровень знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: педагогические технологии, кейс технологии, кейс метод, профессиональные компетенции, уровень сформированности компетенции.

Annotation. The article discusses the effectiveness of the use of cases in the training of undergraduates of the Kazan State Energy University while studying technical disciplines. The data obtained from independent testing on certain levels of students' learning and on the basis of students' self-assessment before and after using the case

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.