Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ АФК ДЛЯ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОВЗ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ АФК ДЛЯ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
лидерство / компетентность / АФК / leadership / competence / physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко О.Е., Муравлева С.А.

В статье рассматриваются основные направления и компетенции подготовки бакалавров АФК. Особое внимание уделяется лидерской компетенции, которая необходима при работе с лицами с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко О.Е., Муравлева С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A LEADERSHIP TEAM COMPETENCIES OF AFC STUDENTS TOWORKWITH PERSONSWITH DISABILITIES

In the article the main directions and competencies of the training of the bachelors of the AFC are considered. Particular attention is paid to leadership competence, which is necessary when working with persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ АФК ДЛЯ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОВЗ»

УДК 378.14 Клименко О.Е., Муравлева С.А.

Клименко О.Е.

к.п.н., доцент кафедры педагогики Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

Муравлева С.А.

старший преподаватель кафедры СМБД Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ АФК ДЛЯ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ С ОВЗ

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления и компетенции подготовки бакалавров АФК. Особое внимание уделяется лидерской компетенции, которая необходима при работе с лицами с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: лидерство, компетентность, АФК.

Актуальность данной проблемы обусловлена содержанием образования в любой области человеческой деятельности, которое должно состоять не только из совокупности соответствующих знаний, умений и навыков, но и опыта творческой работы и эмоционально-ценностных отношений, складывающихся в этой деятельности. Поэтому формирование у студентов адаптивной физической культуры способности понимать эмоциональное состояние человека с отклонениями в состоянии здоровья посредством сопереживания (эмпатии) относится к важной задаче воспитания личности таких специалистов.

Новые ценности приоритетов образования отразились в новых требованиях к бакалавру. Появилось понятие «конкурентоспособная» личность, ведущими характеристиками которой являются: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта.

Особенности педагогической деятельности бакалавра по адаптивной физической культуре (АФК) определяются специфическими задачами работы, диктуемые медико-психологическими характеристиками лиц с ограниченными возможностями, которые определяют конкретное наполнение комплекса составляющих данной профессии: базовых и профессионально необходимых знаний.

Профессионально-ориентированные виды двигательной деятельности в адаптивной физической культуре - это виды двигательной деятельности, позволяющие формировать у будущих специалистов по адаптивной физической культуре ощущения, восприятия, представления, возникающие у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в процессе занятий различными видами адаптивной физической культуры, обучать их знаниям, умениям и навыкам, развивать и совершенствовать физические качества и способности, характерные для того или иного вида адаптивной физической культуры, а также обеспечивать им возможность приобретать опыт эмоционально-ценностных отношений и творческой активности в сфере будущей профессии.

Актуальной становится задача профессионально-ориентированной направленности обучения студентов и исследования её возможности при формировании профессиональной компетентности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре.

На современном этапе образовательной политики России возникла необходимость в специальном изучении проблемы профессиональной подготовки студента адаптивной физической культуры.

Студент адаптивной физической культуре должен знать те ощущения, восприятия и представления, которые возникают у лиц с ограниченными возможностями в процессе выполнения действия. А для этого ему необходимо испытать на себе эти ощущения и восприятия, попытаться «увидеть» движение глазами исполнителя (а не наблюдателя), ощутить и воспринять его как бы «изнутри» этого исполнителя.

В рамках подготовки студентов отделения АФК в пространстве опережающего образования в ВУЗе вводятся новые учебные дисциплины по выбору: искусство делового общения, реабилитационная педагогика, история спорта инвалидов, акмеология профессиональной деятельности в АФК, научно-исследовательская деятельность, основы самообразования и самовоспитания, арттерапия, социокинетика и др. Предусматривается труд в различных коррекционных, реабилитационных и др.учреждениях, а также в подростковых объединениях.

Поэтому выпускника АФК отличает высокий уровень мотивации достижения, которому присущи следующие черты:

- настойчивостью в достижении поставленных целей,

- неудовлетворенностью достигнутым,

- постоянным стремлением сделать дело лучше, чем раньше,

- склонностью сильно увлекаться своей работой,

- переживанием радости от успеха в работе,

- неспособностью плохо работать,

- потребностью изобретать новые приемы работы при выполнении обычных дел,

- неудовлетворенностью легким успехом,

- отсутствием духа нездоровой конкурентности, желанием, чтобы другие тоже достигли высоких результатов,

- готовностью прийти на помощь и оказать ее другим.

Важным компонентом при подготовке будущего бакалавра АФК является формирование лидерских компетенций. Именно они лежат в основе работы с лицами с ограниченными возможностями. Для работы нами были вычленены основные лидерские компетенции, на которые мы и делали упор: готовность взять на себя ответственность за коллектив, готовность отвечать за коллективный результат, предпочтение общего результата личному (в идеале), равная значимость общего и личного результатов. Данные компетенции были проверены через критерии как в целом на студентах специальности АФК, так и позже непосредственно на участниках и волонтерах, участвующих в различных соревнованиях с людьми с ограниченными возможностями. Особенностью работы данной секции является овладение профессионально-ориентированными видами, а также создание команды для участия в Международной Универсиаде студентов АФК.

Стоит отметить, что мнение и овладение студентами лидерскими компетенциями меняется в зависимости от того, насколько часто студент посещает занятия по профессионально-ориентированным видам, при этом насколько он овладевает этими видами.

Используя различные методики овладения умениями, а также повышая мотивацию своих занятий студенты приобретают необходимые навыки для работы с людьми с ограниченными возможностями. Так на одном из занятий, была апробирована игра «Бочче», на самом занятии присутствовали дети с проблемами в развитии. Задача студентов состояла не только в том, чтобы научиться самим, но и обучить новому виду этих детей.

Кроме того на протяжении нескольких лет на ФКиС проходят соревнования среди студентов специальности АФК и лицами с ограниченными возможностями. С одной стороны это помогает данной группе населения социализироваться, а с другой стороны студенты апробируют сформированные в ходе занятий лидерские компетенции. Необходимо отметить, что с каждым

годом расширяется спектр возможностей у студентов данной специальности, особенно у тех, кто с 1 курса вовлечен в волонтерскую деятельность.

Факультет физической культуры предполагает всестороннее развитие личности, ее интеллектуальную сферу, фундаментальное базовое образование, усиление гуманитарной подготовки, а также специальное спортивное совершенствование. Данное направление включает в себя процесс формирования у студентов профессиональной и познавательной самостоятельности, овладение методами исследовательского подхода к профессиональной деятельности, фундаментальное овладение избранной специальностью.

Направленность личности, как систему устойчивых доминирующих мотивов, можно рассматривать и как результат отношения членов временного профильного объединения к людям, к себе, к обществу в целом (общественная), и как его стремление иметь активную жизненную позицию, участвуя в различных проектах объединения, области, потребность в достижении высоких результатов (личностная).

В ходе эксперимента нами было проведено анкетирование обучающихся, благодаря которому мы выявляли следующие моменты: умение работать в коллективе (с т.з. личного и как это оценивается другими, умение брать ответственность за принятое решение). Впоследствии результаты исследования были проверены во время занятий профессионально-ориентированными видами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Меновщиков Д.А., Клименко О.Е. ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Вестник науки №6 (75) том 1. С. 929 - 933. 2024 г

Klimenko O.E., Muravleva S.A.

Klimenko O.E.

Zabaikalsky State University (Chita, Russia)

Muravleva S.A.

Zabaikalsky State University (Chita, Russia)

BUILDING A LEADERSHIP TEAM COMPETENCIES OF AFC STUDENTS TO WORK WITH PERSONS WITH DISABILITIES

Abstract: in the article the main directions and competencies of the training of the bachelors of the AFC are considered. Particular attention is paid to leadership competence, which is necessary when working with persons with disabilities.

Keywords: leadership, competence, physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.