Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АФК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АФК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
адаптивная физическая культура / специалист АФК / дети с ОВЗ / профессиональная подготовка / методика / adaptive physical education / APE specialist / children with disabilities / vocational training / methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непомнящих П.А., Клименко О.Е.

В данной статье рассматривается подготовка специалистов адаптивной физической культуры (АФК), необходимая для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Определены основные критерии специалиста АФК и методы подготовки к работе, а также особенности данной работы с детьми с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Непомнящих П.А., Клименко О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OFADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION SPECIALISTS INWORKINGWITH CHILDRENWITH DISABILITIES

This article discusses the training of adaptive physical education (APE) specialists necessary to work with children with disabilities. The main criteria of the APE specialist and methods of preparation for work, as well as the features of this work with children with disabilities, are defined.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АФК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

УДК 378.147.227 Непомнящих П.А., Клименко О.Е.

Непомнящих П.А.

студентка факультета физической культуры и спорта Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

Клименко О.Е.

к.пед.н., доцент кафедры педагогики Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АФК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация: в данной статье рассматривается подготовка специалистов адаптивной физической культуры (АФК), необходимая для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Определены основные критерии специалиста АФК и методы подготовки к работе, а также особенности данной работы с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, специалист АФК, дети с ОВЗ, профессиональная подготовка, методика.

На протяжении веков человек стремился поддерживать, развивать и совершенствовать свою физическую форму, показатели здоровья. Для поддержания здоровья организму необходимы занятия физической культурой. Под данным понятием подразумевается некая система ценностей и норм, а также деятельность, направленная на развитие духовных и физических составляющих здоровья [1]. В условиях научно-технического прогресса двигательная активность человека значительно снизилась в связи с появлением множества общедоступных устройств и механизмов, упрощающих жизнь, решающих за человека часть задач. Физическая культура в современных реалиях важна, как

никогда, ведь она напрямую оказывает влияние на самочувствие и параметры здоровья, продлевает жизнь.

В последнее время особое значение приобретает достаточно новое направление физической культуры - адаптивная физическая культура. Адаптивная физкультура решает задачи в приобщении людей с ОВЗ к занятию спортом, разрешении социального дисбаланса между здоровыми людьми и людьми с ОВЗ, отвлечение человека от его болезней и отклонений здоровья посредством общения и активного отдыха.

На сегодняшний день около 15% от населения на нашей планете, это люди с ОВЗ. В России их число граничит с 12 миллионами жителей, среди которых на детей приходится около 1,5 - 2 млн проживающих [6]. Можно сказать, что приблизительно каждый десятый ребёнок в стране нуждается в профессиональной помощи и лечении, реабилитации. К самым распространенным отклонениям относят нарушение речи, зрения и слуха, а также поражение центральной нервной системы (ЦНС), в меньшей мере -отклонения в психическом развитии (рис. 1).

Рис.1. Статистика отклонений в развитии детей с ОВЗ в России по данным на 2023 год.

Для того, чтобы дети с ОВЗ в России полноценно адаптировались в современном обществе и не имели социальных ограничений, применяются следующие методы и программы:

- подготовка и переподготовка профессиональных кадров для работы в данной сфере,

- увеличение доступности получения в различных формах образования,

- внедрение инклюзивного образования, так называемая интегративная программа обучения здоровых детей совместно с детьми с ОВЗ,

- своевременное и доступное медицинское обслуживание для детей с

ОВЗ,

- оказание квалифицированной психологической помощи, проведение консультаций, материальная поддержка от государства,

- коррекционные и реабилитационные курсы и путёвки,

- фонды и ассоциации по поддержке родителей и их кооперации, общению и др [3].

Специалисты АФК, работающие непосредственно с детьми с ОВЗ, должны быть высоко квалифицированы в данной сфере, так как от результатов их деятельности зависит динамика состояния физического и психического здоровья подопечных [4].

На сегодняшний день тренер АФК не обязан иметь профильное высшее медицинское либо спортивно-педагогическое образование, профессиональный стандарт открывает возможность прохождения специализированных профессиональных курсов по подготовке и переподготовке трудовых кадров [5].

Стоит отметить, что данная специальность предусматривает обретение компетенций работы как со взрослыми лицами отклонениями здоровья, так и с детьми, имеющими различные формы проблемы в состоянии здоровья организма. Подготовка специалистов в работе с данными детьми от таковой со взрослыми отличается следующими факторами:

1. Дети проходят формации овладения физическими упражнениями медленнее взрослых, следовательно, в АФК в работе с детьми нужен систематический индивидуальный подход.

2. Дети положительно относятся к большому количеству визуализации. Чтобы заинтересовать детей занятиями АФК необходимо преподносить материал и доносить сведения, приёмы в визуализированном мультипликационном формате.

3. Дети больше подвержены в выражении эмоций, чем взрослые. Специалист АФК должен владеть и применять различные методы регуляции и контролирования эмоционального состояния детей с ОВЗ.

4. Дети нуждаются в помощи взрослого, тем более дети с ОВЗ. Специалист АФК должен быть готовым к постоянному пристальному контакту с ребёнком с ОВЗ и др. [6].

Подготовка специалистов АФК в работе с детьми с ОВЗ включает в себя прохождение медико-биологичесиких разделов, для понимания строения организма и диагнозов у детей, особенностей здоровья. Наряду с этим подготовка специалиста АФК подразумевает изучение психолого-педагогического цикла, который также необходим в последующей работе [8]. Теоретические познания закрепляются практикой, т. к. только на практике будущий специалист получит ясное представление о своей области обучения путём наложения обретённых ранее теоретических сведений, а также опыт и навыки прямого общения с данной группой людей.

Из всего вышесказанного, целесообразно сделать вывод, что специалист АФК является помощником лицам с ОВЗ для достижения адаптации в современном мире, развития физических возможностей посредством организации физкультурных занятий, проведением оздоровительно-реабилитационных мероприятий. Подготовка таковых специалистов для работы с младшей возрастной категорией ведётся с учётом особенностей психологического состояния и физического строения детей с ОВЗ в отличии от взрослых лиц данной категории [8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешин И.Ю., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В. Физическая культура и её роль в общем развитии человека // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3., URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13801 (дата обращения: 03.12.2023);

2. Ермолина, Н. В. Основная концепция профессиональной подготовки специалистов по АФК к работе с семьями, воспитывающими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Н. В. Ермолина // Южнороссийский вестник геологии, географии и глобальной энергии. - 2006. - № 8(21). - С. 157-161. - EDN KVDXIT;

3. Прокофьев, И. Е. Теоретические аспекты проблематики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в условиях современной системы высшего образования / И. Е. Прокофьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2023. - № 2(216). - С. 381-384. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p381-384. - EDN SQMAKM;

4. Работа с обучающимися с овз и детьми-инвалидами. Рекомендации педагога-психолога [Электронный ресурс]. URL: https://dshi-arkh.krd.muzkult.ru/ovz (дата обращения: 05.12.2023);

5. Работа с детьми с ОВЗ. Подари шанс. Благотворительный фонд [Электронный ресурс]. URL: https://chance.su/967-rabota-s-detmi-s-ovz.html (дата обращения: 04.12.2023);

6. Статистика о детях с ОВЗ в России в 2023 году: данные и тренды [Электронный ресурс]. URL: https://investim.guru/obzory/statistika-o-detyah-s-ovz-v-rossii-v-2023-godu-dannye-i-trendy (дата обращения: 04.12.2023);

7. Шеенко, Е. И. Анализ затруднений педагогов в процессе физического воспитания обучающихся в инклюзивных условиях / Е. И. Шеенко, Н. Н. Рыжкова // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - Т. 21, № S1. - С. 45-52. - DOI 10.14529/hsm21s107. - EDN FQIVYF.

Nepomnyashchikh P.A., Klimenko O.E.

Nepomnyashchikh P.A.

Zabaikalsky State University (Chita, Russia)

Klimenko O.E.

Zabaikalsky State University (Chita, Russia)

TRAINING OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION SPECIALISTS IN WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

Abstract: this article discusses the training of adaptive physical education (APE) specialists necessary to work with children with disabilities. The main criteria of the APE specialist and methods of preparation for work, as well as the features of this work with children with disabilities, are defined.

Keywords: adaptive physical education, APE specialist, children with disabilities, vocational training, methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.