Научная статья на тему 'Формирование лидерских компетенций в профессиональной подготовке руководящего состава полиции (зарубежный опыт)'

Формирование лидерских компетенций в профессиональной подготовке руководящего состава полиции (зарубежный опыт) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ ПОЛИЦИИ / POLICE CHIEF / ЛИДЕРСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / LEADERSHIP COMPETENCIES / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / FORMS AND METHODS OF TEACHING / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Психологопедагогическое И Кадровое Обеспечение Деятельности Правоохранительных Органов

В статье анализируется зарубежный опыт подготовки руководящего состава полиции к осуществлению лидерских функций. Автор рассматривает формирование лидерских компетенций в контексте организации обучения в целом, а не на уровне изучения частных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of leadership competencies in the training of police management staff (international experience)

The international experience of training of police management staff to implement leadership functions is analyzed. The author examines the development of leadership competencies in the context of training in general, rather than at the study of particular subjects.

Текст научной работы на тему «Формирование лидерских компетенций в профессиональной подготовке руководящего состава полиции (зарубежный опыт)»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ

обеспечение деятельности правоохранительных органов

И.О. КОТЕНЁВ,

доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат психологических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Формирование лидерских компетенций в профессиональной подготовке руководящего состава полиции (зарубежный опыт)

В статье анализируется зарубежный опыт подготовки руководящего состава полиции к осуществлению лидерских функций. Автор рассматривает формирование лидерских компетенций не на уровне изучения частных дисциплин, а в контексте организации обучения в целом.

руководитель полиции, лидерские компетенции, формы и методы обучения, зарубежный опыт.

Сложный и многофункциональный характер деятельности руководителя полиции в современном демократическом государстве определяет необходимость организации специального профессионального обучения старшего офицерского состава. Такая управленческая подготовка должна, с одной стороны, опираться на имеющийся профессиональный полицейский опыт, включая опыт командования подразделениями, с другой — носить личностно-развивающий характер, содействовать наращиванию профессионально-личностного потенциала будущего руководителя, его лидерских компетенций.

Актуальность изучения сформированных зарубежной практикой концептуальных подходов к содержанию обучения руководящего состава полиции, анализа наиболее эффективных форм, методов и технологий его профессиональной подготовки обусловлена отставанием процессов реформирования ор-

ганов внутренних дел Российской Федерации от европейских тенденций полицейских реформ, проявляющихся не только в развитых демократических государствах, но и в странах, относительно недавно вставших на путь демократического развития. Реформа полиции напрямую связана с реформированием систем полицейского образования, формированием новых моделей полицейского-профессионала и руководителя-лидера.

Процессы реформирования полицейского образования, происходящие в рамках присоединения стран к Болонской декларации, приводят к большей его интернационализации, стандартизации и технологизации, что выражается, в частности, в создании международных организаций, связанных с полицейским образованием, развитии международных полицейских баз знаний, информационных онлайновых образовательных систем1.

Существенное влияние на все содержание полицейского образования оказало принятие в 2001 г. Европейского кодекса полицейской этики (ЕКПЭ). Так, ст. 23 данного Кодекса содержит требования не только к профессиональным, но и к личностным качествам, которым должен отвечать полицейский: «Сотрудники полиции должны быть в состоянии

1 AEPC — Ассоциация европейских полицейских колледжей (Association of European Police Colleges), CEPOL — Колледж

европейской полиции (College of European Police), POLICE — Полицейская онлайновая информационная система, создан-

ная под эгидой ОБСЕ, и др.

проявлять рассудительность, открытость, зрелость, чувство справедливости, коммуникативные способности, а при необходимости — руководящие и организационные качества. Кроме того, они должны хорошо разбираться в социальных, культурных и общинных проблемах» [1].

В Кодексе (ст. 28) содержится рекомендация о том, чтобы за первоначальной общей подготовкой полицейских следовали регулярные периоды повышения квалификации, а при необходимости — специальная подготовка и обучение руководящей и управленческой деятельности.

Перспективы введения в систему полицейского образования2 магистерских программ при подготовке руководителей предполагают необходимость развития педагогических способностей, концептуального мышления, формирования навыков научного анализа проблем правоохранительной деятельности в контексте развития общества. Как показывает анализ зарубежного опыта, особое значение приобретает подготовка полицейских руководителей к реализации лидерских функций, развитие у них соответствующих профессионально-личностных качеств и лидерских компетенций.

В учебно-методических материалах Школы полицейской службы Косово лидерство определяется «как искусство, имеющее отношение к людям и личностям, направленное на то, чтобы побудить их к решению поставленных руководителем задач и тем самым содействовать достижению целей организации» [4]. Следовательно, лидерство — один из инструментов управленческой деятельности, основанный на искусстве оказывать влияние на людей, мотивировать, объединять их во имя достижения социально-значимой цели. Термин «лидерство» подчеркивает межличностный характер управленческой деятельности, то, что руководство всегда персонифицировано.

В то же время управление определяется здесь как «наука, имеющая дело с задачами, фактами и лицами, бюджетными проблемами, организационными структурами, сроками и целями». Управление носит в большей степени объективированный характер, основывается на «вещных» науках — экономике, статистике и др., и также

имеет дело с людьми, но лишь как с элементами организации, ибо «лицо» — это человек вообще, в его статусных, должностных, квалификационных, гендерных и других, но не личностных характеристиках.

Содержание подготовки во многом определяется должностным статусом и местом руководителя в иерархической структуре управ-ления4. Применительно к полиции принято разделять категории обучаемых по принадлежности к одному из трех уровней управления — высшему, среднему или первичному. В зависимости от этого определяется различный объем базовых навыков лидерства, которые необходимо сформировать в процессе обучения (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение основных навыков лидерства на разных уровнях управления полицией

Уровни управления Группы основных навыков лидерства

Высший (стратегический) 1 2 3

Средний (тактический) 1 2 3

Первичный (операциональный) 1 2 3

1 - концептуальные навыки

2 - межперсональные навыки

3 - исполнительские (операциональные) навыки

Такой подход, на наш взгляд, позволяет выстроить адекватную педагогическую модель лидерских компетенций руководителя полиции, которая может быть положена в основу организации обучения сотрудников органов внутренних дел разных должностных категорий.

В практике подготовки руководящего состава полиции, будь то в системе высшего образования или переподготовки и повышения квалификации5, учитываются особенности подхода к обучению взрослых, а также имеющийся у обучаемых профессиональный опыт и специфика необходимой им управленческой квалификации. Хотя «модель выпускника» и не дается в эксплицированном виде, определенное представление о ней можно составить исходя из анализа тематических планов, разработанных для разных уровней полицейского управления и

2 Полицейская академия сегодня — это образовательное учреждение, на которое возложены функции по обучению, подготовке и/или повышению квалификации сотрудников полиции, имеющее возможность проведения научных исследований, функционирующее на образовательном уровне, эквивалентном университету или институту. Обучение в ней рассматривается как важнейшее условие вертикального карьерного роста в полиции.

3 Этой проблеме, в частности, была посвящена конференция, проведенная в июле 2010 г. в Брюсселе под эгидой CEPOL на тему «Лидерство: одаренность или процесс обучения?».

4 Как считает один из крупнейших специалистов по развитию лидерства Дж. Адаир, «лидерство осуществляется на разных уровнях — командном, оперативном, стратегическом, национальном и даже всемирном» [2]. Универсальность феномена лидерства признается как одна из аксиом современного менеджмента.

5 В представительном исследовании 2006 г., выполненном в 22 странах Европейского союза, было выявлено, что программы подготовки руководителей реализуются в 46 полицейских образовательных учреждениях. Дипломы ряда полицейских вузов, осуществляющих подготовку высшего руководящего состава, приравниваются к университетским.

ВЭ О X

£ а О

X 3 X

л

<

и н к

X

л

X о о

03

с

к н и о X

Л

<

и н к

и ^

и к

X

и у

и с

5 И и ш с о

87

И О оэ

О ^

< bS

И

о

bS

и

И IT

S

U

о

U

И

с:

о

и

О <

о

03

0

1

¡S

а

0

X 3

1

J3

<

И

н S I

л

X О

о

03

С

S н и

0

1

J3

<

И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н к

И ^

И S I И ST И

с

S UJ

и ш с о

88

реализуемых полицейскими образовательными учреждениями европейских стран.

Так, по данным того же исследования CEPOL [10], большинство образовательных программ, предназначенных для старшего офицерского состава полиции, нацелено на формирование не сугубо узких практико-управленческих навыков, а, скорее, системы обобщенных навыков, которые еще называют трансферабельными (от англ. transferable — поддающийся переносу). Эти навыки формируются не в процессе освоения каких-либо частных дисциплин, а в результате обучения в целом.

Так, руководители полиции старшего звена в процессе обучения обязаны получить следующие навыки: письменной и устной коммуникации (включая стили научного сообщения, академической дискуссии и искусство аргументации, основываясь на опыте практической деятельности полиции), чтения и конспектирования с выделением ключевых аргументов или доказательств в тексте, работы с библиографией (в частности с системой поиска материалов, опубликованных в электронных источниках), управления временем и его планирования, а также — развить способности к продуктивной групповой работе, аргументированию представляемых данных и доказательств в разных форматах (с учетом характера аудитории), научно обосновывать постановку проблем, связанных с совершенствованием работы полиции, оценивать разноплановую информацию и формулировать адекватные выводы, анализировать количественные и качественные данные, понимать основные статистические процедуры, знать соответствующее программное обеспечение.

В качестве основных методов при подготовке руководителей выступают практические занятия, упражнения, совместная работа в группе, руководство дискуссией, проекты, практическая стажировка. Широко применяются такие методы, как «мозговой штурм», групповая дискуссия, тренинг лидерства и делового общения. Освоение теоретического материала осуществляется в основном в ходе самостоятельной работы над проектами, при подготовке дискуссий и в меньшей степени — на лекционных занятиях, доля которых в структуре учебных планов невелика. Лекции читаются главным образом университетскими профессорами или штатными профессорами полицейского образовательного учреждения, как правило, не являющимися полицейскими. Считается, что в этом воплощается принцип осознания полицейскими руководителями интегрирующей роли полиции в современном обществе. В ряде стран приглашение гражданских профессоров для преподавания в полицейских образовательных учреждениях и посещение слушателями отдельных лекционных курсов, преподаваемых в университетах,

рекомендовано при организации обучения руководителей полиции [7, р. 93].

В качестве примера можно рассмотреть тематику занятий с руководителями среднего звена — старшими офицерами полиции Сербии, отражающую требования к модели полицейского руководителя (табл. 2).

Таблица 2

Тематический план занятий в системе подготовки руководителей среднего звена

№ Темы занятий Кол-во часов

1 Теории организации 6

2 Индивиды и группы в организации 6

3 Культура национальная и организационная 6

4 Гендерные проблемы управления 3

5 Социальная психология 6

6 Управление изменениями 6

7 Обращение с «трудными» сотрудниками 6

8 Самоменеджмент руководителя 6

9 Решение проблем и принятие решений 6

10 Коучинг и обучение 6

11 Лидерство и влияние 6

12 Оценка лидерства 6

13 Менеджмент критических инцидентов 6

14 Психологическая помощь сотрудникам 3

15 Управление расследованием 6

16 Процессуальная деятельность 3

17 Управление операциями 6

18 Планирование в управлении 6

19 Управление коммуникациями 6

20 Общественные связи полиции 6

21 Навыки проведения совещаний 6

22 Навыки ведения переговоров 6

23 Управление конфликтами 6

24 Патрулирование территории 6

25 Управление проектами 3

26 Исследование 3

27 Подготовка результатов исследования 3

28 Статистика 3

29 Бюджет и финансы 3

30 Таможенные процедуры 2

Общее количество часов 152

Пропорция концептуальных, межперсональных и операциональных лидерских навыков, необходимых руководителям тактического управленческого уровня, изложенная нами выше, здесь примерно соблюдена.

Большое внимание в подготовке уделяется вопросам работы с сотрудниками, в частности наставничеству (коучингу), решению гендерных проблем, управлению кризисными ситуациями (критическими инцидентами с участием полицейских), оказанию им необходимой психологической помощи. К числу формируемых в процессе обучения компетенций можно отнести и

управление изменениями (инновационной деятельностью), навыки проведения совещаний, ведения переговоров, управления коммуникативными процессами, включая сферу общественных связей.

Что касается специализированных курсов по лидерству, то они преподаются главным образом в системе повышения квалификации и могут изучаться как по рекомендации, так и на основе самостоятельного выбора. Продолжительность их варьируется от двух до пяти дней. Цель обучения заключается в формировании «лидерского самосознания» руководителя, а также навыков создания, поддержания и развития взаимоотношений как с представителями различных групп населения, так и внутри полицейской организации. Курсы должны закладывать навыки развития доверия общества к полиции, что является условием повышения эффективности ее работы.

В качестве методов обучения используются презентации, ролевые игры, групповая дискуссия, кейсы. Акцент сделан не только на привитии позитивных навыков лидерства, но и на предупреждении негативных проявлений власти, таких как дискриминация отдельных лиц, неуважение чужой точки зрения и мнения других, неумение прощать чужие ошибки, упоение властью над людьми и постоянная уверенность в собственной правоте.

Руководитель-лидер должен уметь формировать атмосферу доверия и деятельного сотрудничества в организации, ставить согласованные, реалистичные и достижимые цели, находить наилучшее применение профессиональным навыкам и энергии подчиненных. Кроме этого, от него требуется готовность к осуществлению таких функций, как формирование гибкого прогноза, постоянная коммуникация, мотивирование, консультирование и обучение сотрудников, поддержание высоких нравственно-этических стандартов.

В процессе обучения руководители полиции осваивают современные модели и технологии лидерства (лидерство, основанное на делегировании, трансформационное лидерство, центрированное на действии лидерство), а также различные лидерские роли (инноватор, коучер, генератор позитивных взаимоотношений, слушатель и др.).

Думается, что реформа полиции в странах Европы осуществляется в тесной связи с реформированием высшего полицейского образования и системы подготовки кадров для полиции в целом. Идеология реформ полиции и изменение подходов к организации профессионального обучения во многом обусловлена принятием Европейского кодекса полицейской этики (2001 г.), а также применением положений Болонской декларации.

Современные требования к руководителю полиции предполагают высокий уровень его образованности, профессиональной и личностной компетентности, наличие готовности к осуществлению лидерских функций не только внутри полиции, но и в обществе в целом. Следовательно, необходимо вывести программы обучения за рамки формирования узкопрофессиональных навыков и умений, приблизив их к университетским, включая в них элементы программ магистерского уровня.

Существенные изменения претерпевает как само содержание программ управленческой подготовки полицейских, так и реализуемые в процессе обучения педагогические принципы, формы, методы и технологии обучения. Трансформируется и «модель выпускника» полицейской академии, от будущих руководителей требуется обладание системой обобщенных концептуальных, межличностных и операциональных навыков.

Развивающее обучение, нацеленное на формирование лидерских компетенций, является своеобразной альтернативой традиционному дидактическому подходу к построению учебного процесса в полицейских образовательных учреждениях. Соответствующие образовательные технологии достаточно широко представлены в практике подготовки руководителей полиции стран Европы, например, в виде комплекса дистанционных, групповых, тренинговых, дискуссионных, проектных и других активных методов обучения.

Список литературы

1. Европейский кодекс полицейской этики. Русская официальная версия. Рекомендация Rec. (2001)10. Принята Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001 г.

2. Адаир Дж. Психология лидерства. М., 2007.

3. Психология современного лидерства: Американские исследования / ред.-сост. Дж. П. Канджеми и К. Дж. Ковальски. М., 2007.

4. Action-centered leadership and influencing behaviours: Lesson Plan. Kosovo Police Service School, 2005.

5. Conner M.L. Learning, The Critical Technology. A Whitepaper on Adult Education in the Information Age (1995). URL: http://learnativ-ity. com/ download/Learning Whitepaper9 6. pdf (2 July 2006).

6. Guidebook on Democratic Policing / by the Senior Police Adviser to the OSCE Secretary General. Vienna, 2008, 2nd Edition.

7. Independent Commission on Policing for Northern Ireland, A New Beginning: Policing in Northern Ireland (op.cit., 160).

03 О X

2S

a

О

X

X

л

<

UJ H

s

X

X о о

03 %

С

s н u о X

Л

<

Ы

н к

UJ ^

UJ

s

X

UJ IT

UJ

с

S UJ и Ш С О

89

UJ О оэ

О <

bS

оа О X

¡S

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

X 3 X

л

<

uj н S X

л X о о оа

С

S н и

0

1

л

<

UJ

н к

UJ ^

UJ S I UJ IT UJ

с

UJ

о

bS

и

UJ IT

s

u

о

u

UJ

с:

о

u

о <

о _

S UJ

и ta с о

90

8. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education: From Pedagogy to Andragogy (revised and updated). New York, 1980.

9. Stevens D.J. Community Policing and Managerial Techniques: Total Quality Management Techniques / The Police Journal. 2001. v. 74.

10. Survey on European Police Education and Training (SEPE). Final Report. Apeldoorn, Lisboa, Bram-shill. November 2006.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

А.М. СТОЛЯРЕНКО,

профессор кафедры психологии, педагогики и работы с кадрами, доктор психологических наук, доктор педагогических наук (Академия управления МВД России)

Профессионально-личностные ориентации в модернизации деятельности образовательных учреждений МВД России

В статье рассматривается степень влияния высшего образования на формирование профессионалов-личностей, указывается на необходимость модернизации образования в системе МВД России. Автор исследует значение профессионально-личностных ориента-ций в модернизации образования, отмечает важность научного подхода к образованию как профессионально-личностно ориентированному, необходимость системного, педагогически адекватного построения образования и преодоления проявлений педагогической некомпетентности, существующей в практике.

степень влияния высшего образования; опережающий характер высшего образования; модернизация высшего образования; профессионально-личностно ориентированное образование; научность построения образования, педагогическая адекватность построения образования; педагогический профессионализм; образовательный мониторинг.

ачество кадров органов внутренних дел

ачество кадров органов внутренних дел

всегда было основой качества выполнения ими важной государственной и общественной функции укрепления правопорядка и законности в стране. В условиях переживаемых ныне трудностей и необходимости устранения имеющихся недостатков повышение качества кадров стало решающим. Существенный вклад в решение существующих проблем призваны внести образовательные учреждения всех уровней системы МВД России. В контексте прово-

димой в стране политики общей модернизации уместно говорить и о модернизации деятельности учебных заведений, в частности системы органов внутренних дел.

Во-первых, общеизвестна закономерная и неустранимая зависимость свойств и качеств продукта труда от свойств и качеств человека — субъекта труда. Здесь имеется в виду, что свойства и качества человека (цель, мотив, умелость, способности) неизбежно материализуются, воплощаясь и запечатлеваясь в свойствах и качествах производимого им продукта — результата труда. У знающего, умелого, добросовестного, честного, гуманного, демократичного, уважающего других людей человека он один, у человека, не обладающего такими достоинствами, — другой. По особенностям продукта труда в большинстве случаев можно точно и полно рассказать о его творце как о профессионале и личности.

Каждый человек сталкивался и с низким уровнем профессиональной обученности, и с дефицитом личности субъекта труда и производимого им продукта. Распространенные качества — непрофессионализм, недобросовестность, обман, подделка, криминал, мошенничество, вымогательство, коррупция и проч. влекут многочисленные примеры, в частности: выпуск пищевых продуктов с вредными для здоровья добавками, подделка лекарств, реклама дефектного товара, попадающего в продажу с ведома производителя, уклонение чиновников от своих обязанностей, игнорирование сотрудниками органов внутренних дел обращений граждан и т. д. Корень этого явления главным образом в том, что работники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.