Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ПОДРОСТОК / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / LEADER / LEADERSHIP / LEADERSHIP QUALITIES / TEENAGER / CHILDREN'S CAMP / PROJECT ACTIVITIES / SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёва Е.А.

Рассматривается проблема изучения лидерских качеств и особенности их формирования у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. Проанализированы типы лидеров, типология лидерства, лидерские роли в социальной психологии. Раскрыты сущность понятий «лидер», «лидерство», предпосылки формирования и характерные черты лидерства в подростковом возрасте. Представлена реализация проекта по формированию лидерских качеств подростков «Школа лидера» (разработан и апробирован автором на базе детского оздоровительного лагеря «Купалинка», Гродно) в ходе основных его этапов: диагностико-мотивирующего, обучающе-деятельностного и рефлексивного. Определена роль проектной деятельности в формировании лидерских качеств подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалёва Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING LEADERSHIP QUALITIES OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF CHILDREN'S HEALTH CAMP

The article is devoted to the problem of studying leadership qualities and the peculiarities of their formation in adolescents in a children's health camp. The introduction reflects the relevance of the topic, due to the need to study leadership potential and develop new ways of organizing educational activities with adolescent children. The main part of the article analyzes and presents the types of leaders, the typology of leadership, leadership roles in social psychology. The essence of the notions “leader”, “leadership”, prerequisites of formation and characteristic features of leadership in adolescence are revealed. The author has developed and tested a project on the formation of leadership qualities of adolescents “School of the Leader” on the basis of the Kupalink children's recreation camp in Grodno camp. The article presents the implementation of the project during its main stages: diagnostics-motivating, training-activity and reflexive. As a result of the organization of the project, the conditions for successful formation of leadership qualities of adolescents in a children's recreation camp have been developed. The conclusion presents conclusions about the significance of project activities for the formation of leadership qualities of adolescents in a children's health camp.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ»

УДК 59.922.8:316.46

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

ЕА. КОВАЛЁВА (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы)

Рассматривается проблема изучения лидерских качеств и особенности их формирования у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. Проанализированы типы лидеров, типология лидерства, лидерские роли в социальной психологии. Раскрыты сущность понятий «лидер», «лидерство», предпосылки формирования и характерные черты лидерства в подростковом возрасте. Представлена реализация проекта по формированию лидерских качеств подростков «Школа лидера» (разработан и апробирован автором на базе детского оздоровительного лагеря «Купалинка», Гродно) в ходе основных его этапов: диагностико-мотивирующего, обучающе-деятельностного и рефлексивного. Определена роль проектной деятельности в формировании лидерских качеств подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Ключевые слова: лидер, лидерство, лидерские качества, подросток, детский оздоровительный лагерь, проектная деятельность, социальная среда.

Введение. Происходящие в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся, уверенной, умеющей брать ответственность на себя, принимать решения, плодотворно взаимодействовать с другими. Именно поэтому общество сегодня особенно нуждается в гражданах, способных по-новому взглянуть на насущные проблемы и вести за собой. Наиболее значимыми качествами личности в развивающемся мировом сообществе становятся активность, мобильность, конкурентоспособность. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, т.к. именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни [1]. Для собственной успешности в социуме подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране.

Основная часть. Одной из задач Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь является создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности обучающегося [2]. Таким образом, современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах.

Подростковый период - период завершения детства, переходный от детства к взрослости. Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками, к самостоятельности и независимости, признанию своих прав со стороны других людей [3].

Указывая на особую актуальность проблемы формирования лидерских умений и навыков, необходимо отметить характерные черты лидерства в подростковом возрасте. Будучи включенными в социальные отношения, современные подростки оказываются в непростой ситуации. Природные предпосылки развития социальной активности, закономерно присущие подросткам, не находят своей позитивной реализации. Психологическая готовность действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной, и как следствие, резко снижается интерес к другим людям, снижается уровень развития социально значимых умений взаимодействия сотрудничества и партнерства.

В подростковом возрасте возникает актуальная потребность самоутверждения, самореализации, в т.ч. и в лидерской деятельности. Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в педагогике и в психологии разных стран мира. Растет ее популярность в отечественной психолого-педагогической науке и образовательной практике. Формирование лидеров - не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания, где сам обучающийся был бы активным участником, субъектом собственного становления. Подростку в современных условиях конкуренции необходимы знания и умения,

с помощью которых он сможет не только проявлять жизненную позицию. Наличие лидерских качеств у подростка позволяет ему уверенно себя чувствовать, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой цели и задачи. Данное новообразование положительно влияет на сплоченность коллектива, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между подростками, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, создает возможности разрешения и предупреждения конфликтов в коллективе. Склонности и способности человека во многом предопределены генетически. В отличие от них лидерство с детских лет в значительной мере формируется окружающей социальной средой: семьей, школой, учреждениями дополнительного образования, СМИ [1].

Проблема формирования лидерства рассматривалась исследователями с разных позиций: как процесс межличностного влияния (А.В. Морозов); как механизм интеграции группы, групповой деятельности (В.Б. Ольшанский); как средство координации, организации отношений членов социальной группы, средство управления ими (Р.Л. Кричевский); как форма власти (Ж. Блондель); как социально-психический феномен, обеспечивающий повышение эффективности официального руководства (Б. Д. Парыгин).

В свою очередь, Б.Д. Парыгин определяет типологию лидерства на основании следующих критериев:

- по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, выдвигающий задачу; исполнитель, организатор, «мозговой центр»; лидер, совмещающий в себе все эти функции;

- по стилю руководства: авторитарный, демократический, смешанный;

- по характеру деятельности: универсальный и ситуативный [4, с. 167].

Что касается сферы взаимоотношений, Н.П. Аникеева классифицирует типы лидеров следующим образом:

- формальный (или официальный) лидер, выбранный или назначенный на лидерские позиции: староста, комсорг, капитан команды и т.д., официально отвечающий за деятельность данного коллектива;

- неформальный (или неофициальный) лидер, который обладает общепризнанным авторитетом, хотя и не занимает официальных руководящих позиций;

- лидер, являющийся и формальным, и неофициальным одновременно [5, с. 156].

Термин «лидер» происходит от английского leader - ведущий. В педагогической литературе проблема лидерства в молодежных коллективах чаще всего анализируется через понятие «актив». Лидером является член группы с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для нее ситуациях, оосуществляющий руководство и фактически ведущий за собой группу.

По мнению Р.Л. Кричевского, лидер - это член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий [6]. С точки зрения А.И. Уманского, лидер - это член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы [7].

В социальной психологии выделяются две основные лидерские роли. Роль делового лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи (например, реализация трудовой, учебной деятельности). Роль эмоционального лидера содержит действия, относящиеся главным образом к сфере межличностного общения в группе. Лидер способен в значимых ситуациях оказывать существенное влияние на поведение остальных участников, руководить ими. Однако понятия «лидер» и «руководство» не совпадают. В отличие от руководителя, лидер не назначается официально, не наделяется формально какими-либо полномочиями и не несет законной ответственности за состояние дел в группе [6].

Лидерство трактуется как искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности.

Личностные качества настоящего лидера - открытость, решительность и смелость, любознательность, умение слушать других, внимательность и критическая настроенность, уверенность и спокойствие, гибкость и чувствительность, богатый жизненный опыт, свобода от предрассудков, ориентация на результат, а не на процесс.

Формирование лидерских качеств подростка эффективно реализуется при условии включения его в педагогически организованную среду общества и интеграцию с ней. В связи с этим становится актуальной организация совместной коллективной деятельности для современного подростка, которая будет способствовать формированию таких лидерских качеств, как открытость, решительность, смелость, любознательность, внимательность, уверенность и ответственность.

Одно из условий успешного формирования лидерских качеств у детей подросткового возраста, на наш взгляд, - организация педагогической работы в летнем оздоровительном лагере, который в полной

мере способствует не только оптимальной организации коллективной деятельности, но и успешному взаимодействию подростков внутри коллектива.

Летний оздоровительный лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного пола, разного уровня развития, а с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества, физического, нравственного и эстетического воспитания ребенка

В детском лагере дети основную часть времени проводят со своими сверстниками, т.к. именно они играют большую роль в развитии личности. Сверстник, в отличие от взрослого, является образцом или примером для подражания, а также своеобразной меркой для оценки себя на уровне реальных возможностей:

- сверстник находится в ближайшем окружении, его легче понять;

- сверстник выступает в близких и понятных для него ситуациях;

- подростку легче сравнивать себя со сверстником, оценивать и осознавать собственные успехи и недостатки.

Постоянно взаимодействуя с другими детьми в детском лагере, подросток стремится занять достойное место в коллективе, что является одним из преобладающих мотивов поведения и деятельности подростка. Как отмечает Л. И. Божович, потребность в самоутверждении настолько сильна в подростковом возрасте, что подросток готов ради признания товарищей на многое: он может даже пожертвовать своими взглядами и убеждениями и совершить действия, которые расходятся с его нравственными установками [8].

Учитывая особую актуальность данной проблемы на современном этапе, нами был организован проект по формированию лидерских качеств подростков «Школа лидера» на базе детского оздоровительного лагеря «Купалинка», Гродно. В реализации проекта приняли участие дети 1-2 отрядов в возрасте 12-14 лет.

Цель проекта - формирование лидерских качеств у детей подросткового возраста в различных видах общественной и личностно значимой деятельности.

Задачи проекта:

1. Развитие творческих, организаторских и коммуникативных способностей в информационно-коммуникативной сфере.

2. Создание условий для самореализации подростков и повышения их деловой и социальной активности в различных видах продуктивной деятельности.

3. Формирование у подростков таких лидерских качеств, как инициативность, решительность, смелость, любознательность, внимательность, открытость, уверенность и ответственность.

Реализация проекта «Школа лидера» осуществлялась поэтапно, т.е. в ходе диагностико-мотиви-рующего, обучающе-деятельностного и рефлексивного этапов работы.

Диагностико-мотивирующий этап направлен на выявление воспитанников, обладающих лидерскими способностями. Для реализации поставленных задач был использован диагностический инструментарий для определения лидерских качеств, коммуникативных и организаторских способностей, а также изучения мотивационных аспектов самореализации личности подростка в социально значимой деятельностной сфере.

Целью обучающе-деятельностного этапа проекта явилось формирование лидерских качеств у подростков и обучение группы молодежных лидеров способам эффективного лидерского поведения. Основными задачами выступили:

- развитие лидерских качеств и способностей;

- обучение приемам делового общения;

- обучение методам эффективного решения проблем;

- обучение приемам командообразования и взаимодействия в команде;

- обучение способам саморегуляции.

Для реализации поставленных задач с участниками проекта были организованы обучающие занятия, обеспечивающие принцип комплексного образовательного и тренингового взаимодействия с подростками. В процессе работы применялись эвристические задания, игровые методы, беседы, тренинговые упражнения, тесты, а также активное включение подростков в различные виды общественной и личностно значимой деятельности. Так, например, на занятиях были использованы такие игровые формы и методы работы, как игры на командообразование, на сплочение коллектива, ролевые, деловые игры, квесты и социально-психологические игры («Кораблекрушение», «Лидер», «Пойми меня», «Веревочка», «Скала», «Фигура»). Кроме того, активно применялись игровые задания на развитие коммуникабельности,

сопереживания, ответственности, решительности, инициативности, самоуважения. Вместе с тем подростки «Школы лидера» активно участвовали во всех мероприятиях и конкурсах лагеря, помогали в организации и проведении различных акций и развлекательных программ, лагерных соревнований и тематических вечеров. Особое внимание уделялось сотрудничеству и взаимопомощи подростков с воспитанниками из других отрядов лагеря в организации различных видов деятельности. Помогая младшим воспитанникам в участии и организации лагерной жизни, подростки получили возможность проявить свою социальную позицию и активность, умение брать ответственность на себя, тем самым, раскрывая свой лидерский потенциал во взаимодействии с разновозрастными членами коллектива.

Итогом реализации проекта явился рефлексивный этап, предполагающий проведение рефлексивного анализа и самооценки результатов проведенной работы «Школы лидера». Было организовано итоговое занятие «Секрет успеха», в ходе которого подростки активно участвовали в проведении рефлексии с применением арт-терапевтических методов.

В результате реализации проекта «Школа лидера» в условиях детского оздоровительного лагеря подростки имели возможность:

- приобретения опыта совместной деятельности по реализации возрастных интересов и решению социальных проблем;

- самоутверждения в активной социальной роли, проявления ее в ходе реализации программы;

- получения собственного опыта в социально-значимой деятельности и его рефлексии;

- формирования лидерских качеств;

- развития навыков коммуникации в разновозрастной группе как одного из средств поддержки собственной активности;

- приобретения опыта самостоятельной проектной деятельности по решению значимых задач.

Итак, основными условиями успешного формирования лидерских качеств подростков в детском

оздоровительном лагере является соблюдение ряда требований:

- систематическое включение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;

- сочетание психолого-педагогических приемов, способствующих осознанному включению каждого подростка в зависимости от индивидуальных возможностей в специально организованную деятельность, обеспечивающих положительный эмоциональный настрой на выполнение поставленных задач своей деятельности (создание ситуации успеха);

- использование технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора);

- систематическая работа по оптимизации стиля взаимоотношений между подростками, по созданию обстановки сотрудничества и взаимопомощи.

Заключение. Таким образом, реализация проекта «Школа лидера» в условиях детского оздоровительного лагеря с детьми подросткового возраста сегодня актуальна, достаточно эффективна и целесообразна для решения проблемы формирования лидерских качеств и способностей, являющихся предпосылками для успешного включения подростков в социальные отношения.

Детский оздоровительный лагерь предоставляет возможность добровольного участия в совместной деятельности для решения конкретных задач, а также создает эффективные условия для развития социальной активности, умения взаимодействовать с людьми, удовлетворения потребности подростка в равноправном положении со взрослыми, актуализации своих возможностей. В процессе реализации проектной деятельности по формированию лидерских качеств в детском лагере подросток самосовершенствуется, познает себя и развивает свой лидерский потенциал путем активного включения его в социальные отношения в педагогически организованной среде общества и интеграцию с ней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, О.И. Феномен лидерства / О.И. Андреева. - Киев : Освита, 2004. - 312 с.

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс] : утв. постановлением М-ва образования Респ. Беларусь от 15.07.2015 № 82. - Режим доступа: http://adu.by/ru/rukovoditelyam/organizatsiya-vospitaniya.html. - Дата доступа: 14.06.2019.

3. Долгова, В.И. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте / В.И. Долгова, Н.В. Цветкова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. - 2014. - № 7. -С. 89-98.

4. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива / Б.Д. Парыгин. - М. : Наука, 1981. - 192 с.

5. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеев. - М. : Просвещение, 2011. - 224 с.

6. Кричевский, P.JI. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Дело, 1996. - 384 с.

7. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности / Л.И. Уманский. - М. : Педагогика, 1980. - 160 с.

8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1986. -464 с.

Поступила 10.04.2019

FORMING LEADERSHIP QUALITIES OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF CHILDREN'S HEALTH CAMP

E. KOVALEVA

The article is devoted to the problem of studying leadership qualities and the peculiarities of their formation in adolescents in a children's health camp. The introduction reflects the relevance of the topic, due to the need to study leadership potential and develop new ways of organizing educational activities with adolescent children.

The main part of the article analyzes and presents the types of leaders, the typology of leadership, leadership roles in social psychology. The essence of the notions "leader", "leadership", prerequisites of formation and characteristic features of leadership in adolescence are revealed. The author has developed and tested a project on the formation of leadership qualities of adolescents "School of the Leader" on the basis of the Kupalink children's recreation camp in Grodno camp. The article presents the implementation of the project during its main stages: diagnostics-motivating, training-activity and reflexive. As a result of the organization of the project, the conditions for successful formation of leadership qualities of adolescents in a children's recreation camp have been developed.

The conclusion presents conclusions about the significance of project activities for the formation of leadership qualities of adolescents in a children's health camp.

Keywords: leader, leadership, leadership qualities, teenager, children's camp, project activities, social environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.