Научная статья на тему 'Формирование личностного модуса через учебную ситуацию'

Формирование личностного модуса через учебную ситуацию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / WORLD ART CULTURE / ЛИЧНОСТНЫЙ МОДУС / PERSONAL MODUS / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / PERSONAL RESULTS / УЧЕБНАЯСИТУАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / THE FEDERAL STATE EDUCA-TIONAL STANDARD / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / AN EDUCATIONAL PROCESS / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / AN EDUCATIONAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Наталья Витальевна

Введение федеральных государственных образовательных стандартов для педагога образовательнойорганизации это переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной, личностно-ориентированной, это поиск и нахождение личностного смысла в предмете (и учителем, и учащимися). Акцентстандартами сделан не на содержании образования (его нет в нормативном документе), а на непосредственномдостижении планируемых результатов, которые определены как личностные, метапредметные и предметные. Всвязи с этим особое внимание уделяется выбору технологий, методов, приемов обучения и форм организацииобразовательного процесса, которые позволили бы выполнить главные требования стандарта. Статья посвященавопросу формирования личностного модуса через применение в образовательном процессе учебной ситуации.Поскольку мировая художественная культура как учебный предмет основной целью ставит воспитаниеличности, то и учебная ситуация рассматривается нами на уроке как особая организация учебного процесса, вкотором на первый план выходят личностные результаты. Анализируется учебная ситуация «Виртуальнаягалерея», смоделированная на основе реальной и апробированная на учащихся одиннадцатых классов одной изшкол Ярославля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Наталья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Personal Modus by Means of the Educational Situation

Introduction of the Federal state educational standards for the teacher of the educational organization is a transferfrom the knowledge paradigm of education to the competence-based, personal oriented one, it is a search and finding ofthe personal sense in the subject (both by the teacher and pupils). The emphasis is placed not on the content of educa-tion by the standards (it isn''t presented in the normative document) but on direct achievement of the planned resultswhich are determined as personal, metasubject and subject. This causes a special attention to the choice of technologies,methods, ways of training and forms of the educational process organization which would allow to do the main re-quirements of the standard. The article is devoted to the question of the personal modus formation by means of the use of the training situationin the educational process. The world art culture as a subject regards education of the personality as the main objective,and the educational situation is considered by us at the lesson as a special organization of the educational process wherepersonal results are highlighted. The educational situation "the Virtual Gallery" is analyzed, it was simulated on the ba-sis of the real one and was approved on eleventh-form pupils of one of Yaroslavl schools.

Текст научной работы на тему «Формирование личностного модуса через учебную ситуацию»

КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ

УДК 008:316.42

Н. В. Киселева

Формирование личностного модуса через учебную ситуацию

Введение федеральных государственных образовательных стандартов для педагога образовательной организации - это переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной, личностно-ориентированной, это поиск и нахождение личностного смысла в предмете (и учителем, и учащимися). Акцент стандартами сделан не на содержании образования (его нет в нормативном документе), а на непосредственном достижении планируемых результатов, которые определены как личностные, метапредметные и предметные. В связи с этим особое внимание уделяется выбору технологий, методов, приемов обучения и форм организации образовательного процесса, которые позволили бы выполнить главные требования стандарта. Статья посвящена вопросу формирования личностного модуса через применение в образовательном процессе учебной ситуации. Поскольку мировая художественная культура как учебный предмет основной целью ставит воспитание личности, то и учебная ситуация рассматривается нами на уроке как особая организация учебного процесса, в котором на первый план выходят личностные результаты. Анализируется учебная ситуация «Виртуальная галерея», смоделированная на основе реальной и апробированная на учащихся одиннадцатых классов одной из школ Ярославля.

Ключевые слова: мировая художественная культура, личностный модус, личностные результаты, учебная ситуация, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, восприятие.

CULTURE CONFORMABLE PRACTICES

N. V. Kiseliova

Formation of the Personal Modus by Means of the Educational Situation

Introduction of the Federal state educational standards for the teacher of the educational organization is a transfer from the knowledge paradigm of education to the competence-based, personal oriented one, it is a search and finding of the personal sense in the subject (both by the teacher and pupils). The emphasis is placed not on the content of education by the standards (it isn't presented in the normative document) but on direct achievement of the planned results which are determined as personal, metasubject and subject. This causes a special attention to the choice of technologies, methods, ways of training and forms of the educational process organization which would allow to do the main requirements of the standard.

The article is devoted to the question of the personal modus formation by means of the use of the training situation in the educational process. The world art culture as a subject regards education of the personality as the main objective, and the educational situation is considered by us at the lesson as a special organization of the educational process where personal results are highlighted. The educational situation "the Virtual Gallery" is analyzed, it was simulated on the basis of the real one and was approved on eleventh-form pupils of one of Yaroslavl schools.

Keywords: world art culture, a personal modus, personal results, an educational situation, the Federal state educational standard, an educational process, perception.

Для изучения мировой художественной куль- альность имеет личностный модус, формирова-туры современными школьниками особую акту- ние которого столь важно в условиях деперсо-

© Киселева Н. В., 2015

нификации юных людей, живущих в информационном обществе. Не просто обучение как приобретение корпуса знаний, не просто научение определенным навыкам анализа либо обобщения впечатлений, но эстетическое воспитание как непрерывный процесс личностно мотивированного взаимодействия ребенка с миром художественных ценностей - вот та культуросообразная ситуация, которая моделируется нами на практике и обобщается теоретически.

Немаловажно учитывать процессы, происходящие непосредственно в современном образовании как культурной институции: имеется в виду попытка сместить акцент с формальной эффективности передачи знаний на изучение глубинных оснований, на создание условий для формирования атмосферы учебной деятельности, превращающей ученика в субъект, заинтересованный в учении как саморазвитии. Об этом свидетельствует введение федеральных государственных образовательных стандартов на ступени начального (сентябрь 2011 г.) и основного общего образования (в Ярославской области с сентября 2014 г., по России - с сентября 2015 г.). Главное отличие новых стандартов состоит в том, что они ориентированы не на содержание предмета, а на планируемые результаты: личностные, ме-тапредметные и предметные. Именно на уроках искусства формируются личностные универсальные учебные действия, так как духовные ценности a priori имеют личностный характер и вырабатываться должны самостоятельно. Именно мировая художественная культура обеспечивает формирование опыта «самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Формированию личностного модуса была посвящена диссертация «Культурологический подход к изучению искусства современными школьниками». Продолжая разговор, хочется еще раз отметить, что понятие «личностный модус» в изучении художественной культуры каждым субъектом образовательного процесса осуществляется по-разному: для педагога - это поиск и выбор новых лично для каждого, актуальных, эмоционально действенных способов преподавания учебного предмета, постижение которого позволяет формировать как конкретный эстетический опыт, так и в целом личность ученика как зрителя, слушателя и читателя; для ученика - это восприятие искусства с помощью привычных лично ему либо, напротив, новых лично для него форм, способов, путей, приемов восприятия (по-

нимания) явлений искусства в их уникальности и целостности.

Занимаясь изучением способов формирования личностного модуса, мы отталкивались от предположения, что он, необходимый в ходе обучения школьников предмету «Мировая художественная культура» и, соответственно, в ходе их эстетического воспитания, наиболее успешно, результативно и при этом последовательно реализуется при моделировании образовательной среды на основе сочетания игровых и информационных технологий. Сегодня можно говорить еще об одном способе - учебной ситуации. Это связано со смещением акцента в образовании: с минимума содержания образования (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 г.) на планируемые результаты (Федеральный государственный образовательный стандарт 2010 г). Поскольку основная цель изучения предмета состоит в том, чтобы на основе приобщения к опыту различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетические представления, то учебная ситуация в этих условиях более значима для постижения искусства современными школьниками.

В свое время урок - информационная программа «Хроника событий» и урок - пресс-конференция с импрессионистами рассматривались нами через призму игровых технологий -способов организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала с очень большим объемом информации (то есть минимум содержания образования, а через него формирование личностного модуса). Но оба урока по сути своей были сотканы из учебных ситуаций. Старшеклассникам предлагалась ситуация подготовки пресс-конференции. Ученики должны были примерить роль одного из художников-импрессионистов, изучить его творчество и на пресс-конференции от первого лица отвечать на вопросы журналистов, которыми являлись тоже учащиеся. Но учебная ситуация не рассматривалась нами как самостоятельный способ формирования личностного модуса, она была только частью игры.

Сегодня мы говорим об учебной ситуации как об особой организации учебного процесса, в котором на первый план (на уроках мировой художественной культуры) выходят личностные результаты - готовность и способность старшеклассников к саморазвитию и личностному самоопределению, к формированию потребности в

личностном контакте с произведениями искусства. Это можно объяснить тем, что для старшеклассников имеет значение подчеркнутая интеллектуализация ситуации.

Элементами структуры учебной ситуации могут выступать описание ситуации, роль учащихся, результат и последовательность действий, которые приведут к запланированному результату. Последний элемент может отсутствовать, тем самым усложняя действия учащихся и повышая самостоятельность при решении поставленной задачи.

Рассмотрим учебную ситуацию «Виртуальная галерея», разработанную автором статьи для учащихся 11 класса в рамках изучения темы «Художественная культура начала XIX века».

Погружение в мир искусства началось со слов учителя, который описал возникшую ситуацию. Она заключалась в следующем: несколько музеев мира решили организовать выставку самых известных произведений конца XVIII - начала XIX в. Лувр предложил несколько произведений французских художников, среди которых картины Жан Луи Давида «Клятва Горациев», Теодора Жерико «Плот «Медузы», Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» и Антуана Гро «Наполеон на Аркольском мосту». Музей современного искусства в Брюсселе предоставил картину Жан Луи Давида «Смерть Марата». Государственные музеи Германии, обладатели богатой коллекции немецкого художника Каспара Давида Фридриха, выставили несколько его картин. Лондонская Галерея Тейта предложила включить в выставку произведение Уильяма Тернера «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы». Испания в лице Музея Прадо в Мадриде подключилась к этой идее, выставив произведения Франциска Гойи «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» и «Портрет королевской семьи». Проблема возникла с тем, по какому принципу объединить произведения искусства. Территориальный и временной отвергли все музеи мира.

Каждый становился координатором выставки и должен был представить свой проект ее организации. Учащимся была предложена определенная последовательность действий для решения поставленной задачи. Им нужно было проанализировать картины, изучить информацию, предложенную музеями в дополнение к произведениям искусства (ученики могли воспользоваться и самостоятельными источниками, в том числе из интернета), сформулировать тему вы-

ставки, определить количество залов, необходимых для размещения коллекции по выявленным общим принципам (например, художественный стиль (направление, метод), идея, композиция, сюжет, цвет, манера письма и т. д.). Заключительным шагом стала презентации проекта организации выставки.

Мы понимаем, что ту последовательность действий, которая была прописана автором статьи для учащихся, можно было бы не предлагать, так как учебная деятельность старших школьников предъявляет достаточно высокие требования к их активности и самостоятельности. Но сыграли роль три немаловажных фактора.

Во-первых, в ходе наблюдений за работой старшеклассников приходим к выводу, что они не обладают высоким уровнем организационных умений (рефлексивными универсальными учебными действиями, как их определяет Федеральный государственный образовательный стандарт). Под организационными умениями понимается умение наметить цель своей деятельности, определить пути ее реализации, спланировать процесс работы, проконтролировать результаты.

Во-вторых, учебный предмет «Мировая художественная культура» для учащихся является предметом сложным, поскольку требует соединения знаний по разным предметам (истории, географии, музыке, изобразительному искусству, литературе и др.); определенных умений, необходимых при изучении художественной культуры, например, усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, понимать специфику художественного образа в различных видах искусства, описывать явления, используя специальную терминологию. Сюда же можно отнести отношение учащихся к предмету как «необязательному», который на ЕГЭ не сдается.

В-третьих, основная задача учебной ситуации при изучении мировой художественной культуры, по нашему мнению, заключается в осуществлении диалога между школьником и произведением искусства, организационная роль при этом отводится учителю, а непосредственный процесс восприятия искусства или процесс первоначального восприятия, сопереживания осуществляется школьниками самостоятельно.

Таким образом, изучая произведения искусства, анализируя их особенности, сопоставляя и классифицируя, учащиеся постигают особый мир художественной культуры со своими законами и

правилами. Самое важное, что постижение мира искусства осуществляется без посредников (имеется в виду педагог). Здесь представлен диалог только между учеником и произведением искусства. И, решая проблему, обозначенную учебной ситуацией, смоделированной на основе реальной, старшеклассники решают, в первую очередь, проблему не предметного характера, а личностного: удовлетворяют потребность в самовыражении и самореализации.

Библиографический список

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст]; сост. Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011 - С. 125-126 (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. (Стандарты второго поколения).

Bibliograficheskij spisok

1. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma obrazovatel'nogo uchrezhdenija. Osnovnaja shkola [Tekst] / sost. E. S. Savinov. - M.: Pros-veshhenie, 2011 - S. 125-126 (Standarty vtorogo pokolenija).

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija [Tekst] / M-vo obrazovanija i nauki Ros. Federacii. - M.: Prosveshhenie, 2011. - 48 s. (Standarty vtorogo pokolenija).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.