КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Н.В. КИСЕЛЕВА
Личностный модус в изучении художественной культуры (опыт общеобразовательных школ)
Статья посвящена результатам исследований, проводимых в общеобразовательных школах по поводу восприятия таких форм организации уроков, как игровые и информационные, которые значимы не только с точки зрения формирования личностного модуса, но и соответствуют основным целям образовательной политики российского государства.
The article is devoted to the results of the research which has been carried out in comprehensive schools and concerns learners’ attitude to lesson forms which are based on information and game technologies and are relevant not only from the point of view of forming the personal modus but also correspond with the major goals of the educational policy of the Russian Federation.
В последние годы статус культурологического образования школьников значительно изменился. Это обусловлено положениями «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», которые определяют следующие цели развития общего образования: «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков» [1]. Из основных задач выделяются такие, как: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [2].
В связи с поставленными задачами возросла и роль предметов культурологического цикла: мировой художественной культуры, эстетики, истории религии, этики. Это обусловлено и особенностями данных предметов, которые ориентируются на глубокое проникновение во внутренний мир ребенка, на тесное соединение мышления и эмоций, сознания и деятельности.
Для нашего исследования были выбраны актуальные подходы к преподаванию одного из предметов культурологического цикла - мировой художественной культуры — имеющего учебник, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использова-
нию в образовательном процессе общеобразовательными учреждениями.
В программе изучения мировой художественной культуры априори заложен интегральный принцип, который предусматривает осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, культурологией, психологией, социологией и другими науками.
Л.В. Пешиковой [3] выделяются три основные задачи преподавания данного курса:
1) организация восприятия учениками художественных произведений;
2) формирование у школьников способности и умения устанавливать взаимосвязи между различными произведениями художественной культуры с целью определения в них общих и своеобразных черт;
3) развитие у школьников творческих способностей и побуждение их к самостоятельной эстетически-творческой деятельности.
Данные задачи требуют от преподавателей мировой художественной культуры и иного подхода к организации процесса обучения, который должен быть ориентирован на духовное общение, а не на передачу уже готовых знаний, потому что приобретаемые духовные ценности имеют личностный характер и должны быть выработаны самостоятельно на основе переживания. Отсюда следует, что процесс восприятия художественной культуры может быть исключительно индивидуальным, личностным и должен начинаться с подготовительного этапа: с выбора приемов, ме-
тодов и форм организации урока мировой художественной культуры.
Одним из первых ученых, обратившимся к пересмотру традиционных основ обычного обучения, направленного к чувственной сфере, и разработавшим основы смыслового (необычного) обучения, С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина [4] называют Карла Роджерса. Он выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, которое дает учащимся знания, необходимые им для само-изменения и саморазвития. Благодаря такому разделению, в гуманистической педагогике обозначилась новая сторона обучения, то есть особым образом организованная работа ученика.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы проследить процесс восприятия старшеклассниками разных форм организации уроков, выявив среди них наиболее значимые с точки зрения формирования личностного модуса.
Основными методами исследования стали опросы и анкетирование старшеклассников средних общеобразовательных школ г. Ярославля.
Для исследования были выбраны игровые формы уроков (ролевые игры), обладающие высокой степенью вовлеченности учеников в учебный процесс, эмоциональностью, активностью в выполнении заданий, и уроки с использованием интернет-ресурсов.
В «Педагогической энциклопедии» понятие «игра» рассматривается, как «один из видов деятельности человека и животных ... Детская игра - исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку познания, предметной и социальной действительности; одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей» [5].
В отличие от игр вообще педагогическая игра «обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью»
[6].
Игровые технологии можно подразделить, условно говоря, на два вида:
1. Игровые приемы обучения [7]:
а) социоигровое приобщение к делу («Видимо-невидимо», «Угадай-ка» и др.);
б) игровые разминки («Спрятанное слово», «Разминочные загадки» и др.);
в) задания для творческого самоутверждения («Игра по рассказанной ситуации», «Так и не так» и т.п.).
2. Игровые формы обучения:
а) уроки по аналогии с телевизионными передачами («Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и др.);
б) уроки по аналогии с организованными
событиями (аукционы, конференции,
пресс-конференции, урок-суд, урок-
защита диссертации и др.);
в) эмоционально-образные уроки (урок-композиция, урок-концерт, урок-монолог и др.).
При определении восприятия урока игровой формы старшеклассники, как показывают исследования, исходят из следующих критериев:
- познавательное значение предмета (насколько он расширяет кругозор, дает интересные, нужные знания);
- легкость усвоения материала;
- философское значение предмета (насколько хорошо он помогает понять законы развития искусства).
Исследования, проводимые нами на протяжении 10-ти лет показали, что главным в восприятии урока игровой формы старшеклассники выделяют познавательный мотив. Это, в свою очередь, отвечает особенностям психического развития старшеклассников, для которых характерно не просто увеличение знаний, но и существенное расширение умственного кругозора, рост способности к анализу и обобщению конкретных фактов. Игровая форма урока - это переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это дает школьникам возможность развить свои творческие способности, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
В ценностно-ориентированном плане, как отмечают психологи, для старшеклассни-
ков более важен опыт личных переживаний, опыт эмоционального отождествления себя с той или иной общностью. Именно эти опыты формируют нравственные, патриотические, гражданские и политические чувства, личные духовные ценности. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто перенимает черты чужой личности, а расширяет, обогащает, углубляет свой внутренний мир. На этом основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом, его «самости» [8].
Использование интернет-технологий в образовательном процессе увеличивает познавательную активность учащихся. Для учителя это возможность по-новому взглянуть на организацию урока.
В ходе исследований было выявлено, что 54,5 % старшеклассников при такой организации урока приходилось добывать знания самим без помощи учителя, и при этом 63,6 % получили больше информации, чем при традиционном обучении. 18,2 % затруднились ответить. Причем половина класса плодотворно использовала в ходе урока для изучения предмета более 35-ти минут, то есть им приходилось работать во время занятий интенсивнее. 63,6 % учащихся уверены в том, что данная система способствует углубленному пониманию предмета. И это объяснимо, так как работа в Интернете, как отмечают Ю.Д. Бабаева и А.Е Войскунский [9], позволяет повысить активность познающего субъекта, индивидуализировать процесс обучения, преодолеть стереотипы традиционного стиля взаимодействия между учеником и учителем, получить доступ к разнообразным источникам информации. Развитие навыков осуществления познавательной деятельности через Интернет может стимулировать не только развитие познавательных действий в рамках традиционной деятельности, но и личностный рост.
В последнее время многими учеными, врачами, психологами говорится о возросшей нагрузке школьников: усложненные про-
граммы, увеличевшееся количество учебных предметов и т.д. Поиск новых форм и методов работы показывают, что использование на уроках информационных технологий позволяет разгрузить учащихся, не уменьшая объема поступающей к ним информации.
Исследования также показали, что организация урока с применением информационных технологий позволяла б3,б % учащихся самим регулировать темп работы, 50% -режим труда и отдыха. На вопрос «Устаете ли вы больше при такой системе работы?» 59,1% ответили, что «нет», а 22,7% затруднились ответить. Возможность самим регулировать темп работы, режим труда и отдыха не затрудняла восприятие и переработку самостоятельно полученной информации.
В заключении отметим, что наиболее значимыми с точки зрения формирования личностного модуса являются игровые и информационные технологии, которые отвечают основным целям и задачам политики российского образования, изложенным в «Концепции модернизации Российского образования» от 25 октября 2001 года [10]. Они в первую очередь ориентированы на личность ученика и, как следствие этого, способствуют формированию человека с новым типом мышления: инициативного, творческого, смелого в принятии решений, компетентного; личность, готовую к самообразованию и самосовершенствованию.
Библиографический список
1. «Концепция модернизации Российского образования» [Текст] // «Директор школы». - 2002.
- №1. - С. 9S.
2. Там же. - С. 10S.
3. Пешикова, Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе [Текст]: пособие для учителя . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 9б с.
4. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т. П. Совсем необычный урок [Текст]: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2001. - / 1б0 с.
5. Педагогическая энциклопедия [Текст]: в 4 т.; гл. ред. А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. - М.: «Советская энциклопедия», 19б5. - Т.2. - С. 13S.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 199S. - 51 с.
7. Букатов, В.М., Ершова, А.П. Я иду на урок [Текст]: хрестоматия игровых нриемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000. - 224 с.
S. Новиков, А.М. Введение в методологию игровой деятельности [Текст] - М.: Эгвес, 200б. -4S с.
9. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, 10. «Концепция модернизации Российского обра-
О.В. Интернет: воздействие на личность зования» [Текст] // «Директор школы». - 2002.
[Текст] // Психологический журнал. - 1998. - - № 1.
Т.1. - С. 88-100.
В. А. ЛЁТИН, Н.Н. ЛЁТИНА
Семантика «рубежей» в посвящениях главных алтарей Петропавловского храма г. Ярославля
В статье рассматривается многоуровневая реализация так называемой семантики «рубежей» на примере Петропавловского храма г. Ярославля. Она отражает связь общественного и личностного через связь истории семьи купцов Затрапезновых (основателей Ярославской Большой Мануфактуры) и ее отношений с императором Петром I.
In the article multilevel realization of so-called semantics of "boundaries"on the example of Peter and Paul Temple of Yaroslavl is regarded. It reflects public and personal communication through the connection of family history of merchants Zatropeznovs (founders of Yaroslavl Big Manufactory) and their attitudes with Emperor Peter I.
Храм во имя Святых апостолов Петра и Павла (1736-1744) - явление для Ярославского края уникальное. Во-первых, своей архитектурной стилистикой, поскольку это единственный в регионе культовый памятник петровского барокко. Во-вторых, своим экзотическим месторасположением на территории промышленной зоны [1] - Ярославской
Большой Мануфактуры (ЯБМ) купцов Затра-пезновых. В-третьих, богатой семантической нагрузкой. В-четвертых, научной неосвоен-ностью [2]: храм ни разу не упоминается в исследовательской литературе в качестве объекта самостоятельного исследования. Мы предлагаем отчасти восполнить этот пробел и обратиться к ранее не только не исследованной, но и не обозначенной проблеме - семантике посвящений главных алтарей [3] храма, сосредоточившись на одной из ее доминант -семантике «рубежей».
Семантика «рубежей» в посвящениях главных алтарей Петропавловского храма при ЯБМ реализована на множестве уровней: личностном, архитектурном, топографическом, историческом. Рассмотрим их.
Личностный, доминантный, уровень семантики «рубежей» представлен, прежде всего, «рубежными» персоналиями. Это, во-первых, герои Нового Завета: Свв. апостолы Петр и Павел, Св. Симеон Богоприимец и Св. Анна Пророчица. Во-вторых, «рубежные» как для русской, так и для ярославской истории и культуры персоналии, связанные с посвяще-
ниями главных алтарей: Петр I, Анна Иоанновна и И.М. Затрапезнов.
«Рубежность» новозаветных персонажей определена их ролью в Священной истории. Старец Симеон преодолел рубеж вечной жизни, узрев младенца Христа, и тем самым указав на его божественную природу. Св. Анна была наделена даром, выходящим за обычные рубежи человеческого познания. Апостольское служение Петра и Павла, посредничество между Христом и человечеством, стало рубежным фактором создания христианской церкви.
Роль героев Нового Завета в освящении храма «рубежна» и в другом плане. В ней традиционная христианская символика сочетается с аллегорическими указаниями на конкретные исторические личности императора Петра I и императрицы Анны Иоанновны, а также основателя династии Затрапезновых Семена Затрапезнова [4]. При этом аллегорическое, светское значение, на наш взгляд, доминирует, выражая волю создателя храма.
И.М. Затрапезнов (1695-1741) - представитель известной в Ярославле купеческой фамилии, преодолев границы традиционной семейной и городской деятельности, стал хозяином ЯБМ, первым крупным и самым успешным ярославским промышленником XVIII столетия.
Определяющей в этом списке оказывается фигура Петра Великого, «чьей мысли Ярославская Большая мануфактура обязана