Научная статья на тему 'Формирование личностно-профессионального «я» педагога'

Формирование личностно-профессионального «я» педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ "Я" / САМОПОЗНАНИЕ / ОПЫТ / СУБЪЕКТ / РЕФЛЕКСИЯ / ИГРА / SELF-PROFESSIONAL "EGO" / SELF-KNOWLEDGE / PERSONAL EXPERIENCE / THE SUBJECT / A REFLEXION / GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Нина Григорьевна

Личностно-профессиональное «Я» педагога формируется через специальную программу самопознания и систему игр, требующих Я-усилий, направленных на конструктивное преобразование личностного опыта посредством рефлексии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-professional «ego» of the teacher is formed through a special program of selfknowledge and system of games demanding self-efforts directed on constructive transformation of own personal experience by mens of a reflexion self-professional «ego».

Текст научной работы на тему «Формирование личностно-профессионального «я» педагога»

УДК 159.92

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «Я»

ПЕДАГОГА

Н.Г. Косолапова (Иркутск)

Аннотация. Личностно-профессиональное «Я» педагога формируется через специальную программу самопознания и систему игр, требующих Я-усилий, направленных на конструктивное преобразование личностного опыта посредством рефлексии. Ключевые слова: личностно-профессиональное «Я»; самопознание; опыт; субъект; рефлексия, игра.

Современное образование направлено на повышение требований, предъявляемых к педагогу, что обусловливает необходимость совершенствования его личностно-профессионального «Я». Центром личностно-профессионального «Я» педагога является его позитивная Я-концепция. Наличие позитивной Я-концепции позволяет профессионалу быть субъектом собственной деятельности, выстраивать стратегию профессионального и личностного роста, постоянно обновлять свои знания и умения, успешно осуществлять выбор решения профессионально-личностных задач. Целью данной статьи является рассмотрение путей формирования личностно-профессионального «Я» педагога, работающего в системе дошкольного образования.

«Я» в философии трактуется как субъект преднамеренных действий, в которых личность отдает себе отчет и за которые она несет ответственность. Психологические исследования показывают, что «Я» составляет ядро общей структуры личности индивида. «Я» - то, кем считает себя индивид в мыслях, чувствах и действиях, является объектом восприятия, имеет структуру, различные качества, развивается и изменяется [2]. Многие исследователи (Р. Бернс, И. Кон, В.Г. Маралов и др.) указывают на прямую связь характера Я-концепции педагога и Я-концепции детей.

Необходимо дифференцировать Я-концепцию и образ «Я», т.к. в литературе они часто представлены в одном синонимическом ряду. Образ «Я» многие исследователи справедливо считают вершиной иерархии личностных смыслов, которыми пропитана личность (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.Г. Маралов, Ю.М. Орлов, А.Б. Орлов, В.В. Столин и др.). Нам импонирует точка зрения В.Г. Маралова, согласно которой обогащенный, развернутый и достаточно осознанный образ «Я» переходит в Я-концепцию, происходит процесс постоянного движения. «Когда образ "Я" получает рациональное объяснение, обоснование, устойчивость, он перерастает в психологическое образование, которое называется Я-концепцией» [5. С. 21].

Я-концепция личности педагога является итоговым продуктом самосознания, динамичным психологическим образованием, т.к. происходит дальнейшее совершенствование профессионального самосознания, что характеризует непрерывный процесс развития. Высоким уровнем профессионального самосознания считается

рефлексивный, вот почему мы обращаем внимание на рефлексию собственного личностного опыта со стороны педагога.

В личностно-профессиональном «Я» педагога также следует выделять реальное «Я» и идеальное «Я». Расхождения между реальной и идеальной Я-концепциями закономерны, они обусловливают конфликт, который необходим для личностно-профессионального роста. Многое здесь решают внутриличностная интерпретация и мера рассогласования между «Я» реальным и «Я» идеальным [6]. Нам представляется, что, владея на высоком уровне умениями интерпретировать и рефлексировать личностный опыт, педагог дошкольного образовательного учреждения в большей степени способен быть субъектом, строить собственное профессиональное и личностное «Я».

Среди множества видов субъектности - субъект взаимодействия, субъект саморазвития, субъект самопознания, субъект активности, субъект общения, субъект творчества и др. - мы выделили субъект самопознания и саморазвития. Овладевая процессом самопознания, педагог как субъект приобретает важнейший инструментарий влияния на собственное личностно-профессиональное «Я»; кроме того, познание собственной индивидуальности рассматривается нами как познание своеобразия и неповторимости личности педагога. В этом контексте для нас является принципиальным положение о соответствии «Я» и опыта. Опыт, не совместимый с представлением о себе, имеет тенденцию не допускаться к осознанию, каков бы ни был его социальный характер [2]. Психологи считают, что обычно индивид ведет себя в соответствии со своими представлениями о себе. Однако у педагога больше возможностей презентовать себя с лучшей стороны, педагоги, достигшие качеств по критерию самоактуализации, способны к «открытости опыту», что указывает на их психологическую зрелость.

Мы полагали, что приобретение педагогом конструктивного личностного опыта, который бы включал рефлексивный анализ, интерпретацию и рефлексивное обобщение, будет способствовать личностно-профессиональному совершенствованию его «Я». Наши наблюдения и анализ материалов показывают, что педагогу дошкольных образовательных учреждений довольно трудно выделить собственную уникальность

и неповторимость, чаще она сводится к умениям, в том числе профессиональным, реже - к качествам личности, к профессиональным способностям.

Анализ литературы показал, что личностно-профессиональное совершенствование «Я» особенно проявляется в духовности. В.Д. Шадриков считает, что духовное состояние характеризуется расширением сознания, яркостью и ясностью отражения действительности, целостностью этого отражения, углубленным пониманием собственного «Я», четкостью ориентировки в прошлом, настоящем и будущем, глубоким проникновением в ситуацию, уравновешенностью в отношениях, уверенностью в собственных силах, широтой и проницательностью мышления, позитивным настроением. «Духовность добродельна... духовность связана с деланием добра», духовные состояния имеют сильный эмоциональный компонент [7. С. 91].

В процессе исследования педагоги показали разный уровень духовного состояния. Однако выявилась определенная тенденция: чем выше уровень духовности, тем ярче проявляются личностно-профессиональные особенности «Я» педагога.

В процессе исследования, которое проводилось нами в дошкольных образовательных учреждениях в течение многих лет, мы пришли к выводу, что педагоги дошкольных образовательных учреждений должны достаточно основательно разбираться в проблеме формирования «Я» ребенка, уметь осуществлять совершенствование собственного «Я», иметь позитивную Я-концепцию. Для совершенствования личностно-профессионального «Я» педагога нами была разработана специальная программа, которая нашла отражение в авторских курсах повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Эта программа ориентировала педагогов не только на погружение в область специальных знаний, связанных с самосознанием и Я-концепцией, но и на развитие деятельности самопознания себя как субъекта.

В научной психологии самопознание понимается как важнейший путь саморазвития личности, ее самореализации; как средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости; как условие обретения психического и психологического здоровья личности. Именно самопознание стимулирует и дает мощный эффект, который проявляется в саморазвитии и самоизменении себя. Под самопознанием понимается процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми. Самопознание (по У Джемсу) осуществляется на уровнях физической, социальной и духовной личности; высшим признается духовный уровень. Самопознание - это средство быть самим собой, средство овладения собственным опытом, собственными глубинными переживаниями. Можно заключить, что самопознание - мощный инструмент саморазвития и становления «Я», оно направлено на познание в себе многих внутренних инстанций.

Для формирования и развития личностно-профес-сионального «Я» необходимо проявлять усилия к самоизменению в ходе самопознания. Г. С. Абрамова рассматривает Я-усилия разных состоявшихся личностей, при этом она указывает, что «возможность Я-усилий обеспечивается данностью «Я» как качества человеческой жизни, которое самообосновывает ее существование в пространстве и времени» [1. С. 18]. Задача педагога состоит в овладении приемами самостроительства и смыслостроительства посредством Я-усилий. «Человек может много знать о мире вокруг себя, быть весьма сведущим профессионально, но слишком часто он невежествен в отношении себя как индивидуальности, в отношении себя как великого и наисложнейшего микрокосмоса, омрачен в отношении понимания других и склонен к судьбоносным ошибкам, формируя свою судьбу» [3. С. 5].

В качестве важнейшего направления работы по повышению личностно-профессионального «Я» педагога дошкольного учреждения мы видим разработку и апробацию специальной программы, которая реализуется в процессе самопознания педагогом себя, своих возможностей, способностей, умений и др. Авторская программа подготовки педагогов разработана и построена по таким сферам самопознания «Я», как:

- сфера глобального «Я» педагога, которая раскрывает сущность «Я», имя, уникальность, позицию личности, профессиональное кредо, статус, психологические роли, общее психическое и психологическое здоровье;

- сфера внешнего облика (рост, масса тела, состояние физического здоровья, физические данные, физические умения и навыки, двигательные способности);

- сфера личностно-характерологических особенностей (позитивные и негативные собственные черты);

- сфера особенностей темперамента и профессионального стиля;

- мотивационно-ценностная сфера личности (доминантные ценности);

- эмоционально-волевая сфера;

- сфера деятельности (профессиональной, семейной, бытовой, досуговой и др.);

- сфера отношений с другими - коллегами, начальством, домашними, социальным окружением;

- сфера собственного жизненного и профессионального пути.

Сферы, представленные в программе, показывают разнообразие содержаний, по которым педагог «проживает» личностный опыт. Программа включала следующие блоки: теоретический, практико-ориентированный (самопознание педагогом себя) и заключительный блок «самоанализа и саморефлексии материалов «Я». Блок теоретический посвящен введению в проблему, определению важнейших понятий («Я-концепция», «Я-образ», «самоотношение», «саморегуляция», «самопринятие», «самоуважение», «аутосимпатия» и др.). Наиболее значимые темы блока: «Самосознание личности, его

структура. Место самопознания в самосознании личности»; «Самопознание как средство саморазвития «Я» личности»; «Развитие позитивной Я-концепции педагога как условие формирования «Я» ребенка»; «Психологическое здоровье педагога как показатель зрелого «Я»; «Поломки нашего «Я»; «Специфика поломок «Я» у детей разного возраста»; «Условия, средства, методики и технологии формирования «Я» у детей и взрослых»; «Специфика условий и инструментария формирования на разных возрастных этапах развития личности»; «Психолого-педагогическое сопровождение к программе «Я дошкольник»; «Условия и средства формирования «Я» в игре»; «Развитие позитивной Я-концепции на основе преобразования личностного опыта ребенка в игре»; «Условия и пути формирования «Я» ребенка в семье». В контексте содержания программы раскрывались особенности формирования «Я» дошкольника на разных возрастных этапах его жизнедеятельности, определялась специфика психолого-педагогических условий для становления «Я» как субъекта самопознания и саморазвития.

Блок практико-ориентированный, связанный с самопознанием педагога, включает тренинговую работу, игры и упражнения на «Я». Программа авторского курса рассчитана на 36 часов. Перед началом реализации программы участникам было рекомендовано определить уровень представлений педагога о себе, характер самопринятия им себя, предложить презентовать себя [4]. Программа ориентировала педагога в процессе самопознания на «проживание личностного опыта» в контексте той или иной сферы [4].

Нами была широко использована игровая практика, которая применялась с целью самопознания и дальнейшего развития педагога. Именно игровое сознание «творит» игровой мир как особый феномен деятельности. Важен процесс «игроизации», т.е. процесс проникновения игровых элементов в иные феномены бытия (Л.Т. Ре-тюнских, В.Я. Суртаев и др.). Таким феноменом является профессиональная сфера педагога. В игре мы выделили важнейшие ее достоинства, которые педагог должен учитывать в своей работе: игра как культура миров (встать на позицию другого, посмотреть мир его глазами); игра как средство расширения возможностей поведения; игра как средство экстраполяции опыта (перенос его в другие условия); игра как средство преобразования знаний о социуме в игровой опыт (интерпретация, осмысление, осознание, вербализация). В итоге педагог должен был отрефлексировать полученный игровой опыт (игра как средство развития рефлексии).

В контексте исследования нами использовались различные игры, в заключительной части которых воспитатели анализировали полученные ощущения, переживания, новые знания и умения. Приведем названия некоторых игр и упражнений на развитие личностно-профессионального «Я»: «Я и мои достижения», «В первый раз», «Инвентаризация моих достижений»,

«Кувшин воспоминаний», «Окно Джогари», «Создай портрет ребенка» и др.

В качестве конкретного примера проиллюстрируем игру «Создай портрет ребенка» (шустрика или мямли-ка). Цель игры: развить потребность анализировать и обобщать собственные наблюдения. Игровое действие: загадывание и отгадывание. Играющим предлагается составить словесное описание конкретного ребенка, не называя его имени, которое содержит те или иные черты «шустрика» или «мямлика». Участники игры (коллеги) отгадывают, кто больше подходит под описание: быстрый и подвижный ребенок или медлительный, инертный, при этом формулируются конкретные характеристики ребенка. Эта игра может проводиться на психолого-педагогическом консилиуме, тренинге, практикуме и т.п.

Целью игры «Я и мои достижения» являлось развитие умений оценивать свои достижения в профессиональной сфере, освобождаться от старых и ненужных стереотипов, т.е. пересматривать, что нужно педагогу, а от чего следует отказаться. Анализ высказываний участников игры позволяет судить о тех самоизменениях, которые связаны с осознанием новых линий, отражающих разные сферы развития себя как личности и профессионала. В контексте заявленных сфер педагог учится в игровом исполнении накапливать и преобразовывать собственный личностный опыт, наполнять свое «Я» позитивным содержанием.

Все игры систематизированы по сферам самопознания «Я», они могут быть адаптированы для решения различных задач, направленных на совершенствование многих граней личностно-профессионального «Я», и являются прекрасным диагностическим средством, позволяющим оценивать проблемы «Я». Нам представляется, что предлагаемые игры в комплексе с игровыми упражнениями позволяют решать целый круг задач, направленных на расширение линий профессионального «Я». В процессе игровой практики мы старались содействовать развитию тех Я-усилий педагогов, которые направляют внимание на формирование, совершенствование сфер самопознания: глобального «Я», внешнего облика, характерологических черт и др., их самопринятия, развития позитивного отношения к себе, поэтому важно было отрефлексировать игровое содержание.

Следует отметить, что организация Я-усилий педагогов осуществлялась не только в процессе игр и упражнений, но и в ходе решения задач на семинарах-практикумах, реальных профессиональных задач: участие воспитателя в образовательных и исследовательских проектах, направленных на становление «Я-образа» ребенка дошкольника («Как я изменился за год», «Мои достижения», «Я и мое имя» и др.). В процессе экспериментального обучения педагог овладевал теорией формирования «Я», основными теоретическими позициями, особенностями развития образа себя, ориентировался в основных вопросах строения самосозна-

ния, структуры самосознания, структуры Я-концепции и содержания образа «Я», психолого-педагогических условиях формирования «Я» и др., что повышало его индивидуально-личностную компетентность. К концу исследовательской работы участники конструировали систему правил самопознания и саморазвития, которые вырабатывались ими на основе конструктивного личностного опыта посредством рефлексии. Приведем некоторые из них.

- «Я» - это «Я».

- Во всем мире нет такого воспитателя, как Я.

- Я ценю себя как человека со всеми достоинствами и недостатками.

- Я хорошо знаю свои способности и возможности.

- Мои способности связаны...

- Мои успехи проявляются.

- Я ценю своих воспитанников, несмотря на то, что мне не все в них нравится.

- Я умею в каждом человеке, своем воспитаннике найти что-нибудь хорошее.

- Я хорошо понимаю, что чувствую в тот или иной момент.

- Я умею управлять собой.

- Я могу открыто проявлять свои чувства, не причиняя другим вреда.

- Я осознаю последствия моих поступков.

- Я каждый день стараюсь эффективно решать педагогические задачи.

- Я улучшаю свой характер.

- Я становлюсь более профессиональным педагогом.

- Я умею строить свое педагогическое взаимодействие, т.к. ...

- Мне хочется приносить все больше добра, пользы и радости окружающим.

- Мое профессиональное «Я» постоянно обогащается.

- Мои достижения в профессиональном «Я» очевидны, т.к. я.

Наше предположение о том, что приобретение педагогом конструктивного личностного опыта, который бы включал рефлексивный анализ, интерпретацию и рефлексивное обобщение, будет способствовать личностно-профессиональному совершенствованию его «Я», полностью подтвердилось в процессе апробации специальной программы. Совершенствование личностно-профессионального «Я» воспитателя проявилось в конгруэнтности, действенности «Я», т.е. применении Я-усилий, направленных на самосозидание и самоконструирование себя. Рефлексивные умения по оперированию накопленным опытом (анализ

- Я стремлюсь критически относиться к себе.

- Я стремлюсь познавать и совершенствовать свое «Я» по всем сферам.

- Мое педагогическое кредо - это ...

- Мое профессиональное реноме постоянно совершенствуется в направлении.

Разработанные и апробированные нами игры и упражнения в русле авторской программы показывают возможности самопознания и саморазвития педагога, влияния на изменение его индивидуально-личностной и профессиональной компетентности [4]. Рефлексивные умения мы подразделили на три важнейших группы: умение осуществлять рефлексию, умение осуществлять интерпретацию личностного опыта и умение обобщать, делать выводы.

Как показывает анализ проделанной работы, педагоги экспериментальной группы показывают более высокие рефлексивные умения по преобразованию личностного опыта. Программа самопознания, игровая практика, связанная с самопознанием и саморазвитием, обеспечивают достаточно заметные результаты, связанные с совершенствованием личностно-профессионального «Я» воспитателей. Наиболее сложно было осуществлять интерпретацию личного опыта.

На контрольном этапе исследования воспитателям предлагалось сравнить свое прежнее «Я» и его новое состояние. Приведем их высказывания: «Я научилась ценить порядочность», «Я стала управлять более осознанно своим поведением», «Я лучше, чем раньше, стала строить отношения с детьми», «У меня появилось умение оформить интерьер», «Я стала лучше, чем раньше, слушать других», «Я поняла, что мне необходимо расти в профессиональном отношении». Участникам исследования было предложено провести сравнение прежнего «Я» педагога с новым «Я», лич-ностно и профессионально изменившимся по сферам самопознания. Результаты самопознания участники вписывали в таблицу.

опыта, обобщение, прогноз его применения и т.д.) -важнейший строительный материал «Я» педагогов. У педагогов дошкольного образовательного учреждения (экспериментальная группа) значительно расширилась индивидуально-личностная и профессиональная компетентность, что отразилось в способах и приемах личностного самовыражения (отбор образовательных проектов соответственно возросшим профессиональным интересам, смелость и инициативность, самостоятельность в выборе материала, презентации себя и своих профессиональных возможностей, в развитии мотивации достижений, проявление креативности).

Сравнение моего «Я»

Сферы самопознания Какое профессиональное «Я» у меня было Какое профессиональное «Я» у меня стало Моя интерпретация «прожитого личностного опыта

Индивидуально-личностная компетентность педагога особенно ярко проявилась в духовности его личности.

В результате экспериментальной работы нами представлены следующие рекомендации:

1. Педагог должен овладеть теорией формирования «Я», знать основные теоретические позиции, владеть особенностями развития образа себя у детей разного возраста, ориентироваться в основных вопросах строения самосознания, структуры Я-концепции и содержания образа «Я», психолого-педагогических условиях формирования «Я», способах самопознания и саморазвития и др.

2. Педагог должен иметь позитивную Я-концепцию, постоянно работать над ее совершенствованием, чтобы формировать у детей позитивное «Я».

3. Предлагаемые игры носят универсальный характер, поэтому могут быть использованы с учетом возраста детей как составная часть занятий или в целях организации досуга. Использование рекомендуемых игр позволит педагогу повышать профессиональную компетентность.

Развитие личностно-профессионального «Я» педагога проявляется в таких феноменах, как Я-субъектность, которая, в свою очередь, раскрывается в способности к самопознанию и саморазвитию, высоком духовном состоянии, конгруэнтном сочетании всех сторон «Я» личности; действенности «Я», многообразии и качестве предпринимаемых Я-усилий, осознанной рефлексии по оперированию накопленным личностным и профессиональным опытом.

Таким образом, портрет современного педагога-воспитателя дошкольного образовательного учреждения может быть значительно расширен: это, прежде всего, субъект самопознания и саморазвития, Я-субъект, который способен осуществлять рефлексивные преобразования собственного опыта, анализировать, обобщать, выводить из него мысль и на этой основе осуществлять презентацию собственного личностно-профессионального «Я». Наличие полноты, осознанности, глубины, конгруэнтности важнейших сфер самопознания, составляющих «Я», характеризует целостную личность педагога. Только в этом случае он становится полноценным субъектом профессиональной деятельности.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии. М.: Академия, 2001.

2. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.

3. Гарбузов В. Инстинкты и судьба человека. М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2006. 477 с.

4. КосолаповаН.Г. Формирование Я-концепции дошкольников и младших школьников на основе преобразования личностного опыта. Иркутск:

Изд-во ИГПУ, 2006. 248 с.

5. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2002. 256 с.

6. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.

7. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2001. 296 с.

FORMING OF SELF PROFESSIONAL «EGO» OF THE TEACHER Kosolapova N.G. (Irkutsk)

Summary. Self-professional «ego» of the teacher is formed through a special program of self- knowledge and system of games demanding self-efforts directed on constructive transformation of own personal experience by mens of a reflexion self-professional «ego». Key words: self-professional «ego»; self-knowledge; personal experience; the subject; a reflexion, game.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.