Н. Г. Косолапова
СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье представлен опыт экспериментального исследования автора. Показывается роль личностного опыта в становлении и формировании Я-концепции дошкольника. Личностный опыт складывается в процессе реализации специальной программы, направленной на самопознание и открытие своего «Я» дошкольником посредством Я-усилий в условиях преобразовательной деятельности. Игра как ведущая деятельность является важнейшей преобразовательной деятельностью дошкольника.
N. Kosolapova
THE FORMATION OF POSITIVE «SELF-CONCEPTION» OF PRESCHOOL CHILDREN
The article summarizes the results of the author's experimental research. The role of personal experience in the formation and development of the Self-conception ofpreschool children is described. The personal experience is formed as a result of implementing a special program which is targeted at self-cognition and discovery of the "Self" concept by the preschool children by the way of the so called Self-efforts in the circumstances of the transformative activities. The game as a central activity is a very important transformative activity of a preschool child.
Становление индивидуальности связано с развитием содержательного и конструктивного «Я» ребенка. Познание собственной индивидуальности рассматривается в литературе как познание своеобразия и неповторимости личности.
В дошкольном возрасте идет активное освоение не только картины мира, но и составление собственной картинки «Я», образа себя, Я-концепции, что проявляется в последующем поведении личности ребенка, сказывается на личностном росте. Известные исследователи Р. Берне, К. Блага, М. Шебек и другие " утверждают, что в поведении ребенка нет ничего, чтобы не было бы связано с его Я-концепци-ей. Индивидуальность как высочайшая точка развития личности проявляется в ее субъектных возможностях (В. И. Слобод-чиков, Е. И. Исаев). Осознание себя как субъекта деятельности начинается примерно с трех лет, в этот период формируется первоначальная социальная система
«Я», возникает желание заявить о себе (знаменитое детское «Я сам!»).
Элементы самовоспитания и самокоррекции в дошкольном возрасте только начинают складываться в пространстве «Я». Вместе с тем тенденция влиять на ребенка, давая ему представления о себе, слишком велика со стороны значимых окружающих его людей. Поэтому важно создать те психолого-педагогические условия, которые позволяют открывать и развивать в себе «запрятанные» глубоко способности, формировать увлечения, интересы, расширять знания о себе, ни в коей мере, не давая и не «приклеивая» специфические отрицательные характеристики и ярлыки, которые, к сожалению, могут стать строительным материалом собственного «Я» ребенка. Исследователями Н. П. Колесниковой, М. В. Крулехт, Т. А. Репиной и многими другими выделяются предпосылки к самовоспитанию у детей старшего дошкольного возраста. По мнению В. И. Слободчикова,
зарождение и проявление парциальной субъектности, которая характерна для дошкольников, обнаруживается в саморегуляции некоторых форм психической активности, самостоятельном осуществлении некоторых видов деятельности, реализации различных способов обращения с социальной действительностью и другими людьми, в элементарном самоконтроле и самооценке. Особенно элементы самовоспитания у старших дошкольников закладываются в условиях ведущей деятельности.
Современными исследованиями доказывается, что сознательное «Я» вырастает в социальном процессе (Г. М. Андреева, Н. Ф. Голованова, О. В. Хухлаева, Т. Ши-бутатти и др.). Маленький ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими, во взаимодействии с социумом. То, как сообщают взрослые первую информацию ребенку о нем, как оцениваются его достижения, как осуществляется педагогическая и психологическая поддержка, во многом определяет, что может лечь в основу формирования «Я» ребенка. Дети дошкольного возраста, пока у них мал собственный опыт, «примеривают» и присваивают себе все позитивные и негативные характеристики, неслучайно они ссылаются на высказывания и мнения взрослых.
Целью настоящей статьи является раскрытие вопроса об условиях, которые содействуют становлению и формированию позитивного «Я» дошкольника.
Под Я-концепцией понимается теоретическая картинка самого себя (А. А. Реан); форма переживания человеком своей личности (Д. А. Леонтьев); система представлений о себе, сопряженная с самооценкой; система установок на себя (Р. Берне) и др. Материалы многих исследований показывают, что целостное развитие личности возможно при наличии позитивной Я-концепции. Позитивная Я-концепция представляет собой совокупность всех позитивных представлений ребенка о
себе, включает позитивные самооценки и тенденции поведения. Для позитивного «Я» важно признание позитивных и негативных качеств, принятие себя таковым и наличие потребности к самоизменению.
Важным аспектом проблемы Я-концеп-ции представляется ее анатомия, структура. Под структурой понимается строение изучаемого явления, внутреннее устройство какого-либо сложного объекта, где значимым является иерархия компонентов, определенное соотношение компонентного состава, а также существующие между ними связи. Несмотря на то, что проблема Я-концепции достаточно широко представлена в отечественной и зарубежной литературе, имеются существенные разночтения, отождествление Я-кон-цепции с близким понятием «Я-образ». Опираясь на разработанные позиции, отраженные в работах Р. Бернса , а также 2
К. Блага и М. Шебека относительно структуры и содержания Я-концепции, в качестве отправных точек для изучения «Я» дошкольника мы рассматриваем следующие: наличие Я-глобального (целостного), осознанность «Я», образ себя (содержание), наличие в нем определенных осей (линий), ядер, самооценки и установок. Для дошкольника такими осями (линиями) являются: «Я есть», «Я познаю», Я умею», «Я имею», «Я и мой интерес», «Я — товарищ», «Я — сын (дочка)», «Я — будущий ученик», «Я и мои мечты», «Я и мое будущее», линия полоролевого развития, линия совести как эталона нравственности. Нам представляется значимым включить линии, касающиеся социализации личности, так как формирование и развитие «Я» является составной частью работы по социализации личности: «Я человек», «Я дошкольник», «Я — сын (дочка)», «Я — внук (внучка)», «Я брат (сестра)». К. Блага и М. Шебек отмечают, что между третьим и шестым годами развиваются и укрепляются все создавшиеся оси структурного Я. Они же констатируют, что в дошкольном возрасте глобальное «Я» более сцеплено,
чем в раннем возрасте. Ось идеала «Я» у детей дошкольного возраста часто включает идентификационные модели родителей, бабушек, дедушек, старших детей, сверстников. «Важно и то, что дошкольник начинает постепенно создавать о себе критическое представление. Это вызвано тем, что «структурное-Я» обогащается еще одной осью — осью совести, т. е. появляются «идущие изнутри» правила поведения. Внутренние правила позволяют организовать внутреннее пространство личности, а значит, внутреннее «Я». В перспективе становления личности, оценки ее личностного роста внутренние правила, на наш взгляд, постепенно перерастают в личностное кредо.
В структуре Я-концепшш детей дошкольного возраста особо следует выделить когнитивный компонент (то. что дети думают и знают о себе) и оценочный компонент (то, какого они о себе мнения). Важнейшим структурным компонентом является «идеальное-Я», без него трудно представить саморазвитие личности, ее самоизменение. «Идеальное Я» — это установки, связанные с представлениями о том, каким человек хотел бы быть, оно включает стремления, нравственные идеалы и ценности. На протяжении всего дошкольного возраста происходит становление и формирование «Я» ребенка. Это обеспечивается во многих отношениях за счет расширения и нарастания устойчивости линий «Я», самоизменений в когнитивном и оценочном «Я», уточнения самооценки ребенка о самом себе.
В своем исследовании мы опираемся на положения психологии о том, что у дошкольников формируются новообразования, которые содействуют становлению внутреннего «Я». В раннем возрасте ценным является «Открытие Я», появление линий «Я есть», «Я могу», «Я хочу», «Я имею», первичной рефлексии, освоение правил и обязанностей, регулирующих поведение ребенка. Особо следует выделить важнейшее психологическое но-
вообразование — эмоциональную децен-трацию (умение принимать во внимание чувства и мысли других людей). Нами создавались Я-ситуации, которые способствовали осознаванию своих и чужих чувств, содействующие возможности запоминать свои эмоциональные состояния и предвосхищать их. Уже у ребенка третьего-чет-вертого года жизни появляется первичная потребность в саморазвитии.
Постепенно ребенок начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества, более осознанно это происходит в возрасте пяти — шести лет. Потребность в самоизменении,хотя и имеет свою специфику в этом возрасте, но может выражаться не только вербально, но и посредством проявления реальных Я-усилий. Таким образом, тенденции поведения, заложенные в Я-концепции, проявляются в конкретных поступках ребенка. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся, как спра-
3
ведливо считает О. В. Хухлаева , основой для саморегуляции. Эти слова-нормативы мысленно произносятся самим ребенком, постепенно формируются умения учитывать их в собственном поведении, а также в поведении другого человека, учитывать его чувства и мысли. Происходит стабилизация Я ребенка, он начинает задумываться над тем, какой он — плохой или хороший. Важнейшее значение для стабилизации «Я» играет процесс идентификации с родителем своего пола. Поскольку в дошкольном возрасте активно развивается самосознание, ребенок осознает, что он в целом хороший, но имеет некоторые недостатки. Расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и воспитателя детского сада — первого чужого 4
взрослого .
Таким образом, дошкольный период является важнейшим психологическим пространством, в котором формируется «Я» ребенка. Именно в этот период ребенок становится энциклопедистом, философом, мыслителем, так как впервые от-
крывает многие грани окружающего мира, выстраивает собственную Картину мира, совершает «открытия», развивается как субъект деятельности и саморазвития.
Основополагающим условием, как показало наше исследование, является организация, обогащение и преобразование личностного опыта, который бы содействовал «форматированию» позитивного «Я» ребенка. Личностный опыт, по существу, является внутренним, отражает внутреннее пространство личности, ее представления, мысли, чувства, переживания, то, как он будет организован и преобразован, зависит складывающийся у дошкольника образ себя и Я-концепция. Действенное «Я» дошкольника зависит от той теоретической картинки, которую представляет собой Я-концепция.
В формировании позитивной Я-кон-цепции дошкольников необходим опыт, складывающийся в процессе деятельности преобразовательного характера. Эти преобразовательные акты связаны с ведущими видами деятельности в этом возрасте, с реальными шагами взаимодействия, так называемыми «Я-усилиями», в ходе которых изменяется и «Я» ребенка. Ребенок «обживает» в глубине себя первоначальные, часто повторяемые требования к своему поведению со стороны родителей, значимых «Других» в форме кон-венциальных правил. Становясь внутренней нормой и внутренним отношением к себе, эти правила способствуют формированию нравственных черт личности, основ будущей совести, которую глобальное «Я» постоянно использует для регуляции своей деятельности, построения взаимодействия с «Другими».
Материалы нашего экспериментального исследования убедительно показывают, что Я-концепция личности дошкольника обогащается за счет Я-усилий, которые проявляются в инициативных действиях по отношению к себе и другим. Я-усилия ребенка, побуждаемые взрослым, приводят к решению человековедческих задач,
заложенных в специально сконструированных «Я-ситуациях». Это способствует обогащению внутреннего опыта личности, его преобразованию, следовательно, интенсивному развитию внутренней саморегуляции (изменению внутреннего мира ребенка).
Известно, что в дошкольном возрасте в связи с развитием самосознания начинают активно складываться элементы образа себя, которые создаются не только под влиянием значимых близких, педагогов, но и благодаря процессу самостоятельного познания. Учитывая, что основным инструментарием саморазвития личности является самопознание, педагоги, психологи и родители должны помочь ребенку «открыть», познать свое собственное «Я».
Анализ исследовательских работ позволил установить роль самопознания в становлении «Я» личности. К программам, которые решают задачу самопознания, расширения и обогащения «Я», можно отнести программы социально-личностного развития: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Я, ты, мы» Р. Б. Стеркиной и О. Л. Князевой, программу морального воспитания С. Якобсон, программу «Я человек» С. А. Козловой, «Познаю себя» М. В. Корепановой и Е. В. Харламповой, «Из детства в отрочество» Т. И. Ерофеевой, «Развитие самосознания и индивидуальности» Е. Н. Лебеденко и др. Особо следует отметить рекомендованную министерством образования программу «Детство» (авторский коллектив: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, М.В. Крулехт, 3. А. Михайлова, Н. А. Ноткина, А. Г. Гогоберидзе и др.), где представлен специальный раздел, направленный на формирование «Я» ребенка и его социализацию. Анализ этих программ показал, что они в своей основе предполагают реализацию предпосылок, имеющихся у дошкольника к самовоспитанию.
При разработке нашей программы мы опирались на позиции, представленные в исследовании В. Г. Маралова, который определил ряд сфер самопознания . Наи-
более значимыми в работе с дошкольниками мы считаем следующие: сферу внешнего облика, познавательную, личност-но-характерологическую, мотивацион-но-ценностную, эмоционально-волевую, сферу способностей и возможностей, сферу деятельности, сферу отношений с другими. Именно эти сферы нашли отражение в нашей экспериментальной программе. В качестве ведущих были определены те из них, которые являются наиболее значимыми в силу возрастных доминант и особенностей развития. Характерным для самопознания дошкольника является то, что обозначенные сферы построены таким образом, что начинаются, по существу, с Я-глобального. Временной аспект пронизывает содержание всех сфер познания и открытия себя. В процессе самопознания ребенок-дошкольник через различные Я-ситуации посредством Я-уси-лий открывает в себе те или иные линии, учится описывать свое «Я», создает штрихи к своему портрету.
Особенностью нашей программы6 в отличие от имеющихся программ является направленность на формирование личностного опыта, его преобразование личностью как субъектом, изменение внутреннего мира ребенка. Важнейшим требованием является насыщение программы с учетом уровня личностного развития, существующей у ребенка Я-концепции и степени освоения личностного опыта. Наша программа самопознания, направленная на становление Я-концепции дошкольников, реализуется через систему занятий, игр и упражнений, которые проводятся в целостном педагогическом процессе. Дошкольников побуждают к «Я-уси-лиям», направленным на преобразование личностного опыта. Развитие позитивного «Я» осуществляется благодаря накоплению представлений, впечатлений о себе, которые затем интегрируются в новые оси и ядра, а затем в глобальное «Я». На основе целенаправленной организации и обогащения личного опыта детей, которое опи-
рается на четкую программу формирования представлений о себе, своем «Я», предусматривается знакомство с внешним «Я», физическим «Я», с основными линиями образа себя: «Я умею», «Я знаю», «Я имею», «Я хочу», «Я люблю», «Я мальчик (девочка)», «Я будущий школьник», «Я дочка (сын)», «Я сестра (брат)», «Я внук (внучка)», «Я товарищ», «Я глазами других».
В процессе экспериментального исследования нами была апробирована программа самопознания «Я» дошкольника, которая включала определенные блоки (разделы), освещающие конкретные аспекты самосознания, а также самопознания как его структурной части. Программа самопознания и саморазвития для дошкольника предусматривала широкую преобразовательную деятельность, реализация ее позволяла обогащать и преобразовывать личностный опыт не только в жизненных, но и игровых условиях. Программа ориентировала педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста на проживание личностного опыта, его преобразование в процессе игровой деятельности. Программа предлагает определенный путь становления Я-концепции ребенка на этапе раннего и дошкольного возраста: проживание и преобразование личностного опыта, благодаря чему у него формируются различные грани и ракурсы «Я», происходит обогащение его внутреннего мира. В основу построения программы положены материалы многолетнего исследования.
Целью программы является формирование «Я» ребенка-дошкольника, его способности быть субъектом самопознания на основе преобразования личностного опыта.
Задачи программы:
• формирование «Я» дошкольника как субъекта деятельности;
• формирование умений по преобразованию личностного опыта (анализ, рефлексия, обобщение, прогнозирование) для самостроительства себя как Я-субъекта;
• развитие ведущих линий «Я»; осознание содержания их;
21
6
• совершенствование игрового «Я» ребенка;
• развитие социальной компетентности личности дошкольника.
Учитывая, что многими современными исследованиями утверждается, что Я-кон-цепция является результатом самосознания, нами были выделены три компонента: познавательный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение), действенно-волевой (саморегуляция). Самопознание — мощный инструмент саморазвития, становления «Я». Под самопознанием понимается процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и др. Самопознание — процесс познания в себе многих внутренних инстанций.
Основными сферами самопознания мы выделили следующие: сферу глобального «Я», сферу внешнего облика, сферу лич-ностно-характерологических особенностей, сферу особенностей темперамента, мотивационно-ценностную сферу личности, эмоционально-волевую сферу, сферу деятельности, сферу отношений с другими людьми, социальным окружением, сферу собственного жизненного пути.
Особенностью данной программы самопознания, осуществляемой при помощи и непосредственном участии компетентного взрослого, является также ее реализация на различных занятиях, играх и упражнениях в контексте разного конкретного содержания, в повседневной жизни, в целостном педагогическом процессе в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Важно помочь осознать ребенку определенные линии его «Я», благодаря приобретенному и преобразованному личностному опыту.
Психолого-педагогическое сопровождение к программе составляют диагностические методики, тесты, опросники, критерии и уровни оценки Я-концепции и образа себя; советы и рекомендации для
взрослых; игры и занятия для детей, которые представлены по возрастам, начиная с третьего года жизни; различные человеко-ведческие «Я-ситуации», а также игры, тренинги, семинары, консультации для взрослых и др. Создание специальных че-ловековедческих ситуаций связано с использованием этического и правового содержания, требующего от детей разного дошкольного возраста выбора способов решения на основе использования личностного опыта. Содержание ситуаций про-думывается с учетом возрастных особенностей, характера личностного опыта, уровнем развития «Я», связано с особенностями жизнедеятельности. Личность, действуя в таких условиях, вынуждена преобразовывать свой личностный опыт! Для педагогов в целях повышения индивидуально-личностной компетентности предложены лекции, семинары, практикумы на развитие «Я».
Следует подчеркнуть, что содержание программы может органично встраиваться в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, может быть использовано как в организованных формах взаимодействия педагога с детьми, так и за его пределами, как в индивидуальной, так и групповой работе с детьми, в процессе всей их жизнедеятельности.
Перед началом систематической работы целесообразно определить уровень детей в плане представлений их о себе. С этой целью использовать методы и методики диагностики, опираться критерии и уровни, направленные на изучение «Я».
Программа самопознания для дошкольника предусматривает развитие «Я-дей-ствующего» и «Я-рефлексивного», так как именно они отвечают за накопление и преобразование личностного опыта, складывающегося в процессе выбора решения человековедческих задач в жизненном и игровом пространствах.
Обогащать и преобразовывать свой личностный опыт дети начинают при познании себя на специальных, интегрирован-
ных занятиях, играх. При разработке занятий мы опирались на материалы, представленные в исследованиях Е. Рылеевой, Е. Н. Лебеденко для старших дошкольников («Мое имя», «Моя внешность», «Моя семья», «Мое генеалогическое древо», «Мои органы чувств», «Мои чувства и настроения», «Мое тело», «Я живой», «Я человек», «Я самый-самый», «Мой портрет», «Темперамент», «Черты характера», «Мои мысли, желания и возможности», «Моя сказка», «Сегодня, вчера и завтра» и др.). Задания на эмпатию, саморегуляцию являлись прекрасным материалом для самопонимания себя, самосозидания (Г. Бардиер, И. Никольская и др.).
Наше исследование показывает, что наиболее успешно дошкольник осваивает физическое «Я». В связи с освоением физического пространства ребенок старшего дошкольного возраста готов перейти к освоению другого, более сложного пространства — пространства своего внутреннего мира, которое связано с мыслями, желаниями, чувствами, достижениями ребенка и обусловлено личностным опытом.
Одним из средств формирования «Я» выступает игра. Игра представляет уни-катьные возможности хтя формирования «Я» ребенка раннего и дошкольного возраста. Она позволяет формировать новые линии «Я», повышать самооценку, осознавать приводимый в движение личностный багаж, рефлексировать, анализировать и оценивать его, делать выводы, прогнозировать его применение в дальнейшем. В игре ребенок учится сопоставлять опыт ретроспективный и опыт сегодняшнего дня, опыт взаимодействия и опыт рефлексивного поведения. Опосредствованное опытом «ролевой игры» отношение к себе способствует формированию у ребенка сознательных целей: запомнить ролевые действия, фиксировать содержание игры, контролировать себя со стороны. Нами успешно применялись и апробировались многочисленные дидактические игры на формирование «Я». Они по-
зволили формировать определенные линии «Я» («Я умею», «Я знаю», «Я мечтаю», «Я — товарищ», «Я и мои вещи» и др.), форматировать позитивную Я-концеп-цию личности ребенка, позитивную самооценку себя, самопринятие. При создании условий для развития игровой практики у детей целесообразно влиять не только на отражение ими явлений окружающего социума, но и на познание собственного внутреннего мира. Сюда мы относим игры, цель которых состоит в преобразовании личностного опыта и обогащении внутреннего мира ребенка. Кроме того, предлагаемые игры позволяют содействовать развитию силы духа, чувства сострадания, качеств жизнерадостности, навыков творческого поведения. Сюда мы относим игры в воображаемую ситуацию «Как будто... » (ситуаций может быть много), «Складываем все в кучу», «Ищем новое в облике, поведении сверстника», «Сумасшедший день», «Сумасшедший худож-
7
ник», «Предмет любви» и др.
Как один из результатов исследовательской работы нами широко использовалась самопрезентация, формы которой были разные: персональные выставки различных продуктивных детских работ, детские проекты на тему «Мои достижения», «Дни персональных посвящений конкретным детям», «бенефисы», ситуации поздравления детей с конкретными достижениями, микропьесы для домашнего и дидактического театров, сценки, предусматривающие выбор детьми нравственного и правового способа решения, «портфель достижений ребенка», творческие проекты идр.
Исследование показало, что, обогащая Я-процессуальное на основе преобразования личностного опыта, мы более успешно влияем на Я-структурное, определенные линии «образа Я». Полученные результаты свидетельствуют о том, что развитие «Я» значительно выигрывает, если ребенок учится преобразовывать свой личностный опыт посредством тех умений, которые позволяют использовать его
осознанно, как строительный материал образа себя и Я-концепции. Мы отмечаем достаточно яркое появление элементов анализирующего восприятия личностного опыта, самообращений, элементов самопрогнозирования и планирование будущего (выделяются мечты, новые потребности), осознанность себя и своих достижений в дошкольном возрасте и др. У детей активно развивалось «Я» действующее, формировались «Я-усилия» личности ребенка, направленные на преобразование внутреннего опыта. Все это является базой для дальнейшего развития Я-концепции.
Исследование позволило установить, что развитие и наполнение образа «Я», аффективное самовосприятие происходит по мере постепенной социализации ребенка-дошкольника. При этом аффективное начало не вытесняется в процессе социализации, а качественно преобразуется, дифференцируется, вступает в новые отношения с интеллектом, так как ребенок научается делать выводы, умозаключения из «прожитого», а значит, прочувствованного личностного опыта. Из этого следует, что процессуальное «Я» посредством переработки различных связей и отношений способствует изменению линий образа «Я», наполнению их обновленным содержанием.
Трансформация личностного опыта на основе обогащения и изменения линий «образа Я» дошкольника выступает как результат и условие успешности работы. По мере формирования «Я» ребенка отмечается динамика в следующем направлении: от самоописаний дошкольников, связанных с физическими характеристиками, процессу-
альными действиями, навыками и умениями к самоописаниям, связанным с личностными качествами и чертами характера. Если вначале дошкольники чаще описывают внешние ситуативные характеристики (физические атрибуты, вещи, предпочтения), то при соответствующих условиях, они делают акценты на личностных чертах, проявляют способность описывать себя с позиции сравнения себя прежнего и реального, ссылаться на личностный опыт, даваемые ими характеристики себя отражают психологический и обобщенный взгляд на себя.
Компетентный педагог сможет помочь ребенку принять себя таким, каким он есть сегодня, научить сопоставлять наличное представление о себе с желаемым, прогнозируемым, представления «зер-кального-Я» с актуальным (реальным) «Я»; адекватно оценивать себя и свои возросшие возможности.
В то же время, созревающее «Я» влияет на характер личностного опыта. Неслучайно О. В. Хухлаевой показана связь между наличием позитивного образа собственного Я и позитивного образа Другого с психологическим здоровьем личности. Важнейшим показателем психологического здоровья является принятие себя и других. В нашем исследовании эта взаимосвязь нашла свое подтверждение.
Таким образом, «Я» следует рассматривать как трансформ, «Я» представляет собой центр личности, вершину самосознания, имеет свою структуру, а личностный опыт является своего рода инструментом формирования «Я», выступает важнейшим условием.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.
2
Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Книга для учителя: Пер. с чешек. -М.: Просвещение, 1991.
3
Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М.: «Академия», 2003.
4
Там же. — С. 15.
ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ
5 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — М.: Академия, 2002. Косолапова П. Г. Становление и формирование «Я» дошкольника на основе преобразования личностного опыта: материалы психолого-педагогического сопровождения. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007.
7
Косолапова N. Т. Формирование Я-концепции дошкольника на основе преобразования личностного опыта / Н. Г. Косолапова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006.